РУБРИКИ |
Танки капиталистических стран |
РЕКЛАМА |
|
Танки капиталистических странТанки капиталистических странТанки армий капиталистических стран Первые проекты боевой бронированной техники появились в России в 1911 - В разные периоды развития оружия и военной техники отношение к боевой
бронированной гусеничной машине менялось: были и ярые приверженцы, и
непоколе-
бимые противники, уверенно предвещавшие скорую гибель самой идеи танка. В
конце первой мировой войны среди последних были и американцы. В 30-х годах В 50-х годах вновь усилились позиции противников танков, утверждавших,
что создание ядерного оружия делает их существование бессмысленным. Но
многочислен-ные испытания показали, что бронированные машины, и особенно
танки, способны противостоять поражающим факторам ядерного оружия. Военные специалисты убеди-лись, что основные боевые танки могут вести эффективные действия и выживать в ус-ловиях применения оружия массового поражения. Зарубежные военные специалисты считают, что развитие основных боевых
танков в мире интенсивно началось после второй мировой войны. Опыт
применения легких и средних танков выявил как положительные, так и
отрицательные моменты. С их учетом в послевоенный период в США, Для характеристики конструктивно-компоновочных особенностей танков за
рубе-жом применяется понятие «поколение». К танкам первого послевоенного
поко-ления (1947-1963) относятся М46, М47, М48 (А2-А5), тяжелые М103 (А1 и Танки второго поколения (1963-1980) стали поступать на вооружение
сухопу-тных войск США, ФРГ, Великобритании и Франции с начала 60-х годов: В начале 80-х годов на вооружение армий ведущих стран НАТО стали
поступать основные боевые танки третьего поколения (1980-2010), технический
уровень кото-рых по сравнению с предыдущими возрос примерно вдвое. К ним
относятся М1А1 и А2 «Абрамс» (США), «Леопард-2» (А4-А5, ФРГ), «Челленджер» Техническое совершенство, базирующееся на передовых научных разработках, и соответственно лучшие боевые возможности достигнуты за счет повышения калибра пушки до 120-мм, установки новых систем управления огнем и тепловизионных прибо- ров, использования многослойной брони и бортовых защитных экранов. Реализованы также специальные технические решения, обеспечивающие живучесть экипажа и ма-шины при пробитии брони. Установлены дизельные двигатели мощностью 880-1100 кВт (1200-1500 л.с.),а на американских - газотурбинные. Конструктивные изменения привели к повышению на 5-10 т боевой массы, которая достигла 55-62 т. В связи с появлением новых технических идей и технологических возможностей танки подвергаются основательной модернизации. Как правило, усиливается броневая защита (новые композиционные материалы и системы динамической защиты), устанавливаются лазерные (на двуокиси углерода) дальномеры, совершенствуются дви- гатель, трансмиссия и ходовая часть. Для танковой пушки создаются более мощные боеприпасы - бронебойные подкалиберные снаряды с применением тяжелых сплавов на основе вольфрама или обедненного урана. По техническим характеристикам к боевым машинам третьего поколения
могут быть отнесены и танки С-1 «Ариетте» (Италия), «90» (Япония), а также,
возможно, «88» (Республика Корея) и ЕЕ-Т1 «Озорио» (Бразилия). В настоящее
время основные боевые танки третьего поколения в вооруженных силах США, В 80-х годах США и ФРГ, занимающие ведущее место в танкостроении,
начали разработку машин четвертого поколения (поступление на вооружение
ожидается после 2015 года): соответственно FMBT (Future Vain Battle Tank) и Основные направления совершенствования конструкции танков четвертого поко-ления в зарубежных странах предполагают повышение из огневой мощи, защиты от обычного оружия и ОМП, от огня вертолетов, низколетящих самолетов и других средств, поражающих цель сверху, увеличение подвижности и способности преодоле-вать водные преграды с ходу, создание более экономичных, надежных и ремонтопри-годных агрегатов и узлов силового блока, а также ходовой части, внедрение автомати-зированных систем информации об обстановке на поле боя, управления огнем и конт-роля за техническим состоянием. Наиболее приемлемым основным вооружением танков четвертого поколения зарубежные специалисты считают 140-мм пушку. Предпочтение отдается двум вариан-там конструктивно-компоновочного решения: размещение ее в низкопрофильной башне и установка на специальном вынесенном лафете. В первом случае обеспечивается более удобное расположение экипажа и надежная защита его от фронтального обстрела противотанковыми средствами, так и от подрыва на противотанковых минах. Второй вариант позволяет за счет размещения орудия над корпусом на специальном лафете уменьшить на 1/3 высоту танка и почти в два раза его фронтальную проекцию, а также вдвое усилить броневую защиту при сохранении боевой массы около 55 т. Кроме орудий, в которых для разгона снаряда используется порох, уже
давно ве-дутся работы по созданию для танка электромагнитной или
электротермохимической пушки. Метаемые по принципу электромагнитного
взаимодействия снаряды могут иметь скорость у дульного среза 4000-5000 м/с,
что значительно превосходит все извес-тные орудийные системы. Такая
скорость позволит снаряду пробивать любой броневой лист, обеспечив ему
убедительную победу в постоянной борьбе «снаряд - броня». При этом
траектория полета снаряда на значительном расстоянии будет представлять
собой практически прямую линию, а время достижения цели станет очень малым. Еще одним преимуществом электромагнитных пушек является то, что высокая скорость снаряда позволит снизить его массу. При этом можно уменьшить площади, отводимые для их хранения в боевой машине, или увеличить боекомплект. А самое важное - уменьшение калибра орудия. В этой связи размеры и боевая масса танка так- же снижаются, что позволит решить важную в современных условиях задачу - создать авиатранспортабельную машину (в одном широкофюзеляжном самолете на большие расстояния можно будет перевозить два танка или более). С установкой электромагнит-ной пушки повышается живучесть танка, поскольку в нем не будет пожаро- и взрыво- опасных пороховых зарядов. Но технические сложности еще велики. Главная проблема состоит в том, как в ограниченном объеме корпуса генерировать и хранить требуемую электроэнергию. Современные экспериментальные орудийные системы, использующие электромагнит-ный принцип метания, требуют установки накопителя энергии массой не менее 10 т, а также аккумуляторных батарей, значительно повышающих боевую массу танка. Разра-ботка накопителей идет полным ходом. Их массу при равных других характеристиках за десять лет удалось снизить на 10 проц. Это позволяет некоторым специалистам сде-лать вывод, что требуемые технические характеристики могут быть достигнуты к концу столетия. Однако другие заявляют, что для создания орудия, удовлетворяющего всем условиям , потребуется более продолжительное время. Появление мощных и разнообразных по физическим принципам действия проти- вотанковых средств и возможность поражения танков сверху заставляет конструкторов уделять значительное внимание повышению их броневой защиты и живучести. Обес-печение универсальной, отвечающей современным и перспективным требованиям бро-невой защиты является трудноразрешимой проблемой. Однако, судя по публикациям в западной военной печати, возможности улучшения защитных свойств брони далеко не исчерпаны. В этой связи продолжаются работы по созданию новых многослойных броневх конструкций на основе более прочных материалов. В Великобритании ведутся НИОКР по созданию боевой бронированной машины,
корпус которой будет полностью изготовлен из композиционных материалов. Его
полу-чают в результате прессования полимеров. Волокна сухим способом
прессуются в формах куда одновременно нагнетается термотвердеющий полимер. В целом, как отмечается в зарубежных военных изданиях, через 15 лет можно ожидать повышения стойкости новых видов брони к баллистическим противотанковым средствам в 2-2,5 раза. Одним из направлений увеличения защищенности танков (осо-бенно это относится к существующим образцам) может стать применение дополнитель-ного бронирования с использованием пассивной и активной брони. Испытания показа-ли, что такой метод позволяет значительно повысить защищенность экипажа. Наряду с совершенствованием традиционных методов защиты разрабатываются
и принципиально новые. Конструкторы близки к реализации концепции
управляемой динамической брони (SAS - Smart Armor System), обеспечивающей
защиту от противо-танковых средств калибра до 140-мм. Система SAS включает
комплект элементов ди-намической защиты, управляемых по всей поверхности
танка. Имеется также управля-ющая ЭВМ, которая с помощью датчиков
определяет тип подлетающего противотанко-вого снаряда и место его
попадания, рассчитывает, сколько и каких элементов динами-ческой защиты
должно быть подорвано для предотвращения или снижения поражаю-щего эффекта
снаряда. ЭВМ выдает также команды, предотвращающие детонацию и
одновременный подрыв всех элементов динамической защиты в результате
электрон-ного воздействия противника или огня или огня стрелкового оружия. Важной составляющей, которая определяет боевые качества танка, остается под-вижность. На нее в первую оказывает влияние масса танка, мощность двигателя, конс-трукция трансмиссии и подвески. Соотношение между мощностью двигателя и массой боевой машины характеризуется удельной мощностью. Зарубежные специалисты счи-тают, что для современного танка она должна находится в пределах 18,5-19,9 кВт/т (25-27 л.с./т), то есть при массе 60 т мощность двигателя будет 1105 кВт (1500 л.с.). Большинство зарубежных танков оснащены дизельными двигателями, кроме По мнению зарубежных специалистов, в гидропневматической подвеске станут применяться устройства, которые автоматически меняют основные характеристики подвески в зависимости от условий движения. Автоматизация многих процессов управления движением танка, ведения
огня, а также отображение различной информации на дисплеях экипажа могут
коренным об-разом изменить конструкцию танка будущего. Первые шаги в этом
направлении уже воплощаются, например, во французском основном боевом танке В целом для реальных танков четвертого поколения характерными
показателями будут следующие: снижение боевой массы до 50 т; наличие 140-мм
гладкоствольной пушки с автоматическим механизмом заряжания и сложного
комплекса приборов упра-вления огнем и наблюдения (в том числе
тепловизоров, обеспечивающих возможность кругового обзора и ведение
эффективного огня днем и ночью, а также в условиях плохой видимости, хотя
еще до конца не решена проблема распознавания целей по принципу «свой -
чужой»); использование дизельного или газотурбинного двигателя мощностью Одновременно с работами по созданию танков четвертого поколения в США
начались НИОКР над перспективным танком пятого поколения, получившим наи-
менование АЕТ (All Electric Tank - полностью электрический танк). Судя по публикациям в военной печати, разработчики отдельных
компонентов танка к 2020 году спроектируют и изготовят демонстрационные
образцы с шасси танка М1А2 «Абрамс» и новые шасси массой 50-55 т, а затем
объединят отобранные по кон-курсу компоненты в общую конструкцию Характеризуя роль и место основных боевых танков в боевых действиях сухопут-ных войск в ХХI веке, военные специалисты США утверждают, что они останутся гос-подствующей силой на поле боя, главным ударным средством при ведении наступательных действий, захвате обороняемых позиций и контрударах. Тенденции развития танков Судя по сообщениям иностранной печати, развитие и совершенствование
танков за рубежом осуществляется по двум основным направлениям: создание
новых образцов и модернизация ранее выпущенных и находящихся в
производстве. Считается, что первое направление обеспечивает значительное
повышение боевых свойств и эффекти-вности танков, но связано с большими
затратами времени и средств. Так, разработка западногерманского танка Второе направление, то есть модернизация танков представляет собой непрерыв-ный процесс проведения конструктивных и технологических мероприятий, направлен-ных на повышение их боевых свойств и продление жизненного цикла. По мнению за-рубежных специалистов, она позволяет в сравнительно короткие сроки и при ограни-ченных затратах добиться повышения эффективности танков и привести их в соответ-ствие с постоянно растущими требованиями. Огневая мощь. Важнейшую роль в развитии танков играет прогресс в
области совершенствования их вооружения. В качестве основного вооружения на
всех зарубеж-ных танках используются пушки калибра 105- и 120-мм.Развитие,
особенно в послед-ние время, танковых пушек, систем управления огнем и
боеприпасов привело западных специалистов к отказу от попыток создания
танков с комбинированным ракетно-пущечным вооружением. Оно было установлено
лишь на американских образцах М60А2 и М551 «Шеридан», выпущенных в
ограниченном количестве. Разработка его во Франции была прекращена. В развитии пушечного вооружения за рубежом выделяются следующие тенден- ции: постепенный переход на увеличенный калибр (120-мм), повышение эффективнос-ти действия снарядов по бронированным целям и применение более совершенных систем управления огнем. Наиболее распространены танковые пушки калибра 105-мм. Однако танки 80- х годов, которые начали уже поступать в сухопутные войска, вооружаются 120- мм пуш-ками, при этом предпочтение отдается гладкоствольным. Иностранные военные эксперты подчеркивают, что гладкоствольные пушки предназначены для стрельбы только снарядами, стабилизированными в полете опере-нием. Они несколько уступают орудиям с нарезными стволами в эффективности стре-льбы осколочно-фугасными снарядами, а также в дальности прицельной стрельбы. Од-нако аргументом в пользу первых является возможность значительно (примерно в 1,5 раза) повысить кинетическую энергию снаряда при высокой живучести ствола. Это объясняется тем, что при гладкой поверхности канала ствола создаются предпосылки для снижения термической и эрозийной нагрузки на нее за счет уменьшения площади, на которую воздействуют пороховые газы. Основным снарядом зарубежных танковых пушек, используемым для поражения
бронированных целей, в настоящее время является бронебойный оперенный
подкали-берный снаряд, который может выстреливаться как из гладкоствольных,
так и из наре-зных пушек (при применении специальных прокладочных колец). Подкалиберный снаряд 120-мм западногерманской пушки танка «Леопард-2», как и большинство других снарядов подобного типа, состоит из активной части и отде-ляющегося поддона. В активную часть входят стальной корпус, сердечник из тяжелого металла, пятилопастный стабилизатор из легкого сплава с жаропрочным покрытием, головная часть и трассер. Начальная скорость снаряда превышает 1600 м/с. Ведутся работы по созданию для этой пушки подкалиберного снаряда с моноблочным однород-ным бронебойным сердечником из тяжелого металла без стального корпуса. Он должен иметь значительно более высокую поперечную нагрузку по сравнению с принятым на вооружение снарядом и соответственно повышенную бронепробиваемость. Зарубеж-ные специалисты считают, что у оперенных подкалиберных снарядов на сегодняшний день существуют достаточные резервы для дальнейшего совершенствования. Поэтому именно с их развитием они связывают повышение возможностей танковых пушек по поражению бронированных целей. В капиталистических странах ведутся работы по совершенствованию и других типов боеприпасов. В частности, для пушки танка «Леопард-2» разработан 120-мм многоцелевой (кумулятивно-осколочный) снаряд, который, как отмечается, обладает высокой бронепробиваемостью, а по воздействию на площадные цели примерно равно-ценен 105-мм осколочно-фугасному снаряду. На повышение эффективности огня из танков большое влияние оказывает
осна-щение их совершенными системами управления огнем (СУО). Современные Большинство используемых на зарубежных танках стабилизаторов вооружения
представляют собой двухплоскостные гироскопные системы регулирования по
скорос-ти отклонения орудия (башни). При этом поле зрения прицела
стабилизируется вместе с ним (зависимая стабилизация). Однако для танков М1 С начала 70-х годов на зарубежных танках устанавливаются лазерные дальноме-ры. По сравнению с оптическими они, как полагают иностранные специалисты, имеют следующие преимущества: высокое быстродействие, автоматизированный процесс ввода измеренной дальности в прицельные устройства, высокая точность измерения, практически не зависящая от дальности, малые размеры и вес, простота освоения и т.д. В системах управления огнем танков капиталистических стран в настоящее время используются аналоговые и цифровые электронные баллистические вычислите-ли, предназначенные для расчета углов прицеливания и бокового упреждения с учетом расстояния до цели, типа снаряда и ряда других факторов, влияющих на траекторию полета снаряда. Развитие их идет в направлении создания электронных цифровых вы-числителей повышенной точности. При этом существенно уменьшаются размеры при-бора, потребляемая мощность, стоимость и одновременно расширяется круг решаемых задач. Наряду с вычислением исходных данных для контроля работы и характеристик практически всех элементов СУО. В капиталистических странах ведутся интенсивные работы по созданию еще более совершенных систем управления огнем, в процессе которых реализуются новые решения. Так, на американской опытной легкой машине (танке) повышенной живучес-ти HSTV-L установлена СУО, которая должна обеспечить существенное сокращение времени, необходимого экипажу для обнаружения и поражения целей в различных ус-ловиях. Место командира оснащено выдвигающимся вверх и вращающимся в горизон-тальной плоскости (360 град.) панорамным прицелом с автоматизированным управле-нием. Он имеет стабилизированную в двух плоскостях головку, тепловизионную систе-му переднего обзора (FLIR), дневной оптический канал и канал телевизионной системы с объемным изображением поля зрения. Последнее передается на устройство отображе-ния, размещаемое перед командиром и может также поступать на устройства отображения двух других членов экипажа. Прицел наводчика, как и панорамный прицел командира, имеет
стабилизирован-ную в двух плоскостях головку, тепловизионный канал системы Еще дальше в развитии СУО пошла американская фирма «Делко электроникс». Особое внимание уделяется улучшению возможностей танковых экипажей по об-наружению и разведке целей. На новых и модернизированных танках широко исполь-зуются приборы ночного видения (ПНВ). Наибольшее распространение получили ПНВ двух типов - активного и пассивного. В последние годы на зарубежных танках стали устанавливать телевизионные
и тепловизионные приборы. Среди последних различают теплопеленгаторы,
обеспечива-ющие лишь обнаружение целей, и тепловизионные прицелы,
позволяющие обнаружи-вать, распознавать объекты и осуществлять наведение на
них оружия в условиях за-дымленности, при отсутствии оптической видимости
целей, а также при наличии на них тонких слоев маскировки. В США для танков Защищенность. Западные специалисты отмечают, что на развитие танков боль-шое влияние оказывает необходимость резкого повышения их защищенности, то есть свойства сохранять боеспособность при воздействии различных средств поражения. В связи с большим разнообразием этих средств защищенность танков принято рассмат-ривать в двух аспектах - при воздействии оружия массового поражения и обычных средств. Защищенность современных танков от ядерного и химического оружия обеспечи-вается прочностью и жесткостью корпуса и башни, их герметичностью, созданием из-быточного давления воздуха внутри танка с помощью фильтровентиляционных устано-вок. С целью защиты экипажа от радиационного излучения осуществляется наращива-ние толщин защитных материалов. Судя по сообщениям иностранной печати, повые танки М1 «Абрамс» и «Леопард-2» имеют повышенный уровень защиты от проникающих излучений ядерного взрыва и радиоактивно зараженной местности по сравнению с танками второго поколения. Улучшенные защищенности танков от обычных средств поражения зарубежные
специалисты считают важнейшей проблемой в развитии их на современном этапе. Одним из путей снижения вероятности попадания в танк является,по их мнению, повышение его подвижности на поле боя. Высокая подвижность танка на поле боя в сочетании с низким силуэтом позволяют ему лучше использовать защитные свойства местности и усложняют обстреливающему его противотанковому средству решение огневой задачи. Важную роль в этом плане играет применение маскировочных средств. Повышение стойкости к воздействию различных противотанковых снарядов за рубежом связывают с дальнейшим совершенствованием броневой защиты, улучшением компоновки и другими мероприятиями. В иностранной печати отмечается, что сущест-венный прогресс в этом был достигнут созданием так называемых комбинированных броневх преград. Одной из разновидностью таких преград является разнесенная броня, получившая в последние годы распространение за рубежом танкостроении. В частнос-ти, из нее изготовлены башни танков «Леопард-1А3 и -1А4». Многослойная комбинированная броня впервые использовалась на опытном
аме-рикано-западногерманском танке МВТ-70. В 1976 году английскими
специалистами была разработана комбинированная броня (получила название Определенные работы проводятся за рубежом по повышению защищенности ра- нее выпущенных образцов. Так, в процессе модернизации танков «Леопард-1» на их башнях были установлены дополнительные броневые листы. В некоторых случаях между основным и дополнительным бронированием возможно размещение наполните-ля, повышающего, например, стойкость к воздействию кумулятивных снарядов. В час-тности, такие мероприятия в отношении танков серии М60 в инициативном порядке предложены американской фирмой «Теледайн». Перспективным направлением считается также локализация заброневых повреж-дений. Жизненно важные элементы танка стремятся располагать так, чтобы уменьшить вероятность выхода из строя всей машины даже при пробитии ее брони снарядом. С этой целью боеприпасы изолируют броневыми перегородками, а топливо размещают в защищенных баках в периферийных областях внутреннего пространства. Западные специалисты вместе с тем отмечают, что мероприятия по
повышению защищенности танков ведут к неизбежному возрастанию их веса. Подвижность. В зарубежном танкостроении, как сообщает иностранная печать, просматривается устойчивая тенденция к повышению средних скоростей движения танков в различных дорожно-грунтовых условиях, улучшению их динамических и ма- невренных качеств. Прежде всего это заключается в увеличении удельной мощности за счет использования более совершенных двигателей. Если у танков второго поколения она составляла 15-20 л.с./т, а к перспективным танкам предъявляются еще более высо-кие требования. Существенным шагом вперед в танковом двигателестроении иностранные специ-алисты считают создание американской фирмой «Авко Лайкомигн» газотурбинного двигателя (ГТД) АGТ-1500 мощностью 1500 л.с., который установлен на танке М1 «Абрамс». В последние годы за рубежом было создано несколько новых танковых дизель-ных двигателей, в том числе: западногерманский 12-цилиндровый многотопливный ди-зель водяного охлаждения МВ-873 (мощность 1500 л.с.), американский 12-цилиндро-вый двигатель воздушного охлаждения с переменной степенью сжатия AVCR-1360 (1500 л.с.) и английский CV-12 (1200 л.с.). Иностранные специалисты - сторонники дизеля считают, что он еще имеет доста-точные резервы для совершенствования. Так, в настоящее время американская фирма «Камминс» ведет работы с «адиабатическим» двигателем, камеры сгорания которого покрыты изоляционной керамикой. Наряду с масляным охлаждением поршней, приме-неным на дизелях французской фирмы «Ситроен», это, по мнению западных экспертов, позволило бы значительно упростить систему охлаждения и обеспечить выигрыш в ве-се, объеме и мощности при снижении удельного расхода топлива до уровня 135 г/л.с.ч. Во Франции разрабатывается дизельный двигатель, в котором используется дополни-тельная камера сгорания, предназначенная для повышения производительности турбо- нагнетателя. Это может обеспечить увеличение выходной мощности и улучшение прие-мистости двигателя. Однако французские специалисты отмечают, что он пока является очень сложным и неэкономичным. Трансмиссии, применяемые на зарубежных танках, являются механическими
или гидромеханическими. Первый тип считается менее современным. На новых
танках М1 «Абрамс» и «Леопард-2» установлены гидромеханические трансмиссии В качестве перспективного направления совершенствования гидромеханических трансмиссий рассматривается установка гидрообъемной передачи (ГОП) не только в дополнительной, но и в основной силовой поток параллельно с механической ветвью таким образом, чтобы с увеличением скорости движения через ГОП передавалась все меньшая часть мощности двигателя. В иностранной печати подчеркивается, что важнейшим условием повышения подвижности танков является совершенствование их подвески. Большинство основных танков имеет индивидуальную торсионную подвеску. За счет использования в послед-ние годы высоколегированных сталей и специальных методов механической обработки работоспособность торсионных валов резко возросла, что позволило увеличить динами-ческий ход катков. Кроме того, были разработаны более совершенные конструкции двухвальных торсионов (вал в трубе). Наряду с повышением характеристик амортиза-торов это привело к увеличению средней скорости танков. Однако зарубежные специалисты считают, что значительно лучших
результатов можно добиться за счет использования гидропневматической
подвески. В настоящее время ею оснащены два серийных танка - шведский Strv- Компоновка. Для современных танков наиболее характерна ставшая классичес-кой компоновка, при которой основное оружие размещается во вращающейся башне, силовая установка и агрегаты трансмиссии - в кормовой части корпуса, а члены эки-пажа располагаются раздельно: водитель - в носовой части корпуса, остальные - в башне. Она обладает рядом преимуществ по сравнению с другими схемами, имеющими по этой причине ограниченное распространение. В то же время отмечается, что классической компоновке присущи и определен-ные недостатки (высокий силуэт машины, большие размеры башни, трудности созда-ния надежной защиты от современных противотанковых средств и оружия массового поражения), которые заставляют западных конструкторов вести постоянный поиск но-вых решений. Так, в ФРГ по программе создания танка «Леопард-3» было разработано несколько проектов танков, имеющих различную компоновку: размещение двух танко-вых пушек калибра 105-120-мм в корпусе (казематная установка), одной 105-мм пушки в башне с ограниченным углом поворота (+90, -90 град) и с наружной установкой ору-дия на поворотной платформе. Первая схема обеспечивает снижение общей массы танка, повышает его защище-нность и огневую мощь (при стрельбе по неподвижным целям). Поскольку наведение оружия в горизонтальной плоскости осуществляется поворотом всей машины, стрельба с ходу по движущейся цели затруднена. Использование башни с ограниченным вращением позволяет уменьшить общую высоту машины и улучшить ее защиту за счет компоновки моторно- трансмиссионного отделения «по вертикали», однако при этом приходится сдвигать башню вперед, что усложняет применение длинноствольных пушек. Иностранные специалисты считают, что возможность создания компактного,
хорошо защищенного корпуса и обеспечение малой проекции башни танка дает
схема с наружной установкой пушки. Такой способ исследуется в нескольких
странах Напри-мер, в Швеции проводятся испытания легкого танка (на базе БМП В настоящее время в некоторых западных странах созданы или разрабатываются танки, компоновка которых является компромиссом между классической схемой и но-выми решениями. Так, в израильском танке «Меркава» моторно-трансмиссионное отде-ление расположено в носовой части корпуса, обеспечивая дополнительную защиту эки-пажа. Однако при этом ухудшается доступ к двигателю и агрегатам трансмиссии для их обслуживания и ремонта, увеличивается их уязвимость. Дальнейшее развитие подобной компоновки предлагается швейцарской фирмой Таким образом за рубежом, и прежде всего в странах НАТО, проводятся интенси-вные работы, направленные на дальнейшее развитие отдельных боевых свойств и по-вышение эффективности танков, которые, по мнению иностранных военных специали-стов, продолжают оставаться важнейшим элементом в системе вооружений сухопутных войск. Танки армий капиталистических стран Зарубежные военные специалисты считают, что танки и сегодня, несмотря на появление эффективных противотанковых средств, остаются главной ударной силой сухопутных войск при ведении боевых действий в условиях применения как обычного, так и ядерного оружия. Основу танковых парков армий развитых капиталистических стран
составляют танки так называемого второго послевоенного поколения,
поступившие на вооружение в первой половине 60-х годов. В иностранных
публикациях их часто называют основ-ными боевыми танками. Они имеют
традиционную (классическую) компоновку с раз-мещением пушки во вращающейся
башне, силовой установки и трансмиссии в кормо-вой части машины, а экипажа
раздельно (командир, наводчик и заряжающий - в баш-не, а механик-водитель -
в носовой части корпуса). Исключение составляет шведский безбашенный танк В 70-х годах в ряде капиталистических стран была проведена модернизация
этих танков, направленная главным образом на увеличение их огневой мощи за
счет стаби-лизации пушечного вооружения, совершенствования боеприпасов и
внедрения совреме-нных систем управления огнем. Одновременно в США и ФРГ
велась разработка танков нового поколения. Как отмечалось в зарубежной
прессе, принятые на вооружение аме-риканский танк М1 «Абрамс» и
западногерманский «Леопард-2» по своим боевым свойствам в 1,5-2 раза
превосходили существующие образцы. С 1983 года в сухопут-ные войска В последние годы получила распространение так называемая динамическая
за-щита, или «активная броня», представляющая собой набор накладок с ВВ,
устанаыли-ваемых поверх основной брони корпуса и башни. Впервые она была
применена в 1982 году на танках «Центурион», М48 и М60, использовавшихся Основные усилия при разработке перспективных танков направлены, как и преж-де, на увеличение их огневой мощи, повышение подвижности, улучшение защиты. При этом западные специалисты подчеркивают важность внедрения в танкостроение после-дних научно-технических достижений, что позволит танкам сохранить роль одного из основных боевых средств в системе вооружений сухопутных войск. Так, например, сей-час в США прорабатывается вопрос об использовании на будущих танках электромаг-нитных пушек. США занимают ведущее место в капиталистическом мире по уровню развития бронетанковой техники. Значительное количество американских танков было поставле-но странам блока НАТО и другим государствам. Основу танкового парка армии США (включая национальную гвардию и
резерв) составляют танки М60А3 (более 7000 единиц) и М1 «Абрамс» (около Танк М60А3 является модернизированным вариантом танка М60А1. В сухопут-
ные войска поставлялся с 1979 года его корпус и башня литые. В качестве
основного вооружения используется 105-мм нарезная пушка М68,
стабилизированная в двух пло-скостях наведения. С ней спарен 7,62-мм
пулемет. Механизмы наведения пушки и по-ворота башни электрогидравлические. Во вращающейся башенке смонтирован 12,7-мм пулемет для стрельбы по
назем-ным целям. Наблюдение осуществляется через восемь стеклоблоков по
периметру ба-шенки и перископический прицел в передней ее части. На М60А3 установлены 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель AVDS- Танк оснащен фильтровентиляционной установкой, обогревателем,
автоматичес-кой системой противопожарного оборудования (ППО), радиостанцией
и танковым пе-реговорным устройством. Водные преграды глубиной 2,4 м
преодолеваются после пре-дварительной подготовки, а до 4 м - при
использовании оборудования для подводного вождения. Дымовые завесы могут
ставиться с помощью термодымовой аппаратуры или отстрелом дымовых гранат Танк М1 «Абрамс» принят на вооружение армии США в 1980 году. Как отмеча- ется в зарубежной прессе, по своим боевым свойствам он существенно превосходит М60А3, особенно в плане защиты. Корпус и башня сварные. В их передней части при-менено многослойное бронирование (подобно английской броне «чобхэм»). Борта кор-пуса и отдельние элементы ходовой части прикрыты броневыми экранами. Характер-ным для танка М1 «Абрамс» является большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса (при закрытом люке механик- водитель занимает положение полулежа). Значи-тельное внимание было уделено изоляции экипажа от боеприпасов и горючего путем установки броневых перегородок. Имеется автоматическая система противопожарного оборудования, в которой в качестве огнетушащего состава используется сжиженный газ хэлон. Танк вооружен 105-мм нарезной пушкой М68Е1, представляющей собой
несколь-ко усовершенствованный вариант орудия танков серии М60. Пушка
стабилизирована в двух плоскостях наведения. Приводы наведения
электрогидравлические. В систему уп-равления огнем входит электронный
баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах. Основу боекомплекта составляют выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами. Из 55 выстрелов 44 размещены в изолированном отсеке задней части баш-ни. Доступ к ним осуществляется посредством открывания бронированных перегоро-док. На М1 «Абрамс» впервые в зарубежном танкостроении установлен газотурбин-
ный двигатель AGT-1500, обеспечивающий танку довольно высокую подвижность. Танк оснащен системой защиты от оружия массового поражения, обогревателем, радиостанцией и шестиствольными гранатометами для постановки дымовых завес. В 1986 году начались поставки в сухопутные войска США
модернизированного варианта танка М1А1 «Абрамс». Всего планируется
выпустить около 4200 единиц. Основным отличием его от базовой модели
является наличие 120-мм гладкоствольной пушки, такой же, как
западногерманском танке «Леопард-2». Боекомплект снижен до 40 выстрелов. В связи с увеличением боевой массы (57 т.) были частично усовершенствованы трансмиссия, бортовые передачи и подвеска. В дальнейшем возможно применение гид-ропневматической подвески. Для улучшения защиты экипажа при действиях на зара-женной местности наряду с индивидуальными средствами (противогазами) танки М1А1 «Абрамс» оснащаются системой создания избыточного давления в боевом отде-лении. На последующих образцах планируется устанавливать более совершенные эле-менты системы управления огнем, в том числе лазерный дальномер (на углекислом га-зе) и новый прицел командира. Для обеспечения действий в темное время суток будут использоваться тепловизионные приборы. На вооружении сухопутных войск Великобритании состоит около 1300
танков, основную массу которых (более 900 единиц) составляют танки Танк «Чифтен» находится в английских сухопутных войсках уже 25 лет. По мне-нию иностранных специалистов, он обладает довольно надежной защитой, хотя это и привело к увеличению его боевой массы. Верхний лобовой лист корпуса имеет боль-шой угол наклона. Особенностью танка является то, что механик-водитель в боевом положении находится полулежа. Основное вооружение танка «Чифтен» - 120-мм нарезная пушка L11А2, стабили-зированная в двух плоскостях наведения. С ней спарен 7,62-мм пулемет. Есть также пристрелочный пулемет калибра 12,7-мм, а на командирской башенке установлен 7,62-мм зенитный пулемет. В боекомплект пушки входят 64 выстрела раздельного заряжа-ния. На танке установлены шестицилиндровый многотопливный двигатель и механи-
ческая трансмиссия. Подвеска блокированная, с пружинами и амортизаторами. Танк «Чифтен» прошел несколько этапов модернизации, направленной прежде всего на повышение огневой мощи за счет применения современных систем управле-ния огнем. Танк «Челленджер», хотя и создан на базе усовершенствованного варианта
танка «Чифтен», практически является новой машиной и по своим боевым
свойствам значи-тельно превосходит предыдущие образцы, особенно в плане
защищенности. Его корпус и башня выполнены из многослойной брони «чобхэм». Компоновка в целом такая же, как у танка «Чифтен». «Челленджер» также
воору-жен 120-мм нарезной пушкой, но уже ее усовершенствованным вариантом. 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель выполнен в одном блоке с гидромеханической трансмиссией. Подвеска ходовой части гидропневматическая. На базе данного танка создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина, оснащенная мощным специальным оборудованием. На протяжении длительного периода английская фирма «Виккерс»
разрабатыва-ет и производит танки на экспорт. В 1985 году и инициативном
порядке для продажи другим странам был создан опытный образец танка В ФРГ, как подчеркивалось в зарубежной печати, танки занимают важное
место в системе вооружения бундесвера. Танковый парк насчитывает около 4900
единиц, из которых почти 700 (модернизированные американские танки М48)
находится в терри-ториальных войсках. На вооружении сухопутных войск
состоит до 2500 танков «Лео-пард-1» различных модификаций и 1800 танков Первый серийный танк «Леопард-1» сошел с конвейера фирмы «Краусс-Маф- фей» в 1965 году. По мнению иностранных специалистов, он имел хорошую подвиж-ность, но недостаточную броневую защиту. Корпус его сварен из катаных броневых листов. Башня литая. Основным воору-жением является английская 105-мм нарезная пушка L7А3 (боекомплект 60 выстрелов). С ней спарен 7,62-мм пулемет, второй (такого же калибра) установлен на крыше баш-ни. У наводчика имеется стереоскопический монокулярный дальномер и телескопичес-кий прицел. Приводы наведения орудия электрогидравлические. Силовой блок включает 10-цилиндровый V-образный многотопливный двигатель МВ 838 Са-М500 и гидромеханическую трансмиссию ZF 4НР 250. Блок может быть за-менен за 20 мин. Подвеска ходовой части торсионная, гусеницы резинометаллические. Танк оснащен фильтровентиляционной установкой. В начале 70-х годов в ФРГ были проведены работы по модернизации танка В настоящее время в ФРГ осуществляется модернизация танков «Леопард- На базе танка «Леопард-1» создано семейство бронированных машин
различного назначения, в том числе ЗСУ «Гепард», самоходный ЗРК «Роланд», Поставки танков «Леопард-2» в сухопутные войска ФРГ начались в 1979 году. Всего ими были укомплектованы 14 танковых бригад. Танк «Леопард-2» имеет классическую компоновку. Корпус и башня сварные. У наводчика имеется бинокулярный прицел EMES-15 со встроенным лазерным дальномером и тепловизионным каналом, а также вспомогательный телескопический прицел. Командир использует панорамный перископический прицел PERI-R17 со ста-билизированной линией прицеливания. Есть электронный баллистический вычисли-тель и различные датчики нестандартных условий стрельбы. На танке установлен 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель МВ На вооружении сухопутных войск Франции находится около 1300 танков Танк АМХ-30 создавался одновременно с западногерманским «Леопард-1». На танке установлены многотопливный 12-цилиндровый двигатель и механичес-кая трансмиссия. Подвеска торсионная. Гусеницы металлические со съемными резино-выми подушками. Танк приспособлен для преодоления водных преград по дну. Он ос-нащен системой защиты от оружия массового поражения, обогревателем боевого отде-ления, автоматической системой ППО, радиостанцией. На его базе создано целое се-мейство бронированных машин различного назначения. Танк АМХ-30В2 отличается от базовой модели прежде всего наличием новой си-стемы управления огнем СОТАС (Conduite de Tir Automatigue pour Char), включающей лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. Для обеспечения стрельбы в ночных условиях на дальность до 1000 м используется телевизионная систе-ма, камера которой установлена на передней правой части башни. Для пушки создан бронебойный подкалиберный снаряд. Подвижность танка повышена за счет примене-ния гидромеханической трансмиссии и новых торсионов. Предусмотрена возможность усиления броневой защиты корпуса и башни. В начале 80-х годов на ежегодной выставке французского вооружения были про-демонстрированы опытные образцы танков АМХ-32 и АМХ40 (последний оснащен 120-мм гладкоствольной пушки). Они предназначены для экспорта, но производство еще не начато. Для замены в 90-х годах танков АМХ-30 и АМХ-30В2 французскими специалис-
тами уже создан опытный образец перспективного основного боевого танка В сухопутных войсках Италии насчитывается более 1700 танков, большую часть которых составляют западногерманские «Леопард-1» (900 единиц) и американские М60А1 (300 единиц). В основном они были произведены по лицензиям итальянской фирмой «ОТО Мелара». На вооружении все еще состоит около 500 устаревших амери-канских танков М47. В 1980 году упомянутой выше фирмой был создан опытный образец танка OF- В ходе дальнейшей разработки появилась модель ОF-40 Мk2, которая
отличается от оригинала главным образом более совершенной системой
управления огнем, вклю-чающей прицел наводчика со встроенным лазерным
дальномером и стабилизирован-ный прицел командира (французской разработки). Итальянские фирмы «ОТО Мелара» и «Фиат» образовали консорциум с целью разработки и производства основного боевого танка С1. Танк с1 имеет классическую компоновку. В сравнении с OF-40 у него
значитель-но улучшена броневая защита. 120-мм гладкоствольная пушка
стабилизируется в двух плоскостях наведения. Боекомплект 40 выстрелов. Сухопутные войска Японии оснащены танками собственной разработки и произ-водства. Танковый парк насчитывает около 1100 единиц, из которых основную массу составляют танки «74». Постепенно снимаются с вооружения танки «61», выпущенные в 60-х годах. Танк «74» создан фирмой «Мицубиси хэви индастриз». Концу текущего года в сухопутных войсках планировалось иметь около 850 таких машин. Корпус танка сварной, башня литая. Характерной его особенностью
является на-личие гидропневматической подвески, которая обеспечивает
изменение клиренса (от 0,2 до 0,6 м), опускание и поднятие носовой или
кормовой части танка, а также наклов корпуса на правый либо левый борт. Танк «74» вооружен английской 105-мм нарезной пушкой, стабилизированной в двух плоскостях наведения. В систему управления огнем входят лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. Для действий в ночных условиях имеются ИК приборы. Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения. Вод-ные преграды глубиной до 1 м он может форсировать без подготовки, а более глубокие - с помощью оборудования для подводного вождения. В 1987 году был продемонстрирован опытный образец нового основного
боевого танка (условное обозначение ТК-Х), который должен поступить на
вооружение в нача-ле 90-х годов. Защищенность танка (боевая масса 50 т)
повышена за счет применения многослойного разнесенного бронирования. Мощный дизельный двигатель (1500 л.с.) обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе 70 км/ч. Подвеска комбинированная: гидропневматическая (на пе-редних и задних опорных катках) и торсионная. В сухопутных войсках Израиля состоит около 1100 английских танков Танк «Меркава» Mk1 был принят на вооружение в 1979 году. Он имеет компо- новку с размещением моторно-трансмиссионного отделения в передней части копруса. Как считают израильские специалисты, такое конструктивное решение наряду с приме-нением комбинированного и разнесенного бронирования корпуса и башни обеспечива-ет максимальную защиту членов экипажа. Кроме этого, заброневой объем кормовой части корпуса может использоваться для размещения дополнительного количества бое-припасов или перевозки десанта (до восьми человек). В низкопрофильной башне установлена 105-мм нарезная пушка,
стабилизирован-ная в двух плоскостях наведения. С ней спарен 7,62-мм
пулемет, а два других такого же калибра смонтированы на крыше башни. В 1983 году начался выпуск модернизированного варианта - «Меркава» Mk2,
который отличается от базовой модели усиленной броневой защитой, повышенной
про-ходимостью и усовершенствованной системой управления огнем. В Швеции на вооружении сухопутных войск находится около 340 устаревших английских танков «Центурион» и 330 танков STRV-103В собственной разработки и производства. Особенностью конструкции танка STRV-103B является отсутствие башни и
жес-ткая установка пушки в корпусе. Это позволило снизить силуэт танка и
увеличить его защиту за счет большого угла наклона верхнего лобового листа
брони. Однако такая конструкция не позволяет вести прицельный огонь с ходу. На STRV-103В применена комбинированная силовая установка, включающая ди-
зельный и газотурбинный двигатели. Второй подключается при движении в
тяжелых дорожных условиях, а также используется для запуска дизеля В 1986 году начались поставки в сухопутные войска модернизированного вариа-нта этого танка, получившего обозначение STRV-103C. В нижней носовой части кор-пуса установлен бульдозерный отвал, а по бортам навешены канистры с топливом (слу-жат бортовыми экранами и увеличивают запас хода). За командирской башенкой смон-тирован двухствольный гранатомет, предназначенный для стрельбы 71-мм осветитель-ными гранатами. В систему управления огнем входят новый прицел наводчика со встроенным лазерным дальномером и электронный баллистический вычислитель. Танковый парк сухопутных войск Швейцарии насчитывает около 870 единиц,
из которых 300 устаревших английских танков «Центурион», 150 танков Pz61 В настоящее время в Швейцарии основным боевым танком является Рz68. В да-льнейшем им станет танк «Леопард-2», получивший обозначение Pz87. Танк Pz68 поступил на вооружение в период 70-х годов. Практически он
явился дальнейшим развитием танка Pz61. Корпус и башня танка литые. В последние годы в число стран, производящую бронетанковую технику,
вошла Бразилия. Наряду с выпуском легких бронированных машин и
модернизацией уста-ревших американских танков в этой стране осуществляется
разработка основного бое-вого танка. Фирмой ЭНЖЕСА уже созданы два опытных
образца танка ЕЕ-Т1 «Озо-рио», которые в 1985-1986 годах прошли испытания в Башни для этого танка были поставлены английской фирмой «Виккерс». В
одной установлена 105-мм нарезная пушка L7А3 (боекомплект 45 выстрелов), а
в другой - французская 120-мм гладкоствольная пушка (40 выстрелов). Система
управления ог-нем включает комбинированные (дневные и ночные)
перископические прицелы навод-чика и командира и лазерный дальномер,
встроенный в прицел наводчика. В передней части корпуса применено
многослойное бронирование. Западногерманские 12-цилинд-ровый дизельный
двигатель и гидромеханическая трансмиссия выполнены в едином блоке. Другая бразильская фирма «Бериардини» создала на базе американского
легкого танка М41 танк МВ-3 «Тамойо» (боевая масса около 30 т). Он вооружен В Южной Корее основу танкового парка сухопутных войск составляют амери- канские танки М48А5 (950 единиц). Кроме этого, на вооружении все еще состоит около 350 устаревших танков М47. В 1983 году американская фирма «Дженерал дайнемикс» создала два опытных образца танка ХК-1 с целью последующего его производства в Южной Корее и оснаще-ния сухопутных войск этой страны (планируется поставить около 700 единиц). В конс-трукции ХК-1 использованы элементы ранее выпущенных американских и западногер-манских танков. Корпус и башня имеют многослойное бронирование. Основное воору-жение - 105-мм нарезная пушка. Система управления огнем разработана фирмой «Хьюз». На опытных образцах танка установлены американский дизельный двигатель Повышение живучести танков Одной из ключевых задач в развитии оружия и боевой техники сухопутных войск капиталистических стран является проблема обеспечения их живучести, то есть свойства сохранять и быстро восстанавливать свою боеспособность в условиях против-ника. Это обусловлено бурным развитием в последние годы различных средств пораже-ния. Совершенствование ядерного оружия и его распространение до тактического уров-ня, количественный и качественный рост обычного оружия, многие образцы которого приобрели явно выраженную противотанковую направленность, значительно усложни-ли поиски путей решения этой проблемы. Традиционно наибольшей стойкостью к воздействию всех средств поражения, включая ядерное оружие, обладают танки. Иностранные специалисты отмечают, что развитие систем вооружений сухопутных происходит по двум направлениям: с одной стороны, это развитие и совершенствование танков и другой броневой техники, в резу-льтате чего практически все рода войск сухопутных переходят на самоходные брониро-ванные машины и комплексы, с другой - улучшение существующих и создание прин-ципиально новых, более эффективных средств поражения бронеобъектов. Считается, что вероятность поражения современного танка одним выстрелом
тан-ковой пушки или противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) в 4 раза
выше, чем это было в начале 50-х годов, и в 2 раза выше по сравнению с
концом 60-х. Еще боль-шую опасность для танка представляют противотанковые
средства, создаваемые в нас-тоящее время. Их характерной особенностью
является то, что они разрабатываются как комплексы, включающие средства
дальнего обнаружения группировок войск, автома-тического расчета
целераспределения, доставки боевых частей и сами боевые части но-вого типа. Резко возросли возможности ствольной и реактивной артиллерии, тактической и армейской авиации, инженерных войск по поражению танков. Все это ведет к тому, что условия боевого применения танков становятся все бо-лее сложными. Сложность решения проблемы обеспечения необходимого уровня живучести тан-ков обусловлена не только стремительным развитием средств поражения, но и очень жестскими массо-габаритными ограничениями, накладываемыми на конструкцию об-разцов бронетанковой техники. При этом не существует какого- либо одного пути или способа, практическая реализация которого привела бы если не к решению проблемы, то хотя бы к уменьшению ее остроты. Поэтому зарубежные специалисты в области тан-костроения стремятся повысить живучесть танков за счет комплексного подхода, а так- же использования различных направлений совершенствования различных направлений совершенствования конструкции образцов. Условно направления повышения защищенности образцов принято разделять на два основных - «прямая» и «косвенная» («непрямая») защита. Первое связано с повы-шением стойкости и защитных свойств образца к воздействию как попавших в него бо-евых элементов (снарядов, осколков, боевых частей и т.д.), так и поражающих факто-ров ядерного, химического, бактериологического и другого оружия. Второе направле-ние преследует цель всеми доступными конструктивными мерами, приемами и спосо- бами, в том числе осуществляемыми экипажем, уменьшить доступность бронеобъекта воздействию средств поражения и снизить вероятность попадания в него боевых эле-ментов различных типов. Такое разделение справедливо применительно к защите как от обычных средств, так и от оружия массового поражения. Иностранные специалисты подчеркивают, что мероприятия по обеспечению защиты от различных средств поражения должны быть взаимно увязаны и выполняться комплексно. Важнейшим видом оружия массового поражения является ядерное. Его поража- ющие факторы - это воздушная ударная волна, световое излучение, проникающая ради-ация и электромагнитный импульс. В результате применения ядерного оружия могут происходить радиоактивное заражение местности, а также различные сопутствующие явления (пожары, завалы, затопления и т.д.), способные оказать существенное влияние на ведение боевых действий и потери войск. |
|
© 2000 |
|