РУБРИКИ |
Современный морской терроризм |
РЕКЛАМА |
|
Современный морской терроризмСовременный морской терроризм
Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет
Современный морской терроризм Выполнил: Студент группы 2480 (24СТ1) Бойчук Константин
Санкт-Петербург 2007 Террористические организации давно прибегали к пиратству и морской контрабанде. Однако в последние годы они начали создавать собственные военные флоты и совершать теракты не только на суше и в воздухе, но и на море. Морской терроризм представляет серьезную угрозу безопасности мореплавания, подпирает общепризнанный принцип свободы морей и нередко представляет угрозу миру. Как и пиратство, он является преступлением международного характера. По методам и способам осуществления морской терроризм и пиратство очень похожи. Разница только в целях, которые преследуют исполнители: для пиратов главное - обогащение, нажива, а целью террористов является запугивание властей с целью выполнения своих, как правило, политических, требований. Наибольшее количество терактов на море совершила группировка «Тигры освобождения Тамил Иламы» сражающаяся за создание независимого государства тамилов на северо-востоке Шри-Ланки. Как признанный лидер среди азиатских террористических организаций, она создала самую совершенную морскую составляющую - практически крупнейший в мире негосударственный флот, оперативно действующий в составе двух отдельных формирований. Первое из них - «Морские тигры» - представляет собой амфибийную группу, насчитывающую 3-4 тыс. хорошо обученных и экипированных морских террористов и обладающую возможностями для проведения терактов и пиратских действий в территориальных и прибрежных водах, а также в открытом море. Организационно формирование «Морские тигры» состоит из 12 секций: - боевых морских подразделений; - подводных подрывных команд; - ударных групп «Морские тигры»; - инженерных и судостроительных структур; - отряда радиолокации и телекоммуникаций; - арсенала морских вооружений; - мореходной школы; - рекрутской; - политической пропаганды и финансирования; - тылового обеспечения исключительной экономической зоны; - наблюдения и разведки; - культурно-бытовой и регистрационной. С «Морскими тиграми» тесно взаимодействуют еще три секции: - «Тигрицы» (до 30% террористов - женщины); - военно-морской разведки (возглавляемая офицером военной разведки); - «Черные тигры» (команда смертников). Ударные группы «Морские тигры» оснащены по последнему слову техники, имеют скорострельные орудия, гранатометы и малогабаритные установки залпового огня, японские средства связи и германскую оптику. Их мастерские самостоятельно производят плавучие и донные мины, подводные взрывные устройства и даже способны построить малую подводную лодку. В настоящее время ими ведутся эксперименты с торпедой, управляемой смертником. На собственных судоверфях «Морские тигры» строят фиберглассовые катера четырех типов: - «Трикка», использующийся для заброски легких водолазов (скорость до 45 узлов, экипаж четыре человека, вооружение -пулемет); - «Судай» - предназначены для нападения на боевые катера ВМС Шри-Ланки (10 узлов, шесть человек, пулемет); - «Мурадж» - предназначенный для атак на боевые катера, а также для переброски команд террористов и предметов снабжения (45 узлов, 10 человек, три пулемета); - «Идайан» - двухместный катер смертников, который начиняется взрывчаткой, детонирующей при контакте с целью (развивает скорость хода до 45 узлов). «Морские тигры» ведут систематические боевые действия с ВМС Шри-Ланки. По данным западных средств массовой информации, «Морские тигры» уничтожили от трети до половины патрульных кораблей и катеров, а также ракетных и артиллерийских катеров ВМС Шри-Ланки. Члены группировки потопили самый большой боевой корабль ВМС Шри-Ланки «Сагаравардана» и захватили его командира. В операции принимали участие катера (в том числе со смертниками). При атаке они применяли тактику «волчьей стаи». «Морские тигры» успешно проведены многочисленные операции в северных подах, а также предпринята попытка уничтожения грузового транспорта, перевозивший израильские истребители «Кфир» в порт Коломбо. Однако, транспорт встал под разгрузку на день раньше намеченного срока, и операция смертников сорвалась. В ближайшем будущем международный терроризм может сосредоточить свое внимание на водной стихии и перейти к масштабным операциям против целей, характерных для нее: грузовых, пассажирских и военных кораблей, портов и судостроительных верфей. Анализ современной динамики и тенденций международного терроризма в целом, его многочисленных специфических аспектов, позволяют выделить следующие категории существующего контура угроз применительно к морскому транспорту: - захват или угон морского судна или осуществление контроля над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания; - совершения акта насилия против любого лица на борту морского судна (территории порта), если этот акт может угрожать безопасности плавания данного судна (безопасности порта); - разрушение морского судна или нанесение ему или его грузу повреждений, которые могут угрожать безопасному плаванию данного судна или безопасности порта; - размещение или совершение действий с целью размещения на борту морского судна (в том числе, находящегося на территории порта) каким бы то ни было способом устройств, которые могут разрушить это судно, нанести этому судну или его грузу повреждений, которые угрожают или могут угрожать безопасному плаванию данного судна или безопасности порта; - использование кораблей и судов субъектами международного терроризма в качестве косвенного (непрямого) объекта террористической деятельности; - использование морского транспорта фигурантами транснациональной организованной преступности в качестве средства реализации незаконной деятельности; - разрушение морского навигационного оборудования, или нанесение ему серьезного повреждения, либо создание серьезных помех его эксплуатации, если любой такой акт может угрожать безопасности плавания судов; - разрушение портового сооружения или нанесение ему серьезных повреждений, которые угрожают или могут угрожать безопасности плавания судов или безопасности порта; - сообщение заведомо ложных сведений, которые могут создать угрозу безопасности плавания судов или безопасности порта. Субъекты международного терроризма активно используют морской транспорт по его прямому назначению. Морской транспорт является наиболее удобным средством для скрытного транзитного перемещения (по легализованным или поддельным документам) на значительное расстояние. При этом, суда и пассажиры опасности не подвергаются; собственно угроза реализуется на территории третьих стран, являющихся объектом проекции террористической деятельности. Не исключается также перевозка морскими судами оперативной документации, пропагандистках материалов, оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных и отравляющих веществ. Другим аспектом является использование морских судов в качестве транспортного средства для доставки террористов и заложников в определенную географическую точку уже после теракта, совершенного вне сферы морского транспорта. Морской транспорт объективно является сферой интересов фигурантов криминальной деятельности, задействованных на таких направлениях, как: маршрутизация нелегальная миграция; незаконный оборот наркотических веществ; незаконный денежный трансферт; контрабанда оружия, боеприпасов, культурных ценностей и произведений искусства, и т. д. Невозможно игнорировать тот факт, что существенная часть операций и перемещений субъектов организованной преступности регулярными рейсами пассажирских судов осуществляется под прикрытием обычных пассажирского и грузового потоков. Кроме террористических актов, осуществляемыми на море международными террористическими организациями и преследующими в основном политические цели, и пиратства возможны аналогичные акты, планируемые и проводимые конкурентами против судов крупных судоходных компаний и указанных выше объектов с чисто экономическими целями, направленными на устранение конкурентов с рынка соответствующих услуг. В связи с постоянно возникающей в мире конкуренцией, угроза ведения конкурентной борьбы неадекватными, в том числе террористическими методами, будет возрастать. Поэтому необходимо вести аналитическую и профилактическую работу и в этом направлении. За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и России был разработан ряд механизмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциальные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных антитеррористических сил и их подготовка, усиление охраны особо опасных, в частности, ядерных объектов, выработка технологии переговорного процесса об освобождении заложников и др.).
Можно говорить о некоторых универсальных принципах государственной политики по отношению к терроризму: - принцип упреждения террористических актов за счет правильно поставленной заблаговременной оперативной деятельности, распознанию их на стадии замысла, планирования и подготовки и срыву намеченных террористических действий; - принцип минимальных уступок террористам. В этой связи в ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактические уступки, позволяющие выиграть время, провести подготовительные мероприятия для проведения наиболее эффективной операции в создавшихся условиях; - принцип минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции; - принцип неотвратимости наказания за террористическую деятельность. Терроризм вырастает там, где есть глубинные противоречия в экономике, где часть населения сопротивляется реформам, где высока социальная дифференциация, где не создано эффективных механизмов правовой защиты граждан. В этом смысле российские реалии - благоприятная среда для роста терроризма. Терроризм в РФ, как и в ряде стран СНГ, становится своего рода индустрией: налаживаются связи между террористическими группами по обмену опытом в оперативно-боевой подготовке, поставкам спецсредств и вооружений, использованию новых технологий. Все реже заказчиками, разработчиками и исполнителями преступления являются одни и те же люди. Исходя из этого и должна выстраиваться концепция борьбы с терроризмом в каждой сфере экономики, в том числе на морском транспорте. Эта работа должна координироваться с ГРУ, ФСБ, МВД, ВМФ, МЧС и ВВС РФ, с госструктурами, регулирующими деятельность морских портов и управляющими использованием госсобственности в них.
Когда террористы захватывают судно, то срочные меры по его освобождению не всегда приемлемы. Ведь целью террористов все чаще становятся не вымогательство, а политические требования или акции устрашения. В таком случае под угрозой оказываются жизни пассажиров и экипажа, возникает риск экологической катастрофы. Все настойчивее звучат предложения о формировании на судах специальных команд самообороны. Пока, правда, международный статус такой команды не определен. А затраты на ее содержание во многом будут зависеть от того, насколько эффективно организована защита от терроризма в морских портах.
Действия, предпринимаемые в формате противодействия терроризму на морском транспорте. Их возможно сгруппировать по следующим функциональным блокам:
1. Совершенствование системы обеспечения собственной безопасности на морском транспорте. Включает в себя: - ужесточение процедуры приобретения билетов, регистрации и г досмотра пассажиров и грузов (с целью исключения доступа на борт физических лиц и предметов, представляющих малейшую степень угрозы); - введение обязательного проведения психологического тестирования всех пассажиров («профайлинга») и их личного досмотра, в том числе с применением детекторов обнаружения следов взрывчатых веществ; - наращивание средств технического контроля и охраны объектов; - оборудование входов на причал пунктами досмотра, оснащенными досмотровой техникой для контроля пассажиров, провожающих лиц и посетителей, а также багажа и вещей, находящихся при них; - разработка и внедрение системы обмена информацией между сотрудниками морских портов и представителями служб, ведущих оперативно-разыскную деятельность, о фактах подготовки террористических актов, а также о лицах, причастных к этому; - создание в морских портах ситуационных центров мониторинга для обеспечения контроля и координации деятельности всех служб морских портов, правоохранительных органов и специальных служб, принимающих участие в обеспечении морской безопасности; - формирование эксклюзивной зоны безопасности вокруг портовых средств; - всесторонняя подготовка сотрудников ведомственных служб безопасности; - повышение бдительности и сознательного отношения к террористической угрозе всего личного состава судов и руководителей судоходных организаций; - грамотное выполнение планов охраны, а также использование технических средств позволяет повысить безопасность мореплавания, снизить опасность и последствия террористических актов, убытков от пиратства и, в конечном итоге, обеспечит возврат средств, вложенных в работы по внедрению Кодекса ОСПС. 2. Совершенствование и внедрение технических средств защиты собственно судов, в первую очередь установка: - систем охранной сигнализации; систем контроля и управления доступа; - систем охранного телевидения; - систем связи. Для досмотра пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов морские торговые порты должны располагать специальными технические средствами, обеспечивающими обнаружение огнестрельного оружия, взрывных устройств и других предметов и веществ, которые могут быть использованы в целях совершения незаконных актов, а также нанесения ущерба здоровью пассажиров, членам экипажа и пассажирскому судна. С этой целью в морских портах предусматриваются: - стационарные интроскопы - для контроля ручной клади, багажа, груза, почты по теневому изображению внутреннего содержания на экране телемонитора; - переносные интроскопы - для идентификации неопознанных объектов на борту судна и в запретном районе без вскрытия и смещения объекта исследования; - стационарные металлоискатели - для выявления металлических предметов у пассажира (персонала, члена экипажа); - портативные (ручные) металлоискатели - для повторного досмотра с целью более точного местонахождения металлических предметов, обнаруженных стационарным металлоискателем; - аппаратура для обнаружения взрывчатых веществ (ВВ), включающая в себя детекторы паров ВВ, и стационарные установки обнаружения ВВ методом нейтронной активизации; - аппаратура фиксации абонентского номера телефона по которому поступило сообщение об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Современная система безопасности портового средства должна представляет собой комплекс систем, которые работают в единой связке под централизованным управлением системы сбора и обработки информации (ССОИ). В комплекс входит система видеонаблюдения, контроля доступа, охраны периметра, охранно-пожарной сигнализации. Только такая, комплексная система безопасности позволяет получать максимум информации от всех технических средств безопасности, установленных на объекте, анализировать полученные данные и создавать отчеты о ситуации. В результате угрозы безопасности объекта предотвращаются на ранней стадии.
3. Внедрение комплекса мер упреждения в целях предотвращения террористических актов. Оценка угроз и рисков всей инфраструктуры с тщательной последующей проверкой всего личного состава с целью выявления преступных элементов и потенциальных террористов. Включает: - создание банка данных на потенциально опасных пассажиров (включающего лиц, состоящих в радикальных политических организациях, религиозных сектах, преступных сообществах, склонных к употреблению алкоголя на борту, владеющих навыками рукопашного боя и т. д.); - тщательная проверка благонадежности экипажей судов и технического службы портовых средств. Предприятия морского транспорта - это сложный технический и человеческий конгломерат, который требует к себе внимания специалистов по борьбе на предприятиях водного транспорта, от которых требуется разрабатывать специальные учебно-методические материалы для предприятий морского транспорта. Организационные мероприятия по борьбе с терроризмом надо начинать, как с проектирования, ремонта, перестройки судна, так и с проектирования предприятий морского транспорта. Каждый объект портового средства изучается специалистами по борьбе с терроризмом, которые разрабатывают организационные мероприятия, характерные только для данного объекта, характеристика которого подходит к объекту террористического акта. При разработке организационных мероприятий предупреждающих терроризм на предприятиях морского транспорта, необходимо учитывать: а) Результаты прогнозирования и моделирования тактики действий террористов, исключительно для данного объекта; б) Поэтапное проникновение на объект: - с морской стороны (включая дрессированных морских животных с подрывными устройствами); - по воздуху (включая дрессированных птиц); - с суши (включая дрессированных террористами животных) ; - из-под земли (по подземным коммуникациям); - тактику проникновения камикадзе на данный объект. в) Дистанционный терроризм: заминированные объекты, транспортировка на объект грузов с дистанционным подрывным устройством. г) Террорист из числа персонала объекта, который может использовать внутренние возможности объекта для совершения террористического акта. д) Разрабатывать дополнительные мероприятия по предупреждению терроризма в отношении мест складирования грузов, подрыв которых может вызвать экологические и другие бедствия. е) Отдельный план входит общий план организационных мероприятий данного объекта. Проводимые на данном предприятии массовые мероприятия (памятные и торжественные даты и другие мероприятия с участием представителей массовой информации, чиновников). ж) Составлять дополнительные отдельные мероприятия предупреждения терроризма, если на объекте расположены технические и другие подразделения осуществляющие безопасность судоходства, портовые холодильники с аммиаком и т. д. з) Пути поступления, прохождения, хранения нужной информации на данном объекте. Носители информации. и) Техническую защиту информации. Целесообразность применения технической разведки и контрразведки. 4. Противодействие терактам с использованием взрывных устройств на охраняемом объекте. Эффективна роль служб безопасности портового средства по противодействию терактам, связанным с использованием взрывных средств, обеспечивается созданием на охраняемом объекте условий, затрудняющих совершение данного преступления, дающих возможность своевременно обнаружить взрывное устройство или опасный предмет, обеспечить быстрое оповещение компетентных органов и служб, и до их прибытия в максимальной степени обезопасить людей, которые могут оказаться в зоне поражения. Таким образом, действия служб безопасности теоретически можно свести к следующим группам: 1. Профилактика - создание условий, затрудняющих саму подготовку к преступлению, его практическое осуществление и обеспечивающих своевременное обнаружение взрывных устройств. Весь комплекс охранных мероприятий должен проводиться с учетом возможности применения террористами взрывного устройства. Особое внимание уделяется мерам пассивной защиты, которые не обнаруживают непосредственно взрывное устройство (или террориста), но препятствуют возможности его установки на объекте (или возможности бесконтрольного проникновения террориста на объект). Работа по профилактике взрывных устройств должна носить как скрытный, так и откровенно демонстративный характер. Главное условие - она должна вестись постоянно, для того, чтобы у террориста формировалась уверенность в тщетности предпринимаемых им попыток. Большое значение имеет информационно-аналитическая работа, позволяющая оценивать вероятность совершения теракта с использованием взрывного устройства на данном объекте, с учетом конфликтных ситуаций, в которые могут быть вовлечены другие судовладельцы, особенности криминальной обстановки в городе и районе расположения портового средства и других факторов. Существует, кроме того, реальная возможность выявления признаков теракта по ряду косвенных признаков. Всегда на стадии подготовки теракта (на ее разведывательно-информационной фазе), подбирая возможности его осуществления, террористы ведут информационное наблюдение, собирают информацию об объекте и его охране, выбирают наименее защищенные и слабо контролируемые силами охраны участки, выявляют слабые звенья в системе защитных мероприятий. 2. Поиск взрывных устройств - предполагает активный поиск самих закладок равно как и возможных потенциальных исполнителей. Это в основном методы физического поиска на основе знания методологии обнаружения взрывных устройств и особенностей охраняемого объекта, а также использование технических средств поиска и выявления взрывных устройств. Главное здесь - обеспечение комплексного подхода к работе. 3. Меры при обнаружении взрывного устройства - профессиональная оценка обстановки и обеспечение безопасности людей, оказавшихся в непосредственной близости к взрывному устройству, быстрое оповещение правоохранительных и других компетентных органов, содействие эвакуации людей, документов, материальных ценностей из опасной зоны, мероприятия, направленные на усиление охраны судов и портового средства. Необходимо обеспечить присутствие лиц, обнаруживших взрывное устройство, до прибытия оперативно-следственной группы, и фиксацию их установочных данных. При необходимости целесообразно эвакуировать свидетелей в безопасное место и обеспечить их охрану. Активно собирать сведения, свидетельскую базу по чрезвычайной ситуации. По имеющемуся опыту, при обнаружении реального взрывного устройства, подготовленного к взрыву, принципиальное значение имеют первые 15-20 минут (до приезда оперативных служб), в течение которых служба безопасности портового средства вынуждена самостоятельно принимать решения и организовывать работу по выводу людей из опасной зоны. 4. Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации, если она имела место - минимизация последствий ущерба для жизни и здоровья людей, зданий, имущества и др. В практическом плане речь как правило идет о комплексе мероприятий по целенаправленной подготовке службы безопасности и персонала портового средства к действиям в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с обнаружением взрывного устройства, и налаживанием взаимодействия с правоохранительными органами и другими специальными службами. При этом действительность любой разработанной системы мер обеспечивается многократными тренировками личного состава и отработки действий в условиях чрезвычайной ситуации на практике. 5. Координация усилий и расширение взаимодействия портовых средств и силовых структур государства (вооруженные силы, специальные службы, правоохранительные, пограничные и таможенные органы) в формате противодействия террористическим актам. Целесообразно проведение инструкторско-методических и учебных занятий сотрудников службы безопасности портового средства с привлечением специалистов МВД, ФСБ, МЧС и ВМФ. Организовать регулярный обмен информацией. 6. Установление такого же режима безопасности, что и в аэропортах. Территория морского порта является контролируемой зоной и должна иметь ограждения по всему периметру. На границе порта должны быть установлены предупредительные знаки, запрещающие проникновение в его контролируемую зону. Проход лиц, проезд транспортных средств в контролируемую зону морского порта, а также внос (ввоз), вынос (вывоз) грузов и материальных ценностей предприятий морского транспорта и грузов сторонних организаций производится только через специально оборудованные контрольно-пропускные проходные. Количество контрольно-пропускных проходных должно быть минимальным и соответствовать необходимости обеспечения производственной деятельности порта. Большую угрозу безопасности морских портов представляют местные террористы, которые камуфлируются под защитников окружающей среды, прав животных, аборигенов и т. д. Прикрываясь соответствующими политическими лозунгами, они зачастую проводят и террористические акты против «символов государственной власти», в качестве которых могут служить инфраструктуры портов и их рабочие и служащие. Местные террористы могут использовать морские порты для скрытого импорта оружия, боеприпасов и военной техники. 7. Совершенствование международно-правового механизма противодействия терроризму на морском транспорте. Существующих на данный момент конвенций уже недостаточно для полноценного регулирования взаимодействия государств в процессе борьбы с террористическими угрозами. 8. Расширение и углубление формата взаимодействия заинтересованных профессиональных структур на региональном и международном уровнях; оказание организационной, финансовой и технической поддержки отдельным государствам, находящимся в зоне повышенного риска применительно к сфере эксплуатации морского транспорта и морских перевозок. Создание межгосударственных и внутриконтинентальных союзов для оказания помощи странам-участницам в борьбе с морским терроризмом и другими угрозами (незаконная торговля наркотиками, оружием, людьми), являющимися серьезной помехой морскому бизнесу. 9. Для обеспечения должной безопасности от терроризма на морях необходима прозрачность владельцев судов. Отсутствие должной информации, общемировых стандартов в регистрации судов и трудности в получении достоверной информации о том или ином судне приводят в числе прочего и к тому, что многие страны вынуждены вводить у себя такие меры, которые воспринимаются как грубые нарушения существующих межгосударственных морских соглашений. Судоходство было и остается весьма закрытым в части четкого определения владельца судна по двум главным причинам: налогообложение и вопросы ответственности по тем или иным обязательствам. Однако сегодня эта скрытность становится опасной для судоходства в целом, так как она может быть использована злоумышленниками. Существующие возможности в плане скрытности приведут к тому, что на террористов нельзя будет выйти путем выяснение владельца. Это прекрасно понимают службы безопасности многих государств, вот почему они крайне настороженно относятся к судам, чьи владельцы неизвестны, и даже к флагам целиком - когда известно, что анонимные владельцы предпочитают регистрацию именно под этими флагами. Это приводит как к запрету на вход в порты, так и к придирчивому досмотру и контролю таких судов. Все существующие меры по выяснению владельцев судов, их истории, достаточно дорогие - требуются увеличение штатов служб безопасности, расходы на ведение расследований и следствии, введение новых правил и ограничений - все это, в свою очередь, приводит к задержкам и простоям судов. Одним словом, избавиться от проклятия безопасности на сегодня, от этой анонимности, дело очень непростое и дорогое. Но с учетом потенциального вреда от терактов эти расходы оправданы, и другого выхода нет. Есть лишь пути, которые помогут снизить расходы, прямые и непрямые - все больше людей в мировой морской индустрии начинают понимать необходимость прозрачности владения, необходимо шире популяризовать эту необходимость и налаживать пути обмена официальной и неофициальной информации, что поможет избежать бездоказательных подозрений, неоправданных задержек, досмотров и простоев. 10. Использование разведывательных групп для сбора необходимой информации для планирования антитеррористических мероприятий. Разведывательные группы используются для сбора необходимой информации и анализа деятельности террористических организаций в портах, планируемых терактов. Агентура внедряется во всю инфраструктуру портов и активно используются «добровольные помощники» из числа местных портовых рабочих и служащих, создаются разведывательные сети, состоящие из хорошо законспирированных ячеек. 11. Привлечение для борьбы с морским терроризмом и пиратством негосударственных структур безопасности. Формами участия негосударственных структур безопасности в предупреждении терроризма являются: - своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах; - участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и т. д.); - публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом; - разработка рекомендаций и консультирование по проблемам противодействия терроризму; - организация общественных мероприятий (конференций, съездов, «круглых столов», семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб; - привлечение в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов; - участие в международных общественных комитетах и движениях по борьбе с терроризмом; - разработка, производство и поставка негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей. Кроме того, безопасность судоходства в регионах Мирового океана, где существует опасность вооруженных нападений на суда, может быть существенно повышена при условии, что в международном праве будет закреплен правовой статус частных компаний, осуществляющих обеспечение безопасности международного судоходства, их функций и механизм действий. В частных компаниях, мотивируемых прибылью, на порядок выше стремление к инновациям. В случае, если ассоциации судовладельцев получат возможность нанимать для патрулирования опасных регионов частные компании, весьма вероятно, что на этом рынке возникнет ряд новых услуг, до которых официальные службы просто не в состоянии додуматься. 12. Обеспечение безопасности контейнерных перевозок. Как правило, контейнеры пакуются в месте отправления и вплоть до прибытия в место назначения их никто не проверяет: хотя они могут пройти несколько транзитных портов, где могут возникнуть благоприятные условия для незаконного проникновения в них. Необходимо тесное сотрудничество бизнеса и таможенных органов в борьбе против морского терроризма. Все участники морского бизнеса должны принимать необходимые меры безопасности по всей цепочке движения груза и выдавать о нем детальную информацию. По опыту США желательно создать специальные бригады, состоящие из представителей морского бизнеса и администрации порта, предназначенные для поиска, идентификации и досмотра опасных грузов до погрузки их на суда. 13. Ужесточение контроля за перевозкой опасных грузов: радиоактивных, ядовитых, едких и взрывоопасных веществ. Тщательная проверка правоохранительными органами экипажей судов и портовых рабочих и служащих, участвующих в перевозке опасных грузов, с целью выявления преступных элементов и потенциальных террористов. 14. Грамотная информационная политика средств массовой информации. В настоящее время специалистами различных областей знаний (юристами, философами, теологами, психологами, медиками и др.) отмечается негативная тенденция оказания отрицательного влияния определенных информационных продуктов на психологические и, как следствие, поведенческие установки населения (пропаганда в средствах массовой информации жестокости, насилия, кровной мести, радикально-националистических установок, морально-деформированных стереотипов поведения и т.п.). Информационное обеспечение комплекса мер по борьбе с терроризмом должно предусматривать: - мониторинг терроризма и антитеррористической деятельности; - унификацию ведомственных и межгосударственных подходов к накоплению и учету данных по террористическим организациям, участникам и пособникам; - создание единого банка данных и режима информационного обмена, методик оценки последствий террористических деяний; - накопление и обобщение мирового опыта борьбы с терроризмом, доведение его до соответствующих организаций. 15. Условиями успешной антитеррористической стратегии на морском транспорте являются: - упреждающий характер действий; - активность; - соответствие задач, правомочий и ресурсного обеспечения; - вариативность, наличие различных моделей антитеррористической деятельности в зависимости от решения задач по предупреждению, пресечению, реагированию и смягчению последствий; - обеспечение единства в действиях в международном, межгосударственном и государственном масштабах, а также в аспекте объединения усилий ведомств на основе четкого размежевания компетенции органов федерального, регионального и местного уровней; - дифференциация задач, форм и содержания антитеррористической деятельности в обычной, чрезвычайной обстановке, при ведении боевых действий. Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений (как государственных так и частных). Внедрение таких мер, как снятие отпечатков пальцев и сканирование сетчатки глаз пассажиров, внедрение института вооруженных приставов на борту воздушных судов не согласуются с принципами демократии и свободы личности. И в этом тоже состоит еще одно из многочисленных негативных последствий распространения феномена, именуемого международным терроризмом. Данная работа вынуждена быть завершена пессимистическим выводом: терроризм будет существовать всегда, пока существует человечество. Более того, на современном этапе траектория его развития является восходящей. Что делает проблему обеспечения безопасности на морском транспорте как никогда актуальной. |
|
© 2000 |
|