РУБРИКИ

Современный морской терроризм

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Современный морской терроризм

Современный морской терроризм

   

Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет

 





 






Современный морской терроризм






Выполнил: Студент группы 2480 (24СТ1)

Бойчук Константин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2007




Террористические организации давно прибегали к пиратству и морской контрабанде. Однако в последние годы они начали создавать собственные военные флоты и совершать теракты не только на суше и в воздухе, но и на море.

Морской терроризм представляет серьезную угрозу безопасности мореплавания, подпирает общепризнанный принцип свободы морей и нередко представляет угрозу миру. Как и пиратство, он является пре­ступлением международного характера. По методам и способам осу­ществления морской терроризм и пиратство очень похожи. Разница только в целях, которые преследуют исполнители: для пиратов глав­ное - обогащение, нажива, а целью террористов является запугива­ние властей с целью выполнения своих, как правило, политических, требований.

Наибольшее количество терактов на море совершила группировка «Тигры освобождения Тамил Иламы» сражающаяся за создание независимого государ­ства тамилов на северо-востоке Шри-Ланки. Как признанный лидер среди азиатских террористических организаций, она создала самую совершенную морскую составляющую - практически крупнейший в мире негосударственный флот, оперативно действующий в составе двух отдельных формирований.

Первое из них - «Морские тигры» - представляет собой амфибий­ную группу, насчитывающую 3-4 тыс. хорошо обученных и экипи­рованных морских террористов и обладающую возможностями для проведения терактов и пиратских действий в территориальных и прибрежных водах, а также в открытом море.

Организационно формирование «Морские тигры» состоит из 12 секций:

-    боевых морских подразделений;

-    подводных подрывных команд;

-    ударных групп «Морские тигры»;

-    инженерных и судостроительных структур;

-    отряда радиолокации и телекоммуникаций;

-    арсенала морских вооружений;

-    мореходной школы;

-    рекрутской;

-    политической пропаганды и финансирования;

-    тылового обеспечения исключительной экономической зоны;

-    наблюдения и разведки;

-    культурно-бытовой и регистрационной.

С «Морскими тиграми» тесно взаимодействуют еще три секции:

-    «Тигрицы» (до 30% террористов - женщины);

-    военно-морской разведки (возглавляемая офицером военной разведки);

-    «Черные тигры» (команда смертников).

Ударные группы «Морские тигры» оснащены по последнему слову техники, имеют скорострельные орудия, гранатометы и малогабарит­ные установки залпового огня, японские средства связи и герман­скую оптику. Их мастерские самостоятельно производят плавучие и донные мины, подводные взрывные устройства и даже способны построить малую подводную лодку. В настоящее время ими ведутся экс­перименты с торпедой, управляемой смертником.

На собственных судоверфях «Морские тигры» строят фиберглассовые катера четырех типов:

-    «Трикка», использующийся для заброски легких водолазов (скорость до 45 узлов, экипаж четыре человека, вооружение -пулемет);

-    «Судай» - предназначены для нападения на боевые катера ВМС Шри-Ланки (10 узлов, шесть человек, пулемет);

-    «Мурадж» - предназначенный для атак на боевые катера, а также для переброски команд террористов и предметов снаб­жения (45 узлов, 10 человек, три пулемета);

-    «Идайан» - двухместный катер смертников, который начиня­ется взрывчаткой, детонирующей при контакте с целью (раз­вивает скорость хода до 45 узлов).

«Морские тигры» ведут систематические боевые действия с ВМС Шри-Ланки. По данным западных средств массовой информации, «Морские тигры» уничтожили от трети до половины патрульных ко­раблей и катеров, а также ракетных и артиллерийских катеров ВМС Шри-Ланки. Члены группировки потопили самый большой боевой корабль ВМС Шри-Ланки «Сагаравардана» и захватили его коман­дира. В операции принимали участие катера (в том числе со смертни­ками). При атаке они применяли тактику «волчьей стаи». «Морские тигры» успешно проведены многочисленные операции в северных подах, а также предпринята попытка уничтожения грузового транс­порта, перевозивший израильские истребители «Кфир» в порт Ко­ломбо. Однако, транспорт встал под разгрузку на день раньше наме­ченного срока, и операция смертников сорвалась.


 В ближайшем будущем международный терроризм может сосредо­точить свое внимание на водной стихии и перейти к масштабным операциям против целей, характерных для нее: грузовых, пассажирских и военных кораблей, портов и судостроительных верфей.


   Анализ современной динамики и тенденций международного тер­роризма в целом, его многочисленных специфических аспектов, по­зволяют выделить следующие категории существующего контура угроз применительно к морскому транспорту:

-    захват или угон морского судна или осуществление контроля над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания;

-    совершения акта насилия против любого лица на борту мор­ского судна (территории порта), если этот акт может угрожать безопасности плавания данного судна (безопасности порта);

-    разрушение морского судна или нанесение ему или его грузу повреждений, которые могут угрожать безопасному плаванию данного судна или безопасности порта;

-    размещение или совершение действий с целью размещения на борту морского судна (в том числе, находящегося на террито­рии порта) каким бы то ни было способом устройств, которые могут разрушить это судно, нанести этому судну или его грузу повреждений, которые угрожают или могут угрожать безопас­ному плаванию данного судна или безопасности порта;

-    использование кораблей и судов субъектами международного терроризма в качестве косвенного (непрямого) объекта терро­ристической деятельности;

-    использование морского транспорта фигурантами транснацио­нальной организованной преступности в качестве средства реа­лизации незаконной деятельности;

-    разрушение морского навигационного оборудования, или на­несение ему серьезного повреждения, либо создание серьезных помех его эксплуатации, если любой такой акт может угрожать безопасности плавания судов;

-    разрушение портового сооружения или нанесение ему серьез­ных повреждений, которые угрожают или могут угрожать безо­пасности плавания судов или безопасности порта;

-    сообщение заведомо ложных сведений, которые могут создать угрозу безопасности плавания судов или безопасности порта.


  Субъекты международного терроризма активно используют морской транспорт по его прямому назначению. Морской транспорт является наиболее удобным средством для скрытного транзитного перемещения (по легализованным или поддельным документам) на значительное расстояние. При этом, суда и пассажиры опасности не подвергаются; собственно угроза реализуется на территории третьих стран, являю­щихся объектом проекции террористической деятельности.

  Не исключается также перевозка морскими судами оперативной  документации, пропагандистках материалов, оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных и отравляющих веществ.

  Другим аспектом является использование морских судов в каче­стве транспортного средства для доставки террористов и заложников в определенную географическую точку уже после теракта, совершен­ного вне сферы морского транспорта.

    Морской транспорт объективно является сферой интересов фигу­рантов криминальной деятельности, задействованных на таких на­правлениях, как: маршрутизация нелегальная миграция; незаконный оборот наркотических веществ; незаконный денежный трансферт; контрабанда оружия, боеприпасов, культурных ценностей и произве­дений искусства, и т. д.        Невозможно игнорировать тот факт, что суще­ственная часть операций и перемещений субъектов организованной преступности регулярными рейсами пассажирских судов осущест­вляется под прикрытием обычных пассажирского и грузового пото­ков.  Кроме террористических актов, осуществляемыми на море между­народными террористическими организациями и преследующими в основном политические цели, и пиратства возможны аналогичные акты, планируемые и проводимые конкурентами против судов круп­ных судоходных компаний и указанных выше объектов с чисто эко­номическими целями, направленными на устранение конкурентов с рынка соответствующих услуг.

  В связи с постоянно возникающей в мире конкуренцией, угроза ведения конкурентной борьбы неадекватными, в том числе террори­стическими методами, будет возрастать. Поэтому необходимо вести аналитическую и профилактическую работу и в этом направлении.

  За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и России был разрабо­тан ряд механизмов, методов, технологий государственного реагирова­ния на потенциальные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных антитеррористических сил и их подготовка, усиление охраны особо опасных, в частности, ядерных объектов, выработка тех­нологии переговорного процесса об освобождении заложников и др.).

 

Можно говорить о некоторых универсальных принципах государ­ственной политики по отношению к терроризму:

-    принцип упреждения террористических актов за счет пра­вильно поставленной заблаговременной оперативной деятель­ности, распознанию их на стадии замысла, планирования и подготовки и срыву намеченных террористических действий;

-    принцип минимальных уступок террористам. В этой связи в ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактиче­ские уступки, позволяющие выиграть время, провести подго­товительные мероприятия для проведения наиболее эффектив­ной операции в создавшихся условиях;

-    принцип минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористи­ческой операции;

-    принцип неотвратимости наказания за террористическую дея­тельность.

  Терроризм вырастает там, где есть глубинные противоречия в эко­номике, где часть населения сопротивляется реформам, где высока социальная дифференциация, где не создано эффективных механизмов правовой защиты граждан. В этом смысле российские реалии - благоприятная среда для роста терроризма. Терроризм в РФ, как и в ряде стран СНГ, становится своего рода индустрией: налаживаются связи между террористическими группами по обмену опытом в опе­ративно-боевой подготовке, поставкам спецсредств и вооружений, использованию новых технологий.

  Все реже заказчиками, разработчиками и исполнителями престу­пления являются одни и те же люди. Исходя из этого и должна вы­страиваться концепция борьбы с терроризмом в каждой сфере эконо­мики, в том числе на морском транспорте.

  Эта работа должна координироваться с ГРУ, ФСБ, МВД, ВМФ, МЧС и ВВС РФ, с госструктурами, регулирующими деятельность морских портов и управляющими использованием госсобственности в них.

 

  Когда террористы захватывают судно, то срочные меры по его осво­бождению не всегда приемлемы. Ведь целью террористов все чаще становятся не вымогательство, а политические требования или акции устрашения. В таком случае под угрозой оказываются жизни пасса­жиров и экипажа, возникает риск экологической катастрофы.

  Все настойчивее звучат предложения о формировании на судах специальных команд самообороны. Пока, правда, международный статус такой команды не определен. А затраты на ее содержание во многом будут зависеть от того, насколько эффективно организо­вана защита от терроризма в морских портах.

   

Действия, предпринимаемые в формате противодействия терроризму на морском транспорте. Их возможно сгруппировать по следующим функциональным блокам:

  

 1. Совершенствование системы обеспечения собственной безопас­ности на морском транспорте. Включает в себя:

-    ужесточение процедуры приобретения билетов, регистрации и г досмотра пассажиров и грузов (с целью исключения доступа на борт физических лиц и предметов, представляющих малейшую степень угрозы);

-    введение обязательного проведения психологического тестиро­вания всех пассажиров («профайлинга») и их личного досмо­тра, в том числе с применением детекторов обнаружения следов взрывчатых веществ;

-    наращивание средств технического контроля и охраны объектов;

-    оборудование входов на причал пунктами досмотра, оснащен­ными досмотровой техникой для контроля пассажиров, прово­жающих лиц и посетителей, а также багажа и вещей, находя­щихся при них;

-    разработка и внедрение системы обмена информацией между сотрудниками морских портов и представителями служб, веду­щих оперативно-разыскную деятельность, о фактах подготовки террористических актов, а также о лицах, причастных к этому;

-    создание в морских портах ситуационных центров монито­ринга для обеспечения контроля и координации деятельно­сти всех служб морских портов, правоохранительных органов и специальных служб, принимающих участие в обеспечении морской безопасности;

-    формирование эксклюзивной зоны безопасности вокруг пор­товых средств;

-    всесторонняя подготовка сотрудников ведомственных служб безопасности;

-    повышение бдительности и сознательного отношения к терро­ристической угрозе всего личного состава судов и руководите­лей судоходных организаций;

-    грамотное выполнение планов охраны, а также использование технических средств позволяет повысить безопасность морепла­вания, снизить опасность и последствия террористических ак­тов, убытков от пиратства и, в конечном итоге, обеспечит возврат средств, вложенных в работы по внедрению Кодекса ОСПС.

2. Совершенствование и внедрение технических средств защиты собственно судов, в первую очередь установка:

-    систем охранной сигнализации; систем контроля и управления доступа;

-    систем охранного телевидения;

-    систем связи.

Для досмотра пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов морские торговые порты должны располагать специальными технические средствами, обеспечивающими обнаружение огнестрельного оружия, взрывных устройств и других предметов и веществ, которые могут быть исполь­зованы в целях совершения незаконных актов, а также нанесения ущерба здоровью пассажиров, членам экипажа и пассажирскому судна. С этой целью в морских портах предусматриваются:

-    стационарные интроскопы - для контроля ручной клади, ба­гажа, груза, почты по теневому изображению внутреннего со­держания на экране телемонитора;

-    переносные интроскопы - для идентификации неопознанных объектов на борту судна и в запретном районе без вскрытия и смещения объекта исследования;

-    стационарные металлоискатели - для выявления металличе­ских предметов у пассажира (персонала, члена экипажа);

-    портативные (ручные) металлоискатели - для повторного до­смотра с целью более точного местонахождения металлических предметов, обнаруженных стационарным металлоискателем;

-    аппаратура для обнаружения взрывчатых веществ (ВВ), вклю­чающая в себя детекторы паров ВВ, и стационарные установки обнаружения ВВ методом нейтронной активизации;

-    аппаратура фиксации абонентского номера телефона по кото­рому поступило сообщение об угрозе возникновения чрезвы­чайной ситуации.

   Современная система безопасности портового средства должна представляет собой комплекс систем, которые работают в единой связке под централизованным управлением системы сбора и обра­ботки информации (ССОИ). В комплекс входит система видеона­блюдения, контроля доступа, охраны периметра, охранно-пожарной сигнализации.

  Только такая, комплексная система безопасности позволяет по­лучать максимум информации от всех технических средств безопас­ности, установленных на объекте, анализировать полученные данные и создавать отчеты о ситуации. В результате угрозы безопасности объ­екта предотвращаются на ранней стадии.

 

  3. Внедрение комплекса мер упреждения в целях предотвращения террористических актов. Оценка угроз и рисков всей инфраструк­туры с тщательной последующей проверкой всего личного состава с целью выявления преступных элементов и потенциальных терро­ристов. Включает:

-    создание банка данных на потенциально опасных пассажиров (включающего лиц, состоящих в радикальных политических организациях, религиозных сектах, преступных сообществах, склонных к употреблению алкоголя на борту, владеющих на­выками рукопашного боя и т. д.);

-    тщательная проверка благонадежности экипажей судов и тех­нического службы портовых средств.

Предприятия морского транспорта - это сложный технический и человеческий конгломерат, который требует к себе внимания специ­алистов по борьбе на предприятиях водного транспорта, от которых требуется разрабатывать специальные учебно-методические матери­алы для предприятий морского транспорта.

Организационные мероприятия по борьбе с терроризмом надо на­чинать, как с проектирования, ремонта, перестройки судна, так и с проектирования предприятий морского транспорта.

  Каждый объект портового средства изучается специалистами по борьбе с терроризмом, которые разрабатывают организационные ме­роприятия, характерные только для данного объекта, характеристика которого подходит к объекту террористического акта. При разработке организационных мероприятий предупреждающих терроризм на предприятиях морского транспорта, необходимо учитывать:

 а)   Результаты прогнозирования и моделирования тактики дей­ствий террористов, исключительно для данного объекта;

 б)   Поэтапное проникновение на объект:

-      с морской стороны (включая дрессированных морских животных с подрывными устройствами);

-      по воздуху (включая дрессированных птиц);

-      с суши (включая дрессированных террористами жи­вотных) ;

-      из-под земли (по подземным коммуникациям);

-      тактику проникновения камикадзе на данный объект.

 в)   Дистанционный терроризм: заминированные объекты, транс­портировка на объект грузов с дистанционным подрывным устройством.

 г)    Террорист из числа персонала объекта, который может исполь­зовать внутренние возможности объекта для совершения тер­рористического акта.

 д)   Разрабатывать дополнительные мероприятия по предупреж­дению терроризма в отношении мест складирования грузов, подрыв которых может вызвать экологические и другие бед­ствия.

 е)   Отдельный план входит общий план организационных меро­приятий данного объекта. Проводимые на данном предпри­ятии массовые мероприятия (памятные и торжественные даты и другие мероприятия с участием представителей массовой ин­формации, чиновников).

 ж)  Составлять дополнительные отдельные мероприятия пред­упреждения терроризма, если на объекте расположены техни­ческие и другие подразделения осуществляющие безопасность судоходства, портовые холодильники с аммиаком и т. д.

 з)    Пути поступления, прохождения, хранения нужной информа­ции на данном объекте. Носители информации.

и) Техническую защиту информации. Целесообразность приме­нения технической разведки и контрразведки.

  4. Противодействие терактам с использованием взрывных устройств на охраняемом объекте.

Эффективна роль служб безопасности порто­вого средства по противодействию терактам, связанным с использо­ванием взрывных средств, обеспечивается созданием на охраняемом объекте условий, затрудняющих совершение данного преступления, дающих возможность своевременно обнаружить взрывное устройство или опасный предмет, обеспечить быстрое оповещение компетентных органов и служб, и до их прибытия в максимальной степени обезопа­сить людей, которые могут оказаться в зоне поражения.


  Таким образом, действия служб безопасности теоретически можно свести к следующим группам:

1. Профилактика - создание условий, затрудняющих саму подго­товку к преступлению, его практическое осуществление и обеспечи­вающих своевременное обнаружение взрывных устройств.

Весь комплекс охранных мероприятий должен проводиться с уче­том возможности применения террористами взрывного устройства. Особое внимание уделяется мерам пассивной защиты, которые не об­наруживают непосредственно взрывное устройство (или террориста), но препятствуют возможности его установки на объекте (или возмож­ности бесконтрольного проникновения террориста на объект).

Работа по профилактике взрывных устройств должна носить как скрытный, так и откровенно демонстративный характер. Главное условие - она должна вестись постоянно, для того, чтобы у террори­ста формировалась уверенность в тщетности предпринимаемых им попыток.

Большое значение имеет информационно-аналитическая работа, позволяющая оценивать вероятность совершения теракта с исполь­зованием взрывного устройства на данном объекте, с учетом кон­фликтных ситуаций, в которые могут быть вовлечены другие судов­ладельцы, особенности криминальной обстановки в городе и районе расположения портового средства и других факторов.

Существует, кроме того, реальная возможность выявления при­знаков теракта по ряду косвенных признаков. Всегда на стадии под­готовки теракта (на ее разведывательно-информационной фазе), подбирая возможности его осуществления, террористы ведут ин­формационное наблюдение, собирают информацию об объекте и его охране, выбирают наименее защищенные и слабо контролируемые силами охраны участки, выявляют слабые звенья в системе защит­ных мероприятий.

  2.  Поиск взрывных устройств - предполагает активный поиск са­мих закладок равно как и возможных потенциальных исполнителей. Это в основном методы физического поиска на основе знания методо­логии обнаружения взрывных устройств и особенностей охраняемого объекта, а также использование технических средств поиска и выяв­ления взрывных устройств. Главное здесь - обеспечение комплекс­ного подхода к работе.

  3. Меры при обнаружении взрывного устройства - профессиональ­ная оценка обстановки и обеспечение безопасности людей, оказав­шихся в непосредственной близости к взрывному устройству, быстрое оповещение правоохранительных и других компетентных органов, содействие эвакуации людей, документов, материальных ценностей из опасной зоны, мероприятия, направленные на усиление охраны судов и портового средства.

Необходимо обеспечить присутствие лиц, обнаруживших взрыв­ное устройство, до прибытия оперативно-следственной группы, и фиксацию их установочных данных. При необходимости целесоо­бразно эвакуировать свидетелей в безопасное место и обеспечить их охрану. Активно собирать сведения, свидетельскую базу по чрезвы­чайной ситуации.

По имеющемуся опыту, при обнаружении реального взрывного устройства, подготовленного к взрыву, принципиальное значение имеют первые 15-20 минут (до приезда оперативных служб), в те­чение которых служба безопасности портового средства вынуждена самостоятельно принимать решения и организовывать работу по вы­воду людей из опасной зоны.

  4.   Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации, если она имела место

- минимизация последствий ущерба для жизни и здоро­вья людей, зданий, имущества и др.

В практическом плане речь как правило идет о комплексе меро­приятий по целенаправленной подготовке службы безопасности и персонала портового средства к действиям в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с обнаружением взрывного устройства, и нала­живанием взаимодействия с правоохранительными органами и дру­гими специальными службами. При этом действительность любой разработанной системы мер обеспечивается многократными трени­ровками личного состава и отработки действий в условиях чрезвы­чайной ситуации на практике.

  5.  Координация усилий и расширение взаимодействия портовых средств и силовых структур государства (вооруженные силы, специ­альные службы, правоохранительные, пограничные и таможенные органы) в формате противодействия террористическим актам.

Целесообразно проведение инструкторско-методических и учеб­ных занятий сотрудников службы безопасности портового средства с привлечением специалистов МВД, ФСБ, МЧС и ВМФ. Организо­вать регулярный обмен информацией.

  6. Установление такого же режима безопасности, что и в аэропортах. Территория морского порта является контролируемой зоной и

должна иметь ограждения по всему периметру.

На границе порта должны быть установлены предупредительные знаки, запрещающие проникновение в его контролируемую зону.

Проход лиц, проезд транспортных средств в контролируемую зону морского порта, а также внос (ввоз), вынос (вывоз) грузов и мате­риальных ценностей предприятий морского транспорта и грузов сторонних организаций производится только через специально обо­рудованные контрольно-пропускные проходные. Количество кон­трольно-пропускных проходных должно быть минимальным и соот­ветствовать необходимости обеспечения производственной деятель­ности порта.

Большую угрозу безопасности морских портов представляют мест­ные террористы, которые камуфлируются под защитников окружа­ющей среды, прав животных, аборигенов и т. д. Прикрываясь соот­ветствующими политическими лозунгами, они зачастую проводят и террористические акты против «символов государственной власти», в качестве которых могут служить инфраструктуры портов и их ра­бочие и служащие. Местные террористы могут использовать морские порты для скрытого импорта оружия, боеприпасов и военной техники.

  7.  Совершенствование международно-правового механизма про­тиводействия терроризму на морском транспорте.

Существующих на данный момент конвенций уже недостаточно для полноценного регу­лирования взаимодействия государств в процессе борьбы с террори­стическими угрозами.

  8.  Расширение и углубление формата взаимодействия заинтере­сованных профессиональных структур на региональном и между­народном уровнях;

оказание организационной, финансовой и тех­нической поддержки отдельным государствам, находящимся в зоне повышенного риска применительно к сфере эксплуатации морского транспорта и морских перевозок.

Создание межгосударственных и внутриконтинентальных союзов для оказания помощи странам-участницам в борьбе с морским терро­ризмом и другими угрозами (незаконная торговля наркотиками, ору­жием, людьми), являющимися серьезной помехой морскому бизнесу.

  9. Для обеспечения должной безопасности от терроризма на морях необходима прозрачность владельцев судов.

 Отсутствие должной ин­формации, общемировых стандартов в регистрации судов и трудности в получении достоверной информации о том или ином судне приво­дят в числе прочего и к тому, что многие страны вынуждены вводить у себя такие меры, которые воспринимаются как грубые нарушения существующих межгосударственных морских соглашений.

   Судоходство было и остается весьма закрытым в части четкого опре­деления владельца судна по двум главным причинам: налогообло­жение и вопросы ответственности по тем или иным обязательствам. Однако сегодня эта скрытность становится опасной для судоходства в целом, так как она может быть использована злоумышленниками.

   Существующие возможности в плане скрытности приведут к тому, что на террористов нельзя будет выйти путем выяснение владельца. Это прекрасно понимают службы безопасности многих государств, вот почему они крайне настороженно относятся к судам, чьи вла­дельцы неизвестны, и даже к флагам целиком - когда известно, что анонимные владельцы предпочитают регистрацию именно под этими флагами. Это приводит как к запрету на вход в порты, так и к придир­чивому досмотру и контролю таких судов.

   Все существующие меры по выяснению владельцев судов, их исто­рии, достаточно дорогие - требуются увеличение штатов служб безопасности, расходы на ведение расследований и следствии, введение новых правил и ограничений - все это, в свою очередь, приводит к задержкам и простоям судов. Одним словом, избавиться от про­клятия безопасности на сегодня, от этой анонимности, дело очень не­простое и дорогое. Но с учетом потенциального вреда от терактов эти расходы оправданы, и другого выхода нет. Есть лишь пути, которые помогут снизить расходы, прямые и непрямые - все больше людей в мировой морской индустрии начинают понимать необходимость прозрачности владения, необходимо шире популяризовать эту необ­ходимость и налаживать пути обмена официальной и неофициальной информации, что поможет избежать бездоказательных подозрений, неоправданных задержек, досмотров и простоев.

  10.  Использование разведывательных групп для сбора необходи­мой информации для планирования антитеррористических меро­приятий.

Разведывательные группы используются для сбора необ­ходимой информации и анализа деятельности террористических ор­ганизаций в портах, планируемых терактов. Агентура внедряется во всю инфраструктуру портов и активно используются «добровольные помощники» из числа местных портовых рабочих и служащих, соз­даются разведывательные сети, состоящие из хорошо законспириро­ванных ячеек.

  11.  Привлечение для борьбы с морским терроризмом и пиратством негосударственных структур безопасности.

   Формами участия негосу­дарственных структур безопасности в предупреждении терроризма являются:

-    своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;

-    участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении пра­воохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспече­ние понятыми и т. д.);

-    публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;

-    разработка рекомендаций и консультирование по проблемам противодействия терроризму;

-    организация общественных мероприятий (конференций, съез­дов, «круглых столов», семинаров и др.) с привлечением пред­ставителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;

-    привлечение в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов;

-    участие в международных общественных комитетах и движе­ниях по борьбе с терроризмом;

-    разработка, производство и поставка негосударственными пред­приятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопле­ния людей.

  Кроме того, безопасность судоходства в регионах Мирового оке­ана, где существует опасность вооруженных нападений на суда, мо­жет быть существенно повышена при условии, что в международном праве будет закреплен правовой статус частных компаний, осущест­вляющих обеспечение безопасности международного судоходства, их функций и механизм действий.

  В частных компаниях, мотивируемых прибылью, на порядок выше стремление к инновациям. В случае, если ассоциации судовладель­цев получат возможность нанимать для патрулирования опасных ре­гионов частные компании, весьма вероятно, что на этом рынке воз­никнет ряд новых услуг, до которых официальные службы просто не в состоянии додуматься.

  12.  Обеспечение безопасности контейнерных перевозок.

  Как пра­вило, контейнеры пакуются в месте отправления и вплоть до прибы­тия в место назначения их никто не проверяет: хотя они могут пройти несколько транзитных портов, где могут возникнуть благоприятные условия для незаконного проникновения в них.

Необходимо тесное сотрудничество бизнеса и таможенных органов в борьбе против морского терроризма. Все участники морского биз­неса должны принимать необходимые меры безопасности по всей це­почке движения груза и выдавать о нем детальную информацию.

По опыту США желательно создать специальные бригады, состо­ящие из представителей морского бизнеса и администрации порта, предназначенные для поиска, идентификации и досмотра опасных грузов до погрузки их на суда.

  13.  Ужесточение контроля за перевозкой опасных грузов: радио­активных, ядовитых, едких и взрывоопасных веществ.

  Тщатель­ная проверка правоохранительными органами экипажей судов и

портовых рабочих и служащих, участвующих в перевозке опасных грузов, с целью выявления преступных элементов и потенциальных террористов.

  14.  Грамотная информационная политика средств массовой ин­формации.

  В настоящее время специалистами различных областей знаний (юристами, философами, теологами, психологами, медиками и др.) отмечается негативная тенденция оказания отрицательного влияния определенных информационных продуктов на психологи­ческие и, как следствие, поведенческие установки населения (пропа­ганда в средствах массовой информации жестокости, насилия, кров­ной мести, радикально-националистических установок, морально-де­формированных стереотипов поведения и т.п.).

Информационное обеспечение комплекса мер по борьбе с терро­ризмом должно предусматривать:

-    мониторинг терроризма и антитеррористической деятельности;

-    унификацию ведомственных и межгосударственных подходов к накоплению и учету данных по террористическим организа­циям, участникам и пособникам;

-    создание единого банка данных и режима информационного об­мена, методик оценки последствий террористических деяний;

-    накопление и обобщение мирового опыта борьбы с террориз­мом, доведение его до соответствующих организаций.

  15. Условиями успешной антитеррористической стратегии на мор­ском транспорте являются:

-    упреждающий характер действий;

-    активность;

-    соответствие задач, правомочий и ресурсного обеспечения;

-    вариативность, наличие различных моделей антитеррори­стической деятельности в зависимости от решения задач по предупреждению, пресечению, реагированию и смягчению последствий;

-    обеспечение единства в действиях в международном, межгосу­дарственном и государственном масштабах, а также в аспекте объединения усилий ведомств на основе четкого размежевания компетенции органов федерального, регионального и местного уровней;

-    дифференциация задач, форм и содержания антитеррористи­ческой деятельности в обычной, чрезвычайной обстановке, при ведении боевых действий.

Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решитель­ность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений (как государственных так и частных).

Внедрение таких мер, как снятие отпечатков пальцев и сканирование сетчатки глаз пасса­жиров, внедрение института вооруженных приставов на борту воз­душных судов не согласуются с принципами демократии и свободы личности. И в этом тоже состоит еще одно из многочисленных нега­тивных последствий распространения феномена, именуемого между­народным терроризмом.

Данная работа вынуждена быть завершена пессимистическим вы­водом: терроризм будет существовать всегда, пока существует челове­чество. Более того, на современном этапе траектория его развития яв­ляется восходящей. Что делает проблему обеспечения безопасности на морском транспорте как никогда актуальной.








































© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.