РУБРИКИ |
Роль, место и задачи по координации действий территориальных и функциональных органов ГО и ЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций |
РЕКЛАМА |
|
Роль, место и задачи по координации действий территориальных и функциональных органов ГО и ЧС при ликвидации чрезвычайных ситуацийРоль, место и задачи по координации действий территориальных и функциональных органов ГО и ЧС при ликвидации чрезвычайных ситуацийСодержание
I. Введение Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Российской Общее количество техногенных ЧС по сравнению с 1997 годом несколько снизилось, что обусловлено в некоторой степени сокращением промышленного производства, закрытием или ликвидацией целого ряда промышленных предприятий, а также сокращением объемов перевозок. Вместе с тем, учитывая ежегодно прогрессирующий износ основных производственных фондов, дальнейшее падение производственной дисциплины, снижение квалификации обслуживающего персонала, неподконтрольность некоторых предприятий и организаций надзорным органам, вряд ли можно ожидать в ближайшие годы дальнейшего заметного снижения количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Необходимо также подчеркнуть, что чрезвычайные ситуации техногенного характера зачастую возникают под влиянием целого ряда природных процессов и явлений, которые и определяют степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом, в последние годы нагрузки на инженерные сооружения, оборудование, инженерные сети и коммуникации от природных воздействий в ряде случаев стали значительно превышать предельно допустимые значения, заложенные в нормативные документы, что заставляет обратить внимание соответствующих министерств, ведомств и организаций на необходимость пересмотра соответствующих нормативных документов. Таким образом, без принятия действенных мер и при условии сохранения сложной экономической и социальной ситуаций в стране, а также при условии ввода в эксплуатацию изношенных производственных фондов наиболее вероятными являются постепенное выравнивание динамики роста количества чрезвычайных ситуаций и дальнейшее проявление тенденции к его увеличению. Результаты анализа природных чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Российской Федерации в 1998 году, подтвердили наличие устойчивой тенденции увеличения их количества. Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного
характера в 1998 году являлись: Среди чрезвычайных ситуаций природного характера наибольший прирост по сравнению с 1997 годом имеют крупные природные пожары (более, чем в 2 раза). Научные исследования, проведенные по заказу МЧС России, показали, что тенденция увеличения риска чрезвычайных ситуаций природного характера на территории Российской Федерации в ближайшее десятилетие сохранится. Помимо общемировых причин (освоение новых территорий, повышающее подверженность населения и хозяйства опасным природным явлениям; усложнение технологий, повышающее их чувствительность к опасным воздействиям) это вызвано социальными и экономическими процессами, происходящими в России в последние годы и приведшими в конечном итоге к снижению уровня адекватной защиты и противодействия природным опасностям. Предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций при таких условиях будут создаваться не столько годовым ходом развития природных процессов, сколько реальной возможностью регионов обеспечить устойчивость территориально-хозяйственных комплексов в целом и объектов экономики в частности к экстремальным проявлениям природных процессов. Опасные природные процессы, как источник чрезвычайных ситуаций, могут прогнозироваться с очень небольшой, с точки зрения возможности проведения превентивных мероприятий, заблаговременностью. Тем не менее можно говорить об общих особенностях природного фона 1999 года, на котором будут развиваться события. В последние годы, в связи с общими тенденциями изменения климата, отмечается потепление почти на всей территории России, за исключением В 1999 году на климатический фон будет продолжать оказывать влияние Особенно актуальным становится вопрос изменений локального климата и локальных погодных условий применительно к городским поселениям, в особенности к крупным городским агломерациям, где независимые от естественных погодных условий факторы трансформируют метеорологические процессы до трудно предсказуемых проявлений. Наиболее яркий пример - ураган в июне 1998 года в Москве. Вероятность аналогичных событий в 1999 году увеличивается. В целом, исходя из интегральной оценки реакции регионов на стихийные бедствия, наиболее высокий потенциал развития чрезвычайных ситуаций природного характера будет сохраняться в Республике Саха (Якутия), Сохраняется повышенная вероятность возникновения сильных землетрясений в некоторых районах России: на юго-восточном окончании В последнее время в печати появилась информация о якобы готовящемся российскими специалистами искусственно инициированном сильном землетрясении на Кавказе, которая не соответствует действительности и появилась, очевидно, под влиянием прогноза о возможном сильном землетрясении на Понятно, что в настоящее время наука не располагает такими технологиями, которые бы позволили заранее максимально точно знать место эпицентра сильного землетрясения и незаметно для окружающих средств контроля разместить и запустить достаточно мощный взрывной или вибрационный источник возбуждения очага землетрясения. Вулканическая активность на территории Российской Федерации предположительно останется на прежнем уровне. Непрогнозируемые извержения возможны в случае сильных землетрясений Весеннее половодье 1998 года на территории Российской Федерации началось в середине февраля с повышением уровня воды на реках В 1999 году наибольший ущерб от наводнений предположительно возможен в Максимально точный прогноз гидрологического режима рек Российской Прогнозируемые погодные условия на территории России, позволяют сделать вывод, что ледяной покров на реках европейской части России и Опасные затопления от паводков заторного происхождения в феврале-марте Прогноз сильных ветров и интенсивных дождей имеет кратковременную заблаговременность (от нескольких суток до несколько часов). Сильные ветры со скоростью свыше 20 м/сек и ливневые осадки могут наблюдаться на территории практически всех субъектов Российской Федерации. По сохраняющейся тенденции наибольшее количество сильных ветров следует ожидать в период с мая по август. В 1999 году ожидается уменьшение количества сильных ветров на северном побережье России, а на побережье В последние годы наблюдается уменьшение числа смерчей, хотя сохраняется вероятность их возникновения на морском побережье Кавказа, в южных и центральных районах европейской части России. В 1999 году ожидается уменьшение количества опасных ливневых и длительных дождей в целом по России. В связи с возрастанием повторяемости суровых зим, имеется опасность учащения периодов с особо опасными низкими температурами воздуха - ниже Исходя из ожидаемых климатических условий, с достаточной степенью уверенности можно предположить, что в среднем по России показатели горимости в 1999 году не превысят среднемноголетних показателей. Однако, есть традиционно опасные регионы, пожароопасный сезон в которых каждый год бывает напряженным. Наиболее крупные массовые пожары могут возникнуть летом на юге Якутии, на Алтае, в Бурятии, в Красноярском крае и в Читинской области. Осенняя волна пожаров в августе-сентябре приходится, как правило, на В августе также традиционно повышается горимость в Западной Сибири: в Высокая степень пожарной активности сохранится осенью в Алтайском крае. Нелесные пожары могут быть достаточно активны в южных районах России: в Волгоградской области и на Ставрополье. Высокая пожарная активность все лето и осень сохранится на Кавказе. Наибольшую опасность с точки зрения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций могут представлять летне-осенние пожары в Забайкалье и на юге Сибири. Особое внимание следует обратить на большую вероятность крупных массовых пожаров в районе озера Байкал, на Алтае, в Читинской области, в В связи с этим могут возникнуть проблемы с трансграничными пожарами на границе с Монголией и Китаем. Основной причиной возгораний останется в европейской части страны в основном антропогенный фактор (90%), в восточных районах страны - антропогенный фактор (50%) и грозовые разряды (до 50%). Основной причиной распространения лесных пожаров на больших площадях послужат природно-климатические условия (прогнозируемая засуха и маловодный период) на юге азиатской части России, а также несвоевременное обнаружение очагов, задержки с началом тушения, запаздывание с развертыванием сил и средств пожаротушения. Это вызвано хроническим недофинансированием отрасли, ослабившим материально-техническую базу противопожарных служб, не позволяющим своевременно заключать договоры на аренду авиационных средств для раннего обнаружения очагов и привлечение дополнительных сил и средств, создать достаточные резервы ГСМ и техники на местах. В связи с ожидаемым увеличением количества ветров на Дальнем Востоке, возможна также сильная горимость пастбищ на территориях Магаданской области, Чукотки и Якутии, что усугубляется еще и тем, что в последние годы авиаохрана пастбищ практически свернута. Прогнозируется более высокая, по сравнению в 1998 годом, вероятность развития торфяных пожаров в Центральном регионе, чему также способствует свертывание профилактических мероприятий на объектах торфодобывающей отрасли. Анализ статистических данных, особенностей технологических процессов, степени износа основных производственных фактов, общего уровня промышленной безопасности производства, ожидаемых природных условий и ряда других факторов показывает, что общее увеличение количества техногенных ЧС в 1999 году по сравнению с 1998 годом при условии сохранения создавшегося экономического положения и ввода в эксплуатацию изношенных производственных фондов целого ряда остановленных полностью или частично предприятий может составить до 10 и более процентов, причем наиболее неблагоприятными ожидаются февраль, апрель и декабрь. Следует ожидать, что по видам техногенные ЧС распределятся следующим образом: с октября по май - пожары, с ноября по февраль - аварии на коммунально-энергетических сетях, с января по апрель - аварии на магистральных трубопроводах, с марта по сентябрь - аварии на химически опасных объектах, с февраля по май - обрушения зданий. Кроме того, в результате недостаточного завоза топливно-энергетических ресурсов в некоторые регионы страны имеется большая вероятность увеличения количества техногенных ЧС на коммунально-энергетических сетях. По совокупности причин (большая насыщенность потенциально опасными промышленными объектами, высокая плотность населения и застройки, изношенность основных производственных фондов, погодно-климатические условия и др.) к регионам с наиболее высокой степенью техногенной опасности в течение 1999 года относятся Ленинградская, Пермская, Тюменская, Исследования, проведенные в 1995-1998 годах в местах захоронений
химического оружия и боеприпасов, показали увеличенное в 10-100 раз
содержание тяжелых металлов и появление повышенного содержания мышьяка в
донных осадках. Учитывая интенсификацию хозяйственной деятельности на
акваториях и уже имеющиеся случаи отравления рыбаков, зафиксированные в В 1999 году следует ожидать дальнейшее повышение концентрации отравляющих веществ (в 1998 году содержание мышьяка в 50-100 раз превышало фоновые значения) в районе Лусикильского захоронения немецкого химического оружия (Балтийский пролив Скагеррак). Обследование арктических захоронений, существующих с начала 60-х
годов, подтвердили потенциальную опасность последних. Уже можно точно
констатировать разгерметизацию части контейнеров с твердыми радиоактивными
отходами, захороненных в Карском море. Так, радиоактивность воды у
восточных берегов Новой земли в десятки раз, а в заливе Степового более чем
в сто раз превышают фоновые значения. Превышение уровней радиоактивности
воды наблюдаются и в Баренцовом море. Остаются по-прежнему мало
обследованными захоронения твердых радиоактивных отходов в морях Дальнего На настоящее время только на АПЛ «Комсомолец» удалось осуществить
локализацию ядерных боеприпасов в носовом отсеке. Контрольное обследование Уже реально можно говорить о новой подводной угрозе экологии моря. Это подводные нефтегазопроводы. Разлив нефти пагубно влияет на всех обитателей моря. Интенсивное освоение месторождений углеводородов континентального шельфа, расширение сети сугубо транспортных подводных нефтегазопроводов потребует создание специальных судов и подводного оборудования с этой новой опасностью. В 1998 году произошло свыше 90 чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросом химических веществ в атмосферу, 114 - в результате пожаров и взрывов на промышленных объектах и 4 чрезвычайные ситуации, связанные с внезапным обрушением производственных зданий, пород. Основными причинами аварийности, по-прежнему, являются несвоевременный и некачественный ремонт технологического оборудования, отсутствие должного технического надзора за состоянием оборудования и технологических трубопроводов, неудовлетворительная оснащенность опасных производственных объектов средствами предупреждения выбросов в атмосферу взрывопожароопасных и токсичных продуктов и локализации аварий, ослабление производственной дисциплины. Крайне медленно решаются вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций при обращении с хлором. Только за период 1995-1997 годов было допущено 64 чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросами хлора в атмосферу, в том числе, 40 процентов - при транспортировке хлора, 30 процентов - при операциях слива-налива, 20 процентов - при хранении хлора. За последнее время необоснованно увеличились встречные перевозки хлора автомобильным и железнодорожным транспортом, что привело к возрастанию опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Задерживается решение вопросов о создании кустовых и базисных складов хлора. Не принимаются необходимые меры по замене хлора на более безопасные дезинфектанты и сокращению использования хлора на промышленных объектах, проведению работ по модернизации узлов слива-налива хлора и совершенствованию конструкций хлорной тары. Низкий технический уровень имеют аммиачно-холодильные установки на объектах молочной и мясоперерабатывающей промышленности, расположенные вблизи жилых массивов. По-прежнему, велика вероятность возникновения крупных пожаров на нефтебазах, установках переработки нефти, производствах синтетического каучука. На многих промышленных объектах задерживается внедрение автоматических локальных систем оповещения населения о возникновении аварий, связанных с выбросом взрывопожароопасных и токсичных продуктов. Ослаблен производственный контроль за техническим состоянием технологического оборудования и трубопроводов, безопасным выполнением ремонтных работ. В 1998 году, по-прежнему, на высоком уровне остается количество взрывов газа и пожаров в жилых домах. Во многих случаях здания подверглись значительным разрушениям, имеются человеческие жертвы. Анализ сложившегося положения показывает, что основными причинами взрывов газа в жилых домах является изношенность подводящих газовых трубопроводов, бытовых приборов и оборудования, а также самовольное подключение жителей к газовым сетям. Большое количество взрывов газа в жилых домах связано с бесконтрольным использованием населением газовых баллонов. С каждым годом увеличивается количество аварийного жилья в стране в результате его несвоевременного ремонта. Кроме того, учитывая, что в большинстве регионов страны из-за недостатка средств газовое оборудование и приборы в жилых домах имеют высокий процент износа, а финансовые возможности населения на приобретение нового крайне ограничены, необходимо изыскать возможные источники финансирования для решения этой проблемы. Таким источником, в частности, могло бы стать восстановление в прежнем размере торгово-транспортной надбавки за реализацию природного газа. Среди потенциальных источников радиационных аварий наиболее вероятными и опасными по возможным последствиям являются АЭС и предприятия ядерного топливного цикла (ЯТЦ). В 1998 году на АЭС России зарегистрировано 82 нарушения, что на 12 нарушений больше, чем в 1997 году. Радиоактивные выбросы не превышали нормы, на АЭС возгораний не было. На АЭС произошло 17 несчастных случаев (из них 1 смертельный), в 1997 году произошло 36 несчастных случаев (из них 2 смертельных). Несмотря на то, что имевшие место радиационные инциденты носили локальный характер (не выше 1-2 -го уровня по шкале ИНЕС), они вызывают серьезную озабоченность и заслуживают особого внимания. Специфика развития ядерно-энергетического комплекса России в том, что в 30-км зонах АЭС и вблизи объектов ЯТЦ расположено 1300 населенных пунктов, в которых проживает около 4 млн. человек, т.е. последствия возможных аварий могут быть очень тяжелыми. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время и в ближайшем будущем состояние безопасности ОЯЭК останется на том же уровне, что и в 1998 году. В 1998 году на энергообъектах Российской Федерации происходили чрезвычайные ситуации в основном локального и территориального масштабов. В связи с общей изношенностью и выработкой проектного ресурса
значительной части технологического оборудования ТЭС и ТЭЦ, невыполнением в
полном объеме мероприятий по планово-предупредительному ремонту (ППР)
оборудования из-за недофинансирования, а также в связи с общим снижением
уровня технологической дисциплины, с наступлением осенне-зимних холодов и
ужесточением сезонного диспетчерского графика нагрузок ТЭС и ТЭЦ резко
увеличилось число аварий и, в том числе, возгораний и пожаров. Отмечено,
что перечисленные причины в 1999 г. будут являться основными при
возникновении возгораний, пожаров и технологических аварий на всех ТЭС и В результате проведенного анализа чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Российской Федерации в 1998 году, подтверждается тенденция возрастания природных и техногенных опасностей. Увеличивающееся расходование средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, в целом, не решает проблему обеспечения безопасности населения и территорий. В связи с этим, основными задачами данной работы следует считать рассмотрение роли, места и задач Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по координации действий территориальных органов ГО и ЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности населения и территорий. II Основная часть 1. Задачи МЧС Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ставит
перед собой следующие задачи: МЧС России; Федерации на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций; Российской Федерации и зарубежных стран, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций; 2. Структура министерства 2.1. Центральный аппарат Центральный аппарат МЧС состоит из следующих департаментов, отделов и органов управления: Департамент управления Департамент Гражданской обороны Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Департамент материально-технического обеспечения и вооружения Департамент мероприятий защиты населения и территорий Департамент финансово-экономический Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов Департамент международного сотрудничества Управление кадров Организационно-мобилизационное управление Управление Аппарата Министра Управление Связи и Оповещения Научно-техническое управление Правовое управление Медицинское управление Хозяйственное управление Информационный отдел (Пресс-служба) Далее будут рассмотрены основные задачи и роль каждого департамента и органа центрального аппарата министерства.
- разработка и формирование предложений по приоритетным направлениям проведения государственной политики и строительства в области гражданской обороны; - организация мероприятий гражданской обороны; - организация обеспечения функционирования и развития РСЧС; - организация управления силами МЧС России и РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций; - организация и осуществление руководства ликвидацией крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; - организация разработки учений в системе МЧС России. Департамент Гражданской обороны: Департамент гражданской обороны - самый молодой департамент в Сразу после выхода в начале 1998 года Федерального закона "О гражданской обороне" на повестку дня встал вопрос подготовки целого комплекса нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование гражданской обороны - как системы мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. На Департамент гражданской обороны возложены следующие основные
задачи: В своей работе Департамент гражданской обороны тесно взаимодействует с
другими структурными подразделениями Министерства и прежде всего с Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: -разработка предложений по осуществлению государственной политики в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе на море и водных бассейнах России; - организация экспертизы и оценки последствий от крупных аварий и катастроф; - организация разработки и осуществление на территории Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации; -организация и осуществление государственного надзора за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций органами исполнительной власти, предприятий и организаций; -разработка федерального плана действий по предупреждению) и ликвидации чрезвычайных ситуаций; -осуществление управления функционированием и развитием функциональных подсистем РСЧС. Департамент подготовки войск гражданской обороны и других формирований: - разработка предложений по формированию единой политики в области подготовки и применении Войск гражданской обороны Российской Федерации, поисково-спасательных формирований МЧС России, а также других сил РСЧС; - организация подготовки и применения Войск гражданской обороны Российской - организация и проведение аттестации спасателей и аварийно-спасательных формирований. Департамент материально-технического обеспечения и вооружения: - организация работ по формированию системы экономических, правовых и законодательных мер по вопросам материально-технического обеспечения и участию в создании государственных чрезвычайных резервных фондов РСЧС; - организация и руководство материально-техническим обеспечением Войск гражданской обороны Российской Федерации, аварийно-спасательных и других формирований МЧС России и других сил, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуации; - осуществление учета и контроля за использованием материальных ресурсов, выделенных из государственного бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуации.
- организация разработки и реализации стратегии МЧС России в области подготовки населения и территорий к действиям при чрезвычайных ситуациях; - организация выполнения эвакуационных мероприятии, мероприятии радиационной и химической защиты; - координация подготовки сил и средств наблюдения и лабораторного контроля Департамент финансово-экономический: - подготовка предложении по формированию единен государственной политики по
финансовому и экономическому обеспечению деятельности МЧС России, системы - организация сводного планирования финансово-экономической деятельности в системе МЧС России; - организация финансирования и контроль за целевым использованием средств, выделяемых из резервного фонда Правительства российской Федерации; - организация финансового обеспечения Войск гражданской обороны Российской - организация финансового обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуации. Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов: - организация мероприятий в области социальной защиты и социально- психологической реабилитации граждан, пострадавших в результате радиационных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; координация строительства объектов федерального и межрегионального значения, предусмотренных программами по преодолению последствий катастроф, радиационных аварий, стихийных бедствий и межнациональных конфликтов; - осуществление экспертизы схем развития и размещения производительных сил, проектов районных планировок и застройки территорий с учетом радиационных, социально-экономических факторов, направленных на защиту населения и окружающей Среды в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Департамент международного сотрудничества: - организация международного сотрудничества в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодолений чернобыльской и других крупных катастроф, проведения подводных работ особого назначения, поиска и спасения на морях и акваториях; - организация подготовки сил МЧС России, чрезвычайного гуманитарного реагирования и аварийно-спасательных формирований с учетом международного опыта и на базе зарубежных и специализированных центров и организаций; - организация международного сотрудничества со странами СНГ по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации; -организация приема грузов гуманитарной помощи от зарубежных государств населению Российской Федерации, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций и межнациональных конфликтов; - формирование необходимой договорно-правовой базы и организация участия
структурных подразделений Министерства в выполнении обязательств Российской - осуществление международных уведомлений и запросов о помощи в случае
чрезвычайных ситуации, в том числе трансграничного характера, на территории - привлечение российских и иностранных специалистов для участия в
проведении международной экспертизы по вопросам, входящим в компетенцию Управление кадров: -проведение единой кадровой политики по подбору и расстановке работников в системе МЧС России; - организация подготовки и переподготовки кадров в системе МЧС России, - организация комплектования учебных заведений по подготовке специалистов для системы МЧС России; -организация и осуществление подготовки кадров и руководящего состава РСЧС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по гражданской обороне к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС. управление главной инспекции: - организация и осуществление на территории Российской Федерации во взаимодействии с другими органами государственного надзора, госнадзорной деятельности за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера и контроля в области гражданской обороны. Организационно-мобилизационное управление: - подготовка предложений по формированию политики в области развития сил и средств МЧС России; - разработка предложений по перспективному развитию к совершенствованию огрганизационно-штатной структуры органов управления, соединении, воинских частей, организации и предприятии МЧС России. Управление Аппарата Министра: - обеспечение оперативной и служебной деятельности Министра и его заместителей; - организация подготовки материалов к заседаниям Совета Безопасности - организация документационного обеспечения заседаний Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации; - создание единой системы документационного обеспечения деятельности центрального аппарата МЧС России и обеспечение совместно с департаментами, управления и самостоятельными отделами ее функционирования; - контроль за выполнением поручений Министра и его заместителей, приказов, указаний, решений коллегии. Военного Совета МЧС России, а также совместно с подразделениями Министерства решений Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации, осуществление контроля за исполнением документов в центральном аппарате МЧС России. Управление связи и оповещения: - разработка и формирование предложений по приоритетным направлениям в
области связи и оповещения в системе МЧС России, гражданской обороны и - организация развертывания системы связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях, ее наращивание в ходе ликвидации аварии, катастроф и стихийных бедствий; - планирование и организация всех видов связи в системе МЧС России; - обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по вопросам использования государственных и ведомственных систем связи и вещания в интересах МЧС России. Научно-техническое управление: - организация разработки научно-технической политики в области ведения гражданской обороны, мероприятий защиты населения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая вопросы преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения аварийно-спасательных, в том числе подводно-технических работ, а также технического оснащения сил МЧС России; - ведение работ по определению приоритетов научно-технической политики МЧС - организация и сопровождение НИОКР по проблемам ведения гражданской обороны, мероприятий защиты населения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, включая вопросы преодоления последствии радиационных аварий и катастроф, проведения аварийно-спасательных работ, в том числе подводно-технических, технического оснащения сил, управления силами и средствами МЧС России. Управление авиации: - подготовка предложений по формированию приоритетных направлений в области развития авиации в интересах МЧС России; - планирование оперативного использования авиации для выполнения поисково- спасательных работ, доставки оперативных групп и грузов; - организация создания, развития, обеспечения функционирования авиапредприятия МЧС России и внедрения передовых авиационных технологий; - организация летной подготовки летных экипажей вертолетных отрядов региональных центров и авиапредприятия. Правовое управление: - правовое сопровождение проектов законодательных актов и других нормативных документов, относящихся к компетенции МЧС России - организация создания системы страховой защиты МЧС России. Медицинское управление: -разработка предложений по созданию, подготовке, оснащению и использованию формирований и организаций медицинской и санитарно-эпидемиологической службы ГО, санитарно-транспортных формирований ГО, формирований и организаций Всероссийской службы медицины катастроф; -организация и осуществление контроля за состоянием готовности службы
медицины катастроф, ПСС, медицинских подразделений Войск ГО Российской -организация проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуации эпидемиологического, эпизоотического и эпифитотического характера; - организация проведения мероприятий по обеспечению населения медицинским имуществом гражданской обороны, созданию резерва медицинского имущества гражданской обороны и на чрезвычайные ситуации. Хозяйственное управление: - организация обеспечения департаментов, управлений и отделов МЧС России всеми видами материально-технических средств. - Управление заказов, резервов и реализации материально- технических средств координация деятельности органов исполнительной власти различных уровнен по созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов, государственных резервов для ликвидации ЧС; - координация работы государственных унитарных предприятий и других организаций, подведомственных МЧС России, по формированию внебюджетного источника материальных и финансовых ресурсов; - планирование, подготовка и заключение договоров, организация закупки и поставки необходимых материально-технических средств. Информационный отдел (Пресс-служба): - осуществление связи с общественностью и средствами массовой информации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, преодолению последствии радиационных катастроф, защиты жизни и здоровья людей, проведения подводных работ особого назначения, повышения устойчивости функционирования объектов экономики при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях; - координация деятельности ответственных лиц за связь со средствами массовой информации в региональных центрах МЧС России; - обеспечение средств массовой информации оперативными сведениями из районов ЧС о ходе работ по их ликвидации; - регулярное освещение в средствах массовой информации и доведение до общественных организаций деятельности МЧС России по реализации возложенных на него задач; - организация работы журналистов в зоне чрезвычайной ситуации, а также выездного Пресс-центра МЧС России. 2.2 Задачи и функции сил и средств МЧС Силы и средства МЧС: . Региональные центры Далее будут рассмотрены основные задачи сил МЧС.
Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Временным
положением, утвержденным приказом МЧС России от 7 октября 1994 г. № 621
выполняют следующие основные задачи:
координация деятельности территориальных подсистем, а также звеньев
ведомственных и функциональных подсистем Российской системы предупреждения
и действий в чрезвычайных ситуациях на территории региона, организация их
взаимодействия по вопросам разработки и осуществления мероприятий в области
защиты населения, территорий и объектов, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
руководство подчиненными соединениями и воинскими частями гражданской
обороны, штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в
ходе повседневной деятельности, при приведении их в различные степени
боевой готовности, в период отмобилизования и выполнения задач в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, поисково-спасательными
службами на территории региона;
координация ведения гражданской обороны на территории региона;
координация действий комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по ликвидации
региональных чрезвычайных ситуаций;
осуществление установленным порядком государственного надзора на территории
региона за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
и готовностью к действиям при их возникновении;
организация региональных научно-прикладных исследований по проблемам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация разработки и реализации региональных программ, систем
информационного обеспечения, контроля за реализацией в регионе федеральных
целевых программ, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных
ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и
катастроф (за исключением регионов, где имеются специальные органы
управления МЧС России администраций по контролю за реализацией программ по
ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф), а также защиту
населения и территорий;
организация на территории региона обучения населения, подготовки
должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны,
подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
участие, содействие и контроль за созданием на территории региона резервов
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
рассмотрение и согласование смет потребности в денежных средствах субъектам Всего в составе МЧС России имеется 9 региональных центров: Северо-Западный - г. Санкт-Петербург; Северо-Кавказский - г. Ростов на Дону; Приволжский - г. Самара; Уральский - г. Екатеринбург; Западно-Сибирский - г. Новосибирск; Восточно-Сибирский - г. Красноярск; Забайкальский - г. Чита; Дальневосточный - г. Хабаровск. В зависимости от особенностей региона численность региональных центров Поисково-спасательные службы Общие положения. Поисково-спасательная служба (далее ПСС) является подведомственным учреждением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и предназначена для проведения поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В состав ПСС входят органы управления службы, поисково-спасательные отряды (далее ПСО) и подразделения обеспечения. Служба, имеющая в своем составе региональный поисково-спасательный отряд (далее РПСО), является базовой для региона ее дислокации. В своей деятельности ПСС руководствуется законами и нормативными
правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
нормативными актами МЧС России, региональных центров по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ПСС осуществляет свою повседневную деятельность под непосредственным
руководством РЦ ГО ЧС, а также во взаимодействии с постоянно действующими
органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской ПСС является юридическим лицом, имеет расчетный счет в банках,
самостоятельный баланс, печать со своим наименованием и может совершать
сделки, разрешенные законодательством и соответствующие целям
деятельности ПСС.
Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России является органом повседневного управления силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Его основные задачи: обеспечение устойчивого и непрерывного управления силами и средствами ликвидации ЧС постоянной готовности; информационное обеспечение функционирования системы управления; координация работы всех звеньев РСЧС; автоматизация управленческой деятельности, программно-техническое и информационное обеспечение деятельности центрального аппарата Министерства по чрезвычайным ситуациям. Центр состоит из: оперативно-аналитического управления информационно-технического управления подразделений обеспечения деятельности Центра. Основные службы Центра осуществляют круглосуточное дежурство. Основу
дежурной службы составляет оперативная дежурная смена Центра во главе со
старшим оперативным дежурным МЧС России, которые организуют немедленное
реагирование на чрезвычайные ситуации. Оперативная дежурная смена собирает,
анализирует и обрабатывает информацию, как в обычном, так и в
автоматизированном режиме. Она может одновременно вести сбор информации по Оперативная дежурная смена обрабатывает информацию и вводит ее в
единую информационную сеть МЧС России. Сюда же поступает информация из
регионов, федеральных министерств и ведомств, служб прогноза, входящих в
состав РСЧС. Создано единое информационное пространство, позволяющее
взаимодействовать с администрацией Президента, Правительством Российской
Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд Отряд находится в режиме круглосуточного дежурства на базе, расположенной вблизи аэродрома. Необходимая психологическая и физическая подготовка спасателей, владение ими современным специальным оборудованием и снаряжением, позволяют проводить первоочередные поисково-спасательные и аварийные работы в случаях стихийных бедствий: землетрясений, наводнений, оползней, техногенных катастроф, при проведении особо сложных и опасных аварийно-спасательных операций. Структуру отряда «ЦЕНТРОСПАС» см. приложение табл. 1. Возможности отряда «ЦЕНТРОСПАС» см. приложение табл. 2.
Центр по проведению спасательных операций особого риска (ЦСООР) сформирован 15 февраля 1994 года. Личный состав Центра постоянно участвует в спасательных и гуманитарных
операциях, как на территории России, так и за ее пределами. Спасатели За весь период существования Центра спасателями проведено около 200 операций: гуманитарных - 12; аварийно-спасательных - 27; поисково-спасательных - 22; по ликвидации дорожно-транспортных происшествий - 63; специальных - 63, в ходе которых : спасено более 100 человек; эвакуировано более 4 000 человек; извлечено из-под завалов, потерпевших аварию автомомбилей, водоемов более 100 тел погибших; сопровождено более 300 воздушных судов и более 200 автоколонн; доставлено более 35 000 тонн гуманитарных грузов; обезврежено около 500 взрывоопасных предметов.
10 мая 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации
было создано Государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России В марте 1992 года Постановлением Правительства Российской Федерации
был создан Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд . оперативная доставка спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций; . эвакуация российских граждан из зарубежных стран; . поисковые работы и мониторинг. Специальные виды работ - пожаротушение, десантирование, парашютный
сброс грузов, транспортировка вертолетов, автомобильной техники. В
соответствии с задачами, решаемыми российскими спасателями, в ГУАП
сформировался парк самолетов и вертолетов. Это 5 самолетов Ил-76 ТД Авиация МЧС России занималась перевозкой грузов гуманитарной помощи в Десятки раз летчики МЧС России в сложных погодных условиях, демонстрируя высочайший профессионализм, доставляли спасателей, медиков и экспертов в места бедствий, как в России, так и за рубежом. Во время боевых действий в Йемене самолетом МЧС России были эвакуированы из этой страны сотрудники посольства, а также российские граждане, работающие по контракту. Немалое внимание МЧС России уделяет развитию отечественных авиационных
технологий. В 1996-1999 годы по заказу МЧС России АООТ “Камов” и ПО III. Заключение В 1999 году предупреждение чрезвычайных ситуаций для МЧС России будет
оставаться приоритетным направлением в решении проблемы комплексной защиты
населения и территорий. С этой целью осуществляется поиск принципиально
новых форм и методов совершенствования существующей системы предупреждения Список литературы 1. "Гражданская оборона" В. Г. Атаманюк, Л. Г. Ширшев, Н. И. Акимов, Москва, "Высшая школа", 1986 Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формировании единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций”. РСФСР)", председателем которого был назначен С. К. Шойгу. " О создании Центрального аэромобильного спасательного отряда (ЦАМО) с базированием его на аэроузле “Раменское” (г. Жуковский Московской области)". № 528 “О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров”. 307 "О создании межведомственной противопаводковой комиссии" 26 "О создании национальной комиссии Российской Федерации по проведению Международного десятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий". "О создании межведомственной морской координационной комиссии по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России при ГКЧС России". 643 "О создании межведомственной комиссии Российской Федерации по борьбе с лесными пожарами". 1995 г “О федеральной целевой программе “Создание единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) на территории Российской Федерации”. Российской Федерации до 2005 года”. Приложение График 1 График 2 Таблица 1 Таблица 2
|
|
© 2000 |
|