РУБРИКИ |
Распределение сил, средств, ресурсов на избранном направлении их применения. Основы метода обоснования распределения |
РЕКЛАМА |
|
Распределение сил, средств, ресурсов на избранном направлении их применения. Основы метода обоснования распределенияРаспределение сил, средств, ресурсов на избранном направлении их применения. Основы метода обоснования распределенияН.С. ВОЛГИН РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ, СРЕДСТВ, РЕСУРСОВ НА ИЗБРАННОМ НАПРАВЛЕНИИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ. ОСНОВЫ МЕТОДА ОБОСНОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ О наличии проблемы, указанной в заголовке, свидетельствует опыт. Он же говорит и об ошибочности весьма распространенного стереотипа обязательной, якобы, целесообразности концентрации усилий на одном участке (районе, объекте) избранного направления применения сил.[1] Весьма поучителен в том отношении опыт Первой мировой войны. Первая мировая война во втором ее периоде имела позиционный характер. По указанной причине командование наступающей стороны стремилось создать решающее превосходство над противником в пехоте и артиллерии на участке прорыва.[3] Однако экономика, транспорт того времени требовали для этого длительной подготовки. Противник успевал выявить факт, направление, цель готовящегося удара и усиливал на опасном участке свою оборону. Низкие темпы наступления позволяли обороняющемуся маневрировать силами и в ходе сражения. В результате наступление заканчивалось неудачей еще в тактической зоне обороны противника. Типичными примерами такой подготовки и проведения наступательных операций являются сражение под Верденом и на р. Сомма [5]. Германское командование, готовя наступление под Верденом (1916г.)
преследовало цель вывезти из войны Францию. В результате длительной
подготовки было достигнуто трех-пятикратное превосходство над противником в
пехоте и артиллерии на участке прорыва шириной 15 км. Противник выявил
подготовку наступления, укрепил оборону на опасном участке. В результате
шестимесячных боев немцы продвинулись лишь на 6 км (в среднем I км
продвижения за I месяц боев), потеряли 600 тыс. человек убитыми (в среднем Наступление англо-французских войск на р. Сомма (1916г.) имело
конечной целью вывести из войны Германию. Длительная подготовка позволила
достичь многократного превосходства над противником в живой силе и
артиллерии на участке шириной 40 км, использовать танки. Артиллерийская
подготовка длилась 7 дней. Германское командование успело укрепить свою
оборону. За 4,5 месяца боев союзники продвинулись на 10 км (в среднем около Во французских частях начались революционные волнения. Их подавили, расстреливая каждого десятого. Несколько отличной по подготовке и проведению была операция с
ограниченной целью английских войск у Камбре (1917г.). Ширина полосы
прорыва составляла 12 км. Подготовка проводилась в короткий срок и скрытно. Резко отличающейся по замыслу, подготовке и результатам явилась
наступательная операция русских войск Юго-западного фронта под
командованием генерала А.А. БРУСИЛОВА - Брусиловский прорыв (1916г.). Цель
операции - отвлечь резервы и внимание германского командования, обеспечивая
тем самым операции англо-французских войск. Русские войска практически не
имели превосходства над противником в живой силе и технике. Учитывая это
обстоятельство, а также невозможность скрыть факт подготовки
наступления,[4] Брусилов отказался от общепринятого способа тарана позиций
противника. Он назначил 13 участков прорыва на фронте 450 км и никому (даже
в Ставке) не указал главный из них. В этих условиях противник не мог в ходе
операции усиливать "неблагополучные" участки за счет "благополучных": тогда
благополучные участки становились бы неблагополучными. Противнику только
оставалось снимать силы со своих Западного и Южного (против Италии)
фронтов, что и требовалось целью операции. Число участков прорыва было
определено на основании опыта войны, который показал, что на
самостоятельном направлении могла действовать группировка в составе не
менее двух армейских корпусов с частями усиления. На каждом участке
создавалась полутора-двухкратное превосходство в силах над противником. Эффективная основная идея замысла, многочисленные "впервые в мире ..."
при определении содержания и способов выполнения основных и частных задач,
мероприятий обеспечения, взаимодействия, высокого профессионализма и
верность долгу командного состава, стойкость солдат определили успех
операции. За 3,5 месяцев боев войска фронта продвинулись на 80-120 км. Анализ истории военного искусства показывает, что Брусилов в новых
условиях повторил основы замысла А.В. СУВОРОВА при штурме Измаила - штурм
крепости одновременно на нескольких (шести) участках. Общее в условиях
обстановки у обоих полководцев: отсутствие превосходства в силах (1,1 : 1 у Дальнейшее изучение истории военного искусства дает массу разноречивых
фактов: как сосредоточенное, так и рассредоточенное применение сил на
избранном направлении приводили в ряде случаев к успеху, а в других случаях 1.Существуют диалектические противоположности (альтернативы) 2.Этим диалектическим противоположностям (альтернативам) соответствуют следующие диалектические противоречия (то есть сильные и слабые стороны альтернатив, их свойства, особенности - с точки зрения цели действий сил): а) При концентрации усилий на одном участке возможно добиваться значительного превосходства над противником на этом участке; упрощается управление, в том числе, при выполнении последующей задачи. Однако требуется изначальное превосходство в силах, говоря шире - способность срывать контрудары, контратаки (противодействие) противника на других участках избранного направления (например, удары по флангам наступающих сил). Но главное - необходима скрытность подготовки сил, иначе выполнение задачи будет сорвано. б) При рассредоточении усилий на несколько участков возможен успех (прорыв обороны противника) при отсутствии общего превосходств в силах, при невозможности скрыть факт подготовки и замысел действий (многие его существенные элементы). Однако состав сил наступающей стороны должен позволить создать полноценные группировки (группы) сил на всех участках, добиться там превосходства над противником (что возможно только при проведении комплекса мероприятий обеспечения, взаимодействия, дезинформации и т.д.). Противник должен быть лишен возможности (в том числе и благодаря высоким темпам наступления) усиливать свою оборону за счет привлечения сил извне. Необходимо также считаться и с усложнением управления силами, особенно при выполнении последующих задач. Между указанными противоположностями и противоречиями (см. выше п.п.1,2) лежит широкий спектр решений, учитывающих конкретные условия обстановки и несущих отпечаток творческих особенностей командования. Знание изложенных выше закономерностей (даже более детально oписанных)
не позволяет непосредственно классифицировать сложившуюся ситуацию с точки
зрения варианта и содержания распределения сил; разработать необходимые
мероприятия обеспечения, взаимодействия, организацию функционирования
системы управления, мероприятия военной хитрости, дезинформации,
маскировки. Необходим метод, учитывающий как изложенные выше
закономерности, так и особенности работы командования (стрессовые ситуации,
дефицит времени, наличие активного противника, неопределенности в
обстановке). Отсюда требования к методу: регламентация творчества,
исключающая, однако, шаблонность мышления; органическое включение в процесс
творчества методов объективного раскрытия закономерностей и обоснования
элементов решение Ныне существующими методами являются использование
результатов накопленного опыта, логика (качественный анализ), натурное
моделирование (КШУ, военные игры), математическое моделирование на базе
современных компьютерных и информационных технологий. (это есть основные диалектические противоположности; они действуют на всех этапах управляемого процесса). (системы диалектических противоположностей; на рис. 1 отражены лишь некоторые из них). Каждое из мероприятий влияет на достижение цели «через» соответствующий фактор обстановки (или первый, или второй, ..., или К-й). Далее генерал А.А. Брусилов комплексно оптимизировал всю систему
диалектических противоположностей, учитывая значимость главных
обеспечивающих мероприятий. В качестве инструментов оптимизации он
использовал результаты анализа накопленного опыта и логические построения Для сравнения на рис.2 показаны результаты анализа накопленного опыта генералитетами Англии, Германии, Франции. Эти результаты использовались ими при подготовке и проведении наступательных операции. Как можно видеть, не были выявлены основные альтернативы, свойственные наступательным операциям, то - есть генералитет указанных стран не умел выявлять системы диалектических противоположностей и противоречий. Это и есть неумение мыслить диалектически с его последствиями - неспособностью к оптимизации, шаблонность в творчестве и действиях. Итог - обязательный срыв выполнения поставленной задачи, кровавые потери. В связи с этим важно подчеркнуть: успехи А.В. Суворова, А.А. Брусилова
были достигнуты не благодаря превосходству в силах (его не было) и не за
счет больших потерь (они были сравнительно невелики, если учесть
достигнутые результаты и условия обстановки). Успехи [pic] Успех этих полководцев есть исключительно результат преимущества их
стиля, метода творчества над методами творчества противников. К аналогичным
выводам можно придти, анализируя другие операции, боевые действия прошлого Анализ истории военного искусства свидетельствует, что все сказанное
выше о принципах, закономерностях распределения сил, методах обоснования
распределения сил при ведении наступательных действий справедливо и для
оборонительных действий. Примеры: оборона Москвы и Ленинграда (оперативно-
стратегический масштаб) [5]; отражение наступления танковых соединений Важный вывод анализа истории военного искусства: пассивные действия
гибельны для слабой обороняющейся стороны; условия обстановки типичны для
применения обороняющейся стороной принципа Суворова - Брусилова
распределения сил и средств.[6] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ истории военного искусства позволяет выявить закономерности,
свойственные распределению сил и средств на избранных направлениях их
применения. Диалектическими противоположностями (альтернативами)
распределения являются сосредоточение усилий на одном уз-кок участке "а","б* осуществляется совместно. Если распределяются разнородные силы, то число вариантов этих пунктов возрастает. Для обоснованного распределения сил и средств нужен метод. Его ядро - использование закона единства и борьбы противоположностей (диалектический метод познания). Все победоносные командиры, руководители применяли этот закон, не применявшие - обязательно терпели неудачу. Раньше применение этого закона (в сочетании с использованием различных методов раскрытия закономерностей управляемых процессов) было стилем работы талантливых одиночек. Современные условия требуют целенаправленного применения такого стиля работы на всех уровнях и этапах управления и с обязательным использованием математического моделирования на базе существующих (с учетом перспективных) компьютерных и информационных технологий. Принципы и методы распределения сил и средств в оперативно-тактической области имеют место и в других областях творческой деятельности руководителей, а также при выполнении проектно-конструкторских работ. Высокую актуальность при нынешнем состоянии страны, ее Вооруженных сил
и геополитической обстановке имеет принцип Суворова-Брусилова. Для
обеспечения эффективной творческой работы командующих, командиров, всего
состава органов управления разработана методология эвристической
оптимизации с использованием математического моделирования. Ее основы
изложены в [1,2]. [4] А.А. БРУСИЛОВ учитывал при этом особенности тогдашней обстановки в
|
|
© 2000 |
|