РУБРИКИ |
Применение физической силы и специальных средств |
РЕКЛАМА |
|
Применение физической силы и специальных средствПрименение физической силы и специальных средствПлан: 1. Введение Введение. Учитывая сложившуюся в данное время криминогенную обстановку в стране,
а также признавая нетерпимость сказавшегося в конечном счете на уровне
защищенности и безопасности граждан, сотрудники милиции получили новые и
очень важные гарантии личной безопасности. Сотруднику милиции прямо
разрешено обнажать огнестрельное оружие и приводить его в готовность, если,
по его мнению, в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные
законом основания для его применения. Из этого следует, что обнажение
огнестрельного оружия и приведение его в готовность к стрельбе допускается
еще до того, как появились непосредственные основания для его применения. Это не означает, что сотрудник милиции при подобном поведении задерживаемого лица во всех случаях будет стрелять. Но совершено ясно, что закон, и в этом его несомненное достоинство, весь риск непоправимых последствий применения огнестрельного оружия переносит с сотрудника милиции на лицо, совершающее действия, которые уже по одному своему характеру в данной ситуации могут быть истолкованы сотрудником милиции как угроза насилия. К необходимой обороне следует прибегать лишь тогда, когда имеет место реальное, существующее в действительности нападение, а не кажущееся, воображаемое лицом нападения. Вместе с тем бездействия работника милиции, выразившееся в неприменении оружия, когда применить его было необходимо для выполнения служебного долга, в результате чего наноситься ущерб интересам государства, общества или личности гражданина, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством. С другой стороны, и превышение пределов необходимой обороны, применения оружия из трусости, безответственности является грубым нарушением установленных правил, а иногда и преступным. При этом следует учитывать, что обстоятельства, при которых применяется оружие, возникают, как правило, неожиданно. Действия сотрудников милиции в таких условиях по времени скоротечны и совершаются при большой эмоциональной нагрузке. Применение сотрудниками милиции огнестрельного оружия. Закон о милиции закрепил право сотрудников милиции применять
огнестрельное оружие( стрелять на поражение ) в следующих случаях : При угрозе со стороны посягающего на жизнь или здоровье граждан
сотрудник милиции должен принять все зависящие от его меры для
предотвращения нападения и задержания преступника. Особенно необходимо в
данном случае учитывать следует учитывать следующее условие , при котором
допускается применение оружия: возникновение такой ситуации, когда граждан
защитить иначе, как применив оружие нельзя. При угрозе жизни или здоровью сотрудника милиции он вправе, отражая
нападение, использовать оружие без промедления, а в случаях, когда нависшая
угроза неотвратима, - без предупреждения. Оружие без промедления и
предупреждения применяется в условиях, исключающих возможность прибегнуть к
каким-либо другим средствам защиты. Обычно это характерно для обстановки
борьбы с преступником, когда намерения последнего расправиться с
представителем власти очевидно. Наряды милиции по данному основанию имеют право применять
огнестрельное оружие только против тех преступников. Которые
непосредственно участвуют в захвате или удержании заложников и обладают
реальной возможностью воспрепятствовать их освобождению или немедленного
приведения в исполнение высказанных угроз убийством, причинением телесных
повреждений или осуществлением иных насильственных действий. В отношении
иных лиц, причастных к захвату или удержанию заложников, применение
огнестрельного оружия является правомерным, если они своими действиями
создают угрозу жизни или здоровью заложников и других граждан. Участвующих
в освобождении заложников. К тяжким преступлениям против жизни, здоровья и собственности, совершенным каким-либо лицом, пытающимся скрыться с места происшествия, которые дают основание сотруднику милиции применить огнестрельное оружие, могут быть отнесены: террористический акт; диверсия, бандитизм, массовые беспорядки, грабеж, разбой, изнасилование, захват заложников, убийство, угон воздушного судна, злостное и особо злостное хулиганство, причинение тяжких и средней тяжести телесных повреждений. Под вооруженным сопротивлением понимается применение огнестрельного
или холодного оружия, а так же топора, лома, вил, лопаты, шила, кухонного
ножа, бритвы и других аналогичных предметов в целях активного
противодействия нарядам милиции в осуществлении их служебных обязанностей,
связанных с его задержанием. Под таким нападением понимается насильственные действия, состоящие во
вторжении, т.е. в открытом, вопреки установленным режиму объекта. На специально охраняемых милицией объектах оружие может применяться
при невыполнении требования постового о запрещении приближаться к объекту
ближе границы установленной запретной зоны после предупредительного окрика. Побегом считается самовольное оставление задержанным. Арестованным или осужденным к лишению свободы установленного места нахождения, т.е. преодоление линии охраны. Перед применением оружия патрульный, постовой, конвоир или иной работник милиции во всех случаях, кроме нападения, когда его жизнь и здоровью угрожает непосредственная опасность, обязан сделать предупреждение бежавшему окриком : « Стой! Стрелять буду!» - и выстрелом вверх.[1] Сотрудники милиции имеют право применять оружие не только для пресечения побега, но и для пресечения попытки насильственного освобождения из-под стражи задержанных по подозрению в совершении преступления лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу, и лиц, осужденных к лишению свободы. Российский законодатель не счел нужным выделять среди оснований
применения оружия задержание « вооруженного лица, отказывающегося выполнять
законное требование о сдаче оружия ». Если такой отказ не сопряжен с
угрозой использования оружия, подлежащего сдаче, против милиции или каких-
либо других лиц, т.е. если такой отказ не перерастает в вооруженное
сопротивление, то у милиции нет никаких оснований прибегать к оружию. При
этом под « вооруженным » понимается такое сопротивление, которое
оказывается с использованием не только огнестрельного или холодного оружия,
но и любых предметов и веществ, способных причинить телесные повреждения Обязательным условием применения оружия является его действительность. Примером действительного нападения является следующий случай. Преступники были задержаны и привлечены к уголовной ответственности. Совершенно необоснованно применил оружие сотрудник Кировского линейного
отделения милиции Карпов при попытки задержать безбилетного пассажира. В данном случае Карпов не имеет право применять огнестрельное оружие в отношении лиц, совершивших административное правонарушение. Этой ситуации ему нужно было только догонять, и проводить задержание. Сотрудникам милиции, кроме того, разрешено использовать огнестрельное оружие в следующих случаях : для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования сотрудника милиции; для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных; для предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.[3] В соответствии с российским законом о каждом случае применении огнестрельного оружия в течении 24 часов с момента применения обязан предоставить рапорт начальнику органа милиции по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия. Закон « О милиции» запрещает сотрудникам милиции применять огнестрельное оружии в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица. Намериваясь применить огнестрельное оружие, сотрудник милиции должен быть твердо уверен, что им преследуется, задерживается именно преступник. А не другое лицо, оказавшееся на его пути в силу случайного стечения обстоятельств. Он должен принять все зависящие от его меры к недопущению ущерба посторонним лицам. Нельзя применять оружие в отношении лиц, задерживаемых за административные правонарушения, за нарушение постановлений и решений местных органов государственной власти, привлекаемых за мелкое хулиганство, при задержании подозреваемых.[4] Как правило, не рекомендуется применять огнестрельное оружие на многолюдных площадях, улицах и в других общественных местах. В таких местах для предотвращения преступления и задержания преступника необходимо применить другие меры. Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении милиции утвержден постановлением Советом Министров РСФСР от 21 июня 1991 г. № 345. Как и в отношении специальных средств, закон запрещает принимать на вооружение милиции огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. Применение сотрудниками милиции специальных средств. Специальные средства - это состоящие на вооружении милиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренном законом, технические изделия ( устройства, предметы, вещества ) и служебные животные, которые прямо предназначены для оказания принудительного физического воздействия на человека или материальные объекты. Они предназначены: защиты личного состава от воздействия огнестрельного и холодного оружия, ударов метательными предметами, палками, металлическими прутами и т.п. отражения нападения правонарушителей, пресечения их неповиновения и ограничения физического сопротивления. активного воздействия на правонарушителя путем вызова болезненного раздражения слизистой оболочки глаз и верхних дыхательных путей. психофизиологического воздействия на правонарушителя мощным световым и акустическим импульсами. экстренного открывания дверей и разрушения преград. принудительной остановки автотранспортных средств малой и средней грузоподъемности, имеющих пневматические шины. Специальные средства имеют свою классификацию на : В свою очередь средства индивидуальной защиты делиться на
индивидуальные средства защиты: головы -куда входят шлемы ( шс-68, стш-81);
туловища - бронежилеты ( жзл-74, Кора 1, 1м, Модуль, Мираж, Корунд ), щиты Средства активной обороны: Средства обеспечения специальных операций
ранцевый аппарат « Облако». Согласно закону о милиции сотрудники милиции имеют право применять
специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции, в следующих случаях: Далее, что весьма важно для обеспечения законности милицейского принуждения, для каждого специального средства в отдельности определяются основания и порядок его применения. Разрешение на вооружение личного состава ОВД специальными средствами дают : a) средствами индивидуальной защиты ( защитными касками, шлемами, жилетами, бронещитами, противоударными щитами, пулезащитными куртками), палками резиновыми специальными ( ПР-73 и ПР- 89), наручниками ( БР и БР-С), аэрозольной упаковкой “ Черемуха - 10 ” - дежурный органа внутренних дел; b) специальным карабином “ КС - 23”, с насадкой к карабину, патронами с резиновой пулей “ Волна - Р ”, патроны с газовыми гранатами “ Черемуха - 7” и “ Сирень - 7”, пистолетом газовым с боеприпасами, ручными газовыми гранатами : “ Черемуха - 6 ”, “ Черемуха - 12”, “ Сирень - 6 ”, “ Сирень - 12”, светошумовой гранатой “ Заря” и светошумовым устройством “ Пламя”, малогабаритными взрывными устройствами “ Ключ” и “ Импульс”, устройствами остановки автотранспорта “ Еж - Диана” - начальник ОВД или его заместитель ; c) бронемашинами ( БМД - 1, БТР - 60 ПБ, БРНД - 2), водометом ( автоцистерной пожарной АЦ - 40), ранцевым аппаратом “Облако”, жидкостным - министр внутренних дел республики в составе РФ, начальник управления ( главного управления) и ОВД края, области, автономной области и автономного округа, городов Москвы и Санкт - Петербурга, начальник управления ( отдела) внутренних дел на транспорте, начальник управления лесных исправительно - трудовых учреждений или их заместители.[7] Министр внутренних дел РФ и его заместители вправе давать разрешение на вооружение личного состава любыми видами перечисленных выше специальных средств. Кроме того милиции разрешено использовать все специальные средства в случаях, когда возможно применение огнестрельного оружия, что вполне объяснимо сравнительно меньшей степенью потенциальной опасности специальных средств по отношению к огнестрельному оружию. Вид специального средства и интенсивность его применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. При применении специальных средств пресечения должна сводиться к
минимуму возможность причинения вреда здоровью граждан. Так, в городе В данном случае операция проведена правильно, грамотно и главное без жертв со стороны работников милиции и мирных граждан. Что касается повреждений автомашины ЗИЛ и состояния жизни и здоровья задержанных преступников, то действия сотрудников милиции можно расценивать как « крайняя необходимость», т.е. когда преступникам наноситься вред с целью предотвращения нанесения вреда жизни и здоровью граждан со стороны преступников. Применению специальных средств, за исключением необходимости отражения внезапного нападения, а равно задержания лиц, подозреваемых в совершении умышленных преступлений, освобождения заложников, должны предшествовать предупреждения о намерении применить такие средства, и если позволяют обстоятельства, предоставление достаточного времени для прекращения правонарушения. Предупреждение так же может выражаться в качестве элемента ведения переговоров. В этих случаях, если представляется возможность, правонарушителю предлагается прекратить совершения правонарушения, и добровольно сдаться. Если же правонарушение приняло затяжной характер, то путем проведения переговоров, осуществляются все меры по ликвидации условий препятствующих успешному проведению задержания и ставящие правонарушителя в такие условия, которые не позволят ему причинить вред гражданам. Предупреждение может быть сделано как голосом, а на значительном расстоянии или обращении к большой группе людей - через громкоговорящие установки или другие усилители речи с учетом родного языка лиц, против которых данные средства будут применены. Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что возможность применения специальных средств против лиц, не оказывающих сопротивления сотрудникам милиции и допускающих лишь административные правонарушения, сведена к разумному минимуму. Эти случаи касаются применения наручников, служебных собак для доставления задерживаемых лиц в милицию, а также средств принудительной остановки транспорта. Общее же правило состоит в том, что специальные средства применяются лишь в случаях преступных посягательств или при оказании сотруднику милиции сопротивления. Пускать против граждан в ход дубинку, если нет никакого активного сопротивления, милиция не имеет права. В точном соответствии с международными правовыми документами по борьбе
с преступностью запрещено применять специальные средства « при пресечении
незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций
ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи,
предприятий, учреждений и организаций ». В таких обстоятельствах крайней
мерой восстановления порядка может быть лишь простая физическая сила. В ситуациях, когда применение специальных средств неизбежно, сотрудники К сказанному можно привести пример: 26 января 1997 года в Москве был взят в заложники , в собственном автомобиле, шведский дипломат. Операцию по освобождению заложника и обезвреживанию преступника взяло на себя Федеральная служба безопасности. После выдвижения террористом требований, путем переговоров ,удается заменить шведского дипломата на полковника ФСБ Савельева. Террорист заметно нервничает и постоянно пугает угрозой взрыва. Руководство приняло решение на « захват с применением оружия и специальных средств ». Постоянно меняющаяся оперативная обстановка, держит в напряжении участников операции. Действия террориста затрудняют успешному проведению операции по освобождению. Группы снайперов и группы захвата нервничали в ожидании приказа на
захват. В это время с полковником Савельевым произошел сердечный приступ. Одной из шальных пуль, с рикошетившей от машины был убит полковник ФСБ В проведении этой операции было много погрешностей. Были плохо скоординированы действия групп. Руководители операции не учли, при проведении операции, что машины шведского дипломата имеет бронированную защиту от пуль. И неизвестно сколько бы еще пострадало людей от с рикошетивших пуль. В данной ситуации я думаю, что нужно было выполнить требования террориста, и уже при выполнении требований, составить план обезвреживания преступника в наиболее безопасных условиях. Российский закон о милиции запретил применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей. Что касается отдельных видов специальных средств, то Правила запрещают
сотрудникам милиции: наносить удары резиновой палкой по голове, шее и
ключичной области, животу, половым органам; вести прицельную стрельбу
патронами с газовыми гранатами « Черемуха» по нарушителям, а также повторно
применять слезоточивый газ в период его действия в пределах зоны
поражения; применять отдельные разновидности слезоточивого газа « Учитывая возможность возникновения различных ситуаций, в которых могут
потребоваться решительные действия сотрудника милиции, установлено, что « в
состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник милиции
при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе
использовать любые подручные средства ». Например, сотрудник Приокского
райотдела милиции капитан Павлов, возвращался после успешно выполненного
боевого дежурства, зашел в молочный магазин, выходя из магазина он услышал
женские крики о помощи, доносившиеся из прилегающего к магазину парка. Действия Павлова признали правомерными. В действиях Павлова я думаю не превышения пределов действий по
задержанию преступника. Еще неизвестно чем бы кончилось эта ситуация, если
бы Павлов не ударил бутылкой преступника. при Павлове не было никакого
оружия. Ну если бы конечно при Павлове было бы оружие он мог бы, им
предупредить преступника о его применении, и задержать его, а в случае
отказа применить его на поражение, но при Павлове не было никакого оружия. Государство, наделив милицию правом применения специальных средств, заодно установило вполне обоснованные ограничения . В частности, введен порядок, при котором сотрудники милиции вооружаются специальными средствами не по своему собственному усмотрению, а по разрешению либо дежурного органа внутренних дел ( в отношении средств индивидуальной защиты, резиновых палок, наручников и аэрозольных упаковок слезоточивого газа « Черемуха »), либо начальников органов внутренних дел ( в отношении остальных специальных средств). Приведу практический пример, норм выдачи специальных средств и огнестрельного оружия сотрудникам милиции, на примере Московского райотдела милиции Нижнего Новгорода: Муниципальной роте ППС на сутки выдается, из расчета на 30 человек: 27 пистолетов системы Макаров; 3 автомата «АКМ»; 27 резиновых палок « ПР»; 27 наручников « БРС»; 27 баллончиков со слезоточивым газом « Черемуха» или « Сирень »; ночная смена к тому же получает бронежилеты - 6 штук. Роте охраны состоящей из 80 человек выдается на сутки: пистолеты « ПМ», кроме стажеров; 70 наручников: 14 автоматов « АКМ»; 70 наручников « БРС»; 70 баллончиков « Черемуха», « Сирень»; ночная смена получает 14 бронежилетов; 70 резиновых палок « ПР». Патрульно-Постовой Роте состоящей из 22 человек на сутки выдается: 8 автоматов « АКМ»; 14 пистолетов « ПМ»; ночная смена получает 14 бронежилетов; 14 баллончиков « Черемуха», « Сирень»; 14 резиновых палок; 14 наручников « БРС». В качестве специальных средств могут использоваться средства как отечественного, так и зарубежного производства, принятые на вооружение в установленном порядке. Категорически запрещается применение специальных ( технических) средств, не состоящих на вооружении ОВД. Во время проведения конкретных операций ( например, по задержанию лиц, оказывающих вооруженное сопротивление ) решение о непосредственном применении специальных средств должен принимать не исполнитель, а руководитель операции. Сотрудники ОВД, действующие индивидуально, принимают такие решения самостоятельно с последующим сообщением рапортом непосредственному начальнику. После применения специальных средств производиться осмотр помещений и
местности в целях обнаружения пострадавших, сбора не сработавших изделий,
выявление возможных очагов возгорания и повреждений объектов
жизнеобеспечения, установления и устранения других негативных последствий. Успешное выполнение мероприятий связанных с применением специальных средств достигается: - твердым знанием и выполнением личным составом требований нормативных документов, регламентирующих организацию эксплуатации специальных средств. - воспитанием у личного состава уверенности в боевых качествах используемых средств защиты, стремления в совершенстве знать эксплуатируемые специальные средства и необходимости постоянно поддерживать их в исправном состоянии. - твердым знанием личным составом тактико-технических данных, порядка использования специальных средств, правил эксплуатации и обслуживания. Специальные средства должны содержаться в исправном состоянии, постоянной готовности к применению и использоваться только по прямому назначению. Учет специальных средств ведется по типу и количеству изделий, их выдача производится под расписку в специальном журнале. После окончания дежурства специальные средства сдаются дежурному по Начальники ОВД должны постоянно проводить работу по обеспечению соблюдения законности при применении специальных средств. Они несут персональную ответственность за ее организацию и привлечение согласно действующему законодательству ответственности лиц, допустивших неправомерное использование специальных средств. Перед выходом на службу старший нового суточного наряда тщательно инструктирует новый наряд по правилам применения специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудники милиции, которые имеют право применять специальные средства и огнестрельное оружие обязательно проходят 3-х месячное обучение в Учебном центре УВД, с целью обучения правильному применению специальных средств и огнестрельного оружия, правовую основу их применения. А так же изучение материальной части специальных средств и огнестрельного оружия, их тактико- технические характеристики. Изучают особенности применения специальных средств и оружия при чрезвычайных ситуациях, массовых беспорядках и при проведении специальных операций. После обучения в Учебном центре 1 месяц проходят стажировку. И после этого срока сдают зачет на знание материальной части, правовых основ применения, правил применения специальных средств и огнестрельного оружия, получают право применения специальных средств. Правила эксплуатации, технического обслуживания, хранения, ношения,
учета , списания и уничтожения специальных средств, необходимые меры
предосторожности при пользовании ими, а также порядок организации и
программы обучения личного состава устанавливается Министром Внутренних дел В России закреплено право сотрудника милиции на постоянное хранение и ношение табельного оружия и специальных средств, правда, после прохождения соответствующей подготовки. Цели данной нормы - создать условия для эффективного пресечения преступлений сотрудников милиции, находящихся вне службы, а также обеспечить их личную безопасность. При этом новым и весьма важным положением является обязанность сотрудников милиции проходить не только специальную подготовку, но и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудники милиции, признанные непригодными к действиям в таких условиях, подлежат увольнению со службы. Список используемой литературы: 1. Якубович М.И. “ Законодательство о необходимой обороне и применение оружия работниками милиции” М., 1969 год.
[2] Якубович М.И. “ Законодательство о необходимой обороне и применение
оружия работниками милиции” М., 1969 год. [6] Закон РСФСР “ О милиции” 18.04.1991 год. [8] Закон РСФСР “ О милиции” 18.04.1991 год. [10] Правила применения специальных средств, состоящих на вооружении ОВД |
|
© 2000 |
|