РУБРИКИ |
Личностный рост военнослужащих в группе |
РЕКЛАМА |
|
Личностный рост военнослужащих в группеЛичностный рост военнослужащих в группеЛичностный рост военнослужащих в терапевтической группе. Содержание. Введение. 3 Тема личностного развития военнослужащих признается крайне важной и значимой. Этой теме посвящены многие работы; цель данной курсовой работы – рассмотреть основные подходы к рассмотрению заявленной проблемы. Ставится задача показать особенности работы с военнослужащими как со специфической большой социальной группой, обладающей своими устойчивыми социальными характеристиками. Групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в общей системе психологической помощи военнослужащим; она представляет собой специфический метод, при использовании которого основным инструментом психокоррекционного (психотерапевтического) воздействия выступает специально организованная группа клиентов-военнослужащих (в индивидуальной психотерапии таким инструментом является только психотерапевт). Групповая психотерапия представляет собой метод оказания психологической помощи, который сознательно, планомерно и систематически применяется в небольшой организованной группе клиентов-военнослужащих с целью изменения их отношения к социальному окружению и к собственной личности, где групповой психотерапевт и участники, используя вербальные и невербальные методы воздействия на клиента-военнослужащего и группу в целом, принимают активное участие в терапевтической деятельности. Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает клиент- военнослужащий в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения. Группа выступает как модель реальной жизни, где военнослужащий проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, что позволяет выйти на понимание и коррекцию его проблем за счет межличностного взаимодействия, групповой динамики. Группы личностного роста военнослужащих – один из видов психокоррекционных групп военнослужащих. Целью групп личностного роста военнослужащих является содействие процессам их личностного развития и реализации творческого потенциала. В группах личностного роста объектом воздействия со стороны военного психолога является нормально функционирующая личность военнослужащего. Тренинг личностного роста направлен на развитие личности военнослужащих, способствует их личностному росту и максимальному использованию своего потенциала в жизни и профессиональной деятельности. Тренинг нацелен на решение следующих задач: - развитие адекватного понимания самого себя и осуществление коррекции самооценки; - развитие умения и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним; - формирование жизненных планов, планов служебной карьеры и корректировка ценностных ориентаций; - развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях; - развитие умения преодолевать жизненные трудности; - формирование профессионально-значимых качеств военнослужащего. В рамках различных научных школ существуют разные подходы к проведению психокоррекционной и психотерапевтической работы, к пониманию и изучению личностного развития. Большинство военных психологов, применяющих в своей практике групповую психотерапию, предпочитают сознательный отказ от следования единой психологической концепции. Возможны два пути: 1.Слияние нескольких направлений в одно - интегративный подход. 2.Использование обширного набора методов самых разных направлений в зависимости от ситуации и собственных предпочтений - эклектический подход. И тот, и другой подходы могут применяться с большой продуктивностью. В основной части данной работы мы рассмотрим различные подходы к
рассмотрению обозначенных проблем. Задачей первой главы является
всестороннее освещение наиболее общих положений различных научных школ
относительно вопросов личностного роста и групповой психологической работы.
Проблема развития личности всегда вызывала большой интерес у
отечественных и зарубежных психологов, что обусловило наличие качественно
разнообразных подходов к пониманию данной проблемы. Авторские концепции
тяготеют к методологическому уровню анализа проблематики личности, лишь
немногие опираются на эмпирические исследования. Соответственно, единой
точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, нет. О.В. Немиринский считает, что термин «личностный рост» по сравнению с термином "личностное развитие" является более узким и специфичным и отражает в первую очередь содержание развития личности и может служить предметом нашего рассмотрения. Личностный рост как особый объект эмпирического исследования в
современной психологии представлен рядом работ гуманистической ориентации. К. Роджерс выделил три главные образующие личностного роста: механизм актуализации, процесс личностной (организмической) оценки и позитивной ориентации самостроительства человека. Первая образующая показывает, что результат самоизменения личности
находится не вне человека (военнослужащего); и внутреннее совершенство, к
которому стремится человек, уже дано, реально существует в нем самом. Положение о позитивной направленности самоизменений личности военнослужащего подчеркивает не столько характер достигнутых эффектов, сколько исходное стремление человека сделать наилучший выбор в конкретной ситуации жизни, отвечающий самопредставлению, личным убеждениям относительно себя и мира. «Организмический процесс оценки», согласно работам К. Роджерса, - формирование системы обратной связи, служащей цели саморегуляции актуального поведения. Анализ зарубежной психологической литературы показывает, что существующие подходы к личностному росту различаются не только теоретическими и терминологическими установками, но и тем, что в них служит предметом и целью исследования и психологического управления. В частности, в структуре процессов личностного роста выделяют: - психологические параметры общения, способствующего личностному росту - эффекты личностного роста, отраженные в продуктах деятельности, особенностях самосознания (Роджерс К., Маслоу А.); - процедуры группового и диалогового взаимодействия, инициирующие личностные изменения (Рудестам К.); - пошаговые психотехнологии переформирования неэффективных привычек личности (Бэндлер Р., Гринндер Д.); - структура процессов личностного роста обнаруживается в единицах анализа психологических школ (Фейдимен Дж., Фрейгер Р.). Проблема личностного роста - одна из самых сложных и по сути постоянно актуальных в психологической науке. Так или иначе она затрагивается многими авторами, причём не всегда в качестве основной исследуемой им проблемы, но часто в качестве одной из «вторичных» проблем, без разрешения которой невозможно рассмотрение какого-либо иного интересующего данного автора вопроса. Практически все работы, связанные с изучением личности человека, направлены не только на выявление конкретных закономерностей, определенных изменений на разных возрастных этапах, но и на раскрытие общих принципов личностного роста. В то же время в психологии до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными процессуальные характеристики, структура, эволюционные характеристики и формы изменений, психологические механизмы и движущие силы процесса личностного роста как формы проявления генеральной линии прогресса в социальном становлении человека как личности. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что различными специалистами структура личностного роста описывается не одинаково, при этом выделение тех или иных составляющих этой структуры зависит от тех исходных научно-методологических оснований, которых придерживается тот или иной автор. Однако вследствие единства описываемого предмета различные его описания не столько входят в противоречие, сколько дополняют друг друга, отражая своим многообразием многогранность проблемы личностного роста. Полезной может оказаться некоторая классификация способов
конструирования структуры личностного роста в рамках различных подходов. Первый способ - рассмотрение структуры личностного роста как ряда ступеней, на которые подразделяется процесс личностного роста. Одним из примеров такого подхода является подход В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, которые рассматривают личностный рост прежде всего "как реализацию им универсальности, бесконечности, как становление Человека в индивиде", разбивая при этом процесс личностного роста на ряд ступеней, задающих структуру этого процесса, таких как: 1) личностное (целостное), 2) индивидуальное (единично-уникальное), 3) универсальное (родовое) бытие человека, предпосылкой и основой которых «является душевная жизнь человека, его субъективность». Другим примером подобного подхода является подход, предлагаемый Д.И. Б. С. Братусь также выделяет уровни развития личности, но уже на
другом основании, а именно в зависимости от "преобладающего способа
отношения к другим людям и соответственно самому себе". Всего выделяется
четыре уровня: В зарубежной психологии подобный подход характерен для А. Маслоу,
который выделяет ступени личностного роста (который применительно к Маслоу
следует понимать как движение человека к достижению самоактуализации) в
соответствии с иерархическими уровнями мотивообразующих потребностей. 1) физиологические потребности (жажда, голод и т. д.); 2) потребности безопасности (долговременное выживание и стабильность); 3) потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие); 4) потребности самоуважения (значение, компетентность); 5) потребности самоактуализации (реализация потенциала). При этом отмечается (хотя и при наличии исключений) необходимость удовлетворения потребностей, находящихся внизу иерархии, для того, чтобы мотивирующими стали потребности, лежащие выше. Второй способ описания структуры личностного роста состоит в выделении 1) два человека находятся в психологическом контакте; 2) первый человек, клиент-военнослужащий, находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен; 3) второй человек, психотерапевт, является гармоничным или интегрированным; 4) психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту; 5) психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту; 6) как минимум, должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания терапевта. Примером может также служить подход Н. Р. Битяновой, которая выделяет такие составляющие структуры личностного роста, как: 1) самопознание, 2) самопобуждение, 3) программирование профессионального и личностного роста, 4) самореализация. Этот подход чрезвычайно интересен тем, что задавая структуру личностного роста военнослужащего как систему механизмов, которые одновременно осуществляют процесс личностного роста и освоение и преобразование которых составляет сам процесс личностного роста или, по крайней мере, неотъемлемую составляющую этого процесса, он позволяет непосредственно перейти к практическому его осуществлению и разработке соответствующих практических методик и рекомендаций, что особенно важно в рамках военной психологии. Сопоставляя выявленные способы описания структуры личностного роста
военнослужащего, заметим, что первый способ, задавая ступенчатую структуру
личностного роста, необходимо требует дополнения в виде выявления и
описания механизмов восхождения человека по этим ступеням, перехода его с
одной ступени на другую, тогда как второй способ, указывая эти механизмы,
требует выявления качественных изменений, происходящих в процессе
личностного роста, описанием которых занимается первый способ. При этом
первый способ на практике может служить скорее задачам диагностики уровня
развития личности, тогда как второй - задачам организации процесса
личностного роста, построения соответствующих тренингов и программ. Как то,
так и другое чрезвычайно важно для военной психологии и требует более
подробного исследования. Однако, исходя из наличной ситуации в Вооружённых Групповая психотерапия включает в себя большое количество различных
направлений, в которых, в свою очередь, применяется большое количество
различных методов, форм, способов и средств психологического воздействия на
личность. Поэтому военный психолог, организуя групповую
психотерапевтическую работу с военнослужащими, членами их семей, служащими Каждая научная школа, выдвигая свои теоретические гипотезы и развивая их в процессе экспериментальной проверки, предлагает свои методы и техники групповой психотерапевтической работы. Необходимо также учитывать тот факт, что в каждом из множества психологических направлений принята своя концепция личности, свое представление об элементах психического мира человека и их взаимосвязи. Соответственно отличаются и нюансы понимания сути и особенностей процессов личностного развития и роста. Рассмотрим основные подходы к изучению интересующих нас феноменов – историю возникновения и развития групповых видов работы по развитию личности. Современные практики группового движения приспособили многие
традиционные учения к конкретным ситуациям и потребностям клиентов. Поведенческая психотерапия концентрируется в основном на действиях и пытается влиять непосредственно на поведение военнослужащих. Оно поддаётся наблюдению, а пациент может дать его конкретное описание. Такая ограниченность психотерапевтического воздействия оправдывается тем, что изменение внешнего поведения оказывает влияние и на интрапсихические процессы: эмоции, установки и когнитивные процессы. Поведенческая психотерапия основывается на трёх видах научения, ведущих к овладению нормальным, соответствующим реальности поведением и к устранению отклонений в поведении: - посредством достижения обучающимся успеха (оперантное обусловливание); - с помощью сигналов (классическое обусловливание); - посредством наблюдения (научение с помощью подражания модели). “Научение посредством достижения успеха” означает, что последствия или результаты какого-либо определённого поведения военнослужащего оказывают влияние на само поведение. Положительные последствия (например, успех, вознаграждение или похвала) усиливают данное поведение или повышают его вероятность. Негативные последствия (неуспех или критика) ослабляют соответствующее поведение или гасят его. “Научение с помощью сигналов” означает, что реакция на определённое событие, на какого-либо индивида или ситуацию переносится на такие же или подобные ситуации, могущие возникнуть в будущем (“генерализация”). “Научение посредством наблюдения” также способствует формированию поведения, особенно социального. Наряду с приспособлением, обусловленным социокультурным окружением, существует также врождённая готовность к восприятию “товарищей по виду” (“инстинкт поведения”). Насколько другой человек в этом смысле выступает как модель, зависит от того, в какой степени обучающийся индивид-военнослужащий может отождествлять себя с ним и каких успехов он добивается своим поведением. Психотерапевтические воздействия, направленные на усиление или ослабление поведения, должны осуществляться с учётом индивидуальных особенностей пациента. Способность военного психотерапевта тонко чувствовать, его эмпатия, а также понимание им пациента - предпосылки эффективного применения подкрепления в психотерапии. Программа психотерапии должна также предусматривать, что постепенно пациент-военнослужащий берет инициативу по проведению упражнений в свои руки. Пациенту предстоит выполнять упражнения, уже успешно освоенные, и под руководством психотерапевта, и самостоятельно, вне рамок психотерапевтических бихевиоральных сессий. В свете рассматриваемой проблемы наибольший интерес для нас представляет научение с помощью подражания модели – использование принципов этого вида научения в группе может быть весьма эффективно. К. Роджерс способствовал развитию гуманистического направления в
психологии, резко выступая против догматического психоанализа, а также
радикального бихевиоризма, симпатизируя антиавторитарной контркультуре, в
центре которой находится свободное самовыражение и самораскрытие. По Психоаналитически ориентированные практики, проводящие индивидуальную
терапию в групповых условиях, в значительной мере не учитывают влияния
группы и не принимают во внимание релевантность данных по исследованиям
групповой динамики. Тем не менее, некоторые известные терапевты (Фоукс, В истории развития психокоррекционных групп особо признается авторитет В группе каждому отдельному участнику-военнослужащему уделяется меньше внимания, чем при индивидуальной терапии. Однако, групповая форма работы имеет ряд неоспоримых преимуществ. Опыт, приобретаемый в специально организованных группах, оказывает противодействие отчуждению, помогая решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Группа выступает как общество в миниатюре, отражает внешний мир и добавляет ингредиент реализма в искусственно созданное взаимодействие. Виды психокоррекционных групп военнослужащих: Т-группы. Первые группы тренинга (Т-группы) были основаны К. Левином и его коллегами, заметившими, что участники групп получают пользу от анализа собственных групповых переживаний. Лабораторный тренинг предлагает широкий спектр методов обучения, направленных на развитие межличностных умений и исследование процессов, происходящих в малых группах. Некоторые Т-группы, получившие название групп сензитивности, могут иметь целью всестороннее развитие личности военнослужащих. Ценности, лежащие в основе Т-групп, включают: ориентацию на
поведенческие и общественные науки, демократические процессы в противовес
авторитарным, способность устанавливать отношения взаимопомощи. К числу
основных понятий, связанных с Т-группами, относятся понятия «обучающая
лаборатория», «обучение тому, как учиться», принцип «здесь и теперь». Руководитель Т-группы (военный психолог, тренер) доверяет военнослужащим-клиентам совместную работу по исследованию их поведения и взаимоотношений. Имеющая сходство с Т-группой тэвистокская малая учебная группа исходит из того, что индивидуальное поведение отражает процессы, которые происходят в группе. Тэвистокскому руководителю принадлежит более пассивная роль, чем руководителю Т-группы. Т-группа помогает военнослужащим развивать специфические
коммуникативные умения, такие, как описание поведения, коммуникация чувств,
активное слушание, конфронтация. Некоторые Т-группы используют
структурированный подход для достижения специфических целей военнослужащих Поведенческая модель обучения. Была создана в лабораторных условиях и ведет свое происхождение от метода условных рефлексов Павлова и оперантного обуславливания Скиннера. В прошлом поведенческие группы больше полагались на использование индивидуальных методов в условиях группы. За последнее время поведенческие практики создали методы, использующие потенциальные возможности группы для достижения поведенческих изменений индивидуума. Группы тренинга умений используют такие бихевиористские понятия, как сосредоточенность на наблюдаемом поведении и учебная модель решения проблем, основанная на усвоении важных для развития военнослужащих – участников группы жизненных умений. Поощряются специфические цели в группах терапии улучшения взаимоотношений и структурированно обучающей терапии. Все поведенческие группы занимаются измерением и оценкой результатов. Пример процедур, типичных для групп тренинга умений, дают группы тренинга уверенности в себе. Тренинг уверенности в себе развился из условно- рефлекторной терапии Солтера. Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе включает применение таких методик, как опросник описания уверенности в себе, перечень основных прав человека, которые поддерживают уверенность человека в себе, и шесть типов утверждений, выражающих уверенность в себе. Репетиция поведения, в которой осуществляется ролевое проигрывание
сложных ситуаций, является основной методикой, используемой в группах
тренинга уверенности в себе. Процедура репетиции поведения состоит из
моделирования, инструктажа и подкрепления клиентов-военнослужащих. Для
снижения чрезмерной тревожности часто используются релаксационный тренинг и
систематическая десенсибилизация. Когнитивное переструктурирование включает
исследование иррациональных убеждений и систематическое замещение их
рациональными убеждениями. Также обычной методикой для групп тренинга
уверенности в себе является домашняя работа: участники-военнослужащие
заполняют дневники домашней работы или выполняют поведенческие задания. Одним из преимуществ всех поведенческих групп является постоянное использование текущих исследовательских оценок. Существуют доказательства того, что группы тренинга уверенности в себе ведут, например, к большей свободе поведения и повышению самооценки военнослужащих. Здесь, как и во всех психокоррекционных группах, повышение самооценки связано с увеличением поведенческого потенциала военнослужащих – членов группы. Психодрама. Психодрама была основана Я. Л. Морено, одним из создателей
движения групповой психотерапии, впервые применившим драматические методики
в качестве способа изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и
фантазий. Психодрама появилась в результате театрального эксперимента Ролевая игра – одно из основных понятий психодрамы. В отличие от театра, в психодраме участник-военнослужащий исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспериментирует с теми значимыми для него ролями, которые он играет в реальной жизни. Второе основное понятие – «спонтанность» – было выделено Морено на основе наблюдений за игрой детей. Он считал, что спонтанность – это ключ, который поможет открыть дверь в область творчества. Понятие «теле» описывает двусторонний поток эмоций между всеми участниками психодрамы. Катарсис, или эмоциональное освобождение, возникающее у актера-военнослужащего в психодраме, представляет собой важную ступень в достижении конечного результата – инсайта, нового понимания имеющейся проблемы. Основные роли в психодраме – это режиссер, который является продюсером,
психотерапевтом и аналитиком, протагонист, «вспомогательное Я» и аудитория. Режиссер использует различные методики для организации представления – такие, как «монолог», «двойник», обмен ролями и отображение, способствующие возникновению и поддержанию терапевтического процесса в психодраматической группе. Психодрама привносит в психокоррекционные группы такую важную особенность, как ролевые игры по принципу «здесь и теперь». Этот подход универсален – он может прилагаться как к лечению, так и к личностному росту военнослужащих. Между практическими способами ведения групп в рамках психодрамы существуют различия, аналогичные различиям между групповыми подходами. Гештальттерапия. Была разработана Ф. Перлзом на основе его опыта в психоанализе и последующего изучения экзистенциальной философии, гештальтпсихологии и теории В. Райха о физиологических корнях сопротивления психологическому изменению. В настоящее время гештальтгруппы известны своими сильными руководителями и ориентацией на развитие автономности и ответственности среди участников. Основными понятиями этого подхода являются: отношение фигуры и фона,
осознание и сосредоточенность на настоящем, противоположности, функции
защиты и зрелость. Исследования в области восприятия показали, что важные и
значимые события занимают центральное место в сознании, образуют фигуру, а
менее важная информация отступает на задний план. Построение и завершение
гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма и
происходит под влиянием процесса организмической саморегуляции. Целью гештальттерапии является пробуждение организмических процессов участников-военнослужащих путем поощрения расширения осознания и продвижения по направлению достижения зрелости. В последнее время гештальттерапевты стали в большей степени использовать групповое взаимодействие и поддержку. Методики и упражнения гештальттерапии направлены на расширение осознания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самих себя и преодоления сопротивления. В настоящее время гештальтгруппы широко распространены и имеют много последователей. Одним из основных вкладов гештальтгрупп является то, что они дают возможность выбора между ними и традиционными видами терапии с преобладающей ориентацией на функции сознания. Вопрос второй. Широкое распространение во всем мире в течении нескольких последних десятилетий получили различные групповые методы психотерапевтического воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической помощи. Первоначально многие из них возникли и использовались в основном в медицинской психотерапевтической практике, а затем вышли за ее приделы и стали применяться для оказания психологического воздействия на поведение практически здоровых людей с целью их лучшей адаптации к жизненным ситуациям и условиям, снятия повседневных внешних и внутренних напряжений, предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается военнослужащий, избавления его от вредных склонностей и привычек. Наряду с другими психотерапевтическими методами групповая психотерапия военнослужащих применяется в рамках различных теоретических концепций, которые и определяют ее своеобразие и специфику: конкретные цели и задачи, содержательную сторону и интенсивность процесса, тактику и стратегию психотерапевта, подбор военнослужащих для психотерапии, выбор методик для работы и пр. Групповая психотерапия рассматривает клиента-военнослужащего в социально-психологическом контексте его взаимоотношений и взаимодействий с окружающими. В групповой психотерапии военнослужащих групповая динамика представляет собой научную основу для психотерапевтического процесса в группе, поскольку в терапевтических группах находят свое выражение все групповые феномены. Из множества разработанных и нашедших практическое применение методов
групповой психотерапии распространение в войсковой практике получили такие,
которые связаны с так называемой "личностно-ориентированной психотерапией". На практике цели и задачи различных типов групп военнослужащих перекрещиваются: например, многие учебные группы по своему действию являются также терапевтическими, многие психотерапевтические группы используют опыт групп личностного роста. В условиях военной среды главным объектом психокоррекции становится сфера самосознания военнослужащих-членов группы, система социально- перцептивных стереотипов и реальные формы взаимодействия в воинском коллективе, малой группе военнослужащих. Члены группы вовлекаются в обсуждение, обдумывание своих действий и отношений, вырабатывают пути разрешения конфликтов. Военным психологом могут создаваться также специализированные группы из отдельных клиентов-военнослужащих, имеющих сходные затруднения, связанные, например, с трудностями адаптации к воинскому коллективу. В отношении офицеров-руководителей решаются задачи обучения навыкам
общения, разрешения конфликтных ситуаций и совершенствования стиля
руководства. Задача решения проблем личностного роста военнослужащих
является крайне важной. Общие принципы и программа. Примером эклектического подхода может служить программа тренинга личностного роста военнослужащих, методическим обоснованием которой являются механизмы влияния групповой динамики на личностный рост участников тренинга в сочетании с индивидуально-ориентированными заданиями самопознания и самосовершенствования. Одним из центральных принципов тренинга личностного роста
военнослужащих является принцип доверительности в общении. Для того, чтобы
группа работала с наибольшей отдачей, чтобы участники максимально доверяли
друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата
доверия создаются условия для ненормативных и искренних высказываний
участников-военнослужащих по всем обсуждаемым проблемам. Следующий принцип Важное значение в тренинге личностного роста, имеет принцип «здесь и
теперь». Следование этому принципу связано с ограничениями, которые он
вводит в групповое занятие. Многие военнослужащие стремятся не говорить о
том, что они чувствуют, что думают, так как бояться показаться смешными. Следующий принцип - принцип персонификации высказываний. Этот принцип предполагает то, что для более откровенного общения во время занятий каждый военнослужащий - член группы отказывается от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Принцип искренности в общении предполагает то, что члены группы военнослужащих говорят только то, что чувствуют и думают по поводу происходящего, то есть, только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то этот принцип предполагает то, что военнослужащий - член группы может не высказываться. Этот принцип означает открытое выражение чувств участников к действиям других и к самому себе. Принцип обратной связи тесно связан с принципом искренности в общении. Принцип конфиденциальности предполагает то, что все, что происходит во время занятий ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Члены группы военнослужащих должны быть уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился во время занятий. Соблюдение данного принципа помогает военнослужащим быть искренними, способствует самораскрытию, снимает страх того, что содержание общения в группе может стать известным другим людям, кроме членов группы. Принцип активности предполагает реальную включенность членов группы военнослужащих в работу в любую минуту. Члены группы активно смотрят, слушают, чувствуют себя, партнера и группу в целом, не замыкаются в себе, даже если узнали о себе что-то очень не приятное. Основными методами, которые используются в ходе тренинга личностного роста с военнослужащими, являются групповая дискуссия, ролевая игра, психогимнастические упражнения и медитационные упражнения. Групповая дискуссия - один из ведущих методов. Она представляет собой непрерывный, не регламентированный обмен мнениями, суждениями между военнослужащими - членами группы, в ходе которых создается возможность рефлексии своих неосознанных проблем, внутренних противоречий, являющихся причинами трудности в общении. Тематика дискуссий в своей основе подбирается с учетом того, чтобы она погружала участников группы в мир проблем жизни и деятельности военнослужащих. Вместе с тем, в ходе этой работы важен не столько результат выработки какой-то итоговой точки зрения по обсуждаемому вопросу, сколько сам процесс участия, в ходе которого шлифуется техника коммуникации, подбираются индивидуальные способы поведения в группе. Психогимнастика - это игровые психологические упражнения, использование которых в ходе тренинга носят многоцелевой характер. Ролевая игра - игровой метод, предметом изучения которого являются
закономерности межличностного общения военнослужащих. Каждому из
участвующих в ролевой игре военнослужащих предлагается исполнить роль в
соответствии с их собственными представлениями о характере и манере
поведения персонажа, а также ситуацию, которую предлагается разыграть по
ролям. При этом остальные участники тренинга выступают в качестве зрителей Особое место в программе тренинга личностного роста отводится индивидуально-ориентированным заданиям самопознания и самосовершенствования. Главной целью ТЛР является развитие личностных способностей или преодоления трудностей личностного роста военнослужащих. Ход развития личностных способностей или преодоления трудностей личностного роста в процессе ТЛР происходит в условиях процесса обучения, представляющего собой особым образом организованную деятельность, своеобразную форму систематического сотрудничества в рамках тренинга между его руководителем - военным психологом и военнослужащими - участниками группы, сотрудничества, в процессе которого происходит рост личности с помощью и при участии руководителя и всей группы в целом. Этим своеобразным сотрудничеством между участниками тренинга и его
руководителем, которое является центральным моментом в обучении в процессе
тренинга наряду с тем, что воздействия производятся как со стороны
руководителя тренинга так и группы военнослужащих на каждого участника в
отдельности в определенной системе, объясняется быстрое развитие
неспонтанных личностных способностей (способностей, которые получают
развитие в ходе обучения в тренинге) и то, что уровень их развития
выступает как «зона ближайших возможностей» в отношении житейских Можно сказать, что на начальных стадиях ТЛР участники-военнослужащие как бы делятся на две неравные части: первая часть - это те, которые поверили, что именно то, что они делают на занятиях, и есть то главное, ради чего они все собрались, то есть принимают объявленные руководителем цели, и вторая часть (их меньшинство) - это те участники, которые подозревают наличие другой цели у руководителя. У второй части участников ломка стереотипов, представлений о процессе обучения идет более болезненно и медленнее. Они более ориентированы на внешние атрибуты обучения, не понимают происходящего, выплескивают агрессию на “неумелого” ведущего и на других членов группы военнослужащих, особенно позитивно оценивающих данную форму обучения, требуют от ведущего заняться делом и руководить занятием должным образом. Вместе с тем, усвоив правила группы, они выражают накопившуюся неудовлетворенность в виде обратной связи, давая свое видение происходящего. Тем самым они втягиваются в процесс обсуждения и стимулируют более открытую коммуникацию других членов группы военнослужащих. Первая часть участников-военнослужащих, которая более легко смогла найти конструктивное и рациональное зерно в тренинге, открыто и заинтересованно участвует во всех упражнениях. Значимыми психологическими характеристиками для этой части участников является потребность в раскрытии своего личного потенциала, желание поделиться своей доброжелательностью, отзывчивостью. Существенной на данных стадиях тренинга является способность
руководителя не обращать внимание на агрессивность отдельных участников,
резкость их высказываний, его умение проявить в этой ситуации терпимость,
понимание и доброжелательность. Это поощряет участников-военнослужащих на
еще более смелое поведение в группе, способствует укреплению доверия, а
значит, и обсуждению личностно значимых, актуальных проблем. Ведущий
продолжает наращивать усилия по развитию климата максимального
психологического доверия. Группа военнослужащих постепенно входит в фазу
устойчивой работоспособности. Показателем этого служит то, что участники
больше не апеллируют то и дело к ведущему, требуя руководящей деятельности
или подсказки, как им поступить или отреагировать в той или иной ситуации. Трудно рассчитывать на глубокие и при этом одинаковые личностные
изменения членов группы военнослужащих после одного тренинга, но тем не
менее происходит смена внутренних установок участников, расширяются их
знания и появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Занятия по программе ТЛР были проведены с курсантами Военного Первое занятие «Психодиагностика уровня развития личности». Его основной целью являлось прояснение «Я-концепции» и выявление уровня её сформированности. Одним из основных упражнений этого занятия служила дискуссия. Предварительно перед каждым курсантом стояла задача определить из предложенных качеств самые важные по значимости для офицера. К всеобщему удивлению, мнения курсантов разошлись. Далее предлагалась дискуссия с целью прийти к единому мнению. С одной стороны, эта дискуссия являлась способом активизации группы; с другой стороны, самопознанием благодаря пониманию каждым своей роли в обсуждении. Важным приобретением этой ступени является признание за собой права испытывать и выражать свои чувства. Легализуя свои чувства и желания, человек узнаёт о направленности своей личности, что является необходимой предпосылкой личностного роста. Второе занятие направлено на прояснение ценностей. В основной части этого занятия ведущий, например, предлагал каждому участнику изобразить свой герб и придумать свой девиз. Изображение личного герба заставляет сконцентрироваться на собственных ценностях, на том, что человек считает самым важным для себя. Таким образом, это упражнение предполагает как самопознание так и познание других. Если предыдущее занятие было направлено на прояснение ценностей, то следующее - на прояснение жизненных целей и разработку личных жизненных планов курсантами, а также обретение уверенности в досягаемости направленных задач. Для этого руководитель предлагает оценить текущую жизненную ситуацию в таких сферах как служба, экономическое развитие, семейная жизнь, физическое и психическое состояние и др. Оценивая удовлетворённость своим нынешним положением, курсанты строят жизненный план так, чтобы их деятельность разворачивалась в направлении ведущих смысловых образований (приоритетных целей). В ходе тренинга сначала каждый участник осознаёт свои цели, факторы, препятствующие и помогающие их достижению, затем - обсуждение, где каждый высказывается о факторах успеха. Следующее занятие тренинга направлено на развитие уверенности в себе и
коррекцию агрессивных форм поведения. Занятие предполагало развитие умения
выбирать эффективную стратегию в любой ситуации, умение выявить в своей
личности сильные стороны и опираться на них. Одно из упражнений этого этапа
направлено на глубокий анализ «слабых сторон» личности каждого участника. Пятое занятие направлено на выявление и развитие творческого потенциала личности. Этот этап характеризуется попыткой сформировать творческое отношение ко всему происходящему. Например, ведущий раздавал участникам карточки со словами, предлагая мимикой и пантомимикой выразить это слово. Все остальные участники при этом пытаются угадать значение слова. Целью шестого занятия являлось развитие умения преодолевать сложные жизненные ситуации и разрешать внутренние конфликты. В ходе этого этапа человек осознаёт переживание критической ситуации как уникальный и полезный жизненный опыт. Таким образом, ТЛР представляет собой форму взаимодействия, в результате которой человек познаёт себя, расширяются его представления о своих возможностях, раскрывается творческий потенциал, ведущие жизненные ценности, появляется уверенность в собственной позиции, что в конечном итоге ведет к развитию личностных способностей, к личностному росту военнослужащего. В следующей главе мы подробно рассмотрим результаты одного из
проведенных тренингов личностного роста. Эмпирическое исследование личностного роста в группе. Для проверки эффективности программы ТЛР в исследовании был проведен формирующий эксперимент. Основной гипотезой формирующего эксперимента являлось предположение, что в результате обучения курсантов по предложенной программе ТЛР в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, можно получить значительные изменения конкретных характеристик самоактуализации, являющейся основным структурным компонентом личного роста. Исходя из основной гипотезы, была сформулирована одна частная гипотеза: повышение степени самоактуализации личности может проявиться в значимом изменении в экспериментальной группе курсантов по сравнению с контрольной таких параметров, как способность ориентации во времени; независимость ценностей и поведения от воздействия извне; гибкость в реализации ценностей; способность отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах; способность ценить свои достоинства, принимать себя таким, как есть; способность к целостному восприятию мира; стремлению к приобретению знаний об окружающем мире, творчеству, что может быть зафиксировано методикой “Самоактуализационный тест”. Эксперимент проводился на материале одной экспериментальной и одной контрольной группы. Численность экспериментальной группы составила 12 человек. Участники тренинга являлись курсантами 3 курса Военного университета, в возрасте 20-21 года. Контрольная группа (12 человек) была составлена также из курсантов Военного университета 3 курса, специальность культурология, возраст 20-21 год. Для измерения изменений качественных характеристик личностного роста, возникающих в результате воздействия ТЛР использовалась “объективная” методика - “Самоактуализационный тест”; тест использовался дважды - в начале и после окончания тренинга. Временные интервалы между замерами составили 1,5 месяца. Контрольная
группа участвовала в эксперименте для учета возможного влияния факторов “Самоактуализационный тест” (САТ) является адаптированным для России
на кафедре социальной психологии МГУ вариантом теста РОI (Pesronal САТ построен по тому же принципу, что и РОI, но состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера и позволяет зарегистрировать два базовых и уже двенадцать дополнительных параметров самоактуализации. Сами шкалы, или, иначе говоря, составляющие самоактуализации характеризуют основные жизненные сферы самоактуализирующейся личности. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. Двенадцать дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну и более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. САТ применялся в исследовании в брошюрном варианте с использованием регистрационных листов и профильных бланков. При обработке результатов тестирования подсчет “сырых” балов, полученных испытуемыми, осуществлялся с помощью ключей к методике. Каждый ответ обследованного, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивался в 1 балл. Затем подсчитывалась сумма баллов, набранных испытуемыми по каждой шкале. Эти значения были нанесены на профильные бланки, после чего строились тестовые профили обследуемых. Интерпретация результатов обследования производится в соответствии с описанием шкал САТ. Проанализируем полученные данные. Данные по шкалам у разных испытуемых (как в экспериментальной, так и в контрольной группах) весьма варьируются. Однако, если представить себе гипотетического “среднего” члена экспериментальной и контрольной групп, то есть воспользоваться средними показателями по этим двум группам для каждой серии замеров, то можно выявить определенную тенденцию, которая четко прослеживается в приведенной ниже Таблице 1. Таблица 1. [pic] Из этой таблицы видна четкая тенденция повышения результатов. Если в 1 серии результаты по таким шкалам как Tc, Sav, Sy,Sr, Nc, Cog были ниже статической и психической нормы (далее нормы), то во 2 серии были показаны в ее пределах. Особо хочется выделить повышение, хотя в некоторых случаях и незначительные, но показывающие произошедшие изменения, во 2 серии по шкалам: Tc, I, Sav, Ex, Sr, Sa, Sy, Cr. Эта тенденция позволяет по меньшей мере предположить, что для участников тренинга увеличивается субъективная значимость видеть свою жизнь целостной; быть независимым в своих поступках, стремиться руководствоваться в жизни собственными целями; разделять ценности, присущие самоактуализирующейся личности; быть гибким в реализации своих ценностей в поведении; уважения себя; принятия себя таким как есть; целостного восприятия мира и людей; творческой направленности. Результаты по шкалам Fr, S, A,C в 1 серии находились в пределах нормы, а во 2 серии было зафиксировано их незначительное повышение. В контрольной группе военнослужащих значимых изменений по шкалам не обнаружено. Как уже говорилось, данные по шкалам у разных испытуемых весьма варьируются. Ведь каждый участник входит в группу со своим уровнем развития, он имеет различную “скорость продвижения”. К тому же ТЛР несет в себе диагностическую нагрузку. Каждый участник-военнослужащий сам определяет свою проблему и решает ее в ходе участия в тренинге. Таким образом, курсанты-участники ТЛР по сравнению с курсантами - участниками контрольной группы и с уровнем оценивания до занятий по программе ТЛР демонстрируют тенденцию в сторону повышения результатов по шкалам как базовым так и дополнительным, ориентированным на регистрацию как глобальных характеристик самоактуализации (базовые шкалы) так и на регистрацию отдельных ее аспектов (дополнительные шкалы). Но результаты эти индивидуальны для каждого участника ТЛР. Для одних повышение произошло по отдельной шкале, для других - нет. Для одних произошли значительные изменения , для других - незначительные. Таким образом, занятия по программе ТЛР позволяют осуществить повышение степени самоактуализации по предложенным в методике САТ параметрам, но повышения эти носят индивидуальный характер. Естественно, что трудно рассчитывать на глубокие личностные изменения членов группы военнослужащих после одного тренинга, но тем не менее происходит смена внутренних установок участников, расширяются их знания и появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Тренинг позволяет снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников, что ведет к повышению степени самоактуализации, к личностному росту военнослужащих.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: Проведенный анализ структуры личностного роста курсанта ввуза
свидетельствует о том, что уровень его сформированности во многом
определяет возможность самореализации курсанта, а следовательно, и его
профессиональную пригодность. Это позволяет сделать вывод о том, что
личностный рост является важным процессом, определяющим профессиональную
успешность деятельности курсанта по овладению будущей профессией. Список литературы: Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: "REFL-book", 1994. Битянова Н. Р. Психология личностного роста. М.: Международная педагогическая академия, 1995. Битянова Н. Р. Психологические проблемы саморазвития. М.: Флинта, 1998. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.: Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Военная психология и педагогика: Учебное пособие/ под ред. П. А. Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. М.: ВУ,1998 Гаджиева Н. М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы
самосовершенствования: тренинг самосознания. Екатеринбург: Деловая книга, Девятко В. И. Социально-психологический тренинг как средство компетентности в общении молодых офицеров с подчиненными: Дисс. канд. психол. наук. М., 1990. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В. В. М.: Новая школа, 1994. Иванова Л. Н. Психотехника личностного профессионально-значимого роста Кондрашенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Высш. шк., 1997. Курс военной психологии (под ред. Железняка, Съедина, Феденко) ч.1. М: Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПб.: Б.С.К., 1998. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь./ Принцип развития в психологии. Под ред. Анцыферовой Л. И./ М.: Наука. 1978. Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуации в социально- психологическом тренинге. Киров, 1995. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая фирма "Класс", 1994. Немиринский О. В. Терапевтическая динамика группы как развертывание процесса личностного роста: Дис. канд. психол. наук. М., 1996. Немиринский О. В. Личностный рост в терапевтической группе. М., 1999. Петровская Л. В. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии// Вопр. психологии. 1987. N4. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука. 1986. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. Психологический словарь. М.: 1996. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т./ Под ред. Д. Я. Психотерапевтическая энциклопедия./ под ред. Карвасарского Б. Д. СПб: Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Роджерс К. О групповой психотерапии. М.: Гиль Эстель, 1993. Романенко О. К. Практическая гештальттерапия. М.: Фолиум, 1995. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1999. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПБ.: Социально- психологический центр,1996. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно ориентированной психологии: В 2 т. М.: ”Три Л”, 1996. Харин С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Мн.: Изд.
|
|
© 2000 |
|