РУБРИКИ |
Командно-штабные учения, их цели, классификация и методика организации подготовки |
РЕКЛАМА |
|
Командно-штабные учения, их цели, классификация и методика организации подготовкиКомандно-штабные учения, их цели, классификация и методика организации подготовкиКафедра службы штабов органов внутренних дел Реферат по курсу: “ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ” по теме: “КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ УЧЕНИЯ, ИХ ЦЕЛИ, КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГАТОВКИ”
МОСКВА – 2010 ПЛАН 1. Введение 2. Понятие, классификация и назначение КШУ 3. Методика организации и подготовки КШУ 4. Методика проведения КШУ 5. Заключение 1. ВВЕДЕНИЕ От степени подготовки личного состава и реальности разработанных планов во многом зависит своевременное и успешное выполнение возложенных задач в повседневных условиях, при обострении обстановки, при возникновении чрезвычайных обстоятельств и в военное время. Важнейшим условием высокой эффективности и качества их выполнения являются такая форма подготовки как командно-штабные учения. В ходе их проведения процесс обучения направлен на формирование и развитие профессионализма и характеризуется следующими чертами: - специальными знаниями конкретной оперативной служебной деятельности, базирующимися на общих идеологических, правовых, психологических, управленческих, тактических и других знаниях; - профессионально-деловыми качествами и наличием опыта практической деятельности, определяющими способность сотрудника к выполнению задач оперативно-служебной деятельности в рассматриваемых условиях. Хорошо подготовленные и методически правильно проведенные командно-штабные учения, позволяют постоянно поддерживать высокую готовность органов и учреждений внутренних дел к качественному выполнению внезапно возникающих задач в особых условиях, в том числе и при чрезвычайных обстоятельствах. Практическая направленность процесса обучения, благодаря возможности моделирования различных видов происшествий, позволит на практике выработать умения и навыки сотрудников принимать решения в конкретной оперативной обстановке при наличии их учебных типовых вариантов. 2. ПОНЯТИЕ, КЛАСИФИКАЦИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ Командно-штабные учения (КШУ) - форма совместного обучения командиров и штабов согласованной совместной деятельностью по управлению подчиненными органами и подразделениями. Как правило, КШУ проводятся на местности, в отдельных случаях - на картах, представляя собой высшую форму подготовки органов управления в системе МВД Российской Федерации при осложнении обстановки. Основное назначение КШУ состоит в совершенствовании слаженности и оперативности в работе командиров и их органов управления, их умений и навыков в организации оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности и непрерывном управлении подчиненными органами, учреждениями и подразделениями при выполнении оперативно-служебных задач в мирное и военное время. Кроме того, учения являются единственно возможной в повседневных условиях формой проверки готовности ОВД к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и служебно-боевому применению в военное время. Следует твердо уяснить: - при КШУ руководители обучаются вместе со своими управлениями, сами выступают в роли обучаемых; - КШУ проходят на фоне достаточно длительной динамично развивающейся обстановки, а не на фоне сравнительно короткого эпизода в деятельности (действиях) правоохранительных органов; - при КШУ не допускается многократное повторение действий обучаемых в связи с устранением обнаруженных недостатков; - КШУ планируются на срок от одних суток и более. Основной метод обучения на командно-штабных учениях - практическая работа. Командно-штабные учения принято классифицировать по следующим признакам:1.масштабу 2.назначению 3.методам проведения и составу участников 4.числу обучаемых инстанций (звеньев)5. числу фактически участвующих сторон 6.месту проведения. По масштабу проведения они могут быть тактическими, оперативно-тактическими, оперативными, оперативно - стратегическими и стратегическими. К стратегическим командно-штабными учениям в системе МВД РФ можно отнести совместные командно-штабные учения (СКШУ), на которые привлекаются органы управления МВД России, центральные органы управления Министерства обороны РФ, ФСБ, ФПС и других органов государственной власти. Существует и еще один подход к классификации учений по масштабу, в соответствии с которым они подразделяются на объектовые, межобъектовые, районные, межрайонные, городские, областные и республиканские. По назначению учения могут быть плановыми, проверочными, показными, опытными и исследовательскими. Плановые учения проводятся регулярно в соответствии с нормативными документами МВД России в целях совершенствования оперативно-служебной деятельности и повышения готовности органов и учреждений внутренних дел к действиям в тех или иных условиях. Такие учения проводятся на завершающем этапе подготовки руководителей подразделений, оперативных групп, штабов, после отработки теоретических и практических занятий, как правило, по комплексным темам, предполагающим отработку различных вариантов и способов действий подразделений и органов внутренних дел. Проверочные учения осуществляются руководителем вышестоящего органа внутренних дел (старшего оперативного начальника) с целью проверки готовности, выявления и устранения недостатков, определения навыков у руководящего и начальствующего состава по организации действий сил и средств органов внутренних дел в различных условиях. Проверочные учения могут быть как плановыми, так и неплановыми. Показные учения обычно проводятся до начала плановых занятий, имеющих практическую направленность, по предстоящей теме на учебно-методических сборах и методических занятиях с целью продемонстрировать обучаемым возможные способы решения тех или иных задач в конкретных условиях обстановки. Опытные и исследовательские учения проводятся по указанию руководства МВД, ГКВВ, УВД (ГУВД), УВДТ в целях исследования новых способов выполнения оперативно-служебной задачи, управления силами и средствами, а также при поступлении новых образцов техники и вооружения. В зависимости от целей, задач, метода проведения и состава участников учения различаются на совместные и с привлечением взаимодействующих органов. Совместные учения, на которые в качестве обучаемых, привлекаются органы управления взаимодействующих сил, проводятся по планам, согласованным со всеми участвующими в них министерствами и ведомствами. Для отработки вопросов взаимодействия на КШУ могут привлекаться представители других министерств и ведомств органов исполнительной власти. Такие учения, тренировки и игры называются с привлечением взаимодействующих органов. Это наиболее легкая, по сравнению с совместными учениями, форма проведения КШУ и она достаточно часто встречается на практике. К примеру, с 1993 такие учения проводятся в округах внутренних войск, на которые в качестве взаимодействующих органов в составе оперативных групп привлекаются территориальные органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности, МЧС РФ, военных округов, объединений, соединений Вооруженных сил, пограничных войск и других силовых структур. По числу обучаемых инстанций (звеньев) учения могут быть одностепенными, двухстепенными или многостепенными. На одностепенном учении обучается одно звено, например, МВД (УВД, ГУВД) субъекта федерации, на двухстепенном – два звена, например, УВД и ГРОВД, на многостепенном - три звена – МВД РФ – УВД - ГРОВД. По числу фактически участвующих сторон учения могут быть односторонними и двусторонними. В органах внутренних дел и во внутренних войсках проводятся, как правило, односторонние командно-штабные учения, в ходе которых реально обучается и действует только одна сторона. Другая сторона обозначается подыгрывающей группой, которая создается при руководителе учения и действует оперативно, реагируя на все изменения обстановки, активно противодействуя обучаемой стороне. На двусторонних учениях одновременно обучаются и действуют две стороны, являющиеся противниками по отношению друг к другу, при этом обе стороны действуют и обучаются по организации и тактике своих сил и средств. По решению руководителя вместе со штабами (органами управления) на учения могут привлекаться подразделения, обозначающие действия органов и войск, а также подразделения связи, комендантской службы и различных видов обеспечения. С этими подразделениями в ходе КШУ, как правило, проводятся тактико-специальные (тактические) учения. По месту проведения КШУ подразделяются на учения на местности и на картах. Возможны смешанные формы проведения учений. Например, учение начинается в классах, аудиториях, а завершается на местности, с привлечением подразделений обозначения. Основной целью командно-штабных учений является слаживание органов управления. В качестве дополнительных, но не второстепенных целей, на учении ставятся цели по совершенствованию знаний, навыков и умений руководителей ОВД в организации оперативно-служебной деятельности, в непрерывном управлении силами и средствами при выполнении различных задач в любых условиях обстановки, подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых на учение, а также для проверки реальности документов боевого и мобилизационного планирования и проведенных оперативно-тактических расчетов. На КШУ могут проверяться отдельные положения уставов, наставлений, инструкций, практические вопросы управления силами и средствами, целесообразность организационной структуры органов и пунктов управления, в том числе с применением новых средств связи и автоматизированного управления. Здесь же обеспечивается создание близких к реальным условий обстановки, позволяющих обучать руководителей управлению подразделениями и органами внутренних дел, как в пунктах постоянной дислокации, так и на местности, как с практическим применением сил и средств, так и без таковых. . 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГАТОВКИ КШУ Подготовка командно-штабного учения (КШУ) осуществляется в соответствии с календарным планом. Форма и содержание этого плана зависят от масштаба, темы, целей и этапов учения. Обычно в календарном плане указываются: 1. мероприятия, проводимые в порядке подготовки учения; 2. ответственные за подготовку учения; 3. ответственные за исполнение; 4.сроки готовности и контроль. Подготовка командно-штабного учения включает в себя: - определение или уточнение исходных данных; - разработку документов учения; - подготовку к учению руководителя, его заместителей, штаба руководства и посреднического аппарата; - подготовку обучаемых и привлекаемых подразделений. Исходными данными командно-штабного учения являются: - тема, учебные и воспитательные цели; - этапы и учебные вопросы учения; - состав обучаемых сотрудников и привлекаемых подразделений; - сроки и продолжительность проведения учения; - район (место проведения учений); - нормы расхода моторесурсов, учебных боеприпасов и имитационных средств (если учения проводятся на местности). Тема, цели, состав обучаемых и привлекаемые подразделения определяются руководителем учения. Тема учения определяется, прежде всего, исходя из задач, стоящих перед органом или учреждением, с учетом оперативной обстановки, складывающейся в зоне его ответственности, регионе, а также в связи с появлением новых нормативных актов, изменением форм и методов работы ОВД. Вышестоящий оперативный начальник может уточнить или изменить тему учения. Тема учения должна формулироваться кратко, но в то же время отражать весь цикл планируемых задач, например: «Подготовка крупномасштабной профилактической операции по борьбе с преступностью. Управление силами и средствами органов внутренних дел и взаимодействующих сил иных федеральных органов исполнительной власти». Конкретизация темы осуществляется поставленными учебными и исследовательскими целями, этапами, учебными вопросами, отражающими качественные его показатели; содержание, характер и масштаб решаемых задач; особенности обстановки, местности и другие условия, по возможности - вопросы взаимодействия при решении совместных задач с органами управления других министерств и ведомств. В этом случае замысел учения должен быть согласован и с взаимодействующими органами. Тематика и сроки проведения совместных КШУ согласовываются со старшими оперативными начальниками в целях привлечения на них соответствующих должностных лиц взаимодействующих органов. Учебные цели определяются с учетом содержания темы учения, уровня подготовки привлекаемых руководителей (сотрудников), органов управления, задач профессиональной подготовки. При определении учебных целей необходимо исходить из предназначения учения: если оно проверочное, то первый пункт должен обычно начинаться словами «проверить», опытное или исследовательское – «исследовать» и т.д. Формулируя цель учения, необходимо ответить на вопрос, для чего оно проводится, что ожидают руководители от его проведения. Иными словами, чему предполагается научить, что проверить, какие знания закрепить, а также каким образом выработать соответствующие навыки, чтобы адекватно действовать в той или иной обстановке. Однако, разработчикам следует помнить, что чрезмерная детализация общей цели приводит к усложнению учения, к потере их целенаправленности. Важным элементом в разрабатываемом учении является определение круга сотрудников, т.е. состава обучаемых, привлекаемых к учению, степень подготовленности которых надо оценить, либо предстоит научить тем или иным действиям в соответствии с замыслом учения. Этапы и учебные вопросы конкретизируют содержание темы учения. Планирование и проведение учения по этапам осуществляется для достижения четкой последовательности отработки темы, а также для более целеустремленной работы самого руководителя и штаба руководства. Каждый этап должен включать взаимосвязанные учебные вопросы, охватывающие по времени и пространству законченный период организации и выполнения полученной задачи. Одновременно с определением этапов и учебных вопросов учения с учетом их всесторонней отработки производится расчет учебного времени. При расчете обязательно учитывается реальная потребность времени на выполнение намеченной работы руководителями отделов, служб, штабом в целом, в том числе на оформление документов, а также на организацию и управление для отработки этапов учения. Время проведения учения устанавливается в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. Продолжительность командно-штабных учений зависит от его масштаба. Например, КШУ с низовыми звеньями органов внутренних дел проводится от одних до полутора суток, в республике и области – от двух до трех суток, в регионе – от трех до пяти суток и более. При определении продолжительности учения следует исходить из положения целесообразности и не изнурять сотрудников длительным пребыванием в служебной обстановке. Иногда длительное учение приносит не только пользу, но и определенный вред. Практика показывает, что распределение времени на учении может быть следующим: не менее 80% на отработку учебных вопросов по обучению подразделений (групп), привлекаемых на учение; до 20% – на организационные вопросы и проведение разборов. Район проведения КШУ на местности выбирается исходя из содержания темы, этапов и учебных вопросов, условий местности, особенностей региона, возможностей для размещения пунктов управления и их последовательного перемещения. Размеры района зависят от масштаба и замысла учения. Характер местности должен позволять поучительно отрабатывать все поставленные учебные вопросы. При выборе места проведения учения (если оно планируется с практической отработкой отдельных тактических эпизодов) должны учитываться не только сложившаяся оперативная обстановка (например, наиболее характерная для региона в целом), но и реальное положение дел в органе внутренних дел. При умелой организации отработки поставленных задач личному составу легче будет понять, какие именно ошибки имели место в реальной ситуации, как их можно было избежать, а также иные альтернативные варианты действий в той или иной обстановке. Определив исходные данные - основы замысла (их еще иногда называют концепцией учения), начальник органа внутренних дел поручает разработку замысла проведения учения одному из своих заместителей, как правило, начальнику штаба, который и назначается начальником штаба руководства учением. Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях ответственность за разработку и проведение учения лежит на руководителе органа внутренних дел. Начальник штаба руководства учением, уяснив замысел руководителя на подготовку и проведение учения, готовит предложения по составу руководства учением, штаба руководства и посреднического аппарата и приступает к разработке замысла. - В состав руководства учением обычно входят руководитель учения, его заместители и помощники, в зависимости от масштаба учения и его тематики. Так, при подготовке учения с городским отделом у руководителя учения может быть лишь один заместитель, а при проведении учения с органами внутренних дел региона – несколько. Штаб руководства – это временно создаваемый орган управления, предназначенный для качественной подготовки и эффективного проведения учения. Штаб руководства на учении выступает в двух ролях: в качестве вышестоящего штаба и в качестве органа управления учением. Он должен быть минимальным по составу и комплектоваться наиболее подготовленными сотрудниками. При создании штаба необходимо руководствоваться принципом – в его состав должны входить только те должностные лица, без которых руководителю невозможно провести учение. При подготовке к командно-штабному учению разрабатываются организационные, учебно-методические, оперативно-служебные документы, документы по обеспечению и справочные документы. К организационным документам относятся: - календарный план подготовки КШУ; - организационные указания по подготовке и проведению учения (с приложениями); - схема организации руководства учением; - состав органов управления и подразделений ОВД, привлекаемых на КШУ; - план рекогносцировки района проведения КШУ; - план вывода органов управления, сил и средств в район проведения КШУ и возвращения в пункты постоянной дислокации (ППД); - план перемещения штаба руководства; К учебно-методическим документам относятся: - замысел проведения КШУ на карте (основной документ); - пояснительная записка к замыслу (текстуально); - план-календарь проведения учения; - задание обучаемым (оперативное, оперативно-тактическое, тактическое) с картой исходной обстановки и другими приложениями; - материалы оперативных скачков с картами обстановки на время скачка; - план наращивания обстановки по этапам учения с приложением комплекта вводных; - план розыгрыша действий ОВД (в зависимости от замысла); - план подготовки руководства учением и посреднического аппарата; - личный план работы руководителя; - частные планы работ заместителей руководителя (помощников) руководителя и старших посредников при ОВД; - план обозначения действий противоборствующей стороны (при необходимости); - план имитации. При подготовке опытных и исследовательских учений дополнительно разрабатываются: - план организации и проведения исследования (опыта); - задание на проведение исследования (опыта); - карточка эксперимента (опыта). К оперативно-служебным документам относятся: - оперативные директивы (приказы, распоряжения) старших начальников; - распоряжения по различным службам, видам всестороннего обеспечения; - табель срочных донесений. Другие оперативно-служебные документы разрабатываются по решению руководителя. Документы по обеспечению учения представляют собой: - план связи руководства учением; - план оперативной маскировки (легендирование, меры по сохранению служебной и государственной тайны, по скрытому управлению и др.); - план создания реальных радиоэлектронных помех; - план применения систем и средств автоматизации; - планы по видам всестороннего обеспечения на период подготовки и проведения специальных операций (разведка, охранение, инженерное обеспечение, радиационная, химическая и биологическая (РХБ) защита, химическое обеспечение, тыловое обеспечение, техническое обеспечение, медицинское обеспечение); - смету планируемого расхода денежных средств. Другие документы разрабатываются по решению руководителя учения. При подготовке учения готовятся следующие справочные документы: - списки руководящего состава обучаемых органов управления; - списки должностных лиц руководителей региона и крупных административных центров, руководящего состава взаимодействующих органов (сил и средств); - схема размещения руководства и посреднического аппарата; - тактико-технические характеристики (ТТХ) техники и вооружения, привлекаемого на КШУ и т.д.; - справки и схемы по специальным операциям, проведенным ОВД в годы войны, локальных вооруженных конфликтов, применительно к вопросам, отрабатываемым на КШУ; - справка об общественно-политической обстановке в регионе; - прогноз погоды на период проведения КШУ. Другие справочные документы также разрабатываются по решению руководителя учения. Необходимо подчеркнуть, что два документа – организационные указания и задание обучаемым направляются обучаемым заблаговременно до начала учения. В отдельных случаях – когда готовится проверочное учение – эти документы могут и не направляться заранее, а с началом учения обучаемым вручается только оперативное задание с картой исходной обстановки и дается необходимое время (не менее двух - четырех часов) для его изучения. Организационные указания оформляются в виде директивы Министра внутренних дел Российской Федерации, приказов, указаний, распоряжений министров, начальников УВД субъектов РФ и направляются обучаемым и в органы управления привлекаемых взаимодействующих органов, как правило, за месяц, но не менее чем за 20 дней. Вместе с организационными указаниями может направляться выписка из календарного плана подготовки учения (раздел «Подготовка обучаемых органов управления и сотрудников подразделений, привлекаемых к учению». Задание обучаемым с картой исходной обстановки на начало учения оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам по учению и направляются обучаемым от имени руководства учением, как правило, за 10-15 дней, с таким расчетом, чтобы обучаемые имели возможность глубоко его изучить и провести необходимые мероприятия по подготовке к учению. Рассмотрим более подробно подготовку некоторых из выше представленных документов. Замысел проведения командно-штабного учения разрабатывается на карте. В нем обычно отражаются: - исходные данные (тема, учебные и воспитательные цели и время проведения, органы управления и подразделения, привлекаемые на учение); - нормы расхода моторесурсов и имитационных средств; - исходная обстановка к началу учения (дислокация, исходное положение органов и подразделений внутренних дел, противоборствующей стороны), их задачи и характер (замысел) их действий; - районы розыгрыша действий сторон; - этапы учения, их содержание и продолжительность. Кроме того, штаб руководства отрабатывает карту розыгрыша действий, на которой для каждого этапа показываются: - возможное положение (рубежи) органов и подразделений внутренних дел, их соседей и взаимодействующих органов и сил к определенному времени; - данные о воздушной, радиоэлектронной, радиационной и химической обстановке; - порядок наращивания обстановки (какие данные, в какое время и каким способом доводятся до обучаемых руководителей и штабов). При необходимости на карте разрабатываются вводные для оперативных скачков с таблицами, отражающими результаты действий, предшествующих каждому оперативному скачку. К карте розыгрыша боевых действий может разрабатываться текстуальный план наращивания обстановки. Пояснительная записка к замыслу учения оформляется текстуально, в ней указывается: - боевой и численный состав ОВД, привлекаемых на учение; - общий характер действий сторон; - основные показатели учения; - расчет (соотношение) сил и средств по этапам учения; - состав руководства и посреднического аппарата; - мероприятия, проводимые руководством, и действия обучаемых при отработке учебных вопросов в ходе каждого этапа; - время и место проведения разбора учения; - порядок занятия исходного района и возвращения в пункт постоянной дислокации. Завершающим элементом подготовки к учению является проверка готовности технических средств управления, оперативно-служебной документации и помещений. Эту работу осуществляет организационная группа штаба руководства с помощью сотрудников обучаемого штаба. При проверке готовности технических средств управления (радио- и проводной связи, электронно-вычислительной техники, средств кино- и телевидения) основное внимание обращается на исправность этих средств, установленных как в штабе руководства учением, так и в помещениях обучаемых органов управления. Проверка штабной документации (распорядка дня, заявок на использование технических средств управления, кинофотодокументов, видеозаписей, служебной документации и др.) предусматривает установление ее полной наличности и комплектности. По результатам проверки начальник штаба руководства докладывает руководителю учения об общей готовности к началу учения. 4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНОГО УЧЕНИЯ Командно-штабные учения на картах могут проводиться на стационарных пунктах управления, как в пункте постоянной дислокации, так и на защищенном пункте управления. Любые учения – как на местности, так и на картах – могут начинаться в местах постоянной дислокации или после предварительного вывода органов управления, штабов и привлекаемых подразделений в исходные районы учения. Если учебные цели предусматривают проверку боевой готовности, то началу учений предшествует сбор обучаемых управлений и подразделений по установленным сигналам. С выходом в назначенные районы, обучаемые развертывают пункты управления, организуют их охрану и оборону, устанавливают связь с подчиненными подразделениями, вышестоящим органом и производят необходимые мероприятия по всестороннему обеспечению. Руководитель учения размещается к началу учения в таком месте, откуда обеспечивается непрерывность руководства учением, личное общение с обучаемыми сотрудниками и штабами, а также организация устойчивой связи. Как правило, штаб руководства учением размещается в непосредственной близости от пункта управления обучаемого начальника органа внутренних дел и его штаба. Работа обучаемых, как правило, начинается с доклада руководителю учения решения по обстановке. В отдельных случаях с объявлением сбора или после выхода в район учений, руководитель учения может уточнять обстановку, представленную в задании. Уточнение обстановки может осуществляться вручением обучаемым обстановки на карте или текстуально с пометкой «исходная обстановка на…». В этом случае учение начнется с принятия (выработки) решения по новой обстановке. В установленное время обучаемые занимают рабочие места на пунктах управления и приступают к выполнению своих функциональных обязанностей. В назначенный срок заслушивается решение обучаемого начальника и доклады других должностных лиц, при этом могут присутствовать все обучаемые сотрудники. После утверждения решения руководителем учения в роли старшего начальника, обучаемый начальник органа внутренних дел и его штаб ставят задачи подчиненным, организуют взаимодействие и всестороннее обеспечение выполнения поставленных задач. В ходе организации выполнения оперативно-служебных задач обращается внимание на обучение руководителей, сотрудников и органов управления параллельному методу работы всех звеньев по планированию предстоящих действий с таким расчетом, чтобы подчиненные органы управления и подразделения имели достаточно времени на подготовку к выполнению задач, а не замыкались на отработке документов ради документов. В ходе учения руководство и посредники изучают методы работы обучаемых по выработке решения, планированию оперативно-служебных действий и доведению задач до подчиненных подразделений. Главное внимание при этом уделяется умению детально организовывать выполнение оперативно-служебных задач, их всестороннему обеспечению, четкому взаимодействию. С началом учения руководитель и штаб руководства должны непрерывно наращивать обстановку, чтобы заставить обучаемых одновременно с проведением мероприятий по организации выполнения задач осуществлять непрерывное управление оперативно-служебной деятельностью подчиненных органов. Наращивание обстановки в ходе командно-штабного учения осуществляется без пауз, непрерывно, по принципу «час за час», до перерастания одного разыгрываемого эпизода в другой. В этих случаях применяются оперативные скачки с подачей новых данных обстановки по различным информационным каналам. Розыгрыш действий ОВД проводится в соответствии с решениями и распоряжениями обучаемого начальника органа внутренних дел и фактическими действиями обозначающих подразделений. Этим решениям и действиям могут и должны противопоставляться решения подыгрывающей группы или руководителя учений. В динамике отработки каждого этапа обучаемые работают самостоятельно, в отведенное время вырабатывают решения и доводят их до подчиненных органов управления. Как показывает опыт проведения КШУ, в конце каждого этапа руководитель учения, его заместители (помощники) и штаб руководства заслушивают основные выводы из оценки сложившейся обстановки и решения обучаемых начальников. На докладах, как правило, присутствуют все обучаемые. Работа по заслушиванию обучаемых проводится в следующем порядке: - данные о преступниках, противнике (объекте применения органов внутренних дел), характере действий, а также предложения по использованию сил и средств докладываются тем заместителем начальника, которому по роду деятельности предстоит организовывать действия в данной обстановке; - руководители оперативных подразделений (заместители начальников штабов) докладывают возможности органов внутренних дел, объем оперативно-служебных задач, организацию всестороннего обеспечения; - сотрудники подразделений связи докладывают о наличии сил и средств связи, об их возможностях, вносят предложения по способам их применения; - начальники служб делают выводы из оценки обстановки, докладывают о возможностях подчиненных подразделений и вносят предложения по их использованию; - соответствующие заместители начальников докладывают о наличии вооружения, специальных средств, запасов материально-технических средств и вносят предложения по организации применения сил и средств и соответствующих видов обеспечения. Начальники штабов обучаемых органов внутренних дел могут докладывать выводы из оценки обстановки, предложения по организации управления или предложения по решению начальника органа внутренних дел. Затем руководитель учения заслушивает решения подчиненных начальников ОВД с выездом на места, по телефону или методом проведения селекторного совещания. После утверждения принятых решений обучаемые отдают приказы (распоряжения), управленческие аппараты приступают к планированию и организации оперативно-служебной деятельности, а подчиненные – к принятию решений в соответствии с полученными задачами. Для развития у обучаемых быстроты оперативно-тактического мышления и оперативности в работе их необходимо чаще ограничивать во времени на принятие решения и создавать такие сложные ситуации, которые потребуют принятия тактически грамотных решений и доведения задач обучаемым в кратчайшие сроки. Важным фактором в ходе командно-штабного учения является объективность оценки работы обучаемых и, в частности, оценка эффективности принятых решений. Она должна быть интегральной, комплексной и включать следующие разделы: - целесообразность замысла действий и его соответствие замыслу старшего начальника (утвержденным планам); - соответствие задач, поставленных подчиненным подразделениям и органам внутренних дел замыслу действий; - четкость в определении порядка взаимодействия и мероприятий по всестороннему обеспечению оперативно-служебных действий; - надежность выполнения оперативно-служебных задач и грамотность в применении тактических способов действий; - устойчивость управления подразделениями, постами, пикетами и другими нарядами. В ходе учений может объявляться частный отбой в случаях: - когда действия обучаемых не отвечают намеченным целям; - если возникает необходимость повторить действия для более качественной отработки отдельных учебных вопросов; - при грубом нарушении мер безопасности; - при резком осложнении оперативно-служебной обстановки в органах, проводящих учение (участвующих в учении). Разбор командно-штабных учений является заключительной и весьма важной его частью. Еще до начала учений готовятся план его проведения, необходимые материалы, в том числе иллюстрационные по этапам учения. Кроме того, в ходе учения материалы дополняются и накапливаются. При разборе широко используются и демонстрируются рабочие карты и служебно-боевые документы, отработанные обучаемыми в ходе учения. После отработки всех этапов учения и проведения частных разборов с участвующими в учении органами внутренних дел, подразделениями, отдельными категориями специалистов проводится общий разбор со всеми обучаемыми сотрудниками, подразделениями и органами управления, принимавшими участие в командно-штабном учении. Общий разбор проводит руководитель учения, который напоминает тему, цель и оперативно-тактический замысел, а затем по этапам производит анализ решений и действий обучаемых. В заключение указываются: в какой степени достигнуты цели, дается оценка работы обучаемых и ставятся задачи по устранению недостатков. В ходе проведения общего разбора по отдельным наиболее сложным вопросам до участников учения может доводиться и теоретическая часть разбора. 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На сегодняшний день уровень подготовки сотрудников и штабов органов внутренних дел значительно отстает от требований, предъявляемых к ним. В свих приказах Министр внутренних дел РФ не однократно отмечал, что наиболее слабым местом в подготовке руководящего и командного состава органов внутренних дел и внутренних войск является обучение их практике управления силами и средствами, соединениями, воинскими частями и подразделениями методике обучения и воспитания подчиненных. Таким образом, командно-штабные учения являются высшей формой подготовки органов управления и оперативных штабов, именно в ходе их совершенствуется слаженность и оперативность органов управления, формируются навыки в планировании и организации оперативно-служебной деятельности по выполнению важных и ответственных задач, возложенных на органы внутренних дел. ЛИТЕРАТУРА 1. Ю.В. Громадин. Академия Управления МВД Р.Ф. лекция-2000. 2. Разработка и проведение тактических (тактико-специальных), командно-штабных учений и штабных тренировок: Методические рекомендации. М.:, МВД РФ- 1996. 3. Бочаров Ю. Тяжело в учении – легко в бою. Штабная практика. № 3 - 1998. 4. Немцов А.Д. К выполнению задач в чрезвычайных условиях готовиться заблаговременно. Штабная практика, № 4 - 1998 5. Потемский В.М. О практике подготовки командно-штабных учений Штабная практика, № 1 - 1998 |
|
© 2000 |
|