РУБРИКИ

Кодекс РФ и РСФСР об административных правонарушениях - Ответственность военнослужащих.

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Кодекс РФ и РСФСР об административных правонарушениях - Ответственность военнослужащих.

Кодекс РФ и РСФСР об административных правонарушениях - Ответственность военнослужащих.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

[pic] от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
Раздел I. Общие положения

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы
Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через
Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г.

[pic]
Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 июля 2002 г. Раздел II

Административное правонарушение и административная ответственность

I. Общая часть

Глава 2

Административное правонарушение и административная ответственность

Статья 16. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил режима Государственной границы Российской
Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через
Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами.

Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях.

В случаях, указанных в части первой настоящей статьи, органы
(должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Работники железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской авиации, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут в соответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность за совершение ими при исполнении служебных обязанностей следующих административных правонарушений:

- работники железнодорожного транспорта - нарушений, предусмотренных частями второй, третьей, четвертой и пятой статьи

103, статьями 104, 104.1 и частью первой статьи 126 настоящего

Кодекса;

- работники морского транспорта - нарушений, предусмотренных статьями 104.1, 109, 109.1, 110 и частью второй статьи 126 настоящего Кодекса;

- работники речного транспорта - нарушений, предусмотренных статьями 104.1, 110 - 111.3 и частью второй статьи 126 настоящего

Кодекса;

- работники гражданской авиации - нарушений, предусмотренных статьями 105 - 108 настоящего Кодекса.


|ЖУРНАЛ "ВОЕННОЕ ПРАВО" |
|А.Г. Тищенко, |
|офицер юридической службы ВС РФ |
|ПРИНЯТ НОВЫЙ КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. |
| |
|Руководством страны в 2002 г. запланированы самые значительные изменения статуса |
|военнослужащих за последнее время. Одно из них связано с введением в действие с 1 |
|июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее|
|– КоАП). Административной ответственности военнослужащих посвящена ст. 2.5 КоАП. |
|Текст статьи достаточно труден для восприятия и дальнейшего ее рассмотрения. Поэтому|
|для удобства работы с этой статьей покажем ее содержание в упрощенном виде, а именно|
|те положения ст. 2.5 КоАП, которые касаются военнослужащих. |
|Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за |
|административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. |
|Военнослужащие несут ответственность на общих основаниях с другими гражданами: |
|за нарушение законодательства о выборах и референдумах; |
|за нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия |
|населения; |
|за нарушения правил дорожного движения; |
|за нарушения требований пожарной безопасности вне места службы; |
|за нарушения законодательства об охране окружающей природной среды; |
|за нарушения таможенных правил; |
|за нарушения правил режима Государственной границы Российской Федерации; |
|за нарушения пограничного режима; |
|за нарушения режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской |
|Федерации; |
|за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов; |
|за невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего |
|дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об |
|административном правонарушении. |
|К военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде |
|административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, |
|также в виде административного штрафа. |
|Как мы видим, ст. 2.5 КоАП условно состоит из трех частей: |
|первая устанавливает общий принцип административной ответственности военнослужащих –|
|военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в |
|соответствии с дисциплинарными уставами; |
|вторая часть перечисляет виды административных правонарушений, за совершение которых|
|военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях; |
|третья, закрепляет правило, согласно которому ко всем категориям военнослужащих не |
|может быть применено административное наказание в виде административного ареста, а к|
|военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, – |
|административного штрафа. |
|В связи с вышесказанным нелишним будет вспомнить те положения законодательства |
|Российской Федерации об административной ответственности, которые действуют сейчас и|
|которые утратят силу с 1 июля 2002 г. (см. Федеральный закон «О введении в действие |
|Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001|
|г.). В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от |
|27 мая 1998 г. военнослужащие несут административную ответственность на общих |
|основаниях за нарушение: |
|правил дорожного движения; |
|правил охоты; |
|правил рыболовства и охраны рыбных запасов; |
|таможенных правил. |
|При этом к военнослужащим не применяются административные взыскания в виде: штрафа; |
| |
|лишения права на управление транспортными средствами; |
|исправительных работ и административного ареста. |
|За остальные административные правонарушения военнослужащие несут ответственность в |
|порядке, определенном общевоинскими уставами (аналогичные положения об |
|административной ответственности военнослужащих за административные правонарушения |
|содержит ст.16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). |
|Сравнивая действующие нормы об административной ответственности военнослужащих и |
|вступающие в силу с 1 июля 2002 г., заметим, что в КоАП сохранен основной принцип |
|административной ответственности военнослужащих, в соответствии с которым |
|военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в |
|соответствии с дисциплинарными уставами. Это утверждение так же верно, как и то, что|
|правовые гарантии военнослужащих в области административных правоотношений в КоАП |
|существенно снижены. Если объем пока еще действующих административно-правовых |
|гарантий государства военнослужащим принять за 100%, то несложный расчет покажет – |
|со второй половины 2002 г. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, |
|будет обеспечено 25% административно-правовых гарантий (в 4 раза меньше), |
|предоставлявшихся Российским государством ранее, а военнослужащим, проходящим |
|военную службу по призыву, – 50% (в 2 раза меньше). |
|Более того, с 1 июля 2002 г. объем административных правонарушений, за совершение |
|которых военнослужащие будут привлекаться к административной ответственности на |
|общих основаниях, увеличен на 275% (почти в 3 раза). |
|Раздел II особенной части КоАП включает в себя 17 глав, каждая их которых объединяет|
|соответствующие виды противоправных, виновных действий (бездействия), за совершение |
|которых в соответствии с п. 1 ст.2.1 КоАП установлена административная |
|ответственность, а именно : |
|Глава 5 . Административные правонарушения, посягающие на права граждан (в части, |
|касающейся законодательства о выборах и референдумах); |
|Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, |
|санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (в|
|части, касающейся области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия |
|населения); |
|Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности; |
|Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды|
|и природопользования (в части, касающейся законодательства об охране окружающей |
|природной среды); |
|Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и |
|энергетике; |
|Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и |
|мелиорации земель; |
|Глава 11. Административные правонарушения на транспорте; |
|Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения (в части, |
|касающейся нарушения правил дорожного движения); |
|Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации; |
|Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской |
|деятельности; |
|Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, |
|рынка ценных бумаг (в части, касающейся законодательства в области налогов, сборов и|
|финансов); |
|Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (в полном |
|объеме); |
|Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной |
|власти (в части, касающейся невыполнения законных требований прокурора, следователя,|
|лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по|
|делу об административном правонарушении); |
|Глава 18. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы |
|Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без|
|гражданства на территории Российской Федерации (в части, касающейся нарушения правил|
|режима Государственной границы Российской Федерации, режима в пунктах пропуска через|
|Государственную границу Российской Федерации и пограничного режима); |
|Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления; |
|Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и |
|общественную безопасность (в части, касающейся нарушения требований пожарной |
|безопасности вне места военной службы); |
|Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета. |
|Как видно из приведенного выше перечня, положения о привлечении военнослужащих, |
|совершивших административные правонарушения, к административной ответственности на |
|общих основаниях содержатся в 9 из 17 глав разд. II КоАП. Кроме гл. 16 (нарушение |
|таможенных правил), восемь упомянутых глав КоАП распространяют свое действие на |
|военнослужащих не в полном объеме, а в той или иной степени. В связи с этим |
|необходимо обратить внимание на то, что при определении порядка привлечения |
|военнослужащих, совершивших правонарушения, предусмотренные гл. 5, 6, 8, 12, 15, 17,|
|18 или 20 разд. II КоАП, к административной ответственности (в соответствии с |
|дисциплинарными уставами либо на общих основаниях), определяющим критерием будет |
|являться отдельный вид правонарушения, а не область или области законодательства, |
|указанные в названии перечисленных глав. |
|Таким образом, в установленных КоАП случаях совершения военнослужащими |
|административных правонарушений должностные лица (органы), которым предоставлено |
|право назначать административные наказания, будут вправе вместо передачи материалов |
|о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных|
|к дисциплинарной ответственности назначать административные наказания (за |
|исключением административного ареста в отношении военнослужащих, проходящих военную |
|службу по контракту, и административного штрафа и административного ареста в |
|отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву). |
|КоАП, как и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, устанавливает восемь |
|видов административных наказаний (в КоАП РСФСР административные наказания именуются |
|административными взысканиями). КоАП не содержит такого вида административного |
|взыскания, как исправительные работы, но вводит новое административное наказание – |
|дисквалификацию. |
|Итак, в соответствии со ст. 2.5 КоАП к военнослужащим, проходящим военную службу по |
|контракту, совершившим противоправное, виновное действие (бездействие), за которое |
|КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях|
|установлена административная ответственность, могут быть применены следующие виды |
|административных наказаний: |
|– предупреждение; |
|– административный штраф (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по |
|призыву); |
|– возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного |
|правонарушения; |
|– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; |
|– лишение специального права, предоставленного физическому лицу; |
|– административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного |
|гражданина или лица без гражданства; |
|– дисквалификация. |
|Справедливости ради необходимо заметить, что, кроме военнослужащих, ст. 2.5 КоАП |
|включает и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или|
|нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы в органах |
|внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах |
|налоговой полиции и таможенных органах. Нет сомнения в том, что дискуссии |
|законодателей о новом порядке привлечения военнослужащих и иных лиц, на которых |
|распространяется действие дисциплинарных уставов, к административной |
|ответственности, были длительными, противоречивыми, всесторонними и |
|всеохватывающими. Но, несмотря на эти уважительные причины, нельзя не сказать о том,|
|что результат, т.е. текст и смысл ст. 2.5 КоАП, свидетельствуют либо о спешке |
|законодателей при его утверждении, либо о сильном желании привлекать военнослужащих |
|к административной ответственности на общих основаниях, которое, в свою очередь, |
|помешало им с надлежащим вниманием отнестись к тексту и смыслу ст. 2.5 КоАП. |
|Дело в том, что в соответствии с ней к военнослужащим может быть применен такой вид |
|административного наказания, как административное выдворение за пределы Российской |
|Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Но военнослужащий |
|Российской Федерации изначально не может быть ни иностранным гражданином, ни лицом |
|без гражданства, так как в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О воинской|
|обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. военнослужащим является гражданин |
|Российской Федерации, проходящий военную службу. Как следствие этого положения п. 7 |
|ст. 3.2 КоАП не может быть применен к военнослужащим Российской Федерации. Почему же|
|в ст.2.5 КоАП говорится только о двух видах административных наказаний, которые не |
|могут быть применены к военнослужащим? |
|Бесспорно и то утверждение, что у КоАП есть много «плюсов», первый из которых |
|представляет собой сам факт его принятия. К сожалению, похоже на то, что остальные |
|возможные преимущества КоАП в сравнении с действующим в настоящее время |
|законодательством об административных правонарушениях к такой категории граждан |
|России, как военнослужащие, отношения не имеют. |
|Представляется, что чаще всего военнослужащие будут привлекаться к административной |
|ответственности согласно гл. 12 КоАП на общих основаниях за нарушение Правил |
|дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета |
|Министров Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (с соответствующими |
|изменениями). Наиболее часто встречающимся административным наказанием за нарушение |
|правил дорожного движения по КоАП является административный штраф, размер которого |
|для физического лица не может быть менее 1/10 МРОТ и более 25 МРОТ (см. ст. 3.5 |
|КоАП). Таким образом, военнослужащие, которым в соответствии с п. 7 ст. 10 |
|Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 2001 г. запрещено: |
|– заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, |
|научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению |
|обязанностей военной службы; |
|– заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том|
|числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, |
|когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в |
|должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и |
|юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое |
|служебное положение; |
|– использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, |
|финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное |
|имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за |
|установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными |
|правовыми актами Российской Федерации; |
|– получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением |
|обязанностей военной службы; |
|– получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные |
|вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и |
|иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за |
|исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми |
|военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими |
|уставами; |
|– принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных |
|государств, международных и иностранных организаций; |
|– выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц,|
|за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с |
|международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по |
|договоренности органов государственной власти с соответствующими органами |
|государственной власти иностранных государств либо международными организациями, за |
|нарушение правил дорожного движения чаще всего будут наказаны рублем. |
|Необходимость платить штраф должна послужить дополнительным стимулом для |
|безукоризненного соблюдения военнослужащими правил дорожного движения. Предположим, |
|что военнослужащие с 1 июля 2002 г. перестанут нарушать правила дорожного движения. |
| |
|Гораздо труднее предположить то, что в этом случае военнослужащих не будут |
|привлекать к административной ответственности за нарушение тех же правил дорожного |
|движения. Объяснение этому противоречивому утверждению можно проследить на примере: |
|водители автомобилей, в том числе водители-военнослужащие, безусловно, знакомы с |
|правилами дорожного движения в том объеме, который позволил им получить право на |
|управление автомобилем в установленном порядке. Но при встрече с автоинспектором |
|ГИБДД эти знания не всегда позволят водителю-военнослужащему правильно определить |
|характер противоправности совершенного (или не совершенного вовсе) им нарушения |
|правил дорожного движения, степень и форму своей вины. За него это сделает |
|автоинспектор ГИБДД или иное уполномоченное на то должностное лицо (орган). |
|Таким образом, основным условием привлечения к административной ответственности |
|установленным КоАП порядком является компетентность должностного лица или органа, |
|уполномоченного применять административные наказания. |
|Безусловно, в такой же зависимости от компетентности должностного лица или органа, |
|уполномоченного применять административные наказания, находятся не только |
|военнослужащие, но и остальные категории граждан, что является олицетворением |
|принципа равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед КоАП (см.|
|ст. 1.4 КоАП). Проблема заключается в том, что по действующему законодательству |
|объем прав военнослужащих на получение доходов, не связанных с выполнением |
|обязанностей военной службы, несравнимо меньше, чем у обычных категорий граждан. С |
|учетом гарантированного государством денежного довольствия военнослужащим это |
|означает, что КоАП изначально устанавливает отягчающую административную |
|ответственность для военнослужащих как в сравнении с действующим законодательством |
|об административной ответственности, так и в сравнении с административной |
|ответственностью, установленной КоАП для остальных категорий граждан. |




© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.