РУБРИКИ

История, структура и организация танковых войск

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

История, структура и организация танковых войск

История, структура и организация танковых войск

МОУ СОШ №7 г. Мценска










Реферат

"История, структура и организация танковых войск"





Выполнила: ученица 10 "А" класса

Лапшина М.

Учитель: Зиновьев К.Г.

2010


Содержание


Вступление

История создания

Танковые войска России

Имперский период

Советский период

Танки производства ХПЗ им. Коминтерна

Немецкие танки в бою до 1941 г.

Танковые тараны

Используемая литература



Вступление

Танковые войска (силы) - род войск Сухопутных войск вооружённых сил многих государств, основным вооружением которого является танк. Танковые войска обладают большой огневой мощью и ударной силой, высокой подвижностью и броневой защитой. Имеют на вооружении танки,  самоходные артиллерийские установки, бронетранспортёры, боевые машины пехоты и другую бронетехнику. Помимо собственно танковых подразделений, частей и соединений, в состав танковых войск могут входить мотострелковые (механизированные), ракетные, артиллерийские, зенитные подразделения, а также инженерные, связи, автомобильные и другие подразделения специальных войск. Действуя массированно на главных направлениях, они способны самостоятельно и во взаимодействии с другими родами войск преодолевать оборону противника, вести высокоманёвренные боевые действия, продвигаться на большую глубину, уничтожать резервы противника, захватывать и удерживать важнейшие рубежи и обеспечивать стремительное достижение целей боя и операции. Броня танков делает их относительно устойчивыми к воздействию огня артиллерии и поражающих факторов ядерного оружия. В некоторых государствах могут называться: (броневые силы, подвижные войска, механизированные войска, бронетанковые войска). Танки произвели настоящую революцию в военном деле и во многом изменили характер ведения войны. Со времени своего первого появления на полях сражений они привлекали и продолжают привлекать к себе интерес многих и многих людей. Но именно благодаря такому повышенному всеобщему вниманию танки обросли многочисленными мифами и легендами, которые нередко мешают разглядеть их подлинную суть. В представлениях некоторых людей танки превратились в своего рода чудо-оружие, способное самостоятельно решить исход любых битв.


История создания


Зародились перед, и получили опыт боевого применения в годы 1-ой мировой войны, в ряде вооружённых сил государств была представлены главным образом подразделениями и частями.

Официальной датой рождения танковых войск принято считать 15 сентября 1916 года - в этот день впервые во время Первой мировой войны 1914-1918 годов англичане применили в бою "Сухопутные броненосцы" - танки (32-ве машины Mark I) в бою в районе реки Сомма.

Чтобы доставить эти машины к полю боя незаметно, их спрятали в деревянные ящики, на которых сделали надпись "Tank", что в переводе с английского означает "бак", "резервуар". Естественно, ничего общего между танками и баками нет, но слово "танк" прижилось и приобрело новое значение.

Но… Последние военно-исторические исследования и работа в архивах показали, что родина танков - Россия. Русские офицеры, получая великолепное образование, как правило в артиллерийских, инженерных или морских военно-учебных заведениях, получали все знания инженеров-конструкторов, а прирожденный талант приводил к появлению новых изобретений, в том числе и в новом направлении военной мысли - бронетехнике.

Во время Первой мировой войны, Россия, будучи союзником стран Антанты, показывала на военно-технических выставках и конференциях достижения русских военных изобретателей, в том числе и новое оружие - русские "вездеходы" и "трактора" (Ф.А. Блинова, Менделеева, Пороховщикова).

Вот как пишет об одном из русских проектов танков очевидец событий генерал-лейтенант А.В. Шварц в газете русской эмиграции "Россия" о первых опытах по штурму крепостей в 1914 году:

"Инженер Н.К. Лисяков принял в этих опытах самое горячее участие. И вот однажды вечером он явился ко мне, чтобы доложить о сделанном им изобретении подвижной машины, назначение которой было, по его словам: „двигаться впереди штурмующих и подготовлять им путь, разрушая своею тяжестью проволочные сети и другие

препятствия и преодолевая траншеи и наружные рвы полевых укреплений“. По своему внешнему виду эта машина, или как мы были склонны назвать ее тогда, трактор, изображала им на чертеже совершенно точно агрегат, который год спустя появился в Англии как первый танк. ". далее Шварц пишет, как этот проект был передан в Ставку, где демонстрировался перед "союзниками"….

Современный танк - это боевая гусеничная машина предназначенная для участия в бою, находящаяся под воздействием средств поражения противником, уничтожения разнообразных типов целей (личного состава, полевых укреплений, боевой техники в том числе и танков, низколетящих воздушных целей) своим вооружением. Все современные танки функционируют по принципу "вижу-стреляю-выстрелил-забыл".


Танковые войска России


День танкиста установлен в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении вооруженных сил страны бронетанковой техникой.

День танкиста в Российской Федерации, отмечается во второе воскресенье сентября.

После второй мировой войны, в конце 40-х годов XX века, правительством был издан указ о праздновании 11 сентября - Дня танкистов. В годы Великой Отечественной войны, в 1944 году, именно 11 сентября, танковые войска, являющие собой большую огневую мощь и ударную силу, сделали прорыв в обороне противника и остановили его наступление.

Организационно танковые войска состоят из танковых объединений (армия), соединений (корпус, дивизия), частей (бригада, полк, отдельный батальон) и подразделений (батальон, рота, взвод), в их составе кроме танковых имеются части и подразделения других родов сухопутных войск (мотострелковых, артиллерийских, ракетных, ПВО, специальных войск. Части и подразделения танковых войск в свою очередь могут входить в состав мотострелковых соединений и частей, в состав морской пехоты, в состав внутренних войск МВД.


Имперский период


Броневые силы, появившихся в Русской Императорской Армии появились в годы 1-й мировой войны. На их вооружении имелись танки (иностранного производства), броневые автомобили (бронеавтомобили), броневые поезда (бронепоезда) и бронелетучки.

19 августа 1914 года в соответствии с приказом военного министерства начала формироваться 1-я автомобильная пулемётная рота, кстати первое в мире подразделение, вооруженное бронированными машинами. Материальную часть для первых автомобильных пулемётных подразделений поначалу изготовляли полукустарным способом в мастерских путем бронирования грузовых автомобилей и установки на них вооружения. Впоследствии малые серии бронеавтомобилей выпускались на Русско-балтийском вагонном заводе, а также заказывались за рубежом. Так в сентябре 1914 года было заключено соглашение с английской фирмой "Остин " на поставку серии бронеавтомобилей изготовленных по проекту фирмы. Поставки бронеавтомобилей "Остин" продолжались вплоть до 1917 года. Всего было поставлено около 200 бронеавтомобилей трех серий. В августе 1916 года Главное военно-техническое управление (ГВТУ) Русской Императорской Армии приняло решение производить бронеавтомобили типа "Остин" на Путиловском заводе, так как в целом неплохие бронеавтомобили английской постройки не всегда соответствовали условиям русского театра военных действий, в связи с чем заключило соглашение с фирмой на поставку 60 шасси грузовиков. Проект "русского Остина" разработали инженеры Путиловского завода. От базового он отличался 8 мм бронированием, усиленными рамой и задним мостом, диагональным расположением пулеметных башен, броневым прикрытием для пулеметов, использование шин с наполнителем "гуссматик", наличием переднего и заднего постов управления. В том же году была разработана модификация "русского Остина" с гусеничным двигателем Кегресса и устройством позволяющим вести огонь одним пулеметом по воздушным целям. Серийная постройка броневиков русской серии была организована на Путиловском заводе в марте 1918 года. Было построено около 200-т бронеавтомобилей, которые состояли на вооружении РККА до конца 20-х годов. Несколько броневиков были переданы в 1921 году монгольским вооруженным силам.


Советский период


Несмотря на огромные экономические трудности гражданской войны, наша страна изыскала возможности, чтобы строить броневики, бронепоезда, а затем и танки. Свое начало отечественное танкостроение берет с 1920 года, когда сормовские рабочие построили первый советский танк, названный "Борец за свободу тов. Ленин".

В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, бронесилы РККА оснащались первоклассной по тем временам бронетанковой техникой, созданной советскими конструкторскими коллективами на основе лучших английских и американских образцов. Из них следует прежде всего отметить танки семейства БТ. При создании первого танка этого семейства БТ-2 за основу была взята одна из лучших разработок американского конструктора Кристи, названная конструктором "модель 1940 года". Обладая исключительными скоростными данными и хорошей проходимостью, этот танк, а также последовавшие за ним модификации БТ-5и БТ-7, вскоре стал основной машиной танковых частей РККА. Серийное производство танков БТ осуществлялось на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна с 1932 по 1940 годах За эти годы было выпущено около 8 000 танков БТ. Конструкторское бюро завода разработало 50 различных модификаций танка, из которых серийно выпускалось 12. Другой основной танк РККА - Т-26 - был разработан на базе шеститонного танка английской фирмы Виккерс. Первоначально этот танк имел две пулеметные башни подобно его английскому аналогу. Затем обе башни были заменены одной, со спаренной установкой 37-мм пушки и 7,62-мм пулемета. Вскоре вместо 37-мм пушки стали устанавливать более мощную 45-мм пушку образца 1932 года.

В 1938 году цилиндрическая башня была заменена конической, в том же году начали устанавливать на танк телескопический прицел ТОС со стабилизацией линии прицеливания в вертикальной плоскости. Всего было выпущено более 11 000 танков этого типа. При непрерывном совершенствовании танков БТ и Т-26 советское танкостроение выпускало танки и собственной конструкции.

В 1933-1934 годах были созданы и запущены в серийное производство средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35. На их внешнем виде еще сказывалось влияние 16-тонных танков "Индепендент" фирмы Виккерс, но в принципе это были уже оригинальные машины с отечественным вооружением, двигателем и другими механизмами.

Создание так называемых "малых" танков также началось с лицензионного производства английской танкетки фирмы "Карден-Ллойд" (советское обозначение Т-27). Затем был налажен выпуск плавающих танков Т-37, Т-38 и Т-40 с броней толщиной около 10 мм. Различие между Т-37 и Т-38 заключалось в основном в конструкции отдельных механизмов. Каждый из них был вооружен одним 7,62-мм пулеметом. Танк Т-40 имел более мощный двигатель и 12,7-мм крупнокалиберный пулемет. Всего промышленностью было выпущено 2 627 танков Т-37 и 1 382 танка Т-38. Опыт боёв в Испании, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол показал, что общепринятое противопульное бронирование танков уже не отвечает требованиям времени.

В 1937 году на повестку дня встал вопрос создания танков с противоснарядным бронированием.


Танки производства ХПЗ им. Коминтерна


Конструкции таких танков разрабатывались танковыми КБ Ленинградского Кировского завода и Харьковского паровозостроительного завода. После испытания опытных образцов танков с противоснарядным бронированием (А-20, А-32, СМК, Т-100 и КВ-1) в декабре 1939 года на вооружение были приняты тяжелый танк КВ-1 и средний танк Т-34 (Т-34 не имел опытного образца). Эти танки явились качественно новой ступенью в развитии советской и мировой танковой техники. В них оптимально сочетались огневая мощь, бронирование и подвижность. Впервые на серийных танках устанавливались дизельные двигатели, обладавшие бесспорным преимуществом перед карбюраторными. Важным достоинством новых танков было то, что их конструкции отвечали требованиям крупносерийного производства и позволяли осуществлять ремонт в полевых условиях.

С весны 1940 года танковая промышленность СССР начала перестраиваться на выпуск новых танков. Накануне нападения фашистской Германии на СССР в РККА насчитывалось 636-ть танков КВ-1 и 1 225-ть танков Т-34. Всего на 22 июня 1941 года в войсках имелось 23 140 танков всех типов. К этому числу следует добавить примерно 4 300 бронеавтомобилей, значительную долю среди которых составляли БА-6 и БА-10, по вооружению и бронированию не уступавшие легким танкам. Широкомасштабное производство бронетанковой техники позволяло руководству РККА формировать соединения танковых войск, способные решать все задачи в рамках глубокой наступательной операции. На разных этапах строительства танковых войск это были механизированные бригады, механизированные корпуса или моторизованные дивизии.

В июне 1940 года, исходя из опыта войны в Западной Европе, было решено восстановить расформированные в 1939 году механизированные корпуса (мехкорпус) как средство решительного маневра и достижения победы.

В состав мехкорпуса новой организации входили две танковые и одна моторизованная дивизии, мотоциклетный полк, отдельные батальоны - связи и инженерный, а также авиационная эскадрилья. По штату военного времени корпусу полагалось иметь 36 000 человек личного состава, 1 031-н танк, в том числе 546-ть новых танков КВ и Т-34, 358-мь орудий и минометов, 268-мь бронемашин. Всего формировалось 29-ть мехкорпусов и 2-е отдельные танковые дивизии. Танковая дивизия состояла из двух танковых, мотострелкового и артиллерийского полков, а также подразделений обеспечения и обслуживания. Ее штатная численность составляла 11 343 человека, на вооружении состояло 375-ть танков, 60-т различных орудий и минометов, а также другая техника. Моторизованная дивизия в составе двух мотострелковых, одного танкового и артиллерийского полков и подразделений обеспечения и обслуживания должна была насчитывать 11 650 человек, 275-ть танков и около 100-а орудий и минометов.

В ходе Великой Отечественной войны в связи с большими потерями бронетанковой техники в РККА был осуществлен переход от крупных соединений (корпуса, дивизии) к более мелким - бригадам, и частям (полкам и батальонам). Организация и вооружение танковой бригады в ходе войны неоднократно менялись, и лишь в ноябре 1943 года были утверждены штаты, которые просуществовали до конца войны. Согласно им бригада состояла из трех батальонов танков Т-34, мотострелкового батальона и подразделений обеспечения и обслуживания. В бригаде числилось 1 354-ре человека личного состава и 65-ть танков Т-34.

С весны 1942 года начали создаваться танковые корпуса в составе трех танковых и мотострелковой бригад, разведывательного батальона, дивизионов зенитной и реактивной артиллерии и подразделений обеспечения. В сентябре 1942 года начали формироваться механизированные корпуса, которые отличались от танковых наличием большего количества мотопехоты. В мае - августе 1942 года создаются первые четыре танковые армии, в которые первоначально, кроме танковых корпусов, входили и стрелковые соединения.

С весны 1943 года в состав танковых армий входят только подвижные соединения - 2-а танковых и 1-н механизированный корпуса.

В ходе войны бронетанковая техника непрерывно совершенствовалась. Огромное значение в повышении боевой эффективности танка Т-34 имела установка на нем в 1943 году 85-мм пушки, разработанной под руководством В.Г. Грабина. Развитие тяжелых танков ознаменовалось созданием танков КВ-85, ИС-2 и ИС-3, равных которым не было ни в одной армии мира. Были созданы самоходно-артиллерийские установки (САУ), которых перед войной в РККА фактически не было. Всего за годы Великой Отечественной войны советская танковая промышленность изготовила около 97 700 танков и самоходно-артиллерийских установок.

В конце второй мировой войны в танковых войсках РККА насчитывалось 6-ть танковых армий, 14-ть отдельных танковых и 7-мь механизированных корпусов. На их вооружении находилось более 35 300 танков и самоходно-артиллерийских установок. Понесённые в ходе войны РККА потери оцениваются в 63 229 танков и самоходно-артиллерийских установок. В конце 70-х годов XX века на вооружении вооружённых сил СССР состояло 68 000 танков.


Немецкие танки в бою до 1941 г.


Крещение огнем немецкие танки получили в Испании. Всего в Гражданской войне на Пиренейском полуострове приняли участие 102 линейные и 4 командирские "единички". В Испании Pz. I довелось столкнуться с танками советского производства БТ-5 и Т-26, вооруженными 45-мм пушками. Пулеметы немецких танков могли пробить броню этих своих противников бронебойными пулями только на дистанциях менее 150 м. На большем расстоянии "единичкам" оставалось только постараться уклониться от снарядов вражеских танков энергичным маневрированием, поскорее найти укрытие или просто спастись бегством. Для того чтобы дать подразделениям Pz. I возможность бороться с пушечными танками республиканцев, каждой их роте были приданы по 5 противотанковых орудий. В 1938 г. в обоих имеющихся у франкистов танковых батальонах 3-ротного состава одна из рот была укомплектована трофейными танками советского производства, оснащенными пушками.

Впервые тактика "блицкрига" была продемонстрирована на деле во время нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 г. В канун этого события на вооружении Вермахта состояли 3472 танка: 1445 Pz. I, 1223 Pz. II, 202 Pz.35 (t), 78 Pz.38 (t), 98 Pz. III, 211 Pz. IV и 215 командирских танков. Немцы бросили на поляков все имеющиеся у них тогда боеспособные танковые соединения и части: 7 танковых дивизий, 2 из которых даже не были еще полностью сформированы, 4 легкие дивизии, а также отдельный танковый полк и отдельный танковый батальон. В их составе числились 2690 танков, из них 973 Pz. I, 1127 Pz. II, 112 Pz.35 (t), 55 Pz.38 (t), 87 Pz. III, 198 Pz. IV и 138 командирских танков.

Бои завершились быстрой и убедительной победой Германии, но немецкая техника показала себя не столь блестяще, как немецкая тактика и оперативное искусство. Все танки Вермахта первоначально имели только противопульное бронирование. Их главной защитой на поле боя предполагались скорость и маневр, но этого оказалось явно недостаточно. За месяц боев было потеряно 819 немецких танков, из них 236 безвозвратно.

Польские противотанковые ружья оказались гораздо более опасным противником для танков, чем представлялось до войны. Это заставило немцев наладить производство собственных противотанковых ружей в Германии и усилить броневую защиту своих танков. "Единички" не имели резервов веса для дополнительного бронирования, поэтому их начали понемногу переделывать в транспортеры боеприпасов и самоходные орудия. На лоб "двоек" и штурмовых орудий устанавливались дополнительные 20-мм броневые плиты. А броню находящихся в производстве "троек" и "четверок" немцы утолстили до 30 мм еще раньше.

На 1 мая 1940 г. в германской армии имелось 3465 танков. Это число складывалось из 1077 Pz. I, 1092 Pz. II, 143 Pz.35 (t), 238 Pz.38 (t), 381 Pz. III, 290 Pz. IV и 244 командирских танков. Для кампании на Западе, начатой 10 мая 1940 г., Германия в составе 10 танковых дивизий сосредоточила 2582 танка, включая 554 Pz. I, 920 Pz. II, 118 Pz.35 (t), 207 Pz.38 (t), 349 Pz. III, 280 Pz. IV и 154 командирских танка.

Боевые действия продолжались 6 недель, и победа обошлась немцам недешево. Только безвозвратно были потеряны 839 танков - почти треть от всего количества задействованных в сражениях. Еще 11 пришлось списать после боев в Норвегии. Там воевали 54 немецких танка в составе 40-го отдельного танкового батальона, в который входили 29 Pz. I, 18 Pz. II, 3 Neubau-Pz. Ppfw. IV и 4 командирских танка. Кроме того, 5 танков погибли на транспортном судне, потопленном на пути в Норвегию.

Столь тяжелые потери заставили немцев принять экстренные меры по дальнейшему усилению защиты своих боевых машин. Последняя крупная серия "двоек" - Pz. II Ausf. F - получила лобовую броню толщиной 30-35 мм. Начиная с августа 1940 г. до самого 1942 г. полным ходом шла модернизация ранее выпущенных Pz. III Ausf. E, F и G. Они перевооружались на 50‑мм пушки длиной 42 калибра. Лобовая броня их корпуса и подбашенной коробки была усилена дополнительными 30‑мм броневыми плитами. В результате суммарная толщина брони в этих местах доводилась до 60 мм, и они становились непробиваемыми для наиболее распространенных в то время 37-мм и 45-мм противотанковых пушек. Pz. III Ausf. H модернизировался подобным образом еще на заводе в процессе выпуска.

В конструкции следующей серии "троек" - Ausf. J - недавний боевой опыт в полной мере был учтен с самого начала. Башня, подбашенная коробка и корпус спереди у них были защищены 50-мм цементированной броней, примерно равной по прочности прежней составной 60-мм. Дополнительные 30-мм броневые плиты спереди устанавливались как на ранее выпущенные Pz. IV Ausf. D, так и на Pz. IV Ausf. E, которые уже находились в производстве. Дальнейшая модификация "четверки", Pz. IV Ausf. F, сразу получила 50-мм цементированную лобовую броню, непроницаемую для 37-мм и 45-мм бронебойных снарядов. Такой же броней были защищены спереди и немецкие штурмовые орудия.

На 1 июня 1941 г. в Вермахте имелось 5162 исправных танка, из них 877 Pz. I, 1074 Pz. II, 170 Pz.35 (t), 754Pz.38 (t), 350 Pz. III с 37-мм Яушкрй, 1090 Pz. III с 50‑мм пушкой, 517 Pz. IV и 330 командирских танков. Из них для проведения операции "Барбаросса" немцы сосредоточили 337 Pz. I, 756 Pz. II, 155 Pz.35 (t), 625 Pz.38 (t), 259 Pz. III с 37-мм пушкой, 707 Pz. III с 50-мм пушкой, 439 Pz. IV и 224 командирских, а всего - 3502 танка в составе 17 танковых дивизий. Из имеющихся в наличии 377 штурмовых орудий немцы выделили 272 для поддержки своих армейских пехотных частей и соединений, а еще 18 были включены в состав боевых частей СС.

Показательно, что морально устаревшие к тому времени "единички", не имевшие резервов веса для модернизации, большей частью были выведены из первой линии. Только недавно сформированные 12,19 и 20-я танковые дивизии из-за нехватки лучших танков имели в общей сложности 126 Pz. I в своих танковых полках. Еще суммарно 26 таких танков были на вооружении танковых полков 9, 12 и 18-й танковых дивизий. Остальные 185 танков этого типа, принявших участие в войне на Восточном фронте, состояли на вооружении рот, которые были включены по одной в саперные батальоны каждой из немецких танковых дивизий. При этом все такие танки, кроме машин командиров рот, были оборудованы устройством на корме для перевозки и сбрасывания подрывного заряда весом до 50 килограммов. Их применяли для уничтожения препятствий и заграждений на поле боя, поэтому сбросить заряд в нужное место можно было изнутри танка.

Необходимо отметить, что именно саперные "единички" стали главным источником расхождений в численности немецких танков, собранных для операции "Барбаросса", которые нередко встречаются в исторической литературе. Некоторые историки не относят их к числу боевых танков на том основании, что они не входили в состав танковых полков, и считают специализированными инженерными машинами. С нашей точки зрения, это неверно - ведь установка вышеописанного устройства на Pz. I практически не отразилась на его боевых возможностях.


Танковые тараны


Среди подвигов, совершенных танкистами, особое место занимают тараны, совершенные экипажами. К сожалению, как-то так получилось, что о героях-танкистах - мастерах таранов знают очень немногие. Но такие тараны совершались на протяжении всей войны. Одним из первых его совершил экипаж лейтенанта П. Гудзя. Это случилось 22 июня 1941 года в 8 км от Яворова: танк KB таранил немецкие T-III и бронетранспортер.

Особенно много таранов было в 1943 году. Например, в сражения в районе Прохоровки 12 июля советские воины совершили более 20 танковых таранов, а за 50 дней Курской битвы - более 50. Такими ударами уничтожались не только легкие и средние бронированные машины врага, но иногда "тигры" и "пантеры". При ударе корпусом немецкие танки выходили из строя. У них лопалась броня, рвались гусеницы, деформировались ведущие и опорные катки.

Нередко, чтобы выполнить боевую задачу, экипажи шли на таран преднамеренно. Случалось это обычно при плохой видимости (туман, снег, дождь) или ночью, когда прицельный огонь из пушки вести нельзя. Особенно эффективными были преднамеренные тараны, нацеленные на уничтожение вражеских колонн. Боевые машины внезапно врывались в них и ударами корпуса крушили врага, вызывая панику. Такой вид таранов - одна из вершин мужества и мастерства танкистов, действовавших в разведке, в авангардах и в передовых отрядах. Они, как правило, наносили противнику большой ущерб.

В годы войны такие тараны совершили экипажи Героев Советского Союза капитана В. Богачева из 43-й танковой дивизии под Дубно (26 июня 1941 г), старшего лейтенанта А. Умникова из 50-й гвардейской танковой бригады под Краматорском (7 февраля 1943 г), лейтенанта И. Киселева из 65-й ТБ у польского населенного пункта Юзефув (15 января 1945 г).

Известны несколько случаев таранов танками бронепоездов.24 июня 1944 года под Бобруйском на станции Черные Броды таран бронепоезда совершил экипаж танка гвардии лейтенанта Дмитрия Комарова 15-й гвардейской танковой бригады, а 4 августа 1944 года на Сандомирском плацдарме - капитана Леонида Малеева, командира роты 47-го гвардейского тяжелого танкового полка.

Врываясь на вражеские аэродромы, воины таранили самолеты. Механики-водители 24-го танкового корпуса в наступательной операции Сталинградской битвы, преодолев с боями за 5 суток свыше 240 км, утром 24 декабря 1942 года прорвались к станции Тацинская. Здесь находились тыловая база снабжения и 2 аэродрома противника, где размещались более 300 самолетов. Боеприпасов оставалось мало, поэтому самолеты уничтожали в основном таранными ударами.

Танкисты 1-го танкового батальона 54-й танковой бригады капитана С. Стрелкова и 2-го танкового батальона 130-й ТБ капитана М. Нечаева уничтожили около 300 самолетов на аэродромах и 50 - на железнодорожных станциях в эшелонах.

С участием танкистов был разрушен "воздушный мост", по которому шло снабжение окруженной в Сталинграде группировки Паулюса. Лишилась необходимой поддержки с воздуха и группировка Манштейна, пытавшаяся деблокировать окруженные армии.

Тараны танков против самолетов применили также 11 января 1944 г. воины 49-й танкового батальона на аэродроме г. Любек (Польша), где сожгли 17 самолетов.28 марта 1944 г.64-я гвардейская ТБ на аэродроме г. Черновцы таранными ударами и огнем уничтожила 30 самолетов.17 января 1945 г. тр И. Кравченко из 47-й гвардейской ТБ на аэродроме под г. Сохачев (Польша) таранными ударами и огнем истребила 20 самолетов.

Танковые тараны совершались как днем, так и ночью.26 июня 1941 года ночной таран под Дубно совершили танкисты 43-го отдельного разведывательного батальона. Колонна одного из полков противника, вооруженного танками T-II и T-III, остановилась для заправки горючим. При наступлении темноты машины капитана Архипова сделали залп из пушек и ворвались в колонну. Противник понес значительные потери, поднялась паника. Были захвачены пленные.

Наибольшее число таранов совершено экипажами танков KB и Т-34. Они, обладая значительной массой, скоростью и мощной, качественной броней, сокрушали ударом корпуса вражеские танки, бронетранспортеры, штурмовые орудия и другие бронированные машины и равноценные им боевые объекты противника. Иногда экипаж, используя последнюю возможность для уничтожения врага, совершал "огненный таран" в объятой пламенем машине. Известны случаи, когда одним экипажем было совершено несколько танковых таранов. При обороне Москвы в ноябре 1941 года 4 тарана совершил экипаж танка KB Героя Советского Союза А. Босова, 3 тарана совершил механик-водитель KB Н. Томашевич в одном бою 12 июля 1941 года, выручая попавшего в беду под Лугой танк командира оперативной группы подполковника Вязникова. Трижды таранил врага И. Рогозин под городом Кривой Рог, дважды - экипажи танков лейтенанта И. Бутенко и старшего лейтенанта П. Захарченко.

Надо ли учить танкистов применению в бою танковых таранов? Опыт минувшей войны показывает, что надо. В ряде танковых частей на фронте, да и в некоторых училищах во время войны этому специально учили и правильно делали. В результате таранов экипажи иногда выходили победителями в самых сложных условиях боевой обстановки, нанося врагу значительный урон.

Танковый таран - это оружие смелых людей. В нем сочетается беспредельная храбрость с высоким воинским мастерством, с точным расчетом. Чувство товарищества и высочайшая ответственность за выполнение воинского долга перед Отечеством являлись основным побудительным мотивом их применения танкистами в годы войны.


Используемая литература


1.       Военный энциклопедический словарь (ВЭС), Москва (М), Военное издательство (ВИ), 1984 г.,

2.       Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством "Советская энциклопедия" в 1969-1978 годах в 30 томах;

3.       #"#">#"#">http://images. yandex.ru - Фотографии



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.