РУБРИКИ |
БЖД, ответы на экзаменационные вопросы |
РЕКЛАМА |
|
БЖД, ответы на экзаменационные вопросыБЖД, ответы на экзаменационные вопросы1. Цель, основные задачи БЖД, место и роль в подготовке специалиста. В настоящее время эффективная профессиональная деятельность невозможна без обеспечения безопасности человека в среде обитания. Учитывая, что превращение биосферы в техносферу привело к стремительному росту опасностей и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вопросы защиты человека (безопасность) и окружающей природной сферы (экологичность) должны решаться специалистами всех отраслей. Цель курса: сформировать у специалистов представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях. Задачи курса: вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: · создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; · идентификации опасностей среды обитания природного и антропогенного характера; · разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; · проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями их безопасности и экологичности; · обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях; · прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций; · принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий. В результате изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек – среда обитания"; правовые, нормативно–технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо–физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, средства и методы повышения безопасности и экологичности технических средств и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий. Цель изучения: дать, как специалистам, необходимые сведения по правовым организационным вопросам охраны труда, производственной санитарии и безопасности. Задачи дисциплины: Научиться устанавливать опасность. Не допустить опасность, ликвидировать угрозу её возникновения. Ликвидировать её последствия с минимальными затратами для экономики и здоровья. Знать: Методы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Принципы взаимосвязи человека со средой. Рациональные условия труда (трудовая деятельность). Экологические, правовые и организационные основы БЖ. 2. Методические основы безопасности: система «человек-среда обитания», понятия вреда, опасности и безопасности. Удовлетворения своих потребностей. Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью. Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания. Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью. Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания. Среда обитания — это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство. В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывно взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек — среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности. В составе окружающей среды выделяют: Природная среда (Биосфера) — область распространения жизни на Земле, не испытавщая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов — разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу. Техногенная среда (Техносфера) — среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям. На современном этапе развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания. В 20 веке на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду. Это привело к частичной и полной деградации. Этим изменениям способствовали следующий эволюционные процессы: Рост численности населения и урбанизация;Рост потребления энергии;Массовое использование транспорта;Рост затрат на военные цели Производственная среда;Бытовая среда -;Каждая среда может представлять опасность для человека. В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека. Классификация условий для человека в системе "человек — среда обитания": Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания. Допустимые. Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах. Опасные. Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды. Чрезвычайно опасные. Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде. Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном). Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, являются неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности. Безопасность можно обеспечить двумя путями: устранением источников опасности; повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им. Безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них. Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде. Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности. Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов. За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды. Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания". ЧИС - человек изделие среды. Изучает: Эргономика - наука о приспособлении условий труда к человеку, её предметом является трудовая деятельность, а объектом - человек, среда, изделие. Человек изучается с точки зрения: физиологической (рост, вес); психики (внимание, эмоциональная устойчивость); психофизиологической (обаяние, слух, вкус, зрение). Работа обязательно осуществляется каким-нибудь инструментом. Ее характеризуют: поза; хватка; движение (рабочего с этим инструментом). Целью здесь является соотношение возможности человека и инструмента. Возможности этого соотношения зависят от профессионально-значимых свойств, опыта (уровня профессиональности), направленности человека (от мотивов его поведения, эмоциональной устойчивости), состояния человека (нормальное, пограничное - на грани срыва, патологическое). 3. Классификация видов опасности, основные методы обеспечения безопасности Опасность – это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр. Существует несколько способов классификации опасностей: - по природе происхождения: а) природные; б) технические; в) антропогенные; г) экологические; д) смешанные. - по локализации: а) связанные с литосферой; б) связанные с гидросферой; в) связанные с атмосферой; г) связанные с космосом. - по вызываемым последствиям: а) утомление; б) заболевание; в) травма; г) летальный исход и др. Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические. Физические опасности (рис.2) – движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д.Химические опасности – общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и т.д. Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам. Например, ориентирующие, технические, организационные, управленческие. Ориентирующие: активности оператора, гуманизации деятельности, деструкции, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, системности, снижения опасности. Технические: блокировки, вакуумирования, герметизации, защиты расстоянием, компрессии, прочности, слабого звена, флегматизации, экранирования. Организационные: защита временем, информации, резервирования, несовместимости, нормирования, подбора кадров, последовательности, резервирования, эргономичности. Управленческие: адекватности, контроля, обратной связи, ответственности, плановости, стимулирования, управления, эффективности. Рассмотрим детальнее некоторые принципы. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др. Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Примеры реализации данного принципа: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др. Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др. Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Примеры: санитарно-защитные зоны (5 классов), категории производств (помещений) по взрыво- пожарной опасности (А, Б, В, Г, Д) и др. Для определения методов обеспечения безопасности дадим определение следующим понятиям: Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности. Совмещение гомосферы и ноксосферы с позиции безопасности недопустимо, но это не всегда удается. На основании анализа возможных опасностей и их последствий можно выявить общие закономерности, на базе которых сформулированы три наиболее общих метода защиты от опасностей: I - Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, специальной организации и др. II - Нормализация ноксосферы путем исключения или уменьшения количественных характеристик опасности. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли и пр. средствами коллективной защиты. III - Адаптация человека к условиям ноксосферы и повышение его защищенности. Метод реализует возможности профессионального отбора, обучения, психологического воздействия, применения средств индивидуальной защиты. В реальных условиях реализуется комбинация всех трех факторов. Средства обеспечения безопасности.
Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д. Основные методы обеспечения безопасности . Классификация методов: а) пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы; б) нормализация ноксосферы; в) адаптация человека к соответствующей среде; г) комбинирование. Средства обеспечения безопасности: а) производственные средства безопасности; б) средства индивидуальной защиты; в) средства коллективной защиты; г) социально-педагогические. 4. Воздействие вредных и опасных факторов на организм человека. Нормирование опасностей. Оценка потенциала опасности. Опа́сность — это возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, поле, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на сложную систему, что это приведёт к ухудшению или невозможности ее функционирования и развития. Опасность — наступление нежелательных событий. Все факторы классифицированы по ряду признаков, основным из которых является характер взаимодействия с человеком. По этому признаку факторы делятся на три группы: активные, активно-пассивные, пассивные. К активной группе относятся факторы, которые могут оказать воздействие на человека посредством заключенных в них энергетических ресурсов (механические, термические, электрические, электромагнитные, химические, биологические, психофизиологические) К пассивно-активной группе относятся факторы, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является человек и элементы природной и производственной среды. Например, острые (колющие и режущие) неподвижные предметы и элементы; незначительный коэффициент трения между соприкасающимися поверхностями, неровности поверхности, по которой перемещается человек и машины в процессе деятельности, уклоны и подъемы. К пассивным факторам относятся факторы, проявляющиеся опосредовано во времени. Эти факторы возникают по следующим признакам: - опасным свойствам, связанным с коррозией металлов; - образованием накипи на поверхностях; - недостаточной прочностью и устойчивостью конструкций; - высоким нагрузкам на механизмы и машины и т.п. Формой проявления этих факторов являются разрушения, загорания, взрывы и другие виды аварий и катастроф. Следует рассмотреть факторы, воздействие которых характеризуются следующими признаками: Возможным характером действия на организм человека.Структурой или строением.Последствиями.Ущербом. Алгоритм изучения опасностей: 1) предварительный анализ опасности: а) источник опасности; б) определение части системы, которая может вызвать опасности; в) введение ограничений на анализ; 2) выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей; 3) анализ последствий. Основные методы обеспечения безопасности. Классификация методов: а) пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы; б) нормализация ноксосферы; в) адаптация человека к соответствующей среде; г) комбинирование. По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 2 группы: факторы которые в зависимости от дозировки вредны или опасны, но не нужны для жизни и деятельности человека; факторы, которые при выходе за допустимые уровни являются опасными, но способны оказывать полезный и даже необходимый эффект для человека. Принципы нормирования опасностей: Полное исключение воздействия опасности; Регламентация предельно допустимой интенсивности действия опасности; Допущение большей интенсивности воздействия при сокращении продолжительности воздействия; Регламентация интенсивности воздействия с учетом накопления негативного эффекта за длительные периоды. Уровни воздействия на организм человека Летальные уровни: минимальные смертельные(единичные случаи гибели); абсолютно смертельные; среднесмертельные (гибель более 50 % организмов). Пороговые уровни: порог острого действия; порог специфического действия; порог хронического действия.
Системный анализ – это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам (в данном случае – безопасности). Ключевым понятием системного анализа является понятие системы. Система – это совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом, чтобы выполнять заданные функции при определенных условиях. Под системой понимают совокупность машин, оборудования, средств управления и операторов, требуемую для достижения определенной цели либо для реализации проекта. Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.), и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления. Проблему можно разделить на два главных аспекта: а) определение и описание типов отказов и сбоев; б) определение последовательности или комбинации отказов как между собой, так и с «нормальными» событиями, приводящими в конечном счете к появлению нежелательного события. 7. Человеческий фактор и производственная безопасность, психология безопасности Человеческий фактор — устойчивое выражение, которым обозначают психические способности человека как потенциальный и актуальный источник (причину) информационных проблем, либо проблем управления техникой (коллизий). Данное выражение используется чаще всего для объяснения причин катастроф и аварий пассажирских самолётов, повлёкших за собой значительные человеческие жертвы. Производственная безопасность является научно-учебной дисциплиной, изучающей производственные опасности с целью разработки профилактических мер защиты от них производственного персонала. Предметом изучения (исследования) дисциплины являются: производственные (технологические) процессы; технологическое (производственное) оборудование; опасности, возникающие при эксплуатации. психологию безопасности целесообразно рассматривать не как раздел психологии труда, а как некоторую отрасль психологической науки, изучающую психологический аспект безопасности в разнообразных видах деятельности. Психология безопасности труда — это применение психологических знаний в области охраны труда. Она призвана способствовать отработке безопасных приемов труда, вскрывать причины и вредные последствия неправильного поведения работника в производственной обстановке. 8. Стадии развития аварийной ситуации: основные факторы успешного преодоления. Компенсационные и защитные возможности человеческого организма. АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ — ситуация, когда произошла авария и возможен дальнейший ход ее развития. А. с. — всякое внезапное событие, связанное с одним или несколькими опасными веществами, которое могло бы привести к крупной аварии, но не произошло вследствие сдерживающих факторов, действий или систем Для каждой стадии развития аварийных ситуаций устанавливается соответствующий уровень ("А", "Б" и "В"). Для каждой возможной (ожидаемой) стадии развития аварийной ситуации проводится анализ условий ее возникновения, перехода с одного уровня на другой, оцениваются возможные последствия, определяются оптимальные средства ее предупреждения и локализации, выявляется готовность объекта к противоаварийной защите. Организационно-технические решения должны быть направлены на повышение противоаварийной устойчивости технологического объекта (группы объектов) и обеспечивать оперативное обнаружение предпосылок аварийной ситуации, оповещение персонала организации, создание необходимых условий для быстрой локализации и ликвидации аварийной ситуации на ранней стадии развития. Стадии развития опасной ситуации 1 стадия - восприятие опасности (процесс отражения в сознании предметов и явлений при их воздействии на органы чувств). На этой стадии важнейшее значение имеют сенсорные и информационные возможности человека, уровень развития внимания; 2стадия - осознание опасности. Ее осознанию помогает воображение, память и предшествующий опыт, уровень общих знаний и интуиция; 3стадия - принятие решения. Своевременность и правильность принятия решения, позволяющего избежать опасности, зависит от интеллектуальных способностей, уровня теоретических и профессиональных знаний, интуиции. 4стадия - действия. Выполнение принятого решения зависит от физических возможностей, антропометрических и биомеханических данных человека, его ловкости, уровня развития профессиональных навыков и умений. Неудача на любой из стадий в сочетании с фактором случайности может создать для работающего аварийную ситуацию. В ходе эволюции организм человека приобрел способность компенсировать неблагоприятные изменения внешних условий. В организме человека функционируют несколько систем, обеспечения безопасности: иммунная система, терморегуляция, слезотечение, кожные покровы, слизистые оболочки и т.д. Иммунитет - состояние устойчивости организма к заразному началу (вирусам, микробам, токсинам, простейшим) и другим генетически чужеродным природным и синтетическим соединениям, обусловливает постоянство внутренней среды человека. В процессе жизнедеятельности человек приобрел множество защитных рефлексов, позволяющих ему избегать и сопротивляться опасным факторам окружающей среды, адаптироваться к внешним условиям. Рефлекс - реакция организма на раздражение. Безусловный рефлекс (инстинкт) - врожденные, наследственно передающиеся реакции организма на внешние и внутренние раздражения (сокращения мышц при воздействии электрического тока, тепла, острых предметов и т.п.; мигание; кашель; чихание; рвота и т.д.). Условный рефлекс - реакции организма, вырабатываемые индивидуально, на основе приобретенного опыта. Стресс - состояние психической и эмоциональной напряженности, вызванное трудностями и опасностями, заключающееся в повышении частоты сердцебиения, росте давления, расширении кровеносных сосудов, изменении состава крови (адреналин – гормон, вырабатываемый организмом при развитии стресса) и других физиологических сдвигах в организме. 9. Цель, методы и средства профотбора. Профессиональная готовность и пригодность. Отбор и обучение персонала правилам безопасности. Виды инструктажа. В настоящее время постоянно возрастает роль профотбора при приеме людей на работу. Многие предприятия, стремящиеся к повышению эффективности труда, пытаются использовать передовой зарубежный опыт, который свидетельствует, что успеха можно достичь не только за счет использования новых технологий, но и за счет более качественно отобранных кадровых ресурсов. Профессиональный отбор — процедура вероятностной оценки ((проф.пригодности)) человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический (1) Медицинский отбор2) Образовательный отбор3) Социально-психологический отбор4) Психофизиологический отбор). Профотбор состоит в научно обоснованном допуске человека к определенному труду в случае обнаружения у него необходимых задатков, достаточной физической и образовательной подготовки. Профотбору обычно предшествует профподбор. Профподбор служит для определения круга профессий, наиболее подходящих для данного человека, т. е. помогает ему подобрать профессию с помощью научно обоснованных методов и средств. Для целей профподбора (профотбора) используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы. Психофизиологическая диагностика. Психофизиологическая диагностика - это обобщенная оценка психофизиологических возможностей работника относительно эффективного выполнения конкретного вида деятельности и психофизиологической пригодности к выполнению работ повышенной опасности. Виды психологических тестов применяемых при профотборе: Интеллектуальные тесты. Предназначены для выяснения уровня интеллекта и образования кандидата. Тесты на внимание и память, Личностные тесты, тесты на выявления уровня мотивации, Тесты межличностных отношений, Тесты способностей. ОБЩИЕ - присущие всем людям основные формы психического отражения: способности ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить; а также в большей или меньшей степени присущие всем людям способности к общечеловеческим видам деятельности: игре, учению, труду, общению. ЧАСТНЫЕ - присущие не всем людям способности: музыкальный слух, точный глазомер, настойчивость, смысловая память; а также: профессиональные, специфические, особенные. оценка персонала является важной составляющей принятия объективного решения при найме персонала. Обычно предлагаются следующие процедуры отбора персонала: предварительная отборочная беседа — анкетирование — собеседование — тестирование — проверка рекомендаций послужного списка — медицинский осмотр; собеседование кандидата с сотрудниками отдела человеческих ресурсов— наведение справок о кандидате — собеседование с. руководителями подразделения — испытание и т. д. Для каждой категории сотрудников существуют свои наиболее оптимальные методы оценки. Для отбора персонала рекомендуется использовать следующие инструменты оценки: А)Тесты способностей; Б) Профессиональные личностные Опросники; В) групповая дискуссия, аналитические презентационные упражнение, индивидуальное деловое упражнение, ролевая игра (взаимодействие с подчиненным или коллегой), ролевая игра (взаимодействие с клиентом); Г)Интервью по компетенциям. Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными работниками, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Первичный инструктаж на рабочем месте должен проводиться со всеми вновь принятыми на работу работниками. Данный вид инструктажа проводится с каждым работником индивидуально с демонстрацией безопасных приемов труда. Повторный инструктаж проводится с целью проверки и повышения уровня знаний работником правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии или бригады по программе инструктажа на рабочем месте. Данный вид инструктажа должны проходить все работающие не реже чем через 6 месяцев после проведения очередного инструктажа, за исключением тех работников, которые не связаны с использованием в их трудовой деятельности инструментов и оборудования. Внеплановый инструктаж должен проводиться в случае изменения правил по охране труда, при изменении технологических процессов, замене оборудования и других изменениях, влияющих на безопасность труда работников. Целевой инструктаж необходимо проводить в случаях поручения работнику выполнения разовых работ, не связаны с прямыми трудовыми обязанностями работника по его основной специальности. Аналогичный инструктаж должен проводиться с работниками в случае поручения им выполнения работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производства работ, на которые необходимо оформлять наряд-допуск, специальное разрешение и иные документы, а также в других случаях, предусмотренных правилами по охране труда. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой осуществляется непосредственным руководителем работ (мастером, начальником бюро, лаборатории и т. д.). Инструктаж на рабочем месте должен завершаться проверкой знаний инструктируемого посредством устного опроса или с помощью технических средств обучения, а также фактической проверкой приобретенных навыков безопасных приемов работы. Оценку знаний работников осуществляет тот же руководитель, который проводил соответствующий инструктаж. Лица, показавшие неудовлетворительные знания при проведении проверки, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж. 10. Производственный травматизм. Классификация несчастных случаев (НС). Социальное страхование от НС на производстве и профессиональных заболеваний Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Производственная травма — травма, полученная работником на производстве и вызванная несоблюдением требований охраны труда. НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ — случай травматического повреждения здоровья пострадавшего, происшедший по причине, связанной с его трудовой деятельностью, или во время работы. Классификация НС. В зависимости от характера и обстоятельств происшествия, тяжести полученных пострадавшими телесных повреждений различают НС: - легкие — НС, в результате которых пострадавшими были получены повреждения здоровья, отнесенные по квалифицирующим признакам, установленным Минздравсоцразвития России, к категории легких и средней тяжести; - тяжелые — НС, в результате которых пострадавшими были получены повреждения здоровья, отнесенные по квалифицирующим признакам, установленным Минздравсоцразвития России, к категории тяжелых; - со смертельным исходом — НС, в результате которых пострадавшие получили повреждения здоровья, приведшие к их смерти; - групповые — НС с числом пострадавших 2 человека и более; - групповые с тяжелыми последствиями — НС, при которых 2 человека и более получили повреждения здоровья, относящиеся к категории тяжелых или со смертельным исходом. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (сокращенно взносы по НС и ПЗ) — обязательный платеж, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. Взносы по НС и ПЗ не являются налоговым платежом и уплачиваются не в бюджет, а непосредственно в Фонд социального страхования.Уплата страховых взносов в первую очередь регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 11. Порядок расследования и учета НС. Действия основных участников процесса оформления и расследования НС. Под несчастным случаем, понимаем внезапное непреднамеренное нарушение существовавшего ранее биологического или психофизиологического равновесия организма человека под воздействием опасного фактора ненормально функционирующей системы деятельности. РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ — законодательно установленная процедура обязательного расследования обстоятельств и причин повреждений здоровья работников и др. лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя, при осуществлении ими действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или исполнением его задания. Порядок расследования несчастных случаев на производстве (далее — НС) установлен в ст. 229, 2291, 2292 и 2293 ТК РФ и в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73. 12. Методы анализа производственного травматизма. Пути и меры профилактики травматизма При анализе причин, приведших к несчастному случаю, используются следующие методы СТАТИСТИЧЕСКИЙ метод, при котором обрабатываются статистические данные по травматизму и вычисляются следующие показатели: а) коэффициент частоты травматизма б) коэффициент тяжести травматизма в) коэффициент общего травматизма г) коэффициент, определяющий процент несчастных случаев с выходом на инвалидность и со смертельным исходом, д) коэффициент, отражающий количество пострадавших на 1000 работающих, При необходимости вычисляются и другие показатели. МОНОГРАФИЧЕСКИЙ метод, при котором проводится детальный анализ приемов работы и условий труда на одном инструменте или при одной операции. Привлекаются специалисты разного профиля. Цель анализа - оценить причину несчастного случая и разработать мероприятия по предупреждению их в будущем. ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ метод, при котором на графическое изображение территории предприятия или его структурного подразделения (цеха, участка) наносится специальными условными знаками места, где произошёл несчастный случай. На графическом плане предприятия наглядно отражаются неблагополучные рабочие места. ТЕХНИЧЕСКИЙ метод, при котором проводят расчёт и испытание технических средств (машин, механизмов, спасательных средств, сигнализации) с целью выявления наиболее безопасных. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ метод, при котором оцениваются экономические показатели травматизма. Травмати́зм - совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Меры профилактики травматизма. -Рациональное планирование и благоустройство улиц, жилых территорий, автобусных остановок; -Устранение технических погрешностей в бытовом хозяйстве; -Строгий контроль за соблюдением правил дорожного движения; -Должный надзор за детьми, их досугом. Оборудование и поддержание в травмобезопасном состоянии игровых площадок. Развитие у детей правильных трудовых навыков, обучение правилам поведения в местах общего пользования; -Уделение должного внимания физическому воспитанию детей и подростков. 13. Правовые основы охраны труда в российской федерации. Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия/
14. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Основными обязанностями работодателя является обеспечение своим работникам безопасных условий труда. Эти обязанности являются основой для разработки таких нормативных актов как коллективные договора и соглашения, правила внутреннего распорядка, инструкции по безопасности труда и так далее. Работодатель, согласно статье 212 ТК РФ, обязан обеспечить: «безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;». Проекты строительства и реконструкции производственных объектов должны соответствовать требованиям охраны труда, это же относится к машинам, механизмам и другому производственному оборудованию, технологическим процессам. При занятости на работе с вредными и (или) опасными условиями труда работники должны быть обеспечены необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также уметь их применять. Работодатель не обязан обеспечивать безопасные условия труда работника, который выполняет работу на дому или в других местах. Он также обязан осуществлять контроль за условиями труда работника в тех местах, куда последний направляется в связи с выполнением работы в данной организации. На работодателе лежит обязанность проинформировать работника, направляемого, к примеру, в командировку на атомную станцию, насколько безопасны условия труда на данном объекте, о наличии вредных и опасных производственных факторов. Если работодатель не сделал этого, то он, получается, не выполнил свои обязанности по обеспечению условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. 15. Обязанности и права работника в области охраны труда. В статье 214 ТК РФ регламентированы обязанности самого работника в области охраны труда. Работник обязан: «соблюдать требования охраны труда; - правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; - проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; - немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); - проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами». Все лица, участвующие в производственной деятельности организации являются ее работниками, начиная от руководителя организации и заканчивая простым рабочим. Отсюда следует, что обязанности работника, регламентируемые нормами статьи 214 ТК РФ, распространяются на все названные категории работников. Но для каждой категории работников объем обязанностей в сфере охраны труда различен и зависит от занимаемой должности. Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе и на охрану труда, выражает одну из важных целей трудового законодательства, предусматривающую создание благоприятных условий труда (статья 1 ТК РФ). - еженедельный непрерывный отдых не менее 42 часов - выходные дни; сокращенный рабочий день, оплачиваемые перерывы в работе, дополнительный и основной ежегодный отпуск, в установленных ТК РФ случаях; - своевременную выплату заработной платы, на льготы и компенсации, установленные в связи с особым характером работ; - на обязательное возмещение вреда, причиненного работнику при исполнении им трудовых обязанностей, обязательное социальное страхование; - на установление государственных гарантий обеспечения прав работников, а также на осуществление государственного надзора и контроля в сфере безопасности труда. 16. Ответственность за нарушение требований охраны труда. Основным нормативным актом, содержащим нормы по охране труда, является ТК РФ. «Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами». Дисциплинарная ответственность производится в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям. Дисциплинарный проступок – это неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором, локальными нормативными актами работодателя. Нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности работника, в действиях которого нет умысла или неосторожности при нарушении норм по охране труда. Наиболее распространенными дисциплинарными проступками работников в сфере охраны труда являются – нарушение правил по охране труда, содержащихся в инструкциях. 17. Организация работ по охране труда на предприятии. Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия Цель работы по охране труда - обеспечение безопасности жизни, сохранение здоровья и работоспособности работников предприятия в процессе трудовой деятельности. Управление охраной труда на предприятии - это подготовка, принятие и реализация решений по сохранению здоровья и жизни профессионала в процессе его производственной деятельности. Объектом управления охраной труда является деятельность функциональных служб и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом. Право на безопасный труд закреплено в Конституции Российской Федерации (п.3 ст. 37) Конституция Российской Федерации. - М., 1999. - С. 16.. В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются Трудовой кодекс РФ (ТК), Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Правила по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производств и т. д. Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министерством труда Российской Федерации, а отраслевые правила — соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда Российской Федерации. Инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности. Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) и для работников предприятий (по должностям, профессиям и видам работ). 18. Формы трудовой деятельности. Тяжесть и напряженность трудового процесса. Виды напряженности. Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный. Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы и Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на: 1) операторский - подразумевает контроль за работой машин; 2) управленческий, хар. личной ответственностью за принятые решения; 3) творческий труд - приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения; 4) труд учащихся и студентов - подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые ситуации ( на экзаменах, зачетах); 5) труд преподавателей и медицинских работников - это постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность. Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. При физическом труде оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы. При умственном труде оно может быть эмоциональным. Физическая тяжесть труда - это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Виды напряженности: Операционная и эмоциональная напряжённость. Каждый из этих двух видов напряжённости специфическим образом связан с целью деятельности. |
|
© 2000 |
|