РУБРИКИ

Авиационная безопасность

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Авиационная безопасность

В соответствии с требованиями Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также в целях обеспечения эффективности мероприятий по защите деятельности ГА от АНВ каждое авиационное предприятие России должно иметь свою разработанную и утвержденную Программу обеспечения авиационной безопасности.

Программа обеспечения авиационной безопасности разрабатывается администрацией авиационного предприятия (аэропорта, эксплуатанта) с учетом местных условий, особенностей производственно-хозяйственной деятельности, согласовывается с территориальным органом ГСГА России и утверждается руководителем авиационного предприятия (аэропорта, эксплуатанта)

Утвержденные программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятий должны содержать комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности, как в обычных условиях эксплуатации, так и при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актами незаконного вмешательства.

Цель программы.

Цель и основная задача программы - обеспечить безопасность, регулярность и эффективность работы авиапредприятия путем разработки и внедрения мер необходимой защиты от актов незаконного вмешательства (АНВ), направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала, воздушных судов, охраны аэропорта и расположенных на нем объектов в соответствии с Нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности.

Это достигается за счет осуществления комплекса мер и привлечения различных людских и материальных ресурсов авиапредприятия, его эксплуатантов и арендаторов.

Применение программы.

Назначение программы - разработка и осуществление необходимых процедур и мероприятий по обеспечению мер авиационной безопасности аэропорта /авиакомпании/ при осуществлении его производственной деятельности, а также при взаимодействии с заинтересованными службами эксплуатантов и арендаторов, базирующихся на его территории, другими аэропортами, эксплуатантами гражданской авиации, различными организациями и ведомствами.

Сфера применения - выполнение требований, мер авиационной безопасности обязательно для всех сотрудников аэропорта, а также физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного аэропорта /авиакомпании/.

Установленные (описываемые) в данной программе меры авиационной безопасности (Нормы, правила и процедуры) обязательно касаются:

действий всех сотрудников данного аэропорта, действий сотрудников авиакомпании, пользующейся услугами данного аэропорта;

каждого физического и юридического лица, находящегося в охранной (контролируемой) зоне данного аэропорта или входящего в нее.

Программа безопасности содержит информацию ограниченного распространения. Распространение программы или раскрытие ее содержания ограничено полномочными сотрудниками аэропорта (авиакомпании), штатом ГСГА России и другими лицами, которые по роду работы должны быть ознакомлены с ней.

Запросы на такую информацию от других лиц должны направляться в полномочные органы авиационной безопасности территориальных управлений Федеральной авиационной службы России.

В зависимости от статуса и организационной структуры авиапредприятия, объемов его авиаперевозок Программа обеспечения авиационной безопасности может быть различной по объему изложения принятой системы безопасности, но обязательно должна иметь в своем содержании определенные разделы, в которых должны быть описаны принятые меры и процедуры обеспечения авиационной безопасности.

Структурная схема программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия.

1. Общие положения.

В данном разделе раскрывается цель программы, ее назначение, сфера и конфиденциальность применения.

2. Нормативно-правовые и другие документы, регламентирующие выполнение требований Программы.

В данном разделе приводится перечень действующих законодательных актов, федеральных и отраслевых руководящих документов Российской Федерации, в соответствии с требованиями которых разработана программа обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия.

3. Организация обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятии.

В данном разделе Программы описывается:

• деятельность авиапредприятия (статус, виды авиационных перевозок, типы эксплуатируемых воздушных судов, категории авиалиний, объемы пассажирских перевозок и т. д.), а также приводится перечень взаимодействующих организации и их ответственность за соблюдение мер авиационной безопасности на основе взаимных договоров (соглашений)

• приводится перечень полномочных органов Российской Федерации и их обязанности в обеспечении авиационной безопасности с указанием необходимых данных и каналов связи.

• указываются другие учреждения, ведомства и органы (иммиграционные службы, местные медицинские и почтовые органы, эксплуатанты и арендаторы авиапредприятия и др.), заинтересованные в обеспечении авиационной безопасности, их конкретные функции в обеспечении АБ, адреса, должностные лица и каналы связи.

• описываются необходимые вопросы по организации службы авиационной безопасности.

4. Координация действий, информационное обеспечение и связь. В данном разделе описывается:

• наличие, состав и деятельность аэропортовой комиссии по АБ, каналы связи с ее членами.

• порядок получения и распространения информации по вопросам АБ, в том числе со средствами массовой информации.

• установленная система (процедура) оповещения и связи.

5. Меры обеспечения безопасности авиапредприятия.

5.1. Обеспечение безопасности сооружений и наземных средств.

В данном разделе программы приводится подробное описание принятых мер обеспечения безопасности сооружений и наземных средств авиапредприятия, а именно:

• установление зон ограниченного доступа,

• организация охраны зон ограниченного доступа,

• принятие системы контроля доступа в зоны авиапредприятия лиц и транспортных средств, а также контроля за их перемещением внутри этих зон.

5.2. Обеспечение безопасности воздушных судов.

В данном разделе программы должны быть описаны принятые меры и процедуры защиты воздушных судов на земле, их досмотр и обеспечение безопасности пассажиров и членов экипажей воздушных судов в полете, а также установленная система контроля и ответственность соответствующих должностных лиц.

6. Осуществление контроля лиц и предметов, попадающих на борт воздушного судна, в целях безопасности.

В данном разделе программы приводится подробное описание принятой системы и технологии производства досмотра всех лиц и предметов, попадающих на борт воздушного судна, а именно:

• наличие, состояние и оснащенность пунктов досмотра;

• состав и квалификация персонала, осуществляющего досмотр, описание применяемой технологии производства досмотра пассажиров и ручной клади, досмотра членов экипажей ВС и авиаперсонала, мер в отношении пассажиров отдельных категорий, досмотра багажа, грузов, почты и бортовых запасов, мер разрешаемого провоза оружия и боеприпасов.

• принятый порядок допуска членов экипажей ВС и авиаперсонала в контролируемые зоны, систему выдачи пропусков.

• использование технических средств досмотра и контроля багажа, груза, почты и бортовых запасов;

• процедуры доставки досмотренного багажа, груза, почты, бортовых запасов на борт ВС; установленный порядок провоза оружия и боеприпасов, изъятых у пассажиров на период полета.

7. Применяемое оборудованиедля обеспечения АБавиапредприятия.

В данном разделе программы приводится описание применяемого оборудования (технических средств) для обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия:

• использование инженерно-технических средств охраны;

• использование технических средств досмотра пассажиров, ручной клади, багажа, груза, почты и бортовых запасов, а также досмотра членов экипажа и наземного персонала;

• использование устройств для обнаружения взрывчатых веществ, служебных собак и других средств.

• эксплуатация и техническое обслуживание средств обеспечения авиационной безопасности.

8. Ответные действия в связи с актами незаконного вмешательства (меры по урегулированию кризисных ситуаций).

В данном разделе программы приводится описание планов авиапредприятия на случай непредвиденных и чрезвычайных ситуаций, меры по урегулированию чрезвычайных ситуации, связанных с актами незаконного вмешательства (АНВ) и руководство действиями в этих ситуациях:

• действия и процедуры в случаях совершения АНВ;

• организация и деятельность оперативного штаба по урегулированию чрезвычайных ситуаций.

9. Обучение персонала авиапредприятия мерам авиационной безопасности. В данном разделе программы приводится описание принятой системы подготовки (обучения) персонала авиапредприятия мерам авиационной безопасности:

• наличие Программ обучения для различных категорий авиаперсонала мерам АБ;

• наличие ресурсов и учебной базы для обучения;

• принятая система отбора, обучения и переподготовки авиаперсонала.

10. Контроль и анализ мер авиационной безопасности авиапредприятия. В данном разделе программы приводится описание принятой системы контроля, анализа и оценки эффективности программы безопасности в целях установления правильности соблюдения условий и положений утвержденной программы, а также выявления уязвимости авиапредприятия по отношению к актам незаконного вмешательства и последующей корректировки программы для обеспечения её действенности и адекватности уровням угрозы.

11. Приложения к Программе.

В данный раздел Программы включаются все необходимые документы, подтверждающие принятые меры защиты авиапредприятия. Например:

Перечень нормативно-правовых и руководящих документов, регламентирующих выполнение требований Программы (источники нормативных положений);

Положение о службе авиационной безопасности авиапредприятия;

Схема организационной структуры органов, обеспечивающих авиационную безопасность авиапредприятия (аэропортовая комиссия, администрация и службы аэропорта, служба авиационной безопасности), с указанием подчиненности и взаимодействующих связей;

Положение об аэропортовой комиссии по авиационной безопасности, ее персональный состав и средства связи;

Карта аэропорта и прилегающей местности;

Схема территории аэропорта и расположенных на ней и вне ее объектов с указанием контролируемых зон (зон ограниченного доступа);

Схема организации охраны воздушных судов и объектов;

Планы авиапредприятия на случай чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства;

Программы обучения различных категорий персонала;

Другая документация и информация, необходимая для осуществления Программы авиационной безопасности.

С учетом специфики выполняемых задач и местных условий базирования программа обеспечения авиационной безопасности может дополняться и уточняться.

Программы обеспечения авиационной безопасности являются конфиденциальными документами с установленным уровнем конфиденциальности.

Программа авиационной безопасности доводится до всех должностных лиц, организаций и подразделений, принимающих участие в ее реализации. Для конкретных исполнителей руководителями подразделений и служб разрабатываются инструкции-памятки действий в различных ситуациях обстановки.


Тема 1.5 Структура Департамента АБ и СОП МТР и отдела авиационной безопасности МТУ ВТ МТР


1.5.1 Структура и функции Департамента АБ и СОП МТР

ДАБ И СОП является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата ГС ГА МТР. ДАБ И СОП во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти осуществляет реализацию государственной концепции в области АБ ГА, планирование и координацию мероприятий по защите деятельности ГА от АНВ и несет ответственность за уровень (состояние) АБ ГА.

ДАБ И СОП ГС ГА МТР является головным органом сертификации и лицензирования в ГА по АБ в части:

организации АБ в аэропорту и авиапредприятии ГА независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

развития технических средств и методов защиты деятельности ГА от АНВ;

разработки нормативно-правовых и руководящих документов по АБ;

профессиональной подготовки специалистов АБ и других категорий авиационных работников ГА по обеспечению мер АБ.



ДАБ И СОП ГС ГА МТР свою работу проводит в тесном взаимодействии с ФСБ, МВД, МО, ГТК, ФПС, МИД, ФАПСИ РФ и другими министерствами и ведомствами РФ.

Деятельность ДАБ И СОП ГС ГА МТР организует и направляет директор Департамента, который подчиняется 1-му заместителю Министра транспорта России.


1.5.2 Функции ДАБ И СОП

В соответствии с основными задачами и Положением ДАБ И СОП осуществляет следующие функции:

Государственный контроль в системе ГА России за выполнением требований, норм, правил и процедур по обеспечению АБ и защите деятельности ГА от актов незаконного вмешательства;

Разработка комплекса мер по обеспечению АБ ГА, а также предупреждению и пресечению АНВ в деятельность ГА;

Обеспечение совместно с администрацией Президента РФ, Федеральной службой охраны РФ, МИД, Государственной транспортной компанией «РОССИЯ» (ГТК «Россия») участие в организации и контроле литерных полетов ВС специального назначения с Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами иностранных государств и правительств, а также полетов с правительственными делегациями, выполняемыми по распоряжениям Президента РФ или Председателя Правительства РФ;

Проведение инспекторских проверок деятельности САБ аэропортов и эксплуатантов ГА по вопросам обеспечения АБ. Проведение внезапных проверок готовности сил и средств аэропортов и эксплуатантов ГА к действиям по пресечению АНВ в их деятельность. Оказание помощи в работе аэропортовых комиссий по АБ и подготовка предложений по совершенствованию их деятельности. Участие в проведении комплексных проверок по оценке деятельности аэропортов и эксплуатантов ГА в части обеспечения требований норм, правил и процедур по АБ;

Участие в координации совместных действий с ФСБ, МВД, МО, службой внешней разведки РФ и другими Федеральными органами исполнительной власти РФ по вопросам обеспечения мер АБ, предупреждения и пресечения АНВ в деятельность ГА. Участие в проведении расследований ЧП, связанных с АНВ в деятельность ГА. Участие в подготовке и проведении практических операций, региональных учений и тренировок по плану операции «НАБАТ». Участие в работе оперативного штаба ГС ГА МТР при урегулировании кризисных ситуаций, связанных с АНВ в деятельность ГА. Подготовка предложений по совершенствованию деятельности оперативных штабов и взаимодействие между министерствами и ведомствами, задействованными в плане проведения операции «НАБАТ»;

Организация и осуществление сертификации и лицензирования аэропортов и эксплуатантов ГА в части выполнения мер по обеспечению АБ;

Оказание практической и методической помощи региональным управлениям ГС ГА МТР, аэропортам и эксплуатантам ГА в вопросах проведения мероприятий по повышению эффективности мер по АБ;

Контроль за организацией учета, хранения и использования оружия, боеприпасов и спецсредств в САБ аэропортов и эксплуатантов ГА;

Организация обучения, повышения квалификации руководящего состава и специалистов САБ, осуществление контроля за этим видом деятельности;

Подготовка докладов и материалов для проведения заседаний Межведомственной комиссии по АБ при Правительстве РФ, Коллегии ГС ГА МТР, а также совещаний по АБ;

Взаимодействие с международными организациями ГА по вопросам обеспечения АБ;

Организация и ведение делопроизводства, обеспечение сохранности документов, образующихся в результате деятельности по обеспечению АБ.

Сотрудники Департамента АБ ГС ГА МТР во время проведения инспекторских и комплексных проверок по оценке деятельности служб АБ аэропортов и эксплуатантов ГА имеют право:

Беспрепятственно посещать организации ГА для исполнения служебных обязанностей по вопросам АБ в соответствии с Руководством по пропускному и внутриобъектовому режиму;

Требовать и получать от соответствующих организаций ГА информацию, документы, сведения и материалы по вопросам обеспечения АБ;

Получать от руководителей организаций ГА и их структурных подразделений информацию о нарушениях мер АБ;

Участвовать в выполнении технических рейсов по открытию новых воздушных линий и аэродромов;

Вносить обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и недостатков в обеспечении АБ и устанавливать конкретные сроки представления информации о принимаемых мерах;

Вносить предложения о приостановлении действия свидетельства эксплуатанта, свидетельства о государственной регистрации и годности гражданских аэродромов к эксплуатации, действия сертификатов ГА при выявлении недостатков, угрожающих безопасности деятельности организаций ГА, до устранения этих недостатков, с уведомлением заинтересованных федеральных, региональных органов управления, владельцев ВС, а также органов, выдавших свидетельства, удостоверение и сертификаты.


Тема 1.6 Структура аэропорта (авиакомпании). Структура службы авиационной безопасности. Положение о службе авиационной безопасности. Требования, предъявляемые к сотрудникам службы авиационной безопасности


1.6.1 Деятельность, назначение, задачи и структура аэропорта

1.6.1.1 Основные термины и определения

Нельзя путать понятия «Аэродром», «Аэровокзал» и «Аэропорт».

Аэродром - это земельный или водный участок, специально оборудованный для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов. Аэродром может быть гражданского или военного назначения. В зависимости от оснащения аэродром может принимать определенные типы воздушных судов (самолетов или вертолетов).

Аэродромы гражданской авиации подразделяются:

• по видам поверхности - на аэродромы с искусственным покрытием, грунтовые, гидроаэродромы, снежные и ледовые;

• по характеру использования - на постоянные, временные, дневного и круглосуточного действия;

• по назначению - на трассовые, заводские, учебные и для выполнения авиационных работ;

• по расположению и использованию - на базовые, промежуточные, вылета, назначения и запасные;

• по высоте над уровнем моря и характеристике рельефа - на горные и равнинные;

• по допуску к эксплуатации по минимумам для посадки - на категорированные и некатегорированные.

Аэродром базовый - аэродром, предназначенный для базирования воздушных судов и имеющий для этой цели необходимые сооружения.

Аэродром временный - аэродром, предназначенный для обеспечения полетов воздушных судов в определенный период года и не имеющий стационарных сооружений и оборудования, но подлежащий учету в установленном порядке.

Аэродром горный - аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500м и более в радиусе 25км от контрольной точки аэродрома (КТА), а также аэродром, расположенный на высоте 1000м и более над уровнем моря

Аэродром запасной - указанный в плане полета, выбранный перед полетом или в полете аэродром (в том числе аэродром вылета), куда может следовать воздушное судно, если посадка на аэродроме назначения невозможна. В зависимости от длины ВПП и несущей способности покрытии аэродромы подразделяются на классы: А, Б, В, Г, Д и Е. Аэродромы со взлетно-посадочными полосами размерами менее чем аэродромы класса Е относятся к неклассифицированным аэродромам. Для эпизодических, сезонных полетов кроме аэродромов могут использоваться посадочные площадки, размеры которых обеспечивают безопасный взлет и посадку ВС соответствующего типа. Гражданские аэродромы, кроме временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок, подлежат регистрации в Государственном реестре с выдачей свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации

Аэровокзал - это здание или комплекс сооружений, предназначенный для обслуживания вылетающих и прилетающих авиапассажиров. Аэровокзал может располагаться в черте города или на территории аэродрома.

Аэропорт - это комплекс сооружений, предназначенный для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения, а также необходимое оборудование и персонал.


1.6.1.2 Другие необходимые определения

Под авиационным предприятием (авиапредприятием) понимается юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

До реорганизации отрасли гражданской авиации под авиапредприятием понимался отдельный аэропорт, отдельный летный отряд или объединенный авиаотряд, имеющий в своей структуре и аэропорт, и летный отряд.

После реорганизации отрасли в самостоятельные авиапредприятия стали формироваться отдельно аэропорты, отдельно летные отряды (появились понятия «авиакомпания» и «эксплуатант ВС»), службы управления воздушным движением (УВД) и радиотехнического обеспечения полетов (ЭРТОС) объединились в организацию «Росаэронавигация» и т. д.

В соответствии с Основными принципами разделения авиационного предприятия на самостоятельные авиакомпанию и аэропорт, утвержденными в 1994 году Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Министерством транспорта Российской Федерации, разделение предприятий воздушного транспорта на аэропорт и авиакомпанию направлено на исключение монопольного положения авиакомпаний на рынке авиаперевозок, обеспечение условий для их конкуренции, повышение общей эффективности системы воздушного транспорта.

Под понятием «авиакомпания» подразумевается предприятие, осуществляющее только эксплуатацию воздушных судов с целью выполнения авиационных перевозок пассажиров, грузов, почты и авиационных работ, обслуживание пассажиров в полете на собственном и арендованном парке воздушных судов. Авиакомпания осуществляет продажу авиационных перевозок, работ и услуг, летную эксплуатацию, техническое и коммерческое обслуживание воздушных судов и авиарейсов.

Под эксплуатантом (эксплуатантом воздушного судна или эксплуатантом гражданской авиации) понимается гражданин или юридическое лицо, имеющий сертификат (свидетельство) эксплуатанта и имеющий воздушное судно (ВС) на праве собственности (на условиях аренды или на ином законном основании) и использующий указанное ВС для полетов.

Аэропорт является предприятием, осуществляющим прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, обслуживание полетов ВС и имеющим для этих целей необходимые наземные объекты, сооружения, оборудование и подготовленный персонал.

Аэропорт обеспечивает прием и выпуск ВС, осуществляет техническое и коммерческое обслуживание ВС, эксплуатацию аэродрома, аэровокзала, средств хранения и заправки горюче-смазочных материалов (ГСМ), эксплуатацию средств обеспечения технологических процессов в зоне аэропорта теплом, электроэнергией, транспортом и связью.

Структура аэропорта формируется в зависимости от его оснащенности, планируемых функций и объемов выполняемых работ. В зависимости от этого в структуре аэропорта могут быть созданы следующие его структурные подразделения (службы, отделы и т. д.):

• служба управления воздушным движением (УВД);

• служба (база) радиотехнического обеспечения полетов и деятельности аэропорта (база ЭРТОС);

• авиационно-техническая база (АТБ);

• служба электро- и светотехнического обеспечения полетов и деятельности аэропорта (служба ЭСТОП);

• служба авиационной безопасности (включая подразделение ВОХР);

• служба организации пассажирских перевозок (СОПП);

• служба горюче-смазочных материалов (служба ГСМ);

• аэродромная служба;

• служба спецавтотранспорта;

• отдел эксплуатации наземных сооружений (ОНС);

• другие службы и отделы для обеспечения деятельности аэропорта.

Каждая служба (отдел) укомплектовывается подготовленными специалистами для выполнения определенных задач и функции.


1.6.1.3 Организация движения

Территория и объекты аэропорта, в зависимости от назначения и выполняемых на ней операций подразделяется на различные зоны:

Зона выполнения полетных операций / Взлетно-посадочные полосы (ВПП) и рулежные дорожки (РД) - определенная часть территории аэродрома (специально подготовленная и оборудованная), предназначенная и используемая для взлета, посадки и руления воздушных судов. Взлетно-посадочные полосы могут быть основными, запасными, оборудованными и необорудованными различными техническими системами посадки воздушных судов.

Летное поле аэродрома - часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны и площадки специального назначения.

Место стоянки воздушного судна - часть перрона или специально подготовленная площадка на летном поле аэродрома, предназначенная для стоянки воздушного судна с целью его обслуживания;

Зона технического обслуживания воздушных судов - участок территории аэродрома с расположенными на нем средствами и оборудованием, предусмотренным для технического обслуживания воздушных судов. Сюда относятся перроны, ангары, здания и мастерские, места стоянки наземных транспортных, средств и связанные с ними дороги.

Перрон - часть летного поля аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки или высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, а также других видов обслуживания (заправки, стоянки, технического обслуживания и т. д.);

• Участки территории аэродрома, предназначенные для размещения объектов радио-, светотехнического обеспечения полетов и деятельности аэропорта;

• Участки территории аэродрома, предназначенные для размещения производственных помещений и средств различных служб аэропорта;

• Участок территории аэродрома с расположенным на нем зданием аэровокзала с привокзальной площадью.

Зоны аэропорта в соответствии с требованиями нормативных документов имеют определенную маркировку, способствующую упорядоченному движению в зонах воздушных судов, транспортных средств и авиаперсонала.

Движение воздушных судов, транспортных средств и лиц в различных зонах аэропорта устанавливается определенными правилами и нормативными документами (Наставлением по аэродромной службе, Наставлением по производству полетов и т. д.). Все действия в зонах аэропорта (особенно в зоне выполнения полетных операций) подлежат контролю и осуществляются с разрешения определенных диспетчерских пунктов и должностных лиц.

В целях обеспечения деятельности аэропорта и исключения влияния на, нее действий посторонних лиц, часть территории аэродрома имеет по всему периметру ограждение, доступ в которую контролируется.

В целях обеспечения авиационной безопасности внутри огражденной части аэродрома организуются зоны ограниченного доступа (контролируемые зоны), в которых контролируется перемещение всех лиц и транспортных средств.

Зоны ограниченного доступа организуются таким образом, чтобы там могли производиться только санкционированные действия.

Контролируемые зоны аэропорта оборудуются ограждениями с обозначенными указателями, системой охраны и контроля за доступом в них всех лиц и транспортных средств, имеющих на это разрешение. Несанкционированный выход на летное поле (в контролируемую зону) лиц и транспортных средств должен быть предотвращен.

Все лица, имеющие право доступа в различные зоны аэропорта, проходят предварительную спецпроверку (досмотр).

Право выхода и нахождения в контролируемой зоне дает пропуск (идентификационный знак), который должен носиться всеми, кому это разрешено, на видном месте одежды в течение всего времени нахождения в контролируемых зонах. Наличие пропуска (идентификационного знака), проверяется в контрольно-пропускных пунктах при входе в контролируемую зону.

Находящиеся на земле воздушные суда являются центрами рабочей активности и требуют принятия соответствующих мер безопасности, исключающих несанкционированный к ним доступ.

Места стоянок самолетов оборудуются средствами охраны и контроля. Воздушные суда оборудуются средствами предотвращения и выявления несанкционированного к ним доступа. При подозрении о возможности такого доступа ВС подлежит досмотру.

На стоянки и в воздушные суда допускается только установленный круг лиц.

Доступ к местам стоянок ВС разрешается только той категории авиаперсонала, который имеет отношение к обслуживанию данного ВС и имеет знаки отличия, подтверждающие эти право. Контроль осуществляется сотрудниками службы АБ.

Пассажиры, находящиеся на стоянке ВС в ожидании посадки, должны быть под наблюдением сотрудников службы АБ.

Все места, откуда может хорошо просматриваться летное поле (места стоянок самолетов), должны быть соответствующим образом защищены и контролироваться службой авиационной безопасности.

Сотрудники службы авиационной безопасности, оснащенные мобильными средствами передвижения, связи и оружием, осуществляют патрулировании аэропорта с целью пресечения случаев несанкционированного доступа посторонних лиц в контролируемые зоны.

Персонал аэропорта и других авиапредприятий, расположенных на его территории, должен быть осведомлен о необходимости поддержания эффективной и постоянной системы безопасности на местах стоянок и на территории аэропорта в целом. Посторонние лица, находящиеся в зонах ограниченного доступа, должны задерживаться с сообщением в службу АБ или отдел милиции аэропорта.

Въезд на территорию контролируемых зон аэропорта транспортных средств всех видов и назначений должен производиться только по специальным пропускам, имеющим различные сроки действия.

Движение всех типов транспортных средств в контролируемых зонах аэропорта определяется утвержденным документом и должно быть только по установленным маршрутам и с установленной скоростью.

Водители транспортных средств при работе в контролируемых зонах аэропорта обязаны иметь при себе и предъявлять по требованию установленного круга должностных лиц документ на право вождения транспортных средств по аэродрому и обслуживанию ВС.

Выезд транспортных средств на ВПП и рулежные дорожки во всех случаях осуществляется только по разрешению руководителя полетов (РП) и в сопровождении ответственного лица за проведение работ, имеющего двустороннюю р/связь с диспетчером службы управления воздушным движением (УВД).

Руководство маневрированием транспортных средств у воздушных судов осуществляет установленный круг должностных лиц, имеющих на это документированное право.


1.6.1.4 Обслуживание воздушного движения

Интенсивное воздушное движение немыслимо без определенных правил по его управлению. Существуют международные и национальные правила управления воздушным движением (УВД), постоянно совершенствующиеся в направлении создания глобальной системы организации воздушного движения.

Организация воздушного движения (ОВД) - это система правил и процедур, одним из элементов которой является управление воздушным движением, осуществляемое службами УВД, специально подготовленными для этого сотрудниками.

Управление воздушным движением (УВД) организуется в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, нормативно-руководящих документов в этой области, Наставления по производству полетов в ГА (НПП ГА-85) и инструкций по производству полетов в районах аэродромов (аэроузлов).

Управление воздушным движением в гражданской авиации осуществляется центрами ЕС УВД, органами службы движения и включает:

• планирование и координирование воздушного движения;

• непосредственное УВД;

• контроль за соблюдением экипажами воздушных судов порядка использования воздушного пространства.

Главными задачами УВД являются:

• обеспечение безопасности полетов при выполнении экипажами ВС задании на полет;

• обеспечение регулярности и экономичности полетов при эффективном использовании воздушного пространства

Каждое воздушное судно с момента запуска двигателей и до момента их выключения в конечном пункте установленного маршрута находится в системе УВД (под наблюдением и постоянной связью).

Обеспечение авиационной безопасности воздушного судна в полете осуществляется тесным взаимодействием служб АБ и УВД, механизм которого должен постоянно совершенствоваться в целях достижения требуемого уровня безопасности.


1.6.1.5 Вопросы взаимодействия служб АБ и УВД

• опознавание и контроль за движением воздушного судна в целях обеспечения авиационной безопасности;

• обеспечение благоприятных условий полета воздушному судну, подвергнувшемуся акту незаконного вмешательства;

• обмен необходимой информацией между экипажем ВС и наземным органом УВД в целях обеспечения авиационной безопасности,

• руководство воздушным движением при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актами незаконного вмешательства.


1.6.1.6 Виды связи, используемые для обеспечения авиационной безопасности

Одной из задач обеспечения авиационной безопасности является предупреждение (принятие превентивных мер) случаев возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства, или их пресечение по возможности на ранних стадиях развития. Успешное решение этой задачи зависит от оперативной передачи необходимой информации по надежным каналам связи.

В целях обеспечения оперативности и эффективности принимаемых мер по авиационной безопасности в деятельности службы АБ используются различные виды и средства связи:

• ведомственная и городская телефонная сеть;

• внутренняя производственная громкоговорящая связь (ГГС), система производственной радиосвязи;

• система внутрислужебной радиосвязи;

• система междугородней телефонной, телеграфной и факсимильной связи;

• другие средства связи, способствующие оперативной передаче необходимой информации.

В разрабатываемых каждым аэропортом мерах авиационной безопасности предусматривается использование для этих целей имеющихся основных и резервных каналов связи обмена информацией.

Различная по степени оперативности и важности информация (в том числе закрытая) передается по различным каналам связи, заранее организуемым между органами и ведомствами, ответственными за обеспечение авиационной безопасности

При возникновении акта незаконного вмешательства немедленно информируются заинтересованные в обеспечении авиационной безопасности должностные лица и компетентные органы по отработанной практикой в каждом аэропорту конкретной схеме оповещения.


1.6.2 Положение о службе авиационной безопасности аэропорта (авиапредприятия). Структура службы авиационной безопасности

Организация работы службы авиационной безопасности, ее оснащение.

В соответствии с Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, приказа Министра транспорта РФ от 14.04.94г. № 19, требованиями Федерального Закона «Воздушный кодекс Российской Федерации» авиационная безопасность обеспечивается создаваемыми в авиапредприятиях службами авиационной безопасности, а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Служба авиационной безопасности создается для осуществления мер и координации работ по обеспечению авиационной безопасности, обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и подчиняется непосредственно руководителю администрации авиапредприятия.

Служба авиационной безопасности авиапредприятия в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, ФАП и Типовым положением о службе авиационной безопасности аэропорта, введенным приказом Министра транспорта РФ от 17. 10. 94 № 76.

Типовое положение о службе авиационной безопасности аэропорта. (Утверждено и введено в действие приказом Министра транспорта РФ от 17.10.94г. № 76)

1. Общие положения.

1.1. Служба авиационной безопасности (САБ) создается и действует в соответствии с Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. № 897 и приказом Министра транспорта Российской Федерации от 14 апреля 1994г. № 19.

1.2 Служба авиационной безопасности является самостоятельным структурным подразделением аэропорта и осуществляет в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает (дополнительно) меры безопасности в период повышения угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств.

1.3. Служба авиационной безопасности в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, Нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30. 07 94г. № 897, стандартами и рекомендациями ИКАО и другими нормативными документами по вопросам авиационной безопасности, а также настоящим Типовым положением.

1.4. Служба авиационной безопасности взаимодействует с другими структурными подразделениями аэропорта, организациями и эксплуатантами воздушных судов, а также с территориальными органами Федеральной службы безопасности (ФСБ России), Министерства внутренних дел (МВД России) и исполнительной власти при решении вопросов, отнесенных к ее компетенции.

1.5. Служба авиационной безопасности разрабатывает программу авиационной безопасности и осуществляет ее реализацию.

1.6. Служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.

1.7. Сотрудники службы авиационной безопасности обязаны принимать все возможные меры, предусмотренные Российским законодательством, для предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а при необходимости лиц, нарушающих Нормы, правила и процедуры авиационной безопасности, задерживать в установленном порядке.

1.8. Ответственность за организацию, состояние и обеспечение авиационной безопасности в авиационном предприятии, аэропорту, осуществление мероприятий, обеспечивающих выполнение задач, возложенных на службу авиационной безопасности, несет руководитель службы авиационной безопасности.

Администрация авиационного предприятия, аэропорта осуществляет материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий по авиационной безопасности.

1.9. Работники службы авиационной безопасности аэропорта обязаны иметь отличительные нарукавные знаки установленного образца. Образец нарукавного знака разрабатывается и утверждается федеральной авиационной службой России.

2. Задачи и функции службы авиационной безопасности.

2.1. Служба авиационной безопасности аэропорта обязана обеспечить защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с Нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности. При этом основными задачами службы авиационной безопасности аэропорта являются:

• предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСБ России и МВД России) попыток захвата (угона) воздушных судов,

• осуществление в установленном порядке досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания) в целях предотвращения доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;

• обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов управления воздушным движением, радио и светотехнического оборудования аэродромов, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов;

• организация контролируемых зон в аэропортах и обеспечение пропускного режима;

• разработка программ и организация обучения членов экипажей воздушных судов, сотрудников подразделений и служб эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта, мерам по обеспечению авиационной безопасности:

• осуществление надзора за соблюдением Норм, правил и процедур по авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами;

• предоставление эксплуатантам воздушных судов дополнительных услуг по авиационной безопасности (охрана ВС, дополнительный досмотр ВС и др.) на договорных условиях.

2.2. Служба авиационной безопасности аэропорта в соответствии с возложенными на нее задачами:

• разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению безопасности воздушных судов, пассажиров и сохранности ручной клади, багажа, почты, грузов и бортпитания;

• разрабатывает и осуществляет меры противодействия актам незаконного вмешательства в отношении воздушных судов и объектов аэропорта. В целях оперативного принятия мер организует постоянное сменное дежурство в аэропорту своих сотрудников;

• осуществляет предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывных устройств, взрывчатых и других веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;

• принимает дополнительные меры авиационной безопасности в аэропорту в периоды повышенной угрозы или в чрезвычайных обстоятельствах;

• совместно с правоохранительными органами участвует в мероприятиях по установлению лиц - авторов анонимных угроз в адрес аэропорта и эксплуатантов воздушных судов;

• организует взаимодействие с органами МВД России при проведении мероприятий на территории аэропорта (аэровокзала, перронов и аэродрома) с целью выявления и задержания лиц, представляющих угрозу для воздушного транспорта, а также в случаях обнаружения на территории аэропорта оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;

• с учетом местных условий разрабатывает и осуществляет технологию проведения досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортпитания;

• учитывает оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся вещества и другие предметы, запрещенные к провозу на воздушном транспорте, изъятые в процессе досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа или обнаруженные на территории аэропорта;

• организует внедрение и практическое использование технических средств досмотра (ТСД) пассажиров, их ручной клади, багажа, почты, грузов и бортпитания, а также инженерно-технических средств охраны авиационной техники (ИТСО), аэродрома, объектов аэропорта;

• осуществляет пропускной режим в контролируемой зоне аэропорта, выявляя и задерживая нарушителей, принимает в отношении этих лиц меры административного воздействия или передает их в правоохранительные органы,

• анализирует состояние обеспечения авиационной безопасности аэропорта.

2.3. Для обеспечения выполнения своих функциональных обязанностей служба авиационной безопасности использует возможности подразделений военизированной охраны (ВОХР), которые вооружаются служебным оружием. Порядок приобретения, хранения, учета и применения оружия осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об оружии» и приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30. 12. 93г. № 609. Подразделения военизированной охраны находятся в оперативном подчинении начальника службы авиационной безопасности аэропорта.

2.4. Служба авиационной безопасности аэропорта имеет право:

• требовать от структурных подразделений аэропорта, эксплуатантов воздушных судов и других организаций, базирующихся на территории аэропорта или пользующихся ею услугами, выполнения норм, правил и процедур по авиационной безопасности;

• делать представления руководителю администрации аэропорта о наложении штрафных санкций, а при необходимости о приостановке (аннулировании) лицензий (разрешений) на проведение полетов для эксплуатантов воздушных судов, расположенных в аэропорту или пользующихся его услугами, при невыполнении или нарушении мер авиационной безопасности;

• требовать от структурных подразделений аэропорта, эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта или пользующихся его услугами, обязательного выполнения предписаний по устранению недостатков и нарушений мер авиационной безопасности;

• производить в установленном порядке досмотр пассажиров с дипломатическим статусом и обладающих дипломатическими полномочиями, фельдъегерей, сопровождающих официальную корреспонденцию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

• не допускать к полету пассажиров всех категорий, отказывающихся от предполетного досмотра;

• беспрепятственного доступа на все объекты и в помещения служб аэропорта, использования любых аэродромных транспортных средств с водителем при необходимости преследования и задержания нарушителей мер авиационной безопасности;

• изымать в установленном порядке с составлением акта оружие, боеприпасы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества и предметы, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства в соответствии с действующим уголовным, уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, законом Российской Федерации «О милиции».

2.5 Уполномоченным сотрудникам служб авиационной безопасности предоставляется право проверки состава экипажа и осуществление контроля загрузки воздушных судов, включая осмотр пассажирских салонов, кабины пилотов, грузовых, бытовых, технических отсеков и документов данного рейса.

3. Структура и состав службы авиационной безопасности аэропорта.

3.1. Положение о службе авиационной безопасности аэропорта, а также структура и штатное расписание службы авиационной безопасности утверждается руководителем аэропорта (авиапредприятия).

3.2. Должностные инструкции работников службы авиационной безопасности утверждаются начальником службы авиационной безопасности.

3.3. Численность сотрудников службы авиационной безопасности определяется руководителем аэропорта, исходя из объема и характера выполняемых задач, с учетом классности аэропорта, количества пунктов досмотра, постов и их дислокации.

3.4. Комплектование службы авиационной безопасности личным составом производится по трудовому договору (контракту) на срок по соглашению сторон из числа граждан Российской Федерации, преимущественно лиц мужского пола, прошедших службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах ФСБ, МВД и ФПС России и годных по состоянию здоровья к работе в САБ. Эти лица проходят испытательный срок до 3-х месяцев в целях проверки соответствия их профессиональной пригодности.

3.5. При приеме на работу в САБ все лица проходят установленным порядком медицинское освидетельствование для определения годности к исполнению служебных обязанностей. Кандидаты, принимаемые на должности, связанные с применением огнестрельного оружия, кроме того, проходят проверки в органах внутренних дел.

3.6 Сотрудники САБ проходят обязательную специальную подготовку по учебным планам и программам.

3.7. Возмещение вреда, причиненного работникам службы авиационной безопасности увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Постановлением ВС РФ от 24. 12. 92г. №4214-1.

4. Руководство службой авиационной безопасности аэропорта.

4.1. Службой авиационной безопасности аэропорта руководит начальник службы АБ, который подчиняется заместителю руководителя аэропорта по авиационной безопасности, а при отсутствии такой должности - непосредственно руководителю аэропорта.

4.2. Начальник службы авиационной безопасности назначается на должность и освобождается от должности руководителем аэропорта по согласованию с территориальными органами ГСГА России.

4.3. Начальник службы АБ аэропорта несет персональную ответственность за состояние авиационной безопасности аэропорта и выполнение функциональных задач и мероприятий службой АБ в полном объеме настоящего Положения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.