РУБРИКИ |
Альтернативная гражданская служба в РФ |
РЕКЛАМА |
|
Альтернативная гражданская служба в РФАльтернативная гражданская служба в РФНижегородский Государственный Университет имени Н. И. Лобачевского Исторический факультет Кафедра международных отношений Курсовая работа «Зарубежный опыт права на отказ от военной службы по убеждениям совести.» Выполнил: студент группы №326 Тарасов Д. Н. Научный руководитель: д. и. н., профессор Колобов О. А. . Нижний Новгород 1998 год План: Аннотация . 1. Ретрорспективный обзор и краткая характеристика современной ситуации. 2. Международные правовые нормы, признающие право на отказ от военной
службы по убеждениям. 4. Какой должна быть альтернативная гражданская служба. 6. Перечень вопросов, вызывающих наибольшее беспокойство. 2. Данная работа представлена в рамках совместного проекта Нижегородского 3. Отдельные положения данной курсовой работы нашли свое отражение: 7. Исходным материалом для написании работы послужили:
Право на отказ от воинской службы по убеждениям совести нельзя считать
проблемой, не заслуживающей самого серьезного беспокойства или находящейся
вне рамок работы международного сообщества по защите и укреплению прав
человека. Право на отказ от воинской службы по убеждениям является
важнейшим составляющим элементом права на свободу мысли, совести и
вероисповедения, сформулированного во Всеобщей декларации прав человека, в Эти органы настоятельно призывают правительства предоставить гарантии того, что гражданам, отказывающимся от обязательной воинской повинности по причине своих сознательных убеждений, будет дана возможность проходить альтернативную службу. В ряде резолюций, принятых этими органами ясно указано, что альтернативная службы должна иметь ' полностью гражданский характер, и ее продолжительность не должна быть карательной мерой. Согласно их рекомендациям, гражданам должно быть разрешено официально регистировать свой отказ от воинской службы по убеждениям в любое время: до их призыва в армию, после получения призывных документов или во время воинской службы. Комиссия ООН по правам человека. Совет Европы и Европарламент также подчеркивают, что информация о правилах получения статуса отказавшегося от воинской службы по убеждениям должна быть без труда доступной всем ожидающим призыва в вооруженные силы, а также тем, кто уже призван на воинскую службу. Отказывающимся от воинской службы по убеждениям следует считать любого человека, который, по причине своих глубоких убеждений совести, отказывается от выполнения воинской службы или любого непосредственного или косвенного участия в войнах или вооруженных конфликтах. Такое глубокое убеждение может быть религиозного, этического, морального, философского, политического или подобного характера. При этом, независимо от характера убеждений, этим людям должно быть гарантировано право отказаться от ношения оружия или от участия в войнах или вооруженных конфликтах. Кроме того, это право следует распространять и на лиц, которые уже призваны на воинскую службу, а также на профессиональных военнослужащих, чьи сознательные убеждения в желании отказаться от службы в армии, сформировались после их вступления в вооруженные силы. В тех случаях, когда эти граждане подверглись задержанию или тюремному
заключению единственно потому, что они были лишены права официально
зарегистрировать свой отказ от воинской службы или пройти альтернативную
службу полностью гражданского характера, они признаются Международной Во многих государствах число лиц, добивающихся получения статуса отказывающихся от воинской службы по убеждениям, совсем небольшое. Но даже если таких случаев немного, эту проблему нельзя не внести в круг важнейших. Защита права на отказ от воинской службы по убеждениям и права на альтернативную службу - часть из важнейших направлений деятельности по укреплению прав человека во всем мире. Автор не ставит под сомнение право правительств призывать граждан
на службу в вооруженные силы. Также я определяю своих позиций согласия или
несогласия с содержанием убеждений, которыми отказывающиеся мотивируют
свои решения. Однако, следуя нормам международного права считаю, что все,
подлежащие призыву в вооруженные силы, должны получить возможность
проходить альтернативную службу, если таковым будет их решение,
основанное на глубоких убеждениях совести. Исторические перемены, произошедшие в Европе после 1989 года поставили перед борющимися за права человека организациями много новых задач. Новые демократические государства Центральной и Восточной Европы и несколько стран бывшего Советского Союза были приняты в Совет Европы, и многие из этих государств стремятся стать членами Европейского Союза и НАТО, что также возлагает на эти организации новые обязанности по защите и укреплению прав человека. Сегодня очень серьезен вопрос, насколько серьезно осознаются
обязательства по соблюдению прав человека, которые взяли на себя эти
молодые демократии при вступлении в Совет Европы или в другие региональные
органы, - и правительствами самих этих стран, и европейскими органами. Содержание данного документа ясно свидетельствует о том, что право на
отказ от воинской службы по убеждениям получило несомненное признание в
нормативных документах ООН и соответствующих европейских органов. Вооруженные конфликты последних лет в Хорватии, Боснии-Герцеговине, в В новых республиках, образовавшихся после распада бывшей Югославии,
большинство мужчин старше определенного возраста уже отслужили в бывшей Многие люди в этом регионе не хотели принимать участия в конфликте,
разгоревшемся в пределах некогда единой страны. Однако при этом концепция
отказа от воинской службы по убеждениям была для них сравнительно новой
или не очень понятной. Это, в частности, явилось причиной того, что только
немногие из отказавшихся от участия в конфликте смогли официально
представить свой отказ как решение, основанное на глубоких убеждениях
совести. Резолюции по проблемам дезертирства и уклонения от призыва
в бывшей Югославии были приняты Европейским Парламентом и Парламентской Некоторые страны Западной Европы, в том числе Франция и Испания,
объявили о своем намерении провести поэтапное сокращение призыва на
воинскую службу и ликвидировать ее в первые годы 21 века. Бельгия и Многие люди в этом регионе не хотели принимать участия в конфликте,
разгоревшемся в пределах некогда единой страны. Однако при этом концепция
отказа от воинской службы по убеждениям была для них сравнительно новой
или не очень понятной. Это, в частности, явилось причиной того, что только
немногие из отказавшихся от участия в конфликте смогли официально
представить свой отказ как решение, основанное на глубоких убеждениях
совести. Резолюции по проблемам дезертирства и уклонения от призыва
в бывшей Югославии были приняты Европейским Парламентом и Парламентской Некоторые страны Западной Европы, в том числе Франция и Испания,
объявили о своем намерении провести поэтапное сокращение призыва на
воинскую службу и ликвидировать ее в первые годы 21 века. Бельгия и Постоянное беспокойство вызывают действия правительства Греции: несмотря на членство Греции в Европейском Союзе и Совете Европы, правительство этой страны до сих пор не ввело полностью альтернативной службы, руководимой гражданскими органами. В результате этого сотни мужчин ежегодно привлекаются к судебной ответственности и заключаются в тюрьмы за отказ от воинской службы. Эта ситуация была отмечена в нескольких резолюциях Европейского Парламента. Турция также продолжает отказывать своим гражданам в праве на альтернативную гражданскую службу, - и это несмотря на все большее сближение этой страны с Европейским Союзом и ее членство в Совете Европы и НАТО. Действия обоих этих государств, а также большого числа других стран-
участниц Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе Хотя в Копенгагенском Документе 1990 года ОВСЕ заявила о намерении
и далее считать проблему отказа от воинской службы по убеждениям
находящейся "в рамках работы в сфере человеческих измерений", а также
способствовать обмену информацией среди стран-участниц ОВСЕ о соблюдении
права на отказ от воинской службы по убеждениям, этот вопрос почти
исчез из поля зрения форумов ОВСЕ, о чем свидетельствует отсутствие сколько-
нибудь существенного упоминания этой проблемы в Будапештском 1994 года и Кроме краткого упоминания в Кодексе руководства военно-политическими аспектами безопасности (VII, 28), принятом на Саммите в Будапеште в 1994 году, о том, что страны-участницы ОВСЕ должны "...рассмотреть порядок освобождения от воинской службы или введение альтернативной службы", в последние годы право на отказ от воинской службы по убеждениям не фигурировало заметным образом в повестках дня собраний ОВСЕ.(6) Как уже говорилось выше, ситуация, при которой органы, не соблюдают взятые на себя обязательства, может значительно подорвать доверие к этим организациям как поручителям соблюдения прав граждан. Такое пренебрежение этим вопросом фактически поощряет те государства, которые по какой бы то ни было причине хотели бы избежать выполнения своих обязательств. Однако для того, чтобы право на отказ от воинской службы по убеждениям было признано важнейшим элементом одного из основных прав человека - права на свободу мысли, совести и вероисповедания, будет недостаточным лишь сформулировать международные нормы и составить соответствующие законопроекты. Для этого необходима всеобъемлющая инициативная работа по поддержке и укреплению прав человека, в которой особенно нуждаются страны Центральной и Восточной Европы. 2. Международные правовые нормы, признающие право на отказ от военной
службы по убеждениям. В последнее десятилетие это право было утверждено как на
международном, так и на региональном уровне. В 1987 году Комиссия ООН по
правам человека приняла Резолюцию 1987/46, в которой отказ от воинской
службы по убеждениям совести ясно определяется как "законное осуществление
права на свободу мысли, совести и вероисповедания". Это определение было
вновь подтверждено в последующих резолюциях, принятых Комиссией в 1989, В Общих Комментариях Номер 22 (48) по Статье 18 Международного Пакта о гражданских и политических права, принятых в июле 1993 года. Комитет ООН по правам человека согласился с мнением Комиссии и выразил свое убеждение в том, "...что такое право вытекает из статьи 18, поскольку обязанность применять смертоносное оружие может находиться в серьезном противоречии со свободой совести и правом следовать своим вероисповеданию и убеждениям". На европейском уровне это право получило такое же определение в Выводы этих двух организаций ООН также поддерживаются в ряде
резолюций, принятых Европейским Парламентом. В Резолюции от 13 октября 18 января 1994 года Европарламентом была принята очередная Резолюция по этому вопросу. В ней говорится: "...право на отказ от воинской службы по убеждениям является частью понятия о праве на свободу мысли, совести и вероисповедания, как это признается в Статье 9 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека". В той же Резолюции 1994 года подчеркивается, что, по мнению Парламента, "право на отказ от воинской службы является реальным правом человека, что признается и Комиссией ООН по правам человека в резолюции 1989/59..." Следует также отметить, что Резолюция 1994 года утверждает, что Завершая представление международных правовых норм, признающих
отказ от воинской службы по убеждениям одним из основных прав человека,
добавим, что в Документе 1990 года Копенгагенской встречи Конференции по
человеческий измерениям Организации по безопасности и сотрудничеству в В своей Резолюции 1995 года (1995/83) по данной проблеме Комиссия ООН по правам человека "обращает внимание на право каждого человека заявлять о своем отказе от воинской службы по убеждениям, что является выражением права на свободу мысли, совести и вероисповедения..." В резолюции еще раз утверждается, "...что отказ от воинской службы по убеждениям опирается на принципы и убеждения совести, что включает в себя глубокие религиозные, этические, гуманитарные и подобные им убеждения." Резолюция Европейского Парламента, принятая 18 января 1994 года, подчеркивает, что "...отказывающимся от воинской службы по убеждениям следует считать того человека, который, отказывается выполнять обязательную воинскую службу, обосновывая свой отказ религиозными, этическими, философскими причинами или причинами глубоких убеждений совести". Резолюция также "призывает к тому, чтобы все государства-участники приняли данное определение". Комиссия ООН по правам человека в своей Резолюции 1995 года также Здесь также следует отметить, что. такие категории, как "моральные" и Следуя этим принципам. Международная Амнистия в прошлые годы признала
узниками совести тех людей, кто по глубоким убеждениям совести отказался
вступить в армию, участвовавшую в войне во Вьетнаме, на воине в Международная Амнистия обращает особое внимание на случаи, когда отказывающиеся от воинской службы по убеждениям приговариваются к тюремным заключениям в результате того, что соответствующее законодательство в их государствах настолько несовершенно и ограничено, что не все, а только некоторые из вышеперечисленных причин для отказа по убеждениям признаются властями. Кроме гарантий справедливого отношения. Международная Амнистия не ставит никаких условий для устанавливаемых правительствами правил проверки и принятия решений по заявлениям отдельных лиц, желающих быть признанными в качестве отказывающихся от воинской службы по убеждениям. При этом необходимо отметить, что организация не признает узниками совести тех заключенных в тюрьму лиц, которые не желают дать объяснений о причинах своего отказа ответственным за принятие решения властям (в тех случаях, когда подобные правила установлены законом государства), за исключением случаев, когда эти причины ясны сами собой из содержания конкретного дела.(9) Отметим, однако, что в нормах, установленных ООН и европейскими
организациями, существуют конкретные рекомендации по решению этих проблем. Рекомендация 1987 года Комитета Министров Совета Европы признает, что Резолюция Европарламента от 13 октября 1989 года просто "утверждает,
что для получения статуса отказывающегося от воинской службы по
убеждениям следует только подать соответствующее заявление, в
котором указаны мотивы отказа". Призывая к "определению общих принципов,
соблюдение которых позволит исключить дискриминацию по отношению к
гражданам разных европейских государств по поводу воинской службы", в 4. Какой должна быть альтернативная гражданская служба. Сегодня практически не высказываются мнения о конкретном характере или содержании альтернативной службы, предлагаемой государством тем, кто отказался от воинской службы по причине своих убеждений. Тем не менее, организация готова признать узниками совести тех заключенных в тюрьму лиц, кто, отказавшись от воинской службы по убеждениям, не получил возможности пройти альтернативную службу полностью гражданского характера и руководимой гражданскими властями, или в том случае, когда длительность альтернативной службы может быть признана карательной. Это определяется следующими факторами: 1) указано ли властями, что длительность альтернативной службы по сравнению с воинской службой преднамеренно имеет карательный характер; 2) предлагается ли властями какое- либо удовлетворяющее обоснование того, что длительность альтернативной службы не является карательной, если она все же превышает длительность воинской службы на любое количество времени; и 3) превосходит ли время, проведенное на альтернативной службе, общий срок воинской службы, включая период обучения и действительной резервной службы.(11) Важно подчеркнуть, что не признается узником совести тот отказавшийся от воинской службы по убеждениям человек, который отказался от предложенной ему альтернативной службы, если она имела полностью гражданский характер, находилась в ведении гражданских властей, и ее длительность соответствовала вышеуказанным требованиям. Комиссия ООН по правам человека в Резолюции 1995 года "подчеркивает,
что формы альтернативной службы должны иметь нестроевой или гражданский
характер, служить интересам общества и быть некарательной длительности." Данная Рекомендация включает дополнительное замечание о том, что Резолюция Европарламента от 13 октября 1989 года "настаивает,
что длительность альтернативной службы может превышать срок воинской
службы максимум на 50 процентов, и только для того, чтобы компенсировать
время резервных учений, которым подлежат проходящие воинскую службу." Эта Расширяя возможности альтернативной службы, та же Резолюция "призывает
к тому, чтобы лицам, получившим в своем государстве-члене [ЕС] статус
отказывающегося от воинской службы по убеждениям, было разрешено - если это
возможно и если этот конкретный человек сам того желает - участвовать в
программах альтернативной службы другого государства-члена, и в результате
такого участия быть освобожденным от альтернативной службы в своем
государстве." В связи с этим Парламент "дает задание [Европейской] Последовавшая за этим Резолюция Европарламента (18 января 1994 года)
предлагает даже и дальнейшие меры: созвать Комиссию для подачи в Парламент
предложения о "создании Европейской альтернативной службы, открытой и для
отказывающихся от воинской службы по убеждениям и для добровольцев из стран-
членов", а также о "программе обмена, позволяющей тем, кто проходит
альтернативную службу выбирать и выполнять альтернативную службу в другом
государстве-члене или в одной из развивающихся стран, -что будет частью
программы сотрудничества." В этой Резолюции также утверждается, что Следует также отметить, что январская 1994 года Резолюция
рекомендовала государствам-членам Европейского Союза "...
проследить за тем, чтобы обязательная воинская служба и гражданская служба,
выполняемая в организациях, не находящихся в ведении Министерства Обороны,
были одинаковой длительности.» (14) В настоящее время неправительственные организации (НПО) и европейские меж-
правительственные органы проводят несколько инициатив, которые могут
оказать существенную помощь в деле укрепления и защиты права на отказ от
воинской службы по убеждениям в Европе. С 1984 года существует проект Необходимость введения этого Протокола в текст Конвенции недавно
получила новую поддержку от группы неправительственных организаций (НПО, в
том числе и Международная Амнистия), имеющей статус консультативного органа
при Совете. Европы. 25 сентября 1996 года эта группа единогласно одобрила
резолюцию о признании права на отказ от воинской службы по убеждениям,
предложенную Советом Квакеров по европейским делам. Эту Резолюцию также
поддерживают Европейская Экуменистская Комиссия по делам церкви и общества В Резолюции выражается обеспокоенность тем, что "...даже при том, что В ответ на вопрос, в письменном виде представленный членом ... в последние годы ряд изменений, произошедших в нескольких государствах-членах, относительно правил призыва и/или права на отказ от воинской службы по убеждениям. Однако, со времени принятия Комитетом Рекомендации По К (87) 8 количество членов Организации значительно выросло. По этой причине Комитет Министров полагает, что хотел бы иметь в своем распоряжении сравнительный обзор законодательств и юридических практик, относящихся к этим проблемам, в государствах-членах. Комитет Министров. . . поручил Руководящему Комитету по правам человека (СООН) подготовить такой обзор, указав в нем как выполняется Рекомендация По. К (87) 8, - что позволит определить дальнейшие необходимые на европейском уровне действия. В настоящее время Руководящий Комитет по правам человека (СООН) готовит
такой обзор, намереваясь завершить его к концу 1997 года. Необходимое
сравнительное исследование планируется быть представленным на заседании Дополняя эти шаги Совета Европы, Международная Амнистия также
настоятельно призывает к тому, чтобы государства-члены Европейского В связи с тем, что государства, желающие вступить в ЕС, должны
соблюдать международные нормы права на отказ от воинской службы по
убеждениям, немецкий член Европейского Парламента Доктор Кристоф Таннерт
недавно подготовил специальный отчет. Его исследование. Воинская служба и
право на отказ от нее по убеждениям совести в Центральной и Восточной Необходимо еще раз повторить призыв международных правозащитных организаций ко всем государствам-членам Европейского Союза и Совета Европы пересмотреть свои законодательства об отказе от воинской службы по убеждениям в свете нынедействующих резолюций и рекомендаций. 6. Перечень вопросов, вызывающих наибольшее беспокойство. В связи с необходимостью других приоритетных исследований и по причине
ограниченных ресурсов у меня не было возможности получить полную и
подробную информацию о том, насколько и как право отказа от воинской службы
по убеждениям признается в ряде стран, включенных в задачи Европейского
отдела Международной Амнистии (в которую входят все государства-члены Также известно, что в Грузии воинская или альтерантивная службы
обязательны для молодых людей от 18 до 27 лет. Несмотря на то, что закон
о гражданской альтернативной службе был принят 14 июня 1991 года, и Статья Правозащитники сообщают, что чтобы предотвратить недобор на воинскую
службу, вызванный массовым уклонением от призыва, с 1995 года власти решили
использовать, "пресс-бригады", члены которых собирают молодых людей на
улицах, в общественном транспорте и в других общественных местах и
насильно вносят их в списки для службы в вооруженных силах. Таджикский Почти две тысячи лет назад прозвучали слова рекрута Максимилиана: «Мне непозволительно воевать, потому что я христианин». На всем протяжении этих двух тысячелетий не было и года, когда где-нибудь кто-нибудь не повторял эти слова. Слишком важен вопрос- и для людей определенных убеждений совести, и для государства, для его стабильности и обороноспособности. Россия может гордиться тем, что внесла существенный вклад в решение этой проблемы. Еще до революции члены религиозных общин, не приемлющих воинскую службу, освобождались от ношения оружия и служили во вневойсковых командах. Как это не удивительно, но в первые годы существования советской власти был принят декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Россия не может позволить себе забывать свой собственный положительный опыт. Пора осознать, что не государство дарует нам свободу совести. Это естественное и неотъемлемое право каждого человека. Разумеется, интересы государства должны быть соблюдены- но не за счет этого права. Проблема отказа от военной службы и замены ее альтернативной- это не
только юридическая и философская проблема, но и политическая, так как если
это право не гарантируется государством, то такое государство неизбежно
сползает к диктатуре. Россия слишком настрадалась от нее, и потому долг
каждого любящего отечество человека- предотвратить такое развитие событий,
используя зарубежный опыт права на отказ от военной службы по убеждениям
совести. -декабрь 1996 года" (Международная амнистия, Индекс МА: ЕПК 01/01/97), с. 54 1995 г., с. 32-36 Молодежная политика: проблемы решения. М., 1997. РФ (май 1996 года), с. 8-11 (Международная Амнистия, Индекс МА:01/02/1997)., с. 18-19
|
|
© 2000 |
|