|
|
|
|
Акты органов военного управления и организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях
Акты органов военного управления и организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях
Тема 6. Акты органов военного управления. Организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях. Вопрос 1. Основные виды актов военного управления. В деятельности органов военного управления применяются следующие
основные виды правовых актов: воинские уставы, приказы, положения,
наставления, инструкции, директивы, предписания, указания, приказания. Наиболее распространенными в военное управлении являются приказы,
которые вправе отдавать (издавать) все командиры (начальники) и другие
органы военного управления. Приказ - обязательное для исполнения, выраженное в строгом
соответствии с законом, устное или письменное повеление начальника
(органа военного управления). В Вооруженных Силах РФ действует принцип, закрепленным Дисциплинарным
уставом: приказ командира - закон для подчищенного» Приказ должен быть
выполнен беспрекословно и точно и в срок. Приказы служат действенным средством правильной организации боевой
подготовки личного состава, проведения в жизнь единой воли командования,
повседневного управления и контроля за жизнью и деятельностью
подразделения, воинской части, соединения. Четкая регламентация порядка
отдания приказов служит важным правовым средством осуществления и
укрепления принципа единоначалия Вооруженных Силах РФ, укрепления воинской
дисциплины, воспитания исполнительности у подчиненных Особо важное значение
имеют боевые приказы, посредством которых осуществляется управление
войсками бою. На обеспечение точного исполнения приказов командования
направляется разносторонняя воспитательная и организаторская работа среди
военнослужащих. Российское военное законодательство четко регламентирует порядок
отдачи приказов воинскими должностными лицами. Приказы могут быть письменными и устными. Правом издания письменных
приказов пользуются: - командиры воинский частей и соединений; - начальники учреждений и военно-учебных заведений; - начальники гарнизонов; - командующие армиями и войсками военных округов. Приказ Министра обороны РФ и соответствующими положениями об органах
военного управления право об органах военного управления право отдачи
приказов моют быть предоставлено и другим должностным лицам в пределах
круга их служебных обязанностей. Командир (начальник), отдавший приказ обязан проверить его выполнение и
требовать от подчиненных безусловного его исполнения, воспитывать в них
чувство воинской ответственности за порученное дело, разумную инициативу в
деле выбора путей и средств для наилучшего исполнения приказа. В приказе Министра обороны РФ объявляются акты высших органов
государственной власти, относящиеся к Вооруженным Силам РФ. Обычно в таких
приказах кроме объявления того или иного акта даются указания о необходимых
мероприятиях по проведению его в жизнь. Приказы, как и другие акты военного управления, вступают в силу с момента
их подписания, если в самом приказе не установлен их порядок. Нормативные
акты, вводимые в действие приказами, принимаются соответствующими
должностными лицами с момента их объявления. Особое место среди приказов занимают письменные приказы, отдаваемые
командирами воинских частей ежедневно от строевой части и по мере
необходимости по боевой подготовке, приказы по тылу и по технической части.
В них отражаются все ежедневные распоряжения командира (начальника),
фиксируются действия, события, имеющие существенное юридическое значение. Приказом по строевой части командир части производит: назначение
дежурного и помощника дежурного по части, дежурного по парку, дежурного
подразделения; зачисление на довольствие и исключение с довольствия;
увольнение военнослужащих в запас; прием на работу и увольнение рабочих и
служащих; награды, поощрения и дисциплинарные взыскания личному составу, а
также решение вопросов, входящих в компетенцию командира воинской части. В
приказах по строевой части отражаются также изменения в персональных
учетных данных личного состава, убытие в командировки, отпуска, на учебу,
лечение и т.д. В приказах по боевой подготовке подводятся итоги боевой подготовки
личного состава за истекший учебный год (период), ставятся задачи на новый
учебный год (период), объявляются итоги инспектирования и оценки боевой
подготовки личного состава, даются указания по организации и проведению
учебных занятий и решаются другие вопросы в этой области деятельности. В приказах по тылу и технической части решаются вопросы материального
обеспечения. Воинский устав – нормативно-правовой свод правил поведения и деятельности
военнослужащих, установленный на длительное время и регулирующий
определенную сторону жизни, быта, подготовки и боевого использования
Вооруженных сил или отдельных их составных частей (видов вооруженных сил,
родов войск). Общевоинские уставы – Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы,
Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ – утверждены Указом
президента Российской Федерации. Другие воинские уставы введены в действие
приказами Министра обороны РФ. Уставные нормы – фундамент воинского правопорядка. Воинские уставы детально регулируют порядок внутриармейских отношений,
формулируют основные правила, регулирующие жизнь, быт и деятельность войск.
В воинских уставах определены общие и должностные обязанности и права
военнослужащих, взаимоотношения между начальниками и подчиненными, правила
поведения военнослужащих на службе и вне ее, порядок несения внутренней и
караульной служб и т.д. Постоянное и глубокое изучение воинских уставов, строжайшее соблюдение
уставных требований составляют прямой долг и важнейшую обязанность каждого
воина. По своему содержанию нормы воинских уставов могут быть распределены на
следующие группы: - дающие руководящие указания по боевой подготовке и боевому использованию войск; - определяющие общий распорядок в воинских частях и взаимоотношения между военнослужащими; - относящиеся к поддержанию и укреплению воинской дисциплины; - устанавливающие порядок несения гарнизонной и караульной служб; - определяющие порядок строевого обучения и действия военнослужащих в строю; К воинским уставам по своему характеру и назначению близко примыкает и
другая форма нормативных актов военного управления – наставление. Наставление – систематизированный свод правил деятельности отдельных
органов военного управления или правил обращения с боевым оружием, военной
техникой и их применения. Значительная часть норм наставлений носит
описательный, технический характер, но соблюдение их обязательно. Сходны по своему характеру с наставлениями и положения. В них также
регулируется определенная область военно-служебных отношений или
устанавливается структура и правовое положение какого-либо военного органа
(например, Положение о финансовом хозяйстве воинской части). Инструкция – акт, содержащий правила деятельности того или иного органа
управления или воинского должностного лица . Инструкция всегда содержит
правила общего характера, обращенные к должностным лицам (например,
Инструкция о порядке проверки и оценки физической подготовки в Вооруженных
Силах РФ). Директивы – издаются по вопросам оперативным, организации, устройства,
комплектования и службы войск, по основным вопросам материального,
технического и медицинского обеспечения войск, а также развитие приказов
старших начальников по вопросам боевой, воспитательной и воинской
дисциплины. Предписание – письменное распоряжение, составляемое по определенной
форме. Начальники дают предписания подчиненным им должностным лицам с
конкретным указанием, что, где и к какому сроку они должны выполнить. Указания основываются на требованиях приказов и директив старших
начальников и отдаются по вопросам организации и планирования боевой
подготовки и методов обучения личного состава, боевого обеспечения войск,
хранения, эксплуатации, сбережения и ремонта вооружения, боевой техники и
имущества, а также по другим частным вопросам материально-технического
обеспечения. Распоряжение (приказание) – указание, отдаваемое начальником штаба от
имени командира. Содержание и формы правовых актов по вопросам управления войсками в
полевых условиях, а также формы учета и отчетности по личному составу, по
материально-техническому и медицинскому обеспечению войск определяются
соответствующими уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, и
табелями срочных донесений. Вопрос 2. Классификация актов военного управления. Различные виды актов военного управления можно группировать (классифицировать) по следующим основным признакам (критериям): 1. юридические свойства; 2. органам, издающим акты; 3. правообязанным субъектам; 4. характеру регулируемых вопросов. 1. По юридическим свойствам акты военного управления делятся на
нормативные и индивидуальные. Нормативными актами военного управления называют акты, содержащие правила
поведения общего характера. Они предназначены для регулирования однородных
групп отношений, отдельных сторон и отраслевой жизни и деятельности
Вооруженных Сил. В нормативных актах формулируются правила общего характера
безотносительно к конкретным исполнителям. Правообязанные и
правоуполномоченные субъекты определяются в них родовыми или видовыми
признаками. Нормативными, то есть содержащие правила общего характера, являются,
например, такие акты военного управления, как воинские уставы, инструкции,
положения и наставления. Индивидуальные акты военного управления в отличие от нормативных актов не
содержат правил общего характера и предназначены для регулирования на
основе и во исполнение нормативных актов конкретных вопросов, отдельных
случаев в жизни войск. Например, приказ о назначении сержанта И. на
должность заместителя командира взвода является актом индивидуальным. Его
издает командир части в соответствии с Положением о прохождении воинской
службы солдатами и сержантами. 2. Классификация актов управления военного управления по органам,
издающим акты. Значение классификации актов военного управления по этому
признаку заключатся в том, что юридическая сила акта военного управления
определяется методом, занимаемым издавшим его органом в системе органов
военного управления. Термин «юридическая сила» выражает соподчиненность
актов, а не степень их обязанности. Все акты военного управления
обязательны к исполнению. 3. По правообязанным субъектам акты военного управления разделяются на
следующие группы: 1. обращенные к военным органам (воинских должностным лицам); 2. обращенные к отдельным военнослужащим или их составам (солдатам, сержантам, офицерам и т.д.); 3. обращение к военнообязанным запаса и пизывникам; 4. обращение к невоенным государственным органам, общественным организациям и к гражданским лицам. 4. По характеру регулируемых вопросов акты военного управления могут быть
разделены на акты; 1. управление боевыми действиями войск; 2. управление боевой подготовкой личного состава; 3. строевого управления и организации службы войск; 4. материально-технического обеспечения войск. Вопрос 3. Требования, предъявляемые к актам военного управления. Основное требование, предъявляемое к актам военного управления как
правовым, состоит в том, чтобы они не противоречили закону и были изданы на
основе закона и в целях, предписанных законом. Акты военного управления должны быть изданы полномочными на то военными
органами и в пределах их компетенции, иначе они не могут быть признаны
законом.
В актах управления могут излагаться лишь те вопросы, решение которых входит
в круг служебных обязанностей должностных лиц подписавших эти акты. Акты
управления в которых допускается нарушение законов и воинских уставов,
подлежат отмене, а к виновному применяются необходимые меры воздействия. В структурном отношении акты военного управления должны быть составлены
кратко, ясно и четко, без употребления формулировок порождающих различное
толкование документов. Дублирования требований, содержащихся в ранее
изданных актах, в новых документах не допускаются.
В актах военного управления указывается: - наименование акта (приказ, приказание, положение и др.) - дата и место издания - органы военного управления (должностные лица), издавшие акт. - органы и круг лиц обязанные исполнять предписание акта. - содержание и срок выполнение предписанных действий. Вопрос 4. Дело производство в воинских частях и учреждениях. Значения, организация и задачи делопроизводства. Правильная постановка
делопроизводства имеет важное значение для организации эффективной работы
органов военного управления. В соответствии с руководством по служебной переписке и делопроизводством
командиры и начальники всех степеней обязаны: - систематически заниматься совершенствованием стиля работы подчиненных командиров и начальников, воспитывать в них исполнительность, четкость в работе и чувство высокой ответственности за порученное дело. - принимает решительные меры к сокращению служебной переписки, запрещать ее ведение по таким вопросам, которые могут быть разрешены при личном общении или с помощи технических средств связи; - принимать меры по рационализации и механизации делопроизводстве; - запрещать, требовать от подчиненных представлении сведений, отчетов, справок не предусмотренных табелями срочных донесений, а так же документов, которые могут быть составлены в штабе, управлении, службе по имеющемся данным. Делопроизводство должно обеспечивать: - четкое, быстрое производство технических операций по приему, регистрации и пересылки документов; - быстрое нахождение всех нужных справок в делах; - простой и надежный учет документов в делах текущего архива;
Систематический контроль и наблюдение за исполнение заданий по служебным
документам при минимальном техническом аппарате.
На делопроизводство возложены следующие основные задачи: - прием, отправка, учет и хранение служебных документов и ведение дел; - доклад командованию поступивших служебных документов и передача их на исполнение; - хранение архивных материалов, подготовка и передача их в архивные органы; - учет печатей и штампов, учет множительных аппаратов, контроль за их использованием; - учет, хранение, выдача, проверка наличия документов и изданий с грифом «для служебного пользования» - контроль за соблюдением исполнителями правил хранения служебных документов, обращений с ними, а также за движением и своевременным возращением их в делопроизводство; - отбор и уничтожение служебных документов и архивных материалов; - Учет, хранение, выдача, проверка наличия документов с грифом «для служебного пользования». Служебные документы внутри воинской части (учреждения) передаются под
расписку в журналах регистрации входящих и исходящих документов. Важной задачей делопроизводства является своевременное доведение до
личного состава и должностных лиц приказов. приказаний, директив и
указаний. Виды служебных документов. В воинских частях и учреждений применяются
многие виды служебных документов, наиболее распространенными из которых
являются: - приказ; - приказание (распоряжение); - директива; - указание; - предписание; - отношение; - рапорт; - доклад; - донесение; - отчет; - акт; - справка. Первые пять из них являются правовыми актами. Отношение используется в служебной переписке между воинскими частями и
учреждениями, не подчиненными друг другу, а также с гражданскими
учреждениями и организациями по различным вопросам служебной деятельности. Рапорт применяется для краткого изложения вопросов, связанных с
выполнением служебных дел, либо просьб и обращений личного характера. Доклад как письменный документ представляется в случаях предусмотренных
табелями срочных донесений, по заданию старшего начальника для изложения
положения дел по конкретному вопросу. Донесение и отчеты пишущих также в случаях, предусмотренных табелями
срочных донесений и по возникновению необходимости. Акт обычно составляется для отражения результатов работы комиссии
инспектирования, ревизии, приема и сдачи имущества, и т.д. Справки составляются по приказанию начальника. В них излагаются сведенья
цифрового или описательного характера. В отдельных воинских частях от отдельного батальона и выше, соединениях и
военно-учебных заведениях ведется исторический формуляр, а на кораблях, в
частях и учебных заведениях Военно-Морского Флота — исторический журнал. Все разрабатываемые служебные документы должны полностью охватывать
решаемые в них вопросы и не противоречить действующему законодательству и
документам старших начальников. Они составляются кратко, четко без
употребления формулировок, порождающих различные толкование документов. В
них не должны употребляться термины и сокращения не предусмотренные
уставами, наставлениями. Проекты руководящих служебных документов
согласовываются с заинтересованными штабами, управлениями, отделами и
службами. Контроль за состоянием делопроизводства. Начальники штабов и учреждений
систематически контролируют состояние делопроизводства во вверенных им
штабах и учреждений. Особое внимание обращается на сохранность документов и
необходимость постоянного совершенствования процесса делопроизводства на
основе уточнения функций исполнителей и рационализации техники работы с
документами. Один раз в год состояние делопроизводства в воинских частях и
учреждениях проверяется комиссией, назначенной приказом по штабу
(учреждению). Порядок хранения печатей и штампов и пользование ими. В каждой отдельной
воинской части, соединении, управлении и заведении имеются печати с
изображением Государственного Герба РФ, мастичные штампы, печати для
пакетов, одна или несколько сургучных печатей для хранилищ. Право пользование Гербовыми печатями и штампами, а также порядок их
хранения определяется приказом по части (учреждении). Командиры
(начальники) обязаны лично проверять порядок хранения печатей и штампов. Справочная работа по законодательству. К вопросу об организации
делопроизводства в органах военного управления тесно примыкают ведение
справочной работы по законодательным актам, приказам и директивам, Министра
обороны РФ нормативного характера. Такая работа, согласно специальной
Инструкции должна проводиться во всех воинских частях, чтобы обеспечивать
получение органами военного управления, командирами и начальниками, всеми
военнослужащими необходимых и точных сведений по тому или иному вопросу о
действующем военном законодательстве. Ведение справочной работы в воинской части по приказам и директивам, иным
нормативным актам возлагается приказом командира части на квалифицированных
работников. В частях и организациях, имеющих штатных юрисконсультов,
справочная работа входит в обязанности этих должностных лиц. Акты военного управления, как и организации делопроизводства, содействует
наиболее правильной организации управления повседневной жизни и
деятельностью войск, военных организаций и учреждений, а также укреплению
законности и воинского правопорядка.
|
|
|
|
|