РУБРИКИ |
Организация лизинговой деятельности в ОАО «МИК». Диплом. |
РЕКЛАМА |
|
Организация лизинговой деятельности в ОАО «МИК». Диплом.Организация лизинговой деятельности в ОАО «МИК». Диплом.1 Теоретические основы лизинга 1. Понятие лизинга, его элементы Под лизингом в общем случае понимают имущественные (финансово-экономические и правовые) отношения, которые начинаются с того, что одно юридическое или физическое лицо обращается к другому лицу с коммерческим предложением приобрести необходимое оборудование и передать его во временное платное пользование первому лицу. Термины \"leasing\", а также \"lessor\" и \"lessee\" (стороны договора лизинга) английского происхождения. Однако адекватного перевода на русский язык не имеют. В некоторых случаях \"leasing\" переводят как \"аренда\". И хотя отношения, складывающиеся в процессе лизинга и аренды, при значительном количестве общих черт имеют и существенные различия. [17, с. 56] По своему экономическому содержанию лизинг можно рассматривать и как форму, имеющую еще признаки и производственного инвестирования, и кредита. Т. е. лизинг с одной стороны является своеобразной инвестицией капитала, поскольку предполагает вложение средств в материальное имущество с целью получения дохода, а с другой стороны, сохраняет черты кредита (предоставляется на началах платности, срочности, возвратности), но отличается от традиционного кредитования. Об этом будет рассказано позже. В соответствии с российским Законом № 10-ФЗ от 29.01.2002 г. \"О финансовой аренде (лизинге)\" можно дать следующее определение лизинга. Лизинг (лизинговая деятельность) - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Договор лизинга - договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Основными элементами лизинговой деятельности (сделки) являются: 1. объект (предмет) сделки; 2. субъекты сделки (стороны лизингового договора); 3. срок договора (период лизинга); 4. лизинговые платежи; 5. услуги, предоставляемые по лизингу. Предметом лизинга могут быть любые, не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. [3. с. 56] Субъектами лизинга в зависимости от вида лизинга могут быть от двух и более сторон. Обязательным участником лизинговой операции является: лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга; лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга; продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли - продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. [4, с. 5] При таком стандартном варианте проведения операции, в которой участвуют 3 стороны: лизингополучатель, лизингодатель и поставщик предмета лизинга. Изложенное можно представить в виде следующем рисунке ( рис.1). [17, с. 58] 0x01 graphic Рис. 1. Схема классической лизинговой операции Краткое операционное содержание схемы 1. Заявка на лизинг. 2. Заказ-наряд на поставку оборудования. 3. Договор купли-продажи (поставки) оборудования. 4. Поставка оборудования и оформление акта его приемки в эксплуатацию. 5. Договор лизинга. 6. Передача предмета лизинга. В крупномасштабных лизинговых сделках возможно участие целого ряда субъектов - фирм и финансово-кредитных институтов. Субъектов лизинговой сделки можно подразделить на прямых и косвенных участников. К прямым участникам лизинговой сделки относят: лизинговые фирмы, компании и банки, выступающие как лизингодатели; производственные (промышленные и сельскохозяйственные), торговые и транспортные предприятия и население (лизингополучатели); поставщики объектов сделки - производственные (промышленные) и торговые компании. Косвенными участниками лизинговой сделки являются: коммерческие и инвестиционные банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами сделок; страховые компании; брокерские и другие посреднические фирмы. [13, с. 94] Этот более сложный вариант лизинга, в котором помимо названных выше субъектов участвуют также посредники - представлен на рисунке 2. [17, с. 65] 0x01 graphic Рис. 2. Организация многосторонней лизинговой сделки при участии банка и страховой компании как посредников Операционное содержание схемы следующее: 1а. Потенциальный получатель лизинга направляет заявку. В заявке должны содержаться данные о предмете лизинга и другая информация и документация. 1б. Лизинговая компания анализирует заявку и определяет целесообразность своего участия в сделке. Если принимается положительное решение, то компания сообщает об этом заявителю, направляя ему договор. 1в. Клиент знакомится с условиями контракта, принимает их (если условия устраивают его) и информирует об этом лизингодателя. 2, 3. Лизингодатель направляет поставщику заказ-наряд на поставку продукции, заключает кредитный договор с банком. 4. Лизингодатель и поставщик заключают договор купли-продажи предмета лизинга. 5. Поставщик поставляет необходимое оборудование, стороны подписывают акт о его приемке в эксплуатацию. 6. Поставка оплачивается за счет кредита банка. 7. Заключается лизинговый договор. 8. Заключается договор о страховании предмета лизинга в пользу лизингодателя. 9. Лизинговые платежи. 10. Предмет лизинга возвращается лизингодателю. 11. Банку возвращают кредит с процентами. Срок лизинга. Под сроком (периодом) лизинга понимается срок действия соответствующего договора. Продолжительность названного периода определяется высокой стоимостью и длительным сроком службы объектов лизинга. Поэтому при установлении срока лизингового договора стороны учитывают следующие моменты: срок службы оборудования, период амортизации оборудования, цикл появления более производительных или более дешевых аналогов предмета сделки, динамику инфляции, конъюнктуру рынка ссудных капиталов и тенденции его развития. [17, с. 65] Лизинговые платежи включают: амортизационные отчисления; плату за ресурсы, привлекаемые лизингодателем для осуществления сделки; рисковую премию и плату за дополнительные услуги лизингодателя. [13, с. 97] Дополнительные услуги. Лизинг характеризуется большим разнообразием дополнительных услуг, которые могут быть оказаны лизингополучателю. Все такие услуги могут быть разделены на 2 группы: технические услуги (связанные с организацией транспортировки объекта лизинга, монтажом и др.), консультационные услуги (относящиеся к вопросам оформления сделки и др.). Исходя из сущности лизинга, можно выделить его функции, основными из которых являются: 1.Финансовая функция - выражается в освобождении товаропроизводителя от единовременной оплаты полной стоимости необходимых средств производства и как бы в предоставлении ему долгосрочного кредита. 2.Производственная функция - заключается в оперативном решении производственных задач путём временного использования, а не покупки дорогостоящих и морально стареющих машин. 3.Сбытовая функция - это расширение круга потребителей и освоение новых рынков сбыта, вовлечение в сферу лизинга тех, кто не может сразу купить то или иное имущество. 4. Функция использования налоговых и амортизационных льгот - выражается в предоставлении государством участникам лизинговых правоотношений некоторых налоговых и амортизационных льгот. [12, с. 35] Следовательно, можно сделать вывод о том, что у лизинга как сложного экономического понятия есть множество определений. Что касается экономического содержания, то в деловом обороте лизинг имеет широкую, сложную тройственную основу и содержит в себе одновременно существенные свойства кредита, инвестиционной сделки и арендной деятельности. [10, с. 145] Как и любой другой вид деятельности, лизинговая деятельность имеет свои элементы: объект сделки, субъекты сделки, срок сделки, лизинговые платежи, услуги, предоставляемые по лизингу. Сущность лизинга определяет его основные функции. 1. Виды лизинга, его достоинства и недостатки. Современный рынок лизинговых услуг характеризуется большим разнообразием лизинговых правоотношений. В практике зарубежных лизинговых компаний используется множество видов лизинга. В российской литературе пока нет однозначного толкования видов лизинга. До 2002 года Федеральный Закон «О финансовой аренде (лизинге)» классифицировал российскую финансовую аренду (лизинг) по форме, по типу, по основным видам. После внесения изменений в данный Закон, лизинг на законодательном уровне по видам уже не разделяется, (Закон отделяет только внутренний лизинг и международный). В таких условиях участники лизингового договора могут пользоваться любым существующим в мировой практике видом лизинга. Схематично классификация лизинга представлена Приложении 1. Таким образом, ссылаясь на различные литературные источники можно выделить следующие виды лизинга в зависимости от разных критериев. В зависимости от состава участников выделяют: 1. прямой; 2. косвенный; 3. возвратный; 4. групповой. Прямой лизинг, это когда лизинговый договор осуществляется субъектами лизинга без посредников. Если в лизинговом правоотношении присутствуют посредники, тогда лизинг считается косвенным. В этом случае основной лизингодатель имеет преимущественное право на получение лизинговых платежей. Сделки, связанные с переуступкой третьему лицу прав пользования предметом лизинга, получили название сублизинга. Сублизинг - это особый вид лизинговых отношений, возникающий в случае, когда первый лизингополучатель, не разрывая договорных отношений с лизингодателем, по каким-либо причинам переуступает права пользования полученным им предметом лизинга третьему лицу (вторичному лизингополучателю). Такая сделка обязательно оформляется договором сублизинга. [3, с. 10] Возвратный лизинг (\"лиз-бэк\") - разновидность лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. Т.е. фирма, которая владеет землей, сооружениями или оборудованием, продает эту собственность другому участнику сделки и одновременно оформляет соглашение о взятии в аренду этой собственности обратно на определенный период при оговоренных условиях. Алгоритм взаимодействия участников возвратного лизинга показан на рисунке 3. [15, с. 268] 0x01 graphic Рис. 3.Алгоритм взаимодействия участников возвратного лизинга Если лизинговые компании объединяются в группу для финансирования крупной лизинговой сделки, то такой лизинг называют групповой или раздельный. Иногда такой вид лизинга называют леведж-лизинг (leveraged leasing). [18, с. 14] В зависимости от сектора рынка, в котором осуществляются лизинговые операции (или как сказано в Федеральном Законе «О финансовой аренде (лизинге)» по форме лизинга) выделяется: 1. внутренний лизинг; 2. международный (внешний) лизинг. При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации. То есть весь комплекс лизинговых действий осуществляется на территории Российской Федерации. При международном лизинге лизингодатель или лизингополучатель являются нерезидентами Российской Федерации. Международный лизинг в свою очередь делится в зависимости от местонахождения сторон, участвующих в лизинговых операциях: * экспортный лизинг; * импортный лизинг; * прямой; * транзитный. При экспортном международном лизинге лизингодатель покупает лизинговое имущество у национального продавца, а затем предоставляет его за границу иностранному лизингополучателю. При импортном международном лизинге лизингодатель закупает имущество, предназначенное в качестве предмета лизинга у иностранного продавца, и передаёт его отечественному лизингополучателю. Прямой международный лизинг представляет собой сделку, где все операции совершаются между субъектами лизинга только из двух разных стран. Транзитный международный лизинг случай, когда лизингодатель одной страны берёт кредит или приобретает предмет лизинга в другой стране и поставляет его лизингополучателю, находящемуся в третьей стране. Следующая классификация лизинговых операций - по степени окупаемости имущества: 1. лизинг с полной окупаемостью; 2. лизинг с неполной окупаемостью. Лизинг с полной окупаемостью, когда в течение срока действия лизингового договора происходит полная или близкая к полной амортизация имущества и, соответственно, выплата лизингодателю стоимости имущества. Лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только часть ее. [16, с. 98] В соответствии с условиями амортизации имущества выделяют: 1. финансовый лизинг; 2. оперативный лизинг. Финансовый (капитальный, прямой) лизинг - представляет собой взаимоотношения партнеров, предусматривающие в течение периода действия соглашения между ними выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую его часть. Оперативный (сервисный) лизинг - представляет собой арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. В зависимости от срока, на который заключается договор финансовой аренды (лизинга), лизинг бывает: 1. долгосрочный - осуществляемый в течение 3 и более лет; 2. среднесрочный - осуществляемый в течение времени от 1,5 - 3 лет; 3. краткосрочный - осуществляемый в течение менее 1,5 лет. Ещё существует разделение лизинговых сделок в зависимости от типа лизингового имущества. Выделяют: 1. лизинг недвижимого имущества; 2. лизинг движимого имущества. К лизингу недвижимого имущества относят промышленный лизинг предприятий, промышленный лизинг производственных зданий и сооружений, лизинг складских и иных помещений, лизинг воздушных и морских судов и т. д. Лизинг движимого имущества может быть производственного назначения, строительного назначения, различного вида оборудование, не вошедшее в первых два пункта. [11, с. 56] Иногда по типу имущества разделяют лизинговый договор на лизинг \"из первых рук\", при передаче в лизинг нового имущества, и \"из вторых рук\", когда предмет лизинга был в употреблении и передаётся лизингополучателя не новым. Следующая классификация лизинга - в зависимости от стоимости предмета лизинга. По этому признаку лизинг разделяют на: 1. мелкий лизинг (до 100-200 тыс. руб., предмет лизинга - компьютеры, оргтехника); 2. средний лизинг (от 200 тыс. руб. до 2,5 млн. руб., предмет лизинга - заводов, технологического оборудования и др.); 3. крупный лизинг (более 20 млн. руб., ориентированы на такое имущество, как самолеты, суда, энергетическое оборудование и т.д.). Ещё одним основанием к разделению лизинга по видам является объём оказываемых услуг в договоре финансовой аренды (лизинга). Так в зависимости от объёма сервисного обслуживания (услуг) выделяют: 1. чистый лизинг (net leasing); 2. мокрый лизинг (wet leasing); 3. генеральный лизинг. Чистый лизинг имеет место в тех случаях, когда все расходы по эксплуатации, ремонту и страхованию предмета лизинга берёт на себя лизингополучатель, и они не включаются в лизинговые платежи. При мокром лизинге обслуживание предмета лизинга полностью берёт на себя лизингодатель, увеличивая соответственно на сумму этих расходов лизинговые платежи. Иногда этот вид лизинга называют ещё \"лизинг, включающий дополнительные обязательства\".[14, с. 29] Мокрый лизинг может быть с полным набором услуг или с неполным. Генеральный лизинг позволяет при постоянном и проверенном сотрудничестве лизингодателя с лизингополучателем заключить общее соглашение по предоставлению лизинговой линии, по которой лизингополучатель может при необходимости брать дополнительное оборудование без заключения каждый раз нового договора лизинга. В зависимости от характера лизинговых платежей различают лизинг: 1. денежный; 2. компенсационный; 3. смешанный. Денежный лизинг имеет место, когда все платежи производятся лизингополучателем в денежной форме. Компенсационный лизинг предусматривает лизинговые платежи в форме поставки товаров, производимых на оборудовании, являющемся предметом лизинга, или в форме оказания встречных услуг. Т.е. в этом виде лизинга очень напоминает бартерную форму платежей. Смешанный лизинг основан на сочетании двух форм платежей: денежного и натурального. Существуют также другие критерии классификации лизинга, но в данной работе представлены основные. Чтобы определить привлекательность лизинга как вида инвестиционной деятельности, рассмотрим достоинства и недостатки лизинга по сравнению с традиционными формами финансирования производства. Среди достоинства лизинга выделяют: 1. Лизинг следует иметь в виду как альтернативу обычному банковскому кредитованию. К тому же он обладает и определенными преимуществами по сравнению с ним. Лизинг дает возможность не просто получить оборудование в полное пользование без его немедленной оплаты, но еще и на условиях, более выгодных, чем кредит. 2. Мелким и средним предприятиям проще получить контракт на лизинг, чем равный по объему банковский кредит. 3. Лизинговое соглашение более гибко, чем кредитное, так как дает возможность выработать схему финансирования, удобную всем сторонам такого соглашения. 4. Лизинговая компания берет на себя не только вопросы, связанные с финансовой стороной сделки, но и значительную часть технических вопросов, а также может оказать полезные дополнительные услуги. 5. Риск устаревания оборудования целиком ложится на лизингодателя. Получатель лизинга может постоянно обновлять свой парк оборудования. 6. У лизинга имеются преимущества и в плане учета имущества. Лизингополучатель публикует информацию о своих финансовых обязательствах, вытекающих из лизинговых соглашений, а лизинговое имущество и его амортизация учитываются на балансе предприятия. 7. За лизинг платят из прибыли от использования соответствующего оборудования, и такие платежи не подлежат налогообложению. 8. При международных лизинговых операциях получатель оборудования может рассчитывать на налоговые льготы, принятые в стране кредитора. [17,с. 87] Лизинг имеет также объективные недостатки. Из них можно отметить следующие: 1. при существенной инфляции лизингополучатель может не выигрывать на приобретении оборудования по остаточной стоимости; 2. если это финансовый лизинг, а в результате НТП изделие морально устаревает, то лизинговые платежи тем не менее не прекращаются до конца действия договора; 3. достаточно сложная организация лизинговой операции, с чем связаны повышенные затраты времени и сумм административных расходов на подготовку и реализацию лизингового соглашения; 4. на лизингодателя ложится риск морального старения оборудования, а для лизингополучателя стоимость лизинга выходит более высокой, чем цена оборудования при обычной его покупке; 5. в случае выхода из строя оборудования лизинговые платежи все равно должны продолжаться в установленные сроки; 6. дороговизна лизинга по сравнению с банковским кредитом. Дело в том, что лизингодатель берет большие комиссионные. [17, с. 90] 1. Становление и развитие лизинга в развитых странах Общая идея лизинга сама по себе далеко не нова. Еще Аристотель в \"Риторике\" (IV в. до н.э.) отмечал, для того чтобы получать прибыль, совсем не обязательно иметь оборудование или иное имущество в собственности, достаточно лишь иметь право его использовать и извлекать доход. Однако лизинговые сделки были известны задолго до жизни Аристотеля. Они заключались еще в древнем государстве Шумер (примерно за 2 тыс. лет до н.э.). Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. [7, с. 89] Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи (были созданы около 1760 г. до н.э.), в статьях которых рассматривались все известные на тот период случаи аренды и нормы арендной платы, условия залога имущества. Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным и порой единственно возможным способом приобретения оборудования, земли и домашнего скота. Древние финикийцы, прослывшие отличными мореплавателями и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сути очень схожа с современной формой лизинга оборудования. Римскому праву также был известен комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без полного права собственности. Император Юстиниан I (483 - 565 гг.), модифицировавший римское право, отразил лизинговые отношения в известных Институциях. [6, с. 6] Таким образом, лизинг различных видов имущества был популярен в Европе еще с давних времен. Первое употребление термина \"лизинг\", по данным австрийского исследователя В. Хойера, относится к 1877 г., когда американская телефонная компания \"Белл\" решила не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Это начинание оказало сильное воздействие на развитие связи. Исследователи истории развития лизинга в странах Запада обычно отмечают, что толчком к широкому применению лизинга в США и Западной Европе послужило развитие железнодорожного транспорта: железнодорожные компании, стремясь уйти от излишне обременительных расходов, стремились приобретать локомотивы, вагоны и иные транспортные средства не в собственность, а лишь в пользование. В начале XX века несколько американских компаний, специализирующихся на поставках в аренду железнодорожного оборудования осознали, что контракты с более коротким сроком действия более выгодны. Почти в это же время родилась идея сдавать в аренду автомобили. Первоначально эта услуга называлась Drive-Your-Self. Так же называлась и компания, основанная пионером индустрии проката Уолтером Джекобсоном в Чикаго в 1918 году. Несколько позднее в 40-х годах был предложен новый вид лизинга - долгосрочную аренду автомобилей. [5, с. 10] В течение Второй Мировой войны лизинг стал широко распространенным средством финансирования поставок оборудования за счет средств, предоставляемых в рамках правительственных контрактов. Например, между правительствами США и Великобритании была оформлена сделка на аренду (лизинг) баз в восьми владениях Великобритании в обмен на американские эсминцы, также существует множество примеров таких сделок. Настоящая революция в арендных отношениях в Америке произошла в начале 50-х годов XX столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования. United States Leasing Corporation - первая современная компания, для которой лизинговые операции стали основным видом деятельности. Она была основана Генри Шонфельдом в 1952 г. в Сан-Франциско. Первоначально он создал компанию только для одной конкретной сделки. Потом предприниматель понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, к тому же появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятие, как “международный лизинг”. Через несколько лет компания стала открывать свои филиалы в других странах (в Канаде в 1959 и в Великобритании в 1960 годах). При этом лизинговая компания стала именоваться United States Leasing International. [9, с. 30] Популярность лизинга в 60е годы, объясняется тем, что: было обеспечено стопроцентное финансирование; гибкость в выборе времени и качестве лизинговых платежей; амортизация оборудования. Кроме того, предоставляемые налоговые льготы предопределили успех развития лизинга в США. Это говорит о том, что в странах с развитой рыночной экономикой формировалась широкая законодательная база. Множество законов, указов и постановлений определили развитие лизинга. Наиболее популярным в США является лизинг автотранспортных средств. Сегодняшние лизинговые компании сдающие в лизинг грузовые автомобили предлагают полный пакет услуг: лизинг полного обслуживания; обслуживание контракта; материально-техническое обеспечение. Владельцы лизинговых компаний постоянно исследуют рынок самых новых технологий (таких как: электронные двигатели, передачи с автоизменением, установка компьютера, контролирующего воздушное давление, экономию топлива, износ шин); определяют совместно с клиентами, какие новые изделия и системы являются наиболее пригодными, проводят экспериментальные испытания системам. Эти преимущества гарантируют, что скорость технологических изменений только усилит рыночные позиции лизинговых компаний. На рынке лизинговых услуг компании США являются наиболее заметными и крупными. Об уровне развитости лизинговых отношений в Соединенных Штатах Америки свидетельствует количество ассоциаций, объединяющих участников лизингового рынка. Их всего 15. [6, с. 7] Можно сделать вывод о том, что лизинг различных видов имущества был популярен в странах запада еще с давних времен. Он прошел долгий период развития и совершенствования и является основным инвестиционным инструментом, на долю которого на протяжении многих лет приходится, например, в США более 30% инвестиций в оборудование. 2. Опыт развития лизинга в России В России с понятием \"лизинг\" познакомились во время Второй Мировой войны, когда по leand-lease в нашу страну поставлялась американская техника. Т. е. в России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу. В 70 - 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как станки, самолеты, морские суда, автомашины и т.д. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок. Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Мин Морфлотом СССР, являлся “бэрбоут - чартер” - наем морского судна без экипажа. Суть этой операции состояла в следующем. В соответствии с условиями контракта, заключаемого В/О “Совфрахт” Минморфлота СССР с посреднической фирмой, предоставляющей интересующее Мин Морфлот судно в аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. [20,с. 49] Достаточно активно применялся лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением “Совтрансавто”, которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта. В июне 1991 года была создана международная советско-немецкая лизинговая компания “Евролизинг”. Ее учредителями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской - один из крупнейших банков Европы Bank National de Paris, а с немецкой - одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - “Митфинанц ГмбХ”. Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 года в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику. [8, с. 10] Собственно российские лизинговые компании начали образовываться в 1-й половине 1990-х годов (Приложение 2). В октябре 1994 г. на основе объединения 15 российских лизинговых компаний была создана Российская ассоциация лизинговых компаний \"Рослизинг\", которая была призвана выполнять методические, организационные и информационные функции в интересах развития лизинга в стране. В том же году \"Рослизинг\" стал корреспондентским членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний \"Leaseurope\". На 1.01.2001 г. лизинговую деятельность в России вела 1541 лицензированная резидентская компания. По данным за 2000 г., промышленное оборудование сдавали в лизинг 162 компании; компьютерами, банковским и офисным оборудованием занимались 40 компаний; самолетами, судами, железнодорожными вагонами и цистернами - 70; автотранспортом - 103, оборудованием для переработки сельскохозяйственной продукции - 207, дорожно-строительной техникой - 94. И 865 компаний занимались деятельностью, связанной исключительно с финансовыми операциями. [15,391] Как представляется, приведенные данные свидетельствуют о том, что в России имеется значительная потребность в развитии лизинга и, что в данном случае еще важнее, очень немалая сеть лизинговых компаний. Тем не менее, лизинг до сих пор занимает у нас весьма скромное место в обеспечении инвестиций. Все российские лизинговые компании можно разделить на две группы: собственно лизинговые, получившие определённые льготы по налогообложению, и государственные отраслевые лизинговые компании, которые призваны облегчить реализацию готовой продукции в ряде машиностроительных отраслей. Лизинг нашёл своё место не только в крупной промышленности, но и в малом предпринимательстве. Лизинговые операции с субъектами малого предпринимательства несут в себе дополнительные сложности: возникающие риски, низкая залогоспособность лизингополучателей. Поэтому малые предприятия находятся в невыгодном положении на финансовом рынке и, испытывает определённую дискриминацию со стороны банков по сравнению с иными, более крупными заёмщиками. [11,с. 67] Ещё хуже положение в отдельных отраслях производства. По сравнению с 1990г. сократился парк основных видов сельскохозяйственной техники, а оставшаяся в хозяйствах техника сильно изношена и катастрофически устарела. Темпы износа сельхозтехники резко опережают темпы её обновления. Сложная ситуация с обновлением парка машин наблюдается и в такой отрасли хозяйства, как гражданская авиация и обеспечивающая её авиационная промышленность. Так что же мешает развитию лизинга в России? Можно выделить несколько факторов: 1. Некачественная нормативно-правовая база лизинга; 2. Недальновидность и неэффективность налогообложения лизинговых операций; 3. Недостаток в экономике вообще и в пассивах коммерческих банков, в частности \"длинных денег\", строго необходимых для финансирования (кредитования) лизинговых сделок; 4. Тяжелое финансово-экономическое положение большинства производителей в реальном секторе экономики, ограниченность круга устойчиво и рентабельно работающих предприятий - потенциальных клиентов; 5. Высокие процентные ставки за кредит (16%). Хотя цена кредита все еще намного превышает среднюю прибыль в реальной экономике, что \"отсекает\" большинство предприятий, как от банковского кредита, так и от лизинга. [17, с. 107] Также фактором успеха лизингового бизнеса является выбор рациональной организационной структуры лизинговой компании и высокая профессиональная подготовка ее персонала. Лизинговую компанию отличает большое количество аналитических служб, сильное маркетинговое и юридическое обеспечение. В решении перечисленных проблем определенную помощь может оказать изучение опыта других стран, а также создание отечественной законодательной и нормативной базы, которая обеспечит благоприятные экономические условия. Эти условия определяются налоговыми льготами, таможенным и валютным регулированием лизинговых операций. Таким образом, отраслями, наиболее привлекательными для развития лизинга в России, считаются сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (особенно авиа - и судоперевозки), торговля, а также малое предпринимательство. Перспектива использования лизинга как эффективного метода инвестирования в основные фонды предприятий зависит не только от сложившихся в стране социально-экономических условий, проводимой властями и самими предприятиями инвестиционной политики, но и от правильной, грамотной, профессиональной организации и проведения лизинговых сделок. 2 Правовое регулирование лизинговых отношений 2.1 Современное состояние правовой базы лизинга в России До сравнительно недавнего времени Россия относилась к числу стран, не имеющих специального лизингового законодательства. Это означало, что отношения, возникавшие в ходе проведения лизинговых операций, регулировались по аналогии, сходных с лизинговыми (отношения имущественного найма, т.е. аренды), а при отсутствии таких норм - исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства. На современном этапе Россия - страна, в которой существует специальное законодательство, регулирующее лизинговые отношения. Особенность состоит в том, что правовая база лизинга рассредоточена в нормативных актах государственных органов власти и управления различных уровней, имеющих неодинаковую юридическую силу. Первым специальным актом правового регулирования лизинговых отношений стал Указ Президента РФ № 1929 от 17.09.1994 г. \"О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности\". Он носил в основном порученческий характер: он предписывал правительству, министерствам и ведомствам провести определенные мероприятия, разработать документы и внести предложения о подготовке базы для развития лизинговых отношений в Российской Федерации. К тому же Указ содержал некоторые спорные положения, которые не были восприняты последующим законодательством. В соответствии с этим Указом (ныне уже отмененным) Правительство РФ постановлением № 633 от 29.06.1995 г. \"О развитии лизинга в инвестиционной деятельности\" утвердило \"Временное положение о лизинге\". Этот нормативный акт, ныне также отмененный, и положил начало конкретному регулированию лизинговых отношений в стране. В дальнейшем правительство и его органы приняли еще целый ряд документов общего значения (не отмененные, хотя в большинстве своем и не применяющиеся): \"Примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией\" (утвержден Минэкономики и Минфином РФ 29.12.1995 г.); \"Методические рекомендации к расчету лизинговых платежей\" (утверждены Минэкономики и Минфином РФ в апреле 1996 г.); \"О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации\" (документ утвержден постановлением Правительства № 752 от 27.06.1996 г., получил частично новую редакцию в соответствии с постановлением Правительства РФ № 794 от 12.07.1999г.); \"Указания об отражении в бухгалтерском учете операций договора лизинга\" (утверждены приказом Минфина РФ № 15 от 17.02.1997 г.); \"О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997 - 2000 годы\" (документ утвержден постановлением Правительства РФ № 915 от 21.07.1997 г.); \"Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций\" (утвержден постановлением Правительства РФ № 1020 от 3.09.1998 г.). Имелось также \"Положение о лицензировании лизинговой деятельности в РФ\" (утверждено постановлением Правительства РФ № 167 от 26.02.1996 г.). Документ утратил силу в связи с тем, что постановлением № 80 от 1.02.2001 г. Правительство РФ утвердило новое Положение \"О лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации\". Последнее было отменено в связи с принятием Закона № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. \"О лицензировании отдельных видов деятельности\", в соответствии с которым лизинг в России перестал быть лицензируемым видом деятельности. Следующим актом, регламентирующим лизинговые отношения, стала часть II Гражданского кодекса РФ, вступившая в действие 1.03.1996 г. Здесь лизингу посвящены статьи 665 - 670 (§6 \"Финансовая аренда (лизинг)\" гл. 34 \"Аренда\"), в которых даны определения договора финансовой аренды, предмета договора, порядок передачи предмета договора, перехода к арендатору риска случайной гибели, ответственности продавца. В ГК РФ впервые был применен термин \"финансовая аренда\". Здесь уместно будет отметить, что вся эта серия нормативных документов, по мнению многих авторов, была сделана в целом непрофессионально: они были выпущены, по сути, без учета уже действовавшей законодательной базы; большинство этих актов в разной мере противоречило друг другу. Может быть, поэтому некоторые из них вообще не исполнялись, а другие исполнялись и исполняются плохо. 8 февраля 1998 г. был подписан Закон № 16-ФЗ \"О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА \"О международном финансовом лизинге\". Основная цель Конвенции - унификация правового регулирования отношений сделок финансового международного лизинга. Предметом регулирования Конвенции являются те лизинговые сделки, при которых лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах и срок лизинга оборудования приближается к сроку его амортизации. Конвенция трактует классический лизинг, который носит трехсторонний характер: продавец оборудования, лизингодатель и лизингополучатель. Конвенция является в некотором роде ориентиром для разработчиков внутреннего лизингового законодательства. В октябре 1998 г. был принят Закон \"О лизинге\", в котором в трактовку и регулирование лизинговых отношений были внесены некоторые уточнения и изменения. В Законе сама суть лизинга определена как вид инвестиционной деятельности, причем он рассматривался как самостоятельный вид деятельности (без прежней \"привязки\" к понятию аренды). В Законе раскрыты основные понятия и определения, присущие лизинговым операциям, определены участники данных отношений, даны определения основных видов лизинга, сформулированы права и обязанности сторон, основные условия лизингового договора, порядок страхования лизингового имущества, порядок разрешения споров между сторонами, установлены структура и состав лизинговых платежей, требования к лицензированию лизинговой деятельности. Но данный закон оказался в зоне коллизий, в связи с не соответствием некоторым принятым ранее нормативным документам. Например, несоответствие некоторых норм Закона \"О лизинге\" Гражданскому кодексу. Как очевидно из изложенного, нормативно-правовая база лизинга в России нуждалась в дальнейшем развитии. И оно последовали: в соответствии с Законом № 10-ФЗ от 29.01.2002 г. Закон \" О лизинге\" получил новую редакцию, в том числе новое название - \"О финансовой аренде (лизинге)\". Новый вариант Закона уже не противоречит нормам ГК РФ, однако стал менее определенным в части экономической трактовки лизинга. Этот закон исключает 12 статей старого варианта, также названия некоторых статей даны в новой редакции, что отражает более или менее существенные изменения в их содержании. Следовательно, можно сделать вывод о том, что законодательная база лизинговых отношений находится еще в незавершенном состоянии. Она требует постоянных изменений и корректировок несоответствий уже существующим законам. В общем виде формирование нормативно-правовой базы лизинговых операций в России представлено в Приложении 3. 2.2 Договор как правовая форма лизинговых отношений 2.2.1 Участники договора, их функции, интересы, права и обязанности Договор финансовой аренды (договор лизинга)- гражданско-правовой договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст. 665 ГК РФ). В определении, данном в ст. 2 ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ст. 2 Закона) есть дополнение о том, что договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества может быть осуществлён лизингодателем. Характеризуя договор финансовой аренды (лизинга) в целом можно отметить, что он является: 1. предпринимательским (его заключают, прежде всего, с целью получения дохода; основная цель лизингодателя - инвестирование средств и как следствие получения прибыли); 2. двусторонним (только две стороны: лизингодатель (арендодатель) и лизингополучатель (арендатор)); 3. взаимным; 4. консенсуальным; 5. возмездным. [15, с. 421] Согласно п.4 ст.15 Закона «О лизинге» договор лизинга должен содержать следующие существенные положения: точное описание предмета лизинга; объем передаваемых прав собственности; наименование места и указание периода передачи предмета лизинга; указание срока действия договора; перечень дополнительных услуг, предоставленных лизингополучателем на основании договора комплексного лизинга и т.д. Предмет договора лизинга включает в себя предмет лизинга (лизинговое имущество - объект правоотношений) и два рода действий обязанных сторон. Это, во-первых, традиционные действия лизингополучателя по принятию имущества в аренду, обеспечению его сохранности и использования по назначению, выплате платежей и т.д. А во-вторых, действия лизингодателя по заключению договора купли-продажи предмета лизинга с продавцом в соответствии с указаниями лизингополучателя. [6, с. 601] К участникам договора лизинга могут относиться: лизингодатель; лизингополучатель; поставщик; страховщик; инвестор; гарант; посредник. Из них основными участниками считаются лизингодатель, лизингополучатель и поставщик. Остальные возможные участники сделки могут быть названы косвенными. Определения основных участников лизингового договора были даны раньше, поэтому перейдем срезу к рассмотрению косвенных участников договора лизинга. Инвестор (кредитор) - лицо, которое инвестирует средства (в форме кредита) в приобретение предмета лизинга. Поручитель (гарант) - лицо, дающее поручительство или гарантию по обязательствам лизингодателя или лизингополучателя. Посредник - лицо, которое, действуя на основании договора комиссии или договора поручения лизингодателя, подбирает поставщика и с коммерческой точки зрения прорабатывает с ним проект договора купли-продажи (поставки) имущества, необходимого лизингополучателю. Страховщик - страховая организация, страхующая риски утраты, порчи, гибели, недостачи или повреждения предмета лизинга или его части и риски гражданской ответственности и предпринимательские риски лизингополучателя, связанные с взаимными обязательствами участников лизинговой сделки. Также существуют и другие участники договора лизинга, например, банки. Внедрение банков на рынок лизинговых услуг объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, лизинг является капиталоемким видом бизнеса, а банки - основными держателями денежных ресурсов, которые они должны эффективно размещать. Во-вторых, лизинговые услуги по своей экономической природе тесно связаны с банковским кредитованием и служат своеобразной альтернативой последнему. Конкуренция на финансовом рынке подталкивает банки к активному расширению этих операций. [17, с. 68] Интересы участников лизинга Характер взаимодействия и реальное содержание отношений участников лизинговой операции (см. Рис. 4) во многом определяются их интересами, которые названы ниже. Интересы лизингодателя-банка: получение чистого дохода в виде части лизинговой маржи и рисковой премии; повышение защищенности лизинговой операции (за счет юридического владения предметом лизинга); расширение рынка сбыта объектов лизинга; повышение своей конкурентоспособности и диверсификация средств своего кредитно-инвестиционного портфеля; расширение перечня предоставляемых услуг; повышение степени оборачиваемости средств кредитного портфеля; расширение привлеченной ресурсной базы и т.д. Интересы лизингополучателя: вовлечение в сферу лизинга новых имущественных объектов; оперативное получение необходимого для работы современного оборудования с рассрочкой платежей; совокупная экономия средств за счет налоговых льгот по лизингу; обеспечение гибкого механизма лизинговых платежей (сроки, периодичность, варианты денежных и иных форм расчетов); перенос риска морального и физического износа основных средств на лизингодателя; снижение затрат на единицу производимой продукции (работ, услуг); повышение производительности труда; увеличение масштабов производства продукции (работ, услуг); оптимизация планирования денежных потоков и т.д. Интересы поставщика: расширение круга потребителей продукции и соответствующее увеличение доходов; оперативное выявление конструктивных недостатков производимой продукции; разрешение риска неплатежей (за счет гарантий и оплаты продукции лизингодателем); установление долгосрочных отношений с лизингополучателями и д.р. Интерес инвестора: получение процентного дохода при строго целевом использовании кредита и предмета лизинга. Интересы гаранта: получение агентского вознаграждения за дачу гарантии или поручительства; минимизация рисков, связанных с выданной гарантией или поручительством. Интерес посредника: получение комиссионного вознаграждения за исполнение агентских функций. Интерес страховщика: получение страховой премии с минимальным риском наступления страхового случая. Общие интересы участников лизинговой операции: повышение собственной конкурентоспособности; расширение сферы бизнеса и приложения капитала; минимизация рисков. 0x01 graphic Рис. 4. Взаимодействие участников лизинговой операции [17, с. 83] Операционное содержание схемы 1. Заявка на поставку имущества в лизинг. 2. Договор поручительства (гарантийное соглашение) за заявителя. 3. Договор лизинга между лизингодателем и лизингополучателем. 4. Гарантия инвестору за лизингодателя. 5. Договор поручения посреднику на коммерческую проработку с лизингодателем контракта на поставку предмета лизинга. 6. Договор кредитования (финансирования) лизингодателя. 7. Договор имущественного страхования и гражданской ответственности лизингополучателя в пользу лизингодателя. 8. Договор купли-продажи предмета лизинга между поставщиком и лизингодателем. 9. Акт приемки-передачи имущества в эксплуатацию, подписываемый поставщиком, лизингополучателем и лизингодателем. 10.Договор сервисного обслуживания предмета лизинга в процессе его эксплуатации. Основные права и обязанности лизингодателя и лизингополучателя (прямых участников лизингового договора) представлены в приложении 4. [7, с. 161] 2. 2. 2 Процесс заключения, исполнения, изменения и расторжения договора лизинга Основным документом лизинговой сделки, является договор финансовой аренды (лизинга). Что касается процесса его заключения, то на начальном преддоговорном этапе заинтересованные в лизинге стороны занимаются поиском подходящего партнера, проведением рекламных и других действий (рисунке 5). После чего, процедура заключения договора лизинга может быть представлена в виде двух этапов: 1. направление лизингополучателем оферты лизинговой компании; 2. рассмотрение лизингодателем оферты и ее акцепт (Рис. 6). По срокам, установленным для акцепта, возможны три случая ( ГК РФ): 1) когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока; 2) когда в письменной форме не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока установленного законом или иными правовыми; 3) когда своевременно направленное извещение об акцепте получено с опозданием, акцепт не считается опоздавшим, если сторона, направившая оферту, немедленно не уведомит другую сторону о получении акцепта с опозданием. 0x01 graphic Рис. 5. Основное содержание подготовительного этапа заключения договора лизинга В настоящее время в Министерстве экономики России разработан Примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией, который по согласованию с Минфином РФ был утвержден 29 декабря 1995 года. Неслучайно он носит название примерный, так как должен служит только основой для составления договора финансовой аренды конкретной сделки. 0x01 graphic Рис.6. Заключение договора лизинга Важнейшим условием практической реализации лизинговых сделок является полнота, своевременность исполнения договорных обязательств, т. е. совершение сторонами комплекса действий, предусмотренных соглашением. В целях обеспечения гарантий выполнения договорных условий для каждой из сторон лизинга предусматривается применение санкций. Ответственность коммерческих организаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с нормативными актами и договорами регулируется ГК РФ. Ответственность по договорам лизинга экономически выражается в форме возмещения убытков и (или) уплаты неустойки. Виды неустоек представлены в приложении 5. По общему правилу изменение или дополнение уже заключенного договора возможно по соглашению сторон или по суду, который удовлетворяет иск при наличии некоторых обстоятельств: убеждения сторон в момент заключения договора, что такого изменения условий не будет; невиновности заинтересованной стороны в том, что не преодолены причины, вызвавшие изменение обстоятельств; без внесения изменений баланс имущественных интересов существенно нарушен, как если бы были нарушены условия договора другой стороной и др. [10, с. 576] Следовательно, изменение существенных положений договора возможно в исключительных случаях, когда обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны предвидели это, они не заключили бы такой договор (ГК РФ). Изменение договора в связи с изменением обстоятельств судом допускается также, когда расторжение его противоречит общественным интересам, ибо повлечет для сторон ущерб, превышающий затраты, необходимые при исполнении договора на измененных условиях. Принципиальные положения договора лизинга могут быть пересмотрены по соглашению сторон в случае изменения конъюнктуры рынка лизинга и условий, вызвавших существенное ухудшение финансового положения лизингодателя. Соглашение об изменении, дополнении или расторжении договора оформляется в той же форме, в какой он сам был оформлен. Возможность и условия изменения и дополнения следует изначально включать в текст договора (рисунок 7). [15, с. 87] В соглашении об изменении, дополнении или пролонгации договора необходимо указать: причины изменения договора; какие условия подлежат изменению или дополнению; новую редакцию измененных условий; пункт о том, что прежние условия договора с момента заключения соглашения об изменениях теряют юридическую силу; порядок урегулирования возникающих вопросов; если одна из сторон договора оперативно не потребует его прекращения, то он считается по закону пролонгированным автоматически. Разрешение споров участников лизинговых отношений регулируется ФЗ \"О финансовой аренде (лизинге)\". 0x01 graphic Рис. 7. Изменение условий договора и расторжение договора лизинга 3. Лизинг на примере ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» 3.1 Характеристика предприятия ОАО «МИК» Открытое акционерное общество «Муниципальная инвестиционная компания» было создано в 1998г. ОАО «МИК» зарегистрировано по адресу: г. Брянск, ул. Красная 33. Уставный капитал компании составляет 132 000 руб. и представлен 1320 обыкновенными именными бездокументарными акциями номиналом 100 руб. В реестре зарегистрировано 5 акционеров. Администрации города в уставном капитале компании принадлежат 49% акции. Компания изначально создавалась как инвестиционная, и основные операции в первые два года своей жизни осуществляла на фондовом рынке. Однако уже тогда делались первые шаги в сторону рынка лизинга. В 1999г. емкость фондового рынка значительно снизилась, и компания перенесла центр своей деятельности на оказание лизинговых услуг. Сегодня компания - один из крупнейших в регионе операторов на рынке лизинга. За шесть лет работы на рынке лизинга компания достигла следующих результатов: по агентскому лизингу объем текущих контрактов на 1 мая 2004г. составил 155213 тыс. руб. (102 контрактов), поставлено автотранспорта и оборудования в количестве свыше 100 единиц. Компания продолжает динамично развиваться, претендуя на роль лидера на региональном рынке лизинга. Среди постоянных клиентов - МУП «Снежинка», ОАО «Мясокомбинат», ОАО «Трансторг», Муниципальное предприятие ритуальных услуг, ЗАО «Фирма Соя», ЗАО «Роскарфарм» и многие другие. Вообще клиентская база весьма обширна и географически охватывает почти все соседние области. ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» предлагает поставки автомобилей: «ЗИЛ», «МАЗ», «КамАЗ», «ГАЗ», «ПАЗ», «УАЗ» и некоторые модели ВАЗ. Возможна установка холодильного оборудования фирмы «TERMO King», «Carrier», «Optima», «Micro rafe». В качестве основных направлений деятельности компании можно выделить следующие: 1. Операции с долговыми ценными бумагами - широкий спектр разнообразных услуг и операций с векселями, долгами, зачетами; 2. Финансовое консультирование - услуги по организации эмиссии акций, их регистрации в ФКЦБ РФ, проведение реструктуризации и реорганизации акционерного капитала, построение системы защиты от агрессии при скупке акций; 3. Лизинговая деятельность - поставка техники, автотранспорта и оборудования по лизинговым схемам предприятиям и организациям г.Брянска и Брянской области. Организационная структура предприятия представлена следующим образом: 1. Генеральный директор; 2. Заместитель генерального директора; 3. Бухгалтерия - она представлена следующими звеньями: 3.1 Главный бухгалтер; 3.2 Заместитель главного бухгалтера; 4. Отдел финансовой аренды (лизинга) - представлен начальником отдела; 5. Отдел операций фондового рынка - представлен начальником отдела; 6. Охрана 2 человека. В 2004г. экономическая деятельность ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» улучшилась по сравнению с предыдущими годами. Так как увеличился капитал ОАО «Муниципальная инвестиционная компания», увеличилась прибыль, рентабельность, а также увеличилась ликвидность. Усиливается зависимости от кредиторов, которая обуславливается спецификой ОАО «Муниципальная инвестиционная компания», так как предприятие передает в лизинг дорогостоящее имущество, что требует привлечения дополнительного капитала. Предприятие, согласно учетной политике, использует метод определения выручки для целей налогообложения «по оплате». Поэтому неоплаченные услуги отразились на выручке, что в свою очередь повлекло замедление показателей оборачиваемости. Но в целом эффективность оказания услуг ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» достаточно высока. 3.2 Организация лизинговой деятельности в ОАО «МИК» Лизинговая деятельность является наиболее приемлемой для ОАО «Муниципальная инвестиционная компания», что обусловлено преимуществами лизинга. Данная компания взаимодействует чаще всего с представителями малого бизнеса, что особенно выгодно сторонам по следующим причинам: 1. Лизинг дает возможность малому предприятию расширить производство без крупных единовременных затрат и необходимости привлечения заемных средств; 2. Ограничивается привлечение заемного капитала и в балансе малого предприятия поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капитала и т. д. ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» предлагает своим клиентам рассмотреть три различных варианта приобретения автотранспортных средств: 1. лизинг автомобиля с помощью компании; 2. покупка автомобиля на прямую; 3. покупка автомобиля при помощи банковского кредитования. Если прибегать к банковскому кредитованию для покупки автомобиля, то в себестоимость продукции не включаются затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков, связанным с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов. Согласно ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» применяет механизм ускоренной амортизации предмета лизинга, что позволяет проводить ускоренную амортизацию объекта лизинга и к моменту окончания договора лизинга автомобиль передается на баланс лизингополучателя по значительно списанной остаточной стоимости, соответственно предприятие в последующем будет экономить на уплате налога на имущество. Также ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» предлагает своим клиентам рассрочку платежей во времени до 3х лет, но процентная ставка останется фиксированной на весь срок действия договора. Еще одним положительным моментом является тот факт, что лизингополучатель во время действия договора будет избавлен от проблем постановки на учет в ГИБДД и прохождения первого технического осмотра. К тому же договором лизинга предусматривается страхование любой техники, взятой в лизинг, от угона и ДТП. Лизинговая сделка в ОАО «МИК» проходит в три этапа: 1. подготовка и обоснование; 2. юридическое оформление; 3. исполнение. На первом этапе оформляется заявка на предоставлении в лизинг имущества. В ОАО «МИК» существует установленная форма заявки. В ней должны обязательно присутствовать наименование имущества, его параметры, технические и экономические характеристики, а также же местонахождение потенциального поставщика и его реквизиты. Затем инвестиционная компания требует определенный перечень документов, по которым оценивается платежеспособность клиента. Однако здесь возникают трудности связанные с нестабильной финансовой обстановкой в стране, необходимостью оценки не столько текущего, сколько будущего финансового положения лизингополучателя. На втором этапе компания оформляется стандартный договор лизинга, а также систему других договоров: кредитного, лизингового обслуживания, страхования рисков, залога или гарантии. После чего осуществляется исполнение договора. Рассмотрим систему расчетов лизинговых платежей на примере одного из клиентов ОАО «Муниципальная инвестиционная компания». Произведем расчет лизинговых платежей по договору финансового лизинга с уплатой аванса при заключении договора и применении механизма ускоренной амортизации. Условия договора: Стоимость имущества - предмета договора - 493 тыс. руб. (автомобиль МАЗ 437040-060). Срок договора - 2 года Норма амортизационных отчислений - 10% годовых. Применяется механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3. Лизингодатель получил кредит в сумме 493 тыс. руб. под 25% годовых. Лизинговая ставка - 35% годовых. Дополнительные услуги лизингодателя (страхование автомобиля) - 54,2 тыс. руб. Авансовый платеж -20%. Процент комиссионного вознаграждения -35%. Лизинговые взносы уплачиваются равными долями ежемесячно. Итак, применим следующую последовательность расчетов. 1. Рассчитаем общую сумму лизинговых платежей по формуле: [17, с. 167] ЛП = АО + ПК + KB + ДУ + НДС, (1) Где, ЛП - общая сумма лизинговых платежей; АО - величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году; ПК - плата за используемые лизингодателем кредитные ресурсы на приобретение лизингового имущества; KB - компенсационное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга; ДУ - плата лизингодателю за дополнительные услуги, предусмотренные в договоре лизинга; НДС - налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем за услуги лизингодателя. 2. Амортизационные отчисления будем рассчитывать по формуле: АО = БС * НА : 100 * Т, (2) Где АО - величина амортизационных отчислений; БС - балансовая стоимость имущества; НА - норма амортизационных отчислений; Т - срок лизингового договора. 3. Определим плату за используемые лизингодателем кредитные ресурсы (КР) на приобретение лизингового имущества по формуле: ПК = КР * СТ : 100, (3) где ПК - плата за используемые кредитные ресурсы; СТ - ставка за кредит, % годовых; КР - кредитные ресурсы. 4. В каждом расчетном году плата за используемые кредитные ресурсы соотносится со среднегодовой суммой непогашенного кредита в текущем году или среднегодовой остаточной стоимостью имущества - предмета договора: КРt = Q * (ОСн + ОСк) : 2, (3.1) Где КРt - кредитные ресурсы, используемые на приобретение имущества, плата за которые осуществляется в расчетном году; ОСн - расчетная остаточная стоимость имущества на начало года; ОСк - расчетная остаточная стоимость имущества на конец года; Q - коэффициент, учитывающий долю заемных средств в общей стоимости приобретенного имущества. Если для приобретения имущества используются только заемные средства, то коэффициент Q = 1. 5. Рассчитаем комиссионное вознаграждение лизингодателю, которое устанавливается по соглашению сторон в процентах. Комиссионное вознаграждение соответственно может быть рассчитано по двум вариантам: 1) балансовой стоимости лизингового имущества: [17, с. 168] KBt = р * БС, (4.1) Где КВt - комиссионное вознаграждение лизингодателю; р - ставка комиссионного вознаграждения, % годовых от балансовой стоимости имущества; БС - балансовая стоимость имущества 2) среднегодовой остаточной стоимости имущества: KBt = [(ОСн + ОСк) : 2) * (СТв : 100)], (4.2) Где КВt - комиссионное вознаграждение лизингодателю; ОСн - расчетная остаточная стоимость имущества на начало года; ОСк - расчетная остаточная стоимость имущества на конец года; СТв - ставка комиссионного вознаграждения, % от среднегодовой остаточной стоимости имущества. 6.Определим плату за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга в расчетном году, по формуле: ДУt = (Р1 + Р2 + ... + Рn) : Т, (5) Где ДУt - плата за дополнительные услуги в расчетном году; P1, P2, ..., Pn - расходы лизингодателя на каждую предусмотренную в договоре услугу; Т - срок договора, лет. 7. Рассчитаем размер НДС, уплачиваемого лизингодателем, по формуле: НДСt = (Вt * СТн) : 100, (6) Где НДСt - величина налога, подлежащего уплате в расчетном году; Вt - выручка от сделки лизинга в расчетном году; СТн - ставка НДС. 8. Определим сумму выручки в расчетном году (Вt): Вt = АОt + ПКt + KBt + ДУt. (7) Где Вt выручка в расчетном году; АОt - амортизационные отчисления; ПКt - плата за использованные кредитные ресурсы; KBt - сумма вознаграждения лизингодателю; ДУt - плата за дополнительные услуги лизингодателя. В соответствии с условиями сделки определим все вышеперечисленные показатели. Для наглядности составим табл. 1, в которой отразим расчет среднегодовой стоимости имущества. Таблица 1. Расчет среднегодовой стоимости имущества +------------------------------------------------------------------------+ | | Стоимость | Сумма | Стоимость | Среднегодовая | | Год | имущества на | амортизационных | имущества | стоимость | | | начало года | отчислений | на конец | имущества | | | | | года | | |-----+--------------------+-----------------+-----------+---------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |-----+--------------------+-----------------+-----------+---------------| | 1 | 493 | 147,9 | 345,1 | 419,05 | |-----+--------------------+-----------------+-----------+---------------| | 2 | 345,1 | 147,9 | 197,2 | 271,15 | +------------------------------------------------------------------------+ Рассчитаем общую сумму лизинговых платежей по годам: Первый год: Амортизационные отчисления в соответствии с формулой (1) АО = 493,0*10:100*3=147,9 тыс. руб. Чтобы определить плату за используемые лизингодателем кредитные ресурсы, необходимо сначала рассчитать кредитные ресурсы, используемые на приобретение имущества, плата за которые осуществляется в расчетном году по формуле (3.1) KB1 = (493 + 345,1)/2 = 419,05 Стоимость имущества на конец года определяется как разность между стоимостью имущества на начало года и суммой амортизационных отчислений. ОСк = 493 - 147,9 = 345,1 В соответствии с этим плату за используемые лизингодателем кредитные ресурсы определим по формуле (3). ПК = 419,05*25:100=104,763 тыс.руб. Комиссионное вознаграждение лизингодателю, рассчитаем вторым способом (формула (4.2)): КВ= 419,05*35:100=146,668 тыс. руб. Плату за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга определим по формуле (5) ДУ=54,2:2=27,1 тыс.руб. Сумму выручки рассчитаем в соответствии с формулой (7) В= 147,9+104,763+146,668+27,1=426,431 тыс.руб. Так как налог на добавленную стоимость (НДС) уже учтен в лизинговой ставке, то сумма лизинговых платежей равна выручке, т.е. ЛП=426,431 тыс. руб. По аналогии рассчитаем показатели за второй год. АО = 493,0*10:100*3=147,9 тыс.руб. ПК = 271,15*25:100=67,788 тыс.руб. КВ= 271,15*35:100=94,903 тыс. руб. ДУ=54,2:2=27,1 тыс.руб. В= 147,9+67,788+94,903+27,1=337,691 тыс.руб. ЛП = 337,691 тыс. руб. Результаты расчета сведены в табл. 2. Таблица 2. Расчет суммы лизинговых платежей, тыс. руб. +--------------------------------------------------------------+ | год | АО | ПК | КВ | ДУ | В | ЛП | |-------+-------+---------+---------+------+---------+---------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |-------+-------+---------+---------+------+---------+---------| | 1 | 147,9 | 104,763 | 146,668 | 27,1 | 426,431 | 426,431 | |-------+-------+---------+---------+------+---------+---------| | 2 | 147,9 | 67,788 | 94,903 | 27,1 | 337,691 | 337,691 | |-------+-------+---------+---------+------+---------+---------| | Всего | 295,8 | 172,551 | 241,571 | 54,2 | 764,122 | 764,122 | +--------------------------------------------------------------+ Авансовый платеж составляет в соответствии с условием договора 20% от лизингового платежа. Аванс = 764,122*20/100 = 152,824 тыс. руб. Общий размер лизингового платежа за минусом аванса: ЛП общ = 764,122 - 152,824 = 611,298 тыс.руб. Расчет размера ежемесячного лизингового взноса осуществляется по формуле: [7, с. 89] ЛВм = ЛПобщ : Т : 12, (8) где ЛВм Размер ежемесячного лизингового взноса, тыс.руб.; ЛПобщ - лизинговые платежи, тыс.руб.; Т - срок договора лизинга, лет. ЛВм = 611,298 : 2 : 12 = 25,471 тыс. руб. Таким образом, в соответствии с заключенным договором лизинга ОАО «МИК» получит 152,824 тыс. руб. аванса в первый месяц, а в следующие 23 месяца выплаты составят 25,471 тыс. руб. Традиционный вариант платежей прост для расчета, но создает трудности для лизингополучателя. Его доход от лизингуемого имущества изменяется в обратной последовательности. Срок договора лизинга существенным образом влияет на его стоимость. По этой причине каждый лизингополучатель стремится уменьшить срок лизинга, чтобы уменьшить затраты по сделке. Это видно на примере деятельности ОАО «Муниципальной инвестиционной компании». 3.4 Выводы и предложения по совершенствованию лизинговой деятельности Сегодня технологиями и методами применения лизинга в различных отраслях экономики интересуются и сами лизинговые компании, расширяющие сферы своей активности, и промышленники, проводящие переоснащение своих предприятий современной техникой, и страховщики, открывшие для себя новый рынок, и производители, заинтересованные в сбыте своего товара с использованием схем лизинга. Лизинговым компаниям в данный момент приходится работать в достаточно жестких условиях экономической нестабильности, финансового и банковского кризиса. При осуществлении долгосрочных инвестиционных проектов существуют высокие риски, связанные с тяжелым финансовым положением потребителей оборудования, поставляемого по лизингу. Положение ухудшат крайне неразвитая, противоречивая нормативно-правовая база лизинга, и практически отсутствует механизм страхования финансовых рисков. И это еще не все проблемы, существующие на рынке лизинга. Чтобы обеспечить развитие лизинговых отношений законодательные органы государства должны пересмотреть законы, регулирующие лизинг, в соответствии с зарубежным опытом и спецификой экономического развития России. Предприятиям, занимающимся лизинговой деятельностью, также необходима поддержка со стороны государства. Для развития лизинга необходима систематизированная подготовка кадров для этой сложной сферы деятельности, а также качественная разработка методической базы. Анализ деятельности ОАО «Муниципальной инвестиционной компании» показал: 1) лизинговые компании, созданные государствами и муниципальными структурами, жестоко ориентированны на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями (они часто используют льготное бюджетное финансирование) являются более привлекательными для клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями, однако доступность их услуг ограничена. 2) ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» использует для осуществления своей деятельности заемные средства; 3) ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» нуждается в целевом кредитовании для осуществления и расширения своей лизинговой деятельности, как по объему, так и по ассортименту поставляемой в лизинг авто техники и оборудования; 4) платежи, получаемые лизинговыми компаниями по заключенным договорам лизинга, распределены в достаточно длительном промежутке времени, поэтому аккумуляция поступающих лизинговых платежей для осуществления новой сделки - длительный процесс, который не позволяет лизинговой компании развиваться быстрыми темпами; 5) ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» поддерживается администрацией города, ведь каждая лизинговая сделка - это новое оборудование и техника предприятиям города, новые рабочие места и дополнительные налоги; 6) По характеру осуществляемых лизинговых сделок инвестиционная компания являются специализированной, осуществляет мелкие и средние сделки (по стоимости). На основании вышесказанного можно сделать следующие предложения: 1) снизить долю заемных средств и увеличить долю собственных средств путем аккумуляции поступающих платежей и своевременного погашения дебиторской задолженности; 2) увеличить размер денежной выручки путем привлечения новых лизингополучателей, для этого необходимо сделать условия сделки более гибкими и провести широкую рекламную компанию; 3) при составлении контракта к каждому клиенту подходить индивидуально, так как типовой договор финансовой аренды (лизинга) не всегда удачен; 4) для платежеспособных и надежных клиентов лизинговые платежи рекомендуется сделать ежегодными; 5) для наибольшей эффективности при реализации инвестиционных проектов с использованием лизинга рекомендуется работать в рамках инвестиционно - банковской группы. Это достигается посредством доступа к источникам финансирования на более приемлемых условиях; 6) применять механизмы погашения дебиторской задолженности путем вексельных расчетов. 7. Так как ОАО «МИК» заключает небольшие по суммам сделки, то нет необходимости применять дорогостоящие исследования и расчеты. Достаточно будет применять упрощенную методику финансово - экономической оценки, позволяющую оценить инвестиционный проект с допустимым для лизингополучателя уровнем возможной 52 |
|
© 2000 |
|