РУБРИКИ

Суждение

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Суждение

Суждение

1

Тема № 3 : Суждение как форма мышления.

План .

1. Общая характеристика суждения .

2. Виды суждений.

3. Отношение между суждениями .

4. Определить вид следующих суждений :

а) всякое понятие имеет объем

б) существует 4 фигуры силлогизма

в) логика и психология изучаются в институте .

2

Общая характеристика суждений

Логика изучает формы мышления, абстрагируясь от заключенного в них

конкретного содержания. Логику интересует не конкретное содержание данного

понятия, суждения, умозаключения, а то общее, что присуще всякому виду

понятия, суждения или умозаключения и, наконец, то общее, что присуще

всякой форме мышления вообще.

СУЖДЕНИЕ

Форма мышления в которой утверждается или отрицается связь между предметом

и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета

и которая может быть либо истинной, либо ложной .

ПРОСТОЕ

СЛОЖНОЕ

Простым суждением является Сложным является

суждение,

суждение, ни одна логическая какая-либо

логическая часть

часть которого не является которого

является суждением

суждением

В состав суждения входит субъект S и предикат Р

Метро (S) открылось рано утром (Р) .

Игра (S) не получила должного продолжения (Р).

Не – связка

Связка – является показателем качества суждения .

Некоторые(квантор) граждане являются преступниками.(Р)

Квантор – зто количественная характеристика суждения .

3

Суждение как утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо.

Истолкование суждения как сочетание слов

Представители номиналистической логики рассматривают логику как науку

о языке. “Логика, - говорит английский номиналист Р. Уэтли, - имеет дело

только с языком. Язык вообще, для какой бы цели он не служил, составляет

предмет грамматики, язык же, насколько он служит средством… для

умозаключения, составляет предмет логики. Исходя из такого понимания

предмета логики, номиналисты отождествляют суждение с предложением. Для них

суждение – это сочетание слов или имен.

“Предложение, - говорит номиналист Гоббс, - есть словесное выражение,

состоящее из двух, связанных между собой связкой имен… Таким образом,

согласно номиналистам, то о чем мы, что–либо утверждаем (или отрицаем) в

суждении, есть определенная связь этих слов. Такое истолкование природы

суждения неправильно. Конечно, всякое суждение выражается в предложении.

Однако предложение есть только языковая оболочка суждения, а не само

суждение.

Истолкование суждения как сочетания представлений (или понятий).

Значительная часть логиков-идеалистов считает, что то о чем мы нечто

утверждаем или отрицаем в суждении, есть представления (или понятия), а

то, что мы утверждаем или отрицаем в суждении, является определенным

отношением между этими представлениями (или понятиями). Наиболее рельефно

эта точка зрения на суждение выражена у Канта и неокантианцев. Если

номиналисты отождествляли суждение с предложением, то Кант и неокантианцы

отрывают суждение от предложения, - говорит Кант, - я уже должен судить….”

4

По мнению Канта, суждение есть соединение представлений в сознании…

Это представление сознаний лишь тогда имеет необходимый характер, когда

данные представления подводятся под априорные чисто рассудочные понятия.

“Если разложить, - говорит Кант,- все наши синтетические суждения,

насколько они объективны, то окажется, что они никогда не состоят из одних

созерцаний, связанных, как обыкновенно полагают, в суждении только через

простое сравнение; они были бы невозможны, если бы к отвлеченным от

созерцания понятиям не было присоединено еще чисто рассудочное понятие, под

которое те понятия подводятся и только таким образом связываются в

суждение, имеющее объективное значение.

Таким образом, у Канта истолкование суждения как установления связи

или отношений между представлениями или понятиями необходимо связано с

идеалистическим истолкованием всей действительности.

То, о чем нечто утверждается в суждении, есть, следовательно,

представления.

То, что утверждается в отношении этих представлений, есть определенное

отношение (т.е. априорная чисто рассудочная категория). Отличие

неокантианцев от Канта выражается лишь в том, что они вообще отказываются

от признания существования материальной действительности, хотя бы и в виде

непознаваемых “вещей в себе”.

5

Виды суждений

Суждения делятся на простые и сложные

Структура суждения

СУЖДЕНИЕ

Субъект суждения ( S ) Логическая связка Предикат

суждения ( P )

Понятие о предмете

Понятие о признаке

Суждения

суждений

S ( не ) есть Р

Виды простых суждений

СУЖДЕНИЕ

Суждения свойства Суждение с отношениями

Суждения

(атрибутивный ) Суждение, отражающее

существования

отношениеи между

(экзистенциальный)

Суждение о предметами

В суждениях

признаке

существования

предмета x R y

выражается

S – P

факт

Существования

Или несуществования

Предмета суждения

S - P

6

Пример : Чечня (S) – субъект федерации (Р) .

Динозавры (X) появились раньше человека (Y)

Философия (S) есть (связка) то, что существует (Р).

Суждения со сложным субъектом и сложным предикатом .

S( S1 S2 ) есть Р

Пример : Права человека S1 , гражданина S2, защищены Конституцией.

S есть Р (Р1, Р2)

Никто (S) не может быть подвергнут произвольному аресту (Р1),

задержанию (Р).

ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ

Простым суждением называется такое суждение, которое состоит только из

двух понятий; в одном из этих понятий выражается то, о чем мы нечто

утверждаем или отрицаем в другом из этих понятий выражается то, что

утверждается или отрицается.

Пример простого суждения: “Лилия - растение”.

Атрибутный характер простого суждения.

Вещи не существуют в действительности без признаков, т.е. без качеств,

свойств, состояний отношений и т.п. “…. Вещь, - утверждает К.Маркс,- есть

совокупность многих свойств...”

В равной мере не существуют в действительности и признаки оторвано от

вещей. “Существуют говорит Ф.Энгельс, - не качества, а только вещи,

обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами.”

Поэтому и в мышлении предмет (вещь) отображается всегда в единстве с

его признаками. “…Возможно ли же,- спрашивает по этому поводу

7

Н.А.Добролюбов,- отделять предмет от его признаков, и что остается от

предмета, если мы представление всех его признаков и свойств уничтожим?”

Объективно существующее взаимоотношение между признаком и предметом

отражается формой простого суждения.

Следует иметь в виду, что под предметом в логике понимается не только

конкретная единичная вещь (например: эта роза, книга, лежащая на моем

столе), а вообще все то, что является объектом познания.

Поэтому предметами суждения могут быть и совокупности предметов , т.е.

классы, и агрегаты предметов, а также отдельные свойства и отношения вещей.

признаком предмета ( или группы предметов) является и отношение предмета к

другим предметам и принадлежности предмета к классы предметов, так как все

это характеризирует познаваемый предмет. Например, признаком “этой розы”

является не только то, что она красная что она пахнет и т.п., но также и

то, что она растет у меня под окном, что она краснее той розы, которая

растет у входа в сад, что она расцвела раньше всех роз в моем саду, что она

принадлежит к чайным розам….

Простое суждение, как отображение существования или не существования

предмета суждения в действительности.

Утверждая или отрицая принадлежность признака предмету, мы вместе с

тем отображаем в суждении существование или не существование предмета

суждения в действительности. Так, например, в таких простых суждениях, как:

“существуют космические луги”, “Русалки не существуют в действительности” и

т.п., мы непосредственно утверждаем (или отрицаем) существование предмета

суждения в действительности. В прочих простых суждениях существование

предмета суждения в действительности нам уже заведомо известно. Не только в

суждениях существования, а и во всяком простом

8

суждении содержится знание о существовании или не существовании этого

суждения в действительности.

Деление суждений на виды по характеру связки

Связка суждения может быть либо утвердительной, либо отрицательной.

Соответственно это суждению по характеру связки (или “по качеству”) делятся

на утвердительные и отрицательные.

Категорические суждения – делятся по качеству и количеству .

По количеству

Утвердительные суждения отображают наличие какого-либо признака, т.е.

черты, стороны, свойства, состояния и т.п. в предмете суждения.

Отрицательные суждения отображают отсутствие какого-либо признака в

предмете суждения. Например, в суждении: “Язык не является классовым” речь

идет об отсутствии у “языка” признака классовости.

По количеству

Деление суждений на виды по характеру предмета суждения.

По характеру предмета суждения ( или “по количеству”) суждения делятся

на единичные, частные и общие.

Некоторые логики называют единичные суждения индивидуальным суждением.

Такое название является неудачным ибо оно ведет к смешиванию единичных

суждений с индивидуальными суждениями. На самом деле всякое индивидуальное

суждение является единичным суждением, но не всякое единичное суждение

является индивидуальным суждением. Индивидуальным суждением следует

называть лишь такое единичное суждение в котором указывается отличительный

признак отдельного предмета.

Частное суждение высказывается нами тогда, когда мы, установив, что

некоторые предметы какого-либо класса предметов обладают (или не обладают)

известным признаком, еще не установили ни того, что этим

9

признаком обладают(не обладают) также и все прочие предметы данного

класса предметов, ни того, что этим признаком не обладают (обладают)

некоторые другие предметы данного класса предметов. Если мы в процессе

дальнейшего познания предметов данного класса установили, что указанным в

частном суждении признаком обладают только некоторые или все предметы

данного класса, но в этом случае частное суждение переходит или в частно-

выделяющее, или в общее суждение.

Общим суждением в традиционной логике называется такое суждение, в

котором сказуемое относится ко всему объему подлежащего.

Неудовлетворительность такого определения общего суждения уже видна из

того, что это определение не дает возможности отличить общее суждение от

единичного суждения, в котором ведь тоже сказуемое относится ко всему

объему подлежащего. В самом деле, как, например, надлежит понимать

утверждение о том, что в общем суждении сказуемое относится ко всему объему

подлежащего? Значит ли это, что содержание, утверждаемое в предикате общего

суждения, относится только к совокупности предметов или же у каждому

отдельному предмету, охватываемому субъектом суждения?

Все эти и некоторые другие вопросы не получат своего разрешения в

традиционном учении о количестве суждения. А между тем без правильного

решения этих вопросов невозможно дать правильное истолкование природы

общего суждения.

Выделяющие и исключающие суждения

Выделяющие суждения отражают тот факт, что признак, выраженный

предикатом, принадлежит( или не принадлежит ) только данному, и никакому

другому, предмету.

Исключающим является суждение, в котором отражается принадлежность

признака всем предметам, за исключением некоторой их части.

10

Классификация суждений по количеству и качеству

Общеутвердительное суждение – суждение общее по количеству и

утвердительное по качеству . Все S не суть Р

Общеотрицательное суждение – суждение общее по количеству и

отрицательное по качеству . Ни одно S не суть Р

Частноутвердительное суждение – суждение частное по количеству и

утвердительное по качеству . Некоторые S суть Р

Частноотрицательное суждение – суждение частное по количеству и

отрицательное по качеству . Некоторые S не суть Р

СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ

Сложным суждением – является суждение, состоящие из нескольких

простых, связанных логическими связками .

Сложные суждения делятся на соединительные, разделительные, условные,

эквивалентные .

Соединительное суждение – соединительным является суждение, состоящие

из нескольких простых, связанных логической связкой «и».

Разделительное суждение – суждение, состоящее из нескольких простых,

связанных логической связкой «или»

Условное суждение – суждение, состоящее из двух простых, связанных

логической связкой «если …., то….»

Эквивалентное суждение – суждение, включающее в качестве составных два

суждения, связанных двойной условной зависимостью, выражаемой логической

связкой «если и только если …., то ….»

11

Отношения между суждениями .

Отношения между суждениями ( простые суждения )

Сравнимые суждения – суждения с одинаковыми субъектами и предикатами.

Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые .

К совместимым относятся суждения , которые могут быть истинными.

( эквивалентность, субконтрарность, подчинение )

Несовместимыми суждениями – являются суждения , которые одновременно

не могут быть истинными .

( контрарные, контрадикторные )

A ( логический квадрат ) общие

Е

у п пп ппп противоположность

п о

о т о п

п о

т

в д р

р д р

е ч о

о ч и

р и т

т и ц

д н и

и н а

и е в

в е т

т н о

о н е

е и р

р и л

л е е

е е ь

ь ч

ч н

н и

и ы

ы е

е е

е

подпротивоположность

I частные

O

12

Отношения между суждениями ( сложные суждения )

Делятся на зависимые и независимые .

Зависимые суждения – это суждения, которые имеют одинаковые

состовляющие и могут различаться логическими связками, включая отрицания.

Зависимые суждения делятся на совместимые и несовместимые .

К совместимым суждениям относятся эквивалентные, частно-совместимые, и

подчиненные суждения.

Эквивалентные суждения – суждения, которые принимают одни и те же

значения, т.е. одновременно являются либо истинными, либо ложными.

Частная-совместимость характерна для суждений , которые могут быть

одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.

Подчинение между суждениями имеет место в том случае, когда при

истинности подчиняющего подчиненное всегда будет истинным.

К несовместимым суждениям относятся противоположные и противоречащие

суждения .

Противоположность – отношение между суждениями, которые одновременно

не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными.

Противоречащими являются суждения, которые одновременно не могут быть

ни истинными, ни ложными. При истинности одного из них другое будет ложным,

а при ложности первого второе будет истинным.

Независимые суждения – суждения, которые не имеют общих составляющих,

для них характерны все сочетания истинных значений .

13

Определить вид следующих суждений

А) Всякое понятие имеет объем .

Б) Существует 4 фигуры силлогизма .

В) Логика и психология изучаются в институте.

Всякое (квантор) понятие (S) имеет объем (Р).

Все S есть Р ( А )

Имеется количественная характеристика. Данное суждение является

простым, общеутвердительным суждением .

Существует четыре фигуры (S) силлогизма (Р).

S есть Р (А)

Имеется качественная характеристика . Данное суждение является

простым, утвердительным суждением .

Логика (р) и психология (q) изучаются в институте.

p ^ q

Данное суждение состоит из нескольких простых суждений, связанных

логической связкой «и» и является сложным соединительным суждением .

14

Список использованной литературы:

1. Таванец П.В. «Суждение и его виды»

2. Введенский А.И. «Логика как часть теории»

3. Копнин П.В. «О логических воззрениях».

4. Грядовой Д.И. «Логика»

-----------------------

п

противоположность

подчинение

подчинение

под

подпротивоположность

П

О

Т

И

В

О

Р

Е

Ч

И

Е

П

Р

О

Т

И

В

О

Р

Е

Ч

И

Е


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.