РУБРИКИ

Основные законы правильного мышления

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Основные законы правильного мышления

Основные законы правильного мышления

ВВЕДЕНИЕ

К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в

истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир,

стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит

радость и удовлетворение, другим, наоборот, - горе: сильных истина зовет на

подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности.

Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой

информации о мире в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех

нас вперед на нелегком пути познания.

Существует мнение, что человек может правильно мыслить и не зная

точных правил и законов логики, пользуясь ими лишь на интуитивном уровне.

Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно

развивать различными способами (методами). Систематическое изучение науки

логики – один из наиболее эффективных способов развития логического

абстрактного мышления.

Специфическим приемом развития мышления является решение логических

задач.

1.Понятие логического закона.

Закон мышления - это необходимая, существенная, устойчивая связь

между мыслями. Наиболее простые и необходимые связи между мыслями

выражаются формально-логическими законами тождества, непротиворечия,

исключенного третьего, достаточного основания. Эти законы в логике играют

особо важную роль, являются наиболее общими, лежат в основе различных

логических операций с понятиями, суждениями и используются в ходе

умозаключений и доказательств. Первые три закона были выявлены и

сформулированы Аристотелем. Закон достаточного основания сформулирован

Лейбницем. Законы логики являются отражением в сознании человека

определенных отношений между предметами объективного мира.

Формально-логические законы не могут быть отменены или заменены

другими. Они имеют обще человеческий характер: они едины для всех люде

различных рас, наций, классов, профессий. Эти законы сложились в результате

много вековой практики человеческого познания при отражении таких обычных

свойств вещей, как их устойчивость, определенность, несовместимость в одном

и том же предмете одновременного наличия и отсутствия одних и тех же

признаков. Законы логики – это законы правильного мышления, а не законы

самих вещей или явлений мира.

Кроме этих четырех формально-логических законов, отражающих важные

свойства правильного мышления, - определенность, непротиворечивость,

четкость мышления выбор «или – или» в определенных «жестких» ситуациях, -

существует много других формально-логических законов, которым должно

подчиняться правильное мышление в процессе оперирования правильными

отдельными формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями).

Законы логики функционируют в мышлении в качестве принципов

правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений и теорий и

опровержения не правильных теорий.

В математической логики несколько иной подход. Там законы, выраженные

в виде формул, вступают как тождественно-истинные высказывания. Это

означает, что формулы, в которых выражены логические законы, истинны при

любых значениях их переменных. Среди тождественно-истинных формул особо

выделяются такие, которые содержат одну переменную.

2.Закон тождества

Этот закон формулируется так: «В процессе определенного рассуждения

всякое понятие и суждение должны быть тождественны сами себе».

В математической логики законы тождества выражаются такими формулами:

а=а (в логике высказанной) и

А=А (в логике классов, в которой классы отождествляются с объектами

понятий).

Тождество есть равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. В

мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила

(принципа). Он означает, что нельзя в процессе рассуждения подменять одну

мысль другой, одно понятие – другим. Нельзя тождественные мысли выдавать за

различные, а различные – за тождественные.

Нарушение закона тождества приводит к двусмысленностям, что можно

видеть, например, в следующих рассуждениях: « Ноздрев был в некотором

отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не

обходилось без истории» (Н.В. Гоголь). «стремись уплатить свой долг, и ты

достигнешь двоякой цели, ибо тем самым его исполнишь» (Козьма Прутков).

Игра слов в этих примерах построена на употреблении омонимов.

В мышлении нарушение закона тождества проявляется тогда, когда человек

выступает не по обсуждаемой теме, произвольно подменяет один предмет

обсуждения другим, употребляет термины и понятия в другом смысле, чем

принято, не предупреждая об этом. Например, идеалистом иногда считают

человека, верящего в идеалы, живущего ради высокой цели, а материалистом –

человека меркантильного, стремящегося к наживе, к личному обогащению и т.д.

Из-за нарушения закона тождества возникает и другая ошибка, называемая

подменой тезиса. В ходе доказательства или опровержения выдвинутый тезис

часто умышленно или неосознанно подменяется другим. В научных дискуссиях

это проявляется в приписывании оппоненту того, чего он не говорил. Такие

примеры ведения дискуссий недопустимы.

Отождествление широко используется в следственной практик, например,

при опознании предметов, людей, отождествлений почерков, документов,

подписей на документе, отождествление отпечатков пальцев.

3.Законы не противоречия

Если предмет А обладает определенным свойством, то в суждениях об А

люди должны утверждать это свойство, а не отрицать его. Если же человек,

утверждая что-либо, отрицает то же самое или утверждает что-то

несовместимое с первым, налицо логическое противоречие. Формально-

логические противоречия – это противоречия путаного, неправильного

рассуждения. Такие противоречия затрудняют познание мира.

Древнегреческий философ и ученый Аристотель считал «…Невозможно, чтобы

одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же

в одном и том же отношении»[1]. Эта формулировка указывает на необходимость

для человека не допускать в своем мышлении и речи формально-противоречивые

высказывания, в противном случае его мышление будет неисправимым.

Мысль противоречива, если мы об одном и том же предмете в одно и то же

время и в одном и том же отношении нечто утверждаем и то же самое отрицаем.

Например: «Кама – приток Волги» и «Кама не является притоком Волги». Или:

«Лев Толстой – автор романа «Воскресенье» и «Лев Толстой не является

автором романа «Воскресенье№».

Противоречия не будет, если мы говорим о разных предметах или об одном

и том же предмете, взятом в разное время или в разном отношении.

Противоречия не будет, если мы скажем: «Осенью дождь полезен для грибов» и

«Осенью дождь не полезен для уборки урожая». Суждения «Этот букет роз

свежий» и «Этот букет роз не является свежим» также не противоречат друг

другу, ибо предметы мысли в этих суждениях берутся в разных отношениях или

в разное время.

Чаще всего встречаются определение формально-логического противоречия

как конъюнкции суждения и его отрицания (а и не-а). Но логическое

противоречие может быть выражено и без отрицания: оно имеет место между

несовместимыми утвердительными суждениями1. Закон непротиворечия не

действует в логике «размытых» множеств, ибо в ней к «размытым» множествам и

«размытым» алгоритмам можно одновременно применять утверждение и отрицание

(например: «Этот мужчина пожилой» и «Этот мужчина еще не является пожилым»,

ибо понятие «пожилой мужчина» является «нечетким» понятием, не имеющем

четко очерченного объема).

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что формально-логическое

противоречие возникает тогда, когда пытаются считать истинными два или

несколько утвердительных суждений, не совместимых между собой. Не менее

распространенной в мышлении является форма логического противоречия, когда

одновременно утверждается и отрицается одно и то же суждение, то есть

допускается конъюнкция а и не-а. Таким образом, в традиционной формальной

логике противоречием считается утверждение двух противоположных (как

контрактных, так и контрадикаторных) суждений об одном и том же предмете,

взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. В исчислении

высказываний классической двузначной логики закон непротиворечия

записывается следующей формулой:

_____

а^а

Закон непротиворечия читается так: «Два противоположных суждения не

могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении».

И так, первичным выступает диалектическое противоречие, объективно

возникающее в процессе познания, и именно оно служит движущей силой

познания, а вторичным является способ фиксации диалектического противоречия

виде конъюкции двух суждений а и не-а, то есть в форме формально-

логического противоречия.

Разрешение обнаруженного диалектического противоречия способствует

продвижению познания. Одним из примеров антиномий1 является формулировка

познавательной задачи в первом томе «Капитала» К. Маркса, где он пишет: «…

Капитал не может возникнуть из обращения и так же не может возникнуть вне

обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время не в

обращении»2.

4.Закон исключения третьего

Онтологическим аналогом этого закона является то, что в предмете

указанный признак присутствует или его нет, поэтому и в мышлении мы

отражаем это обстоятельство в виде закона исключения третьего.

В книге «Метафизика» Аристотель сформулировал закон исключения

третьего так: «Равным образом не может быть ничего промежуточного между

двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы

то ни было одно либо утверждать, либо отрицать»3.

В двузначной традиционной логике закон исключения третьего

формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое

ложно, а третьего не дано». Противоречащими (контрадикторными) называются

такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а

в другом то же самое об этом предмете отрицается, поэтому они не могут быть

оба одновременно истинными и оба ложными; одно из них истинно, а другое

обязательно ложно. Такие суждения называются отрицающими друг друга. Так,

из двух суждений: «Джеймс Фенимор Купер является автором серии романов о

Кожаном Чулке, создававшихся на протяжении почти 20 лет» и «Джеймс Фенимор

Купер не является автором серии романов о Кожаном Чулке, создававшихся на

протяжении почти 20 лет» первое истинно, второе ложно, и третьего –

промежуточного - суждения не может быть.

Различие в областях определения (т.е применения) этих законов в том,

что по отношению противных (контрарных) суждений, которые оба не могут быть

истинными, но оба могут быть ложными, распространяется действие лишь закона

непротиворечия и не распространяется действие закона исключения третьего.

Итак, сфера действия содержательного закона непротиворечия шире, чем сфера

действия содержательного закона исключения третьего. Действительно, истинно

одно из двух суждений: «Все дома в данной деревне электрифицированы» или

«Некоторые дома в данной деревне не являются электрифицированными» и

третьего не дано.

Закон исключения третьего и в содержательном, и в формализованном виде

охватывает один и тот же круг суждений – противоречащие, то есть отрицающие

друг друга.

Содержательные аристотелевсткие законы непротиворечия и исключения

третьего невыводимы один из другого, так как области определения суждений,

для которых они применимы, различные.

В мышлении закон исключения третьего предполагает четкий выбор

одной из двух взаимоисключающих альтернатив. Для корректного ведения

дискуссии выполнение этого требования обязательно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К сожалению на сегодняшний день не все научные достижения ставятся на

службу человеку. Однако хочется верить, что наступит время, когда добытое

с таким трудом истинное знание будет использовано только на благо человеку.

Люди хотят знать не только законы природы и сущность общественных

явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в 17 веке английский философ

Ф. Бэкон говорил, что знание и могущество человека совпадают. Однако

тернист путь к истине.

Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп и

телескоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету, которые позволяют

ему глубже и полнее познавать свойства природных и социальных явлений.

Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума

человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории

вероятности, физический и биологический эксперименты и другие.

Чтобы эффективно пользоваться всеми этими методами и изобретениями,

мышление человека должно быть безупречным, логически правильным. Законы

развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек

с древних времен стремился познать законы правильного мышления, то есть

логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов.

-----------------------

[1] Аристотель. Метафизика // соч.: в 4-х т. М.,1976. Т. 1. С. 125.

1 Следует различать два аспекта: отношение противоречия между

высказываниями (или суждениями) и противоречие как синоним тождественно-

ложной формулы. Если два суждения (a и b) или несколько суждений не могут

быть истинными одновременно, то эти суждения называются несовместимыми, или

противоречащими.

1 Впервые антиномии мышления достаточно четко изложил И.Кант.

2 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.С. 176.

3 Аристотель. Метафизика // Соч.: в 4-х т. М., 1976. Т. 1. С. 141.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.