РУБРИКИ

Контрольная работа по логике

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Контрольная работа по логике

Контрольная работа по логике

Контрольная работа

1. Дайте полную логическую характеристику следующим предметам:

а) покупатель; б) сборная России по хоккею; в) копия

а) покупатель

по содержанию: конкретное, положительное, безотносительное,

разделительное

по объему: единичное;

б) сборная России по хоккею

по содержанию: конкретное, положительное, соотносительное,

разделительное

по объему: общее;

в) копия

по содержанию: абстрактное, положительное, безотносительное,

разделительное;

по объему: общее;

2. определите вид отношений между понятиями, изобразите их с помощью

круговых систем (кругов Эйлера):

а) пересуды, сплетни;

А – пересуды;

В – сплетни

Отношение соподчиненности.

б) законная сделка, незаконная сделка, неправомерные действия

А – законная сделка

В – незаконная сделка

С – неправомерные действия

3. Проведите операцию деления данных понятий по избранным Вами признакам

двумя способами: дихотомическим и по видообразующему признаку, укажите

основание деления:

а) транспорт; б) религия

Деление по видообразующему признаку:

Основные виды транспорта – воздушный, водный, наземный.

Данное деление было произведено по среде передвижения транспорта.

Дихотомическое деление:

Транспорт использует естественные источники движения и искусственные

источники движения.

Данное деление было произведено на основании источников движения

транспорта.

Видообразующее деление:

Религия исповедует христианство, католицизм, ислам, иудаизм и др.

Данное деление было произведено на основании вероисповедания.

Дихотомическое деление:

Религия делится на древнюю и современную.

Основанием для деления послужило время, когда эти религии исповедовались.

4. Проверьте правильность деления понятий, в неправильных случаях укажите,

какие правила нарушаются.

Многоугольники бывают правильные и ромбы.

- ошибка: члены данного деления не исключают друг друга, т.к. ромб

является правильным многоугольником

Многоугольники бывают правильные и неправильные.

Среди птиц есть водоплавающие, перелетные и не перелетные.

- ошибка: деление произведено по двум основаниям

Среди птиц есть водоплавающие и не водоплавающие.

или

Среди птиц есть перелетные и не перелетные.

5. Проверьте правильность определения понятий, в неправильных случаях

укажите, какие правила нарушаются и дайте правильное определение.

Книга – лучший подарок.

Это истинное суждение представляет собой интересную метафору, которой мы

пользуемся при передаче информации, но оно не является определением

понятия.

Правильное определение понятия:

Книга – это произведение печати в виде переплетенных листов с каким-нибудь

текстом.

Девиз – краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения,

деятельности больших групп людей.

В данном случае определение понятия не соразмерено, а именно – узкое. Из

данного определения можно сделать вывод, что девиз выражает руководящую

идею в поведении или деятельности только больших групп людей, но девиз

может выражать руководящую идею в поведении и одного человека.

Правильное определение понятия:

Девиз – это краткое изречение, выражающее руководящую идею в поведении или

деятельности.

6. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий:

а) западная граница государства;

б) министерство юстиции

а) Операция обобщения:

Западная граница государства > граница государства > граница республик в

составе государства > граница краев и областей > граница городов и

населенных пунктов;

Операция ограничения:

Граница городов и населенных пунктов > граница краев и областей >

граница республик в составе государства > западная граница государства >

граница государства

б) Операция ограничения:

Министерство юстиции > министерство юстиции республик Российской

Федерации > министерство юстиции краев и областей > отделы министерства

юстиции

Операция обобщения:

Отделы министерства юстиции > министерство юстиции краев и областей >

министерство юстиции республик Российской Федерации > министерство юстиции

> министерство юстиции Российской Федерации

7. Определите тип атрибутивного суждения, укажите субъект и предикат

суждения, запишите его схему, используя принятые в логике обозначения (А,

Е, О, I), изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера,

установите распределенность субъекта и предиката.

а) Законность – неотъемлемая часть демократии.

Все S суть Р

Это общеутвердительное суждение – S а P, где S(+) и P(-)

S - демократия

P – законность

б) Некоторые государства не являются унитарными.

Некоторые S не суть Р

Это частноотрицательное суждение SoP, где S(-), а P(+)

S – некоторые государства

P – унитарные государства

в) Некоторые стихийные бедствия сопровождаются человеческими жертвами.

Некоторые S суть Р

Это частноутвердительное суждение, S i P где S(-) и P(-)

S – стихийные

бедствия

P – человеческие жертвы

8. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые

суждения), запишите схему суждения с помощью символов, использую

логические связки.

а) Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения

общественно-опасного деяния находилось в состоянии невменяемости.

Логические связки: если …, то, не.

Составные содержательные части суждения:

1 часть: Лицо, во время совершения общественно-опасного деяния находилось в

состоянии невменяемости. (А) __

2 часть: Оно подлежит уголовной ответственности. (В), Следовательно это

условное импликативное суждение А > В

б) Профессиональный риск не признается оправданным, если он был заведомо

сопряжен с угрозой экологической катастрофы, угрозой здоровью или жизни

людей.

Логические связки: не, если, или.

Составные содержательные части суждения:

1 часть: профессиональный риск признается оправданным (?)

2 часть: он был заведомо сопряжен с угрозой экологической катастрофы (В)

3 часть: он был заведомо сопряжен с угрозой здоровью (С)

4 часть: он был заведомо сопряжен с угрозой жизни людей (Д)

? > (В V С \/ Д)

9. Сделайте вывод из данных суждений по логическому квадрату, обоснуйте

его.

Некоторые поступки не являются преднамеренными. S o P

Все поступки не являются преднамеренными. S e P

Некоторые поступки являются преднамеренными. S i P

Все поступки являются преднамеренными. S a P

S a P S e P

S i P S o P

Некоторые поступки не являются преднамеренными. Следовательно Неверно, что

все поступки являются преднамеренными.

10. Сделайте вывод из данных суждений путем обращения, превращения,

противопоставления предикату.

а) Лицо, захватившее заложника, подлежит уголовному наказанию. S a P, S(+),

a P(-)

Превращение: Все S суть P_______

Ни одно S суть не- P

Лицо, захватившее заложника, подлежит уголовному наказанию.____________

Ни одно лицо, не захвативший заложника, не подлежит уголовному наказанию.

Обращение: Все S суть P_______

Некоторые P суть S

Лицо, захватившее заложника, подлежит уголовному наказанию._________

Уголовному наказанию подлежат некоторые лица, захватившие заложника.

Противопоставление: Все S суть P_____

Ни одно P не суть S

Лицо, захватившее заложника, подлежит уголовному наказанию.______________

Не подлежит уголовной ответственности ни одно лицо, не захатившее

заложника.

б) Некоторые военнослужащие – связисты. S i P, S(-) и P(-)

Превращение: Некоторые S суть P_____

Некоторые S не суть не- P

Некоторые военнослужащие – связисты.___________

Некоторые военнослужащие не являются связистами.

Обращение: Некоторые S суть P

Все P суть S

Некоторые военнослужащие – связисты.

Все связисты являются воннослужащими.

Противопоставление: Некоторые S суть Р_____

Некоторые не Р не суть S

Некоторые военнослужащие – связисты._____________

Некоторые не связисты не являются военнослужащими

11. Сделайте вывод из данных посылок, используя свойства отношений,

запишите схему вывода, определите его состоятельность.

Куликов окончил военное училище одновременно с Карауловым. – это

частноутвердительное суждение – Некоторые S есть Р

Следовательно, Караулов тоже окончил военное училище.

12. Сделайте вывод из данных посылок, указав большую и меньшую посылку.

Проверьте правильность вывода с помощью общих правил ПКС, правил фигур и

круговых схем.

Всякая буржуазная революция (М) усиливает рост капитализма(Р). (большая

посылка)

Английская революция (S) была буржуазной (М).______________ (меньшая

посылка)

Английская революция (S) усилила рост капитализма(Р).

М Р

S М

Умозаключение правильное

Лицо, совершившее кражу личного имущества (М), привлекается к уголовной

ответственности (Р). (большая посылка)

Носов (S) кражу личного имущества не совершал (М)._(меньшая посылка)

Носов (S ) не привлекается к уголовной ответственности (Р) (заключение).

М Р

S М

Умозаключение неправильное.

13. Сделайте вывод из данных посылок, постройте сему сложного дедуктивного

умозаключения, проверьте, следует ли вывод с необходимостью.

Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки (p)

влечет недействительность сделки (q).

При недействительности сделки (q) каждая из сторон обязана возвратить все

полученное по сделке другой стороне (r), а в случае невозможности

возвратить полученное в натуре (d), возместить его стоимость в деньгах

(b). ___________________

При несоблюдении простой письменной формы внешнеэкономической сделки каждая

из сторон обязана возвратить все полученное по сделке другой стороне или

возместить его стоимость в деньгах.

(p > q) V (q > r), d > b

p (r V b)

14. Проинтерпретируйте формулу и определите, является ли она логическим

законом: ______

(А В) V (А V В) - (если А, то В) или (не А,

или не В)

(А В) – если А, то В – это импликация

(А V В) - не А или не В – это не строгая дизъюнкция

|A |B |A |B |A B |A V B|(A B) V (A|

| | | | | | |V B) |

|И |И |Л |Л |И |Л |И |

|И |Л |Л |И |Л |И |И |

|Л |И |И |Л |Л |И |И |

|Л |Л |И |И |Л |И |И |

Данная формула является логическим законом.

Если сейчас день, то сейчас светло, или сейчас не день, или сейчас темно.

15. Восстановите энтимему, проверьте правильность полученного

умозаключения:

Уголовное дело против гражданина Носова не может быть возбуждено, так как

отсутствует состав преступления.

Восстановим эту энтимему, т. е. сформулируем полный категорический

сологизм. Суждение, стоящее после слов “так как”, является меньшей

посылкой. В данной энтимеме пропущена большая посылка.

Во всех случаях отсутствия состава преступления (М) уголовное дело не может

быть возбуждено (Р) (большая посылка)

Состав преступления в деяниях (М) гражданина Носова отсутствует (S).

(меньшая

посылка)_________________________________________________________________

Уголовное дело против гражданина Носова (S) не может быть возбуждено (P).

М Р

Данный категорический силлогизм построен по

третьей

фигуре категорического

силлогизма;

особые правила ее

соблюдены, т.е. меньшая

посылка утвердительная, а заключение частное.

M S

S – Р

16. Укажите, требования каких формально логических законов нарушены в

приведенных примерах:

а). Она спрятала в карман записку от мужа.

В данном случае нарушено требование закона тождества А=А. Здесь неизвестно

о ком идет речь, так как использовано личное местоимение «она», а кто она

не уточняется.

б). Ложно, чтовсякая наука имеет свой предмет исследования, а так же, что

ни одна наука не имеет своего предмета исследования.

В данном случае нарушений нет. Пример составлен в соответствии с законом

непротиворечия «а и не а».

в). Учитель: «Надеюсь Том, я не увижу, как ты списываешь с чужой тетради».

Том: «Я тоже на это надеюсь».

В данном примере произошла подмена понятий, что противоречит закону

тождества. Нам не ясно на что надеется Том: или на то, что учитель

действительно не увидит как он списывает с чужой тетради, или на то, что он

не будет списывать с чужой тетради.

17. Определите способ обоснования и форму аргументации тезиса, укажите

логические ошибки, если они есть.

«Труп был найден в погребе дома Волохова. Волохов жил несогласно со своей

женой после этого следует немедленное заключение – она виновата. Почему?

Больше некому. Вот народная логика… Замечательно, что никто из свидетелей

не подтвердил главного обстоятельства, никто не сказал, вернулся ли Алексей

Волохов 17 августа домой ночевать, так как в два или три часа его видели

на улице пьяным. (дело М.Волоховой). Выступление адвоката.

Определить логические ошибки не представляется возможным, так как

неизвестно чей именно труп был найден в погребе дома Волохова;

Неизвестно, была ли эта смерть насильственной;

На основании данного выступления нельзя также определить и тезис и форму

агрументации.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.