РУБРИКИ |
Эвристика |
РЕКЛАМА |
|
ЭвристикаЭвристикаСОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ ДОМАШНЯЯ РАБОТА |ПО ДИСЦИПЛИНЕ |«Эвристика» | | | | |ЮНИТА |№ 2 | |ТЕМА |Методы эвристической деятельности | | |Применение эвристических систем | |ВЫПОЛНИЛ |Петеримов Александр Николаевич | |ГРУППА |№ 119 3 Э 107.809 А | |Регистрационный номер| | |Проверил | | |Дата сдачи | | | | |Подпись методиста | | |(зачет, незачет) | | | | |Дата | | Подпись _________________ Южноуральск 1998 |СОВЕТЫ |НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ | |Понимание постановки задачи | |Нужно ясно понять задачу |Что неизвестно? Что дано? В чем состоит | | |условие? Возможно ли удовлетворить | | |условию? Достаточно ли условие для | | |определения неизвестного? Или чрезмерно? | | |Или противоречиво? | | |Сделайте чертеж. Введите подходящие | | |обозначения. Разделите условие на части. | | |Постарайтесь их записать. | |Составление плана решения | |Нужно найти связь между данными |Не встречалась ли раньше эта задача, хотя | |и неизвестными. Если не удастся |бы в несколько другой форме? | |сразу обнаружить эту связь, |Известна ли какая-нибудь родственная | |возможно, полезно будет |задача? Не знаете ли вы теоремы, которая | |рассмотреть вспомогательные |могла бы оказаться полезной? | |задачи. В конечном счете, |Рассмотрите неизвестное! И постарайтесь | |необходимо прийти к плану |вспомнить знакомую задачу с подобным | |решения |неизвестным. | | |Вот задача родственная и уже решённая. | | |Нельзя ли ею воспользоваться? Нельзя ли | | |применить её результат? Нельзя ли | | |использовать метод её решения? Нельзя ли | | |иначе сформулировать задачу? Ещё иначе? | | |Вернитесь к определениям. | | |Если не удаётся решить данную задачу, | | |попытайтесь сначала решить сходную. Нельзя| | |ли придумать более доступную сходную | | |задачу? Более общую? Более частную? | | |Аналогичную задачу? Нельзя ли решить часть| | |задачи? Нельзя ли извлечь что-либо | | |полезное из данных? Нельзя ли изменить | | |неизвестное, или данные, или, если | | |необходимо и то, и другое так, чтобы новое| | |неизвестное и новые данные оказались ближе| | |друг к другу? Все ли использованы данные? | | |Все ли условия? | |Осуществление плана | |Нужно осуществить план решения |Вы предприняли правильный шаг? Сумеете это| | |доказать? | Глоссарий. Аналогия (греч. analogia — соответствие, сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии — знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения — один из источников научных гипотез. Аргумент - суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории). Аспект (от лат. aspectus — вид), точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива. Ассоциативно – смысловая ёмкость слова – способность сочетаться с другими словами. Вспомогательная задача – задача, решение которой более доступно и позволяет перейти к решению исходной задачи. Идентификация - признание тождественности, отождествление объектов, опознание. Импликация (от лат. implico — тесно связываю) (материальная импликация), приблизительный логический эквивалент оборота «если..., то...»; операция, формализующая логические свойства этого оборота. Индукция(от лат. inductio — наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечно-обозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно- или конечно-необозримой области фактов (Дедукция). Комбинация - Совокупность объединенных единым замыслом приемов, действий и т. п. Компиляция (от лат. compilatio, букв. — ограбление), составление сочинений на основе чужих исследований или чужих произведений (литературная компиляция) без самостоятельной обработки источников; работа, составленная таким методом. Корреляция - взаимообусловленность, связь, определенная зависимость языковых элементов. Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой на основании общности признаков сопоставляемых членов. Номинация - наименование как процесс соотнесения языковых единиц (прежде всего слов) с обозначаемыми объектами (предметами, признаками, событиями и т. п.). Обобщение - переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. Опровержение - обоснование ложности какого-либо утверждения (мнения, суждения) или совокупности утверждений (теории). Опровержением может служить указание на факт, не совместимый с истинностью данного утверждения (напр., опровержение теории «решающим экспериментом» и т. п.), или же рассуждение, устанавливающее логическую противоречивость утверждения или его логическую несовместимость с какой-либо заведомой истиной. С логической точки зрения опровержение суждения есть доказательство истинности его отрицания. Противоречие — наличие (в рассуждении, тексте, теории) двух высказываний, из которых одно — отрицание другого; доказуемость конъюнкции этих высказываний или их эквивалентности; в более широком смысле — утверждение о тождестве заведомо различных объектов. Противоречие указывает либо на логическую порочность приводящего к нему рассуждения, либо на несовместимость посылок, положенных в основу этого рассуждения, — этим обстоятельством часто пользуются в опровержениях посредством приведения к противоречию и в косвенных доказательствах. Редукция - упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения; уменьшение, ослабление чего-либо. Синектика – система методов интенсивной психологической активизации процессов нахождения решения проблемы. Системный анализ - совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного и технического характера. Опирается на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления. Основная процедура — построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации; техническая основа системного анализа — вычислительные машины и информационные системы. С 1950-х гг. применяется в экономике, сфере управления, при решении проблем освоения космоса и др. Термин «системный анализ» иногда употребляется как синоним системного подхода. Случайный процесс – изменения во времени состояния или характеристик некоторой системы под влиянием случайных факторов при сохранении возможности определения вероятного состояния исходной системы. Тождество, - отношение между объектами (предметами реальности, восприятия, мысли), рассматриваемыми как «одно и то же»; «предельный» случай отношения равенства. Эвристическая редукция – сведение исходной задачи к вспомогательной или их системе. 25.04.1999 ----------------------- Языковые афоризмы как эвристические правила. Эвристические качества языковых афоризмов Предписывающий характер действий Совет по организации интеллектуального поведения Побудительный характер к мыслительному действию афоризмы Пословицы Поговорки Крылатые выражения Система пословиц, показывающая основные правила и этапы решения задачи «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает» – обдумай цель раньше, чем начать «С началом считается глупец, о конце думает мудрец» – если не понята конечная цель, то легко в решении задачи сбиться с пути. «Где есть желание, найдется путь» – для успешного решения задачи, нужно желание «Усердие – мать удачи» — один из главных факторов успешного решения задачи – настойчивость в поисках хорошей идеи «Устанавливай паруса по ветру» – более мудрый и опытный человек всегда заметит и использует благоприятные возможности. Нужно учиться быть внимательным. «Мудрый превратит случай в удачу» – тот, кто не думает снова, не может думать правильно. Вторые мысли самые лучшие. Правила предпочтения Более легкое предпочтительнее более трудному Более знакомое предпочтительнее менее знакомому Объект, имеющий больше точек соприкосновения с рассматриваемой задачей, предпочтительнее объекта имеющего меньше таких точек Целое предпочтительнее части целого Главные компоненты, предпочтительнее прочим частям задачи. Более близкая информация предпочтительнее более далекой Ранее решенные задачи с тем же неизвестным, что и в рассматриваемой задаче, предпочтительнее прочим ранее решенным задачам. Ранее решенные задачи с родственным неизвестным, что и в рассматриваемой задачи, предпочтительнее прочим ранее решеным задачам. выбор Саморегулирование мышления Элементарная эвристическая деятельность Этапы Первый этап – становление цели достижения осознанного понимания словесной формулировки задачи Второй этап – установление и выявление информационных связей различных объектов задачи и развить выявленную на первом этапе связь с внешней информацией, рассмотреть точки соприкосновения с ранее приобретённым опытом. Третий этап – осуществление плана решения задачи. Четвертый этап – изучение полученного решения Проведение элементарной эвристической деятельности (как решать задачу) Редукция Вспомогательная задача Эквивалентные задачи Двухсторонняя редукция Односторонняя редукция Полезность определяется приближением к решению исходной задачи Характер приближения Может использоваться метод решения вспомогательной задачи, его идея Может использоваться результат вспомогательной задачи в решении основной Может оказать стимулирующее внимание на поиск решения основной задачи, т. е. сделать исходную задачу более понятной и доступной Косвенная вспомогательная задача Вспомогательные элементы Эквивалентная переформулировка Составление плана решения задачи Нахождение эвристической стратегии План решения задачи как анализ. План решения задачи как синтез изучение причинно-следственной связи Эвристическая стратегия двух направлений (объединяющая идеи прямого и обратного продвижения) Программа действий и метода решения задачи Индукция как умозаключение и метод исследования Фр. Бэкон. Опыт и эксперимент – индуктивная процедура знания - эмпирические наблюдения - тщательный сбор фактов - эмпирическое изучение проблемы - введение экспериментальных методов - корреляция фактов - разработка решающих экспериментов Добавления к классическим правилам и операциям Виды индукции Полная Неполная Не вооружая нас знанием о новых предметах, которые нам неизвестны, она раскрывает рассматриваемые предметы в некотором новом отношении Расширение знания об объекте, повышение объёма информации по сравнению с исходными посылками. Популярная индукция (неполная индукция ч/з простое перечисление) Угроза ошибки поспешного обобщения. Схема творческого мышления Осознание проблемы Выработка гипотезы Проверка решения Схема научного познания Опытное установление отдельных фактов Переход к их первичной систематизации Установление всеобщей связи между найденными ранее частями Эвристические функции индукции Исследование высказываний Истина Ложь Вероятностная логика Форма изложения учебного материала От изложения частных положений и фактов к общим заключениям Наблюдение Индуктивные выводы Этапы индукции Наблюдение некоторого сходства обобщение Подкрепляющие эксперименты Индуктивный подход в исследовании Эвристическая сущность индукции должна всегда держать исследователя в рамках понимания нового знания и готовности : — на любом этапе пересмотреть любое выдвинутое ранее утверждение — изменить представление принципиально или очертить круг его применимости — выдвинуть достаточное основание для изменения и не изменять утверждение произвольно Эвристические функции аналогии Умозаключения по аналогии, применяются во всех научных исследованиях Аналогия причин и действий Изучает и объясняет связи причин и действий Основные условия при оценке степени правдоподобия умозаключения по аналогии - чем больше известно общих свойств у сравниваемых объектов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии - чем существеннее найденные общие свойства у сравниваемых объектов, тем выше и степень правдоподобия - если объект, в отношении которого мы делаем умозаключение по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, о существовании которого мы умозаключаем, то общее сходство не имеет никакого значения Уточняются следующими положениями - общие свойства должны быть любыми свойствами сравниваемых предметов - свойство, обнаруженное в модели, должно быть того же типа, что и общие свойства. - общие свойства должны быть возможно более специфичными для сравниваемых предметов - полученное свойство, наоборот, должно быть наименее специфичным Решение изобретательских задач Инверсионная аналогия В методиках поиска гипотез решения и активизации мыслительной деятельности Прямая аналогия Объект в сравнении с аналогичным объектом Личная аналогия (эмпатия) Возможность отожествления исследователя с объектом Символическая аналогия аналогия обобщения, когда нужно кратко сформулировать фразу, отражающую суть явления Фантастическая аналогия Введение в задачу фантастических средств и персонажей, направлен- ных на выполнение задачи. Эвристические свойства обобщений Как гипотеза Эксперименты с различными величинами Обобщенная функция Поиск и абстрагирование общих признаков для каждого представителя множества Отбор существенных признаков Многие достижения в науке и технике – результат обобщения Более общая задача имеет больше шансов быть решенной, т.к. применимы мощные общие методы. Обобщение – эвристический прием в основе понятий мысленного объединения общих свойств предметов и явлений действительности Представления Представления воспроизводящие данный объект в одно определенное памятное нам мгновение. Простое воспроизведение образа, полученного в восприятии Представления воспроизводящие образ данного объекта вообще, т.е. общее воспоминание о нем. Результат обобщения многих отдельных восприятии, извлечение из них Типичный образ понятие |
|
© 2000 |
|