РУБРИКИ

Эвристика

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Эвристика

Эвристика

СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

|ПО ДИСЦИПЛИНЕ |«Эвристика» |

| | |

|ЮНИТА |№ 2 |

|ТЕМА |Методы эвристической деятельности |

| |Применение эвристических систем |

|ВЫПОЛНИЛ |Петеримов Александр Николаевич |

|ГРУППА |№ 119 3 Э 107.809 А |

|Регистрационный номер| | |Проверил | |

|Дата сдачи | | | |

|Подпись методиста | | |(зачет, незачет) |

| | | |Дата | |

Подпись _________________

Южноуральск

1998

|СОВЕТЫ |НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ |

|Понимание постановки задачи |

|Нужно ясно понять задачу |Что неизвестно? Что дано? В чем состоит |

| |условие? Возможно ли удовлетворить |

| |условию? Достаточно ли условие для |

| |определения неизвестного? Или чрезмерно? |

| |Или противоречиво? |

| |Сделайте чертеж. Введите подходящие |

| |обозначения. Разделите условие на части. |

| |Постарайтесь их записать. |

|Составление плана решения |

|Нужно найти связь между данными |Не встречалась ли раньше эта задача, хотя |

|и неизвестными. Если не удастся |бы в несколько другой форме? |

|сразу обнаружить эту связь, |Известна ли какая-нибудь родственная |

|возможно, полезно будет |задача? Не знаете ли вы теоремы, которая |

|рассмотреть вспомогательные |могла бы оказаться полезной? |

|задачи. В конечном счете, |Рассмотрите неизвестное! И постарайтесь |

|необходимо прийти к плану |вспомнить знакомую задачу с подобным |

|решения |неизвестным. |

| |Вот задача родственная и уже решённая. |

| |Нельзя ли ею воспользоваться? Нельзя ли |

| |применить её результат? Нельзя ли |

| |использовать метод её решения? Нельзя ли |

| |иначе сформулировать задачу? Ещё иначе? |

| |Вернитесь к определениям. |

| |Если не удаётся решить данную задачу, |

| |попытайтесь сначала решить сходную. Нельзя|

| |ли придумать более доступную сходную |

| |задачу? Более общую? Более частную? |

| |Аналогичную задачу? Нельзя ли решить часть|

| |задачи? Нельзя ли извлечь что-либо |

| |полезное из данных? Нельзя ли изменить |

| |неизвестное, или данные, или, если |

| |необходимо и то, и другое так, чтобы новое|

| |неизвестное и новые данные оказались ближе|

| |друг к другу? Все ли использованы данные? |

| |Все ли условия? |

|Осуществление плана |

|Нужно осуществить план решения |Вы предприняли правильный шаг? Сумеете это|

| |доказать? |

Глоссарий.

Аналогия (греч. analogia — соответствие, сходство), сходство предметов

(явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии

— знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится

на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам

объект; такие умозаключения — один из источников научных гипотез.

Аргумент - суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение

истинности другого суждения (концепции, теории).

Аспект (от лат. aspectus — вид), точка зрения, с которой рассматривается

какое-либо явление, понятие, перспектива.

Ассоциативно – смысловая ёмкость слова – способность сочетаться с другими

словами.

Вспомогательная задача – задача, решение которой более доступно и позволяет

перейти к решению исходной задачи.

Идентификация - признание тождественности, отождествление объектов,

опознание.

Импликация (от лат. implico — тесно связываю) (материальная импликация),

приблизительный логический эквивалент оборота «если..., то...»;

операция, формализующая логические свойства этого оборота.

Индукция(от лат. inductio — наведение), умозаключение от фактов к некоторой

гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию, когда

обобщение относится к конечно-обозримой области фактов, и неполную

индукцию, когда оно относится к бесконечно- или конечно-необозримой

области фактов (Дедукция).

Комбинация - Совокупность объединенных единым замыслом приемов, действий и

т. п.

Компиляция (от лат. compilatio, букв. — ограбление), составление сочинений

на основе чужих исследований или чужих произведений (литературная

компиляция) без самостоятельной обработки источников; работа,

составленная таким методом.

Корреляция - взаимообусловленность, связь, определенная зависимость

языковых элементов.

Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой на основании

общности признаков сопоставляемых членов.

Номинация - наименование как процесс соотнесения языковых единиц (прежде

всего слов) с обозначаемыми объектами (предметами, признаками,

событиями и т. п.).

Обобщение - переход на более высокую ступень абстракции путем выявления

общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.)

предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых

научных понятий, законов, теорий.

Опровержение - обоснование ложности какого-либо утверждения (мнения,

суждения) или совокупности утверждений (теории). Опровержением может

служить указание на факт, не совместимый с истинностью данного

утверждения (напр., опровержение теории «решающим экспериментом» и т.

п.), или же рассуждение, устанавливающее логическую противоречивость

утверждения или его логическую несовместимость с какой-либо заведомой

истиной. С логической точки зрения опровержение суждения есть

доказательство истинности его отрицания.

Противоречие — наличие (в рассуждении, тексте, теории) двух высказываний,

из которых одно — отрицание другого; доказуемость конъюнкции этих

высказываний или их эквивалентности; в более широком смысле —

утверждение о тождестве заведомо различных объектов. Противоречие

указывает либо на логическую порочность приводящего к нему рассуждения,

либо на несовместимость посылок, положенных в основу этого рассуждения,

— этим обстоятельством часто пользуются в опровержениях посредством

приведения к противоречию и в косвенных доказательствах.

Редукция - упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому,

понимаемому, более доступному для анализа или решения; уменьшение,

ослабление чего-либо.

Синектика – система методов интенсивной психологической активизации

процессов нахождения решения проблемы.

Системный анализ - совокупность методологических средств, используемых для

подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического,

военного, социального, экономического, научного и технического

характера. Опирается на системный подход, а также на ряд математических

дисциплин и современных методов управления. Основная процедура —

построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной

ситуации; техническая основа системного анализа — вычислительные машины

и информационные системы. С 1950-х гг. применяется в экономике, сфере

управления, при решении проблем освоения космоса и др. Термин

«системный анализ» иногда употребляется как синоним системного подхода.

Случайный процесс – изменения во времени состояния или характеристик

некоторой системы под влиянием случайных факторов при сохранении

возможности определения вероятного состояния исходной системы.

Тождество, - отношение между объектами (предметами реальности, восприятия,

мысли), рассматриваемыми как «одно и то же»; «предельный» случай

отношения равенства.

Эвристическая редукция – сведение исходной задачи к вспомогательной или их

системе.

25.04.1999

-----------------------

Языковые афоризмы как эвристические правила.

Эвристические качества языковых афоризмов

Предписывающий характер действий

Совет по организации интеллектуального поведения

Побудительный характер к мыслительному действию

афоризмы

Пословицы

Поговорки

Крылатые выражения

Система пословиц, показывающая основные правила и этапы решения задачи

«Кто плохо понимает, тот плохо отвечает» – обдумай цель раньше, чем начать

«С началом считается глупец, о конце думает мудрец» – если не понята

конечная цель, то легко в решении задачи сбиться с пути.

«Где есть желание, найдется путь» – для успешного решения задачи, нужно

желание

«Усердие – мать удачи» — один из главных факторов успешного решения задачи

– настойчивость в поисках хорошей идеи

«Устанавливай паруса по ветру» – более мудрый и опытный человек всегда

заметит и использует благоприятные возможности. Нужно учиться быть

внимательным.

«Мудрый превратит случай в удачу» – тот, кто не думает снова, не может

думать правильно. Вторые мысли самые лучшие.

Правила предпочтения

Более легкое предпочтительнее более трудному

Более знакомое предпочтительнее менее знакомому

Объект, имеющий больше точек соприкосновения с рассматриваемой задачей,

предпочтительнее объекта имеющего меньше таких точек

Целое предпочтительнее части целого

Главные компоненты, предпочтительнее прочим частям задачи.

Более близкая информация предпочтительнее более далекой

Ранее решенные задачи с тем же неизвестным, что и в рассматриваемой задаче,

предпочтительнее прочим ранее решенным задачам.

Ранее решенные задачи с родственным неизвестным, что и в рассматриваемой

задачи, предпочтительнее прочим ранее решеным задачам.

выбор

Саморегулирование мышления

Элементарная эвристическая деятельность

Этапы

Первый этап – становление цели достижения осознанного понимания словесной

формулировки задачи

Второй этап – установление и выявление информационных связей различных

объектов задачи и развить выявленную на первом этапе связь с внешней

информацией, рассмотреть точки соприкосновения с ранее приобретённым

опытом.

Третий этап – осуществление плана решения задачи.

Четвертый этап – изучение полученного решения

Проведение элементарной эвристической деятельности (как решать задачу)

Редукция

Вспомогательная задача

Эквивалентные задачи

Двухсторонняя редукция

Односторонняя редукция

Полезность определяется приближением к решению исходной задачи

Характер приближения

Может использоваться метод решения вспомогательной задачи, его идея

Может использоваться результат вспомогательной задачи в решении основной

Может оказать стимулирующее внимание на поиск решения основной задачи, т.

е. сделать исходную задачу более понятной и доступной

Косвенная вспомогательная задача

Вспомогательные элементы

Эквивалентная переформулировка

Составление плана решения задачи

Нахождение эвристической стратегии

План решения задачи как анализ.

План решения задачи как синтез

изучение причинно-следственной связи

Эвристическая стратегия двух направлений (объединяющая идеи прямого и

обратного продвижения)

Программа действий и метода решения задачи

Индукция как умозаключение и метод исследования

Фр. Бэкон. Опыт и эксперимент – индуктивная процедура знания

- эмпирические наблюдения

- тщательный сбор фактов

- эмпирическое изучение проблемы

- введение экспериментальных методов

- корреляция фактов

- разработка решающих экспериментов

Добавления к классическим правилам и операциям

Виды индукции

Полная

Неполная

Не вооружая нас знанием о новых предметах, которые нам неизвестны, она

раскрывает рассматриваемые предметы в некотором новом отношении

Расширение знания об объекте, повышение объёма информации по сравнению с

исходными посылками.

Популярная индукция (неполная индукция ч/з простое перечисление)

Угроза ошибки поспешного обобщения.

Схема творческого мышления

Осознание проблемы

Выработка гипотезы

Проверка решения

Схема научного познания

Опытное установление отдельных фактов

Переход к их первичной систематизации

Установление всеобщей связи между найденными ранее частями

Эвристические функции индукции

Исследование высказываний

Истина

Ложь

Вероятностная логика

Форма изложения учебного материала

От изложения частных положений и фактов к общим заключениям

Наблюдение

Индуктивные выводы

Этапы индукции

Наблюдение некоторого сходства

обобщение

Подкрепляющие эксперименты

Индуктивный подход в исследовании

Эвристическая сущность индукции должна всегда держать исследователя в

рамках понимания нового знания и готовности :

— на любом этапе пересмотреть любое выдвинутое ранее утверждение

— изменить представление принципиально или очертить круг его применимости

— выдвинуть достаточное основание для изменения и не изменять утверждение

произвольно

Эвристические функции аналогии

Умозаключения по аналогии, применяются во всех научных исследованиях

Аналогия причин и действий

Изучает и объясняет связи причин и действий

Основные условия при оценке степени правдоподобия умозаключения по аналогии

- чем больше известно общих свойств у сравниваемых объектов, тем выше

степень вероятности вывода по аналогии

- чем существеннее найденные общие свойства у сравниваемых объектов, тем

выше и степень правдоподобия

- если объект, в отношении которого мы делаем умозаключение по аналогии,

обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, о

существовании которого мы умозаключаем, то общее сходство не имеет никакого

значения

Уточняются следующими положениями

- общие свойства должны быть любыми свойствами сравниваемых предметов

- свойство, обнаруженное в модели, должно быть того же типа, что и общие

свойства.

- общие свойства должны быть возможно более специфичными для сравниваемых

предметов

- полученное свойство, наоборот, должно быть наименее специфичным

Решение изобретательских задач

Инверсионная аналогия

В методиках поиска гипотез решения и активизации мыслительной деятельности

Прямая аналогия

Объект в сравнении с аналогичным объектом

Личная аналогия (эмпатия)

Возможность отожествления исследователя с объектом

Символическая аналогия

аналогия обобщения, когда нужно кратко сформулировать фразу, отражающую

суть явления

Фантастическая аналогия

Введение в задачу фантастических средств и персонажей, направлен-

ных на выполнение задачи.

Эвристические свойства обобщений

Как гипотеза

Эксперименты с различными величинами

Обобщенная функция

Поиск и абстрагирование общих признаков для каждого представителя множества

Отбор существенных признаков

Многие достижения в науке и технике – результат обобщения

Более общая задача имеет больше шансов быть решенной, т.к. применимы мощные

общие методы.

Обобщение – эвристический прием в основе понятий

мысленного объединения общих свойств предметов и явлений действительности

Представления

Представления воспроизводящие данный объект в одно определенное памятное

нам мгновение.

Простое воспроизведение образа, полученного в восприятии

Представления воспроизводящие образ данного объекта вообще, т.е. общее

воспоминание о нем.

Результат обобщения многих отдельных восприятии, извлечение из них

Типичный образ

понятие


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.