РУБРИКИ

Театр и литература эпохи ренессанса

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Театр и литература эпохи ренессанса

Театр и литература эпохи ренессанса

Содержание

| |стр. |

|Введение |2 |

| | |

|Эпоха Возрождения Ренессанс |4 |

| | |

|Мишель Монтень |9 |

| | |

|Театр средневековья |11 |

| | |

|Гуманизм — ценностная основа культуры возрождения |13 |

|Заключение |18 |

| | |

|Литература |21 |

Введение

ТЕАТР (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства,

специфическим средством выражения которого является сценическое действие,

возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра — в

древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных

обрядах. В Др. Греции существовали различные виды театра со своими

традициями, сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ

были созданы в странах Др. Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и

др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись

западноевропейские бродячие актеры — гистрионы, жонглеры, скоморохи.

Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения — итальянская

народная комедия масок (комедия дель арте, 16-17 вв.). С эпохи Возрождения

театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в

городских культурных центрах. Произведение театрального искусства —

спектакль — создается на основе драматических или музыкально-сценических

произведений в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера

и дирижера, в опере, оперетте — режиссера и дирижера) и под его

руководством совместными усилиями актеров, а также художника.

Возрождение (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного

и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Его элементы

начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся

разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних

буржуазных революций.

Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха

Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии

европейской культуры. Обычно историческое значение Возрождения связывают с

идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в

противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства

человека. Его право на разумную деятельность, на наслаждения и счастье в

земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное

творение Бога. Они распространили на человека присущие Богу созидание,

творческие способности, видели его предназначение в познании и

преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел.

И этому обожествленному человеку гуманистов реформистами

противопоставлялась идея полного ничтожества человека перед Богом, а их

оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного

самоограничения и самодисциплины. Они испытывают презрение к «умствованию»

и абсолютное доверие к религии, доходящее до мракобесия и ненависти к

науке.

|Эпоха Возрождения - Ренессанс. |

| |

|Считается, что начало эпохибыло в Италии и связано с Флоренцией XV века. |

|Отсюда набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие |

|области этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии,|

|затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками |

|мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, |

|балканских государств, заражая уверенностью в новых возмозможностях |

|человека. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не |

|ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический |

|характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не |

|только идеи, рождением ее деятельного носитиля - нового субъекта культуры|

|- гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры.|

| |

|Процесс этот не был простым и мягким. Северное Возрождение наследовало |

|идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культурную форму реакции |

|на эти идеи, воплотившуюся в движение Реформации, охватившей большую |

|часть Европы, что привело к жестоким религиозным и национальным войнам. |

|Италия, Испания, Франция, юг Германии пережили эпоху Контрреформации - |

|восстанавления авторитета католической Церкви, чему способствовали костры|

|инквизиции. |

|1600 год - год казни Дж. Бруно, основания английской Ост-Индийской |

|компании, время замысла шекспировского "Гамлета" - определил конец эпохи |

|- эпохи перехода от старых времен к Новому времени. |

| В экономике - это эпоха Великих географических открытий и |

|первоначального накопления капитала, сменившаяся жестоким дележом колоний|

|и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониальным |

|войнам; в политике - борьба за самостоятельность городов - коммун и |

|союзов торговых городов завершившаяся складыванием монархических |

|абсолютистских государств, в которых за сословными интересами настойчиво |

|просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская культура становится|

|культурой национальной. Европа к началу XVII века со всей определенностью|

|поделилась на протестантов и католиков, а это никак не могли предвидеть |

|итальянские гуманисты, еще самосовершенствующего индивида, гармонично |

|существующего и в природе, и в человеческом обществе. |

|Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, переходна от |

|старого к Новому времени и растянулась она во многих регионах Европы |

|более чем на три столетия. Гуманисты, формулируя идеал свободной |

|личности, ее безграничных познавательных и деятельных возможностей, |

|сознательно ограждали себя от старых традиционных форм натуральной жизни |

|с ее феодальным правом, ортодоксальным католичеством и религиозным |

|послушанием. Они провозглашали идеалы новой буржуазной культуры, но |

|оказалось, что жизнь далека от этих идеалов. Противоречие эпохи состояло |

|не только в том, что на смену средневековому образу жизни приходили |

|другие - с городскими мануфактурами, дальними торговыми путями, |

|необходимостью самостоятельных решений, а значит, требованием положиться |

|на себя, а не |

|на помощь привычного патриархального круга людей. Противоречие эпохи |

|заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные гуманистами|

|в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они думали, |

|реализоваться. |

|Конечно, история всегда событийна и факты говорят сами за |

|себя.Непрерывные войны, страшные эпидемии чумы, оставлявшими пустыми |

|целые города, жестокость первых колонизаторов и первые классовые |

|столкновения - восстания городских низов и борьба за привелегии высшей |

|городской знати, пылавшие костры инквизиции, где люди сжигались сотнями, |

|а в ведьмовстве обвиняли детей, продажность тиранов и "светские привычки"|

|пап, открыто устраивающих свадьбы своих многочисленных отпрысков, |

|турецкое владычество, ставшее для Европы |

|реальностью и, наконец, религиозные войны - все это повседневность эпохи.|

| Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными |

|христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они |

|соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское |

|средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне |

|временное единство - духовную историю человечества. Оставаясь христианами|

|и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь |

|стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты |

|вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской |

|повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков.|

|Европа впервые ощутила живую связь времен. |

|К закату Возрождения это ощущение утратится и Гамлет произнесет роковые |

|слова: "Распалась связь времен...". |

|И гуманисты и реформаторы по-своему готовили Европу к новому повороту в |

|культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, |

|начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и другие |

|предвидели и старались по-своему осуществить идею единства человеческой |

|культуры в ее истории. |

|Термин "гуманизм" неоднозначен и имеет разный смысл в разных культурах. |

|Ввели его "новые люди" эпохи Возрождения, перетолковав посвоему античного|

|философа и оратора Цицерона. У них это означалоревностное изучение всего,|

|что состовляет целостность человеческого духа, так как "humanitas" у |

|Цицерона обозначает полноту и нераздельность. |

|многообразной природы человека. |

| Начиналось же все в особой культурной среде - группах |

|гуманистов с обновления целей культурной деятельности - создания нового |

|субъекта культуры. По сути, это был процесс зарождения европейской |

|интелегенции сознательного носителя образованности и духовности, которая |

|берет на себя роль культурного переустроителя общества. Состав этих групп|

|был очень пестрым: чиновники и государи, профессора университетов и |

|переписчики, дипломаты и духовенство, частные воспитатели и светские |

|дамы. |

|Все они различались - сословной принадлежносью и богатством, своей |

|деятельностью и местом, где они жили. Так, Лоренцо Медичи был государем, |

|Сандро Боттичелли - цеховым мастером, что и делало его художником, Пико |

|делла Мирандола - графом, а Лоренцо Бониконтри -офицером, наемником |

|герцога Сфорца. Их гуманистические занятия были частным делом, |

|увлечением, хотя иногда и полезным для карьеры, ибо создавало репутацию, |

|славу, давало поддержку, приносило богатые подарки. Кто-то делал карьеру |

|благодоря талантам и образованности, а кто-то впадал в нищету. |

|Свободное время делало свободную личность, реализующую собственную |

|одаренность, благодоря собственной воле, энергии, настойчивости и |

|колоссальной трудоспособности. |

|Плодом этих ученых занятий явилась оригинальная концепция, в которой был |

|найден синтез античных и христианских идеалов. Эту концепцию можно |

|назвать христианским пантеизмом, в котором Природа и Бог |

|сливаются в одно неразрывное целое. Весь мир, по мысли гуманистов, создан|

|Богом, в нем разлита Божья благодать и мудрость. "Природа, то есть Бог" -|

|такую формулу использовал, например, Альберти в своих трактатах, |

|подчеркивая что Природа - Бог правит не только людьми, но и |

|животными, птицами, рыбами и прочими тварями. В жизни наблюдалось иное, |

|но гуманисты полагали, что равенство заложено в человеке, дано ему в его |

|безграничных возможностях, задача же каждого человека |

|реализовать себя. |

|Возрождение породило титанов по мысли, силе чувств и характеров, однако |

|не только Гамлет и король Лир, но и титанические образы тиранов в |

|трагедиях Шекспира имели своих прототипов в реальности. В мироощущении |

|этих "героев" мир и сам человек не выражали собой |

|универсальность Божественного творения. Человек становился совокупностью |

|разных "личин". |

|Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личночть царила в этом|

|мире, где происходило утверждение автономности человеческого "Я". Сила |

|часто становилась основой права без морали. "Цель оправдывает средства" -|

|формула Никколо Макиавелли, гуманиста и царедворца, стала оправданием |

|многих темных дел не только того времени. |

Мишель Монтень

Мишель Монтень является французским философом эпохи Возрождения. Годы

жизни: 1533-1592. На надгробном камне могилы Монтеня выбита надпись: "Он

догматы Христа соединил со скептицизмом Пиррона".

Философская мысль Монтеня опирается на изучение античного наследия

и на то немногое, что дала ему философская литература современности. Пиррон

называл скептиков "ищущими". "Ищущим какую-нибудь вещь приходится или найти

ее, или дойти до отрицания нахождения ее и признания ее не

воспринимаемости или упорствовать в ее отыскании. Поэтому, может быть, и в

отношении вещей, искомых в философии, одни говорили, что нашли истину,

другие высказывались, что воспринять ее невозможно, третьи еще ищут". Идею

бога Пиррон отвергал: "то, что бог существует, не является вполне

очевидным". В историю Монтень вошел как основатель скептицизма, как

продолжатель античного скептицизма

Пиррона.

Отправным пунктом философии Монтеня является предоставление

человеку права на сомнение. Сомнению подвергаются догматы религии, само

христианское понятие о боге. Отвергая религиозное учение о бессмертии души,

Монтень подходит к пониманию сознания как свойства материи. В отличие от

агностиков, Монтень не отрицает познаваемости мира. Главным принципом его

морали является убеждение в том, что человек не должен пассивно ожидать

своего счастья, которое обещано ему на небесах, он вправе стремиться к

счастью в земной жизни.

Основным произведением Монтеня являются "Опыты". В "Опытах"

Монтень продолжает культурные традиции, связанные со стоицизмом и

эпикурейством; с ними Монтень познакомился, читая произведения римского

философа Сенеки и историка Плутарха. Сенека много писал о человеческой

мудрости, которая заключается

в том, чтобы стать над страданиями и смертью, презреть их:

стоики учили о превосходстве разума над чувствами, прежде всего такими,

как боль, страдание и страх смерти. Выше всех человеческих качеств для

писателя оказывается "добродетель", которая может быть лишь следствием

постоянного и неослабевающего

усилия воли, и этим она отличается от обычной, естественной доброты.

Там, где человеку не нужно предпринимать усилий, вступать в борьбу со

страстями, там нет "добродетели". Этот конфликт, борьба возможны только

при активном участии разума, который один лишь может победить страх смерти

и подчинить себе

страсти. Такая интерпретация роли разума, человеческой воли,

активности направлена против подчинения судьбе, фатальной необходимости.

Театр средневековья

В недрах культуры Ренессанса сформировались в эмбриональном виде

мировоззрение и стиль барокко. Эпоха барокко наступила после глубокого

духовного и религиозного кризиса, вызванного Реформацией. В эту эпоху

своеобразный взгляд на человека и пристрастие ко всему театральному рождают

всепроникающий образ: весь мир — это театр. Для всех знающих английский

язык этот образ связан с именем Шекспира — ведь он взят из его комедии «Как

вам это понравится». Но его можно найти во всех крупных произведениях

европейской литературы. Богатый порт Амстердам открыл в 1638 г. городской

театр, над входом в который можно было прочесть строки крупнейшего

голландского поэта Вондела: «Наш мир — сцена, у каждого здесь роль своя и

каждому воздается по заслугам». А в соперничавшей с Голландией Испании

современник Вондела Кальдерон де ла Варка создал свой знаменитый шедевр

«Великий театр мира», представляющий мир как сцену в истинно барочном

смысле.

Люди того времени всегда чувствовали на себе глаз божий и внимание

всего мира, но это наполняло их чувством самоуважения, стремлением сделать

свою жизнь такой же яркой и содержательной, какой она представала в

живописи, скульптуре и драматургии. Подобно живописным портретам, дворцы

эпохи барокко отражают представление их создателей о самих себе. Это

панегирики в камне, превозносящие добродетели тех, кто в них живет.

Произведение эпохи барокко, прославляя великих и их свершения, поражают нас

своим вызовом и в то же время демонстрируют попытку заглушить тоску их

создателей.

Тень разочарования лежит на искусстве барокко с самого начала. Любовь к

театру и сценической метафоре обнажает осознание того, что любое внешнее

проявление иллюзорно. Восхваление правителей и героев — в пьесах

французского драматурга Корнеля, английского поэта Драйдена и немецкого

писателя и драматурга Грифиуса, — возможно, было попыткой отсрочить

забвение, грозившее неизбежно поглотить всех, даже самых великих.

Многоцветная, сверкающая и жизнерадостная литература эпохи барокко могла

быть и другой — темной и пронзительной. Римский император Тит в трагедии

Корнеля «Тит и Берени-ка» говорит: «Каждое мгновение жизни — шаг к смерти».

ГУМАНИЗМ — ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-

европейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от

общества феодального — к буржуазному. Наступает период первоначального

накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической

промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело,

международная торговля. Зарождается современное экспериментальное

естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде

всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно,

Г. Га-лилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

Ренессанс (renaissance — возрождение) — это эпоха великих открытий.

Цивилизация средних веков называлась морской, поскольку развивалась вокруг

морей — Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие

первооткрыватели возвестили эру океанической цивилизации, в которой

главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил

первое кругосветное путешествие. Два богатых континента западного полушария

были открыты для освоения «старым миром».

Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы

различны. Приблизительны и хронологические границы — в Италии XIV-XVI века,

в других странах XV-XVI века. Наивысшей точки своего развития культура

Ренессанса достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским

явлением — это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за

которым последовало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века.

Что же в эту эпоху делает культуру различных европейских народов

единой? В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на

первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат.humanus — человечный).

Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гуманизмом

высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот

принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры

XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает

купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в

высшие религиозные сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием

политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной

поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и

скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители

организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими

советниками государей.

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость

по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в

безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и

трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в

котором человек — только выразитель интересов сословия. Они выступают

против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты

выражают требование исторической ситуации — формируют человека

предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу

и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному

разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное

течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей

идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и прекрасная

личность.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери

(1265-1324) — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт

Нового Времени»(Ф. Энгельс). Созданный Данте в его «Божественной комедии»

великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно

итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи

Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность

собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать

«Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех

проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо».

Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и

блестящим лирическим поэтом, который считается родоначальником

гуманистического движения в Италии. Преклонением перед человеком, его

красотой, разумом наполнена работа Джаноццо Манетти (1396-1439) «О

достоинстве и превосходстве чело-века». Трактат «О наслаждении» Лоренцо

Валла (1407-1457) утверж-дает естественность земньпс радостей и чувственных

наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) Гуманисты

Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой

действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный,

рациональный выбор.

Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречивы. Небывалого

размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные

искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы

общественных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами.

Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александром VII —

убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим

талантом государственного деятеля. Известный историк, поэт и дипломат

Макиавелли находит этому оправдание: идеальный государь, отмечает он,

должен уметь сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и

зверем. По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «в

жестокости превзошел всех варваров», собственноручно закалывая свои жертвы.

Но он же обладал широкими познаниями в философии, среди его придворных было

немало гуманистов, а при обсуждении произведений искусства проявлял самый

тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом

ювелирного искусства.

Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в

эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья,

высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в

свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и

безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать,

не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В XV—XVI вв. явление в культуре — Ренессанс — произвело своего рода

революцию в духовной жизни Западной Европы, постепенно охватывало одну за

другой все страны Европы . Ренессанс — это возрождение античного наследия,

мирского начала.

Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение

от «тьмы» средневековья. Само название «средние века» появилось именно

тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и

поклонения.

Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных

сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась

сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно

новые идеи, пусть в упрощенном виде, просачивались в массовое сознание,

меняя традиционные представления.

Одно из важнейших достижений Возрождения — это появление гуманизма в

философии. Ранние гуманисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304—1374),

писатель Дяс. Боккаччо (1313—1375) — хотели создать прекрасную человеческую

личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего

пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки,

сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом

гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее

служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две

шкалы ценностей.

В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства

очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия,

унаследованное от греков и римлян. Таким образом устранялось средневековое

противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту

эпоху прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела,

плотской любви.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные

изображения средневекового искусства уступили место трехмерному,

рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483— 1520), Леонардо да

Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонарроти (1475—1564) воспевали своим

творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота

сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее

доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый

мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Балла

(1407—1457) и Л. Алъберти (1404—1472) считали накопленные знания, которые

помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление

о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама

избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность

человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в

обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Монтень "Избранное"

М., 1988

2. "Опыты" Монтеня

М., 1988

3. Н. Абалкин «Рассказы о Театре» Москва 1981год

4. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.,

1989.

5. Хачатурян В. М.

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11

кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В. И. Уколовой.

— 3-е изд., испр. и доп.—М.: Дрофа, 1999. — 512 с.: карт.

6. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.