РУБРИКИ

Шпоргалка по Культурологии

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Шпоргалка по Культурологии

справедлив. Дело в том, что по Юнгу, архетипы коллективного

бессознательного сами по себе вовсе не тождественны культурным образам или

символам. Архетип - это не образ, а некое фундаментальное переживание,

«тяготение» человеческой психики, которое само по себе лишено какой-либо

предметности (образ же всегда предметен). Архетип — это психический смысл в

чистом виде, но не просто смысл, а первосмысл, незримо организующий и

направляющий жизнь нашей души. (В этой связи стоит заметить, что вообще

психический смысл сам по себе лишен предметности; например, один из смыслов

— жажда любви, которая не связана изначально с каким-то конкретным образом

или человеком).

Юнг сравнивает архетипы с осями кристаллической структуры, по которым

растет кристалл в насыщенном растворе. Подобно этому на архетипах построена

вся психика человека: все сознательные смыслы имеют свою архетипическую

основу и так или иначе выражают соответствующий архетип. Для примера укажем

на два архетипа — архетип «священного» и архетип, «тени». Священное, по

Юнгу, есть чувство чего-то всемогущего, таинственного, ужасающего и в то же

время неодолимо притягивающего и обещающего полноту бытия. Этот архетип

выражен в самых разнообразных представлениях и символах, в образах богов

различных религий. «Тень» — это темный бессознательный двойник нашего Я:

«Мы несем в себе наше (историческое) прошлое, а именно примитивного,

низкого человека с его желаниями и эмоциями»

Вопрос 20 Традиции и новации в ареале культуры. Явление культуры в его

историческом развитии есть расширение сфер и областей человеческого опыта,

который осмысливается, закрепляясь в традиции. Однако несмотря на всю

важность традиций которые обеспечивают устойчивость, авторитет культуры и

культурных норм, нельзя себе представить развитие культуры без ее

обновления, оно проявляется в изменениях , которым подвергается весь образ

жизни . Изменения в культуре происходят в результате накопления культурного

опыта, они не могут быть внезапными. Что бы стать ценностью человеческого

бытия, им требуется определенное время. Развертываясь во времени, культура

не только обновляется, но и сохраняет себя.

Вопрос 21 Культура первобытного общества. Можно считать, что человеческая

культура в основном функционирует одинаково в прошлом и настоящем. В связи

с этим представляет интерес первобытная культура — культура собирательства

и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле

культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями.

Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития,

которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры.

Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека

добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь

собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам,

регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения.

Восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование

их было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, на природу, с

помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое

поведение.

Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность,

которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта

этой культуры — идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу,

с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта

неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда

преодолеть иррациональное поведение объекта труда — животных, поэтому они

старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо

наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве

магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм

представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он содержал в

себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию

изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его

превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и

специализированной культуры.

Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет

собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с

тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма

контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу

регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер

пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу

был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и

обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том

числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи

(Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того,

что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из

новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине

дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему

сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в

мучительных страданиях.

К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу

помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода.

Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт

самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-

экономической сфере.

Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о

важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном

творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции

древнего мифа — освоение пространства и времени. Ведь не случайно

представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов,

тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры

или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем

мифологическом сознании осваивал пространство и время.

Вопрос 26 Буддизм, его универсальность и культуротворческая роль. Буддизм

возник в 6 в до н.э. Являлся во многом реакцией на издержки брахманизма и

кастовой системы индии. В период осевого времени в культуре древней индии

появляются культы многих новых божеств, усложняются ритуалы, что приносило

большую прибыль жречеству, подобная ситуация не могла служить задачам

духовной реализации человеческого существа, достижению состояния МОКШИ.

Будда утверждал что боги как и люди находятся в плену материального мира,

мира иллюзий. Будда провозгласил существование 4 истин: 1) истина страдания

(Майя) 2) истины причины страдания ( Карма) 3) истина возможности

пресечения страдания 4) истина пути.

Вопрос 22 Культура Древнего Египта. Эта древняя земледельческая

цивилизация начала формироваться в 4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры

Е. делится на неск-ко периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство.

Ранний Е. - это было время образования рабовладельческого строя и

деспотического гос-ва, на протяжении кот. сформировалась хар-рное для древ.

египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и

загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом

строительстве начал широко использоваться камень. Др. и Ср. царства хар-

ризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата

правления, усилением могущества Е. и его желания расширить свое влияние на

соседние народы. В к-рном развитии это эпоха строительства, удивляющая

размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание

уникальных памятников ис-ва, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф

на дереве. О грандиозности самой большой из егип. пирамид - пирамиды

Хеопса, кот. не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира,

говорят ее размеры: 146м - высота, а длина основы каждой из 4 граней -

230м. Нов. царство было последним периодом внешней активности Е., когда он

вел войны в Азии и сев. Африке. В это время особенно расцветала ар-ра

храмов. Среди наибольших достижений худ. тв-ва этого периода образ царицы

Нифертии из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона

Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали хар-

рную для Др. Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а

торса - в фас. Эта традиция исчезает в заключ. период падения Е., когда его

завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась

религиозно-мифологическая система древ. египтян о построении мира. Все

множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной

божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех

божеств) слился с культами других богов. В Др. Е., где лишь фараон стоял

над общ-вом, все остальные граждане считались равными перед творцом и

законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие

породила такой феномен в к-ре древ. египтян, как стремление оставить о себе

память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами.

Если в эпоху Др. царства только фараоны могли войти в «царство мертвых»,

построив себе пирамиду, то с времен Ср. Царства каждый имел право построить

собственную гробницу. В Др. Е. все специальные знания концентрировались в

небольшой группе людей, кот. составляла властвующая в общ-ве каста жрецов.

Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на

протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность

солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Др. Е. впервые в мире

возникла практическая медицина, опред. развития достигла десятичная система

счета в арифметике. Древ. египтяне владели также некот. эл-тарными знаниями

в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию

таких жанров словесности как мифы, сказки, байки.

Вопрос 23 Культура Древней Месопотамии Если Древний Египет представлял

империю со всеми вытекающими отсюда последствиями, то несколько иная

ситуация сложилась в Месопотамии (Двуречье) с ее двумя большими реками —

Евфратом и Тигром, имеющими несколько притоков. В дополнение к египетской

цивилизации цивилизация месопотамская представляет особый тип

существовавшей на древнем Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации,

основанной на ирригации. Возделываемые районы были в меньшей степени

зависимы друг от друга, чем в долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, около

3000 г. до н.э. возникли первые города-государства, которыми правили цари-

жрецы. Именно в регионе Двуречья и Евфрата впервые, за исключением Египта,

сложились начальные формы классового общества и древнейшего государства,

т.е. не было воздействия других более развитых обществ. Важнейшие

государства: Ур, Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар. Богатству своему

они обязаны развитию ремесла и торговли. Эпоху ранних династий в Уре,

Уруке, Лагаше и Кише называют золотым веком Шумера или “первым расцветом

Шумера”. Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло.

Свободные члены общин были еще и владельцами значительной части земли.

Владыки городов возводили дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили

основания для позднейшего хозяйственного и культурного развития

Месопотамии.

Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали

клинописную письменность. Шумеры изобрели цветное стекло (около 2400 г. до

н.э.), на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров

благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет.

Шумеры создали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели

эпосы мифологического содержания (поэма о Гильгамеше). Около 2300 г. до

н.э. Саргон 1 сформировал первую постоянную профессиональную армию,

примерно в 2000 г. до н.э. была создана арифметика, в основе которой лежала

60-ричная система исчисления (для сравнения: древнеегипетский “Московский

математический папирус” датируется 1900 г. до н.э.), что оказалось важным

изобретением в истории человечества.

В шумерской цивилизации уже были заложены начала науки, которая, будучи

вписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. В силу этого

научная деятельность была подчинена культу традиций и ориентировалась на

недосягаемые образцы прошлого. Шумерские мыслители стремились выяснить

сущность природы и собственной цивилизации, они создали оригинальную

концепцию “Ме”, смысл которой до сих пор не установлен окончательно. В

общем плане “Ме” представляют собой совокупность различных закономерностей

и правил, обеспечивающих функционирование элементов как природы, так и

шумерской цивилизации. Все законы и правила созданы великими богами, однако

они существуют вне богов, они проявляются в движении неживой и живой

материи, которая является безличной и вечной. В законах “Ме”, согласно

шумерским мыслителям, содержится вся мудрость и наука. В мифе о том, как

царица небес и царица Урука Инанна украли божественные законы “Ме”,

сохранился список свыше ста этих законов, связанных с шумерской

цивилизацией. До сих пор расшифровано свыше половины этих законов. Здесь

самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, вражда, искусство и

боевое знамя, проституция и священное очищение, музыкальные инструменты и

искусство писца, мир, победа, доброта и пр.

Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером дальнейшего развития права,

показателем высокого уровня культуры Месопотамии. Кодекс Хаммурапи

представляет собой плод огромной работы по сбору, обобщению и

систематизации правовых норм, в нем, как и в любом древнем своде законов,

не проводилось деление на уголовное, гражданское, процессуальное,

государственное и пр. право. Цель этого правового кодекса состоит в том,

“дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была

справедливость...” Текст законов Хаммурапи носит “синтетический” характер,

устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение.

Кодекс Хаммурапи уделяет много внимания наказаниям за различные проступки и

преступления — от нарушения обязанностей, связанных со службой, до

Посягательства на имущество и преступлений против личности.

Вопрос 24 Сакральная традиция Древней Индии. Хьюстон Стюарт Чемберлен

определил следующие свойства индийского мышления. 1) Чистота мышления –

свобода от каких либо привнесений 2) мышление целого народа – выросло из

глубоких корней 3) органичность мышления. В древней Индии различались 2

пути духовной реализации 1) Дэва – яна ( путь богов) – предназначалась для

интеллектуальной элиты 2) Питри – яна ( путь предков) В первом из этих

путей духовная свобода воплощается в достижении высшего Я, в становлении

сверхчеловека. Результатом этого пути является выход по ту сторону

ограничений, которые ставит перед человеком космическая среда.. Идеалом

данного пути является МОКША, т.е. великое освобождение, которое реализуется

в достижении единства с абсолютом, в растворении в этом абсолюте.

Второй путь имеет отношение к добровольному сплавлению с органическим

человеческим коллективом. На этом пути индивидум преодолевает свою

ограниченность с отождествлением себя с коллективным целым. Ради общины он

рождается, ради общины он умирает. На пути предков человек свою

индивидуальную свободу воспринемал через свободу членов своего коллектива.

Как и во всех других традициях священная литература древней индии

разделяется на канон откровения . Канон откровения состоит: Веды,

ведическая литература разделяется на 4- части: РИГВЕДЫ ( книга гимнов)

ЯДЖУРВЕДЫ(книга жертвенных изречений), АТХАРВАВЕДЫ (книга заклинаний),

САМАВЕДЫ. Как и во всякой традиционной цивилизации в древней индии

существовало разделение на социальные слои (КАСТЫ). Существовало 4 касты:

1) Брахманы (жрецы, священство) 2)Кшатрии ( аристократия, войны) 3) Вайшьи

(торговцы, ремесленники) 4) Шудры (слуги) В индуизме существовали следующие

основные направления: 1)брахманизм – связан с поклонением брахману, 3

основные направления брахмана: Брахма ( бог творец), Вишну ( бог

хранитель), Шива (бог разрушитель)

2) Вишнуизм – существовало воззрение что Вишну имеет 10 проявлений. 3)

Шактизм – поклонение богине Шакти 4) Шивоизм – поклонение Шиве. Здесь Шива

и творец и разрушитель. Шива проявляется в энергетической силе Шакти.

Вопрос 25 Искусство Древней Индии. Индийская культура занимает одно из

почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными

достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с

долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных

культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Первые

центры культуры в Индии существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. —

это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенд-жо-Даро около р. Инд.

Высокого уровня развития достигли ремесла, изобразительное искусство

(памятники его и сегодня нас поражают своей изысканностью), появилась

письменность, до сих пор не расшифрованная.

В целом эта культура не отличалась особенными художественными достижениями.

Несомненно, она обладала литературой, религиозными эпическими поэмами,

наподобие шумерских и вавилонских, но они навсегда для нас утрачены.

Архитектура носила строго утилитарный характер, нигде при раскопках не

найдено следов монументальной скульптуры и живописи. Однако высокого

совершенства достигло искусство в области малых форм — гравюры на печатях,

статуэтки. Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев,

жрецы которых создали великое собрание гимнов — “Ригведу”, теоретически до

сих пор почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма. В

эпоху, когда создавались древнейшие из ведических гимнов, арии достигли уже

преддверия цивилизации. Их военная техника находилась на более высоком

уровне, чем у народов Ближнего Востока, их жреческие школы довели племенной

ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные

формы и подчинялось строгим канонам, но, с другой стороны, арии не создали

городской культуры. Это был народ воинственных скотоводов, организованных

скорее в племена, чем в царства. На протяжении эпохи “Ригведы”

выкристаллизовались и в определенной мере сохранились до наших дней четыре

сословия — жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи),

зависимые, слуги (шудры). Их санскритское наименование “варна” (неточно

переводимое “каста”, а буквально означающее “цвет”) указывает на то, что

произошли в результате контакта развитой сословной культуры с людьми чуждой

культуры, имевшими кожу другого цвета (темного). Индийскую культуру нельзя

понять и без учета такого чисто индийского феномена, как сословно-кастовая

система. Ведь индийское общество состоит из ряда каст, каждая из которых

регламентирована четко сформулированными нормами социального поведения и

межкастовых взаимоотношений. Скорее всего, первоначально касты были

географически локализованы и связаны друг с другом иерархическими

отношениями сословной системы. В древнеиндийском обществе выделялись четыре

сословия — варны, каждое из которых состояло из нескольких каст. Отношения

между сословиями и кастами в эпоху позднего индуизма определялись правилами

эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы),

сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей

группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый

человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для

членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным). Оптимизм

индуизма символизирует троица: Брахма, Вишну, Шива, представляющие собой

космические силы творения, сохранения и уничтожения. Брахма как творец

изображается с цветком лотоса в четырех руках, обычно вместе со своей женой

Сарасвати, богиней искусства. Вишну — это порядок и гармония природы, его

представляют спящим на змее вечности, его жена Шри — богиня любви. Вишну

появляется во многих воплощениях: одно из них — Рама, герой одноименного

эпоса, другое — Кришна, обычно является ребенком или юношей. Шива,

известный под именем великого бога, его изображают в виде йога или аскета,

погруженного в медитацию. С его шеи свисает гирлянда черепов, в руке он

держит трезубец, Ганг течет у его ног. Его жена Парвати часто имеет

страшный вид: ее честь требует жертв. Многорукость танцующего Шивы

символизирует силы Вселенной, танец выражает ее пульсацию.Следует

подчеркнуть, что само определение индуизма является весьма сложной задачей,

решить которую не могут опытнейшие ученые. К этой религии необходимо

подходить как к конгломерату ценностей и верований, объединенных в рамках

специального порядка, имеющего специфическую структуру. Истоки индуизма

находятся всего лишь в нескольких таких древнеиндийских текстах, как

“Упанишады”, “Бхага-вад-Гита” и “Веданта Сутра”.

Вопрос 27 Культура Древнего Китая. Наиболее древ. периодом китайской

цивилизации считается эпоха сущ-ния гос-ва Шан, рабовладельческой страны в

долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан, давший наз. стране и

правящей династии царей. Позже ее завоевали др. китайские племена, наз.

новое царство Чжоу. Впоследствии оно распалось на пять независимых

княжеств. Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность , кот.

путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую коллеграфию

, а также был составлен в основных чертах месячный календарь. Во время

ранней императорской эпохи Др. К. внес в мир. к-ру такие открытия как

компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и

порох. Именно в К. в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и

подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и стремена .Также был

изобретены механич. часы и произошли технич. усовершенствования в обл.

шелкоткатства. В мат-ке выдающимся китайским достижением было использование

десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа П,

открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древ.

китайцы были образованными астрономами , составили одну из первых в мире

звездных карт. Поскольку древнекитайское общ-во было аграрным,

централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы,

связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов,

поэтому высокого развития в Др. К. достигли астрономия, знание календарных

расчетов и астрологических прогнозов, мат-ка, физика и гидротехника в их

инженерном использовании. Важным оставалось также строительство фортов,

направленное прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений

воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились

грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной и Великим каналом.

Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих

рез-тов. В Др. К. впервые была написана «Фармакология», впервые стали

проводить хирургические операции с применением наркотич. средств, впервые

применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием,

прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали

оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была

создана ф-фско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной

лечебной гимнастике, а также ис-ву самообороны «кунг-фу». Своеобразность

духовной к-ры Др. К. в значительной мере обусловлена феноменом, известным в

мире как «китайские церемонии». Эти строго фиксированные стереотипы этико-

ритуальных норм поведения и мышления сложились на основе культа древности.

Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те

боги, культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми,

став абстрактными божествами-символами, напр. Небо. Наиболее важное место в

китайской духовной к-ре занимает конфуцианство - этико-полит. учение ф-фа-

идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек, опирающийся

на традиции мудрых предков. Учение делило общ-во на «высших» и «низших» и

требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств.

Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской гос-ности и

функционировании полит. к-ры императорского Китая. Гл. силой,

противостоявшей конфуцианству в сфере политики и этики был легизм. Легисты,

будучи реалистами, в основу своей доктрины поставили закон, сила и

авторитет кот. должны поддерживаться жестокими наказаниями. Конфуцианство

делало ставку на мораль и древ. традиции, тогда как легизм ставил на первое

место административный регламент. Под влиянием хар-рных для древ.

китайского общ-ва религиозных, этико-ф-фских и социально-полит. взглядов

развивалась и вся его классич. лит-ра. Уже в наиболее раннем поэтическом

сборнике Др. К., знаменитой «Книге песен», кот. создавалась продолжительное

время на основе народных песен, священных напевов и древ. гимнов,

воспеваются подвиги предков. Во 2-3вв. в К. приходит буддизм, кот.

достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую к-ру, это проявилось в

лит-ре, образном ис-ве и , особенно, в ар-ре. Буддизм просуществовал в К.

прочти 2 тысячелетия , заметно изменился в процессе приспособления к

специфичной китайской цивилизации. На основе синтеза его идей с

конфуцианским прагматизмом в К. возник чань-буддизм, кот. впоследствии

распространился в Японии и получил вид дзен-буддизма. Наиболее

трансформации буддизма проявились в своеобр. китайском ис-ве, кот. как

нигде в мире опиралось на традиции. Китайцы так и не приняли вид инд.

Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с ар-рой храмов.

Значительную роль в китайской к-ре сыграл и даосизм, с кот. связано

развитие науки и техники Др. К. Особую роль в к-рных контактах К. с внешним

миром сыграл «Великий шелковый путь», кот. совершалась не только торговля,

но и к-рный обмен К. с др. странами, что повлияло на китайскую к-ру.

Вопрос 28 Культура Древней Японии. Культура Японии принадлежит к великому

кругу азиатских культур, при ее рассмотрении следует учитывать ряд

особенностей. Во-первых, необходимо считаться с тем, что традиционная

японская культура вкладывалась в значительной степени под влиянием

буддизма, к тому же она впитала в себя достижения великих культур Азии.

Уникальный, практически сохранившийся на протяжении веков суверенитет

сделал Японию хранителем сокровищницы азиатского мышления и культуры.

Утонченные достижения индийского искусства во многом были разрушены

гуннами, фанатическим иконоборством мусульман и бессознательным вандализмом

торгашеских европейцев, считает японский ученый Какузо Ока кура. По его

мнению, “Япония — музей азиатских культур, и даже больше, чем музей”. Во-

вторых, нельзя сбрасывать со счетов то, что для японцев характерна

исключительно сильно выраженная традиционность. А это значит, что

нормативные функции народных поверий, великолепно совмещенных с положениями

основных восточных религий (конфуцианство, буддизм и др.) еще долго будут

играть свою роль в жизнедеятельности японской нации. Упомянутый выше Какузо

Ока-кура отмечает роль традиций японской культуры в современной жизни:

“Поэзия Ямато и музыка Бугако, которые отражают идеал Тан при режиме

аристократии Фудзивары, являются источником вдохновения и наслаждения в

наши дни, подобно мрачному дзэн-буддизму и танцам Но, которые были

продуктом просвещения Сун”. Это значит, что Япония сохраняет истинно

азиатскую душу, хотя она и “вплетает” ее в современные силы.Японская

культура во многих отношениях уникальна и удивительна, она насыщена

контрастами в духовной жизни. С одной стороны, изумительная вежливость,

гораздо более искренняя и менее церемонная, чем в Китае, с другой стороны —

острый меч самурая, смелость, отвага и готовность к самопожертвованию,

которые могут быть сравнимы только со слепым фанатизмом воинов ислама.

Редкое трудолюбие сочетается с обостренным чувством чести и глубокой

преданности императору, сюзерену, учителю или главе фирмы; необычное даже

для изысканного Востока чувство прекрасного, в котором сочетаются

скромность и простота; лаконизм и прелестное изящество одежды, убранства,

интерьера Умение отрешиться от суеты повседневности и найти душевный покой

в созерцании прекрасной природы, моделируемой в миниатюре крохотным

двориком с камнями, мхом, ручейком и карликовыми деревьями.

И, наконец, поразительная способность заимствовать и усваивать, перенимать

и развивать достижения других народов, культур, сохраняя при этом свое,

национальное, своеобразное, японское. Достаточно указать на дзэн-буддизм

как чисто японское явление в отличие от китайского дзань-буддизма. Синто —

путь богов. Это древняя японская религия, и хотя ее истоки до сих пор не

установлены, все исследователи единодушны в том, что она возникла и

развивалась в Японии независимо от китайского влияния. Синто представляет

собой род древней мифологии, ибо в раннем, буддийском синтоизме речь идет о

сверхъестественном мире — мире богов и духов (коми), которые издревле

почитались японцами. Известно, что истоки синтоизма восходят к глубокой

древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы

верований и культов — тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых, культ вождей

и т.д. Подобно другим народам, древние японцы одухотворили все окружающие

их явления природы и с благоговением относились к посредникам с миром духов

и богов — к магам, колдунам и шаманам. Только позже под влиянием буддизма

первобытные синтоистские шаманы стали жрецами, которые совершали ритуалы в

честь различных богов и духов в специально для этого сооружавшихся храмах.

Буддизм, как известно, проник в Японию еще до нашей эры, однако решительное

влияние на психологию японцев она стала оказывать только в V—VI вв., когда,

в Японию стали прибывать буддийские монаху, а вместе с ними и священные

буддийские книги, написанные на китайском языке. И хотя среди историков нет

до сих пор единогласия в объяснении причин успешного проникновения буддизма

в японское общество, тем не менее, почти полуторатысячелетняя история его в

Японии — своеобразный ренессанс после второй мировой войны (в виде так

называемых “новых религий”) свидетельствует о том, что буддизм нашел в этой

стране благодатную почву. Достаточно отметить, что буддизм явился

теоретической основой управления государством и именно в Японии в полной

мере воплотился принцип сэйкё-итти — единства политики и религии.

Вопрос 32 Общая характеристика западного типа культуры. Западный тип

культуры в отличии от средневековья представляет собой горизонтальный тип

культуры ( гл. человек) Этот тип ставит задачу выявления всего богатства

внутренних возможностей человеческого существа. Если в средневековье

сознания было иерархичным и весь сакральный комплекс воспринимался как

последовательно идущие вверх иерархичные ступени, то начиная с эпохи

возрождения в сознание людей начинает проникать эголитарные тенденции (

эголос – равенство). Западный тип культуры, начиная с первых его эпох,

характеризуется утверждениями антропоцентризма – человек воспринимается как

центр мироздания. Зап. тип культуры заложил новые основы понимания

исторического процесса. Всем традиционным цивилизациям было свойственно

воспринимать историю как упадок, культура запада воспринимает историю как

прогресс и развитие человечества воспринимается как последовательное

совершенствование его возможностей. Новое восприятие мира утвердило

рационализм в качестве основы правильного мышления, которое должно

полагаться только на твердые основы человеческого разума. Важным фактором

западной цивилизации являлся индивидуализм. Он был противоположением

средневековой идеи соборности как органически воспринятого единства

человечества. Отныне личность воспринимается как основа всего того, что

является необходимым для нормального развития культуры.

Вопрос 36 Культура Реформации. Реформация которая являлась антифеодальным

движением отрицавшим церковное предание и настаивающем на упрощении

церковных ритуалов. Представители- Томас Мюнцер, Мартин Люттер и др.

Реформация отколола от романо-католической культуры почти все народы

относящиеся к германо-скандинавской этнической ветви. Католичество ответило

контр реформацией. Представители Вильгельм Оранский, Игнатий Лайола. В

области худ. Культуры принципы контр реформации были выражены в стиле

Борокко. В следущую эпоху просвещения нарастал разрыв в светской и духовной

форме культуры. Наиболее ярко этот разрыв проявляется в деятельности

энциклопедистов которые открыто встали на антирелигиозные позиции.

Представители просвещения создали базу для великой французской революции

выдвинув лозунг “Свобода! Равенство! Братство”. Лидеры фактически

уничтожили эти идеи, приводя политику революционного террора. Это показало

что крайняя антирелигиозная позиция всегда черевата негативными

последствиями и в дальнейшем романо-католическая культура развивается в

соответствии с принципом единства традиций и новаций. В данной культуре в

сравнении с северо-западной, в большей степени присущ консерватизм и

верность традиционным вопросам.

Вопрос 29 Культура Древней Греции. В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-

ризуются большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним

из наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера

«Илиада» и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых

лир. поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос

творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др.

Гр. происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э.

появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе

формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления:

дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и

суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность),

коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в

Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-

ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка,

научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых

росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности

черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная

роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый.

Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии.

Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой

мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За

первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю,

воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в

Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот.

можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории

музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных

закономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии, основанная

пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией

дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча, торговля, использование

рабского труда способствовали развитию всех отраслей к-ры. Классический

период. В кл. период развивается драматургия. Возникновение гр. театра было

связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных

шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»).

Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный Прометей»),

Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из

прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение

понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди

ф-фских проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается понимания сущности и

места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и

первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы

выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили,

что «человек является мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их

связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании.

Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании «идей».

Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил

проект идеального полиса, которым управляют ф-фы. Аристотель сделал свой

вклад в ф-фию, природоведение, историю, литературу, гос-ное право, основы

формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика,

история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь Гиппократ. Гр. иск-во в

кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали

богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп

(придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в

Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель

пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера «Дорифор», юноша

с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче индивидуальных

особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи,

перехода к объемному изображению. Чертой гр. к-ры состязательность. Гр.

агон - борьба, состязание олицетворял хар-рные черты свободного грека.

Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские

игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика - умение вести беседу.

Эллинизм. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания

Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и

взаимовлияний гр. и вост. к-р. Лишившись полисной ограниченность, гр. к-ра

впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в

религии, ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны

в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура(

последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание

к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление

правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры,

особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с

украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика..

Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей,

жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1.

Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский

бык». 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в

Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития

достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала

заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции. Эллины поклонялись

божествам, представляющим разные силы природы, общественные силы и явления,

героям - мифическим предкам племен и родов, основателям городов. В мифах

сохранились наслоения разных эпох - от древнего поклонения растениям и

животным до антропоморфизма - обожествления человека, представления богов в

образах молодых, прекрасных и бессмертных людей. Значительное место в

греческой мифологии занимали легенды о героях - детях богов и смертных.

Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе

которого позднее развивались литература, философия, наука. Основу

литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

Одним из наибольших приобретений к-ры Др. Гр. есть произведения Гомера

«Илиада» и «Одиссея», возникла лирика, одним из первых лир. поэтов

считается Архилох. На о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было

вершиной лирики Др. Гр. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл.

образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных

направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается

простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность,

декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в

Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает

изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением

тела чел-ка, научиться передавать движение. Тело человека подвергалось

тщательному геометрическому изучению, в результате кот. были установлены

правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что

теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Антропоцентричность

античной греческой культуры предполагает культ человеческого тела. Культ

тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости Стоило

знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления,

сбросить перед судьями свои одежды, как они ослепленные красотой оправдали

ее. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Живопись

гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная

роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в.

возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а

фон черно-лаковый. развивается драматургия . Возникновение гр. театра было

связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных

шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»).

Известными драматургами были Эсхил(«Закованный Прометей»),

Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из

прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение

понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции.

Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами

были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского).

Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в

Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее

известная скульптура мастера «Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр.

скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка.

В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи, перехода к объемному

изображению. Греческий агон - борьба, состязание олицетворял характерные

черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали

знаменитые олимпийские игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности,

но в 776г. до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя

в беге, и этот год считается началом исторического периода олимпийских игр.

Место олимпийских празднеств была священная роща Альтис. В знаменитом храме

Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная Фидием и считавшаяся

одним из семи чудес света. В священной роще заключались торговые сделки,

поэты , ораторы, и ученые выступали перед зрителями, художники и ваятели

представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство

имело право оглашать здесь новые законы. Афинская Академия- роща

,посвященная афинскому герою Академу прославилась тем, что отсюда позднее

начинались бега с факелом. В греческом агоне берет свое начало диалектика

(умение вести беседу). Греческая культура празднична, внешне красочна и

зрелищна. В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку.

Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей

прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно

искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением

зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились

базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые

дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская

школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2.

Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3.

Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла

живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным

этапом в развитии культуры Др. Греции.

Вопрос 30 Культура Древнего Рима. До сих пор широко распространено

представление о том, что древнеримская культура не является самобытной, ибо

римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой

культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако

новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего

Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в

результате сочетания оригинального с заимствованными культурными

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.