РУБРИКИ |
Римский театр |
РЕКЛАМА |
|
Римский театрРимский театрРИМСКИЙ ТЕАТР Истоки римского театра. Истоки римского театра и драмы восходят,как и в Греции,к обрядовым играм,богатым карнавальными элементами .Таков, например, праздник Сатурналий-в честь италийского божества Сатурна .Особенностью этого праздника было "переворачивание" привычных общественных отношений : господа на время становились "рабами", а рабы "господами". Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздники сбора урожая. Еще в отдаленные времена , когда Рим представлял собой небольшую общину Лациума ,по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы . На этих праздниках распевались веселые грубоватые песни- фесценнины . Как и в Греции ,обычно выступали при этом два полухория ,которые обменивались шутками подчас язвительного содержания .Зародившись еще при родовом строе , фесценнины существали и в последующие века ,и в них ,по свидетельству Горация, находила отражение социальная борьба между плебеями и патрициями. Существовала и другая форма примитивных зрелищ сатура. Основой для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов.В 364 г. до н.э. Рим постигло моровое поветрие.Чтобы умилостивить бо- гов,решили устроить сценические игры.Из Этрурии были приглашены актеры-плясуны,которыет исполняли свои танцы под аккомпанемент флейты.Этрусским актерам стала подражать римская молодежь,кото- рая прибавила к пляске шуточный диалог,написанный нескладными стихами,а также жестикуляцию.Так возникли сатуры (в переводе зна- чит "смесь").Сатуры были драматическими сценками бытового и коми- ческого характера,включавшими в себя диалог,пение,музыку и танцы. Еще одним видом драматических представлений комического харак- тера являлись ателланы,которые были позаимствованы у других пле- мен, населявших Апеннинский полуостров,с которыми Рим вел непре- рывные войны.Молодежь увлеклась этими играми и стала устраивать их в дни праздников. В ателлане действовали четыре постоянных комических персонажа: Макк,Буккон,Папп и Доссен.Твердого текста ателланы не имели,поэ- тому при их исполнении открывался широкий простор для импровиза- ции. К народной драме восходит и мим.Как и в Греции,мим воспроизво- дил сценки из народного быта,а иногда пародировал мифы,выводя в шутовском виде богов и героев. Таким образом,в Риме существовали примерно те же обрядовые иг- ры,что и в Древней Греции.Но дальше слабых зачатков драмы разви- тие народного театра не пошло.Это объясняется консервативным ук- ладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов.Поэтому в Ри- ме не сложилось самостоятельной мифологии,которая в Греции послу- жила "почвой и арсеналом" искусства,в том числе драмы. Римский театр эпохи республики. Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и пе- ревели ее на латинский язык,приспособив к своим понятиям и вкусам. После победононого окнчания первой Пунической войны,на праз- дничных играх 240 г.до н.э.,было решено устроить драматическое представление.Постановку поручили греку Ливию Андронику,находив- шемуся в рабстве у римского сенатора, который и дал ему латин- ское имя Ливий.После отпущения на волю,он остался в Риме и стал обучать греческому и латинскому языку сыновей римской знати.Этот учитель и поставил на играх трагедию и,вероятно,также комедию,пе- реработанные им с греческого образца или,быть может,просто пере- веденные с греческого языка на латинский.Эта постановка дала пер- вый толчок развитию римского театра. С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене свои пьесы драма- тург Гней Невий (около 280-201 до н.э.).Он был уроженцем латин- ского городка в Кампании и пренадлежал к плебейскому роду.После окончания первой Пунической войны,в которой он принимал участие,Невий поселился в Риме и начал заниматься литературной деятельностью. Гнея Невия с полным основанием можно назвать первым самобытным римским поэтом.Его стихи (сатуры),драмы,эпическая поэма "Пуничес- кая война" отличались самостоятельностью в художественном и в идейном отношении. Вначале своей драматургической деятельности Невий писал траге- дии по греческому образцу на тему троянского цикла мифов.Но вско- ре он выступил с трагедиями на сюжеты из римской истории.Такая трагедия называлась у римлян претекста.Позднее претексты ис- пользовали в качестве сюжетовне только исторические,но и совре- менные события. Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии (в отли- чие от греческих драматургов он писал произведения в двух жанрах).Невий был создателем паллиаты-литературной комедии,кото- рая представляла собой переработку новоаттической,т.е. бытовой греческой комедии.Паллиата ставилась в Риме в течении III-II вв. до н.э.Свое название она получила от греческого широкого плаща- паллия,так как действие паллиаты всегда происходило где-нибудь в Греции и герои ее носили греческую одежду. Хотя Невий и придерживался греческих оригиналов,но обрабатывал он их горадо свободнее,чем Ливий Андроник.Невий первый применил так называемую контаминацию,т.е. соединение в римской комедии сю- жетных линий двух или трех греческих.Возможно,что Невий стал ос- новоположником и римской национальной комедии-тогаты. Плавт (около 254-184 до н.э.).Продолжателем дела Невия как ко- медиографа был его младший современник Тит Макций Плавт.Его твор- чество относится к тому периоду,когда Рим из сельскохозяйствен- ной общины превращается в сильнейшее государство-сначала Апеннин- ского полуострова,а затем и всего бассейна Средиземного моря. По единодушной оценке древних,Плавт был самым блестящим пред- ставителем паллиаты.Излюбленный персонаж Плавта-хитрый,пронырли- вый раб,помогающий молодому хозяину улаживать любовные дела.Сек- рет успеха Плавта состоит прежде всего в том,что его комедия яв- ляясь переделкой греческих,самобытны по духу,в них ярко запечат- лены черты римской жизни.Плавт сочувственно относится к плебей- ским низам рабовладельческого общества и осуждает людей,стремя- щихся к наживе. Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элемен- тами народной римской ателланы,с ее буффонадой,живостью дей- ствия,с ее порой непристойными,но остроумными шутками. Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке.В но- вой аттической комедии пение и музыка использовались только в ан- трактах. У Плавта же музыкальный элемент в некоторых комедиях преобладает.Это кантики (от лат.canto-"пою").Одни из кантиков представляли собой арии,другие исполнялись речитативом под музы- кальный аккомпанемент. Пьесы Плавта отличает динамичность,они проникнуты пафосом неис- тощимой энергии и здорового оптимизма.При этом сами характеры его героев статичны,лишены сложности и психологической глубины.Поэт обращает основное внимание на событийную сторону,а все,что ка- сается внутреннего развития образа,упрощается,отступает на вто- рой план.Тем не менее свойственный Плавту прием гротеска делает его персонажей театрально выразительными. От Плавта дошли до нас 20 комедий полностью и одна в отрыв- ках.Почти все комедии начинаются с пролога.Прологи гораздо длин- нее,чем в новой аттической комедии,но служат той же цели.В них рассказывается о событиях,предшествовавших началу действия,и о том,как будет развиваться интрига.Сюжет многих комедий был нас- только запутанным,что зрителям трудно было следить за ходом дей- ствия,не познакомившись предварительно с содержанием. Большинство комедий Плавта представляют собой веселые фарсы или разработку откровенно комической ситуации с бесконечными обмана- ми,тонко сплетенной интригой,хитроумными проделками,душой кото- рых обычно являлся слуга-раб. Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь,хотя в сред- ние века Плавт был основательно забыт:богословы считали,что в его пьесах много безнравственного.Зато в эпоху Возрождения Плавт сно- ва воскрес для европейского театра.Его пьесы переводят,создают различные переделки и подражания.Мотивы комедий Плавта обрабаты- вались многочисленными драматургами:Ариосто,Арентино,Шекспи- ром,Мольером и другими. Теренций (около 185-159 до н.э.).Публий Теренций Афр,работав- ший,как и Плавт,в жанре паллиаты,принадлежал уже к следующему по- колению драматургов.Уроженец Карфагена,Теренций еще мальчиком был привезен в Рим,где стал рабом римского сенатора.Заметив выдающие- ся способности юноши,сенатор дал ему хорошее образование,а затем отпустил на волю.Теренций находился в дружественных отношениях со многими знаменитыми людьми,входившими в кружок просвещенного пат- риция Сципиона Младшего-приверженца греческой культуры и гречес- кого образования. Теренций написал шесть комедий,и все они сохранились.Сюжеты этих комедий он,как правило,заимствует у Менандра,причем созна- тельно подчеркивает их греческий колорит.Конфликты в комедиях Те- ренция носят семейный характер,и основной целью драматурга яв- ляется гуманизация нравов. У Теренция обычно нет такой динамики в развитии событий,как у Плавта;он отказывается также от театральных средств и приемов ателланы,которыми охотно пользовался его предшественник,-от буф- фонады,грубых и сочных шуток,непосредственного обращения к зрите- лям в ходе действия и т.д.Зато Теренций стремится дать более уг- лубленную психологическую характеристику своих персонажей,созда- вая интересные,жизненные образы. Одна из наиболее известных комедий "Братья" (160 до н.э.)-ста- вит вопрос о воспитании молодежи.В комедии побеждают новые взгля- ды,представители которых считают,что надо быть снисходительным к проделкам молодых людей,воспитывать их не приказами и наказания- ми,а добрыми советами. Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более слож- ных,чем у героев Плавта,душевных переживаний (хотя и ограничен- ных семейными рамками).В этом отношении его произведения ближе к их общему первоисточнику-Менандру. Теренций может быть назван предшественником новой европейской драмы.Европейский театр неоднократно обращался к его творчес- тву.Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется в твор- честве Мольера. Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возник в XVIII в.,в период формирования буржуазной "мещанской" драмы.Дид- ро считал Теренция своим предшественником,Лессинг в "Гамбургской драматургии" дал подробный анализ "Братьев",считая эту комедию образцовой. Римский театр императорской эпохи. В I в.до н.э. республика в Риме пала.После убийства Цезаря и победы над Антонием в 31 г. до н.э. императором в Риме стал Октавиан,получивший впоследствии почетное прозвище Август ("Свя- щенный").Август хорошо понимал общественное значение театра и всячески содействовал его развитию.Прежде всего,Август хотел воз- родить на римской сцене трагедию греческого типа,видя именно в ней средство улучшения и воспитания нравов своих граждан.Эти стремления Августа были поддержаны одним из выдающихся римских поэтов,Горацием,и нашли отражение в его "Науке поэзии". Проводя политику Августа,Гораций выступает за идейное, содержа- тельное искусство,основой которого являются мудрость.Поэт,с од- ной стороны,должен быть человеком высокообразованным,так как он выступает как воспитатель и наставник граждан.С другой-его ис- кусство должно быть эмоционально,изящно,поэтому ему нужно шлифо- вать свои произведения,прежде чем выставлять их на суд публики. Однако все усилия Августа возродить на римской сцене серьезный жанр не увенчались успехом.Хотя представления устраивались час- то,они носили главным образом развлекательный характер.Обществен- ная роль театра заметно снизилась.Такая тенденция особенно усили- лась при преемниках Августа. Снижение идейной роли театра сказалось прежде всего на его ре- пертуаре.После установления диктатуры Октавиана трагедия пришла в упадок.Если трагедии и ставились во времена империи,то только в виде отдельных эффектных сцен,дававшим возможность актерам пока- зать свое мастерство.Эти актеры (их называли трагедами) надевали костюмы и маски,как для выступления в трагедии,однако их роль сводилась в основном к пению,так как актерские арии составляли главную часть представления.Исполнение арий из трагедий как са- мостоятельное представление сохранилось в Римской империи вплоть до последних дней ее существования. Сенека (около 4-65 н.э.).От трагедии императорской эпохи до нас не дошло ничего,кроме трагедий философа Сенеки. Луций Анней Сенека был воспитателем императора Нерона,одно вре- мя занимал при нем высшие должности в государстве,но затем был обвинен в заговоре против императора и по приказанию Нерона по- кончил с собой,вскрыв себе вены. Трагедии Сенека начал писать в последние годы жизни,когда отно- шение к нему Нерона изменилось и он вынужден был более осторожно высказывать свои вэгляды на существующие порядки.Всего он напи- сал 9 трагедий,заимствуя их сюжеты из греческой мифологии.По своему строению трагедии Сенеки тоже мало отличаются от гречес- ких: партии хора чередуются у него с партиями героев,на сцене на- ходятся не более трех актеров одновременно.Но под влиянием со- циальных и политических условий трагедии Сенеки получили новую направленность.Мрачная эпоха Нерона,с ее жестокостями и угрозами кровавой расправы,как дамоклов меч висевшей над каждым,определи- ла разработку тем. Герои Сенеки-люди,наделенные сильными,испепеляющими страстя- ми.Изображение этих страстей,невольно приводящих героя к гибе- ли,изображение сильных аффектов,чудовищных пороков,состоя- ний,близких к патологии,-все это становится главным для поэта. Среди героев Сенеки-жестокосердные тираны,попирающие все зако- ны человечности,способные на любые преступления ради удовлетворе- ния своей страсти.Героини,женщины с мужской душой,тоже не оста- навливаются ни перед чем ради удовлетворения своих желаний. Персонажи трагедий Сенеки однолинейны:драматург выделяет ка- кую-либо одну черту в характере и доводит ее до предела.В драмах Сенеки постоянно встречаются сцены страшной мести,кровавых прес- туплений.Очевидно,это было отражением тогдашней жизни с ее атмос- ферой жестоких репрессий. До сих пор остается спорным вопрос о сценической жизни траге- дий Сенеки.Скорее всего они предназначены для чтения,но не для постановки:трагедии лишены динамики,некоторые сцены технически невозможно исполнить. Творчество Сенеки оказало огромное влияние на формирование тра- гедии нового времени.Именно через него гуманисты эпохи Возрожде- ния начали свое знакомство с античной трагедией.В XIV-XVII вв. драматурги всех западноевропейских стран учились у Сенеки ис- кусству трагичного-мастерскому изображению страсти,напряженности диалогов,отточенности стиля.Шекспир и Бен Джонсон в Англии,Кор- нель,Расин и другие представители французского классицизма изуча- ли и использовали трагедии Сенеки в своей творческой практике. Организация театральных представлений. Представления устраивались в Риме во время различных государ- ственных праздников.Пьесы шли на празднике патрициев-Римских иг- рах,проводившихся в сентябре в честь Юпитера,Юноны и Минервы;на празднике плебеев-Плебейских играх,происходивших в ноябре;на Аполлоновых играх-в июле. Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до сере- дины I в. до н.э.;сооружению его противился консервативный сенат.Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста.На сценическую пло- щадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек,по которой актеры подни- мались на сцену.В трагедии действие происходило перед дворцом.В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с вы- ходящими на нее фасадами двух-трех домов,и действие развертыва- лось перед домом.Зрители сидели на скамейках перед сценой.Но иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных теат- рах:сидеть на представлениях,по мнению сената,было признаком из- неженности.Все построенное для театральных игр сооружение лома- лось сразу же после их окончания. Играли в постановках уже не любители (как в ателланах),а артис- ты-профессионалы.Их называли актерами или гистрионами.Римские ак- теры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по срав- нению с греческими занимали гораздо более низкое общественное по- ложение.Актеры объединялись в труппы во главе с хозяином-антреп- ренером,который по договоренности с властями организовывал теат- ральное представление,где сам обычно играл главные роли.Все жен- ские роли исполнялись мужчинами,женщин в труппы не брали. Актеры-профессионалы,выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в. до н.э.,играли без масок.Маска появилась в этих жанрах довольно поздно-в 130 г. до н.э.Поэтому,в отличие от греков,рим- ляне могли следить за мимикой актеров.Маски использовались и раньше,но лишь в особых случаях-когда надо было,например,обыг- рать мотив двойника в комедии.В масках также играли актеры-люби- тели, принадлежавшие к высшим слоям общества. Важным событием в театральной жизни Рима было появление перво- го постоянного театра,построенного из камня.Этот театр был соору- жен в 55 г до н.э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч че- ловек.В конце I в. до н.э. в Риме было построено еще два камен- ных театра:театр Бальба и театр Марцелла.От последнего до сих сохранились остатки наружной стены,разделенной на три этажа,что соответствует трем внутренним ярусам. |
|
© 2000 |
|