РУБРИКИ

Определение культуры, роль личности в ее развитии

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Определение культуры, роль личности в ее развитии

Определение культуры, роль личности в ее развитии

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ

по дисциплине «КУЛЬТРОЛОГИЯ»

на тему:

«Определение культуры, роль личности в ее развитии»

Выполнила: МОЛЬКОВА Юлия Викторовна

группа 32юсв

Проверил: ВАВИЛОВА И.В.

Санкт-Петербург

1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ВВЕДЕНИЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

КУЛЬТУРЫ. ……………………………………………………..2

2. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

КУЛЬТУРЫ………………………………………………………4

3. ЗАКОННОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ…………....5

4. ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ ……….……………8

5. ЛИЧНОСТЬ КАК ТВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ,

ЕЕ ЦЕННОСТЕЙ………………………… ..…………………...11

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………13

7. ЛИТЕРАТУРА……….………………………………………….15

1.ВВЕДЕНИЕ:

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание)

издавна применяется для обозначения

того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин

употребляется как синоним общественного, искусственного. В современной

научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты

по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста

основных определений и сгруппировали их следующим образом:

Описательные определения - это определения которые восходят в своей основе

к определению культуры как сумма всех видов деятельности, обычаев,

верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя

книги, картины и т.п., а также знание путей приспособления к социальному и

природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию,

которые складывались веками.

Исторические определения подчеркивают роль традиций и социального

наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития

человечества. Генетические определения примыкают к историческим и

утверждают, что культура является результатом исторического развития. В нее

входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от

поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность,

взгляды, верования.

Нормативные определения акцентируют значение принятых

2

правил и норм, поэтому культура - это образ жизни индивида, определяемый

социальным окружением.

Ценностные определения - культура - это материальные

и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции

поведения.

Психологические определения исходят из решения человеком определенных

проблем на психологическом уровне. Культура есть особое приспособление

людей к природному окружению и экономическим потребностям, поэтому

складывается из всех результатов такого приспособления.

Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому

человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

Структурные определения выделяют важность

моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой

систему определенных, связанных между собой признаков. Материальные и

нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных

потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью)

культуры.

Идеологические определения указывают на культуру как на поток идей,

переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с

помощью слов или подражаний.

Символические определения: культура – это организация различных феноменов

(материальных предметов, действий,

3

идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные

черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и

деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности,

избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально

воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств

не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые

имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя, Древней Греции,

Киевской Руси или современной России.

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

КУЛЬТУРЫ

Историю можно рассматривать как целесообразную деятельность людей и

такой деятельностный подход и позволяет ответить на вопрос о том, что такое

культура?

Ведь культуру можно рассматривать как совокупность всех видов

преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов

этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях. Мир

ценностей многообразен, он включает в себя природные, этические,

эстетические и др. системы.

Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многие

исследователи разграничивают материальную и духовную культуру. Под

материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств и

форм их производства и способов овладения ими.

4

Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления,

сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т. д.) и способов

деятельности по созданию духовных ценностей.

Но обратим внимание еще на один очень важный момент - на социальный

характер культуры. Культура - это неотъемлемая сторона жизни общества, она

неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без

культуры, как и культуры без общества. Как бы ни было слабо развито то или

иное общество, оно всегда создает соответствующую культуру, т. е.

совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства.

Другое дело, что степень развитости культуры может быть различной : сильной

или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от конкретного

исторического этапа развития общества, от условий, в которых развивается

человечество, от возможностей, которыми оно располагает.

3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается культура,

нелегко. В западной социологии выделяют по крайней мере три альтернативных

теории культуры.

Некоторые культурологи, подчеркивая уникальность и неповторимость

каждой культуры, считали, что ее законы могут быть поняты не рационально,

исходя, скажем, из механистической причинности, а только иррационально,

посредством мистического проникновения в их божественную первопричину. Но

существует ли некая божественная первопричина культуры?

В 1944 году американский культуролог А. Кребер поставил

5

перед собой задачу выявить те пути, по которым различные общества шли к

высшей ступени развития своей культуры. В результате проведенного на

большом фактическом материале исследования он пришел к выводу, что в основе

каждой культуры лежит некая модель, которая, изменяясь, вбирает в себя

только то, что соответствует ее характеру и особенностям. С течением

времени возможности модели исчерпываются и она уже не может оказывать

влияния на новые области и отрасли человеческой деятельности. Тогда

прогресс культуры сменяется стадией повторением повторения старого,

регресса, упадка и устаревшая модель культуры в конечном счете погибает.

"Смерть культуры" не означает ее полного исчезновения - ведь старая модель

сменяется новой, вызревшей в лоне старой культуры.

Ряд исследователей (Ф. Нортроп, П. Сорокин и др.) предприняли попытки

установить закономерности, лежащие в основе возникновения и развития тех

или иных типов культуры, а также вскрыть главный элемент, который

определяет данный тип, независимого от того, является ли он уникальным или

в той или иной степени присущ различным культурам.

Так, Ф. Нортроп положил в основу своей попытки методологический

принцип, в соответствии с которым тип культуры определяется присущими ей

формами и способами познания - именно они диктуют всю организацию опыта,

норм, идеалов, идей, доминирующих в данном обществе. Это позволило

различить два типа культур - восточные и западные. Первые характеризуются

интуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира, вторые -

интеллектуализмом, познанием в форме теоретических концепций.

Первый тип культуры создает нетехнические цивилизации

6

с их описательными науками и импрессионистским искусством. Время в таких

цивилизациях воспринимается как нечто конкретное, конечное, как замкнутый

цикл, в который включается и природа, и качественно не отличающаяся от нее

история. Поэтому в восточных культурах популярны концепции переселения душ

и высшего блага как слияния с природой, Подход к социальным явлениям с

точки зрения непосредственного наблюдения ведет здесь к заключению, что,

раз индивид рождается в семье, то она возвышается над индивидом. Семейные

отношения переносятся и на общество в целом, в результате чего складывается

иерархия социальных статусов, которую венчает обожествляемая личность

монарха, императора.

Второй тип культуры создает технические цивилизации с их концепциями

равенства людей, равных возможностей, одинаковых норм, с развитой этикой и

демократией. Искусство технических цивилизаций основано на геометрических

формах и перспективе.

П. Сорокин в свою очередь выделяет три основных типа культур:

идеальный, чувственный и идеалистический.

Первый тип основывается на системе понятий, касающихся вне мирового,

сверхчувственного, неизменного абсолюта, поэтому цели и потребности таких

культур в основном духовные.

Второй тип признает единственной реальностью вечно изменчивый

материальный мир, и поэтому цели и потребности его культур чисто

физические.

Наконец, третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равных

основаниях. П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих

в их основе истин. Ни одна из культур не может быть вечной, потому что ни

одна из систем

7

истин не является абсолютной. С развитием и укреплением данной культуры ее

истины подавляют истины других систем, также имеющие право на

существование. Из-за этого господствующая система истин перестает

удовлетворять запросы людей, служить основой их культурной и социальной

жизни, она погибает, а ей на смену приходит новая, более жизнеспособная

система.

4. ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Для решения сложной проблемы типологии культуры необходимо найти

объективные закономерности развития этого важного социального феномена. Для

этого используется концепция смены общественно-экономических формаций.

Каждая такая формация порождает особый тип культуры со своей системой

материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания

Общую схему исторических типов культуры можно

представить следующим образом: первобытная культура, культура

рабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества,

культура феодального общества, культура капиталистического общества,

социалистическая культура. Каждая общественно-экономическая формация,

являясь качественно своеобразным историческим этапом в процессе

поступательного развития общества, создает свой тип культуры, свою

специфическую, т. е. только ей присущую, совокупность материальных и

духовных ценностей и способов деятельности для их создания.

Первобытная культура возникла вместе с выделением человека из царства

животных и просуществовала до смены первобытнообщинной формации классовым

обществом,

8

которая происходила в различных регионах в разное время (от IV тысячелетия

до нашей эры в древнем Египте до I тысячелетия до нашей эры в Древней

Греции).

В рамках первобытной культуры складываются и развиваются нравственные нормы

и сама мораль как исторически первая

форма общественного сознания. Формируются магические и мифологические

воззрения, на базе которых на поздней стадии первобытнообщинной формации

возникает искусство и религия. Величайшим достижением первобытного

общества было формирование самого человека, его выделение из царства

животных, что придало мощный начальный импульс всему развитию мировой

культуры.

Культура рабовладельческого общества

отличается большим динамизмом. Эксплуатация огромных масс рабов, повлекшая

за собой значительный рост прибавочного продукта, дает возможность ряду

представителей класса рабовладельцев сосредоточиться на создании духовных

ценностей, на осмыслении важнейших закономерностей природы, общества и

мышления. Крупные достижения характерны здесь для многих

областей культуры - этики, права, политики, философии, науки, искусства.

Впервые появляются трагедия, драма, поэзия и художественная проза как

самостоятельные виды отражения эстетической действительности. Формируется

научная методология, познанные закономерности окружающего мира

обосновываются с помощью тщательно разработанной и логически обоснованной

системы доказательств. Если в прошлые исторические эпохи личность была

растворена в первобытном коллективе или общине, то при рабовладельческом

строе она (разумеется, личность свободного человека, а не раба) получает

большие возможности для

9

всестороннего развития и становится предметом философских размышлений.

Характерно также то, что религия, выполняя свои социальные функции,

находится под контролем государства.

В эпоху феодализма культура базируется на натуральном хозяйстве,

которому было свойственно простое воспроизводство, тесное соединение

работника со средствами производства, ориентация на самоудовлетворение

основных потребностей, связь индивида с группой и относительная

неотделимость его от природной среды. Эти особенности способа производства

опираются на освященные временем традиции, для духовной культуры в данный

период характерно недоверие ко всему новому. Главенствующее положение в

культуре заняла религия, подчинившая себе все остальные формы общественного

сознания. Материалистическая философия, научные знания развиваются здесь

подспудно, идут на различные компромиссы с религиозным мировоззрением. Но,

хотя религия наложила заметный отпечаток на развитие искусства, в эту эпоху

были достигнуты большие успехи, например, в области архитектуры - сегодня

мы любуемся не только готическими соборами, но и целыми ансамблями

средневековых городов

Культура капиталистического общества во многих своих чертах

формируется в эпоху Возрождения. В это время происходит бурная ломка

общественных отношений и основ мировоззрения феодализма. Культура активно

приобретает светский характер, человек рассматривается многими мыслителями

как существо, равное богу. Эпоха Возрождения была временем титанов,

оставивших глубокий след в развитии различных областей культуры. Достаточно

вспомнить только имена Рафаэля, Шекспира, Леонардо да Винчи.

10

При капитализме формируется новая социально-этническая общность - нация.

Это накладывает свой отпечаток на развитие культуры, приобретающей теперь

сильное национальное своеобразие.

Таким образом, теория общественно-экономических формаций позволяет

уловить общую логику развития мировой культуры, понять причины смены одних

типов культуры другими, выявить сложные взаимоотношения между ними.

5. ЛИЧНОСТЬ КАК ТВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ЦЕННОСТЕЙ

Кто же действительный творец материальных ценностей, являющихся

остовом, каркасом любой культуры? Прежде всего, та часть общества, которая

с помощью своих трудовых навыков приводит в действие средства производства,

т. е. трудящиеся массы. Определим основные аспекты участия трудящихся масс

в развитии культуры.

Трудящиеся составляют главный элемент производительных сил. Только

благодаря их деятельности человечество может существовать и нормально

функционировать. Если они прекратят свою деятельность по созданию

материальных ценностей, начнется социальная деградация. Итак, именно

трудящиеся массы любой исторической эпохи и при любом политическом режиме

играют решающую роль в создании материальных культурных ценностей.

Решающая роль трудящихся масс проявляется и в развитии духовной культуры.

Здесь можно выделить ряд важных моментов. Несмотря на то, что большинство

духовных ценностей было создано профессиональными творцами (архитекторами,

художниками, скульпторами, писателями,

11

поэтами и т. д.), следует помнить, что трудящиеся массы, создавая

материальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали им

возможность для занятий духовным творчеством. А также трудящиеся массы

непосредственно творят духовные ценности, создавая язык и фольклор, которые

становятся неиссякаемым источником для творческой деятельности

профессиональных творцов духовных ценностей.

Ну а как же быть с личностью? Значительная часть духовных ценностей

создается профессиональными творцами. Да и в области материальной культуры

творческой личности принадлежит многое. Вошел в историю водопровод,

сделанный рабами в Риме, но ведь и он был спроектирован древними римскими

архитекторами, хорошо знавшими свое дело. Поэтому, творческая личность

играет весьма заметную роль в развитии культуры. Но, прежде чем личность

сможет начать активные действия, она должна сформироваться в обществе. Это

влияние общества на личность характеризуется многими обстоятельствами. Во-

первых, каждый исторический тип культуры создает свой основной тип

личности. Он различен в разных социальных группах, но имеет и нечто общее,

обусловленное связями личности с обществом в целом и его культурой. Во-

вторых, различные типы культуры предоставляют разные возможности для

формирования и развития личности.

Каковы основные направления влияния личности на ход

мировой истории и развитие культуры? Здесь можно указать три основные

возможности, предоставляемые личности историческим процессом.

Во-первых, своей деятельностью, если эта деятельность совпадает с

направлением общественного прогресса, она может

12

значительно ускорить темпы исторического развития,

внести заметный вклад в мировую культуру. В таком случае говорят о

прогрессивном воздействии личности на ход истории.

Во-вторых, ее деятельность может иметь направление, противоположное

направлению общественного прогресса. Тогда она в зависимости от мощи

социальных сил, стоящих за ее спиной, и от своих собственных качеств может

оказать значительное тормозящее воздействие на ход истории и развитие

мировой культуры. В таком случае говорят об отрицательном воздействии

личности на историю.

В-третьих, личность может оказать противоречивое воздействие на

исторический прогресс. Существует не так уж много личностей, деятельность

которых может быть оценена однозначно - либо позитивно, либо негативно.

Гораздо чаще личности на одних этапах своей деятельности ускоряют ход

истории, а на других - замедляют. Часто встречается ситуация, когда

личность в одно и то же время одними

сторонами своей деятельности оказывает прогрессивное воздействие на

общество, а другими - регрессивное.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что две основные

движущие силы культуры - это народные массы и личность. Они движут культуру

каждая по-своему, выполняя различные функции , решая разные задачи, но в

этом движении ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг друга. Если же

попытаться образно сравнить их мощь, то, наверное, лучшим образом будет

айсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а девять десятых

его, находящиеся в воде, - это народные массы. В связи с этим,

культурное

13

богатство личности зависит от включения ценностей в человеческую

деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс,

насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются

в поведении и культура живет в личностном поведении человека. Общество

развивается в режиме поиска все более благоприятных условии для

формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и

носителя ценностей культуры.

Данная работа - попытка самостоятельно и с помощью компетентных

авторов изучить и понять феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности

человека, получить представление о способах приобретения, хранения и

передачи базисных ценностей культуры.

14

Литература:

1. П.С.Гуревич «Философия культуры», 1993 г

2. «Введение в философию» – учебник для ВУЗов, 1999 г.

3. «Морфология культуры. Структура и динамика», 1994 г.

4. К.Х. Момджян «Социум. Общество. История», 1994 г

5. «Вопросы философии» № 1,3,4 за 1998 г.

6. Ерасов Б.С. «Социальная культурология». - М., 1996.

15


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.