РУБРИКИ

Немного о Месопотамии

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Немного о Месопотамии

Вавилон стал центром международной торговли. Большое внимание уделялось

оросительной системе. В частности, около города Сиппара был сооружён

большой бассейн, откуда брало начало много каналов, с помощью которых

регулировалось распределение воды во время засухи и наводнения.

Реставрировались старые и строились новые храмы. В Вавилоне был выстроен

новый царский дворец, а также завершено сооружения семиэтажного зиккурата

Этеменанки, названного в Библии Вавилонской башней, разбиты знаменитые

висячие сады. Кроме того, вокруг Вавилона были воздвигнуты мощные

фортификационные сооружения, чтобы обезопасить столицу от возможных

вражеских нападений.

В 562 г. до н. э. Навуходоносор II умер, и после этого вавилонская знать и

жречество начали активно вмешиваться в проводимую его преемниками политику

и устранять неугодных им царей. В течение следующих двенадцати лет на

престоле сменилось три царе. В 556 г. до н. э. трон достался Набониду,

который был арамеем в отличие от предшествовавших ему нововавилонских царей

халдейского происхождения.

Набонид стал проводить религиозную реформу, выдвигая на первое место культ

бога Луны Сина в ущерб культу верховного вавилонского бога Мардука. Тем

самым он, по-видимому, стремился создать могущественную державу, объединив

вокруг себя многочисленные арамейские племена, среди которых культ Сина был

очень популярен. Однако религиозная реформа привела Набонида к конфликту со

жречеством древних храмов в Вавилоне, Борсиппе, Уруке.

В 553 г. до н. э. началась война между Мидией и Персией. Воспользовавшись

тем, что мидийский царь Астиаг отозвал из Харрана свой гарнизон, в том же

году Набонид захватил этот город и распорядился о восстановлении там

разрушенного там во время войны с ассирийцами в 609 г. до н. э. храма бога

Сина. Набонид покорил также область Тейма в северной части Центральной

Аравии и установил контроль над караванными дорогами по пустыне через оазис

Тейма в Египет. Этот путь имел большое значение для Вавилонии, поскольку к

середине VI в. до н. э. Евфрат изменил своё течение, и поэтому морская

торговля через Персидский залив из гаваней в городе Уре стала уже

невозможной. Набонид перенёс в Тейму свою резиденцию, поручив правление в

Вавилоне своему сыну Бел-шар-уцуру.

Пока Набонид был занят активной внешней политикой на западе, у восточных

границ Вавилона появился могущественный и решительный противник. Персидский

царь Кир II, который уже завоевал Мидию, Лидию и многие другие страны до

границ с Индией и имел в своём распоряжении огромную и хорошо вооружённую

армию, готовился к походу против Вавилонии. Набонид вернулся в Вавилон и

приступил к организации обороны своей страны. Однако положение Вавилонии

стало уже безнадёжным. Поскольку Набонид стремился сломить могущество и

влияние жрецов бога Мардука и пренебрегал религиозными праздниками,

связанными с его культом, влиятельные жреческие круги, недовольные своим

царём, были готовы помочь любому его противнику. Вавилонская армия,

истощённая в многолетних войнах в Аравийской пустыне, не смогла отразить

натиск во много раз превосходящих сил персидской армии. В октябре 539 г. до

н. э. Вавилония была захвачена персами и навсегда утратила свою

независимость.

[pic]

Месопотамская цивилизация - одна из древнейших, если не самая древняя в

мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва

ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности,

отсюда начинается подлинная история человечества. Переход от первобытности

к древности, "от варварства к цивилизации" означает сложение культуры

принципиально нового типа и рождение нового типа сознания. Как первое, так

и второе теснейшим образом связаны с урбанизацией, сложной социальной

дифференциацией, становлением государственности и "гражданского общества",

с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и

обучения, с новым характером отношений между людьми в обществе.

Существование какого-то рубежа, отделявшего первобытную культуру от

древней, ощущалось исследователями давно, но попытки определить внутреннюю

сущность различия между этими разностадиальными культурами стали

предприниматься только в последнее время. Для догородской бесписьменной

культуры характерна симпрактичность информационных процессов, имеющих место

в обществе; иными словами, основные виды деятельности не требовали каких-

либо самостоятельных коммуникативных каналов; обучение хозяйственным и

ремесленным навыкам, ритуалу и т. п. строилось на непосредственном

подключении обучаемых к практике.

Мышление человека первобытной культуры можно определить как "комплексное",

с преобладанием предметной логики; индивид полностью погружён в

деятельность, связан психологическими полями ситуационной действительности,

не способен к категориальному мышлению. Уровень развития первобытной

личности можно назвать дорефлексивным. С рождением цивилизации отмеченная

симпрактичность преодолевается и возникает "теоретическая" текстовая

деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление,

учёт, планирование и т. п.). Эти новые виды деятельности и становление

"гражданских" отношений в обществе создают условия для категориального

мышления и понятийной логики.

По существу в своих основах культура древности и сопутствующий ей тип

сознания и мышления не отличаются принципиальным образом от современной

культуры и сознания. К этой новой культуре была причастна лишь часть

древнего общества, первоначально, вероятно, весьма небольшая; в Месопотамии

новый тип людей - носителей такой культуры, по-видимому, лучше всего

представляли фигуры шумерского чиновника-бюрократа и учёного писца. Люди,

управлявшие сложным храмовым или царским хозяйством, планировавшие крупные

строительные работы или военные походы, лица, занятые прогнозированием

будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма

и обучением смены - будущих администраторов и "учёных", первыми вырвались

из вечного круга безрефлексивного, почти автоматического сравнительно

ограниченного набора традиционных шаблонов и образцов поведения. По самому

роду своих занятий они были поставлены в иные условия, часто оказывались в

ситуациях, невозможных прежде, и для решения стоявших перед ними задач

требовались новые формы и приёмы мышления.

На протяжении всего периода древности первобытная культура сохранялась и

существовала бок о бок с древней. Воздействие новой городской культуры на

различные слои населения Месопотамии было неодинаковым; первобытная

культура постоянно "ионизировалась", подвергалась преобразующему

воздействию со стороны культуры древних городов, но тем не менее

благополучно сохранилась до конца периода древности и даже пережила его.

Жители отдалённых и глухих селений, многие племена и социальные группы

оказывались не затронутыми ею.

Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего

общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые

формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто

интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности

принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое

характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской

цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов,

руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось

- грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные

холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь

письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных

табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов

клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи

находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая

клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким

для Египта являются пирамиды.

Письменность (клинопись).

Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего

общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые

формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто

интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности

принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое

характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской

цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов,

руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось

- грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные

холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь

письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных

табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов

клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи

находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая

клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким

для Египта являются пирамиды.

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме

появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э. По-видимому, она сложилась на

основе системы "учётных фишек", которую вытеснила и заменила. В IX-IV тыс.

до н. э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до

Центрального Ирана использовали для учёта различных продуктов и товаров

трёхмерные символы - маленькие глиняные шарики, конусы и т. п. В IV тыс. до

н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или

иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На

внешней стенке "конверта" иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь,

чтобы иметь возможность вести точные подсчёты, не полагаясь на память и не

разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом,

отпадала - достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены

процарапанными палочкой значками-рисунками. Такая теория происхождения

древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего

материала и специфическую, подушко- или линзообразную форму древнейших

табличек.

Табличка с доклинописным текстом.

Конец IV - III тыс.,

Урук.

Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора

тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов.

Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии

унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их

осталось чуть более 300), схематизации и упрощения начертания, в результате

чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков,

оставляемых концом трёхгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно

узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма,

то есть значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном

значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило

передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т.

п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.

Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы,

однозначно понятные только составителям и лицам, присутствовавшим при

записи. Они служили "памятками" и вещественным подтверждением условий

сделок, которое могло быть предъявлено в случае возникновения каких=либо

споров и разногласий. Насколько можно судить, древнейшие тексты - это описи

полученных или выданных продуктов и имущества или же документы,

регистрирующие обмен материальными ценностями. Первые вотивные надписи

также по существу фиксирую передачу имущества, посвящение его богам. К

числу древнейших относятся и учебные тексты - списки знаков, слов и так

далее.

Развитая клинописная система, способная передавать все смысловые оттенки

речи, выработалась к середине III тыс. до н. э. Сфера применения клинописи

расширяется: помимо документов хозяйственной отчётности и купчих появляются

пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники

пословиц, многочисленные "школьные" и "научные" тексты - списки знаков,

списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и

должностей и, наконец, первые двуязычные словари.

Шумерская клинопись получает широкое распространение: приспособив к нуждам

своих языков, её с середины III тыс. до н. э. используют аккадцы,

семитоязычные жители Центральной и Северной Месопотамии и эблаитяне в

Западной Сирии. В начале II тыс. до н. э. клинопись заимствуют хетты, а

около 1500 г. до н. э. жители Угарита на её основе создают свою упрощённую

слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на формирование

финикийского письма. От последнего берут начало греческий и соответственно

более поздние алфавиты. Пилосские таблички в архаической Греции, вероятно,

также восходят к месопотамскому образцу. В I тыс. до н. э. клинопись

заимствуют урарты; персы также создают своё парадное клинописное письмо,

хотя в эту эпоху уже известны более удобные арамейское и греческое.

Клинопись, таким образом, во многом определила культурный облик

переднеазиатского региона в древности.

Престиж месопотамской культуры в письменности был столь велик, что во

второй половине II тыс. до н. э., несмотря на упадок политического

могущества Вавилонии и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся

средством международного общения на всём Ближнем Востоке. Текст договора

между фараоном Рамсесом II и царём хеттов Хаттусили III был составлен по-

аккадски. Даже своим вассалам в Палестине фараоны пишут не по-египетски, а

по-аккадски. Писцы при дворах правителей Малой Азии, Сирии, Палестины и

Египта старательно изучают аккадский язык, клинопись и литературу. Чужая

сложная грамота доставляла этим писцам немало мучений: на некоторых

табличках из Телль-Амарны (древний Ахетатон) видны следы краски. Это

египетские писцы при чтении пытались разделить на слова (подчас неверно)

сплошные строки клинописных текстов. 1400-600 гг. до н. э. - время

наибольшего влияния месопотамской цивилизации на окружающий мир. Шумерские

и аккадские ритуальные, "научные" и литературные тексты переписываются и

переводятся на другие языки во всём ареале клинописи.

Литература и науки.

Древнемесопотамская шумеро- и аккадо-язычная литература известна

сравнительно неплохо - сохранилась примерно четверть того, что составляло

"основной поток традиции", то есть изучалось и переписывалось в древних

школах-академиях. Глиняные таблички, даже необожжённые, прекрасно

сохраняются в земле, и есть основания надеяться, что со временем будет

восстановлен весь корпус литературных и "научных" текстов. Обучение в

Двуречье издавна строилось на копировании текстов самого различного

содержания - от образцов деловых документов до "художественных

произведений", и целый ряд шумерских и аккадских сочинений был восстановлен

по многочисленным ученическим копиям.

При школах-академиях (эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям

знания, существовали частные собрания "глиняных книг". Крупные храмы и

дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных

архивов большие библиотеки. Самая известная из них - библиотека

ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 году при

раскопках холма возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание

Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени; это едва ли не

первая в мире настоящая, систематически подобранная и расставленная

библиотека. Царь лично следил за её комплектованием: по его приказам писцы

по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в

храмовых и частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Некоторые сочинения представлены в этой библиотеке в пяти-шести

экземплярах. Пространные тексты составляли целые "серии", включавшие иногда

до 150 табличек. На каждой такой "серийной" табличке стоял её порядковый

номер; заглавием служили начальные слова первой таблички. На полках "книги"

размещались по определённым отраслям знаний. Здесь были собраны тексты

"исторического" содержания ("анналы", "хроники" и др.), судебники, гимны,

молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, "научные" тексты (сборники

примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты,

шумеро-аккадские словари и т. п.), сотни книг, в которых "отложились" все

знания, весь опыт древнемесопотамской цивилизации. Большая часть того, что

мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при

изучении этих 25 тысяч табличек и фрагментов, извлечённых из руин дворцовой

библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии.

Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного

происхождения - "литературные" обработки эпических поэм, сказок, собрания

пословиц, так и авторские, представляющие письменную традицию. Самым

выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных

исследователей, является аккадский "Эпос о Гильгамеше", в котором

повествуется о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле человеческого

существования. Найден целый цикл шумерских поэм о Гильгамеше и несколько

более поздних аккадских версий эпоса. Этот памятник, очевидно, пользовался

заслуженной славой и в древности; известны его переводы на хурритский и

хеттский языки, упоминание о Гильгамеше есть и у Элиана.

Огромный интерес представляют старовавилонская "Поэма об Атрахасисе",

повествующая о сотворении человека и всемирном потопе, и культовый

космогонический эпос "Энума элиш" ("Когда вверху…"). Дошла из Месопотамии и

поэма-сказка о проделках хитреца, трижды отомстившего своему обидчику. Этот

сказочный сюжет широко представлен в мировом фольклоре (тип 1538 по системе

Аарне-Томпсона). Широко распространён в мировом фольклоре и мотив полёта

человека на орле, впервые встречающийся в аккадской "Поэме об Этане".

Шумерские "Поучения Шуруппака" (середина III тыс. до н. э.) включают ряд

пословиц и сентенций, повторяющихся позже во многих ближневосточных

литературах и у античных философов.

Из произведений нефольклорного, изначально письменного, авторского

происхождения следует указать несколько поэм о невинном страдальце, так

называемую "Вавилонскую теодицею" и "Разговор господина с рабом",

предвосхищающих темы библейских книг Иова и Екклесиаста. Некоторые

покаянные псалмы и плачи вавилонян также находят параллели в библейских

псалмах. В целом можно утверждать, что древнемесопотамская словесность, её

тематика, поэтика, само видение мира и человека оказали значительное

воздействие на литературы соседних народов, на Библию и через неё - на

литературы Европы.

По-видимому, месопотамские истоки имела и арамейская "Повесть об Ахикаре"

(древнейшая запись датируется V в. до н. э.), переведённая в средние века

на греческий, арабский, сирийский, армянский и славянский языки ("Повесть

об Акире Премудром").

Глубокий след в современной культуре оставили шумеро-вавилонская математика

и астрономия. По сей день мы пользуемся позиционной системой цифр и

шестидесятеричным счётом шумеров, деля круг на 360 градусов, час - на 60

минут, а каждую из них - на 60 секунд. Особенно значительны были достижения

вавилонской математической астрономии.

Самый творческий период вавилонской математической астрономии приходится на

V в. до н. э. В это время существовали знаменитые астрономические школы в

Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Из этих школ вышли два великих

астронома: Набуриан, разработавший систему определения лунных фаз, и Киден,

установивший продолжительность солнечного года и ещё до Гиппарха открывший

солнечные прецессии. Большую роль в передаче грекам вавилонских

астрономических знаний играла школа, основанная вавилонским учёным Беросом

на острове Кос около 270 г. до н. э. таким образом, греки имели прямой

доступ к вавилонской математике, уровень которой во многих отношениях не

уступал уровню Европы эпохи раннего Возрождения.

[pic]

I. Шумерийская эпоха

Древнейшие общинные культы.

Условия исторического развития народов Месопотамии были во многом сходны с

египетскими, и развитие это протекало в значительной степени параллельно.

Поэтому, хотя прямые исторические связи между Египтом и Двуречьем были

слабы, по крайней мере в раннюю эпоху, тем не менее формы религии в обеих

странах имели очень много общего; конечно, были у них и существенные

различия.

Источниками изучения религий древнего Двуречья служат чрезвычайно

многочисленные тексты, главным образом на глиняных табличках, обнаруженных

при раскопках древних вавилонских и ассирийских поселений и дворцов, и

найденные там же богатейшие вещественные памятники, в том числе изображения

богов, духов и пр.

Древнейшие памятники высокой цивилизации Двуречья, основанной на

оросительном земледелии и регулировании течения рек, восходят к четвёртому

тысячелетию до н. э. Она принадлежала шумерам - древнейшему досемитическому

населению Месопотамии, этническая принадлежность которого остаётся ещё не

совсем ясной. Древние шумерийские общины - самостоятельные мелкие посёлки,

окружённые земледельческими районами, - представляли собой первичные

территориальные объединения, имевшие каждый свой общинный культ. У каждой

общины - вначале, возможно, родо-племенной - был свой местный бог-

покровитель; он считался повелителем данной местности и имел своего

служителя в лице князя общины - патеси (энси). Этот патеси был одновременно

и вождём, и жрецом.

Общинные культы шумерийцев в древнейшую эпоху - до начала третьего

тысячелетия - были, по-видимому, совершенно самостоятельны, отражая

самостоятельность самих общин. Но общины эти, вероятно, в ещё более раннее

время сами сложились из мелких родовых или территориальных групп. На

некоторых примерах можно как бы воочию видеть, как складывались образы

общинных (или племенных) патронов. В древнем городе Лагаше богом-

покровителем считался Нингирсу (то есть повелитель Гирсу). А Гирсу - это

был небольшой посёлок, влившийся в состав Лагаша. Другой посёлок, вошедший

в Лагаш, имел покровительницей богиню Бау. И вот, когда произошло

объединение этих посёлков, возникло представление, что богиня Бау - жена

Нингирсу.

Объединение страны и общегосударственные боги.

Уже в шумерийскую эпоху (четвёртое-третье тысячелетие до. н. э.), путём

слияния посёлков в крупные поселения и комбинирования местных

представлений о богах-покровителях, появляются общенародные божества. В

числе их особенно выделялись: Ану, Эа, Энлиль. Происхождение этих образов

неясно, во всяком случае они сложные. Ану - от шумерийского ан (небо) -

вначале был, вероятно, просто олицетворением неба. Этимология имени Энлиль

спорна; считают, что она восходит к шумерскому

лиль (ветер, дыхание, тень, дух). В текстах Энлиль получает эпитеты "царь

наводнения", "гора ветра", "царь страны" и пр. Возможно, что это божество

было связано с ветром, дующим с гор и нагоняющим дождевые тучи, а отсюда

иногда возникали и наводнения. Бог Эа почитался особо приморскими общинами

и, видимо, был покровителем рыбаков; его изображали в виде человека-рыбы;

он считался в то же время культурным героем и в мифах изображался как

защитник людей от других богов. В эпоху политического объединения страны

названные три бога почитались как великие общенародные божества. За ними

закрепились эпитеты: Ану - непостижим и далёк, Энлиль - могуч и царствен,

Эа -

мудр и свят.

Между этими и местными божествами жрецы стали устанавливать генеалогические

связи. Нингирсу был объявлен сыном Энлиля, богиня Иннина (покровительница

Халлаба) - дочерью Сина, позже - супругой Ану и т. д. Таким образом, уже в

шумерийскую эпоху, до вторжения семититских народов - аккадийцев, аморреев,

шёл процесс формирования пантеона богов из прежних божеств-покровителей

общин. Сюда вплетались и черты олицетворения сил природы, и черты

культурных героев.

Интересно, что изображения богов уже в самую раннюю эпоху по большей части

антропоморфны. В отличие от Египта, Месопотамия почти не знала зооморфных

богов; исключением является тот же Эа, изображавшийся как человек-рыба.

Почти не знала Месопотамия и культа животных - опять-таки не в пример

Египту. Вообще следы тотемизма здесь мало заметны. Кстати, священные быки

часто изображались с человеческими головами, тогда как в Египте, напротив,

боги зачастую изображались

в виде человека, но с головой какого-либо животного.

II. Семисткая эпоха

Возвышение Вавилона. Мардук.

Первоначальные шумерийские образы богов очень трудно очистить от

последующих семитических наслоений. В семитскую эпоху (с середины третьего

тысячелетия до н. э.) древнешумерские божества были сохранены в

значительной мере под своими прежними именами. Но появился и ряд новых

богов с семитическими именами. Иногда эти семитические имена давались

старым шумерийским богам, а некоторые из них долго сохраняли оба имени.

Так, богиню Иннину стали называть Иштар (у аккадийцев - Эштар, у ассирийцев

- Истар, у западных семитов - Аштарт, Астарта); бог Ларсы Уту, связанный с

солнцем, получил название просто Шамаш - солнце (у евреев - Шемеш, у арабов

- Шамс, у аморреев и ассирийцев - Самсу, Самас); некоторые из семитических

народов (финикийцы, южные арабы) олицетворяли это солнечное божество в

женском образе. Бога Нингирсу переименовали в Нинурту (прежде читали

"Ниниб"). По своему происхождению эти и другие божества семитического

пантеона были всё же покровителями отдельных общин: Наннар - он же древний

Син - покровитель города Ура; Нинурта (Ниниб, прежний Нингирсу) - Лагаша;

Набу - города Борсиппы; Нергал (подземное божество смерти) вначале был

местным патроном города Куту.

Со времени возвышения города Вавилона, с начала второго тысячелетия до н.

э., выдвигается на первое место покровитель Вавилона бог Мардук. Он

ставится во главе сонма богов. Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о

первенстве Мардука над другими богами. Мало того, они пытаются создать

нечто вроде монотеистического учения. Существует-де вообще только один бог

Мардук, все другие боги - это лишь разные его проявления: Нинурта - Мардук

силы, Нергал - Мардук битвы, Энлиль - Мардук власти и т. д. В этом

тяготении к монотеизму отразилась политическая централизация: вавилонские

цари как раз прибирали к рукам всё Двуречье и становились самыми

могущественными повелителями Передней Азии. Но попытка введения монотеизма

не удалась, вероятно, из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежние

боги продолжали почитаться.

Обожествление царей.

Как и в других древневосточных государствах, в Двуречье сами носители

власти становились предметом религиозного поклонения. Шумерийские патеси

были одновременно жрецами богов. Цари объединённого Двуречья, начиная с

Саргона, претендовали на особую близость к небесным богам: они считались

любимцами, ставленниками богов, правили от их имени. На барельефах цари

обычно изображаются лицом к лицу с богами либо носили божеские атрибуты. На

стеле Нарам-Сина царь изображён в рогатом головном уборе как божество. На

стеле с кодексом законов Хаммурапи царь стоит перед богом Шамашем и из его

рук получает законы.

Вавилонские и другие жрецы поддерживали культ царей, ибо этот культ им

самим обеспечивал устойчивость привилегированного положения. Они не

соперничали с царями, как это порой делали египетские жрецы.

Народные земледельческие культы. Умирающие и воскресающие боги.

Наряду с официальным культом богов-покровителей государства и культом царей

сохранились и другие, несомненно, глубоко древние и чисто народные культы.

Прежде всего, земледельческий культ божеств растительности и плодородия.

Почиталось женское божество, богиня плодородия, известная под тем же именем

Иштар, как и богиня-покровительница одного из шумерских городов, и потому

впоследствии с ней, видимо, слившаяся. Как и другие аналогичные женские

божества плодородия, Иштар обнаруживала и черты эротической богини:

например, в тексте древней поэмы о Гильгамеше этот герой сурово упрекает её

в сладострастной жестокости к своим любовникам. Мужским дополнением Иштар

был бог Думузи (более известный под другим именем - Таммуз) - олицетворение

растительности. Существовал миф о его гибели, нисхождении в подземный мир и

возвращении на землю, но миф этот известен только по отрывкам. Думузи

мифологически рассматривался как сын божества Апсу, и полное имя его - Думу-

зи-Апсу, что значит истинный сын Апсу. Был обычай оплакивать погибшего

Думузи; это делали женщины. Сохранился текст плача Иштар по погибшему

возлюбленному Думузи: "Господь судьбы больше не живёт, господь судьбы

больше не живёт… Супруг мой больше не живёт… Господь земных недр больше не

живёт… Тот, кто лелеет ростки в земле, больше не живёт, владыка земной силы

больше не живёт…" и т. д. Летний месяц (июнь-июль) был посвящён Думузи.

Из всего этого видно, что Думузи - земледельческое божество, смерть и

воскресение его - олицетворение земледельческого процесса (параллель

египетскому культовому мифу об Осирисе и Исиде).

Любопытно, что вавилонские жрецы пытались перенести культ погибающего и

воскресающего Думузи на своего Мардука: в одном тексте именно Мардук (Бэл)

гибнет у ворот подземного царства и жена-богиня возвращает его к жизни.

Семиты назвали Думузи-Туммуза "Господином" - Адони (в греческой и латинской

форме - Адонис), культ его впоследствии широко распространился по всей

Передней Азии. Известен мифологический рассказ о гибели Адониса на охоте от

клыков кабана. Ещё еврейский пророк Иезекииль видел в Иерусалиме женщин,

плачущих по Таммузе ("И привёл меня ко входу во врата дома Господня,

которые к северу, и вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе, и сказал

мне: видишь ли сын человеческий? обратись и ещё увидишь бОльшие мерзости",

Иезек., гл.8, ст. 14-15). Вероятно, это были женщины-вавилонянки. А "садики

Адониса", с быстро прорастающими растениями, ещё гораздо позднее

разводились в странах Востока.

Жречество и организация культа.

Уже в древнейшую эпоху в связи с объединением общин и образованием первых

государств складывается обособленное сословие жрецов. Жрецы - прислужники

храмов, владевших значительными богатствами, представляли собой очень

влиятельный общественный слой. Происходили они обычно из знатных фамилий.

Звание жреца было наследственным. Одним из ритуальных требований,

предъявлявшихся к кандидатам в жрецы, было требование, встречающееся во

многих религиях - не иметь физических недостатков.

Наряду со жрецами существовали и жрицы, а также храмовые прислужницы.

Многие из них были связаны с культом богини любви Иштар, практиковали

храмовую проституцию (иеродулы) и предавались оргиастическим культам. С

другой стороны, той же Иштар служили жрецы-евнухи, носившие женские одежды,

исполнявшие женские пляски.

Реконструкция внешнего вида зиккуратов.

Культ вообще был строго регламентирован. Вавилонские храмы, обычно в форме

ступенчатых башен (зиккураты), были весьма внушительным зрелищем. Жрецы

были в то же время учёными. Они монополизировали знания, которые были

необходимы для ведения организованного ирригационно-земледельческого

хозяйства. Чтобы следить за сезонными разливами рек, необходимо было

систематически наблюдать за движением небесных светил. Поэтому в Вавилонии

очень рано развилась астрономическая наука, не уступавшая египетской.

Наблюдения велись жрецами с высоты их башен-храмов.

Ориентировка знаний на небо, необходимость непрерывных наблюдений за

светилами, а также сосредоточение этих наблюдений в руках жрецов - всё это

отразилось существенным образом нар религии и мифологии народов

Месопотамии. Довольно рано начался процесс астрализации божеств. Боги и

богини, местные покровители, стали ассоциироваться с небесными светилами.

Возможно, конечно, что астральные черты, элементы олицетворения небесных

явлений, входили в образы богов как составная часть и в самую начальную

эпоху, ещё до развития астрономических знаний. Ведь недаром и само понятие

"бог" изображалось в вавилонском клинописном письме идеограммой, означающей

звезду, и этот знак в качестве детерминатива сопровождал каждое имя бога

или богини. Когда же стали накапливаться астрономические знания, а из

разрозненных образов богов составился целый пантеон, жрецы распределили

между богами в систематическом порядке отдельные небесные светила и другие

явления: произошла астрализация богов. Бог Ларсы Уту, видимо искони

связывавшийся с солнцем, стал под именем Шамаш (солнце) почитаться по всей

стране; бог Ура - Син был отождествлён с луной; другие великие боги - с

планетами: Набу - Меркурий, Иштар - Венера, Нергал - Марс, Мардук - Юпитер,

Нинурта - Сатурн. Кстати, именно из Вавилонии этот обычай называть небесные

светила, особенно планеты, именами богов перешёл к грекам, от них к

римлянам, и римские (латинские) имена богов сохранились в названиях этих

планет вплоть до настоящих дней. Месяцы года также посвящались богам.

Эта астральная ориентировка религии Вавилона повлияла и на создание

календаря, 12-ричной системы времяисчисления, унаследованной впоследствии

европейцами. Вавилонские жрецы приписывали числовым отношениям отрезков

времени и делениям пространства священное значение. С этим связано

появление священных чисел - 3, 7, 12, 60 (5*12) и др.

Мифология.

Уже в древнейшую эпоху в Вавилонии существовали космогонические мифы.

Особенно интересен один мифологический текст, изложенный в сохранившейся

серии семи глиняных табличек; он носит условное название по начальным

словам - "Энума элиш" (буквально - когда вверху). В мифе рассказывается

начале мира, о богах и их борьбе за мироустройство.

Когда вверху небеса ещё не были названы,

а внизу суша (?) имени не имела,

были только Апсу изначальный, отец их,

Мумму и Тиамат, что родила всех богов,

воды их сливались воедино…

Полей ещё не было, болот не встречалось,

богов ещё не было ни одного,

тогда были созданы боги посреди неба,

Ламму и Лахаму получили бытие…

Здесь говорится о первобытном хаосе - Апсу. Это, быть может, мужское

олицетворение подземной бездны и подземных вод. Тиамат - женское

олицетворение той же бездны или первобытного океана, солёной воды,

изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями. Мумму -

подчинённый им дух. Ламму и Лахаму - мифологически старейшая пара богов.

Далее в мифе рассказывается о борьбе народившихся богов с силами хаоса.

Самый интересный эпизод в этой борьбе - момент, когда Тиамат поднимает свои

страшные полчища против богов, против зарождающегося мирового порядка. Боги

в страхе не решаются выступить против чудовища. Один только Мардук

отваживается на бой и берётся защитить богов, но с условием, что боги

признают его первенство перед всеми другими. Он, действительно, после

жестокой битвы побеждает и убивает чудовищную Тиамат, рассекает её тело,

создаёт из её частей небо и землю. Отныне Мардук - первый между богами. Миф

этот, созданный несомненно вавилонскими жрецами, призван был оправдать

первенство их бога Мардука над богами других подчинённых городов.

В других мифологических текстах говорится о создании первого человека по

имени Адапа (его создал бог Эа), о потере этим первым человеком бессмертия,

то есть о происхождении смерти (Эа хотел наделить Адапу бессмертием, но тот

вследствие своей ошибки не получает его).

Некоторые интересные мифологические мотивы содержатся в знаменитом эпосе о

Гильгамеше - древнейшем из дошедших до нас эпосов. Не касаясь содержания

этого эпоса в целом, обратим внимание только на один эпизод: встречу героя

Гильгамеша на краю света со своим предком Ут-Напиштимом (Утнапишти).

Последний рассказывает Гильгамешу о страшном потопе, посланном богами и

затопившем всю землю; от потопа спасся только он, Ут-Напиштим, с семьёй и

животными, построив корабль по совету Эа.

{ Обычно этот эпос приводится для того, чтобы показать, что Библия не есть

Слово Божие, что многие её сюжеты позаимствованы из наследия других

цивилизаций, в т. ч. и из этого эпоса, хотя явных доказательств рядом с

этими утверждениями не приводится, зато в избытке присутствуют выражения

"по-видимому", "вероятно", "быть может" и т. п. Как правило, сторонники

божественного происхождения Библии игнорируют этот эпос. Почему-то никому

из противников такого происхождения Библии не пришла в голову (во всяком

случае, я не видела её оформленной в письменном виде) мысль, что этот эпос

не опровергает, а подтверждает истинность содержания Библии. В последнем же

случае, на мой взгляд, вопрос о том, кто же первым записал сюжет о потопе,

не является принципиальным. Лично я не нашла в Библии (как впрочем и в

Коране) строк, утверждающих, что Бог не открывал истину никому, кроме

евреев и арабов}

Демонология и заклинания.

Наряду с представлениями о небесных богах и культурных героев в религии

народов Двуречья крупную роль играли чрезвычайно древние верования о

многочисленных низших духах, по большей части злых, губительных. Это духи

земли, воздуха, воды - Анунаки и Игиги, олицетворения болезней и всяких

несчастий, поражающих человека. Для борьбы с ними жрецы составили множество

заклинаний. Наиболее опасными считались "семь духов бездны", виновники

всяких болезней. В заклинаниях перечисляются их имена и специальности:

Ашакку поражал голову человека, Намтару - горло, злой Утукку - шею, Алу -

грудь и т. д. Вот одно типичное заклинание против "семи духов бездны":

Семеро их, семеро их,

в подземной бездне семеро их…

В недрах подземных бездны взращены они,

ни мужеского они пола, ни женского…

Они - разрушительные вихри,

жен они не берут, детей не рождают,

жалости и сострадания они не знают,

молитв и просьб они не слышат…

Они - вскормленные на горах кони,

враждуют они с Эа,

могучи среди богов они,

становятся на дороге, приносят горе в пути.

Злые они, злые они…

Семеро их, семеро их и ещё раз семеро их…

Для защиты от злых духов помимо многочисленных заклинательных формул широко

употреблялись амулеты-аптропеи (обереги). В качестве апотропея против злого

духа применялись, например, его собственное изображение, настолько

отвратительного вида, что, увидев его, дух должен в страхе убежать.

Магия и мантика.

В древнем Междуречье практиковались весьма разнообразные чисто магические

обряды. Описания их вместе с текстами заклинаний-заговоров дошли до нас в

большом количестве. Среди них известны обряды лечебной и предохранительной,

вредоносной, военной магии. Лечебная магия была перемешана, как это обычно

и бывает, с народной медициной, и в сохранившихся рецептах нелегко отделить

одно от другого; но в некоторых из них магия выступает вполне отчётливо.

Вот пример магического рецепта против глазной болезни: "Из чёрной шерсти,

из белой шерсти с этой стороны ты спрядёшь; 7 и 7 узлов ты завяжешь;

заговор ты прочтёшь; узел из чёрной шерсти ты привяжешь на больной глаз,

узел из белой шерсти ты привяжешь на здоровый глаз и…"

А вот фрагмент текста, описывающего обряд военной магии: "Когда враг против

царя и его страны… царь должен идти справа от войска". (Принеся жертву) "ты

сделаешь из сала изображение врага и повернёшь при помощи улинну (?) его

лицо на спину (чтобы обратить его в бегство)". Вероятно, после этого фигура

врага сжигалась или уничтожалась как-нибудь иначе; обычно колдуны сжигали,

топили, зарывали в землю, замуровывали изображение своей жертвы, но это уже

не военная, а вредоносная магия.

Чрезвычайно развита была в Вавилонии система мантики - различных гаданий.

Среди жрецов были особые специалисты-гадатели (бару); к ним обращались за

предсказаниями не только частные лица, но и цари. Бару толковали сны,

гадали по животным, по полёту птиц, по форме масляных пятен на воде и т. п.

Но самым характерным приёмом мантики в Вавилонии было гадание по

внутренностям жертвенных животных, особенно по печени. Техника этого

последнего способа (так называемая гепатоскопия) была разработана до

виртуозности, каждая часть печени имела своё название, существовали

графические схемы, глиняные модели человеческой печени с гадальными

знаками. Впоследствии эта техника была заимствована - вероятно через хеттов

и этрусков - римлянами.

Выводы:

Примерно с середины 4 т. л. до н.э. в Южном Двуречье появл. первые города

гос-ва. Система администрации в этих гос-вах. Была тесно связана с культом

бога неба Ана.

Ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно

сложным ирригационным хозяйством. Храм построенный из обожженного кирпича

был не только монументальным центром, но и складом, амбаром, а также

центром ремесла. Жрецы-администраторы, ремесленники, писцы, слуги и рабы

жили за счет избыточного продукта общинников. Реципрокный обмен продуктами

и деятельностью лежали в основе нормального существования ранних государств

Шумера. Избыток зерна выменивался на металл, камень, строительный лес.

Население городов росло и произошло отделение общинных земель от земель

храмов. Отделение общинных земель от земель храмов и превращение его в

особую сферу экономики сыграло важную роль в укреплении экономических и

политических позиций жреческой администрации. До объединения

Месопотамии

в этом районе шла ожесточенная борьба соседних протогосударств. Сначала

успех был на стороне Киша, затем возвысился Урук. На рубеже 15-14 в до н. э

на авансцену шумерской истории вышел Лагаш. Но население не приняло и после

восстания к власти пришел Уринимгина были проведены реформы и произошло

образование единого гос-ва, которое просуществовало крайне не долго.

Середина 3 т. л до н. э была отмечена заселением двуречья семитскими

племенами. Они заимствовали достижения шумерской цивилизации и вскоре

сравнялись с ними. Представителем активной наступательной политики стал

Саргон Аккадский. Саргон успешно закончил войну и объединил под своей

властью Шумер и Аккад. У Саргона была крупная боевая силаармия из

профессиональных воинов (5400 чел.) . Саргон сумел подчинить себе соседний

Элам.

Вызванный экономическими процессами кризис сопровождался заметным

ослаблением политической власти и децентрализацией. В это время велась

ожесточенная война соперничавших гос-в. Среди этих гос-в в 19-18 в. До н.э.

стала выделяться Вавилония. Правил Хамурапи (1792-1750 до н. э) Разгромил

соседей и объединил под своей властью всю Месопотамию.

Вавилон возвысился 20-19 в до н.э. и просущ. До 6 в до н.э. Гос-во

просуществует недолго, но Вав останется центром до конца старой эры.

Храмовый центр. Вав находился на пересечении важных торговых путей (Гавань

на Евфрате) . Сильная централизованная власть. Все свободные подвержены

закону.

Законы Хаммурапи - первый в истории достаточно полный и многосторонний

свод правовых норм и административных регламентов. Законы начертаны на

каменном обелиске и состояли из введения, заключения и 282 статьи (В самом

тексте нумераций статей нет) . Выделяют несколько тематических разделов:

орана собственности царя, храмов и населения; статусу имущества полученного

от царя; операциям с недвижимостью и торговле; семейному праву; наказания

за телесные повреждения и др.

В судебнике выделяются три группы людей: полноправные, мушкенум и рабы.

Каждая из этих групп по-разному отвечала за те или иные проступки. Рабы

считались собственностью хозяев, но и сами имели некоторые права: На семью,

хозяйство, имущество. Срок долгового рабства не должен превышать 3 лет.

Процент при денежном займе не выше 20%, а при натуральном 30%.

Вообще все вавилонское население, а особенно полноправное обеспечивалось

максимальной поддержкой закона.

Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, достаточно быстро

трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в

упрощенную клинопись, что впоследствии сыграло решающую роль в

возникновении алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивавшаяся

усилиями жрецов система календарного счисления, тесно связанного с

астрономическими наблюдениями, а также элементарная математика. Тот

алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та

десятеричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят

именно к древнему Двуречью. Религиозные представления с множеством богов и

храмов в их честь, интереснейшие мифы с описанием жизни, приключении и

похождений богов и героев, наиболее знаменитым среди которых считался

Гильгамеш, развитое изобразительное искусство, особенно каменные рельефы и

барельефы, культура архивного дела, первые в истории географические карты и

путеводители - вот далеко не полный перечень того, что осталось в памяти

потомков и внесло свой вклад в развитие мировой культуры

Список литературы:

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. - М., 1970.

2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н., Искусство Древнего Востока:

Малая история искусств. - М., 1977.

3. Белицкий М. Забытый мир шумеров. – М., 1980.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988.

5. История Древнего Востока. - М., 1979.

6. Культура народов Востока: Старовавилонская культура. - М., 1988.

7. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира: Книга для чтения. - М., 1971.

8. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1987.

9. http://mesopotamia.nm.ru/

10. http://kultreferat.popal.ru/

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.