РУБРИКИ

Культурология

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Культурология

Культурология

1.1 КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

- При воцарении в Киеве Владимира Красное – Солнышко была

проведена языческая реформа. Стремясь поднять народные верования

до уровня гос. Религии.

- Развитие письменности. Период письменной, жреческой культуры

начался до принятия христианства.

- Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян, ее

принято возводить к культуре скифов – сколотов.

2.1 КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.

1. Важным событием этого периода является принятие Русью

христианства.

- Фактором, подготовившим принятие христианства, стало создание

славянской письменности.

2. Русская литература родилась в первой половине XI века и была

элитарной. Материалом для письма служит пергамент.

- В основе литературного языка – живой разговорный язык, т.е.

областные его диалекты.

- Древнерусская литература представлена литературой переводной и

оригинальной. Переводная древнеславянская письменность

определяется на ряду со Священным Писанием.

3. Речи, называвшиеся в старину “ поучениями “ и “ словами “,

относятся к жанру красноречия. Все дошедшие до нас памятники

красноречия по содержанию и форме делятся на дидактические и

эпидактические.

4. Под большим воздействием церкви находится другой вид искусства –

архитектура. Широко начинается строительство культовых зданий,

церквей и монастырей.

5. В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное,

металлообработка, ювелирное. Появляется гончарный круг.

3.1 РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВВ.

Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры,

это связано с хозяйственным развитием и победой над иноземными

завоевателями в Куликовской битве.

- Широкое развитие получило зодчество. Русские зодчие продолжали

традиции архитектуры домонгольского периода. Они использовали

кладку из грубо отесанных известняковых плит и валунов.

Результатом стала церковь Спаса на Ковалеве.

- Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к

преодолению “кубичности” и созданию новой, устремленной вверх

композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

- История русской живописи стало естественным продолжением истории

живописи домонгольского периода. Особое место среди художников

занимает Фиофан Грек.

4.1 ПРОСВЕЩЕНИЕ.

- В Москве ведется огромная историческая работа, здесь создаются

первые гос. архивы, составляются обширные библиотеки, например

библиотека Чудова монастыря.

- Выдающимися центрами книжности были монастыри. Монастырское

образование не было только религиозным.

- Особым уважением пользовалось знание иностранных языков.

Обучение грамоте начиналось с семи лет.

4.2 ЛИТЕРАТУРА.

- Ряд исследователей культуры Древней Руси видят в новой

литературной школе отражение идей и настроений Предвозрождения,

т.е. интерес к человеческой личности, к ее переживаниям и

психологии.

- Важной особенностью в литературе является своеобразный

сентиментализм.

- Замечательною особенностью русской литературы была ее

исключительная идеологическая острота и целеустремленность. Это

была литература одной темы – темы русской земли.

4.3 ЗОДЧЕСТВО.

- Идея величия – основная идея зодчества итальянского возрождения.

- В 1482 – 1490 гг. мастера псковичи построили в Московском Кремле

Благовещенский собор.

- В 1487 г. началось строительство грандиозного дворца Ивана III.

- В 1505 г. был заложен Архангельский собор.

- Образование русского национального государства было ознаменовано

постройкой Московского Кремля, центральной святыни русского

государства.

4.4 ЖИВОПИСЬ.

- Подъемы русской живописи идет под знаком внимания к человеческой

психологии. В трактовке человеческого образа сказалось живое

наблюдение, человеческие фигуры строятся в рельефе.

- Государственное величие Москвы наложило резкий отпечаток на

монументальные произведения. В еще большей мере отражают рост

произведения Дионисия – мастера творческой фантазии.

5.1 РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII В.

- Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные

традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев.

- Происходит “обмирщение” культуры, т.е. отход культуры от

церковных традиций и придание ей светского характера.

- Развивается грамотность, в 1634 г. был издан первый букварь. В

1648 г. вышла грамматика.

- В произведениях литературы появляется новое отношение

человеческой личности – интерес к внутреннему миру человека.

Новым в русской литературе стал жанр демократической сатиры, а

также сатирические произведения и стихотворный жанр.

- К XVII веку относят первые записи фольклора.

- Выдающимся памятником зодчества этого времени является

московская церковь Рождества в Путинках.

- Развивается гражданское строительство.

- Живопись развивалась очень бурно. Развивается бытовой жанр,

портретный – парсунная живопись.

- Появляется театр – придворный и школьный.

6.1 РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII В.

В XVIII в. развиваются внешние экономические и культурные

связи России с Западными странами.

- Появляются новые сферы культуры – наука, художественная

литература, светская живопись, театр и др.

- Намного продвигается просвещение, что оказывает влияние на

дальнейшее развитие культуры.

- В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и

навигационных наук – Навигацкая школа – первое светское

государственное учебное заведение.

- В первой четверти XVIII века стали создаваться циферные школы

для обучения всех детей дворян и подъячих.

- В 1755 г. был создан московский университет.

- Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708 – 1710 гг.

была проведена реформа шрифта, были введены гражданская азбука и

печать.

В 60-е годы XVIII века на смену стилю русского барокко пришел русский

классицизм, главная его ценность – ансамбль, организация пространства:

строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн. Яркий пример Дворцовая

площадь.

Русское просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского,

осмысляло и развивало ее вполне самобытно. Просветители создают особую

нравственную философию, она определяет основные принципы этики, поведения

людей в обществе.

В конце XVIII века создается одна из богатейших художественных коллекций

мира – Эрмитаж.

Продолжается развитие театра. По велению Петра I в 1702 г. был создан

Публичный театр. В 1750 г. в Ярославе начались спектакли первого

провинциального публичного театра. В 1779 г. был создан частный театр на

Царицином лугу.

В XVIII в. начинает широко распространяться музыкальное искусство. В 1802

г. было создано Филармоническое общество.

7.1 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX В.

В России романтизм в литературе начала XIX в. был порожден глубокой

неудовлетворенностью передовой части россиян. Становление романтизма

связано с поэзией В.А. Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

Представителем романтического направления в живописи был О.Кипренский.

Существенное влияние оказал романтизм на формирование русского пейзажа.

(работы С.Ф.Щедрина, М.Н.Воробьева).

Во второй половине XIX в. реализм был господствующим направлением в русской

литературе.

Развивается русская национальная музыкальная школа.

Всемирную славу получил русский балет.

8.1 ЛИТЕРАТУРА.

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в.

продолжили Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.А.Бунин.

В реализме появились новые художественные качества – опосредованное

отражение действительности. С этим связано распространение неоромантизма.

8.2 ТЕАТР И МУЗЫКА.

Важнейшим событием общественно – культурной жизни России в конце XIX

в. было открытие в Москве Художественного театра. Развитие традиций

музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим

театрами.

8.3 АРХИТЕКТУРА.

Эпоха промышленного прогресса произвела подлинный переворот в

строительстве. В городском ландшафте все больше места занимали сооружения

нового типа, и совершенствования строительной техники позволило

использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое

осмысление которых привело к утверждению стиля модерн.

8.4 ЖИВОПИСЬ.

Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множества

художественных группировок активизировали выставочную и издательскую

деятельность.

К 90-м годам относятся первые эксперименты русских художников в

абстрактном искусстве, одним из первых манифестов которого явилась книга

Ларионова “Лучизм”.

-


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.