РУБРИКИ

Культурные памятники Кировского района города Санкт-Петербурга

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Культурные памятники Кировского района города Санкт-Петербурга

Культурные памятники Кировского района города Санкт-Петербурга

Государственная Полярная Академия

Кафедра философии и культурологии.

Реферат на тему:

Культурные памятники Кировского района Санкт-Петербурга

Выполнил: Ремизов Дмитрий

Группа: 211

Санкт-Петербург 2002

История Кировского (раньше Московско-Нарвского) района уходит в

далёкое прошлое. В самом начале XIX века, когда Петербург был поделен на 12

полицейских частей, одной из них стала Нарвская часть. Название «Нарвская»

подчеркивало связь этих мест с дорогой, уходящей от столицы на Нарву. В

пределах пригородной столичной зоны эта дорога чаще именовалась

Петергофской. Именно Петергофская дорога стала градообразующей осью для

прилегающих земель от реки Фонтанки в сторону Нарвских городских ворот и с

удалением городской черты от центра.

С середины XIX века Нарвская часть и Петергофская дорога утратили свою

внешнюю привлекательность. Предместье столицы к этому времени приобретает

промышленный облик. Здесь быстро строятся фабричные здания, начинается

промышленный бум. Важнейшим производственным объектом Санкт-Петербурга и

страны в целом стал знаменитый Путиловский завод. И в настоящее время

Кировский (Путиловский) завод, который отметил своё 200-летие, является

крупнейшим предприятием района, определяющим его инфраструктуру и

своеобразие.

Рядом с площадью Стачек возвышается прекрасный памятник во славу

русского оружия - Нарвские триумфальные ворота, построенные из гранита и

украшенные бронзой. Они состоят из 20 колонн, вышиною в 19 аршин,

расположенных в 2 группы и соединенных красивым сводом. На

нем помещены фигуры «Славы» и «Победы» в колеснице, которую мчат кони.

На обеих сторонах Ворот, в нишах, поставлено по две бронзовых статуи

воинов в старинном русском вооружении, и над ними высечены названия 18

гвардейских полков. На аттике (стенке над карнизом, предназначаемой для

надписей и барельефов) надпись бронзовыми буквами: «Победоносной российской

Императорской гвардии признательное отечество в 18 день августа 1834 г.», а

над аркой: «Воздвигнут повелением Императора Александра I». С внутренней

стороны ворот надпись: «Сооружены значительным денежным соучастием

начальствовавшего гвардейским корпусом генерала Уварова». Построены Ворота

архитектором Стасовым; модели исполнены Демут-Малиновским и другими

художниками. Рядом с аркой расположилась застава, через которую обязательно

должны были пройти путники, направлявшиеся в столицу.

По соседству с Нарвскими воротами возвышается здание Дворца культуры

имени А.М. Горького (возведено в 1925-27 гг. ). Архитекторы – А.И. Гегелло,

Д.Л. Кричевский, инженер – В.Ф. Райлян. Дворец – один из первенцев

советской архитектуры – получил международное признание: в 1937 году на

всемирной выставке в Парже архитектору А.И. Гегелло был присужден почётный

диплом «Гран-при».

На территории зелёного массива, который занимает территорию более 25

гектаров, ограниченную с запада рекой Екатерингофкой и Гутуевским островом

в самом начале XVIII века по велению Петра I был создан пригородный

дворцово-парковый ансамбль, построенный императором своей жене Екатерине и

потому названный Екатерингофом. Многочисленные некогда сооружения и

павильоны Екатерингофского парка исчезли ещё в XIX веке. Сам парк был

запущен, а вновь благоустроен лишь после революции. В советские времена

Екатерингоф назывался парком имени 30-летия ВЛКС. Сейчас парку было

возвращено историческое название. Екатерингофский парк является одним из

крупнейших в юго-западной части города. На центральной алее парка в начале

1956 года был установлен монумент, посвященный героям «Молодой гвардии».

Памятник создали скульпторы В.И. Агибалов, В.И. Мухин, В.Х. Федченко и

архитектор В.Д. Кирхоглани.

Площадь перед зданием исполкома райсовета носит название Кировской.

Здесь в 1938 г. был установлен памятник С.М. Кирову (скульптор Н.В.

Томский, архитектор Н.А. Троцкий). Этот памятник считается одним из лучших

образцов советской монументальной скульптуры. Поставлен на гранитный тёмно-

зелёный постамент в центре площади. По его периметру расположены четыре

бронзовых барельефа, посвященных счастливому детству, труду советских

людей, гражданской войне.

Ограда Сада 9 января, в прошлом – решетка от Зимнего Дворца

(архитектор Р.Ф. Мельцер), - имеет трудную судьбу. В 1919 году решетку,

прережившую штурм Зимнего, победивший пролетариат решил убрать. Но в своем

полуразрушенном виде она всё же простояла на прежнем месте еще несколько

лет. В 1924 году по просьбе рабочих Кировского завода она была установлена

на Петергофском тракте, ставшим к тому времени проспектом Стачек, в Саду 9

января. На территории этого сада в 1905 году находился трактир «Старый

Ташкент», в котором была составлена петиция, с которой рабочие шли к царю в

январе 1905 года. В 1990 году было принято решение о реставрации. В

настоящее время отреставрированы и установлены 8 секций ограды.

Путиловский (ныне Кировский) завод, основанный в 1801 году, может

считаться одним из старейших русских заводов.

Начало Путиловскому заводу положено было перемещением в Петербург

Кронштадского чугунно-литейного завода. В течение своего существования

завод несколько раз переходил то в казну, то к частным владельцам. Название

свое он получил от фамилии инженера Путилова, который в 1868 году купил

завод и сильно развил его деятельность, изготовляя на нем металлические

изделия, с успехом конкурировавшие с иностранными.

Дворец культуры, носящий имя героя гражданской войны путиловца И.И.

Газа. План Дворца культуры решён в виде гигантской буквы «П». В центре

возвышается объём зрительного зала, являющегося ядром архитектурной

композиции. Киноконцертный зал на 1000 мест, удобное помещение для занятий

всевозможных кружков и самодеятельных творческих коллективов, просторные

фойе и гостиные, где устраиваются выставки, проводятся вечера встреч с

интересными людьми и другие культурно-массовые мероприятия. Перед фасадом

здания в сквере находится памятник И.И. Газа, установленный в 1963 году.

Район расположенный между линией окружной железной дороги и речкой

Красненькой носит название Автово. В давние, допетербургские, времена здесь

стояла небогатая финская деревушка Аутово. Как полагают исследователи,

название это восходит к финскому слову «ауто», что означает «пустошь». При

въезде в Автово стоит памятник «Танк-победитель» (авторы композиции –

архитектор В.А. Каменский, скульптор Г.Ф. Ветютнев)

В 1968 году в сквере между Краснопутиловской улицей и проспектом

Стачек, перед фасадами первых автовских зданий, был установлен монумент,

посвященный Ленинскому Комсомолу. По проекту скульпторов В.И. Городона,

О.И. Кузнецова, В.Г. Тимошенко, архитекторов В.Б. Фабрицкого и К.П.

Шмелёва.

Дворец бракосочетания и торжественных регистраций рождений, который

находится на простпекте Стачек 45, в прошлом был домом княгини Е.Р.

Дашковой – президенкта Петербургской Академии наук и Российской Академии.

До сих пор имя архитектора точно не установлено, но историки архитектуры

предполагают, что атором проекта был Джакомо Кваренги. В начале XIX

столетия дом Дашковой сдавался в аренду одному из петербургских клубов, где

собирались литераторы. Здесь читал свои басни и великий баснописец Иван

Андреевич Крылов.

Участок земли близ Дома Культуры «Кировец» (проспект Стачек, 158) в 50-

х годах XVIII столетия принадлежал графу К.Е. Сиверсу, при котором в 1761

году был построен дворец (ныне здание Дома Культуры). Проект осуществил

архитектор Б-К Растрелли. Дворец был выстроен в стиле барокко, украшен

скульптурами, многочисленными декоративными деталями. В конце XVIII века

дворец был перестроен архитектором И.Е. Страповым в более строгих формах

классицизма.

В середине 70-х годов XVIII века на Петергофской дороге (проспект

Стачек, 162) для президента Адмиралтейской коллегии графа И.Г. Чернышева

была построена усадьба «Александрино» (архитектор неизвестен). Центральный

усадебный дом – двухэтажный, с невысоким куполом, квадратный в плане.

Выступы обработаны портиками из четырёх колонн. Два симметричных боковых

флигеля соединены с главным корпусом одноэтажными галереями – переходами.

Примечательно, что этот загородный дом Чернышева имеет значительное

сходство с Таврическим дворцом.

9 февраля 2001 года состоялось освящение храма во имя Казанской Божьей

Матери у Красненького кладбища (пр. Стачек, 98). Автор проекта – В.

Харитоненко. Церковь была построена в рекордно короткий срок – с августа

2000 по февраль 2001.

Центральная библиотечная система Кировского района состоит из 11

библиотек-филиалов и в течение года обслуживает более 66 тысяч читателей

всех возрастных категорий. Основные направления деятельности Центральной

библиотечной системы – обслуживание социально незащищенных слоёв населения,

обеспечение нотно-музыкальным материалом, обеспечение педагогической

литературой, краеведение, профориентация, досуговые формы.

Государственный музей «Нарвская застава» с 1972 по 1990 гг. является

народным историко-революционным музеем. С 1 октября 1990 года музей стал

историко-краеведческим, экспозиция которого рассказывает об истории

Кировского района с древнейших времен и до наших дней. К 300-летию Санкт-

Петербурга музей готовит новую экспозицию по истории Петергофской дороги.

Литературный музей «А.Ахматова. Серебряный век» создан Заслуженным

работником культуры РФ Биличенко В.А. В 2000 году музей подучил новое

помещение по адресу ул. Автовская д.14

На протяжении 10 лет в Кировском районе работают 5 детских театров. В

Государственном театре детского балета (пл. Стачек д.4) в ноябре 2000 г.

состоялась премьера балеты «Щелкунчик». Художественный руководитель театра

и постановщик балета И. А. Сафонова награждена дипломом Победителя Х

Фестиваля "Театры Санкт-Петербурга" 2001 года. Клоун-мим-театр "Мимигранты"

является обладателем приза "Золотой клоун" и стал Лауреатом 2-х

Международных фестивалей.

Список использованной литературы:

1. В.Г. Лисовский. Ленинград: Районы новостроек. Л.1983

2. И.И. Левитан. Площадь Стачек. Л 1987

3. Н.А. Синдаловский. Легенды и мифы Санкт-Петербурга СПб 1997

4. Путеводитель по Санкт-Петербургу. Репринтное воспроизведение

издания 1903 года. Л.1991.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.