РУБРИКИ |
Культура древних цивилизаций (Шпаргалка) |
РЕКЛАМА |
|
Культура древних цивилизаций (Шпаргалка)используют только линейную композицию. Основатели. Р В. :Мазаччо, Донателло, Брунеллески. Эпохе Р.В. чужда, свойственная В.В. и идеализация чел-ка. Основной мотив эпохи- восхищение перед античностью. Сущ-ную роль в переломе от готики к Р. сыграли теоретические исследования Брунеллески. Донателло впервые занялся системным изучением чел-кого тела, он разработал индивидуальный портрет в скульптуре. Мазаччо реформатор раннего В. он использовал светло теневое моделирование и разработал новые перспективы. Завершает Р.В. тв-во Леона Батиста Альберти, итл. архитектора , ученого и писателя. Он был архитектором- теоретиком. Важное значение в утверждении В. имели его теоретические трактаты(«О живописи» «О статуе»). Творчество Альберти свидетельство возникновения структурно математических построений. В.В.- золотой век итл. иск-ва (1500-1530гг.).Ф-фские основы В.В. представлены работами Помпонацци, кот. развивал учение о связи мышления с чувственным восприятием. Геометризм Р.В. прибавляется стремление к передаче внутреннего мира чел-ка. Разрабатывается воздушная перспектива, приемы светотени. Иск-во ВВ отличается масштабностью, выделяется тенденция к синтезу и обобщениям. В произведениях худ-ков основное место занимает образ идеального прекрасного чел-ка, совершенного физически и духовно. Иск- во В.В. представляют 3 худ-ка: Леонардо да Винчи, Микеланджело де Буанарроти, Рафаэль Санти. Основателем ВВ считается Леонардо да Винчи. Его работы отличает универсальность. Большое внимание он уделяет понятию гармонии. Наиб. известными работами Леонардо: «Мадонна в скалах», «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Иоанн Креститель». Выдающимся представителем итл. Р. был Санти, творчество кот. оставило глубокий след в иск-ве. Иск-во Рафаэля более всего выражает классич. ВР. Наиб. знаменитая его работа- «Сикстинские мадонны». Кульминации эпохи В было творчество Микеланджело де Буанарроти. Для тв-ва Микеланджело хар-рен титанизм. Пиком тв-ва Мик. Был потолок Сикстинской капеллы. 24. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии». Под Пр. понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма, связанное с борьбой против феодальных порядков. Хар-рной чертой Пр. было стремление его представителей к перестройке всех общ-ных отношений на основе разума, равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало из «природных прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум. Изменения в соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир людей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла лит- ра. В период Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. Для эпохи Пр. хар-но наличие худ. направлений, кот. переплетались: сохраняются барокко и классицизм, возникает рококо и романтизм. Основным направлением в ар-ре был классицизм - наследование ар-ры древних Греции и Рима. Широко использовался в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его рук-ством было построено огромное кол-тво сооружений, великим его достижением был собор Св. Павла, кот. считается шедевром мир. ар-ры. Хар-рной особенностью развития ар-ры было сооружение огромных строений гос-ного и гражданского назначений, распространяется «галантный» стиль во внутренней и внешней отделке дворцов, замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль «рококо», получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного иск- ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание комфорта для того чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях, как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Пр. были сады и парки. В них конструировался утопический мир, альтернативный сущ-щему, отвечавший представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и чел-ка, людей м-ду собой, свободы и самодостаточности чел-кой личности. В композиции парков включ. библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и чел-ским чувствам - любви, дружбе. Можно рассматривать худ-ную к-ру 18в. как период ломки воздвигающейся веками грандиозной худ-ной системы, в соотв. с кот. иск-во создавало модель жизни более значительную, чем земная жизнь. Перед худ-ком впервые открылась возможность свободы наблюдения и тв-тва. Особенно модной была «галантная живопись», кот. изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей (Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Классицизм означал подчинение чел-ка общ-ной системе. Развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального личностного начала. Как в «галантной живописи», так и в классицизме идет тема возвеличивания импер- ров и знати, а новый романтизм акцентировал внимание на народе. Представитель романтизма Ф. Гойя. Одной из важнейших хар-тик к-ры эпохи Пр. явл. процесс вытеснения религиозных начал иск-ва светским, отражающая повседневность наблюдения худ-ка за реальной жизнью людей, она получает широкое распространение и стремится занять главное место в иск-ве. Парадный портрет уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи появляется «пейзаж настроения»(Ватто, Гейнсборо, Гварди). Восприятие, настроение, отраженное в эскизе устанавливает непосредственную связь между зрителями и худ-ком: рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна. В работах худ-ков усиливается декоративное понимание цвета: картина должна украшать то место, где она находится. Сущ-ной стороной эпохи Пр. было запечатление худ. ср-вами ощущений и наслаждений чел-ка. Важное место в иерархии духовных ценностей занимает музыка, поражающая чел-ка масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков чел-кой души. На развитие музыки эпохи Пр. оказали влияние барокко и классицизм. Вершиной муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и Моцарта. Основоположником классицизма во французской музыке был Люлли. Во Франции и Италии достигает расцвета опера, в Германии и Австрии - оратория и месса( в церковной к-ре) и концерт (в светской к-ре).Также развивается опера, балет, народное песенной тв-во, музыкальный комедийный театр. Одним из ярких примеров оперного иск-ва явл. опера Моцарта «Волшебная флейта». Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни. 26. Развитие культуры в Европе 19в. было связано с 3 худ-ными направлениями: классицизм, романтизм, реализм. Классицизм 19в. имеет новое содержанием. Его ис-во выразительно рационалистическое. В тв-тве классицистов преобладали сюжеты, в кот. воплощались идеи о необходимости подчинения индивидуальных интересов интересам страны, об-ва, полит. и религиозного движения. Поэты нового классицизма - Гете («Римские элегии», «Эгмонт») и Шиллер(«Разбойники», «Доступность и любовь»). В этих произведениях ощущается ориентация на высокие идеалы античности, рационалистическое выражение образов переплетается с тонкой лирикой. Возвышение классицизма было кратковременным, он постепенно переходил в официальное искусство, которое теряло связь с реальной жизнью. Одновременно в классицизмом возникло, а позднее и вытеснило его др. направление - романтизм. романтикам было присуще чувство радикального обновления мира, участие человека в тайном богатстве и безграничных возможностях мирового бытия. Энтузиазм основанный на вере во всемогущество чел-кого духа, одна из характерных черт романтического мировосприятия. Романтики мечтали о разрешении проблемы мирового противоречия бытия. Различие м-ду идеалом и действительностью ярко выражено в романтизме. Представители: Лермонтов, Байрон, Эдгар Алан По. Романтики открывают глубину дух-ного мира человека. Хар-м для романтизма есть защита свободы, суверенности, проявления интереса к проблеме нац. духа и нац. к-ры, а также своеобразность разных исторических эпох. Появился жанр исторического роман(произведения Джеймса Фенимора Купера, Вальтера Скотта, Гюго). Объектом внимания западноевропейских романтиков были история и фольклор Украины( образ гетмана Мазепы). Романтизм во многом напоминает культуру барокко. Романтики обращали внимание на народное тв-во, использовали сюжеты, образы, языки, присущие народным песням, балладам, эпосу( сказки Г.Х. Андерсена, сонаты и этюды Шопена). Музыка занимает особое место в романтизме. Критическое отношение к сущ-щим общ-ным порядкам, стремление усовершенствовать мир, сделать его более человечным рассматривает не столько углубленность в фантазии, идеальный мир в мечте, сколько реалистическое осмысление действительности с целью поисков практических путей ее изменения. Постепенно зарождается реализм. Он постепенно завоевывает основные позиции в лит-ре, образовательном иск-ве, театре, музыке. Реализм как направление к- ры представляет собой объективное изображение человеческих хар-ров и условий жизни. Реализм выполнил критическую ф-цию относительно сущ-щих общ- ных порядков. В 40-х гг. появляется направление критического реализма. Литературным жанром критического реализма становится роман, который дает возможность раскрыть широкую панораму общ-ной жизни, проследить психологию героев в разных жизненных ситуациях. Становление реализма осущ-лось постепенно. Сначала реализм был тесно связан с романтизмом («Шагреневая шкура» Бальзак, «Пармский монастырь» Стендаль, романы Диккенса). Вместе с этим типичные романтические мотивы все больше переходили в реалистические(«Красное и черное» Стендаль). Стремление в образовании реалистического мировоззрения 2 пол. 19в. выразило себя в ф-фии. На волне научной революции расширяется позитивизм, который становится одним из ведущих направлений ф-фской мысли. Возникновение позитивизма связано с тв- вом Огюста Конта. Он раскрыл идею франц. социолога Сен Симона о 3 стадиях интеллектуальной революции человечества. Другой лидер позитивизма англ. ф-ф и социолог Г. Спенсер. Основным законом соц-го развития он считал закон выживания наиболее приспособленных общ-в. Позитивизм сыграл значительную роль в становлении культуры 19в. 25. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии». Под Пр. понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма, связанное с борьбой против феодальных порядков. Особое место в этой исторической эпохе отразилось в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Пр.». Распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интересов к научным и ф-фским знаниям за пределами лабораторий - это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. 18 в. громко заявляет о себе выдвигая новое понимание основных доминант чел-кого бытия: отношение к Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и новое понимание самого человека. Хар-рной чертой Пр. было стремление его представителей к перестройке всех общ-ных отношений на основе разума, равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало из «природных прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум. Предписывая все св-ва чел-кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия этой эпохи подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот. способствовали торжеству добродетели и вселенского счастья. Изменения в соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир людей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла лит-ра. В период Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России, даже Англия признает авторитет французской культуры. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни. Для эпохи Пр. хар-но наличие худ. направлений, кот. переплетались: сохраняются барокко и классицизм, возникает рококо, ампир. Основным направлением в ар-ре был классицизм - наследование ар-ры древних Греции и Рима. Широко использовался в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его рук-ством было построено огромное кол-тво сооружений, великим его достижением был собор Св. Павла, кот. считается шедевром мир. ар-ры. Распространяется «галантный» стиль во внутренней и внешней отделке дворцов, замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль «рококо», получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного иск- ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание комфорта для того чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях, как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Пр. были сады и парки. Перед худ-ком впервые открылась возможность свободы наблюдения и тв-тва. Особенно модной была «галантная живопись», кот. изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей (Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Классицизм означал подчинение чел-ка общ-ной системе. Развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального личностного начала. Представитель романтизма Ф. Гойя. Классицизм также оказал влияние на развитие музыки эпохи Пр. Вершиной муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и Моцарта. Основоположником классицизма во французской музыке был Люлли. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни. 29. В 9-19вв. в восточной Европе сформировалось раннефеодальное гос-во - К.Р. с усилением соц-ного развития язычество перестает выполнять свою основную ф-ция, на смену ему приходит христианство. На Руси еще до прихода христианства зарождается письменность, складываутся моральные и правовые нормы, развивается ар-ра, скульптура. Древняя Русь славится деревянными скульптурами, в Киеве из дуба сооружен Софиефский собор, утонченности достигли ювелиры(браслеты, кольца, коралловые ожирелья). Популярной было музыка, особенно тв-во скоморохов. К 12-13вв. древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Вост. Европы. В К.Р. возник свой особенный жанр лит-ры - летопись. Известным истор. произведением и выдающейся леторпись среди сохранившихся есть «Повесть временных лет»(1113г. Нестор).Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского худ-ского стиля. В основе этих достижений - успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам гос-ва, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест. Особенность зодчества К.Р. проявлялось, с одной стороны, в следовании византийским традициям, с др. - сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в ар-ре. Так, в 1 каменной церкви - Десятичной - наметились такие нехарактерные для Византии черты, как многокупольность, пирамидальность - это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенного на камень. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым эл-том украшения были иконы. Где бы ни обучались русские худ-ки, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в 12в. русские иконописцы создают оригинальные худ-ные композиции, неизвестные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона стала своеобразным символом Руси. Худ. наследие К.Р. сохраняло значение в кач-ве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие. В целом, древнерусская цивилизация Киевского периода по своим типологическим чертам мало чем отличалась от раннефеодальных цивилизаций Зап. Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской хар-р культуры, единообразие многих ценностных ориентаций. Православный хар-р русского христианства и тесные эк-ские, полит., к-рные связи с Византией, определили стилевую специфику цивилизации Др. Руси. В первые века К.Р. по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общ-ного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к Центр. Европе. 23. Глубокие изменения в соц.-полит. и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных эк-ских отношений обусловили основные доминанты культуры 18в. Особое место в этой исторической эпохе отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Пр.». распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интересов к научным и ф-фским знаниям за пределами лабораторий - это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. 18 в. громко заявляет о себе выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и новое понимание самого человека. Эпоха Пр. по праву может быть названа «золотым веком утопии». Пр. прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая полит. и соц. устои. Предписывая все св-ва чел- кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия этой эпохи подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот. способствовали торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рожала такого кол-ва романов, трактатов, описывающих идеальные общ-ва, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Предложенный мыслителями 18в. идеал общ-ного устройства использовался для сокрушительной критики сущ- щего порядка вещей. в 18в. Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России, даже Англия признает авторитет французской культуры. 18в. отодвигает на 2 план как религиозные, так и нац. различия, обращаясь к чисто человеческому содержания культуры. Иск-во 18в. стремиться отойти от возвышенного к простому, соизмеримому с человеком в его повседневной жизнью. Эта «соизмеримость» появляется в ф-фии и в науке. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляется холодной официальности, фальшивой торжественности и претенциозной возвышенности. Для мыслителей эпохи Пр. был хар-рен универсализм тв-ских и жизненных интересов. Они сочетали ф-фские мысли с юношеской влюбленностью в поэзии, увлеченность естественнонаучными и матем-скими исследованиями - с постоянным участием в общ-но-полит. жизни своих стран. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни. 21. Термин «барокко»(химера) ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в конце 19в. Это направление западноевропейской культуры, которое сформировалось после кризиса Возрождения. Барокко означает общую тенденцию в динамизме, отражает мир в изменчивости и движении. 17в.переходит от классического восприятия к преимущественно живописному, от аспекта устойчивости пребывания к аспекту подвижности, протекания во времени. Для барокко присущ худ- стиль, который характеризуется аффектной динамикой, патетикой, ему присуща театральность, зрелищность, иллюзионизм, столкновение фантазии и реальности, широкое использование антитез, гипербол, сложных метафор, стремление к экзотике, к невиданному и необычному. Эстетика барокко утверждала метафоры. Барокко вошло в ар-ру и музыку, строительство и лит-ру, декоративное искусство. Широко распространено в Италии, Испании, Германии, Фландрии. Рим более всего город барокко. Хар-ной чертой ар-ры барокко есть фасад, ориентированный на живописную связь с внешним окружением (деление на ярусы, полуколонны, колонны), ар-рный фасад создает впечатление перетекаемости, густоты форм. В сооружениях стиля присутствует необычная сложность, в планах преобладают кривые линии, стены зданий выгибаются, из них как будто вырастают карнизы, окна отделаны разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая пышность и богатство дополняются скульптурой, главным образом аллегорическими группами, росписью, мраморной и бронзовой отделкой. Перспектива, анатомия и ракурсы перестали быть проблемой для худ-в барокко. Наиболее используемый эффект барокко - эффект оптической иллюзии. Выдающийся скульптор и ар-р барокко - Бернини Лоренцо (площадь перед собором Св. Петра), сделавший первую попытку изобразить динамику в статике. Еще одним представителем барокко был Караваджо, который был не принят католической церковью, а признан аристократией. Возникает целое направление в иск-ве караваджизм, повлиявшее на 18-19вв. Характерной чертой барокко были фонтаны. Одновременно разрастается садовое искусство, вокруг домов разбиваются сады. Много образцов барокковой ар-ры сохранилось во Львове. Это костел иезуитов( Якобо Бриано) и доминиканский костел (Ян де Витте), королевский арсенал (Павл Гродзицкий). Формирование и распространение культуры барокко ознаменовалось утверждением взглядов на жизнь как драму. Если жизнь представляется драмой, то надо приукрасить каждое ее мгновение, сделать ее не только духовной, но и чувственно насыщенной, поэтому трагизм мировосприятия барокко ограниченно переплетался с гедонизмом. 22.В 17 в. происходит мировоззренческая революция, рушится традиционная картина вселенной. Великий итл. физик механик и астроном Галилей сконструировал зрительную трубу и с ее помощью увидел новую огромную вселенную. Нем. астроном Кеплер обобщил астрономические наблюдения в мат. формулах, открыл 3 закона движения планет, кот. получили наз. законов Кеплера. Важную роль в решении проблем методов научного познания сыграл англ. ф-ф и гос. деятель Ф. Бекон, кот. противопоставил схоластике новые, метод научного познания, кот. базируется на рациональном анализе опытных данных. Самым гл. общекультурным наследием научной револ.17 в. - изменение схоластического миропознания на опытное и мат-ское. Углубились различия м- ду наукой и религией. Одновременно религия оставалась гл. дух. регулятором массовой традиционной народной к-ры и науки. Наступает развитие и подъем худ. к-ры. Столетие, начало кот. связано с творчеством Шекспира и Сервантеса, представлена именами Лопе де Вега, Педро Кальгерон де ла Барка, Пьер Кальнель и Джон Мильтон, Мольер. Большое значение на этом этапе принадлежит живописцу Караваджо, кот. считается одним из основателем реалистического направлением в европейском худ-ве. Караванджизмом восхищались Рубенс, Веласкес, Рембрандт. В тогдашней Итл. бурно развивается скульптура и ар-ра. Общая картина развитие иск-ва отличается большой сложностью. В иск-ве сосуществуют бунтарный разрыв Караваджо с традициями во имя утверждения жизненного, иногда грубого реализма и рационально- мистическое иск-во Бернини, необыкновенная чувственность образов Рубенса и слож. этическая проблематика Пуссена, трагизм Рембрандта и многозначительность Веласкеса. Новые искания в худ-ве красочно воплотили в своем творчестве Рубенс и Рембрандт. Нидерланды распались на Фландрию и Нидерланды. Фламандское иск-во жизнерадостно. Фламандское иск-во - это прежде всего произведения Рубенса. В его творчестве слились в единое целое худ. традиции севера и юга Европы, итл. и фламандской живописи. Его работы: « Союз Земли и Воды », «Персей и Андромеда», «Аллегория мира». Он использовал мифологические сюжеты для изображения сильных и прекрасных людей, кот. была свойственна духовное могущество. Рубенс владел высокой к- рой и широкими знаниями. Он привил барокко относительную вольность нравов, простодушно-грубоватую чувственность. Рубенс - худ-к цвета. Творчество Ван Дейка - ученика Рубенса - очень красочно. Ему удалось выйти на стезю своей гениальности. В иск-ве Голландии установилась классификация жанров: бытовая (комнатная) живопись; пейзажный, портретный и натюрмортный жанры. Представителем комнатной живописи были Питер де Хох (открывает парадокс рамки как прием), Тербарх. Искусство Голландии представлено работами Рембрандта. Новизна картин Рембрандта лежала в реалистическим изображением людей , глубоком изображении их внутреннего духовного мира. Он ввел в живопись новые приемы- сочетание красочных цветовых отблесков и широких теней, светотень у Рембрандта - это сияние во мраке. Тень создает впечатление не только пространственной глубины, но и глубины временной. Его шедевры: «Возвращение блудного сына», «Даная», «Мужчина в красном». Но его творчество было признано только после его смерти. В Испании сущ-ет школа караваджистов. Ар-ра представляет собой сочетание готики с чертами готического иск-ва. Появляется стиль платереска (ювелирный стиль) - заимствование арабского иск-ва. Испанская к-ра представлена тв-вом великого испанца Диего Веласкеса («Именины»), придворного живописца испанского монарха. Рембрандт помещает фигуры в световоздушную среду, от чего очертания объемов, реальность предстает такой, какой она является глазу. Мировоззренческие и моральные разногласия эпохи, обострение полит. и идеологической борьбы - все это получило выражение в распространении и противоборстве 2 господствующих в 17в. худ.-эстетических течений - барокко и классицизма. Расширение классицизма во Франции в 17в. было связано с литературно-драматургической деятельностью: Мольера, Корнеля, Росси. Этот стиль нашел воплощение в поэмах и сатирах Боало, Лафонтена и др. Одним из первых представителей классицизма был Ф. Молерб, который содействовал выработке норм франц. лит-ного языка. Как ар-рный стиль, классицизм получил свое самое красочное выражение в резиденции франц. королей Версале - едином ансамбле дворцов, павильоном, аллей, каналов, статуй, фонтанов. На его сооружением работали известные ар-ры: Лево, Ардуэн-Мансар, Габриэль и др. В живописи 17в. идеи классицизма вполне воплотились в творчестве Пуссена и Лоррена. 18. Эпоха В. - время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся произведений. Это время перехода от феодального общ-ва к буржуазному. В зарождаемой системе ценностей и духовной к-ре на 1 план выдвигаются идеи гуманизма. Культура В. - это обращение к античности, возрождение античного идеала человека, понимание красоты как гармонии и меры, переход к пластике от средневекового символизма. Антропоцентризм и прославление прекрасного человека были близки европейскому гуманизму. К-ра Р. формировалась как отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не проявиться влияние средневековой культуры. Это преобладание библейских тем сюжетов, влияние схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь. В. -это время выдвижения на 1 план живописи из-за стремления иск-ва Р. познать и отобразить реальный мир, его красоту и разнообразие. Хар-рной чертой Р. была тесная связь науки и искусства. Это обусловило титанизм личности В.: мастера Р., особенно Высокого, совмещали в себе и худ-ков, и поэтов, и инженеров, и музыкантов. Наиболее яркими примерами титанов В. можно назвать Леонардо и Микеланджело. Эти мастера представляют два полюса В. Они сходны лишь в том, что после них не было и не могло бы быть продолжения в рамках стиля Р., после них была новая эпоха, новое направление как в культуре, так и в миропонимании. А в остальном, это 2 противоположности, как в иск-тве, так и в хар-ре и судьбе. Если у М-ло все его замыслы, какими бы гениальными и грандиозными они не были, остаются в пределах его физ-ских возможностей, выполнимые пусть ценой нечеловеческих усилий. В большинстве случаев они были осуществлены, т.к. для М-ло невыполнение чего-либо было огромной душевной мукой. Материализация, пластическая определенность были более всего важны для него. Но в тв-ве М-ло присутствует внутренняя незаконченность. Для Л-до же незаконченность вообще не трагедия, она не ставит под сомнение его тв-ского гения. Его более интересовало начинание, поиск решения проблемы, а когда он видел выход, то завершение работы переставало его интересовать. М-ло был не только великим худ-м, но также поэтом, полит. деятелем. Будучи неуверенным в себе меланхоликом, неряшливым и угрюмым, очень замкнутым и болезненным, в своем тв-ве он предстает титаном как физически, так и духовно. По словам Вазари, М-ло тяготился своим гением, а стремление к завершенности заставляло его работать до изнеможения. Нет худ-ка более материального, чем М-ло, потому что избыток духа порывается осущ-тся в избытке плоти, вздувая мышцы, распирая торсы изнутри. Л-до был полной противоположностью М-ло. Хотя он был не так богат, но всегда был изысканно одет, краси, располагал к себе сердца. Для Л-до главное постижение всего в мире до последнего предела. По своему строю тв- ского мышления - это отстраненный, наблюдающий ум. Он не в силах был ограничится живописью и вообще иск-вом. Он был инженером, конструктором. При встрече короля Франциска 1 Л-до сконструировал механического льва, который прошел по залу 200м, а когда остановился перед королем из его груди посыпались лилии, символ власти французских королей. Если М-ло можно назвать самым гениальным худ-ком В, то Л-до - самым великим замыслом худ-ка Р. М-ло материализовал дух, а Л-до одухотворял природу. Если Л-до и М-ло можно представить как 2 полюса В., то его серединой можно назвать Рафаэля. Именно его тв-во наиболее полно выразило все принципы В., оно уложилось внутри Р. искусство Р-ля на все времена стало символом «гармонии», воплотило ее в себе. Но титанизм личности относится ко многим деятелям В., таким, как основатель и крупнейший представитель северного В. А. Дюрер, итал. историк, поэт, ф-ф и дипломат Макиавелли, гуманист Пико делла Мирандолла и др. 19. Эпоха В. - время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся произведений. Это время перехода от феодального общ-ва к буржуазному. В зарождаемой системе ценностей и духовной к-ре на 1 план выдвигаются идеи гуманизма. Культура В. - это обращение к античности, возрождение античного идеала человека, понимание красоты как гармонии и меры, переход к пластике от средневекового символизма. Антропоцентризм и прославление прекрасного человека были близки европейскому гуманизму. К-ра Р. формировалась как отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не проявиться влияние средневековой культуры. Это преобладание библейских тем сюжетов, влияние схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь. В. -это время выдвижения на 1 план живописи из-за стремления иск-ва Р. познать и отобразить реальный мир, его красоту и разнообразие. Характерной чертой Р. была тесная связь науки и искусства. Своеобразный хар-р имело сев. В.(Германия, Нидерланды, Франция). Оно отстает от итальянского на целое столетие. В иск-ве сев. В. больше средневекового мировоззрения, влияния религии, символики. Ф-фской основой сев. Р. был пантеизм, который не отрицая Бога как бы растворяет его в природе. Основателем и крупнейшим представителем сев. В. был Альбрехт Дюрер. Он был теоретиком иск-ва, первым в Германии создал труд о перспективе. Дюрер был автором множества картин, гравюр, гравюр на дереве, рисунков и акварелей. Влияние пантеизма обусловило появление пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие пейзажисты - А. Дюрер, Л. Кранах. В иск-ве сев. В. также получил развитие портрет. Немецкие портретисты были безразличны к красоте, для них главное - передать хар-р, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда - в ущерб красоте, идеалу. Крупнейшие портретисты: в Германии - Дюрер, Гольбейн, в Нидерландах - Ян ван Эйк, ван дер Вейден, во Франции - Фуке. В рамках сев. В. возникает и развивается (прежде всего в Нидерландах) бытовая картина. Крупнейшим мастеров этого жанра был Питер Брейгель, писавший сцены из крестьянской жизни. Нидерландских худ-ков отличала крайняя тщательность письма. В сев. В. главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Сев. гуманизм привел к Реформации и протестантизму. 30. На смену кризиса Ренессанса приходит барокко. Термин «барокко»(химера) ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в конце 19в. Это направление западноевропейской культуры, которое сформировалось после кризиса Возрождения. Барокко означает общую тенденцию в динамизме, отражает мир в изменчивости и движении. Для барокко присущ худ- стиль, который характеризуется аффектной динамикой, патетикой, ему присуща театральность, зрелищность, иллюзионизм, столкновение фантазии и реальности, широкое использование антитез, гипербол, сложных метафор, стремление к экзотике, к невиданному и необычному. Эстетика барокко утверждала метафоры. Барокко вошло в ар-ру и музыку, строительство и лит-ру, декоративное искусство. Хар- ной чертой ар-ры барокко есть фасад, ориентированный на живописную связь с внешним окружением (деление на ярусы, полуколонны, колонны), ар-рный фасад создает впечатление перетекаемости, густоты форм. В сооружениях стиля присутствует необычная сложность, в планах преобладают кривые линии, стены зданий выгибаются, из них как будто вырастают карнизы, окна отделаны разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая пышность и богатство дополняются скульптурой, главным образом аллегорическими группами, росписью, мраморной и бронзовой отделкой. Наиболее используемый эффект барокко - эффект оптической иллюзии. Вторая пол. 17в. - это период развития в укр. к-ре стиля барокко. В лит-ной жизни выделялись диалоги, диспуты, памфлеты. Представители барокко были церковные деятели, писатели, ученые, такие как Л. Баранович, И. Гизель, И Галятовский, Ф Сафонович, Вясинский. Развивалась ораторская проза(К. Зиновьев, Г. Сковорода, И. Котляревский). В развитии укр. стиля барокко можно выделить 3 этапа: ранний, зрелый и завершительный. Укр. барокко впитало в себя все богатство европейского иск- ва, умело объединив его с собственными эстетическими основами. Примером раннего этапа укр. барокко была сложная композиция объемов сложных сооружений. Второй этап хар-лся добавлением экспрессии, рисунков и декоративной выразительности. В это время активно распространялись росписи, лепка и цвет. София Киевская построена в этом периоде (Шедель). 3 завершающий период развития стиля укр. барокко представлен памятниками ар- ры во Львове: костел иезуитов( Якобо Бриано) и доминиканский костел (Ян де Витте), королевский арсенал (Павл Гродзицкий).. Большой вклад в развитие этого периода сделали ар-ры европейской школы (Б. Меретин, Растрелли, Меретин и Григорович -Барский). Ар-рные сооружения развивались под влиянием, содной стороны, ар-рной эстетики европейского барокко, а с др., нар. традиций. Со 2 пол. 17в. расширяется монументальное строительство, которое находит свое выражение в ар-ре строительства культа. Все укр-ское барокко представлено вычурностью форм, фантазией. Музыка барокко отличается с переливами. Барокко в живописи представлено многочисленной орнаментностью, пышностью в одежде, на святых много золота, расшитые наряды. Ярким представителем укр. живописи был И. Рудкович. В этот периол развивается укр. портретный стиль, портрет являлся жанром светского иск-ва и имел нац. особенность: привсей своей жизненности он сберег тесную связь с иконописью. Стиль барокко представлен колокольней Киево-Печерской Лавры, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве(Мичурин). Гостиница «Украина» построена в стиле эклектика: готика (вертикаль) + барокко (орнамент из цветного кафеля и белая орнаментная лепка, сочетание белого с голубы и золотым цветами), планировал ее постройку ар-р Растрелли. Украинское барокко зачастую казацкое - собор в г. Новомосковске (Яков Погребняк). 27. Натурализм (природа) стремился к объективным точным изобр-ям чел-кого хар-ра, уделял большое внимание окружающей среде. Сложился во Франции. Для натурализма хар-рны достижения естественных наук. Он базируется на ф-фии Конта. Натурализм вводит понятие «природный детерминизм». Позднее это понятие расширено французским писателем Э. Золя («Доктор Паскаль», «Человек- зверь») в работе «Экспериментальный роман», кот. обосновывает новые направления в лит-ре и хочет применить открытия естественных наук в лит-ре. В 60-е гг. складывается школа натуралистов: Мопассан, Доде, которая сущ-ет до конца 80-х гг., а к концу 90-х теряет теоретическую четкость. Предметом изучения натуралистов явл. чел-к. В худ-ных произведениях чел-к выражается как глав. критерий. Быт изображается во всех деталях, обосновывается физиологическая основа психики. Изучение материального быта давало возможность сосредоточиться на соц-льных особенностях чел-ка, насколько среда влияет на чел-ка. Преобладает интерес к психологич. основам психики, недоверие к абстрактным идеям, к кот. склонялись романтики. Для писателей хар-но представление обусловленности судьбы чел-ка. Э Золя верил в науку, прогресс. Натуралисты отказывались от морализаторства. Лит-ра как и наука не имела права на выбор сюжета, не сущ-ло никаких канонов. В 60-70-е гг. открылись новые темы, показывающие жизнь униженных и оскорбленных. Теория натурализма Э. Золя - отказ ухд-ка от любой оценочной категории при изображении фактов, абсолютный объективизм, беспристрастность, обращение лит-ры и науки к запретным темам. Золя в своем романе создает полное генеалогическое дерево с подробной хар-кой, населяет роман большим кол-вом персонажей («Ругон-Мажкары» 1200 персонажей), выбирает для романа период позора и безумия. После трагедии парижской коммуны взгляды Золя сильно изменились, постепенно усиливается социальная линия. В России натурализм представлен русской натуралистской школой (Белинский, Тургенев, Достоевский). Для 19в. хар-но появление импрессионизма, связанного с именами Монэ, Ренуара и Дега. Истоки импрессионизма связывают с именем Моне, творцом, стремящимся к тому, чтобы передать свои впечатления («Восход солнца», «Завтрак на траве»). Импрессионисты применяют новый м-д видения мира. На их картинах мир представлен в движении, природа - в разнообразии, главное внимание сосредотачивают на свете и цвете, отказываются от традиционного понимания сюжета в пользу мотива. Символизм. Рождается во Франции 60-70-х гг. в тв-ве Бодлера, Верлена и Рембо в недрах лит-ры и проникает во все сферы к-ры. Символисты обращаются к духовному религиозному миру человека, считали главным в тв-ве интуицию. Они определяли проблему символа, который по их мнению объединяет земное, временное с другими мирами, с глубиной души, с вечным и абсолютным. Симлистической образ ознаменовал собой сущ-ние «царства тайн». Символисты мечтали о соединении иск-ва и религии, которое должно стать обновлением свободного духа. Символизм внес важный вклад в развитие к-ры 20в., особенно на иск-во сюрреализма и экспрессионизма. Символизмом увлекаются Гаупжман, О. Уайльд, Матерлин, худ-к Эдвард Муйк (картина «Крик», с которой связывают начало символизма). 13. Виз-кая империя возникла на рубеже 2 эпох: гибели поздней античности и рождением средневекового общ-ва, впоследствии распада Римской империи. Она просуществовала до середины 15в. на протяжении своей тысячелетней истории В. - центр своеобр. к-ры, формировавшейся под влиянием римских, греч. и эллинистических традиций. Возник. виз-кой к-ры происх. в условиях противопоставления идейной жизни ранней В. Это было установления идеологии виз-кого общ-ва, оформлением сис-мы хр-кого мировоззрения. Виз-кое общ-во - своеобразная система, кот. опирается на традиции языческого эллинизма и христианства, кот. было провозглашено официальной религией. В христианской идеологии выделяются 2 течения: аристократическое(связано с властвующей церковью и импер-ким двором) и народное(образовалось на религигиозно- этических взглядов народных масс). Вся духовная жизнь общ-ва складывается напряженно: во всех сферах знания, в лит-ре, иск-ве наблюдается смешения языческих и христианских идей, образов, взглядов, красочное соединение языческой мифологии и христианской мистики. Вообще история Виз-кой империи исходила из культа императора, правитель В. совмещает духовное и светское начала на одном посту. Сначала была мозаика, потом фреска, потом икона. До нас дошли представления о мозаике в Равенне. 3 категории В. эстетики: 1) истина, 2) красота, 3) благо. Система света и система цвета применялись в эстетике. Система света - это золотая система, т.е. золото фонов, лучей. Система теплых цветов света создавала нежное живописное мерцание, нейтрализуя реальные источники света. Золото превращалось в источник нереального света, кот. возносит икону во внепространство, во временную среду, усиливает оторванность от окруж. среды. Ассоциация символики цвета сложна и многообразна(в иконографии сущ-вал канон): пурпурный цвет в одеянии Иисуса Христа совмещает красный и синий, т.е. несовместимое, Христос соединяет земное и небесное, возникает новый богочеловек(все расколы основаны на выяснении первоприроды). В иконографии богоматери: пурпурный, коричневый и зеленый. Белый цвет - чистота, отрешенность от земного (особая штриховка лица, т.е. опред. сияние) ассоциируется с предвечным безмолвием. Черный цвет - завершение деяния, знак скорби. Зеленый цвет - юность и цветение. Темно-синий - непостижимые тайны, сильное духовной очарование. Категория прекрасного должна быть организована, система света и цвета отражает внутреннее состояние чел-ка. 12. Возник. виз-кой к-ры происх. в условиях противопоставления идейной жизни ранней В. Это было установления идеологии виз-кого общ-ва, оформлением сис-мы хр-кого мировоззрения. Виз-кое общ-во - своеобразная система, кот. опирается на традиции языческого эллинизма и хр-ва, кот. было провозглашено офиц. религией. В хр-ской идеологии выделяются 2 течения: аристократическое(связано с властвующей церковью и импер-ким двором) и народное(образовалось на религигиозно-этических взглядов народных масс). Вся духовная жизнь общ-ва складывается напряженно: во всех сферах знания, в лит-ре, иск-ве наблюдается смешения языческих и хр-ских идей, образов, взглядов, красочное соединение языческой мифологии и хр-кой мистики. Полит. и идеологический резонанс вызвали церковные реформы первых импер-ров из Исаврийской династии. Впервые в истории В. столкнулись гос-во и церковь. Иконоборство - борьба землевладельцев и части торговцев и ремесленников за ограничение могущества церкви. Эта борьба привела к компромиссу м-ду гос- вом и церковью: земельные владения церкви были урезаны, а виз-кий импер-р стал признанным главой православной церкви. Вообще история Виз-кой империи исходила из культа импер-ра, правитель В. совмещает духовное и светское начала на одном посту. Христос представляется императором небесным в отличии от императора земного. Первые хр-не собирались в катакомбах. Хр-тво зарождалось как аскетическое направление, но в В. примешивался культ импер- ра. Строительство храмов прославляло импер-ров. Иконоборство разрушило памятники иск-ва и принесло значительный вред к-рному развитию В. Во времена иконоборства в ар-ру проникают влияния мусульманского зодчества. Особенности хр-ва: единый бог, этот бог есть надмирный творец и властелин мира. Хр-кая к-ра открывает и обосновывает значимость чел-кой личности, твор-ва и свободы. Хр-тво берет свое начало в иудаизме(религия древних евреев). В основе хр-тва лежит идея о том, что чел-к создан богом по «образу и подобию своему», личностью обладающем свободы и тв-ской способностью. Высшей религиозной целью хр-тва явл. спасение. Хр-ская нравственность исходит из самоценности личности и неразрывной связи добра, истины и свободы. В хр-стве нравственные нормы обращены не к внешним делам и не к внешним проявлениям веры, а к «внутреннему чел-ку». Высшая нравственная инстанция - совесть. Вера в бессмертие души играет огромную роль в хр-ве, она призвана дать чел-ку не только знания, но и непосредственное ощущение силы нравственных норм хр-ва. Важнейшей составной частью хр-ва явл. эсхатология- учение о конце света , Страшном Суде и т.д. Хр-во сформировало новый смысл природы и чел-кого бытия, кот. стимулировали развитие нового иск-ва, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|