РУБРИКИ

Культура древних цивилизаций (Шпаргалка)

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Культура древних цивилизаций (Шпаргалка)

используют только линейную композицию. Основатели. Р В. :Мазаччо,

Донателло, Брунеллески. Эпохе Р.В. чужда, свойственная В.В. и идеализация

чел-ка. Основной мотив эпохи- восхищение перед античностью. Сущ-ную роль в

переломе от готики к Р. сыграли теоретические исследования Брунеллески.

Донателло впервые занялся системным изучением чел-кого тела, он разработал

индивидуальный портрет в скульптуре. Мазаччо реформатор раннего В. он

использовал светло теневое моделирование и разработал новые перспективы.

Завершает Р.В. тв-во Леона Батиста Альберти, итл. архитектора , ученого и

писателя. Он был архитектором- теоретиком. Важное значение в утверждении В.

имели его теоретические трактаты(«О живописи» «О статуе»). Творчество

Альберти свидетельство возникновения структурно математических построений.

В.В.- золотой век итл. иск-ва (1500-1530гг.).Ф-фские основы В.В.

представлены работами Помпонацци, кот. развивал учение о связи мышления с

чувственным восприятием. Геометризм Р.В. прибавляется стремление к

передаче внутреннего мира чел-ка. Разрабатывается воздушная перспектива,

приемы светотени. Иск-во ВВ отличается масштабностью, выделяется тенденция

к синтезу и обобщениям. В произведениях худ-ков основное место занимает

образ идеального прекрасного чел-ка, совершенного физически и духовно. Иск-

во В.В. представляют 3 худ-ка: Леонардо да Винчи, Микеланджело де

Буанарроти, Рафаэль Санти. Основателем ВВ считается Леонардо да Винчи. Его

работы отличает универсальность. Большое внимание он уделяет понятию

гармонии. Наиб. известными работами Леонардо: «Мадонна в скалах», «Мона

Лиза», «Тайная вечеря», «Иоанн Креститель». Выдающимся представителем итл.

Р. был Санти, творчество кот. оставило глубокий след в иск-ве. Иск-во

Рафаэля более всего выражает классич. ВР. Наиб. знаменитая его работа-

«Сикстинские мадонны». Кульминации эпохи В было творчество Микеланджело де

Буанарроти. Для тв-ва Микеланджело хар-рен титанизм. Пиком тв-ва Мик. Был

потолок Сикстинской капеллы.

24. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии». Под Пр.

понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма,

связанное с борьбой против феодальных порядков. Хар-рной чертой Пр. было

стремление его представителей к перестройке всех общ-ных отношений на

основе разума, равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало

из «природных прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум.

Изменения в соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир

людей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла лит-

ра. В период Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. Для эпохи Пр. хар-но

наличие худ. направлений, кот. переплетались: сохраняются барокко и

классицизм, возникает рококо и романтизм. Основным направлением в ар-ре был

классицизм - наследование ар-ры древних Греции и Рима. Широко использовался

в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его рук-ством было построено

огромное кол-тво сооружений, великим его достижением был собор Св. Павла,

кот. считается шедевром мир. ар-ры. Хар-рной особенностью развития ар-ры

было сооружение огромных строений гос-ного и гражданского назначений,

распространяется «галантный» стиль во внутренней и внешней отделке дворцов,

замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль

«рококо», получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного иск-

ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание комфорта для того

чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра

во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во

время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях,

как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все

это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи

Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь

Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для людей

эпохи Пр. были сады и парки. В них конструировался утопический мир,

альтернативный сущ-щему, отвечавший представлениям времени об этических

идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и чел-ка, людей м-ду собой,

свободы и самодостаточности чел-кой личности. В композиции парков включ.

библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только

богам, но и чел-ским чувствам - любви, дружбе. Можно рассматривать худ-ную

к-ру 18в. как период ломки воздвигающейся веками грандиозной худ-ной

системы, в соотв. с кот. иск-во создавало модель жизни более значительную,

чем земная жизнь. Перед худ-ком впервые открылась возможность свободы

наблюдения и тв-тва. Особенно модной была «галантная живопись», кот.

изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей

(Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые стилистические формы

классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Классицизм

означал подчинение чел-ка общ-ной системе. Развивающийся романтизм

стремился к максимальному усилению индивидуального личностного начала. Как

в «галантной живописи», так и в классицизме идет тема возвеличивания импер-

ров и знати, а новый романтизм акцентировал внимание на народе.

Представитель романтизма Ф. Гойя. Одной из важнейших хар-тик к-ры эпохи Пр.

явл. процесс вытеснения религиозных начал иск-ва светским, отражающая

повседневность наблюдения худ-ка за реальной жизнью людей, она получает

широкое распространение и стремится занять главное место в иск-ве. Парадный

портрет уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи

появляется «пейзаж настроения»(Ватто, Гейнсборо, Гварди). Восприятие,

настроение, отраженное в эскизе устанавливает непосредственную связь между

зрителями и худ-ком: рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные

полотна. В работах худ-ков усиливается декоративное понимание цвета:

картина должна украшать то место, где она находится. Сущ-ной стороной эпохи

Пр. было запечатление худ. ср-вами ощущений и наслаждений чел-ка. Важное

место в иерархии духовных ценностей занимает музыка, поражающая чел-ка

масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков чел-кой души. На

развитие музыки эпохи Пр. оказали влияние барокко и классицизм. Вершиной

муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и Моцарта. Основоположником классицизма во

французской музыке был Люлли. Во Франции и Италии достигает расцвета опера,

в Германии и Австрии - оратория и месса( в церковной к-ре) и концерт (в

светской к-ре).Также развивается опера, балет, народное песенной тв-во,

музыкальный комедийный театр. Одним из ярких примеров оперного иск-ва явл.

опера Моцарта «Волшебная флейта». Эпоха Пр. является важнейшим поворотным

пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы

соц.-полит. и к-рной жизни.

26. Развитие культуры в Европе 19в. было связано с 3 худ-ными

направлениями: классицизм, романтизм, реализм. Классицизм 19в. имеет новое

содержанием. Его ис-во выразительно рационалистическое. В тв-тве

классицистов преобладали сюжеты, в кот. воплощались идеи о необходимости

подчинения индивидуальных интересов интересам страны, об-ва, полит. и

религиозного движения. Поэты нового классицизма - Гете («Римские элегии»,

«Эгмонт») и Шиллер(«Разбойники», «Доступность и любовь»). В этих

произведениях ощущается ориентация на высокие идеалы античности,

рационалистическое выражение образов переплетается с тонкой лирикой.

Возвышение классицизма было кратковременным, он постепенно переходил в

официальное искусство, которое теряло связь с реальной жизнью. Одновременно

в классицизмом возникло, а позднее и вытеснило его др. направление -

романтизм. романтикам было присуще чувство радикального обновления мира,

участие человека в тайном богатстве и безграничных возможностях мирового

бытия. Энтузиазм основанный на вере во всемогущество чел-кого духа, одна

из характерных черт романтического мировосприятия. Романтики мечтали о

разрешении проблемы мирового противоречия бытия. Различие м-ду идеалом и

действительностью ярко выражено в романтизме. Представители: Лермонтов,

Байрон, Эдгар Алан По. Романтики открывают глубину дух-ного мира человека.

Хар-м для романтизма есть защита свободы, суверенности, проявления интереса

к проблеме нац. духа и нац. к-ры, а также своеобразность разных

исторических эпох. Появился жанр исторического роман(произведения Джеймса

Фенимора Купера, Вальтера Скотта, Гюго). Объектом внимания

западноевропейских романтиков были история и фольклор Украины( образ

гетмана Мазепы). Романтизм во многом напоминает культуру барокко. Романтики

обращали внимание на народное тв-во, использовали сюжеты, образы, языки,

присущие народным песням, балладам, эпосу( сказки Г.Х. Андерсена, сонаты и

этюды Шопена). Музыка занимает особое место в романтизме. Критическое

отношение к сущ-щим общ-ным порядкам, стремление усовершенствовать мир,

сделать его более человечным рассматривает не столько углубленность в

фантазии, идеальный мир в мечте, сколько реалистическое осмысление

действительности с целью поисков практических путей ее изменения.

Постепенно зарождается реализм. Он постепенно завоевывает основные позиции

в лит-ре, образовательном иск-ве, театре, музыке. Реализм как направление к-

ры представляет собой объективное изображение человеческих хар-ров и

условий жизни. Реализм выполнил критическую ф-цию относительно сущ-щих общ-

ных порядков. В 40-х гг. появляется направление критического реализма.

Литературным жанром критического реализма становится роман, который дает

возможность раскрыть широкую панораму общ-ной жизни, проследить психологию

героев в разных жизненных ситуациях. Становление реализма осущ-лось

постепенно. Сначала реализм был тесно связан с романтизмом («Шагреневая

шкура» Бальзак, «Пармский монастырь» Стендаль, романы Диккенса). Вместе с

этим типичные романтические мотивы все больше переходили в

реалистические(«Красное и черное» Стендаль). Стремление в образовании

реалистического мировоззрения 2 пол. 19в. выразило себя в ф-фии. На волне

научной революции расширяется позитивизм, который становится одним из

ведущих направлений ф-фской мысли. Возникновение позитивизма связано с тв-

вом Огюста Конта. Он раскрыл идею франц. социолога Сен Симона о 3 стадиях

интеллектуальной революции человечества. Другой лидер позитивизма англ. ф-ф

и социолог Г. Спенсер. Основным законом соц-го развития он считал закон

выживания наиболее приспособленных общ-в. Позитивизм сыграл значительную

роль в становлении культуры 19в.

25. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии». Под Пр.

понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма,

связанное с борьбой против феодальных порядков. Особое место в этой

исторической эпохе отразилось в полученных ею эпитетах: «век разума»,

«эпоха Пр.». Распространение идеалов протестантизма, бурное развитие

естествознания, нарастание интересов к научным и ф-фским знаниям за

пределами лабораторий - это лишь некоторые наиболее значимые приметы

времени. 18 в. громко заявляет о себе выдвигая новое понимание основных

доминант чел-кого бытия: отношение к Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и

новое понимание самого человека. Хар-рной чертой Пр. было стремление его

представителей к перестройке всех общ-ных отношений на основе разума,

равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало из «природных

прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум. Предписывая все

св-ва чел-кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия

этой эпохи подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот.

способствовали торжеству добродетели и вселенского счастья. Изменения в

соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир людей, повлияли

на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла лит-ра. В период

Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния

проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании,

Германии, Польше, России, даже Англия признает авторитет французской

культуры. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном

развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной

жизни. Для эпохи Пр. хар-но наличие худ. направлений, кот. переплетались:

сохраняются барокко и классицизм, возникает рококо, ампир. Основным

направлением в ар-ре был классицизм - наследование ар-ры древних Греции и

Рима. Широко использовался в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его

рук-ством было построено огромное кол-тво сооружений, великим его

достижением был собор Св. Павла, кот. считается шедевром мир. ар-ры.

Распространяется «галантный» стиль во внутренней и внешней отделке дворцов,

замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль

«рококо», получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного иск-

ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание комфорта для того

чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра

во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во

время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях,

как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все

это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи

Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь

Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для людей

эпохи Пр. были сады и парки. Перед худ-ком впервые открылась возможность

свободы наблюдения и тв-тва. Особенно модной была «галантная живопись»,

кот. изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей

(Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые стилистические формы

классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Классицизм

означал подчинение чел-ка общ-ной системе. Развивающийся романтизм

стремился к максимальному усилению индивидуального личностного начала.

Представитель романтизма Ф. Гойя. Классицизм также оказал влияние на

развитие музыки эпохи Пр. Вершиной муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и

Моцарта. Основоположником классицизма во французской музыке был Люлли.

Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы,

повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни.

29. В 9-19вв. в восточной Европе сформировалось раннефеодальное гос-во -

К.Р. с усилением соц-ного развития язычество перестает выполнять свою

основную ф-ция, на смену ему приходит христианство. На Руси еще до прихода

христианства зарождается письменность, складываутся моральные и правовые

нормы, развивается ар-ра, скульптура. Древняя Русь славится деревянными

скульптурами, в Киеве из дуба сооружен Софиефский собор, утонченности

достигли ювелиры(браслеты, кольца, коралловые ожирелья). Популярной было

музыка, особенно тв-во скоморохов. К 12-13вв. древнерусская культура

достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной

территории Вост. Европы. В К.Р. возник свой особенный жанр лит-ры -

летопись. Известным истор. произведением и выдающейся леторпись среди

сохранившихся есть «Повесть временных лет»(1113г. Нестор).Русские города

стали соучастниками создания общеевропейского романского худ-ского стиля. В

основе этих достижений - успехи в развитии материальной и духовной культуры

предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло.

Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия

христианства по заказам гос-ва, князей в городах начинается каменное

строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего

зодчества: Богородицу Десятинную, Софийские соборы в Киеве, Новгороде,

Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов

были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное

отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось

традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Все центральное

пространство храма в плане образовывало крест. Особенность зодчества К.Р.

проявлялось, с одной стороны, в следовании византийским традициям, с др. -

сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей

в ар-ре. Так, в 1 каменной церкви - Десятичной - наметились такие

нехарактерные для Византии черты, как многокупольность, пирамидальность -

это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенного на камень.

Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым эл-том украшения

были иконы. Где бы ни обучались русские худ-ки, они перенимали лишь

технику, интересовались стилем. Уже в 12в. русские иконописцы создают

оригинальные худ-ные композиции, неизвестные в Византии. Самой почитаемой

на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона

стала своеобразным символом Руси. Худ. наследие К.Р. сохраняло значение в

кач-ве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в

творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили

самостоятельное развитие. В целом, древнерусская цивилизация Киевского

периода по своим типологическим чертам мало чем отличалась от

раннефеодальных цивилизаций Зап. Европы. Их сближали преобладающие

технологии материального производства, городской хар-р культуры,

единообразие многих ценностных ориентаций. Православный хар-р русского

христианства и тесные эк-ские, полит., к-рные связи с Византией, определили

стилевую специфику цивилизации Др. Руси. В первые века К.Р. по многим

культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как

«дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общ-ного

устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к Центр. Европе.

23. Глубокие изменения в соц.-полит. и духовной жизни Европы, связанные с

зарождением и становлением буржуазных эк-ских отношений обусловили основные

доминанты культуры 18в. Особое место в этой исторической эпохе отразилось и

в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Пр.». распространение

идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание

интересов к научным и ф-фским знаниям за пределами лабораторий - это лишь

некоторые наиболее значимые приметы времени. 18 в. громко заявляет о себе

выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к

Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и новое понимание самого человека. Эпоха

Пр. по праву может быть названа «золотым веком утопии». Пр. прежде всего

включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему,

«рационально» преобразовывая полит. и соц. устои. Предписывая все св-ва чел-

кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия этой эпохи

подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот. способствовали

торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская

культура не рожала такого кол-ва романов, трактатов, описывающих идеальные

общ-ва, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических

сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Предложенный мыслителями

18в. идеал общ-ного устройства использовался для сокрушительной критики сущ-

щего порядка вещей. в 18в. Франция становится гегемоном духовной жизни

Европы. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния проявляются с особой силой.

Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России, даже

Англия признает авторитет французской культуры. 18в. отодвигает на 2 план

как религиозные, так и нац. различия, обращаясь к чисто человеческому

содержания культуры. Иск-во 18в. стремиться отойти от возвышенного к

простому, соизмеримому с человеком в его повседневной жизнью. Эта

«соизмеримость» появляется в ф-фии и в науке. Частная жизнь, интимные

чувства и эмоции противопоставляется холодной официальности, фальшивой

торжественности и претенциозной возвышенности. Для мыслителей эпохи Пр. был

хар-рен универсализм тв-ских и жизненных интересов. Они сочетали ф-фские

мысли с юношеской влюбленностью в поэзии, увлеченность естественнонаучными

и матем-скими исследованиями - с постоянным участием в общ-но-полит. жизни

своих стран. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном

развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной

жизни.

21. Термин «барокко»(химера) ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в

конце 19в. Это направление западноевропейской культуры, которое

сформировалось после кризиса Возрождения. Барокко означает общую тенденцию

в динамизме, отражает мир в изменчивости и движении. 17в.переходит от

классического восприятия к преимущественно живописному, от аспекта

устойчивости пребывания к аспекту подвижности, протекания во времени. Для

барокко присущ худ- стиль, который характеризуется аффектной динамикой,

патетикой, ему присуща театральность, зрелищность, иллюзионизм,

столкновение фантазии и реальности, широкое использование антитез,

гипербол, сложных метафор, стремление к экзотике, к невиданному и

необычному. Эстетика барокко утверждала метафоры. Барокко вошло в ар-ру и

музыку, строительство и лит-ру, декоративное искусство. Широко

распространено в Италии, Испании, Германии, Фландрии. Рим более всего город

барокко. Хар-ной чертой ар-ры барокко есть фасад, ориентированный на

живописную связь с внешним окружением (деление на ярусы, полуколонны,

колонны), ар-рный фасад создает впечатление перетекаемости, густоты форм. В

сооружениях стиля присутствует необычная сложность, в планах преобладают

кривые линии, стены зданий выгибаются, из них как будто вырастают карнизы,

окна отделаны разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая

пышность и богатство дополняются скульптурой, главным образом

аллегорическими группами, росписью, мраморной и бронзовой отделкой.

Перспектива, анатомия и ракурсы перестали быть проблемой для худ-в барокко.

Наиболее используемый эффект барокко - эффект оптической иллюзии.

Выдающийся скульптор и ар-р барокко - Бернини Лоренцо (площадь перед

собором Св. Петра), сделавший первую попытку изобразить динамику в статике.

Еще одним представителем барокко был Караваджо, который был не принят

католической церковью, а признан аристократией. Возникает целое направление

в иск-ве караваджизм, повлиявшее на 18-19вв. Характерной чертой барокко

были фонтаны. Одновременно разрастается садовое искусство, вокруг домов

разбиваются сады. Много образцов барокковой ар-ры сохранилось во Львове.

Это костел иезуитов( Якобо Бриано) и доминиканский костел (Ян де Витте),

королевский арсенал (Павл Гродзицкий). Формирование и распространение

культуры барокко ознаменовалось утверждением взглядов на жизнь как драму.

Если жизнь представляется драмой, то надо приукрасить каждое ее мгновение,

сделать ее не только духовной, но и чувственно насыщенной, поэтому трагизм

мировосприятия барокко ограниченно переплетался с гедонизмом.

22.В 17 в. происходит мировоззренческая революция, рушится традиционная

картина вселенной. Великий итл. физик механик и астроном Галилей

сконструировал зрительную трубу и с ее помощью увидел новую огромную

вселенную. Нем. астроном Кеплер обобщил астрономические наблюдения в мат.

формулах, открыл 3 закона движения планет, кот. получили наз. законов

Кеплера. Важную роль в решении проблем методов научного познания сыграл

англ. ф-ф и гос. деятель Ф. Бекон, кот. противопоставил схоластике новые,

метод научного познания, кот. базируется на рациональном анализе опытных

данных. Самым гл. общекультурным наследием научной револ.17 в. - изменение

схоластического миропознания на опытное и мат-ское. Углубились различия м-

ду наукой и религией. Одновременно религия оставалась гл. дух. регулятором

массовой традиционной народной к-ры и науки. Наступает развитие и подъем

худ. к-ры. Столетие, начало кот. связано с творчеством Шекспира и

Сервантеса, представлена именами Лопе де Вега, Педро Кальгерон де ла Барка,

Пьер Кальнель и Джон Мильтон, Мольер. Большое значение на этом этапе

принадлежит живописцу Караваджо, кот. считается одним из основателем

реалистического направлением в европейском худ-ве. Караванджизмом

восхищались Рубенс, Веласкес, Рембрандт. В тогдашней Итл. бурно развивается

скульптура и ар-ра. Общая картина развитие иск-ва отличается большой

сложностью. В иск-ве сосуществуют бунтарный разрыв Караваджо с традициями

во имя утверждения жизненного, иногда грубого реализма и рационально-

мистическое иск-во Бернини, необыкновенная чувственность образов Рубенса и

слож. этическая проблематика Пуссена, трагизм Рембрандта и

многозначительность Веласкеса. Новые искания в худ-ве красочно воплотили в

своем творчестве Рубенс и Рембрандт. Нидерланды распались на Фландрию и

Нидерланды. Фламандское иск-во жизнерадостно. Фламандское иск-во - это

прежде всего произведения Рубенса. В его творчестве слились в единое целое

худ. традиции севера и юга Европы, итл. и фламандской живописи. Его работы:

« Союз Земли и Воды », «Персей и Андромеда», «Аллегория мира». Он

использовал мифологические сюжеты для изображения сильных и прекрасных

людей, кот. была свойственна духовное могущество. Рубенс владел высокой к-

рой и широкими знаниями. Он привил барокко относительную вольность нравов,

простодушно-грубоватую чувственность. Рубенс - худ-к цвета. Творчество Ван

Дейка - ученика Рубенса - очень красочно. Ему удалось выйти на стезю своей

гениальности. В иск-ве Голландии установилась классификация жанров: бытовая

(комнатная) живопись; пейзажный, портретный и натюрмортный жанры.

Представителем комнатной живописи были Питер де Хох (открывает парадокс

рамки как прием), Тербарх. Искусство Голландии представлено работами

Рембрандта. Новизна картин Рембрандта лежала в реалистическим изображением

людей , глубоком изображении их внутреннего духовного мира. Он ввел в

живопись новые приемы- сочетание красочных цветовых отблесков и широких

теней, светотень у Рембрандта - это сияние во мраке. Тень создает

впечатление не только пространственной глубины, но и глубины временной. Его

шедевры: «Возвращение блудного сына», «Даная», «Мужчина в красном». Но его

творчество было признано только после его смерти. В Испании сущ-ет школа

караваджистов. Ар-ра представляет собой сочетание готики с чертами

готического иск-ва. Появляется стиль платереска (ювелирный стиль) -

заимствование арабского иск-ва. Испанская к-ра представлена тв-вом великого

испанца Диего Веласкеса («Именины»), придворного живописца испанского

монарха. Рембрандт помещает фигуры в световоздушную среду, от чего

очертания объемов, реальность предстает такой, какой она является глазу.

Мировоззренческие и моральные разногласия эпохи, обострение полит. и

идеологической борьбы - все это получило выражение в распространении и

противоборстве 2 господствующих в 17в. худ.-эстетических течений - барокко

и классицизма. Расширение классицизма во Франции в 17в. было связано с

литературно-драматургической деятельностью: Мольера, Корнеля, Росси. Этот

стиль нашел воплощение в поэмах и сатирах Боало, Лафонтена и др. Одним из

первых представителей классицизма был Ф. Молерб, который содействовал

выработке норм франц. лит-ного языка. Как ар-рный стиль, классицизм получил

свое самое красочное выражение в резиденции франц. королей Версале - едином

ансамбле дворцов, павильоном, аллей, каналов, статуй, фонтанов. На его

сооружением работали известные ар-ры: Лево, Ардуэн-Мансар, Габриэль и др. В

живописи 17в. идеи классицизма вполне воплотились в творчестве Пуссена и

Лоррена.

18. Эпоха В. - время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся

произведений. Это время перехода от феодального общ-ва к буржуазному. В

зарождаемой системе ценностей и духовной к-ре на 1 план выдвигаются идеи

гуманизма. Культура В. - это обращение к античности, возрождение античного

идеала человека, понимание красоты как гармонии и меры, переход к пластике

от средневекового символизма. Антропоцентризм и прославление прекрасного

человека были близки европейскому гуманизму. К-ра Р. формировалась как

отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не проявиться влияние

средневековой культуры. Это преобладание библейских тем сюжетов, влияние

схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь. В. -это время

выдвижения на 1 план живописи из-за стремления иск-ва Р. познать и

отобразить реальный мир, его красоту и разнообразие. Хар-рной чертой Р.

была тесная связь науки и искусства. Это обусловило титанизм личности В.:

мастера Р., особенно Высокого, совмещали в себе и худ-ков, и поэтов, и

инженеров, и музыкантов. Наиболее яркими примерами титанов В. можно назвать

Леонардо и Микеланджело. Эти мастера представляют два полюса В. Они сходны

лишь в том, что после них не было и не могло бы быть продолжения в рамках

стиля Р., после них была новая эпоха, новое направление как в культуре, так

и в миропонимании. А в остальном, это 2 противоположности, как в иск-тве,

так и в хар-ре и судьбе. Если у М-ло все его замыслы, какими бы гениальными

и грандиозными они не были, остаются в пределах его физ-ских возможностей,

выполнимые пусть ценой нечеловеческих усилий. В большинстве случаев они

были осуществлены, т.к. для М-ло невыполнение чего-либо было огромной

душевной мукой. Материализация, пластическая определенность были более

всего важны для него. Но в тв-ве М-ло присутствует внутренняя

незаконченность. Для Л-до же незаконченность вообще не трагедия, она не

ставит под сомнение его тв-ского гения. Его более интересовало начинание,

поиск решения проблемы, а когда он видел выход, то завершение работы

переставало его интересовать. М-ло был не только великим худ-м, но также

поэтом, полит. деятелем. Будучи неуверенным в себе меланхоликом, неряшливым

и угрюмым, очень замкнутым и болезненным, в своем тв-ве он предстает

титаном как физически, так и духовно. По словам Вазари, М-ло тяготился

своим гением, а стремление к завершенности заставляло его работать до

изнеможения. Нет худ-ка более материального, чем М-ло, потому что избыток

духа порывается осущ-тся в избытке плоти, вздувая мышцы, распирая торсы

изнутри. Л-до был полной противоположностью М-ло. Хотя он был не так богат,

но всегда был изысканно одет, краси, располагал к себе сердца. Для Л-до

главное постижение всего в мире до последнего предела. По своему строю тв-

ского мышления - это отстраненный, наблюдающий ум. Он не в силах был

ограничится живописью и вообще иск-вом. Он был инженером, конструктором.

При встрече короля Франциска 1 Л-до сконструировал механического льва,

который прошел по залу 200м, а когда остановился перед королем из его

груди посыпались лилии, символ власти французских королей. Если М-ло можно

назвать самым гениальным худ-ком В, то Л-до - самым великим замыслом худ-ка

Р. М-ло материализовал дух, а Л-до одухотворял природу. Если Л-до и М-ло

можно представить как 2 полюса В., то его серединой можно назвать Рафаэля.

Именно его тв-во наиболее полно выразило все принципы В., оно уложилось

внутри Р. искусство Р-ля на все времена стало символом «гармонии»,

воплотило ее в себе. Но титанизм личности относится ко многим деятелям В.,

таким, как основатель и крупнейший представитель северного В. А. Дюрер,

итал. историк, поэт, ф-ф и дипломат Макиавелли, гуманист Пико делла

Мирандолла и др.

19. Эпоха В. - время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся

произведений. Это время перехода от феодального общ-ва к буржуазному. В

зарождаемой системе ценностей и духовной к-ре на 1 план выдвигаются идеи

гуманизма. Культура В. - это обращение к античности, возрождение античного

идеала человека, понимание красоты как гармонии и меры, переход к пластике

от средневекового символизма. Антропоцентризм и прославление прекрасного

человека были близки европейскому гуманизму. К-ра Р. формировалась как

отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не проявиться влияние

средневековой культуры. Это преобладание библейских тем сюжетов, влияние

схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь. В. -это время

выдвижения на 1 план живописи из-за стремления иск-ва Р. познать и

отобразить реальный мир, его красоту и разнообразие. Характерной чертой Р.

была тесная связь науки и искусства. Своеобразный хар-р имело сев.

В.(Германия, Нидерланды, Франция). Оно отстает от итальянского на целое

столетие. В иск-ве сев. В. больше средневекового мировоззрения, влияния

религии, символики. Ф-фской основой сев. Р. был пантеизм, который не

отрицая Бога как бы растворяет его в природе. Основателем и крупнейшим

представителем сев. В. был Альбрехт Дюрер. Он был теоретиком иск-ва, первым

в Германии создал труд о перспективе. Дюрер был автором множества картин,

гравюр, гравюр на дереве, рисунков и акварелей. Влияние пантеизма

обусловило появление пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие

пейзажисты - А. Дюрер, Л. Кранах. В иск-ве сев. В. также получил развитие

портрет. Немецкие портретисты были безразличны к красоте, для них главное -

передать хар-р, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда - в

ущерб красоте, идеалу. Крупнейшие портретисты: в Германии - Дюрер,

Гольбейн, в Нидерландах - Ян ван Эйк, ван дер Вейден, во Франции - Фуке. В

рамках сев. В. возникает и развивается (прежде всего в Нидерландах) бытовая

картина. Крупнейшим мастеров этого жанра был Питер Брейгель, писавший сцены

из крестьянской жизни. Нидерландских худ-ков отличала крайняя тщательность

письма. В сев. В. главное место заняли вопросы религиозного

совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Сев.

гуманизм привел к Реформации и протестантизму.

30. На смену кризиса Ренессанса приходит барокко. Термин «барокко»(химера)

ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в конце 19в. Это направление

западноевропейской культуры, которое сформировалось после кризиса

Возрождения. Барокко означает общую тенденцию в динамизме, отражает мир в

изменчивости и движении. Для барокко присущ худ- стиль, который

характеризуется аффектной динамикой, патетикой, ему присуща театральность,

зрелищность, иллюзионизм, столкновение фантазии и реальности, широкое

использование антитез, гипербол, сложных метафор, стремление к экзотике, к

невиданному и необычному. Эстетика барокко утверждала метафоры. Барокко

вошло в ар-ру и музыку, строительство и лит-ру, декоративное искусство. Хар-

ной чертой ар-ры барокко есть фасад, ориентированный на живописную связь с

внешним окружением (деление на ярусы, полуколонны, колонны), ар-рный фасад

создает впечатление перетекаемости, густоты форм. В сооружениях стиля

присутствует необычная сложность, в планах преобладают кривые линии, стены

зданий выгибаются, из них как будто вырастают карнизы, окна отделаны

разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая пышность и богатство

дополняются скульптурой, главным образом аллегорическими группами,

росписью, мраморной и бронзовой отделкой. Наиболее используемый эффект

барокко - эффект оптической иллюзии. Вторая пол. 17в. - это период развития

в укр. к-ре стиля барокко. В лит-ной жизни выделялись диалоги, диспуты,

памфлеты. Представители барокко были церковные деятели, писатели, ученые,

такие как Л. Баранович, И. Гизель, И Галятовский, Ф Сафонович, Вясинский.

Развивалась ораторская проза(К. Зиновьев, Г. Сковорода, И. Котляревский). В

развитии укр. стиля барокко можно выделить 3 этапа: ранний, зрелый и

завершительный. Укр. барокко впитало в себя все богатство европейского иск-

ва, умело объединив его с собственными эстетическими основами. Примером

раннего этапа укр. барокко была сложная композиция объемов сложных

сооружений. Второй этап хар-лся добавлением экспрессии, рисунков и

декоративной выразительности. В это время активно распространялись росписи,

лепка и цвет. София Киевская построена в этом периоде (Шедель). 3

завершающий период развития стиля укр. барокко представлен памятниками ар-

ры во Львове: костел иезуитов( Якобо Бриано) и доминиканский костел (Ян де

Витте), королевский арсенал (Павл Гродзицкий).. Большой вклад в развитие

этого периода сделали ар-ры европейской школы (Б. Меретин, Растрелли,

Меретин и Григорович -Барский). Ар-рные сооружения развивались под

влиянием, содной стороны, ар-рной эстетики европейского барокко, а с др.,

нар. традиций. Со 2 пол. 17в. расширяется монументальное строительство,

которое находит свое выражение в ар-ре строительства культа. Все укр-ское

барокко представлено вычурностью форм, фантазией. Музыка барокко отличается

с переливами. Барокко в живописи представлено многочисленной

орнаментностью, пышностью в одежде, на святых много золота, расшитые

наряды. Ярким представителем укр. живописи был И. Рудкович. В этот периол

развивается укр. портретный стиль, портрет являлся жанром светского иск-ва

и имел нац. особенность: привсей своей жизненности он сберег тесную связь с

иконописью. Стиль барокко представлен колокольней Киево-Печерской Лавры,

Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве(Мичурин). Гостиница

«Украина» построена в стиле эклектика: готика (вертикаль) + барокко

(орнамент из цветного кафеля и белая орнаментная лепка, сочетание белого с

голубы и золотым цветами), планировал ее постройку ар-р Растрелли.

Украинское барокко зачастую казацкое - собор в г. Новомосковске (Яков

Погребняк).

27. Натурализм (природа) стремился к объективным точным изобр-ям чел-кого

хар-ра, уделял большое внимание окружающей среде. Сложился во Франции. Для

натурализма хар-рны достижения естественных наук. Он базируется на ф-фии

Конта. Натурализм вводит понятие «природный детерминизм». Позднее это

понятие расширено французским писателем Э. Золя («Доктор Паскаль», «Человек-

зверь») в работе «Экспериментальный роман», кот. обосновывает новые

направления в лит-ре и хочет применить открытия естественных наук в лит-ре.

В 60-е гг. складывается школа натуралистов: Мопассан, Доде, которая сущ-ет

до конца 80-х гг., а к концу 90-х теряет теоретическую четкость. Предметом

изучения натуралистов явл. чел-к. В худ-ных произведениях чел-к выражается

как глав. критерий. Быт изображается во всех деталях, обосновывается

физиологическая основа психики. Изучение материального быта давало

возможность сосредоточиться на соц-льных особенностях чел-ка, насколько

среда влияет на чел-ка. Преобладает интерес к психологич. основам психики,

недоверие к абстрактным идеям, к кот. склонялись романтики. Для писателей

хар-но представление обусловленности судьбы чел-ка. Э Золя верил в науку,

прогресс. Натуралисты отказывались от морализаторства. Лит-ра как и наука

не имела права на выбор сюжета, не сущ-ло никаких канонов. В 60-70-е гг.

открылись новые темы, показывающие жизнь униженных и оскорбленных. Теория

натурализма Э. Золя - отказ ухд-ка от любой оценочной категории при

изображении фактов, абсолютный объективизм, беспристрастность, обращение

лит-ры и науки к запретным темам. Золя в своем романе создает полное

генеалогическое дерево с подробной хар-кой, населяет роман большим кол-вом

персонажей («Ругон-Мажкары» 1200 персонажей), выбирает для романа период

позора и безумия. После трагедии парижской коммуны взгляды Золя сильно

изменились, постепенно усиливается социальная линия. В России натурализм

представлен русской натуралистской школой (Белинский, Тургенев,

Достоевский). Для 19в. хар-но появление импрессионизма, связанного с

именами Монэ, Ренуара и Дега. Истоки импрессионизма связывают с именем

Моне, творцом, стремящимся к тому, чтобы передать свои впечатления («Восход

солнца», «Завтрак на траве»). Импрессионисты применяют новый м-д видения

мира. На их картинах мир представлен в движении, природа - в разнообразии,

главное внимание сосредотачивают на свете и цвете, отказываются от

традиционного понимания сюжета в пользу мотива. Символизм. Рождается во

Франции 60-70-х гг. в тв-ве Бодлера, Верлена и Рембо в недрах лит-ры и

проникает во все сферы к-ры. Символисты обращаются к духовному религиозному

миру человека, считали главным в тв-ве интуицию. Они определяли проблему

символа, который по их мнению объединяет земное, временное с другими

мирами, с глубиной души, с вечным и абсолютным. Симлистической образ

ознаменовал собой сущ-ние «царства тайн». Символисты мечтали о соединении

иск-ва и религии, которое должно стать обновлением свободного духа.

Символизм внес важный вклад в развитие к-ры 20в., особенно на иск-во

сюрреализма и экспрессионизма. Символизмом увлекаются Гаупжман, О. Уайльд,

Матерлин, худ-к Эдвард Муйк (картина «Крик», с которой связывают начало

символизма).

13. Виз-кая империя возникла на рубеже 2 эпох: гибели поздней античности и

рождением средневекового общ-ва, впоследствии распада Римской империи. Она

просуществовала до середины 15в. на протяжении своей тысячелетней истории

В. - центр своеобр. к-ры, формировавшейся под влиянием римских, греч. и

эллинистических традиций. Возник. виз-кой к-ры происх. в условиях

противопоставления идейной жизни ранней В. Это было установления идеологии

виз-кого общ-ва, оформлением сис-мы хр-кого мировоззрения. Виз-кое общ-во

- своеобразная система, кот. опирается на традиции языческого эллинизма и

христианства, кот. было провозглашено официальной религией. В христианской

идеологии выделяются 2 течения: аристократическое(связано с властвующей

церковью и импер-ким двором) и народное(образовалось на религигиозно-

этических взглядов народных масс). Вся духовная жизнь общ-ва складывается

напряженно: во всех сферах знания, в лит-ре, иск-ве наблюдается смешения

языческих и христианских идей, образов, взглядов, красочное соединение

языческой мифологии и христианской мистики. Вообще история Виз-кой империи

исходила из культа императора, правитель В. совмещает духовное и светское

начала на одном посту. Сначала была мозаика, потом фреска, потом икона. До

нас дошли представления о мозаике в Равенне. 3 категории В. эстетики: 1)

истина, 2) красота, 3) благо. Система света и система цвета применялись в

эстетике. Система света - это золотая система, т.е. золото фонов, лучей.

Система теплых цветов света создавала нежное живописное мерцание,

нейтрализуя реальные источники света. Золото превращалось в источник

нереального света, кот. возносит икону во внепространство, во временную

среду, усиливает оторванность от окруж. среды. Ассоциация символики цвета

сложна и многообразна(в иконографии сущ-вал канон): пурпурный цвет в

одеянии Иисуса Христа совмещает красный и синий, т.е. несовместимое,

Христос соединяет земное и небесное, возникает новый богочеловек(все

расколы основаны на выяснении первоприроды). В иконографии богоматери:

пурпурный, коричневый и зеленый. Белый цвет - чистота, отрешенность от

земного (особая штриховка лица, т.е. опред. сияние) ассоциируется с

предвечным безмолвием. Черный цвет - завершение деяния, знак скорби.

Зеленый цвет - юность и цветение. Темно-синий - непостижимые тайны, сильное

духовной очарование. Категория прекрасного должна быть организована,

система света и цвета отражает внутреннее состояние чел-ка.

12. Возник. виз-кой к-ры происх. в условиях противопоставления идейной

жизни ранней В. Это было установления идеологии виз-кого общ-ва,

оформлением сис-мы хр-кого мировоззрения. Виз-кое общ-во - своеобразная

система, кот. опирается на традиции языческого эллинизма и хр-ва, кот. было

провозглашено офиц. религией. В хр-ской идеологии выделяются 2 течения:

аристократическое(связано с властвующей церковью и импер-ким двором) и

народное(образовалось на религигиозно-этических взглядов народных масс).

Вся духовная жизнь общ-ва складывается напряженно: во всех сферах знания, в

лит-ре, иск-ве наблюдается смешения языческих и хр-ских идей, образов,

взглядов, красочное соединение языческой мифологии и хр-кой мистики. Полит.

и идеологический резонанс вызвали церковные реформы первых импер-ров из

Исаврийской династии. Впервые в истории В. столкнулись гос-во и церковь.

Иконоборство - борьба землевладельцев и части торговцев и ремесленников за

ограничение могущества церкви. Эта борьба привела к компромиссу м-ду гос-

вом и церковью: земельные владения церкви были урезаны, а виз-кий импер-р

стал признанным главой православной церкви. Вообще история Виз-кой империи

исходила из культа импер-ра, правитель В. совмещает духовное и светское

начала на одном посту. Христос представляется императором небесным в

отличии от императора земного. Первые хр-не собирались в катакомбах. Хр-тво

зарождалось как аскетическое направление, но в В. примешивался культ импер-

ра. Строительство храмов прославляло импер-ров. Иконоборство разрушило

памятники иск-ва и принесло значительный вред к-рному развитию В. Во

времена иконоборства в ар-ру проникают влияния мусульманского зодчества.

Особенности хр-ва: единый бог, этот бог есть надмирный творец и властелин

мира. Хр-кая к-ра открывает и обосновывает значимость чел-кой личности,

твор-ва и свободы. Хр-тво берет свое начало в иудаизме(религия древних

евреев). В основе хр-тва лежит идея о том, что чел-к создан богом по

«образу и подобию своему», личностью обладающем свободы и тв-ской

способностью. Высшей религиозной целью хр-тва явл. спасение. Хр-ская

нравственность исходит из самоценности личности и неразрывной связи добра,

истины и свободы. В хр-стве нравственные нормы обращены не к внешним делам

и не к внешним проявлениям веры, а к «внутреннему чел-ку». Высшая

нравственная инстанция - совесть. Вера в бессмертие души играет огромную

роль в хр-ве, она призвана дать чел-ку не только знания, но и

непосредственное ощущение силы нравственных норм хр-ва. Важнейшей составной

частью хр-ва явл. эсхатология- учение о конце света , Страшном Суде и т.д.

Хр-во сформировало новый смысл природы и чел-кого бытия, кот. стимулировали

развитие нового иск-ва, стали основой естественнонаучного и гуманитарного

познания.

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.