РУБРИКИ

Краткая характеристика культуры Древнего Египта

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Краткая характеристика культуры Древнего Египта

Краткая характеристика культуры Древнего Египта

Содержание:

Введение

1. Религия в Древнем Египте.

а) Представление о сотворении мира.

б) Пантеон богов.

в) Души египтянина.

г) Заупокойный культ. Книга мертвых.

2. Черты правовой системы.

3. Архитектура.

а) Храмовые сооружения.

б) Пирамиды.

4. Изобразительное искусство.

5. Язык. Письменность. Литература.

Введение

Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось

единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации,

которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или

шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре,

были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также

редкие периоды социальных потрясений. Еще одной важной особенностью

египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. В

Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и

создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники,

князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки.

Система усложнялась по мере столкновений с иноземцами. Завоевания в Нубии и

Сирии производили профессиональные войска, договоры с Вавилоном (и хеттами)

заключали опытные дипломаты, а каналы и дворцы строили специалисты-

инженеры, обучавшиеся с детства. Разветвленная система пережила вторжения

гиксосов и возродилась обновленной мощью.

Древний Египет — первая древневосточная цивилизация, ставшая после веков

забвения известной европейцам. Существенный фактор развития

древнеегипетской цивилизации составляли природные условия. Грандиозный

контраст между пустыней, лишенной жизни, и цветущим оазисом, которым страна

обязаны Нилу, может многое объяснить в миро представлении древнего

египтянина. Почва в долине Нила очень плодородна, и там издавна собирали

два урожая в год. Однако такой достаток локализовался лишь на территории по

течению Нила, составляющей 3,5% территории всего Египта, остальная же

территория представляет собой бесплодную пустыню. В долине Нила и сейчас

проживает 99,5% населения. Примерно такое же соотношение было и в эпоху

фараонов — недаром египтяне называли свою страну "даром Нила". Природные

условия способствовали изоляции страны, что в свою очередь обусловило

особенности картины мира древнего египтянина, в частности, характерный для

него феномен этноцентризма (в древнеегипетском языке слово "люди" означает

только "египтяне").

1.Религия в Древнем Египте

Представление о сотворении мира.

Разные теологические центры Древнего Египта, крупнейшими среди которых были

города Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы, выдвигали каждый свою

космологическую версию, обьявляя своего главного бога творцом мира, а всех

наиболее популярных в стране богов-созданными им или ведущими от него

происхождение. Общей для всех концепцией является только идея об

изначалином Хаосе.

Локальные божества-покровители городов или номов-считались творцами мира

только в пределах своих культовых центров: каждый из таких богов обычно

отожествлялся с каким-либо богом, почитаемым во всой стране.

Глиопольская космогония.

Политическим центром государства Гелиополь никогда не был, однако с эпохи

Старого царства и вплоть доконца Позднего периода город не утрачивал

значения важнейшего теологического центра и главного культового центра

солярных богов. Гелиопольская система, сложившаясь в 5 династию, была

наиболее распространенной.

Вначале был Хаос, который назывался Нун,--бескрайняя холодная водная

пустыня, объятая тьмой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя:

Первозданный Океан оставался неподвижным.

Но однажды из Океана появился бог Атум—первый бог во вселенной.

Мир по-прежнему был скован холодом и погружён в беспроглядную тьму. Атум

стал искать в Первозданном Океане твёрдое место — какой-нибудь островок, но

вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог

создал Холм Бен-Бен — Изначальный Холм.

Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра

достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом.

Обретя под ногами землю. Атум стал размышлять, что же ему делать дальше.

Прежде всего надо было создать других бопж Но кого? Может быть, бога

воздуха и ветра?-ведь только ветер сможет привести в движение этот мёртвый

Океан... Но если мир придёт в движение, то всё, что бы Атум после этого ни

сотворил, будет немедленно разрушено силами тьмы и вновь превратится в

Хаос. Бессмысленно было творить что-либо, будь то горы, растения, птицы,

животные или люди, до тех пор, пока в мире нет стабильности, и никто не

стоит на страже законов мироздания. Поэтому Атум решил, что одновременно с

ветром надо могущественную богиню, которая будет охранять и поддерживать

миропорядок. Тогда мир станет стабильным и будет защищён отныне и навсегда.

Приняв поле долгих раздумий это решение, Атум, приступил к сотворению

мира. Он создал Шу, бога ветра и Тефнут, богиню мирового порядка.

Но свет ещё не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма, и дети

Атума потерялись в Первозданном Океане. На поиски Шу и Тефнут Атум послал

своё Око. Пока оно бродило по водой пустыне, бог создал новое Око и назвал

его «Великолепным».

По одному из толкований этого эпизода, Атум отправил на поиски детей

правой Око—Солнце, и пока оно отсутствовало, создал левое—Луну.

Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От

радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм Бен-Бен и превратились в

людей.

Старое Око разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте.

Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую

миссию — быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-

Маат миропорядка.

С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах боги, а

потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солнечное Око в виде

кобры называется урей.

Взирая на мир с божественной короны, у ре и испускает ослепительные лучи,

которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем самым урей

защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат.

В некоторых варианах гелиопольского космогоничсского мифа упоминается

изначальная божественная птица Бену никем не сотворённая, как и Атум. В

начале мироздания Бену летал над водами Нуна и свил гнездо в ветвях вербы

на Холме Бен-Бен (поэтому верба считалась священным растением).

На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм города

Гелиополя — храм Ра-Атума. Символами сотворённого Атумом Первозданного

Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые медью или

золотом, сделались обителями Солнца и солнечного бога Ра в земных

святилищах.

Шу женился на своей сестре Тефнут. Они родили вторую пару богов: бога

земли Геба и богиню неба Нут. Нут родила Осириса, Хора, Сета, Исиду и

Нефтиду.

Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Нефтида и Сет составляют

Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.

Мемфисская космогония.

По преданию, передаваемому Геродотом, Мемфис заложил первый фараон Менес,

объединивший Северный и Южный Египет. Мемфис был столицей всю эпоху Старого

царства—до распада централизованного государства при 6 династии.

В начале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который

сам был землёй, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из

земли свою плоть—тело и стал богом.

Воссуществовав, Птах решил сотворить мир и богов. Сперва он воздал их Ка

и знак жизни «анх» . Этот иероглиф, означающий «жизнь», был

чрезвычайно популярен; даже в христианскую эпоху он фигурировал наряду с

христианским крестом. Сам по себе иероглиф изображает завязку для сандалии,

но он является «звуковым»--передающим не понятие, а сочетание трёх

согласных «анх». Затем он создал творческую силу будущих небожителей, дабы

они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его

творчестве. Птах решил, что он создаст всё сущее из своей собственной

плоти—из земли.

Творение свершилось так: в сердце великого бога возникла Мысль об Атуме,

а на языке—Слово «Атум»; бог произнёс это имя—и в тот же миг Атум родился

из Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения,--но

действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, воплощая её. По

воле Птаха Атум создал Великую девятку; Птах же дал всем богам могущество

и наделил их божественной мудростью. На том месте, где он творил мир,

впоследствии возник священный город Мемфис.

После того как мир был сотворён, Птах создал волшебные слова-заклинания и

установил справедливость на земле.

Птах построил города, основал номы, воздвиг святилища богов и установил

там их каменные изваяния, учредил священные празднества и назначил обряды

жертвоприношений. Боги вселились в свои статуи в храмах. Оглядев своё

творение Птах остался доволен.

Плоть и творческая сила этого величайшего бога пребывают во всём живом и

неживом, что есть на земле. Египтяне почитают его как покровителя

искусств, ремесел, кораблестроения и зодчества. Птах, его жена—грозная

богиня-львица Сохмет и их сын—бог растительности Нефертум составляют

мемфисскую триаду.

Гермопольская космогония.

Гормополь, столица пятнадцатого верхнеегипетского (заячьего)нома, важным

политическим центром не был. В эпоху старого царства назывался Унут—по

имени богини-покровительницы нома, изображавшей в облике зайчихи.

В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрешения: Бесконечность, Ничто,

Небытие и Тьма.

В некоторых источниках к «отрицательным» изначальным силам Хаоса

причеслябт три пары божеств: Тенему и его женская параллель Тенемуит(Мрак,

Исчезновение), Ниау и Ниаут(Пустота, Ничто), Герех и Герехт( Отсутствие,

Ночь).

Разрешительным силам Первозданного Хаоса противостояли созидательные

силы—четыре пары божеств, олицетворяющих стихии,--Великая Восьмёрка,

Огдоада. Мужские божества Восьмёрки—Хух(Бесконечность), Нун(Вода),

Кук(Темнота) и Амон(«Невидимый»—то есть Воздух) имели облик людей с

головами лягушек. Им соответствовали женские пары: Хаухет, Наунет, Каукет

и Аамоунет—богини со змеиными головами.

Боги Великой Восьмёрки плавали в Первозданном Океане Нуне. Из земли и

воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм—«Огненный

остров». Итак, на острове, из Яйца вылупился бог утреннего Солнца Хепри.

По другой версии, солнечное большинство, осветившее землю, пребывающую во

мраке, родилось из цветка лотоса, выросшем на Изначальном Холме; от радости

младенец Ра заплакал, и из его слёз, упавших на Холм, возникли люди; в

последствии на Холме возник город Гермополь. Эта версия получила

распространения во всём Египте.

В «Книге Мертвых» сохранились фрагменты ещё одной мифологической версии,

связанной с касмогонической доктриной Гермополя(но восходящей, очевидно, в

древнейшем, архаическим представлениям): Яйцо, из которого родился бог

Солнца, снёс на Изначальном Холме Великий Гоготун—белая птица, которая

влетела во тьму и нарушила вековечное безмолвие Хаоса Нуна. Великий Гоготун

изображался в виде булого гуся—священной птицы бога земли Геба.

Ра создал Шу и Тефнут—первую пару богов. От Шу и Тефнут произошли все

остальные боги.

Пантеон богов.

Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором

переплелись тотемистические представления и культ различных явлений

природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо,

солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину,

войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик

соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это

человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла).

Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное

божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной

местности это был крылатый диск,летящий по небу; в другой-огромный жук,

катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола

или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны Ра,

Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри-утренное

солнце, Ра-дневное, Атум-вечернее. Из различных вариантов солнечного

божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа - город

Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой,

увенчанной солнечным диском.С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-

25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра становится главным богом

пантеона и его культ приобретает общеегипетский характер. Он оттесняет

более древнего гелиопольского демиурга Атума, и обожествленный с ним ( Ра -

Атум ) становится во главе Эннеады (девятки) богов.Его стали считать

созидателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом царя. У

Ра есть несколько дочерей, которые отождествляли око Ра: Сехмет - грозное

око Ра, богиня войны, богиня-целительница; Тефнут-любимое око Ра, богиня

влаги; Хатор-солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви, веселья, музыки,

пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Помимо того, что

все боги ни считались дочерьми Ра, их объединяла “иконография”: все они

изображались в виде женщины с головой львицы.

Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее

великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии, 16-14 вв. до н.э.,

он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный

характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана

в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет

фиванскую триаду.

Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога-Атона. Именно с

ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV : он ломает

все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый

государственный культ Атона -солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон,

что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт

Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона

еретиком , разрушают его город , а имя его вычеркивают из списков

”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа

III значится Хоремхеб.

Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное

время года; когда он прекращался, начинался бурный рост растительности.

Эти явления природы отразились в следующем повествовании: дочь Ра Тефнут

поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра,

скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота, которые стали

павианами. Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они

успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На

радостях она вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение

природой новых богатых плодов.

Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался “днем

виноградной лозы и полноты Нила”.

В наиболее знойное время года считалось, что солнце распаляется

гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет:

когда Ра состарился и “его кости стали из серебра, его плоть из золота,

волосы из чистой ляпис-лазури”, люди перестали почитать бога-царя и даже

“замыслили против него злые дела”. Тогда Ра собрал совет старейших богов

во главе с их прародителем Атумом, которые и решили наказать людей. На

них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, которая превратившись в

львицу, стала пожирать людей. При этом она так разъярилась,что ее

невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где

решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула.... Когда

же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подвигах...

Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой

подземного мира, огромным змеем Апопом.

Богом Нила был Хапи. Его символы - лотос и папирус. Его праздник

соединялся с началом разлива Нила.

Апис - бог плодородия в виде быка - черного, но с белым круглым пятном

на лбу и с особыми волосами на хвосте.Кроме того он был душой бога Птаха и

бога Ра.

Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана.Он известен как

один из прародителей рода людского,вылепив последних на гончарном круге. Он

же позаботился и о духовном двойнике человека.

Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее

эпитетах: “владычица плодородия”, «правительница закромов». Представала в

образе змеи или женщины с головой змеи. Праздник, посвященный богине

Рененутет, проводился в день окончания жатвы. А немного позже она

становится еще и богиней судьбы.

Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.

Онурис - бог охоты и войны.

Маат - богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде

женщины со страусовым пером на голове.

Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат.Его священные животные -

павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и палеткой

писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной, и в этом

божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря.

Сиа -богиня мудрости и познания, женщина, сопровождавшая бога Тота с

правой стороны.

Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался

покровителем ремесел и искусств.

Заупокойный культ. «Книга Мёртвых».

Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со

смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие

ипостаси его существа - имя (Рен), душа (Ба), вылетающая из тела в виде

птицы, двойник человека (Ка); именно судьба Ка связана с судьбой тела,

ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при

погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть

съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы.

В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений

египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают «поля блаженных»

(поля Иару), на которых умерший должен был совершить все земледельческие

процессы от возделывания земли до сбора урожая.

Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в

Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь

растений - умер Осирис –умерла природа; расцветет все весной - значит,

Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который

вершил свой суд.

Когда египтянин умирал, его относили к бальзамировщикам. Мастера-

бальзамировщики за 70 дней изготовляли мумию—ведь Исида 70 дней собирала

тело Осириса и мумифицировала его. Сперва парасхит вскрывает тело Сах,

омытое священной нильской водой; затем бальзамировщики извлекают

внутренности и опускают их в погребальные сосуды—каноны, заполненные

отварами из трав и другими снадобьями.

Коноты изготовлены в виде богов—сыновей Хора: Имсета, Хапи, Дуамутефа и

Кебехсенуфа. Эти боги родились из цветка лотоса; они—хранители сосудов с

мумифицированными внутренностями: Имсет—хранитель сосуда с печенью,

Дуамутеф—с желудком, Кебехсенуф—с кишками и Хапи—с лёгкими.

Затем бальзамировщики приступают к самой мумификации. Египтяне считали,

что все материалы, используемые бальзамировщиками, возникли из слёз богов

по убитому Осирису, с которым отождествился теперь умерший.

Бог ткачества Хедихати и богиня Таитет изготавливали белое полотно, чтобы

запеленать мумию. Бог виноделия Шесему даёт Анубису—Имиуту и сыновьям Хора

масло и притерания для бальзамирования. После то, как умерший упокоится в

своём вечном престанище, Шесему станет охранять его мумию от грабителей

гробниц и заботиться о нём самом в Дуате.

Родные и близкие усопшего должны внимательно следить, чтобы все обряды

были надлежащим образом соблюдены. Ка покойного не простит обиды за

пренебрежение к себе и будет преследовать свой рад, насылая беды на головы

потомков.

Очень часто египтяне писали письма к умершим родственникам и оставляли их

вместе с жертвенными дарами в гробнице. В них они просили об исцелении,

даровании ребёнка и прекращении преследования Ка умершего.

Если умерший был не богат, его мумию ложили в простой деревянный гроб. На

стенках гроба с внутренней стороны писали имена богов, которые проводят

покойного в Дуат, а на крышке—обращение к Осирису: «О Уннифер, дай этому

человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу сосудов вина».

Иногда изготавливали маленький гробик, в который вкладывали деревянное

подобие мумий и закапывали поблизости от богатого погребения, чтоб Ка

бедняка имел возможность питалться жертвенными дарами богача.

Гроб богача роскошно отделывали и в гробнице опускали ещё в каменный

саркофаг.

Погребальная процессия, оглашая окрестности, плачем и стонами,

переплывали Нил и высаживались на западном берегу. Здесь их встречали

жрецы, облаженные в одежды и маски богов Дуата. В сопровождении Муу,

исполняющих ритуальную пляску, процессия движется к некрополю.

Жрецы и Муу приводят процессию к гробнице. Здесь, совершив обряд

«отверзания уст», жрецы относят гроб с мумией в усыпальницу и устанавливают

его в каменный саркофаг. У южной стороны погребальной камеры ставится

канопа, изображающая Имсета, у северной—Хапи, у восточнй—Дуамутефа и у

заподной—Кебехсенуфа. Эти боги ассоциировались с Исидай, Нефтидой, Нейт и

Серкет—защитницами и хранительницами умершего, изображавшимися на

саркофагах в виде богинь с распростёртыми крыльями.

Вход в гробницу тщательно заваливают глыбами и щебёнкой и

замаскировывают, предварительно опечатав его печатью мекрополя.

Меж погребальными пеленами бальзамировщиками ложится амулет в виде Ока

Уджат, а на сердце –амулет в виде скарабея. Без этих амулетов не

воскреснуть для вечной жизни. Помогают воскрешению и амулеты в виде Ока Ра:

ведь покойный воскреснет подобно солнечному диску на востоке, рожденному

богиней Нут.

Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, в гроб ложили деревянную статуэтку

Шу.

В воскрешении умершего примут участие все боги, связанные с

деторождением: Исида, Хатхор, Рененутет, Бэс, Таурт, Месхент и Хекет.

Ка умершеко предстаёт перед судом Осириса. Здесь боги приступают к

взвешиванию его сердца на Весах Истины. На одну чашу Весов ложится сердце,

а на другую—перо богини Маат. Умерший произносит «Исповедь

отрицания»—перечесляет 42 преступления и клятвенно заверяет, что ни в одном

из них он не виновет.

125-я глава «Книги Мёртвых»

«Исповедь отрицания»

Я не чинил зла людям.

Я не нанёс ущерба скоту.

Я не совершил греха а месте Истины.

Я не творил дурного.

Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи.

Я не кощунствовал.

Я не поднимал руку на слабого.

Я не делал мерзкого пред богами.

Я не угнетал раба пред лицом его господина.

Я не был причиною недуга.

Я не был причиною слез,

Я не убивал.

Я не приказывал убивать.

я никому не причинял страданий.

Я не истощал припасы в храмах.

Я не портил хлебы богов.

Я не присваивал хлебы умерших.

Я не совершал прелюбодеяния.

Я не сквернословил.

Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё.

Я не убавлял от аруры.

Я не обманывал и на пол-аруры.

Я не давил на гирю.

Я не плутовал с отвесом.

Я не отнимал молока от уст детей.

Я ни сгонял овец и коз с пастбища их.

Я не ловил в силки птицу богов.

Я не ловил рыбу богов в прудах её.

Я не останавливал воду в пору её.

Я не преграждал путь бегущей воде.

Я не гасил жертвенного огня в час его.

Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.

Я не распугивал стада в имениях бога.

Я не чинил препятствий богу в его выходе.

Я чист, я чист, я чист, я чист!

Если во время исповеди стрелка Весов отклоняется, значит, покойный грешен и

боги выносят ему оправдательный приговор. Тогда грешное сердце отдают на

съедение страшной богине Амт—чудовищу с телом гиппопотама, лапами и гривой

льва, и пастью крокодила. Если же чаши Весов останутся в равновесии,

покойного признают «правогласным».

«Души египтянина»

Ка. Ах. Шуит. Ба. Сах.

Ка—Двойник, подобие человека. Человек и его Ка похожи, «как две руки»,

-поэтому слово «Ка» пишется иероглифом, изображающим две руки, поднятые к

верху:

Ка рождается дважды: в первый раз—вместе с человеком, и во второй—при его

жизни, когда будет изготовлена гробничная статуя Ка и жрецы совершат над

ней обряд «отверзания уст и очей», который наделит статую способностью

говорить, вкушать пищу и видеть свет.

Ка будет обитать в своём вечном жилище—в своей гробнице; туда ему будут

приносить жертвенные дворы и совершать ради него заупокойные службы.

«Проблемой Ка» египтология занималось полтора века, и за это время

учённые сделали множество ценных наблюдений, однако начиная с 1950-х годов

работы о Ка практически перестали появляться в печати, и « проблема Ка»

фактически была признана бесперспективной. Лишь в 1987 г. эта проблема была

разрешена русским египтологом А.О. Большаковым: как реально существующий

Двойник человека египтянами был истолкован образ этого человека, «живущий»

в сознании других людей. Для «оживления в памяти» какого-то образа

человеческому сознанию необходим внешний ассоциативный «толчок»,

напоминание,--этой целью у нас служат фотографии и этой же цели египтянам

служили гробничные изображения, в частности—статую покойного.

В эту теорию очень хорошо «вписывается» ещё одна «душа» египтянина— Ах,

буквально: «Светлый, Освещённый». Ах изображался в виде хохлатого ибиса: Но

это изображение лишь звуковой иероглиф, ни как не связанный с

представлениями об Ах. До недавнего времени о значении Ах и о связанных с

ним представлениях и верованиях египтологическая наука ничего определённого

сказать не могла. В свете же теории А. Большакова Ах есть «душа», которая,

в отличии от Ка, не рождается вместе с человеком, но которую он обретает

лишь после смерти путём ритуала «отверзания очей». Зрение, при помощи

которого «оживает» Ка, является необходимым условием потусторонней жизни,

ибо «слепая» статуя не может кормиться жертвенными дарами. Отсюда связь

солярных божеств жизнью и воскресением, а сил «тьмы» --со смертью и

небытием; отсюда и важность обряда «отверзания очей»--возвращение

способности видеть суть возвращения жизни. Эти представления позволяют

объяснить один из ключевых эпизодов египетской мифологии, когда убиты

Осирис «воскресает» благодаря тому, что его сын Хор даёт ему свой глаз.

Поскольку у убитого Осириса оба глаза оставались на месте, передача ему

глаза Хора не было компенсацией физического недостатка, ведущего к слепоте.

Осирис был слеп как всякий мёртвый, с глазом же Хора он обретал новой,

«искусственное» зрение. Осирис, получивший глаз, «оживает», так как

становится зрячим. Впрочем, «искусственный» характер этого нового зрения

всё –таки даёт себя знать: обретая активность, Осирис становится царём мира

мертвых, но в мир живых не возвращается. Ах, таким образом, означает

«Зрячий».

О значении «души» Шуит («тень»), к сожалению, ничего определённого

сказать пока невозможно. Изображалась она в виде тёмного силуэта; и

некоторые посмертные наказания за грехи включали в себя уничтожения Тени

грешника.

Ба—сокол с человеческой головой «жизненная сила» человека: человек

умирает, когда Ба покидает тело, выливает через рот, и оживает после

возвращения Ба в мумию. Поэтому и необходимо сохранить тело покойного

нетленным: что бы Ба мог обрести смою мумию.

Мумию для Ба бальзамировщики изготавливают из Сах—мертвого

тела, омытого водой Нила. Каждый, кто причинит увечье телу-Сах, подлежит

каре и презрению, даже парасхит—вскрыватель трупов перед мумификаций. Он

делает на теле умершего надрез кремневый ножов—и сразу обращается в

бегство, а все присутствующие—жрецы-бальзамировщики и родственники

покойного—преследуют его, осыпая проклятиями и швыряя в вдогонку камни.

Дом парасхита—«нечистое место», и всякий, кто войдёт в этот дом по какой

либо причине, должен после этого пройти обряд очищения.

Стража фараона охраняет некрополи, но грабителям всё равно удаётся

проникнуть в усыпальницы вельмож. И они не только забирают всё ценное,--

они уничтожают мумию, что бы не настигла и не отомстила. Ба лишался своей

мумии, своего тела-

Сах. Поэтому в гробнице должно быть подобие умершего—каменная статуя. А

что бы Ба узнал свою статую, она должна иметь с умершим сходство.

Что касается святотатцев-грабителей, им полагается жесточайшая

кара: заживо на съедение крокодилам или львам. Их Ба не получает ни мумии,

не скульптур,--и они не могут воскреснуть в Дуате и сгинуть в небытие на

веки вечные.

2.Черты правовой системы.

Древний Египет—типичная восточная деспотия с тотальной властью

государства, которая в сознании человека сливалась с фараоном, фараон—это

живое божество, предмет всеобщего поклонения, даже произносить его имя

смертным запрещалось: следовало говорить «большой дом».

Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое

законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы

древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного

происхождения и назначения. Легитимации власти и управления содействовали

характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех

правил человеческого общения, включая правовое общение. Олицетворением

справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и

моральных заповедей, выступали также отдельные божества (бог Осирис как

«владыка справедливости», богиня порядка и справедливости Маат - ее

символическое изображение в виде «Пера Истины» противостояло в загробном

суде Осириса на чаше «Весов правосудия» сердцу - душе умершего).

Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не

только с наличием противоположностей между небесными и земными порядками;

не только с деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян, Шамаш

у вавилонян, Дике, Фемида, Немезида у греков), но и с надлежащим путем

(образом поведения, нравами, бытом). В египетской древности сведения о

путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об

образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах

текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Таким

образом, правовые идеи и ценности отражались и воплощались как в законах,

судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в

многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях,

поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях

и преданиях о «сердце и словах» (о мыслях и приказах) богов и фараонов.

Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины и

женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям

закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в

договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или

мужа она могла выступать свидетелем.

Брак был моногамным, но делались исключения для царей и вельмож. Фараоны и

чиновники нередко женились на своих сестрах. По преданию, фараон Рамзес II

(XIII в. до н.э.) прожил около 90 лет, из которых 67 правил страной. От

своих жен и наложниц он имел свыше 200 детей; 12 сыновей-наследников умерли

еще при его жизни. О разводе и его последствиях не существует

свидетельств, вплоть до Позднего царства. Наследование осуществлялось по

закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда

дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена

становилась единственной наследницей. У древних египтян была также

возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания,

официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и

дочерей.

На детей как наследников возлагались расходы по захоронению своих

родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети

традиционно обязывались также ухаживать за могилами родителей. С этой целью

кто-то из членов семьи назначался ответственным по уходу за могилой и

наделялся постоянным или временным материальным фондом, которым он обладал

и пользовался только по назначению и который не мог распределять между

своими детьми. Наряду с царскими и храмовыми хозяйствами ведущее положение

занимали хозяйства вельмож. Они состояли из центральной усадьбы и владений

(дворов и поселений). У каждого вельможи был «домоправитель», который

отвечал за управление хозяйством. Ему были подчинены писцы, хранители

ведомостей, мерщик и счетчик зерна. Домоправители осуществляли верховный

надзор за хозяйством и подвергали наказанию битьем палками всех

провинившихся. Особенно велика в этих заботах была роль писцов - они были

нужны при учете полевых работ, при перегоне стад, в производственных

мастерских. Отчетность была регулярной и включала записи в пространных

ведомостях и хозяйственных книгах за весь календарный год.

Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной

точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей.

Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму долга. Вначале

собственность передавалась на основе устной договоренности и в присутствии

официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась при помощи

писца особой записью (и все это делалось за плату). Впоследствии передача

собственности стала сопровождаться особым ритуалом: помимо составления

договора и подтверждения его принесением клятвы необходимо было совершить

обряд ввода покупателя во владение.

Некоторые новации были предложены фараоном Бокхорисом, правителем из XXIV

династии (720-715 гг. до н.э.), который вошел в историю как крупный

социальный реформатор. Он ввел запрет на обращение подданных в рабов за

долги, запретил взимание двукратной суммы за предоставление займа. Наконец,

он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без

записи доказательством могла служить клятва.

Суд и процесс.

Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было

пресечение возможности повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам

отрубали обе руки, виновных в выдаче государственной тайны лишали языка,

подделывателю документов или мер и весов отрубали одну руку.

Судебные инстанции претерпели известную эволюцию. В древности важную роль

выполняли суды в рамках общинного самоуправления: они разрешали споры о

земле, водопользовании и некоторые внутрисемейные конфликты. В номах

функции судей выполняли номархи. Высший надзор за чиновниками осуществляли

фараон и визир. Судебные функции выполняли также храмовые служители.

Судебный процесс носил обвинительный характер с устными выступлениями

сторон и с письменными или устными свидетельствами. В решении указывались

его законные мотивы. Судебная иерархия установилась только в уголовных

делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались

с участием фараона, либо великого визира. Идеалом судебного решения

считалась "строгая справедливость", даже если речь шла о заговоре против

фараона (реальный эпизод времен Рамзеса III после 1198 г. до н.э.). В одной

из инструкций начала 2-го тысячелетия до н.э. фараон наставлял визира,

чтобы тот судил все случаи в соответствии с законом, и это значило, что

нужно уважать справедливость. В некоторых хвалебных надписях упоминается

деятельность фараона в качестве законодателя: он диктует, а приглашенный

писец записывает его установление. Законность как атрибут правления

упоминается в документах, а также в более поздних описаниях греческого

историка Геродота. При этом земная законность, согласно преданию, полностью

согласуется с законами, установленными богами. Решению дел обычно

предшествовало письменное производство: жалоба и ответ на нее, возражение

на это, ответ и новое опровержение.

О судебной атмосфере можно составить представление по документу XIV в.,

описывающему судебную процедуру у вельможи, главного чиновника города Фивы,

древней столицы государства. У самого вельможи седалище со спинкой, рядом с

ним - жезл, под ногами и за спиной - кожаная подушка. По обе стороны от

него разложены 40 кожаных свитков с законами. Его окружают 10 вельмож,

начальники и заведующий канцелярией по приему посетителей. Наказания

выносятся «соответственно проступку». Если спор идет о земельных участках

(пашнях), то заведующему пашнями дается трехдневный срок на представление

документов.

Законодательные установления иногда оформлялись в отдельные собрания и

именовались "дневниками". Это были сборники указов и прецедентов для

использования в судебной палате.

На технику изготовления законов в древнеегипетском государстве проливает

свет указ фараона Хоремхеба (сер. XIV в. до н.э.). В нем повествуется о

том, как, «ища благое дело для Египта, исследуя дела», фараон «самолично

говорит в виде указа», а писец с прибором и свитком записывает «согласно

всему тому, что сказал его величество». В этом же указе перечислены

критерии подбора на должность судей: «немногоречивые, благонравные, умеющие

судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты». Цель судейского

участия в делах управления государством выглядит очень древней по

происхождению и назначению - умиротворение конфликтующих и непослушных.

Все наказания отличались жестокостью--телесные мучения (битье) и

членовредительные действия (нанесение рваных ран), с обращением в рабство

за совершаемые преступления. Умерщвление раба наказывалось смертью наравне

с убийством египтянина. То же наказание угрожало клятвопреступнику.

3. Архитектура.

Храмовые сооружения.

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип

заупокойного храма. Ярчайший образец - храм Ментухотепа I в долине Деир-эль-

Бахари (западный берег Нила). Первое, бросающееся в глаза новшество,

изменение местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе -

усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас,

расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой.

Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как

бы притормаживается, вертикальными портиками, идущими по фасаду и по бокам

храма. За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный

колоннадой. Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и

помещения, вырубленные в скале. К этому добавлялся нижний храмик (или

пропилеи) и дорога, огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храмик

с главным заупокойным ансамблем. Дополнительными элементами этого

архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие

на дороге, и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой

архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был

заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в

знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом, рядом с храмом

Ментухотепа I. Самая главная новация - захоронение отдельно от храма.

Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в

целом из тех же элементов, что и храм “соседа”, но с тенденцией к большей

грандиозности: три террасы, возвышающиеся одна над другой, имеют большие

масштабы; богатейшие декорации, широкое использование скульптур (свыше 250

статуй), обилие колоннад, деревья и искуственные пруды, размещавшиеся и на

террасах.

Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу

центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в

ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах, посвященных

богу Амону-Ра (16-15 вв. до н.э.). Основными элементами сложного и

гармонического целого были следующие объемные и пространственные

компоненты: молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по

одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами.

Чередование их акцентировалось огромными пилонами - входами, представляющие

собой плоские трапециевидные формы, возвышающиеся над остальными

архитектурными объемами храмового комплекса. Перед пилонами размещались

огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски.

Основным средством архитектурной выразительности была колонна: в

карнакском храме их 270, в луксорском - 151. Характерная черта этих колонн

- использование растительных материалов: колонны напоминают связки

гигантских папирусов и лотоса.

Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди египетских

архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес. В

большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до

н.э.

Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части. Первая

- вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой

по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего

папируса); вторая - квадратная, обозначающая второй открытый двор,

обнесенный двухрядной колоннадой; третья - самая обширная, прямоугольная,

обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси

(святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые). Эта

третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские

“заросли” каменного папируса имело и “световую драматургию” от ярко

освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал

сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно

освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское

храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели

пространством для пребывания.

И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего

Египта: комплекс, состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в

Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), которые полностью

высечены из скального массива, включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на

фасаде.

Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых комплексов

Нового царства, максимально акцентируя при этом идею прославления фараона.

Пирамиды.

Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав погребального

комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к наиболее характерным

монументальным памятникам древнего Египта. Пирамиды были классическим типом

царской усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее монументальном

виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для фараонов Среднего

царства. Древнейшим видом гробниц царей Египта, возникшим до пирамид, были

мастабы. Слово “мастаба” относится уже к арабскому времени и связано с тем,

что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала арабам большие

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.