РУБРИКИ

Казахская национальная одежда

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Казахская национальная одежда

Казахская национальная одежда

Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает

национальный опыт трудовой деятельности

На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась

простотой и рациональностью. Для нее были характерны общность форм для

всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной

регламентацией. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой,

украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий

войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Одежду шили и из привозных

материалов – шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом

обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также и

хлопчатобумажные ткани.

Из мехов и шкур шили шубы, нагольных тулупы, головные уборы, безрукавки,

зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. Пользовались в основном шкурами

домашнего скота, козьими, жеребячьими, коровьими, овечьими, Снятую шкуру

просушивали, затем смазывали кислым молоком (айраном), смешанным с

отрубями или мукой, 'иногда просто заваренными отрубями. Зимой айран

заменяли разведенным в воде казахским сыром (куртом). Потом шкуру

свертывали мездрой внутрь, а через три-четыре дня обмывали ее и укладывали

в крепко подсоленную воду. После очередной просушки мездру соскабливали

специальным ножом, кожу разминали вручную, и она приобретала белый цвет.

Для придания большей белизны ее поливали разведенным в воде мелом.

Выделанная кожа использовалась в одежде в сочетании с тканями.

Для изготовления нагольных тулупов и шаровар кожу подвергали дублению и

окраске с помощью различных красителей. Например, желтую окраску получали

путем использования измельченного корня таранового растения, сваренного в

кипятке, или корня ревеня, листьев и наплывов дикой яблони и др., красный

– из корня растения уйран бояу, оранжевый – из сушеных корок граната.

Большое место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть

домашних животных. Ее использовали в качестве утепляющей подкладки для

верхнего платья (халатов, бешпентов) и головных уборов. Многие виды одежды

шили из войлока. Для его изготовления шла преимущественно белая шерсть,

особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.

'" Казахи издавна умели изготовлять и грубое сукно из верблюжьей или

бараньей шерсти. Лучшая ткань получалась из шерсти молодых верблюдов. Сукно

из овечьей шерсти употребляли для одежды неимущие люди. Использовалось оно

и там, где мало разводилось верблюдов.

Наряду с домоткаными, изготовляемыми на примитивных горизонтальных

станках, еще в древности в обиход казахов-кочевников вошли привозные

хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани. Основным потребителем

привозных тканей была феодальная знать. Остальная масса казахов

довольствовалась меховыми, кожаными, самодельными шерстяными изделиями.

По мере сближения с Россией русские товары, в том числе и ткани, стали

вытеснять среднеазиатские, фабричные материалы заменяли ткани домашнего

производства, что было связано с общим процессом разрушения натурального

хозяйства.,

В конце Х1Х – начале ХХ в. казахи в основном шили одежду из

хлопчатобумажных тканей фабричного производства: ситца, бязи, кумача,

коленкора, миткаля. Богатые покупали бархат, шелка, атлас, парчу, тонкие

сукна. Использовались и среднеазиатские ткани ремесленного производства:

мата, бязи, полушелковые ткани (адрас, бекасаб, падшаи и др.)

Женская одежда и головные уборы

Койлек (рубаха-платье) – древнейший вид нательной женской одежды

туникообразного покроя (рис. 1). Позднее под койлек стали носить нижние

рубашки без рукавов (иш койлек), которые шили из легкой белой ткани без

рукавов, с узкими плечами и широким вырезом горловины, реже – с маленьким

вырезом под горло и разрезом спереди, который завязывался тесемками.

Рубаху-платье шили из разных тканей: для повседневной носки из дешевых,

праздничную – из дорогих . Платье выполнялось из цельного куска ткани

сложенного пополам. От подмышек до линии низа оно сшивалось по боковым

срезам. Иногда в них вшивали треугольные клинья. Рукава также выполнялись

из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам. Их делали прямыми,

широкими. Платье имело глухой ворот, отложной или стоячий воротник и

прямой разрез спереди, закрывающийся к рукавам и низу пришивали два-три

ряда оборок.

К концу Х1Х в. возник новый покрой платья, постепенно вытеснивший старый.

Платье стали делать отрезным по линии талии. Лиф шили по прежнему

туникообразным в ширину одного полотнища, и к нему пришивали прямую, очень

широкую юбку, собранную в сборку или заложенную в складки, Горловина

оформлялась стоячим воротником с разрезом, который иногда обшивали планкой

и делали застежку на три-четыре пуговицы с прорезными петлями.

В начале ХХ в. в покрое платьев казашек появились новшества, характерные и

для остальных видов одежды: скошенное плечо, выкройная пройма, манжет, на

который собирался низ рукава, вытачки или складки на спине и плечах,

делавшие лиф более облегающим фигуру, юбка из косых расширяющихся клиньев.

По новому покрою чаще шили нарядные платья для молодых женщин, а по-

старому – платья для пожилых и повседневные.

Камзол (кемзал) – легкая распашная одежда,сшитая по фигуре с сширяющимися

книзу полами В зависимости от того, шилась ли она с рукавами или без, к ее

названию добавлялись соответствующие слова. Например, камзол без рукавов

назывался женсиз кемзал, с рукавами – женди кемзал или шолак жен кемзал (с

короткйм рукавом). Камзолом иногда называли безрукавную одежду, а с

рукавами – бешметом. Известны и другие названия. Камзолы шили из бархата и

других ярких тканей, на одинарной подкладке из ткани или шерсти.

Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чем женщины среднего или

пожилого возраста. Даже бедные женщины имели праздничные камзолы,

украшенные вышивкой, позументом, покрой, без шва на плечах. От проймы в

боковые швы вшивали треугольные клинья, сильно расширявшие низ изделия. К

середине Х1Х в. этот покрой постепенно сменился на новый, где плечо

скашивалось, а в связи с этим изменялись конструкция полочек и спинки.

Штаны. В прошлом, когда казашки ездили верхом, штаны были необходимой

частью их одежды. Их шили из овчины, домотканого сукна, плотных

хлопчатобумажных тканей. Различали верхние штаны (шалбар) и нижние

(далбар). Штаны шили укороченными, немного ниже колен, широкими в шагу и

у пояса, зауженными книзу. На талии их укрепляли при помощи шнура

продернутого подгиб, пришитый к поясу.

Шапан. Старинная верхняя одежда женщины – прямой широкий халат с длинными

рукавами . Для теплого времени года его шили легким, а для холодного – с

шерстяной подкладкой, простеганной вместе с верхом. Старинные

туникообразные халаты имели открытый ворот, а более поздние отложной

воротник. Праздничный шапан шили, как правило, из дорогой ткани, иногда

украшали позументом, вышивкой и полосками меха. Нарядные, богато

украшенные халаты сохранялись как обрядовая свадебная одежда.

Свадебный халат являлся обязательной частью приданого невесты и готовился

заранее. Его делали из дорогой ткани (плиса, сукна, бархата, атласа,

шелка), чаще красного цвета, реже – из черного или полосатого

среднеазиатского шелка. Этот халат имел обычно туникообразный покрой с

открытым воротом, без воротника и с длинными рукавами. На юге и востоке его

набрасывали на голову, в других местах – на плечи. В Семиречье к началу ХХ-

го века этот обычай был отменён. Свадебный халат там надевала женщина

которой поручалось пригласить гостей на свадьбу (той). В нем она ездила по

аулу.

Купе - теплая женская зимняя одежда чаще всего на лисьем меху особой

популярностью пользовался мех из лисьих лапок. Использовались также

мерлушки, реже козлиные шкуры. Богатые женщины шили шубы из меха выдры или

других ценных пушных зверей. Для верха брали яркую дорогую ткань, но

применяли и сатин, хлопчатобумажные ткани. По краям изнутри купе

подшивалась полоской ткани, а снаружи часто окаймлялась мехом лисицы или

выдры. Иногда ее украшали полосками бархата или позумента.

Головные уборы казашек, как и у женщин многих народов, помимо прямого

назначения являлись еще своего рода указателем их семейного положения. У

замужних женщин они различались в разных родоплеменных группах, но девичьи

отличались сравнительной однотипностью на всей территории Казахстана.

Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую

шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры,

лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей.

Такыя, как правило, украшалась. К макушке обычно пришивали пучок перьев

филина, игравший роль оберега. Позднее для украшения использовались

позумент, кисти из канители и серебряные монеты. У богатых девушек бытовали

оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые золотом. К их верхушке-

пришивалась широкая лопасть из той же ткани, также вышитая, которая

закрывала всю верхушку и спускалась сзади.

Особое внимание заслуживает головной убор казахской невесты -

саукеле, представляющий высокую ( около 70 см ) конусовидную шапку. Он

являлся обязательной частью приданного и готовился задолго до вступления

девушки в брачный возраст. Саукеле надевали невесте во время свадебного

обряда, затем некоторое время после замужества молодая женщина носила его

по праздникам. Саукеле определял социальное положение девушки в обществе.

Бедные шили его из сукна, сатина, украшали стеклянными бусами, бисером,

позументом; богатые стремились сделать его как можно роскошнее.

Обязательным - дополнением к саукеле были длинные подвески (жактау),

прикрепляющиеся к нему с боковых сторон, доходящие до пояса или ниже.

С рождением первого ребенка женщина надевала головной убор замужней

женщины, который уже не снимала до старости. Детали этого убора несколько

менялись в зависимости от возраста и региона. Женский головной убор

состоял из двух частей: нижней – кимешек, надеваемой на голову, и верхней

– в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части убора

выполнялись обязательно из белой ткани.

Большая часть украшений у казашек были тесно связаны с одеждой и головными

уборами, но часть их играла самостоятельную роль . Виды украшений

зависели от возраста, социального и семейного положения тех, кто их носил.

Некоторые из них были характерны для определенных территориальных групп

населения.

Одежда и головные уборы мужчин

Мужская одежда состояла из следующих частей: распашной нательной рубашки

(жейде), сменившейся в Х1Х в. не распашной сорочкой туникообразного покроя

с отложным воротником; нижних штанов – из легкой ткани и верхних – из

сукна, замши, овчины или плотных хлопчатобумажных тканей. Более зажиточные

изготавливали верхние штаны из замши или бархата с вышивкой . Как и в

женской одежде, легкой верхней одеждой были камзолы с рукавами или без

них, чаще с закрытым воротом и стоячим воротником. Основным видом верхней

одежды был халат (шапан).

У казахов был широко распространен обычай дарить халаты. Отсюда –

богатство их орнаментации, часто игравшей роль оберега. В мужской одежде,

так же как и в женской, социальные различия проявлялись в материале,

качестве изготовления, отделке. Богатые казахи, чтобы подчеркнуть свое

превосходство, в любую погоду носили сразу несколько шапанов. Снизу –

попроще, сверху – дорогие. Теплая мужская одежда была однотипна: купе из

простеганной верблюжьей или овечьей шерсти, овчинный тулуп (тон) и крытая

шуба (ишык). Повсеместно носили плащи из домотканного сукна.

Обязательной частью мужской одежды были пояса из кожи или ткани, а у более

богатых – из бархата и шелка.

Постоянным головным убором казахов была тюбетейка, которую надевали на

бритую голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шили тюбетейки из

различных тканей, плотных хлопчатобумажных и дорогих: бархата, шелка,

сукна, одноцветных и полосатых. Делали их на матерчатой подкладке,

простеганной вместе с верхом. Частая строчка придавала тюбетейке твердость.

Нередко в околыш и верхушку между верхом и подкладом закладывали картон

или плотную бумагу. Тюбетейки издавно украшались вышивкой, узорными

строчками. Пожилые люди носили тюбетейку на тонкой шерстяной подкладке.

Верхние головные уборы у казахов были разнообразные. Летом носили шапку с

меховой опушкой (борик) или легкую войлочную шляпу – калпак зимой надевали

шапки особого покроя – тымак, выполненные из меха. В старину мужская и

женская обувь не отличалась друг от друга. Это были сапоги, различающиеся

по сезонам. Были отличия между обувью пожилых и молодых людей. Молодежь

чаще всего носила сапоги на высоких (до 6 – 8 см) каблуках, пожилые – на

низких. Другим распространенным типом обуви у казахов были легкие бес

каблучные сапожки – ичиги (меси), обтягивающие ноги. На них надевали

кожаные калоши – кебис, которые снимали при входе в дом.

Казахский народный орнамент в быту и одежде. Многие предметы казахскои

национальнои одежды украшались орнаментом. Это объясняется тем, что до

революции у казахского народа не были развиты такие виды изобразительного

искусства, как живопись, графика и скульптура. Мусульманское духовенство

считало все, кроме орнаментального узоротворчества, запретным и греховным

делом. Ислам запрещал изображать людей и животных, поэтому свои

эстетические представления народ мог выразить лишь в орнаментике. Характер

орнамента всегда гармонировал с формой одежды или предметом, который

наносили узор, соответствовал материалу, из которого он изготовлялся.

Богат и самобытен язык народного орнамента: каждый узор может рассказать

свою историю, где всегда исходными мотивами для него являлись осмысленные и

переработанные форма флоры и фауны. Наиболее распространенными из них

были узоры в виде головы, рогов, копыт животных, лапок и клювов птиц и др.

Всякий цвет имел свою символику: голубой означал небо, белый – радость,

счастье, желтый – знание, мудрость, красный – огонь, солнце, зеленый –

юность, весну, черный – землю.

Например у казахского народа долго сохранялся обычай, согласно которому

девушка, вышедшая замуж и переехавшая в другой аул, должна была прислать

родителям подарок, сделанный своими руками. И часто в нем с помощью

орнамента девушка описывала свою жизнь. Если в орнаментальном ковре она

изображала символически худого человека рядом с полным – родители плакали,

получив такой подарок: дочери жилось плохо. А если клюв птицы – это

означало, что девушка живет как вольная птица, и родители собирали всех,

родственников и друзей на пир, называемый той.

Всем видам казахского орнамента свойственны общие характерные черты:

равновесие между плоскостью, занимаемой фоном и узором, симметричное

расположение по вертикальным осям, контурная четкость рисунка, контрастная

гамма красок. Орнаментальное узоротворчество по праву считается

национальным богатством, летописью жизни казахов.Художественные

национальные традиции, воплощенные в одежде находят свое место и в

современной жизни. Народная одежда постоянно является объектом внимания

художников-модельеров, конструкторов. Современная одежда, созданная по

национальным мотивам, всегда оригинальна и неповторима.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.