РУБРИКИ

Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека

Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ И СИСТЕМАМИ

Реферат

Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности

человека

Выполнили: студенты II курса, 423-2

группы, Деревянных Б.А. и Бельская

Е.А.

Проверила: Ренчинова С.Е.

Улан-Удэ

2004

Содержание

Введение 3

Глава 1 4

1.1. Современное понимание и определение сущности информационной культуры

4

1.2. Культура информационного мира 8

Глава 2 24

2.1. Человек и инфосреда 24

2.1.1. Социальная инфосреда 24

2.1.2. Проблема инфобарьеров 25

2.1.3. Инфопотребности 27

2.1.4. Информация, социализация, интеллект 28

2.1.5. Роль общения и в инфовзаимодействии 28

2.1.6. Ценностный аспект инфовзаимодействия, старение информации 29

2.2. Готовность пользователей к самостоятельной работе с электронными

информационными ресурсами 31

2.3. Навыки работы в Интернет как компонент информационной культуры 34

2.4. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие

успеха информатизации региона 35

Заключение 43

Список использованной литературы 45

Введение

Наша жизнь постоянно изменяется и наполняется новыми технологиями.

Сейчас вы не найдете ни одного человека, который не использовал бы их для

облегчения своей работы, развлечений, обучения и т.д. Но каждый человек,

живущий в век информационных технологий должен владеть информационной

культурой. Актуальность проблемы изучения информационного поведения

пользователей определяется несколькими моментами.

Во-первых, в последние годы во всем мире произошло осознание

фундаментальной роли информации в общественном развитии. В широком

социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как

информационное общество, информатизация, информационное образование и др.

Проблема формирования информационной культуры личности и изучение специфики

информационного поведения, как отдельных людей, так и социальных групп, в

этих условиях приобретает особое значение.

Во-вторых, понятие информационной культуры в настоящее время

достаточно четко оформлено институционально. При Международной Академии

Информатизации (МАИ) существует Отделение информационной культуры. Под

эгидой этой организации с 1998 г. проводятся международные научные

конференции по проблемам информационной культуры. Проблемы изучения

информационного поведения личности освещаются в материалах Международной

школы социологии науки и техники. В ряде университетов культуры (например,

в Краснодарском) созданы кафедры информационной культуры. Существует также

ряд учебных программ для средних и высших учебных заведений по курсу

"Основы информационной культуры".

В-третьих, эту проблему можно назвать визитной карточкой

информационных факультетов любого ВУЗа, поскольку практически на каждой

кафедре есть специалисты, занимающиеся вопросами формирования

информационной культуры различных категорий читателей (применительно к

детскому чтению, досуговому чтению взрослых, профессиональному чтению

специалистов и т.д.).

Все перечисленное дает основание считать рассматриваемое направление

официально признанным.

Глава 1

1.1. Современное понимание и определение сущности информационной культуры

«Мы вступаем в период, когда культура

имеет значение большее, чем когда -

либо. Культура не является чем-то

окаменевшим в янтаре, это то, что мы

создаем заново каждый день».

А. Тоффлер.

Несмотря на осознание значимости этой проблемы и отражение ее в

достаточно большом числе публикаций, на сегодняшний день не выработано

единого определения дефиниции "информационная культура". Еще менее

разработанной является проблема информационного поведения личности.

Возможно, объясняется это тем, что понятие информационная культура

базируется на двух фундаментальных, и, вместе с тем, трудно поддающихся

определению понятиях как информация и культура. Исходя из этого, можно

выделить "культурологический" и "информационный" подходы к трактовке

понятия информационная культура.

В рамках культурологического подхода информационная культура

рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном

обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает

совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации,

то есть всего того, что включается в информационную деятельность,

направленную на удовлетворение ИП. Более того, часть авторов сужает

информационную культуру до рамок компьютерной грамотности.

Нам представляется неверным расчленение этого понятия на

информационную и культурологическую компоненту. На сегодняшний день нам

близко определение специалистов, считающих информационную культуру одной из

граней общечеловеческой культуры или информационной компонентой

человеческой культуры в целом. При этой трактовке информационная

составляющая словно пронизывает все сооружение культуры, она принадлежит к

тем её "несущим конструкциям", которые обеспечивают ее логическую

целостность.

В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной

культуры, последнюю можно рассматривать на трех уровнях:

. информационная культура личности;

. информационная культура отдельных групп сообщества (определенного

социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.);

. информационная культура общества в целом.

В современных исследованиях информационной культуры преобладает

информационный подход, поскольку данная проблематика пришла в науку из

информационной сферы.

Мы считаем, что информационную культуру личности следует изучать и

формировать в контексте умений и навыков самостоятельного наращивания

профессиональных и любых других знаний, востребованных повседневной жизнью.

И тогда понятие "информационная культура" включит очень многие

составляющие:

. культуру поиска новой информации при понимании индивидом того, что

устранение информационного дефицита всегда связано со значительными

психологическими трудностями, а часто и ломкой стереотипов

(современный поиск предполагает умение проанализировать свои ИП,

использование формальных и неформальных каналов получения информации,

освоение возможностей новых информационных технологий и т.д.);

. культуру чтения и восприятия информации, понимание особенностей

современных текстовых сообщений и необходимости анализа всего

"документального шлейфа" изучаемого направления;

. осознание того факта, что любое профессиональное чтение есть средство

получения знаний (в противовес его рассмотрению только в качестве

способа устранения информационного дефицита, возникшего при решении

текущих задач);

. умение перерабатывать большие массивы информации с использованием как

информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных

нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, контент-

анализа, классификационного и кластерного анализа и т.д.);

. умение генерировать собственные ПОБД и вести личные поисковые системы;

. понимание важности межличностного профессионального общения для

успешности любой трудовой деятельности;

. стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности;

. воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям,

готовности не только получать, но и отдавать знания;

. умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием

для этого телекоммуникационных каналов связи;

. умение четко и доказательно излагать результаты собственной

деятельности, в том числе, с учетом уровня подготовленности и настроя

целевой аудитории;

. знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной

собственности.

Информационная культура проявляется в информационном поведении людей.

Под информационным поведением мы понимаем образ действий, совокупность

усилий, предпринимаемых человеком для получения-усвоения и использования-

создания нового знания, его передачи и распространения в обществе.

Мы обосновываем необходимость изучения информационного поведения

специалистов как основания для социальной дифференциации. С развитием

цивилизации становится все более очевидным, что люди без образования, не

умеющие самостоятельно наращивать профессиональные знания и, при

необходимости, переквалифицироваться, вытесняются за грань условий жизни,

достойных человека. И если прежде причины социального неравенства связывали

с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами,

положением в социальной структуре общества, сегодня фактором расслоения

становится уровень информационной культуры, проявляющийся в информационном

поведении.

Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность

личности как познающего субъекта, его умение ориентироваться в

информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении

проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных

информационных ресурсов или, иными словами, те возможности, которые

общество предоставляет индивиду, стремящемуся состояться как профессионалу

и личности. Представляется, что в самое ближайшее время судьба каждого

конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен

своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно

использовать новую информацию (точнее, новое знание) в своей повседневной

жизни.

С 1996 г. кафедра научно-технической информации СПбГУК совместно с

библиотеками Санкт-Петербурга ведет исследование информационного поведения

студентов, аспирантов и преподавателей. Результаты исследования показали,

что оказалось возможным выделить три категории респондентов, условно

названных "элитной", "средней" и "низшей" группами. Критерием для такой

дифференциации послужили варианты ответов на вопросы, касающиеся:

. знания иностранного языка (языков) и чтения иностранной литературы;

. уровня компьютерной грамотности;

. интенсивности использования фондов различных библиотек города;

. использования электронных информационных услуг (путем поиска в БД или

работы в компьютерных сетях).

Стало очевидным, что студенты, включенные в "элитную" группу, чаще

совмещают работу с учебой. Это дает им свободу действий, в том числе, в

плане дальнейшего наращивания профессиональных знаний. Они чаще других

приобретают профессиональную литературу в личное пользование, имеют доступ

к коммерческим БД, высоко ценят возможности профессионального общения,

напрямую связывают уровень информационной обеспеченности с успешностью

учебной и профессиональной деятельности.

Полученные результаты свидетельствуют о правомерности гипотезы,

рассматривающей информационное поведение как значимое основание социальной

дифференциации общества.

Уровень информационной культуры ощутимо влияет на успешность

жизнедеятельности личности и расширяет свободу действий человека. В

настоящее время умение находить и использовать информацию влияют на

социальный статус в не меньшей степени, чем полученное образование,

экономическое и социальное положение семьи и другие социальные факторы.

Можно предвидеть время, когда условием вхождения в интеллектуальную элиту

станет уровень информационной культуры личности.

Доказано, что информационное поведение различных социальных групп

поддается наблюдению, сопоставлению и оценке. Разработана методика изучения

информационного поведения людей, пригодная для целей стратификации

общества. Предложена модель эталонного информационного поведения

специалиста начала ХХI века, включающая следующие компоненты:

. осознание важности непрерывного образования и сознательное стремление

к нему;

. ориентация на мировые информационные ресурсы;

. комплексное использование различных каналов получения информации;

. способность к рефлексии и реальной самооценке уровня собственной

информационной компетентности;

. стремление к профессиональному общению, к обмену знаниями;

. активность в распространении нового знания;

. соблюдение этических норм делового общения.

1.2. Культура информационного мира

Нет смысла рассуждать о том, какое значение в жизни общества и

человека имеет культура. Именно культура является качественной

характеристикой той или иной ступени развития общества. Именно культурой

человек восполняет свою природную незавершенность и если природа делает

человека индивидом, а общество наделяет человека социальными качествами и

формирует его как личность, то культура наделяет человека уникальной

индивидуальностью. Не случайно проблемы развития культуры и воздействие на

это развитие различных факторов - природы, техники, политики и др. является

одной из вечных проблем философской рефлексии. Ныне на первый план

выдвигается проблема взаимоотношения культуры с бурно развивающимся научно-

техническим прогрессом.

Отмечая органическое единство культуры и техники нельзя не видеть и

сложные взаимоотношения между ними, которые не имеют однозначной трактовки.

Сложность этих взаимоотношений и различия в понимании проблемы объясняется,

с одной стороны, тем, культура – многогранный социальный феномен,

включающей в себя разнообразные элементы – от материального производства

до таких элитарных сфер, как искусство, философия и другие духовные

области. Безусловно одинакового механизма взаимоотношения техники с этими

столь отличными составляющими культуры быть не может. С другой стороны,

самой технике тоже не занимать сложности, она включает в себя самые

разнокачественные артефакты – от молотка до компьютера. Здесь тоже нет

места стандартному взаимоотношению различных видов технических устройств с

культурой. Наконец, следует учесть и то обстоятельство, что в процесс

взаимовлияния культуры и техники почти всегда вплетаются социальные,

политические, философские, моральные и иные обстоятельства.

Вопрос о воздействии техники на культуру приобрел особую актуальность

в условиях формирования информационного общества, когда радио и телефоны,

телевизоры и магнитофоны, принтеры и сканеры, калькуляторы и компьютеры,

международная информационная система Интернет и специализированные Сети

оказывают все возрастающее и сложное воздействие не только на сферу

материального производства, социально-политическую жизнь общества, но и на

ее духовную жизнь. Д.Белл, выделив три сферы современного общества –

общественные структуры, политические организации и культурные ориентации,

стал утверждать, что культурный сектор общества начинает находится во все

более напряженных отношениях с экономикой, которая подвергается действию

технократически регулируемых социальных структур. Культура становится сама

по себе враждебной существующим социальным институтам и законам, она

обращена против всевластия и стандартизации политических и технико-

экономических тенденций общественного развития. Придерживаясь

отрицательного воздействия техники на культуру Х. Ортега-и-Гассет отмечает,

что «сама техника, являясь человеку, с одной стороны, в качестве некой, в

принципе безграничной, способности, с другой – приводит к небывалому

опустошению человеческой жизни, заставляя каждого жить исключительно верой

в технику, и только в нее… Вот почему наше время – как никогда техническое

– оказалось на редкость бессодержательным и пустым»[1].

Оригинальную точку зрения на будущее современной культуры под

воздействием научно-технического прогресса высказывает известный писатель

фантаст С. Лем в своей статье «Культура как ошибка». Он считает культуру

средством адаптации человека к случайностям, системой условностей, которые

помогают нам примириться с неприемлемыми для нас явлениями. Она не

переделывает человека, а лишь предохраняет от всех возражений, которые

человек мог бы предъявить естественной эволюции, оправдывает все случайные

явления и процессы на этом пути, приспосабливая человека к сиюминутным

нуждам. Поэтому культура - это ошибка, своеобразные протезы человечества на

пути его эволюции. Техническая цивилизация заменяет мнимые ценности новыми

и в этом смысле уничтожает прежнюю культуру, сносит весь этот ненужный хлам

в музей прошлого, провозглашает возможность свободных действий человека,

где раньше слепой случай был обвенчан с необходимостью. Однако,

загипнотизированный культурными прошлыми ценностями, человек сопротивляется

избавлению от них, отворачивается от своего технического спасителя. Но

жизнь требует, что «культуру, эту систему протезов, надлежит отвергнуть,

чтобы отдаться под опеку знания, которые переделывают нас, доводя до

совершенства... Культуре следует удалиться прочь... Технический прогресс

уничтожает культуру? Дает свободу там, где ранее царил деспотизм биологии?

Именно так! ... Все, что говорится об угрозе, которую несет традиционной

культуре новая технология - правда»[2]. Конечно, продолжает С. Лем,

культура останется исторической ценностью как тот инкубатор, теплица,

материнское лоно, в котором расплодились изобретения, в муках породившие

науку, но техника поглощает, переваривает и претворяет в собственную плоть

культуру, которая «будет размыта, раздроблена и направлена согласно тем

переменам, которым подвергается человек»

Не трудно заметить в этих радикальных рассуждениях необоснованное

отрицание всей прошлой культуры, благодаря которой совершалась социальная

эволюция человека, все его достижения, в том числе и научно-технические. В

действительности, речь должна идти о диалектическом снятии из прошлой

культуры всего ценного и построении на этом богатом фундаменте новой

культуры, соответствующей реалиям сегодняшнего развития человека. В

процессе этой преемственности большая роль принадлежит технике. Техника

является материальным носителем социальной наследственности. В истории

человеческого общества связь поколений осуществляется через технику.

Покоряя при помощи техники природу, человек создает вокруг себя

искусственную среду, по выражению Ю.А. Жданова вторую форму объективной

реальности, создает новые культурные ценности, формирует новые культурные

идеалы. Тем самым техника входит в плоть и кровь современной культуры,

жизни, быта, обычая, чувств и настроений современного человека . Не

случайно Дж.Грант писал, что «технология пронизывает собой наши мысли о

мире и о нас самих. Пришествие технологии потребовало изменений в наших

представлениях о том. что хорошо, что такое хорошо, как надо понимать

здравомыслие и безумие, справедливость и несправедливость, рациональность и

иррациональность, красоту и безобразие[3]. Техника косвенно оказывает

влияние на тот способ, каким мы понимаем мир и самих себя. Она открывает

перед нами красоту технических изделий, создает огромные возможности для

расширения восприятия мира – от микро- до макро- и мегамира. В свою очередь

культура облегчает видение новой техники и ее признание обществом и

становится критерием общественного развития. Таким образом, техника никоим

образом не противостоит культуре. Напротив, она является её элементом,

результатом культурного развития, воздействующим на все стороны культурного

потенциала общества.

Противоречивые мнения о роли техники в развитии культуры лишь

отражают противоречивые реальные тенденции, которые ярко проявляются

сегодня в развитии информационной технике, когда она, бурно развиваясь,

проникает буквально во все, даже самые затаенные области человеческого

бытия. «Итак, - пишет А.А.Воронин,- техника- это цивилизованный вирус,

поражающий культуру, сублимация агрессии, безответственная алчность,

техника - это бездушная тварь, пожирающая людей, с одной стороны. С другой

- даже передать эти мысли без техники невозможно, техника - это уже

человеческая природа, воздух культуры и надежда на будущее[4].

Основатель Римского клуба А. Пиччеи в своей замечательной книге

«Человеческие качества», отмечая несоответствие этих качеств нынешним

достижениям научно-технического прогресса, пишет, что созданная человеком

техническая среда ослабила его физически, притупив биологическую

активность. В результате чем более «цивилизованным» становился человек, тем

меньше он оказывался способным противостоять трудностям суровой внешней

среды и тем больше нуждался в медикоменозной защите организма. Вместе с

тем, отмечает А. Печчеи, шло развитие интеллектуальных способностей

человека. Однако если раньше эти способности приводились в соответствие со

сложным искусственным миром, сотворенным человеком, то в последнее время

равновесие между научно-техническим и культурным прогрессом, между

прогрессом и биофизическими способностями человека оказалось серьезно

нарушено. В результате на карту поставлена судьба человека как вида.

Сегодняшняя проблема человеческого вида состоит в том, что он оказался

неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к

тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Никто из нас еще до конца

не приспособился ни психологически, ни функционально к изменившемуся миру и

новому положению в нем человека. «Суть проблемы как раз и заключается в

несоответствии между созданной человеком действительностью и тем, как он ее

воспринимает и как учитывает в своем поведении» – пишет А.Печчеи.[5]. Выход

из создавшейся ситуации А.Пиччеи видит в культурной эволюции как важнейшей

цели и основы человеческого развития, в изменении человеческих качеств в

процессе революции в самом человеке. «Если мы хотим обуздать техническую

революцию и направить человечество к достойному его будущему, - заключает

А. Пиччеи, - то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого

человека, о революции в самом человеке»[6] .

Культура – сложный социальный феномен, включающий в себя совокупность

ряда общественных явлений. Вполне естественно, что тот или иной культурный

климат воздействует на эти явления. Не менее значимым является воздействие

науки на эту культуру. Так, большую значимость для новой культуры приобрело

появление безбумажной информатики. Ныне растет новое компьютерное

поколение. Молодежь, умеющая работать на компьютере, обладает

возможностью прочитывать в день по 8 книг объемом в 300 страниц каждая за

счет представления компьютером информации в удобной для восприятия

графической или звуковой форме, скорости чтения, выбора и «сервирования»

информации. В первую очередь безбумажная технология находит себе применение

в обработке оперативного получения информации, содержание которой быстро

меняется и устаревает, что делает просто ненужной ее длительное хранение.

Многие предсказывают замену ежедневной газеты круглосуточным выпуском

телевизионных новостей. Электронные издательства переживают настоящий бум.

Архивные материалы, редкие книги, перенесенные на лазерные диски с помощью

каналов спутниковой связи, Интернет, телефаксов становятся общедоступными.

Наука, и как специфическая форма деятельности людей, и как система

используемых в ходе общественной практики знаний, являясь феноменом

культуры оказывает на ней огромное воздействие. Однако заметим, что это

воздействие не всегда позитивно. Негативные воздействия на культуру, к

примеру, оказывают кризисные явления в современной науке, связанные с

определенным разочарованием и неверием в силу научной мысли, вытеснением

традиционных научных методов иррациональными методами и средствами

познания. Не случайно возникновение антинаучных движений, пренебрежительное

отношение к ученым, засилье в науке дельцов и людей далеких от нее,

появление различного рода «модных» теоретических воззрений и течений.

Воздействие современной информационной технологии на искусство идет в

двух направлениях. С одной стороны, эта технология используется в

творческой работе художников и скульпторов, артистов и композиторов. С

другой, современные информационные средства делают высокую культуру

общедоступной.

Большинство попыток использовать вычислительную технику в искусстве

связано с живописью и рисунком. Наметилось два подхода к использованию

компьютеров в этой области, В одном случае компьютер играет роль простого

инструмента, в другом художник задает машине программу, не зная что из

этого получится и компьютер «творит» сам произведение искусства иногда

удачно, иногда нет. Графические компьютерные программы создают новые

образцы большого эмоционального воздействия. В процессе ваяния процессор

присоединяется к специальному станку, который режет заготовку из металла

или какого-то другого материала.

Компьютерная техника широко применяется в киноискусстве при монтаже

различных учебных фильмов с большими возможностями демонстрации материала в

динамике. Так, первый выполненный в технологии мультимедиа СD – ROM фильм

«Сокровища России», посвященный русскому искусству Х – начала ХХ веков,

содержит карты Российского государства в динамике его развития и так

называемую «временную линию», позволяющую вести анализ развития русского

искусства во времени и пространстве. На основе компьютерной графики

создаются телевизионные фильмы, которые используются не только в рекламных

и развлекательных целях, но и при создании сложных электронных тренажеров.

Музыкальные синтезаторы воспроизводят инструменты оркестра и обогащают

звуковую гамму. В ряде случаев компьютеры использовались для сочинения

музыки, состоящей из обычных музыкальных тонов, воспроизводимых

синтезатором под управлением программы. Компьютерная музыка имитирует

звучание различных музыкальных инструментов, синтезирует новые звуки и

позволяет существенно упростить оркестровку мелодии. Подсоединенный к

компьютеру динамик в соответствии с заданной программистом «партитурой»

может выдавать самые разнообразные сочетания звуков. Электроакустическая и

компьютерная музыка используется при создании виртуальных реальностей

Долгое время популярностью пользовалось создание стихов при помощи

компьютера, когда последнему пользователь задавал словарь слов и фраз,

которым может пользоваться компьютер, а также форму, в которую он облекает

свое «творение» в соответствии с некоторой процедурой.

Можно было бы привести еще не мало фактов использования компьютеров в

художественном творчестве. Не будем однако переоценивать возможность

компьютеров в этом творчестве, поскольку их функционирование зависит от тех

программ, которые вложил в них пользователь и компьютер может быть лишь

помощником человека в этом роде высоко интеллектуальной деятельности.

Однако нельзя игнорировать опасных тенденций превращения информационных

средств из послушных умножителей духовных благ в производителей культурной

дешевки.

Гораздо большую роль играет информационная техника в процессе

приобщения людей к произведениям искусства благодаря чему высокая культура

становится общедоступной. Именно она сделала массовым достоянием

уникальные достижения мировой культуры. Чтобы увидеть Сикстинскую мадонну

теперь не нужно посещать Дрезденскую картинную галерею, любоваться

полотнами Рубенса и Крамского, операми Большого театра можно дома через

телевизор. Посетить Лувр или Эрмитаж, побывать в театре или посмотреть

балет, прослушать симфонии Бетховена, фуги Баха или лучших вокалистов мира

можно включив видеоплеер или мультимедийный компьютер через систему

Интернет. Возникает новая массовая культура. Вместе с тем, индивидуальная

информационная система становится основой демасификации культуры, ее

индивидуализации. Массификация и демассификация – две реальные тенденции в

развитии современной культуры.«Фантазия очень быстро воплощается в жизнь; -

пишет В.Краус, - сегодня имеет место не столько метафорическое обыгрывание

звездной темы, сколько ее инженерное решение, не столько стихи о Луне,

сколько возможность реального запуска ракеты. В нынешней литературе мечта

идет гораздо дальше, чем в «Тысяче и одной ночи»: это не грезы о ковре-

самолете, а описание полета, то есть реализация мечты. Не эпос, не холст,

не храмы, не дворцы, а телевидение, телефон, самолет, ракета и компьютер

составляют современные результаты нашего творчества и осуществления самих

дерзких мечтаний. Образы из нашей поэзии, музыки и живописи были воплощены

в реальность благодаря физике и технике»[7].

От письменной культуры человечество переходит к новой - экранной -

культуре. Она складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой.

Возникает новое - экранное - мышление для которого характерно «сращение»

логического и образного, понятийного и чувственно-наглядного. Основой новой

культуры становится «экранная страница», которая является общечеловеческой

и создает невиданные возможности общения людей. Одновременно информационная

технология резко снижает возможности культурного монополизма, создавая

относительно независимое множество субкультур которыми невозможно управлять

из одного центра. Однако децентрализующие технические средства (книга,

кассетная запись, компьютер) сопровождаются функционированием

централизующих средств (газета, радио, телевидение). Это свидетельствует о

противоречивом характере воздействия информационных средств на культуру и

вызывает необходимость продуманного решения целого ряда вопросов этического

характера.

Поэтому не удивительно, что одним из элементов новой компьютерной

культуры является «компьютерная этика» - совокупность моральных принципов и

норм, регулирующих отношения между людьми, сложившихся на основе их работы

с компьютерами. Человек программирует компьютеры, а те в огромной степени

«программируют» его мышление. Смена моральных норм под влиянием

информационной технологии признается ныне многими исследователями. Более

того, существуют попытки сформулировать определенные правила поведения при

работе с компьютером. Так, к примеру, сформулировано требование: «Не

делайте с помощью компьютера то, что вы сочли бы аморальными без него.

Никакое действие не становится более моральным из-за того, что для его

облегчения использован компьютер». Возможность такой этики обусловлена

следующими обстоятельствами. Мораль предписывает какие действия следует

совершать в конкретных ситуациях. Поскольку в различных областях

человеческой деятельности возникают специфические и типичные для этих

областей ситуации, возникает необходимость специфических норм поведения

людей, что и является основанием для возникновения прикладных этик, в том

числе и компьютерной. Можно согласиться с Э. Аггацци, который отмечает,

что «если мораль должна регулировать человеческую деятельность в различных

ситуациях, то она не может игнорировать новые и беспрецедентные ситуации,

которые создаются развитием науки и технологии и очень часто имеют иную

природу, нежели ситуации, регулируемые уже существующими моральными

нормами»[8].

Что касается необходимости создания компьютерной этики, то эта

необходимость вызвана в общем плане тем, что создаваемые компьютерной

техникой новые ситуации часто делают морально значимым явления, которые

раньше были вне поля моральных кодексов и определялись естественными

закономерностями. Теперь же они, например, возможности компьютера разрешить

определенные конфликтные ситуации, предугадать стихийные природные явления

и др., попали в орбиту моральных оценок. Все, что связано с деятельностью

компьютеров, должно находиться под строгим контролем человеческой этики.

Возникает компьютерная этика, в которой внеэкономические цели часто

вытесняют экономические.

Означает ли это, что компьютерные системы надо наделять моральными

нормами? Можно ли на этом основании утверждать, что «компьютеры становятся

явлением социально-нравственным»?[9]. Ответ на этот вопрос пытаются найти

многие представители современной технической и гуманитарной мысли.

Большинство из них склоняется к отрицательному ответу: моральные нормы

применимы лишь к поведению людей, которые вступают между собой в

определенные общественные, в том числе и моральные, отношения. Вне сферы

общественных отношений, какими, к примеру, являются технические связи и

функционирование искусственных систем, они не действуют. Для компьютера

безразлично какие задачи – гуманные или антигуманные – он решает. Это

оценивает человек, его общественная практика, его цели и стремления, его

нравственные нормы и идеалы.

Современный немецкий философ Х. Ленк, размышляя об этой проблеме,

пишет, что в будущем информационном обществе информационные системы станут

принимать решения во все большем объеме по жизненно важным социальным и

даже индивидуальным проблемам, а тем более по проблемам, которые будут

возникать в случае чрезвычайных ситуаций. В таком случае решения

принимаются без «ответственного лица»,т.е. без человека или группы людей.

Кто же в таком случае может нести ответственность? Могут ли информационные

системы быть морально ответственными? Компьютеры, отвечает Х.Ленк, не

являются моральными, социальными сущностями, они не осуществляют каких-либо

сознательных процессов и поэтому информационные системы не могут брать на

себя моральную ответственность. Попытка наделить моральной ответственностью

за принятые решения компьютер является стремлением тех или иных людей или

их групп уйти от ответственности. «Стремление преднамеренно и слишком

поспешно превращать компьютер в моральное существо, - пишет Х. Ленк, -

означало бы открывать слишком легкие пути для выхода из дилеммы

ответственности, выбирать стратегию уклонения от решения проблемы, которая

может привести к уходу от собственной моральной ответственности. И тогда

компьютер оказался бы в роли козла отпущения. Если нельзя привлекать к

ответственности личность, то крайне легко сваливать ответственность на

компьютер или вообще от нее отказаться»[10]. От моральной ответственности

невозможно уходить, её нельзя «передавать» машине.

Иногда японцы называют себя «компьютерной нацией». Но эта их внешняя

«компьютерность», проявляемая в дисциплине, точности, корректности японцев,

сочетается с определенной духовностью, нравственностью, в силу чего они

чаще предпочитают называть себя «думающей нацией», соединяющей в себя

компьютерную точность с высокой требовательностью к себе, в том числе и

нравственной требовательностью. Это очень хорошо показал Дайсаку Икэда,

автор романа «Человеческая революция».

Такая человеческая нравственная революция становится особенно

необходима в условиях, когда происходит возвращение к антинаучным

мистическим представлениям, сопровождающееся мощной волной ностальгии,

психологическим стремлением к более простому, менее тревожному прошлому.

Все больше призывов направлены против планирования, рационализма. Мир не

свободен от опасности войн, в которой свою лепту вносит компьютерная

технология. По оценке ЦРУ более десятка стран направлено готовятся к

будущим войнам в киберпространстве. Создаются и до поры до времени хранятся

компьютерные вирусы невиданной до сих пор разрушительной силы. Они готовы

«сбросить» на сети противника логические бомбы - программы, которые могут

до времени мирно дремать в вашем компьютере, а затем по сигналу или в

условленное время проснуться и приступить к разрушению информации. 650

спутников на земной орбите и 150 миллионов компьютеров в офисах и домах

составляют необъятное поле для киберпространства ближайшего будущего.

Современные технологии все больше вытесняют людей из армии. Сокращение

войск толкает военных изобретателей к созданию новых видов вооружений:

беспилотных самолетов, наземных роботов, космических спутников-разведчиков,

систем по обнаружению и опознаванию движущихся и неподвижных целей.

Информационная техника является сердцевиной всех новейших образцов военной

техники.

Все эти обстоятельства обостряют этические проблемы создания и

использования информационной техники, определения путей выхода из поистине

морального кризиса. П. Сорокин видел выход в создании альтернативной,

гуманистической этики, проповедовал распространение бескорыстной любви

среди людей. А. Пиччеи проповедовал необходимость революционного

установления Нового Гуманизма, который должен заменить кажущиеся ныне

незыблемыми принципы и нормы новыми, которые должны соответствовать

требованиям эпохи становления информационного общества, что должно

кардинально изменить сегодняшние взгляды и поведение людей. «Революционный

характер становится, таким образом, главной отличительной чертой этого

целительного гуманизма, - писал А. Пиччеи, - ибо только при таком условии

он сможет выполнить свои функции – восстановить культурную гармонию

человека, а через нее равновесие и здоровье всей человеческой системы. Эта

трансформация человеческого существа и составит Человеческую революцию,

благодаря которой наконец обретут цели и смысл, достигнут своей кульминации

остальные революционные процессы»[11].

Некоторые инженеры видят средство морального оздоровления общества в

компьютерной технике. Так, исследовательская группа Р. Пикар намерена

обучить компьютеры реагировать на человеческие чувства. Создан ряд

устройств, которые можно носить, не привлекая внимание окружающих. Эти

устройства отслеживают все эмоциональные показатели. Уже сегодня

компьютеры исследовательской группы способны распознавать более пяти

человеческих эмоций. Эта программа основывается на изучении изменений

положения мышц лица.

Все эти факты свидетельствуют о том, что проблемы компьютерной этики в

условиях становления информационного общества являются предметом серьезных

обсуждений и действий. Новая культура с новой, компьютерной этикой

рождается в тяжелых муках. Тем не менее теоретическая разработка новых

этических норм и их внедрение в ткань общественной жизни реализуется и

можно только по разному оценивать темпы протекания этого процесса, их

результативность и перспективы.

К сожалению, при обучении компьютерщиков очень редко можно услышать

слово «этика». Основное внимание уделяется математическому образованию,

взаимодействию с компьютером как средством решения тех или иных задач. При

этом игнорируется то обстоятельство, что взаимоотношение человека с

компьютером происходит в определенной культурной среде. Лишенный

нравственных ориентиров, человек начинает и себя воспринимать как умную

машину, переносит техническое обращение с компьютером на отношения между

людьми, что ведет к далеко идущим последствиям – антигуманной деформации

всей культуры информационного общества. Не случайно Р. Уиден в своем

выступлении перед конгрессменами США заявил, что «некоторые из вполне

достойных молодых людей оказываются неспособными оценить этические и

моральные последствия своих действий. Я убежден, например, что очень

многие, если не все молодые хакеры в нашей стране даже помыслить не могут о

том, чтобы на улице силой отнять деньги у старой женщины. Но, с другой

стороны, весьма реально, что простым нажатием нескольких клавиш компьютера

они легко лишат ее всех сбережений»[12]. Действительно, хакеры имеют свои

собственные нравственные представления. Кто же такие эти «хакеры» о которых

ныне говорят все больше ?

Слово «хакер» происходит от английского глагола «to hack» –

взламывать. Это слово первоначально обозначало человека неопытного,

неумелого в спорте, калечащего других неуклюжими ударами Журнал

«Подслушивание» использовал этот термин для обозначения человека,

пытающегося беспорядочно набирая телефонные номера, подключиться к чьему-

либо разговору. В дальнейшем хакерами стали называть «любознательных»

хулиганов, с помощью компьютерных сетей забирающихся в базы данных

различных солидных учреждений и ворующих оттуда все, что плохо лежит. Ныне

хакеры представляют собой целое закрытое сословие со своей моралью,

рейтингами и классификацией. Выделяются четыре основных типа хакеров – этих

компьютерных пиратов. Романтики – это одиночки, взламывающие базы данных из

любопытства. Прагматики или классики воруют игры, программы, базы данных,

электронные издания. Так, система «Windows – 95», на создание которой

фирма «Микрософт» затратила 300 млн. долларов, была «скачена» московскими

хакерами в результате чего было налажено её пиратское производство. Хакеры

– разведчики взламывают сети и базы данных конкурентов для получения

конфедициальной информации, Так из сервера Петровки, 38 была выкрадена

телефонная база данных по всей Москве, которую умельцы уложили в обычный

компакт-диск для продаже. Наконец, кибергангстеры представляют собой

профессиональных компьютерных бандитов, находящихся на службе определенных

мафиозных группировок и разрушающих сети разных «неугодных» фирм а также

ворующих деньги с банковских счетов.

Причины появления хакеров нужно искать не только в преступных

устремлениях, у первоначальных хакеров их не было. Дело в самом характере

труда информатизированного общества. Информатизация и автоматизация труда,

потребовав «узкого специалиста», могут оказать на работника

дегуманизирующее воздействие, породить привязанность человека к компьютеру.

Более того, работник может оказаться в зависимости от специалистов-

информатчиков. Последние могут объединяться в определенные кланы и

манипулировать другими людьми.

Компьютеризация общества привела к появлению серьезных злоупотреблений

информацией, компьютерной преступности - искажению данных компьютерной

памяти, воровству с помощью компьютеров, к появлению опасности

монополизации просветительства и средств массовой информации,

монопулировании общественным мнением, компьютерному пиратству.

Проблема компьютерного пиратства в России является излюбленной темой

различных компьютерных журналах и связана как с нравственными вопросами,

так и с платежеспособностью населения. Ликвидация компьютерного пиратства

невозможна без изменения общей культуры людей и повышения

платежеспособности населения, снижения слишком высоких цен на фирменные

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.