РУБРИКИ |
Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализ |
РЕКЛАМА |
|
Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализДревнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализМинистерство общего и профессионального образования РФ Тверской Государственный Технический Университет Кафедра культурологии и социологии Реферат по культурологии на тему: «Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ» Выполнил: студент группы АТПП-15 Поляков В.А. Принял: старший преподаватель Арцев М.Н. Тверь, 1998 Оглавление Оглавление 2 Введение 3 Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры 3 Религия 5 Искусство 8 Общая характеристика 8 Литература, поэзия и театр 10 Архитектура 13 Скульптура 16 Письменность и язык 17 Наука 18 Быт 19 Праздники 20 Заключение 21 Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и Древнего Рима 23 Список использованной литературы: 25 Введение Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение. Конечно изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было и современной Европы»[1] Исследование культуры и быта этих цивилизаций помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее. Актуальность данной темы главным образом и обуславливает выбор данной темы реферата. Основная задача реферата – описать основные особенности древнегреческой и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия. В каждой главе проводится сравнение какого-то направления культуры, которое базируется на результатах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых. Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело.»[2] Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур. Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами, а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах. Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито- микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.) В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого известняка, добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе – из камня выломанного прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олимпе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Кара, поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н. э. траверин, т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах от города. На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки поднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего, догреческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова. Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская - в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами. В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины. шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полисы было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей»—эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей[3]. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме: важнейший принцип—кто лучше послужит полису. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона. Общественное устройство Греции - рабовладельческая демократия, и для неё характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника власти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком. Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—III вв. н. э. Другие большие города. Наиболее крупными из них были Александрия Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия на Оронте — центр управления Сирии, Эфес — центр управления провинцией азия. Крупнейшим городом Греции эпохи Империи стал Коринф, восстановленный Юлием Цезарем. На северном берегу Африки Цезарь же восстановил Карфаген, на Пиренейском полуострове выросли порт Терракона и Толето (современный Толедо), в Галлии—Лугудун (современный Лион), в Паннонии—Аквинк (современный Будапешт) и Сирмий, во Фракии—Филиппополь (современный Пловдип) и Сердика (современная София). Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, «базилики», портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах — «квадригах». До настоящего времени, кроме грандиозного римского амфитеатра «Коллосея» (Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, в различных местах, некогда бывших городами Римской империи, сохранились остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.). Они были украшены великолепными произведениями искусства, рельефами и статуями. Отличительной чертой городов эпохи 1—III вв. и. э. были каменные мостовые, водопроводы («акведуки»), канализация, В самом Риме во II—V вв. н. э. работали одиннадцать водопроводов, дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки) представляли собою длинные ряды арок , поддерживавших свинцовые или глиняные трубы, по которым вода из горных источников направлялась за много километров в тот или иной город. В городе трубы уходили под землю и оттуда в разные водоемы, фонтаны на площадях — во дворцы, храмы и дома богатейших лиц. В современном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода. Остатки больших римских водопроводов сохранились подле Рима, в Стамбуле, на юге Франции, в Испании, в различных частях Малой Азии, Африки. Центральные площади городов, называвшиеся агорой (на востоке) или форумом (на западе), были украшены портиками, храмами и базиликами. На площадях воздвигались триумфальные арки, конные статуи. Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» — «Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом. В Риме, а также во многих больших городах провинций, строились роскошные здания «терм» (общественных бань), в которых были бассейны с теплой и холодной водой для купанья, гимнастические залы, комнаты отдыха. Особенно роскошны были термы, построенные в Риме Каракаллой. Большими размерами и богатством отличались многие архитектурные сооружения ряда городов провинций: что колоннады портиков сирийского города Пальмиры, храмы солнца в Баальбеке (Сирия) и др. Во II в. н.э. в Империи было 372 мощенные камнем дороги общим протяжением около 80000 км. Через каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выражения: «Все дороги ведут в Рим !»[4]. В портовых городах были сооружены каменные причалы, амбары для хранения грузов, защитные каменные стены от прибоя морских волн. Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу. Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных а в средиземноморских областях — в кое-как построенных каменных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения, В Риме, Эфесе, Александрии строились дома в несколько этажей (в три, четыре и даже шесть), сдававшиеся в наем но квартирам и комнатам. Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней. Религия Космогонические представления греков принципиально не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос—жизненное начало. Гея породила звездное небо— Уран, который стал первым властителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов—титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса—Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера—под водительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом, олимпийские боги—третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс - властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошающей землю и моря, Аид (Плутон)—владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера являлась покровительницей брака, Гестия— богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру. дочь которой Кора, некогда похищенная Аидом, стала его супругой. От брака Зевса и Геры родились Геба—богиня юности, Арес—бог войны, Гефест, олицетворявший вулканический огонь, скрытый в недрах земли, а также покровительствовавший ремесленникам, особенно кузнецам. Среди потомков Зевса особо выделялся Аполлон—бог светлого начала в природе, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Согласно мифам, он поразил дракона Пифона, и на месте, где он совершил свой подвиг, а было это в Дельфах, греки возвели в честь Аполлона храм. Этот бог считался покровителем искусств, богом- врачевателем, но одновременно и божеством, приносящим смерть, разнося эпидемии; позднее он стал покровителем колонизации. Роль Аполлона с течением времени все более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса. Сестра Аполлона Артемида — богиня охоты и покровительница молодежи. Многосторонние функции Гермеса, первоначально бога материального достатка, затем торговли, покровителя обманщиков и воров, наконец, патрона ораторов и спортсменов; Гермес отводил также души умерших в подземный мир. Диониса (или Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства и виноделия. Большим почетом пользовалась Афина, родившаяся из головы Зевса,—богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие от Ареса, который олицетворял безрассудную отвагу). Постоянная спутница Афины— богиня победы Ника. символ мудрости Афины—сова. Афродите, родившейся из морской пены, поклонялись как богине любви и красоты. Для греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов царила безликая сила—Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом Афинами, Гера—с Самосом и Аргосом, Аполлон и Артемида—с Делосом, Аполлон— с Дельфами, Зевс—с Олимпией и т. д. Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям. В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки первобытных религиозных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безличных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах, присущих явлениям природы, отвлеченным понятиям и даже отдельным действиям человека. Длительное сохранение анимистических представлений тормозило развитие антропоморфного взгляда на богов т. е. представление божества в виде человеческого образа. В силу консервативности мышления и медленного развития, свойственных идеологии города-государства, в религии долгое время сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства. О благополучии дома заботились пенаты — божества кладовой и съестных припасов, покровителями же всей семьи и всего хозяйства в целом были лары. Каждый член семьи имел особого духа — покровителя—гения (дух—покровитель женщин назывался Юноной), который появлялся вместе с рождением и исчезал вместе со смертью данного человека. Гений отца семейства был общесемейным божеством и почитался всеми домашними. Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и «живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями — манами. Но если об умершиx не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами Семейный культ был одним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии. Из родовых и семейных культов развился государственный культ богини Весты — хранительницы домашнего очага и священного огня. Веста почиталась как покровительница всего гражданского коллектива и его благополучия, а горевший на ее жертвеннике вечный огонь олицетворял вечность Рима. Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Древнейший римский бог Марс первоначально представлялся как мечущий копья охранитель стад и всего гражданского коллектива от врагов. Богиня Венера считалась покровительницей садов и огородов, божеством обилия и плодородия природы. Существовал бог посевов — Сатурн, жатвы — бог Коне, бог Робиг, отвращающий ржавчину от посевов. С культом земледельческих богов связаны многие религиозные празднества римлян. Представления о богах, первоначально как о безликих и абстрактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до и, э. римляне изображали многих своих богов в человеческом образе. На формирование римского пантеона оказала большое влияние этрусская религия. От этрусков римляне заимствовали, например, Юнону — этрусскую Уни, Минерву — этрусскую Менрву, возможно бога Вулкана и др., а также некоторые ритуальные действия, систему гаданий по внутренностям животных. Первый римский храм на Капитолии был построен по этрусскому образцу. Начиная с III в до н. э, на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер-бог неба, грома и молнии, Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера — богиня любая и плодородия, Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла, Церера — богиня растительности, Аполлон — бог солнца и света, Юнона — покровительница женщин и брака, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун—бог моря, Диана —богиня луны. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу Цереру, Либеру-Прозерпину — богиню растительности и преисподней и Либера — бога вина и веселья. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения. Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Римляне, как земледельцы и воины, были народом практическим и реалистическим. Ни было мало дела до высоких религиозных рассуждений в богословских тонкостей. Римлянин обычно обращался к божеству с какой-нибудь определенной просьбой: увеличить приплод, дать дождь, приостановить мор, даровать победу. В зависимости от важности такой просьбы божеству приносили большую или меньшую жертву. Жертвенное животное подводилось к специальному алтарю и убивалось, Часть внутренностей и туши здесь же на алтаре сжигалась, причем при сжигании производилось возлияние вина. Большая же часть туши (иногда приносилось в жертву несколько голов скота) шла на угощение жрецов, которое устраивалось после жертвоприношения. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем. чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее искажение делало ее недействительной. При большом числе римских богов было нелегко определить, какому именно богу нужно принести необходимую жертву; считалось, что если обратиться не к нужному божеству, то жертва окажется напрасной. Наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой особые коллегии сведущих людей — жрецы. Одной из древнейших религиозных коллегий была коллегия арвальских братьев, которые обращались с молитвой о исходе посевов, Богу Марсу была посвящена коллегия салиев - скакунов. За культом Марса и Юпитера надзирали особые жрецы - фламины. Коллегия из шести непорочных дев-весталок обслуживала культ Весты. Однако главной жреческой коллегией была коллегия из шести понтификов, которая вначале заведовала постройкой мостов через Тибр, а затем на них была возложена задача составлять государственный календарь, объявлять праздничные дни, наблюдать, чтобы всякое богослужение и судебные разбирательства совершались в надлежащие дни. Иначе говоря, понтифики осуществляли надзор за всем религиозным бытом, общественным и частным богослужением и приобрели очень большое значение в Риме. Глава коллегии понтификов назывался великим понтификом и избирался на народном собрании пожизненно, считался своего рода главой римского жречества. Поскольку объявление войны, заключение мира и хранение договоров было тесно связано с религиозными обрядами, то всеми этими делами ведала коллегия из 20 фециалов. Коллегия из шести авгуров давала советы о будущем по полету птиц и по тому, как клюют зерно священные куры. Коллегия гаруспиков предсказывала будущее по особенностям внутренностей жертвенных животных и истолковывала небесные знамения, главным образом молнии. Суеверные римляне часто обращались к услугам авгуров и гаруспиков, и ни одна битва, ни одно крупное событие не начиналось, если не была испрошена воля богов. По преданию, еще в царский период в Риме появились так называемые сивиллины книги, составленные прорицательницей Сивиллой из Кум, содержащие греческие оракулы и прорицания. К сивиллиным книгам обращались в исключительных случаях и по решению сената. Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса — Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха — Диониса[5]. Широкое проникновение греческого влияния во II в, до н. э. привело не только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов па религию и богов. Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги — это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривала религию как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в низших массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывало официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, конфискаций, проскрипций вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы — Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страждущим, накажет гонителей. Искусство Общая характеристика Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами. Античность была и осталась вечной школой художников. Когда начинающих художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя. Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни[6]. В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы -- не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Римский мастер в отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах. Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе, сосредоточены. Римские мастера в скульптурных портретах концентрировали внимание на личных, индивидуальных особенностях человека. Система римских архитектурно-пластических образов глубоко противоречива. Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная, вызванная, видимо, подражанием классическим образцам эллинов. Отношение римлян к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков, основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а не концентрической динамике художественного мышления. В этом смысле римское искусство - качественно новый этап эстетического освоения человеком реальности. Тяготение римских художников к классическим эллинским формам, вызывающее ощущение двойственности римских памятников, воспринимается сейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества. Осознанная римлянами утрата цельности художественных форм нередко заставляла их создавать постройки громадные по размерам, порой грандиозные, чтобы хоть этим восполнить противоречивость или ограниченность образов. Возможно, именно в связи с этим римские храмы, форумы, а нередко и скульптурные произведения значительно превосходили размерами древнегреческие. Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, -- огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства со включением в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, - не может быть объяснено только свойствами римского художественного потенциала. Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало играть роль особенную -- интерпретатора и хранителя художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов. В римском горниле сплавлялись различные художественные ценности, чтобы в итоге появилась совершенно новая, не исключавшая, однако, традиций античности, средневековая эстетическая практика. От пиренейских берегов Атлантического океана до восточных границ Сирии, от Британских островов до Африканского континента племена и народы жили в сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицей империи. Тесное соприкосновение римского искусства с местным приводило к появлению своеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африки поражают по сравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторые британские -- особенной холодностью, почти чопорностью, пальмирские -- свойственной восточному искусству затейливой орнаментикой декоративных украшений одежд, головных уборов, драгоценностей. И все же нельзя не отметить, что к середине I тысячелетия н.э., в конце античности, в Средиземноморье дали о себе знать тенденции к сближению различных эстетических принципов, в значительной степени определившие культурное развитие раннего средневековья. Конец римского искусства формально и условно может быть определен падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства - весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII до VI в.в. до н.э., Рим был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшой количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать, будет возрастать. Периодизация римского искусства -- одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета - классикой и кризисные века -- эллинизмом, историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий. Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за собой изменение художественного стиля. Поэтому важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменение художественно-стилистических форм в их связи с социально- экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами. Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) и республиканская эпохи (V в. до н.э.-I в. до н.э.) -- период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периода в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно. В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью италиков. Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период - время Августа, первый период - годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй - время Траяна, поздний период - время позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства. Литература, поэзия и театр Как и многих других народов, у римлян собственно литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением ничтожных отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству, народом практичным и сухим. Однако и те ничтожные отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в поэтической форме. Во время работ пели трудовые песни, создававшие ритм трудового процесса, например «песня гребцов». Молитвы и обращения к богам составлялись в стихотворной форме, что облегчало их запоминание. Сохранился, например, гимн «братьев пахарей», гимн жреческой коллегии скакунов (салиев). В этих гимнах содержались просьбы к богам оплодотворить землю, отвратить голод и непогоду, обеспечить богатый урожай, благополучие земледельцев и пастухов. При похоронах исполняли специальные похоронные песни, заплачки (они назывались ненниями), где выражалась скорбь об умершем и перечислялись его заслуги. Существовал обычай ставить надгробия с надписью, где упоминались заслуги покойного. На пирах распевались пиршественные песни, в которых восхвалялись подвиги героев, особенно легендарных предков. В застольные песни включались легенды, иногда перемешанные с реальными событиями о героическом прошлом Рима. Многие легенды застольных песен были заимствованы позднейшими римскими историками (например, Титом Ливием), включены ими в свои исторические труды и приобрели видимость исторических фактов. Народные поэтические произведения были написаны особым стихотворным размером, так называемым сатурническим стихом, близким по своей ритмике к былинным стихам других народов. Есть свидетельства о зачатках драматической поэзии у римлян. Во время деревенских праздников урожая ряженая сельская молодежь устраивала веселые игры, перебрасывалась остротами, импровизированными или заученными насмешливыми стишками. В этих стихах содержались порой и колкие насмешки, особенно по адресу богатых, скупых или жестоких людей. В обмене этими стихами — их называли фесценнины — содержатся уже элементы диалога, драматического действия. Наряду с фесценнинами получает распространение комедия масок—ателлана (от названия города в Кампании—Ателлы). Ее героями были веселые типы обжор, хвастливых разинь, глупых стариков. Содержание ателланы было веселым, оно отражало повседневную жизнь мелких городов и сел с их незамысловатым бытом. Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией понтификов погодные записи наиболее крупных события, летописи, заключались договоры, тексты которых записывались на латинском языке. П IV в. до н. э. некоторые политические деятели стали записывать свои произнесенные речи и издавать их для чтения публики[7]. На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература. Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте маловыразительной народной римской поэзии, когда рядом существовала богатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология. Не удивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был Ливии Андроник, грек из города Тарента. При взятии Тарента римлянами он попал плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой. Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом сатура обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь разных стихов — длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером. Поэт Энний назвал словом сатура свой сборник стихов полуразвлекательных, полупоучительных. Как литературный жанр, сатура получила большое развитие и творчестве Гая Луцилия. За свою долгую жизнь (180—102 гг. до н. э.) Луцилий написал 30 книг сатур. В них он обличает пороки современного ему общества; корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление, жадность. Широкое развитие рабства, расцвет экономики, успешные завоевания Рима привели к росту богатства, скоплению их в немногих руках, погоне за ними, моральному разложению олигархов. Реальная жизнь давала сюжеты для сатур Луцилия, которые положили начало реалистическому направлению в римской литературе. После Луцилия окончательно определился жанр сатуры как Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|