РУБРИКИ

Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы

Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы

О Г Л А В Л Е Н И Е.

I. Вступительная часть. стр. 2

II. Содержание.

1. Раскрытие образа Ильи Муромца. стр. 5

2. Добрыня Никитич – крестовый брат

Ильи Муромца. стр. 11

III. Заключение . стр.

15

IV. Литература. стр.

16

Конечно же, трудно представить человека, который не знал бы, что такое

былины и не прочитал хотя бы одну из них. Однако чаще всего о былинах имеют

весьма общее представление, а нередко и ошибочное.

Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому считаем их литературными

произведениями, но это не так. Создателем былин является народ; былины не

имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли

народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.

Самое слово былины происходит от слова быль, т.е. в этих старинных

песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

Выступавшего в 90е годы ХIХ века в Москве сказителя И.Т.Рябинина

слушатели спрашивали:

- Иван Трофимович, любишь ли ты свои старинки?

- Не любил бы, не пел бы, - говорил он.

- И ты веришь, что все это, что в былинах поется, правда?

- Знамо дело – правда. А то какая же потреба и петь их?

Северные сказители совершили дело неоценимого значения –

они донесли до нас древнее эпическое наследие. Благодаря им, былины теперь

навсегда вошли в сокровищницу национальной и мировой культуры.[1]

Но в самом ли деле то, что рассказывают былины, правда? Неужели Илья

Муромец стрелял в Соловья-Разбойника, а Добрыня Никитич бился со Змеем?…

Вопрос этот не такой простой.

Однажды рыбаки, ловившие рыбу на Ильмень- озере, что у Новгорода,

всетях обнаружили сапог из необычного для нашего времени материала и

совершенно непривычной формы. Сапог был из сафьяна ( искусно обработанной

кожи), с тонким изогнутым каблуком и высоко загнутым кверху носком. Ученые

– археологи сначала решили: подделка! Каково же было их изумление, когда

изучая былины, они обнаружили такое описание сапог богатыря:

…Сапожки из зелена сафьяна,

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту воробей пролети,

Около носка хоть яйцо прокати![2]

Так есть ли правда в том, о чем рассказывают былины? Ну , например,

терпели ли русские воины в схватках с врагами поражения? Несомненно .

В том же «Слове о полку Игореве» рассказывается о неудачном походе на

половцев новгород-северского князя Игоря Святославовича . Но былины

рассказывают о непобедимых русских богатырях – и в этом тоже правда.

Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу

отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа, воспитывали в

отроках- юношах любовь к родной земле и ненависть к насильникам. Пример

непобедимых богатырей, созданных народным искусством, вселял в людей

мужество, укреплял чувство долга, чести. И разве нет правды в том, что

славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались

победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-

татары!

Главным персонажем былин является богатырь. Он стал воплощением идеала

мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат

несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу

героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку

против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов»…Таков Илья

Муромец, таковы же и другие богатыри – Добрыня Никитич, Алеша Попович ,

Дунай-сват, Василий Каземирович,Сухман…

Согласно былинам, богатырство как могущественная и непобедимая сила,

обеспечившая мир и благополучие Русской земле, принадлежало далекому

прошлому. Его нельзя датировать и нельзя определить, как долго оно длилось.

Былинное время оказывается замкнутым и по–своему даже неподвижным: событий

происходит много, но каждый раз все возвращается к исходным состояниям.

Богатыри совершают подвиги ради восстановления нарушенного порядка жизни.

В.Г.Белинский выделил в русских былинах киевский цикл и новгородский.

Оба цикла имеют свои исторические основы. Он установил, что в русском эпосе

существует группа былин, объединенная рядом важных признаков. Общие их

особенности состоят в следующем: действие происходит в Киеве или около

него; в центре стоит князь Владимир; основная тема – защита Русской земли

от южных кочевников; Исторические обстоятельства и быт, изображенные в

былинах, характерны именно для Киевской Руси; события и враги Русской земли

в этих былинах – домонгольского периода; Киев не просто место действия

былин, а он воспет как центр русских земель: из Мурома, Ростова, Рязани,

Галича едут богатыри на службу в Киев.

Формирование киевского цикла былин определялось характерными

историческими обстоятельствами. В IХ-ХI вв. Киев достиг высокого расцвета и

могущества; он играл важную роль в борьбе с печенегами и половцами,

закрывая им путь в северные русские земли. В этой борьбе осознавались

общерусские задачи и складывалось самосознание русского народа. Набеги

степных кочевников отражали не только киевляне, но и представители других

русских земель, что ярко показано в былинах. Киев в это время объединял

почти все русские области и был признанным их центром.

Киевские былины группируются обычно по богатырям. Но среди былин

киевского цикла есть произведения героические и социально-бытовые. В этом

отношении их можно разделить на такие группы: героические – включают в себя

былины, возникшие до монголо-татарского нашествия, и былины, связанные с

нашествием; былины социально-бытовые включают в себя песни, в которых

социальные конфликты стоят на первом месте.

Одной из важных и характерных особенностей киевского цикла служат

образы трех богатырей, действия и судьба которых тесно связаны. В образах

этих богатырей воплощаются основные особенности богатырства. Это образы

Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. В народном представлении

старший из них, самый могучий, богатырь Илья; за ним идет Добрыня,

уступающий в некоторых качествах Илье; наконец, Алеша, также отважный

защитник Русской земли, однако по ряду особенностей уступающий первым двум

богатырям. У всех трех богатырей много общего, однако, каждый из них

представляет собой особую личность и имеет определенные индивидуальные

черты. В образах этих богатырей ясно видна индивидуализация, которая

развивается уже в былинах, а получает значительное проявление в

исторических песнях, где надо было изображать уже не обобщенные образы

богатырей, а определенных исторических лиц.

В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная

идея былин - идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей

выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он чаще

других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами,

одерживая победу.

Илья Муромец – идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских

былин. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему

свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже

перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Он

ненавидит «бояр кособрюхих», говорит всем правду в лицо. Обиду он забывает,

когда речь идет о беде, нависшей над родной землей, призывает других

богатырей встать на защиту не князя Владимира или княгини Опраксы, а «ради

матушки-свято-Русь земли».[3]

Лучшее свидетельство огромной популярности в народной среде образа Ильи

Муромца - количество былин и былинных сюжетов о нем. Именно этому образу

суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие

идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о бескорыстии, о

верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей -

ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович – не могут сравниться в этом

отношении с Ильей Муромцем.

Все герои героического эпоса без исключения сражаются с

конкретными Батыгами и Батеями Батеевичами , подступившими или

захватившими стольный Киев – град . Все былины героического эпоса

проникнуты патриотической идеей защиты родной земли . А главным героем в

них является конечно же не Добрыня Никитич , не Алёша Попович , а Илья

Муромец . Хотя и Добрыня , и Алёша тоже присутствуют , но уже как бы на

«вторых» ролях . На богатырской заставе Добрыня в писарях , Алёша – в

конюхах , ни Добрыне , ни Алёше не удаётся одержать победу в бою с

богатырём – нахвальщиком Сокольником (или Жидовином) , это оказывается под

силу только Илье Муромцу . Из многих сюжетов об Илье Муромце известно, что

ему дарована высшими силами особая судьба – богатырю не писана смерть в

бою. И хотя это не играет никакой роли в действии самих былин, подобная

судьба служит признанием особого положения Ильи Муромца среди русских

богатырей как самого величественного и идеального защитника родины ,

показателем его особого предназначения.

Идеальная природа богатыря проявляется не только в нравственном

чувстве, руководящем его поступками, но и в чертах его внешнего облика:

Илья старый и седой, что служит признаком его мудрости и опытности.[4]

Цикл былин об Илье Муромце внес в эпос много и развил некоторые его

тенденции, заложенные в предшествующее время. Былины о богатыре, родившемся

в самой глубине народной Руси,

и сразу поставленном выше всех других героев истории Киевской Руси,

говорили о возросшем сознании народа. Народная масса поняла себя как силу,

без опоры на которую невозможна никакая успешная деятельность на благо

Руси.

В 1869 году вышло фундаментальное исследование «Илья Муромец и

богатырство киевское» Ореста Миллера. Об Илье Муромце писали Ф.И.Буслаев,

А.Н.Веселовский, В.Ф.Миллер, А.И.Соболевский, А.В.Марков и многие другие

крупнейшие дореволюционные исследователи русского эпоса. А из работ

советского времени следует назвать, в первую очередь, известную книгу

В.Я.Проппа «Русский героический эпос» (1958), несколько глав которой

полностью посвящено Илье Муромцу, статью и комментарии А.М .Астаховой к

изданию « Илья Муромец» в серии «Литературные памятники» (1958).

«Илья Муромец, - отмечает А.М. Астахова, - это образ огромной, осознающей

себя, разумно, целесообразно направленной силы. Многочисленные подвиги Ильи

Муромца , о писанные в былинах, всегда связаны исключительно с задачей

служения народу, он изображен в русском эпосе прежде всего, как

оберегатель родины. Илья Муромец борется с иноземными захватчиками, спасает

родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей,

приезжающих на Русь с враждебными намерениями. Ему так же приписываются

подвиги в борьбе с насильниками внутри страны, с разбойниками, от которых

он очищает прямоезжие дороги, охраняя мирный труд и благосостояние

народа».[5]

.Интересен сюжет о чудесном исцелении Ильи Муромца . Он широко

распространён в народных сказках и легендах о сидне, известных в фольклоре

почти всех стран и народов.

Одна из трактовок этого былинного сюжета принадлежит историку

В.Г.Мирзоеву . «Вряд ли этот образ богатыря ,- отличает он ,- силы которого

были окованы , случайный художественный приём былины . Вероятно , было бы

предположить , что он метафорически отобразил историческую действительность

, тем более что типизация и образность изображения жизни эпоса ещё ни кем ,

кажется , не подвергалась сомнению . Не воплощён ли в образе Ильи русский

народ , скованный по рукам и ногам страшной татарской силой ? Конечно

тридцать лет – эпическое время , не соответствующее действительно

хронологии . Однако надо допустить время , когда Русская земля , залитая

кровью и обезможившая после татарского нашествия , должна была пройти

известный период для того , чтобы опомниться после ужасного разгрома и

приступить к собиранию сил для борьбы . Вот этот период – совершенно

понятный и закономерный – и могли изобразить былины в образе богатыря ,

воплотившего в себе главные черты русского народа . Если это действительно

так , то «Исцеление Ильи Муромца» представляет собой один из самых ярких

примеров трансформации действительности в былине , былинное отображение

исторического прошлого , подчас проявляющегося в сложной форме

олицетворения , казалось бы далёкого от своего исторического источника , но

тем не менее объяснимого .

Всеволод Миллер обратил внимание , что Илья Муромец выезжая из

родного села Карачарова и родного Мурома , «делает значительный крюк ,

чтобы по пути в Киев освободить Чернигов».Отсюда исследователь сделал вывод

, что Илья Муромец – богатырь не Муромский , а Черниговский . «Я

предполагаю , - писал он , - что древнеший Илья раньше своего прикрепления

к Мурому , был прикреплён другой местности и , именно к Черниговщине . Он

мог быть связан с городом Черниговом , как со своим стольным городом , и

потому совершает для его освобождения свой первый подвиг , как богатырь

северянский . Этим объясняется и ласковое отношение к нему черниговцев , и

то обстоятельство , что в большинстве былин заставы помещены именно на

пути из Чернигова к Киеву , а не из Мурома в Киев и что о них он узнаёт от

жителей Чернигова . Совершая первый подвиг по выезде из дома у Чернигова,

древний Илья , вероятно , выезжал не из такого отдалённого родного места ,

каков суздальский Муром ,а откуда – нибудь ближе к Чернигову . Таким

местом мог быть древний город Моровск (Моровийск) , принадлежавший к

городам Черниговского княжества в XI и XII веков и нередко упоминавшийся в

летописях в описании событий , разыгравшихся под Черниговом или в

Черниговской области . Точно такую же звуковую аналогию В. Мюллер нашёл и

селу Карачарову . «Село Карачароево или Карачарово , - утверждает он , -

явилось в эпосе как замена более южного города Карачева , древнего города

черниговских князей , упоминаемого летописью , начиная с XII века .»

Итак : не Илья Муромец из муромского села Карачарова , а Илья

(Моровец) из моровского города Карачева … При этом исследова –

тель точно также приводит чисто местные карачевские легенды : «К

окрестности города приурочивается местопребывание былинного

Соловья – Разбойника . В двадцати пяти верстах от Карачева протекает река

Смородинная и на берегу её находится древнее село Девятидубье. Местные

старожилы указывают на то место, где будто бы было расположено гнездо

Соловья – разбойника. И теперь на берегу Смородинной находится огромных

размеров пень, который по преданию, сохранился от девяти дубов».

Многие исследователи эпоса задавались вопросом : кто же был

прототипом русского богатыря ? Поиски исторических «прототипов» былинного

Ильи Муромца не дали каких-либо ощутимых результатов. А причина одна: в

летописях и других исторических источниках нет похожего, хотя бы по

созвучию, имени, как, допустим Тугор-хан –Тугарин ,Ставр Гордятинич-Ставр

Годинович и т.п. Поэтому в данном случае исследователи оказались лишёнными

возможностей для сближений , сопоставлений, гипотез. Единственная же

параллель с громовержцем Ильёй Пророком была использована мифологами в их

трактовках образа Ильи Муромца, как двойного «замещения» в народном

сознании языческого бога грома Перуна : Перун – Илья Пророк – Илья Муромец.

В историческом материале исследователи пока не обнаружили даже таких

параллелей. Хотя в зарубежных источниках это имя известно. Например, в

германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на еще

более ранних эпических сказаниях, упоминается Илья Русский. В поэме

«Ортнит» рассказывается о царствующем в Гарде короле Ортните и о его дяде

по материнской линии Илье Русском. Но все это отдаленные и весьма

условные параллели. В русских летописных и литературных источниках не

сохранилось сведений об Илье Муромце.

И тем не менее Илья Муромец – единственный герой русского эпоса,

причисленный к лику святых (князь Владимир Святославович тоже был

канонизирован, но не как былинный герой). В православных календарях до сего

дня 19 декабря отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в

двенадцатом веке бывшего».[6] Более того, существует одно из самых

неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца – его гробница в

знаменитой Антониевой пещере Киево- Печерского монастыря, находящаяся

рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского

иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей

Киевской Руси, ее подвижников и великомучеников.

Сейчас уже вряд ли можно установить, как, каким образом произошла

канонизация былинного героя . Что это – еще одна «материализованная»

легенда, каких возникало немало во все времена и у всех народов, случайное

совпадение имен или же рядом с Нестором и Алимпием, преподобными

мучениками Феодором и Василием, Авраамием Трудолюбивым и Онуфрием

Молчаливым, златарем Евстафием, старцем Ефремом, в историческом бытие

которых никто не усомнится , действительно был погребен в ХII веке

богатырь Илья Муромец?.. Ничего невероятного. неправдоподобного , а тем

более сверхестественного, в таком предположении нет. Многие из погребенных

рядом с Ильей Муромцем тоже не попали в летописи, память о них сохраняла

только устная молва, и тем не менее они были канонизированы. А в том, что

богатырь Илья Муромец оказался рядом с великомучениками и праведниками

Древней Руси, тоже есть, конечно, своя закономерность, свое глубоко

символическое значение, Вне зависимости от того, когда и как это произошло,

исторический это факт или легенда…

В исторических документах ХI- ХI веков мы не найдём ответа на эти

вопросы , но сам фольклор – тоже документ истории , одна из самых

неопровержимых и достоверных летописей внутренней жизни народа , его

идеалов и идей . И в этой летописи Илья Муромец не просто существует , в

ней он главный герой .[7]

Илья Муромец вышел за пределы народного былинного эпоса,

многочисленные сказки о нем, легенды, побывальщины, как созданные на

основе былинных сюжетов, так и вполне самостоятельные, - все это тоже

продолжение «биографии» былинного героя, его жизнь во времени.

Былинная «биография» Добрыни Никитича разработана в русском народном

эпосе не менее тщательно, чем Ильи Муромца. Есть былины о рождении и

детстве Добрыни, его женитьбе на богатырше- полянице, его знакомстве с

Ильей Муромцем, конфликте с Алешей Поповичем. Известно имя Добрыниной

матери – Амельфа Тимофеевна, отца – Никита Романович; жены – Настасья

Микулична; тетушки крестовой - Авдотья Ивановна.

Образ Добрыни Никитича – один из самых обаятельных и глубоких в русском

эпосе. Это подлинный герой, всегда готовый к подвигу. Он там, где нужна

помощь, смекалка, ум и такт, борьба с ересью и коварством, верность и

смелость.

Добрыня всюду верен своему цельному, определенному характеру.

Бесконечно преданный Руси., богатырь ревниво оберегает свое достоинство

как русского воина. Человеческие качества Добрыни определяются тем

свойством, которое в былинах именуется «вежеством». Добрыня разумен в

речах, сдержан, тактичен. Его вежество «роженное», то есть врожденное, а не

внешне приобретенное и потому нередко утрачиваемое. Добрыня – заботливый

сын и любящий супруг. В былине иногда кратко, иногда довольно подробно

рассказывается о детстве героя, о его росте, возмужании , воспитании в

доме матери. Поётся о том как необычно рано начинает сказываться в герое

его богатырскя природа. Еще отроком он входит иногда в полную силу:

А ростет тут-ле Добрынюшка Микитиц блад,

А ростет тут-ле Добрыня лет до двенадцети,

Ён стал хватать приправу богатырскую…

Стал Добрыня растеть, матереть,

Не по годам, не по месяцам – по неделюшкам.[8]

С этим богатырем в песенно-эпический фольклор вошел тип общественного

деятеля, который целиком связал свои подвиги, дела и помыслы с укреплением

могущества Киевской державы - залога самостоятельности и единства Русской

земли и русского народа. Добрыня верой и правдой служит Киеву и стольному

киевскому князю.

Особое значение надо придать былине о бое Ильи с Добрыней. Добрыня

представлен в ней как рязанский житель. Про самою Рязань говорится, что

она «доселева» «слободой слыла», а вот «нынече» слывет городом. Прошла

слава и о Добрыне как удалом борце – «немалая» славушка по всей земле до

самой «украины» – до Мурома. Илья Муромец едет в Рязань, чтобы убедиться в

силе и удали Добрыни. Илья встречается с Добрыней в чистом поле. Ударились

богатыри палицами, потом - мечами, соскочили с коней – принялись бороться.

Бой закончился тем, что Илья и Добрыня побратались. Сказал Добрыня:

Назовемся-ка мы братьями крестовыми,

Обменяемся крестами золочеными:

А как будешь ты мне больший брат,

А как буду я тебе меньший брат,

И мы будем ездить по чисту полю поляковать,

А и биться мы будем друг-то за друга,

Друг-то за друга, за брата за крестового!

И поехали богатыри в Киев. Владимир стольнокиевский встретил Илью

такими словами :

Уж ты здравствуй , Илеюшка, Илья Муромец!

Уж ты здравствуй, дородный добрый молодец!

А Добрыне киевский князь сказал:

Я тебя-то, добрый молодец, не знай, как зовут.

Смысл былины втом, чтобы утвердить в сознании слушателей мысль о

превосходстве Ильи над Добрыней, который почти равен силой с Ильей, но

слава которого будто бы началась не раньше, а позднее славы Ильи. По

былине судя, Муромца знали повсюду уже тогда, когда Добрыня только приехал

в стольный Киев. Зачем было создавать такую былину? Надо полагать для

того, чтобы Добрыня как старейший богатырь русского эпоса уступил

первенство Илье Муромцу. Ради Ильи былина пытается оспорить первенство

Добрыни как богатыря предшествующего времени в развитии эпоса. Для вящего

доказательства былина заставляет Илью и Добрыню ехать в Киев, и князь

Владимир, будто бы еще не знавший Добрыню, невольным вопросом решает спор

двух могучих богатырей. Да они и сами к тому времени вполне ясно определили

свое отношение друг к другу.

Былина, которая нарочито ставит Илью над Добрыней , понадобилась

для опровержения ходячего мнения , что Добрынина слава родилась раньше

Илюшиной. Илья Муромец как богатырь, рожденный историей возвышения Ростово-

Суздальской земли над прочими русскими землями, в своей эпической

биографии также берет верх над остальными богатырями эпоса и , в первую

очередь, над Добрыней, как главным героем эпоса IХ-ХI вв.

В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич имеет вполне реального

исторического «прототипа» – это знаменитый дядя князя Владимира

Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода Киевский Добрыня,

рассказы о котором есть и в «Повести временных лет», и в других летописных

источниках. Но существует и другая версия, согласно которой былинный

Добрыня–собирательный образ, вобравший черты многих древнерусских Добрынь.

Исследователь Ю.И.Смирнов отмечает, что летописи связывают, по крайней

мере, семь Добрынь:

-в сведениях по Х век упоминается несколько раз Добрыня, дядя

Владимира I Святославовича ;

-по ХI век – Добрыня Рагуилович , воевода Новгородский;

-по ХII век – новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка

и суздальский боярин Добрыня Долгий;

- по ХII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ

новгородский.

Выбор достаточно велик – почти четыре столетия, и теоретически

нельзя исключить никого из этих «прототипов» или сводить всех Добрынь к

первому из них. О каждом из этих исторических Добрынь сохранились

летописные известия, а о некоторых – литературные произведения. Ю.И.Смирнов

говорит о временах домонгольской Руси, но и позже, вХV – ХVII веках это

имя оставалось в числе самых распространенных древнерусских имен. Надо

учитывать, что оно относилось к числу «некалендарных» имен, его не могли

дать при крещении. А это значит, что для всех перечисленных выше Добрынь,

оно было или вторым – языческим именем, полученным за определенные

качества: доброту, красоту, величие. Все это вкладывалось в древнерусское

имя ДОБРЫНЯ. Так что в данном случае действительно трудно судить, что

именно привлекло в историческом Добрыне: его ли заслуги, а они и впрямь

были немалыми, или же само это прекрасное имя ДОБРЫНЯ , тем более и по

отчеству он НИКИТИН , то есть в переводе с греческого, - славный,

блестящий, победитель.[9]

Так о чем же говорят былины? О любви к Родине, о доблести и

беззаветной храбрости, о бескорыстии и верности долгу. Пафос былин,

возникших много веков назад и несущих в себе черты давно отшумевших

событий, не может не волновать слушателей и читателей. Академик Ю.М.

Соколов писал в своей известной книге «Русский фольклор»: «Любовь к

Родине, уважение к тем, кто стоял на страже границ родной земли, кто свою

жизнь посвящал служению родному народу, кто ставил своей целью заботу об

обездоленных и угнетенных, кто умел держать данное слово, кто был крепок

духом, храбр, смел, кто давал жестокий отпор врагам страны и народа, кто

умел говорить правду прямо в лицо, кто боролся против насилия князей и

бояр,- все это составляет пафос многих героических былин».[10]

Л И Т Е Р А Т У Р А.

1. Аникин В.П. Русский богатырский эпос

2. Базанов Вас. От фольклора к народной книге

3. Калугин В.И. Струны Рокотаху…Очерки о русском

фольклоре.

4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.

5. Круглов Ю.Г. Былины.

6. Путилов Б.Н. Застава богатырская.

7. Померанцева Э.В. О русском фольклоре

8. Рыбаков Б. Русские былины.

9. Энциклопедия литературных героев

10. Юдин Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство).

-----------------------

[1] Путилов Б.Г. Застава богатырская стр.173

[2] Круглов Ю.Г. Былины. Вступительня статья стр.5

[3] Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество стр.149

[4] Юдин Ю.И. Героические былины. Поэтическое искусство стр.68

[5] Калугин В.И. Струны Рокотаху… Очерки о русском фольклоре.

[6] Калугин В.И. Струны Рокотаху…Очерки о русском фольклоре

[7] Калугин В.И. Струны Рокотаху… Очерки о русском фольклоре

[8] Аникин В.П. Русский богатырский эпос

[9] Калугин В.И. Струны Рокотаху… Очерки о русском фольклоре

[10] Померанцева В.Г. О русском фольклоре стр.18


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.