РУБРИКИ

Братские школы и их роль в развитии культуры

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Братские школы и их роль в развитии культуры

Братские школы и их роль в развитии культуры

Индекс группа: 3-99 БУБ № 2170

Фамилия, имя, отчество студента:

Пушкина Арина Николаевна

Домашний адрес:

г. Киев, ул. Энтузиастов, дом 11/1, кв. 91.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«УКРАИНСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ КУЛЬТУРА»

тема № 10

«Братские школы и их роль в развитии культуры»

Методист деканату

Дайнюк Татьяна Владимировна

г. Киев 1999 год

План:

|Вступление. |ст.3 |

|Борьба между православием и католицизмом XIV – XVI ст. Последствия|ст.3 |

|отказа украинской знати от православия | |

|Возрождение православия и культуры Украины. Константин Острозкий и|ст.5 |

|Острозкая академия. | |

|Роль Братств и Братских школ в возрождении православия и культуры |ст. 6 |

|Украины. | |

|Вывод. |cт. 10|

2

Братские школы и их роль в развитии культуры.

Борьба за сохранение культурной самобытности давно стала одной из

основных тем в истории украинцев. Постоянно находясь под властью чужеземных

государств, они неоднократно испытывали попытки ассимиляции господствующей

культурой.

XIV - XVI ст., со времен существования Киевской Руси, времена, когда

Украина находилась под Литовско-польской властью Основным вопросом

культурной жизни Украины в эти времена, был национальной вопрос. Он влиял

на всю политическую, социальную, экономическую и в первую очередь духовную

жизнь народа. В Большом Княжестве Литовском «русский элемент» (не чисто

украинский, так как наравне с ним выступал и белорусский) был

господствующим по отношению к языку и церкви включительно. Вследствие

постепенной победы Польши с ее развитой культурой, вносился и польский

элемент, и между этими различными элементами началась борьба, борьба между

православием и католицизмом (в то время для всех европейцев религия была

основным идеологическим вопросом), она возложила начало первой в украинской

истории большой идеологической дискуссии.

Православие в эти времена по-прежнему оставалось синонимом культуры.

Его роль в украинском обществе возрастала (из-за отсутствия собственного

государства церковь служила для украинцев единым институтом выражения их

самобытности). Однако как раз тогда, когда ощущалась потребность в сильной

и вдохновляющей православной церкви, она попала в состояние глубокого

упадка.

Навязывание католической веры на Украине имело катастрофические

последствия, первой сдалась украинская знать, как и каждая знать, она была

чувствительной к собственному социальному статусу, и связь с религией и

3

культурой (а православие считались неполноценным) глубоко поражала ее

самолюбие. Вследствие этого украинские аристократы стали массово отрекаться

от веры отцов и принимать католицизм, а с ним польский язык и культуру.

В 1610 г. в преисполненному скорби трактате «Тренос», или «Плач

Святой Восточной Церкви» ведущий представитель православия оплакивал потерю

ее самых знатных родов: «Где в данное время бесценные бриллианты

православной короны, прославленные роды князей – Острозкие, Слуцкие,

Збаражские, Заславские, Пронские, Горские ….. Где в данное время те, что

окружали их... благородные, славные, отважные, сильные и давние дома

народа, что на весь мир славился престижем, могуществом и отвагой?» За этим

риторическим вопросом стоял общеизвестный факт перехода всех этих славных

магнатских родов к лагерю католиков-поляков.

Тяжело преувеличить те серьезные последствия, которые имела для

украинцев потеря собственной элиты. В обществах, которые положили начало

современной Европы, с их иерархическим строением, народ без знати все

равно, что тело без головы. Это означало, что Украина утратила этот класс,

который обычно осуществлял политическое руководство, ставил определенные

политические цели, оказывал содействие культуре и образованию, поддерживал

церковь и давал ощущения этнополитической самобытности общества. С

распространением католицизма среди украинской знати, православие, а также

украинский язык и обычаи связывались, прежде всего, с низшими слоями

населения. Они стали в глазах католиков предметом презрения. Поэтому

честолюбивые и одаренные молодые украинцы были постоянно вынужденные

выбирать между преданностью собственному народу и традициям и жизнью в

господствующем обществе и его культуре, чаще преимущество предоставлялось

последнему. Вследствие этого важной проблемой украинской истории стала

проблема верхушки украинского

4

общества или, правильнее сказать, - ее отсутствие.

Несмотря на свою слабость, православие смогло принять вызов

католицизма. Борясь с врагом его же методами, небольшая горстка украинских

магнатов, которые оставались преданными давний вере, основывали в своих

владениях православные школы и типографии. Есть свидетельство о том, что в

1570 г. князь Юрий Слуцкий основал на территории своих владений школу и

типографию. Поступала также поддержка и от энергичного князя Андрея

Курбского, беглеца с Москвы, в 1570-х годах он поселился на Волыни,

посвятив себя обороне православия.

Но самым великим и общепризнанным

покровителем православной церкви был

«некоронованный король Украины» - князь

Константин Острозкий, один из наибогатейших и

мощнейших магнатов. В 1578 г., не жалея

средств, Константин Острозкий основывает в

своем имении типографию, которой руководит

непоседливый путешественник Иван Федоров. В

1581 г. появляется лучшая ее публикация -

усердно отредактированная Острозкая Библия.

Это была первая полная Библия, печатанная славянским языком. Князь

Острозкий также основал школы главной целью этих школ являлась подготовка

духовенства, способного с успехом вести борьбу с католическим духовенством

и парализовать его влияние на молодежь. В 1570-их годах основал князь

Острозкий в Острозе, своей резиденции, первую в Украине высокую школу,

известную под названием Острозкой академии.

На первых порах князь пригласил преподавателями просвещенных греков.

Со временем стали преподавать их самые одаренные украинские

5

ученики. По программе обучения академия стояла наравне с самыми лучшими

иезуитскими коллегиями. Программа включала изучение греческого, латинского,

церковнославянского языков, а также «семь свободных наук», куда входили

грамматика, риторика, диалектики (искусства диспута), арифметика,

геометрия, музыка и астрономия.

Со временем Острозкий центр науки начал привлекать к себе таких

интеллектуалов, как шляхтич Герасим Смотрицкий (что служил ректором),

священник Демьян Наливайко, монах Василий Суразкий (выпускник итальянских

университетов). Среди чужестранцев, связанных с академией, были Кшиштоф

Казимирский, профессор астрономии из Кракова Ян Лятош и высокообразованный

Кирилл Лукарис, который со временем стал патриархом константинопольским.

Воодушевленный влиянием этой культурной ячейки, один православный

современник писал: «И снова, как солнце, засияла наша православная вера,

просвещенные мужи возвратились к Божьей церкви и множатся печатанные

книги».

В те времена Острозкая академия продемонстрировала всему миру на что

был способен украинский народ, не имея финансовой поддержки и мощной

научной базы, они создавали великолепные труды и совершали гениальные

открытия. К большому сожалению, когда в 1608 г. умер Константин

Острозкий, его внучка Анна, фанатичная католичка, тут же передала академию

иезуитам.

К счастью для православия, покровителями его высокой культуры были не

только магнаты старинных родов. Даже лишенное собственной элиты украинское

общество было чересчур большим и чересчур глубоко пронизано народными

традициями, что не могло не породить защитников своей религиозно-

культурной самобытности. Именно в городах, где украинцы представляли из

себя стесненное, но тесно сплоченное

6

меньшинство, и появились новые поборники православия. В отличие от

одиночек, подобных князю Острозкому, это были группы мещан, которые

объединялись в так званые Братства.

Историки предполагают, что братства возникли еще во времена

средневековья для того, чтобы содержать церкви, поставляя им свечки, иконы

и книги. Это были современные организованные общества, в которых

предусматривались ежегодные выборы старших, главою братства мог быть только

самый достойный его член. Братства проводили обязательные ежемесячные

сборы, платили взносы и решали спорные вопросы на общинных судах. Большое

значение братства предавали воспитанию и формированию моральных качеств.

Среди членов братства не допускались ссоры и пьянки, для всех было

обязательно придерживаться правил поведения, уважение к старейшим,

честность и любезность. Благотворительность была нормой жизни, и поэтому

братства быстро завоевали уважение и популярность в народе, они заботились

о вдовах и сиротах своих умерших членов, поддерживали больницы и

предоставляли своим членам беспроцентные ссуды. Братства решительно

выступали против патроната, против польско-католической пропаганды, против

национальных и религиозных ограничений украинцев, против анти-моральной

жизни духовенства. Такое «вмешательство» мещан - «скорняков и кожемяк» в

жизнь светский людей и в церковные дела вызывало недовольства епископов и

руководящих органов.

В XVI ст. самым сильным и влиятельным было братство при Успенском

соборе в городе Львове. Оно служило образцом для других братств, которые

возникали на Галичине, Рогатине, Ярославе, в Луцке и Киеве и др. Большим

уважением пользовалась Львовская школа, которая имела своих выдающихся

учителей и ученых из людей местных и приезжих. Греков, как Арсений

архиепископ, Стефан Куколь, или по-книжному

7

перекрещенный на Зизания, его брат Лаврентий, Кирилл

Транквилион – Ставровецкий - все выдающиеся

ученые и писатели, Иван Борецкий, в дальнейшем

киевский митрополит и др. Успехи львовской школы,

которая имела была школой высшей, как и школа

Острозкая, очень радовали гражданское население и

давала пример к основанию в других городам таких

же школ, или школ которые бы служили ступенью к

школе львовской. Иные братства обращались к

львовянам с просьбами о командировке к ним

Львовских учителей для обучения и передачи опыта

работы, Львовских проповедников с книгами и

учебниками.

С точки зрения социального состава братства объединяли простые

торговцы и ремесленники. По мере возрастания их влияния к братствам

присоединялись и зажиточные купцы. Тем не менее в некоторых братствах

преобладали совсем иные слои общества. К примеру, большинство членов

Луцкого братства представляла шляхта, а Киевского - духовенство.

Заслуживает внимания и уважения то, что в обществе с глубоким разделом на

классы, братства принимали к себя православных со всех социальных слоев.

И хотя по количеству членов они были небольшими (Львовское братство не

превышало ЗО членов, ибо как раз столько украинских семей имели разрешение

проживать в городе, в Луцке братство насчитывало 15 членов) однако

деятельность этих небольших организаций была чрезвычайно эффективной.

Уже с первых шагов братства поняли, что образование – наилучшие оружие

для защиты своей веры. Поэтому одной из самых важных забот было

8

школьное дело. В конце XVI ст. Братства начали основывать собственные

школы, нанимали преподавателей преимущественно из местного образованного

населения. Сохранился «Порядок школы», которым руководствовались братские

школы Украины и согласно которому учитель, или «дидаскал» должен был быть

«божеский, скромный, не гневным, не сквернослов, не колдун, не баснописец,

не приверженец ереси а подспорье благочестия, что представляет собой образ

добра в всему». Воспитывать детей он должен так, чтобы «не остался виновен

ни за одного Богу Вседержителю, и потом отцам их, и ему самому». Для

учителя все ученики должны быть равными, дети богатых и «сироты убогие», и

те, что «по улице ходят подаяния просят». Этот труд свидетельствует, о том

с какими мыслями основывали школу львовские мещане XVI ст., как высоко

ценили они задачи учителя. Из-за такой большой ответственности, которая

лежала на преподавателях, эти правила поощряли их «хорошо учить и

наказывать непослушных не как тиран, а для науки».

В начале XVII ст. многочисленные братские школы существовали уже по

весь Украине. В братских школах обучались дети всех слоев населения, а

также и сироты. Существовали братские школы за счет взносов и небольшой

платы за обучение, дети бедняков и сироты учились бесплатно.

Одной из важнейших видов деятельности Львовского братства, помимо

школы, было книгопечатание. Когда во Львов приехал Иван Федоров, братство

помогло ему основать типографию. В 1574 г. появляется его первая книжка

«Апостол». Это была выдающееся событие, которое ознаменовала начало

книгопечатания на Украине. Купив типографию Львовское братство, превратило

город в центр православного книгопечатания.

9

Распространение школ и печати разбудило прежде пассивных и

консервативных украинцев. Сотни воспитанников школ, пронизанных духом

национальных традиций, а также осведомленных западноевропейской наукой,

становились странствующими учителями, расходились по городам и селам в

поисках заработка. Кроме современных знаний, они несли чувство собственного

достоинства и непримиримости. Вместо того чтобы переходить в польский

католицизм, они с возрастающей решительностью стали

уничтожать религиозные традиции, которые отличали их от поляков. Примером

этих новых явлений в духовной жизни Украины было сопротивление Львовского

братства попыткам польских католиков навязать григорианский календарь.

Без сомнения, все эти изменения были результатом деятельности Братств

и братских школ, все это позволило украинскому народу, в условиях Литовско-

польской власти и навязывания католической культуры , сохранить свои

исконные традиции, самобытную культуру, чувство собственного достоинства.

Братские школы оказались фундаментом для дальнейшей образовательной системы

Украины, как например Киево-Могилянская академия, которая была основана

путем слияния двух школ - братской школы и школы П. Могилы при Киево-

Печерской лавре.

10

Список используемой литературы:

1. Михаил Грушевский «Иллюстрированная история Украины»,

копия 1913г.

2. Орест Субтелный «История Украины», 1991г.

3. Наталия Полонско-Василенко «История Украины», 1995г.

4. Владимир Бокань, Леонтий Полевый «История культуры Украины», 1998

г.

11

-----------------------

Церковь львовского братства, построена в конце XVI ст.

Константин Иванович Острозкий.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.