РУБРИКИ

Зарубежные страны

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Зарубежные страны

процессуальное уложение, получившее наименование "Каролина".

20. Салическая правда.

Наиболее известна Салическая правда (по точному названию - “Салический

закон” - Lex Salica).

Алод и собственность Длинные ряды заборов, окружающих пахотные наделы, -

это уже новое. “Огороженное место” неприкосновенно, пока не убран хлеб.

Только после сбора урожая будет снята изгородь и скоту будет позволено

пастись повсюду. Частное и общинное уживается здесь на основе временного

компромисса.

Особое внимание в Салической правде уделяется Аллоду. Аллод (нем. Allod,

французское al - полный и od - владение) у германских племен и в

раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая

индивидуально-семейная земельная собственность.

БРАК Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой

жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку

муж приобретал власть над женой. После его смерти эта власть переходила к

свекру, поскольку выкупная плата давалась им. К временам Салической правды

эти обычаи уже отмирали.

Сделки Среди разног рода сделок особое место принадлежало займу.

Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная

ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа

кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма

долга возрастала на три солида. Конфискация имущества должника

производилась графом.

Кровная месть У всех нардов с незапамятных времен в том или ином виде

существовал (а кое-где и существует до сих пор) обычай кровной мести. Не

смотря на различие в формах осуществления и способах мести, свойственных

разным народам, общим является убеждение в том, что без мести нет вечного

покоя убитому.

Убийство УВЕЧИЕ Пока человек потреблял все то, что добывал, для

кровной мести не было замены. Единственной платой за жизнь и страдание

оставались жизнь и страдание. Благодаря новой эпохе в системе наказаний на

смену кровной мести приходит штраф. Переход к штрафу взамен кровной мести

происходил непросто. Первые акты подобного рода встречали нескрываемое

презрение. Принимать деньги за кровь ближнего, в особенности отца или

брата, считалось несмываемым позором.

В самое древнее время судебный штраф - композиция - шел в пользу семьи

пострадавшего и его рода. С переходом судебных функций к государству

обыкновенно одна треть штрафа стала уплачиваться ему. С конца (( века

преступник был обязан платить сам. Последствия этой меры были трагическими

для простого народа. Там, где знатный и богатый откупался, крестьянин

платил головой.

СУДЕБНВЯ ВЛАСТЬ В период родового строя верховные судебные функции

должны были принадлежать собранию рода, и виновный отвечал непосредственно

перед ним. В эпоху Салической правды многое изменилось. Действительная

судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных

народом рахинбургеров. С усилением королевской власти старинный

председатель судебных собраний - тунгин - уступает место графу. При Карле

Великом перестают избирать и самих рахинбургеров. На смену им приходят

назначенные властями скабины. Исчезает последний оплот народной свободы.

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Старинные обычаи многих народов требовали,

чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей

стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление обвинения и

доказательств. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из

правил делалось только ради таких преступлений которые существенным образом

затрагивали общий интерес (измен, бегство с поля боя и т. д.). Виновные в

этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по

обыкновению, вешали, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.

Никакого предварительного расследования конечно не было. Судья должен был

ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этом он

знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских показаний: что

бы ни случилось родич не станет показывать против родича, а человек,

принадлежащий к враждебному роду, говорить в пользу противника.

21. Преступления и наказания и судопроизводство по Каролине.

Каролина" предусматривает довольно многочисленный круг преступлений:

1) государственные (измена, мятеж, нарушения земского мира и др.); 2)

против религии (богохульство, колдовство и др.); 3) против личности

(убийство, отравление, клевета и др.); 4) против нравственности

(кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, нарушение супружеской верности и

др.); 5) против собственности (кража, грабеж, поджог и т.д.); 6)

преступления против порядка отправления правосудия (лжесвидетельство,

лжеприсяга); 7) преступления против порядка торговли - обмер и обвес.

Каролина выделяет также покушение на преступление, соучастие

(подразделялось по соучастию до совершения преступления, во время

совершения преступления, после его совершения), неосторожность, необходимая

оборона и т.д.

В основу системы наказаний в Каролине положен принцип устранения.

Предусматривались: 1) смертная казнь; 2) членовредительские и телесные

наказания; 3) позорящие наказания; 4) изгнание из страны; 5) штраф как

основное наказание и дополнительные (сопутствующие тюремному заключению:

терзание раскаленными щипцами, выставление у позорного столба, волочение к

месту казни и прочие).

Выделялись смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. К исключающим вину

относились отсутствие умысла, малолетний возраст (до 14 лет), исполнение

служебного долга. К отягчающим относились характер причиненного вреда,

преступления против особ высшего положения, повторное преступление

(рецидив).

Процесс по Каролине делился на две стадии: предварительное расследование и

судебное разбирательство.

Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый

- оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право

представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами

юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был "возместить

ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки".

Обвинение было возможно и от лица государства судьей. В таких случаях

следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Для

получения признания применялась пытка. Свидетельские показания считались

полными, если были даны не менее чем двумя свидетелями.

22, 23. Становление конституционной монархии в Англии.

БУРЖУАЗНОЕ ГОСУДАРСТВО АНГЛИИ

Буржуазное государство в Англии возникло в ходе революции XVII века. Это

была последняя революция, проходившая под "религиозным знаменем", так как

основным идейным требованием было реформирование господствующей

англиканской церкви и восстановление "старинных вольностей и обычаев".

Накануне революции английское общество было расколото на два основных

лагеря. Сторонники короля (роялисты) - представители"старого" феодального

дворянства и английского духовенства выступали за сохранение абсолютизма и

существующей церкви. Оппозиция объединяла новое дворянство "джентри" и

буржуазию. Так как противники абсолютизма выступали с лозунгами "очищения"

английской церкви, завершения реформации и вывода церкви из-под королевской

власти, то их стали именовать "пуритане".

Но лагерь оппозиции не был единым. Можно выделить три основных течения:

1) пресвитериане - движение объединяло крупную буржуазию и верхушку

"джентри", которые выступали за ограничение королевской власти,

установление своего политического господства, реформу церкви на принципах

протестантизма и утверждения в церковно-административных округах

пресвитеров из числа наиболее состоятельных граждан.

2) Индепенденты - выражали интересы средних слоев буржуазии и

обуржуазившегося дворянства, выступавших с требованиями ограничения

королевской власти, признания свободы совести, свободы слова и т.д.

3) Левеллеры - выделились в ходе революции из лагеря индепендентов,

объединяли представителей мелкобуржуазных слоев города и деревни, выступали

с наиболее радикальными требованиями, которые выразили в "Народном

манифесте" 1647 г.: народный суверенитет, установление республики, всеобщее

избирательное право для мужчин, возврат земель, утраченных в ходе

"огораживания", реформа общего права.

В ходе революции из пролетарских слоев города и деревни оформилось течение

диггеров, выступающих за уничтожение частной собственности на землю и

предметы потребления. Их взгляды являлись разновидностью крестьянского

утопического коммунизма и значительного распространения не получили.

Наивысшей точкой развития революции стал 1649 г., когда после военных

побед, пленения и казни Карла I Англия была объявлена республикой

В 1660 г. была реставрирована королевская власть Стюартов. Новый король

- Карл II, хотя и гарантировал в "Бредской декларации" новой господствующей

элите сохранение статус-кво и отказ от преследований, тем не менее стал

активно проводить политику восстановления прежних абсолютистских порядков.

При его сыне Якове II эта политика приняла настолько открытый

антибуржуазный характер, что правящие круги, в целях самосохранения,

организовали дворцовый переворот, прозванный "славной революцией". С этого

момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия.

Важнейшей особенностью английской конституции было то, что она не

представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными

писаными законами ее важнейшую часть составляют неписаные условные правила,

утвердившиеся как "конституционный прецедент". Наиболее важными из

утвердившихся в XVIII веке были: непосещение королем заседаний кабинета

министров; формирование правительства из партии, победившей на выборах;

коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права

вето.

24. Хабеас корпус акт 1679г.

Хабеас Корпус Акт (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о

предупреждении заточений за морями), принятый в 1679 г., был призван

ограничить возможность тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но

приобрел гораздо более широкое значение. Согласно закону, любой

подданный,задержанный за уголовное деяние, исключая государственную измену

и тяжкое уголовное преступление, имел право обратиться в суд (лично или

через представителей) с просьбой выдать приказ Хабеас Корпус. Судья должен

был выдать такой приказ арестованному через должностное лицо (тюремщика,

шерифа), в чьем ведении находился арестованный. Получив приказ, эти лица

должны были в течение суток доставить заключенного в суд с указанием

истинных причин ареста. Далее судье предписывалось освободить заключенного

под денежный залог и поручительство с обязанностью последнего явиться в

ближайшую сессию суда для рассмотрения дела.

Лицо, освобожденное по приказу Хабеас Корпус, нельзя было арестовать и

вновь заключить в тюрьму до суда за то же преступление. Запрещалось также

переводить заключенного из одной тюрьмы в другую или содержать без суда в

тюрьмах заморских владений Англии.

За неисполнение предписаний закона судьями и должностными лицами были

предусмотрены крупные денежные штрафы и отстранение от должности.

Позднее Хабеас Корпус Акт приобрел значение одного из основных

конституционных документов Англии, содержащих ряд юридически действенных

гарантий неприкосновенности личности.

25. Биль о провах 1689г

В "Билле о правах" (1689 г.) утверждалось верховенство парламента в

законодательной и финансовой политике, в этом проявилось его главное

предназначение. Билль запретил: 1) приостанавливать действие законов или их

исполнение без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу

короны без согласия парламента; 3) содержать постоянную армию в мирное

время без санкций парламента. Билль устанавливал свободу слова и прений в

парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных к королю

с петициями.

26. Акт о пристолонаследии17001г.

"Акт об устроении", принятый в 1701 г., кроме разрешения вопроса о порядке

престолонаследия после бездетного Вильгельма Оранского содержал еще два

важнейших положения. Во-первых, вводился так называемый принцип

контрсигнатуры, по которому акты, издаваемые королем, действительны только

при наличии подписи соответствующего министра. Во-вторых, устанавливался

принцип несменяемости судей. С этого времени отстранить судью от должности

можно было только по решению парламента. По существу, это означало

отделение суда от исполнительной власти.

27. Становление англосаксонской системы права.

В уголовном праве длительное время сохранялась феодальная трехчленная

структура преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное

преступление), мисдиминор (проступок). В период становления капитализма

существенно увеличилось число преступлений, квалифицируемых как фелония и

наказуемых смертной казнью. Так, если в 1650 г. таких преступлений было 50,

то к началу XIX века их стало более 200. Таким образом, буржуазия

стремилась привить уважение к частной собственности. Лишь во второй

половине XIX века начинается активная гуманизация уголовного права. Число

преступлений, караемых смертной казнью, сократилось до 4. Обвиняемый,

заключенный в тюрьму, получил право на использование услуг адвоката и

ознакомление с материалами дела. Показания обвиняемых стали рассматриваться

судом. В 1907 г. вводится условное осуждение.

Одновременно с развитием буржуазного права в Англии шло становление и

колониального права. Еще на начальных этапах колониальных захватов

сформировалась судебная доктрина, согласно которой англичанин, отправляясь

за границу, "берет с собой" и английское право, а в случае заселения

колонизуемых земель там действует английское право. Таким образом, в

колониях вводились прецедентное "право справедливости" и "общее" право.

В дальнейшем образуется сообщество национальных систем права, объединенных

внешними юридическими признаками, которое получило название англосаксонской

системы права. К ее характерным признакам можно отнести традиционную

архаичность форм, превалирование судебного прецедента как источника права,

отсутствие кодификации и деления права на частное и публичное.

28. Буржуазная революция во Франции конец 18в 1я республика.

Формирование буржуазного государства во Франции было инициировано

событиями, вошедшими в историю как Великая французская революция.

Коренной, глубинной причиной революции явилось максимальное обострение

противоречий между господствующей в стране феодальной политической

системой, отношениями собственности и развивающимися буржуазными

производительными силами.

В условиях острого экономического и социального кризиса французский

абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов, не собиравшихся

уже более 150 лет. Но Генеральные штаты с самого начала работы вступили в

конфликт с королевской властью. Попытки короля разогнать Генеральные штаты

с помощью войск спровоцировали выступление народа. Взятие 14 июля 1789 г.

королевской тюрьмы Бастилии стало олицетворением краха старого

абсолютистского государства и рождения нового государства. Вскоре

революционные события охватили всю Францию.Выделяют три основных этапа

французской революции: 1) 14 июля 1789г.-10 августа 1792 г. - установление

конституционной монархии; 2) 10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г. -

установление республиканского строя; 3) 2 июня 1793 г. - 27июля 1794 г. -

якобинская диктатура.

С началом революции сформировались три основные группировки в

антифеодальном лагере: фельяны - представлявшие интересы главным образом

крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства;

жирондисты, представлявшие торгово-промышленную, главным образом

провинциальную, среднюю буржуазию; якобинцы, представлявшие мелкую и

среднюю буржуазию, ремесленников и крестьянство.

29. Декларация человека и гражданина1789г.

Важнейшим этапом на пути формирования буржуазной государственности во

Франции стало принятие Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), в

которой были сформулированы основные принципы будущего общественно-

политического и правового устройства. Особое внимание уделялось

"естественным и неотъемлемым правам человека", "народному суверенитету",

"разделению властей".К естественным и неотъемлемым правам человека

Декларация относила свободу, собственность, безопасность, сопротивление

угнетению. Свобода понималась как возможность делать все, что не причиняет

вреда другому. Было названо несколько видов свобод: индивидуальная свобода,

свобода печати, свобода вероисповедания.Большое значение придавалось праву

собственности. Собственность объявлялась священной и неприкосновенной.Всем

гражданам предоставлялось право лично или через своих представителей

участвовать в выработке законов. Предусматривалось создание трех

организационно-независимых ветвей власти (законодательной, исполнительной и

судебной). Провозглашалась неприкосновенность личности, а также такие

важнейшие правовые принципы, как "нет преступления без указания о том в

законе"; "обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными,

пока их виновность не будет доказана в установленном законом порядке";

"никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще

примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления". Но в

реальности многие положения Декларации носили чисто абстрактный характер.

30. Якобинская диктатура 1793г.

В июне 1793 г. якобинцы принимают новую конституцию, состоящую из

Декларации прав человека и гражданина и собственно текста конституции.

Декларация прав человека и гражданина базировалась на Декларации 1789 г.,

но с более рациональным подходом к проблеме политических прав и свобод. Но

во введении к конституции было отражено положение о войне до полной победы

над врагами революции.

Высшим органом государственной власти при якобинцах стал Конвент, ему

принадлежало право издания и толкования законов. Непосредственное

управление страной возлагалось на специальные комитеты и комиссии Конвента,

прежде всего Комитет общественного спасения и Комитет общественной

безопасности.

Важное место в системе новой власти занял Революционный трибунал, в нем

вводилось ускоренное судопроизводство, приговоры считались окончательными,

а единственным наказанием была смертная казнь.

К лету 1794 г. основные задачи революции были решены. Это, а также

политический террор привели к сужению социальной базы якобинцев и их

отстранению от власти.

Летом 1794 г. (27 июля или 9-го термидора) в ходе вооруженного

переворота якобинская республика пала. Установилась так называемая

термидорианская республика. Политическая власть переходила в руки крупной

буржуазии. Для упрочения ее политической власти принимается Конституция

1795 г., из которой исключаются наиболее революционные положения якобинской

конституции.Но социальная база новой власти была чрезвычайно узка.

Вынужденная вести одновременно борьбу с выступлениями народа и дворянской

реакцией, термидорианская буржуазия расчистила путь к установлению военной

диктатуры.В ноябре 1799 г. (18-19 брюмера) популярный и амбициозный генерал

Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и правительство

(Директорию). Наполеон сосредоточил в своих руках основную полноту власти и

занял пост первого консула.Юридическим закреплением нового строя стала

Конституция 1799 г. Основными чертами вводимого ею государственного строя

были верховенство правительства и представительство народа через

плебисцит.В 1802 г. Наполеон был объявлен пожизненным консулом, а в 1804 г.

он принимает титул императора, в его руках сосредоточивается не только

исполнительная, но и законодательная власть. Армия, полиция, бюрократия,

церковь стали основными рычагами исполнительной власти.Падение Первой

империи после изгнания Наполеона привело к реставрации власти Бурбонов.

Легитимная монархия, как определялась новая власть, практически не тронула

наполеоновскую бюрократическую государственную систему. Политическая

организация новой власти была закреплена в Хартии 1814г.

31. Развитие государствености Франции в 19В. 2е-3е республика.

Буржуазно-демократическая революция 1848 г. привела к ликвидации

королевской власти и установлению республиканского строя. Установился

политический режим Второй республики, А в ноябре 1848 г. была принята

новая, конституция. Она объявляла основами республики семью, труд,

собственность и j общественный порядок.Главой государства по

конституции становился президент, который избирался на 4 года населением,

был независим от парламента и обладал правом внесения законопроектов,

отлагательного вето, осуществлял назначения на высшие государственные

должности и др.Законодательную власть осуществляло Национальное собрание,

избираемое на 3 года. Национальное собрание назначало членов

Государственного совета (сроком на 6 лет), в чью компетенцию входили

предварительное рассмотрение законов и функции административной

юстиции.Первым президентом был избран Луи Бонапарт (племянник Наполеона).

В декабре 1851 г., используя противоречия в лагере своих противников и

опираясь на армию, Луи Бонапарт совершает государственный переворот,

разгоняет Национальное собрание и устанавливает военную диктатуру. В

январе 1852 г. в конституцию были внесены изменения, призванные укрепить

его власть. Срок полномочия был продлен до 10 лет. Президент являлся

главнокомандующим, руководил исполнительной властью, осуществлял

назначение должностных лиц и депутатов Сената и Государственного Совета.В

этом же году в результате плебисцита во Франции восстанавливается

императорсквласть в лице Наполеона III. [Подробнее см.: Черниловский З.М.

Всеобщая история государства и права. С. 311-320.]Политический авантюризм

Наполеона III привел к тому, что в 1870 г. Франция оказалась втянутой в

войну с Пруссией. Поражение и капитуляция французской армии ускорили

новую буржуазно-демократическую революцию и падение империи.

Третья республика. Но некоторое время все еще шла борьба между сторонниками

республики и монархистами за определение формы государственного строя. Этим

объясняется тот факт, что новая конституция Франции была принята лишь в

1875 г.

Конституция 1875 г. не содержала перечня прав и свобод граждан и

фактически сводилась к организации государственной власти, что выразилось в

принятии 3-х конституционных законов.

Главой государства являлся президент, избиравшийся на 7 лет с правом

переизбрания. Он имел право законодательной инициативы, руководил

вооруженными силами, осуществлял назначение на государственные должности.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой

народом на 4 года, и Сенатом.Исполнительную власть осуществлял Совет

Министров.

32. Парижская комунна1871г.

Яркой страницей в истории французского государства стала Парижская

коммуна 1871 г., вошедшая в историю как первая попытка создать совершенно

новый тип государства. Но она была потоплена в крови французской реакцией

при содействии германских войск.

В 1871 г. реакционная буржуазия смогла взять власть в свои руки.

Устанавливается Третья республика. Но некоторое время все еще шла борьба

между сторонниками республики и монархистами за определение формы

государственного строя. Этим объясняется тот факт, что новая конституция

Франции была принята лишь в 1875 г.

Конституция 1875 г. не содержала перечня прав и свобод граждан и

фактически сводилась к организации государственной власти, что выразилось в

принятии 3-х конституционных законов.

Главой государства являлся президент, избиравшийся на 7 лет с правом

переизбрания. Он имел право законодательной инициативы, руководил

вооруженными силами, осуществлял назначение на государственные должности.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой

народом на 4 года, и Сенатом.Исполнительную власть осуществлял Совет

Министров.

33.Французкий ГК 1804г.

Гражданский кодекс регулирует и брачно-семейные отношения. Кодекс

рассматривает брак как договор, и потому необходимым условием для его

заключения было согласие обеих сторон. Брачный возраст устанавливается для

мужчин с 18 лет, для женщин - с 15 лет. До достижения мужчинами возраста 25

лет, женщинами - 21 года необходимо согласие родителей на брак. Допускается

развод. Семейные отношения базировались на полновластии мужа и отца,

запрещении для женщин осуществлять самостоятельные юридические действия.

Имущественные отношения регулировались договором, заключаемым до брака.

Наследование осуществлялось по закону и завещанию, но свобода завещания

была несколько ограничена, наличие законных наследников давало им

обязательное право на определенную часть имущества.

В 1807 г. был принят Торговый кодекс как дополнение гражданского. В нем

излагались специальные правовые нормы применительно к торговле. Принятие

торгового кодекса закрепило дуализм частного права (т.е. деление его на

гражданское и торговое) во Франции.

34. Французкий УК 1810г.

Уголовное право во Франции регулировалось уголовными кодексами 1791 г.,

а затем 1810 г.

Уголовный кодекс 1810 г. является классическим буржуазным кодексом. Он

состоит из 4-х книг, посвященных перечню преступных деяний, наказаниям, их

видам.

Кодекс дает классификацию преступных действий на: 1) преступления,

которые караются мучительными или позорящими наказаниями; 2) проступки,

карающиеся исправительными наказаниями; 3) полицейские нарушения,

карающиеся полицейскими наказаниями.

К мучительным и позорящим наказаниям относились смертная казнь,

каторжные работы пожизненные и срочные, депортация, смирительный дом. В

некоторых случаях допускались клеймение, выставление у позорного столба,

лишение гражданских прав.

К исправительным наказаниям относились тюремное заключение, временное

лишение прав, штраф.

Преступления и проступки делились на публичные и частные. Публичные были

направлены против государства и общественного спокойствия, частные - против

интересов частных лиц.

Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. закрепил принцип назначения судей

правительством и установил систему суда, соответствующую делению

преступлений на три вида.

Первой инстанцией был мировой судья, разбирающий полицейские

правонарушения. Вторая инстанция - суд исправительной полиции, так

называемый коллегиальный суд, действующий без присяжных заседателей.

Третьей инстанцией был апелляционный суд, который состоял из 2-х отделений:

по уголовным и гражданским делам. Возглавлял всю судебную систему

кассационный суд. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала

обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц

судебного аппарата.

Была установлена смешанная форма процесса. Первая стадия,

предварительная, несла в себе черты розыскного процесса, ставя обвиняемого

в полную зависимость от судебного чиновника. На стадии судебного следствия

господствовала состязательная форма. Ей были присущи гласность и устность,

предусматривалось участие адвоката.

Впоследствии буржуазное право Франции стало основой складывающейся

континентальной системы права. Ее основные признаки: 1)закон является

основным источником права; 2) систематизированность права - наличие

кодексов;

3) деление права на частное и публичное; 4) глубокое влияние римского

права.

35. Английские колонии в Северной Америке в середине 18в.

История британского колониального правления в Северной Америке восходит

к 1607 г., когда английскими переселенцами был основан форт Джорджтаун. К

XVIII в. существовало 13 английских колоний в Северной Америке, которые не

имели формальной связи между собой и были в непосредственной зависимости от

метрополии. Англия, пережившая в XVII! веке промышленный подъем,

рассматривала американские колонии как выгодный рынок сбыта и источник

сырья, предпринимая одновременно меры по искусственному сдерживанию

экономической активности буржуазии колоний. В течение шести десятилетий,

предшествовавших американской революции, английский парламент принимал

законы, душившие промышленность и торговлю колоний. Рост административного,

экономического и военного гнета вызвал в американских колониях стремление

освободиться от британского владычества. Одновременно росли и тенденции

объединения.

36. Образование США, Деклараций независимости 1776г.

В 70-е гг. XVIII в. конфликт Англии со своими колониями принял открытые

формы.

К весне 1776 г. большинство американских колоний высказалось за

независимость от метрополии. В июне 1776 г. была образована комиссия для

подготовки Декларации Независимости, а в июле 1776 г. она была принята на

III Континентальном конгрессе. В основу Декларации Независимости были

положены идеи Т. Джефферсона, изложенные в Декларации прав Виргинии.

Декларация Независимости провозгласила образование 13 новых суверенных

государств на Атлантическом побережье Северной Америки. Первоначально это

были отдельные самостоятельные, не объединенные в федеративный союз штаты.

Политические и юридические принципы, провозглашенные в Декларации, стали не

только лозунгами борьбы за независимость, но и основой будущих социально-

экономических и политических преобразований в американских колониях.

Декларация Независимости провозгласила суверенитет народа, выражающийся в

республиканской форме правления. Декларация утверждала, что правительство

создают люди, "справедливая власть которых основывается на согласии

управляемых". И, если правительство нарушает основные права народа, "право

и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии

обеспечения своей будущей безопасности".

Декларация Независимости выдвинула идею равенства людей от рождения и

наделила их рядом неотъемлемых прав. К числу таких "неотъемлемых прав"

декларация относит право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь

нет упоминания о частной собственности, поскольку Т.Джефферсон (автор

Декларации) считал, что собственность есть продукт человеческой эволюции.

Правда, все эти положения распространялись лишь на белых мужчин-

собственников. Негры, рабы и коренное население Америки не включались в

политическую общность.

Принятие Декларации Независимости стимулировало законодательный процесс в

штатах и ускорило принятие ими республиканских конституций, гарантирующих

права и свободы граждан. Становление Соединенных Штатов Америки как единого

государства прошло ряд этапов.

37. Конституция США 1787г.

Конституция США отличается логичностью и ясностью построения, лаконизмом,

без излишней детализацией. Она состоит из 7 статей, разделенных на части

(разделы).

Первые три статьи устанавливают формы власти: Законодательной (Конгресс,

состоящий из Сената и Палаты Представителей), Исполнительной (Президент) и

Судебной (Верховный Суд).

Статья 4 определяет отношения между штатами, а также между штатами и

федеральным правительством.

Статья 6 близка к ней по смыслу, поскольку характеризует природу и роль

Конституции как « высшего закона страны».

Статья 5 предусматривает порядок дополнения и внесения изменений в

Конституцию, а Статья 7 – порядок вступления Конституции в силу после ее

ратификации 9 штатами, т.е. ѕ от 12 штатов (без отказавшегося участвовать в

Конвенте Род-Айленда). В 1791 г. Конституцию дополнил «Билль о правах» (1-

10 поправки), который гарантирует демократические права и свободы человека.

Анализ содержания Конституции позволяет выделить следующие принципы,

определяющие политический строй и систему государственной власти США:

. Верховенство власти народа и закона

. Гарантии прав и свобод человека

. Разделение властей, система сдержек и противовесов

. Федерализм

. Возможность изменения и дополнения Конституции – внесение поправок

38. Биль о правах 1791г.

Гарантии прав и свобод человека. Билль о правах.

Идеи неотъемлемых прав личности, построенные на признании достоинства и

ценности человека как такового, нашли правовое закрепление в Билле о

правах. Возможно, самым непопулярным решением, принятым основателями

американской Конституции, было решение не включать Билль о правах в

окончательный текст. Им пришлось долго уверять ратификаторов в том, что

такое перечисление прав, как в Билле, будет достигнуто принятием поправки

сразу же после ратификации Конституции. Ее защитники полагали, что особой

необходимости во включении Билля о правах нет – правительство остается

правительством ограниченных полномочий, и гражданам не будет отказано в их

традиционных правах. Александр Гамильтон утверждал, что «Конституция сама

является Биллем о правах». Однако народ требовал гарантий, и он их получил

в лице первых 10 поправок к основному тексту Конституции, обобщенных под

единым названием «Bill of Rights», или «Билль о правах».

Это сравнительно короткий документ. Всего он состоит из 29 прав. I

поправка содержит перечень основных свобод: вероисповедания, слова, печати,

собраний, обращений с петициями к правительству. В разделе 9 статьи I

содержится положение, не допускающее какой-либо приостановки действия

Hebeas corpus – почерпнутого из английской практики правила, согласно

которому человек может быть арестован только с санкции суда.

В других поправках содержатся основные правила неприкосновенности,

противокриминальной защиты и привлечения к ответственности, а также

осуществления судебного процесса. Интересно, что эти гарантии прав и свобод

имеют целью прежде всего защиту от произвола властей, а уж потом – от иных

посягательств. История показала, что это весьма мудро. Для примера стоит

лишь вспомнить «расцвет» «холодной войны» и разгул «маккартеизма», или

знаменитое дело корреспондента «New York Times» Эллсберга о «разглашении

государственной тайны».

Поправка I говорила о свободе вероисповедания, свободе слова и печати,

праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями.

Поправка II гарантировала народу право ношения и хранения оружия.

Поправка III запрещала постой солдат в домах в мирное время без согласия их

владельцев.

Поправка IV провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и

имущества.

В поправке V устанавливался суд присяжных, запрещалось безвозмездное

изъятие частной собственности.

Поправки VI, VII и VIII устанавливали процессуальные гарантии граждан,

запрещались чрезмерные налоги и штрафы, жестокие и необычные наказания.

Поправка IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан,

прямо не упомянутых Конституцией.

поправка Х устанавливала, что "права, не предоставленные Конституцией

Соединенных Штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или

народу".

39. Развитие права США в 18-19ВВ.

Антитрестовское законодательство. В 1890 г. в США был принят закон

Шермана, призванный нейтрализовать некоторые негативные последствия для

значительных групп населения от экономической деятельности крупных

корпораций, включая их соглашения с целью установления монопольных цен на

рынке и т.д. Признавалось незаконным объединение между корпорациями и

прежде всего в форме треста, направленное на монополизацию торговли и

производства и контролирующее прежде всего выгодные им ограничения торговли

между штатами или с иностранными государствами. Предусматривались уголовно-

правовые санкции против нарушителей закона. Но применение закона оказалось

малоэффективным (за первые 10 лет было возбуждено только 18 дел, большая

часть которых не получила должного завершения). Более того, закон Шермана

фактически стали использовать против профсоюзов и стачечного движения.

Данное в законе определение объединения, препятствующего торговле между

штатами, было столь неконкретно и расплывчато, что суды без труда

распространили его и на рабочие союзы.

Однако, требования общественности ограничить злоупотребления монополий,

равно как и ущерб, наносимый ими рыночному хозяйству стимулировали принятие

новых федеральных антитрестовских законов (законы 1950 и 1955 гг.), а также

антитрестовских законов отдельных штатов (в некоторых из них законы такого

рода появились даже раньше, чем закон Шермана).

40. Процесс обединения Германии 19В.

В начале XIX века Германия представляла собой "Священную римскую империю

германской нации", включающую более 300 государств, многие из которых

имели карликовый характер. Выделялись среди них Пруссия, Саксония,

Бавария, Вюртемберг и Австрия.

Первой попыткой реорганизации империи стал организованный Наполеоном

Рейнский союз. Здесь было ликвидировано крепостное право, упорядочена

администрация, введен Гражданский кодекс Франции.

После разгрома Наполеона на месте Рейнского союза был образован

Германский союз, состоявший из трех десятков государств - королевств,

княжеств, герцогств и нескольких вольных городов. Все они сохранили свою

независимость. Ведущую роль в союзе играла Австрия. Были восстановлены

абсолютизм и феодальные привилегии дворянства.

Экономическое развитие страны привело к образованию Таможенного союза,

куда вошли 18 германских государств. Руководство в союзе принадлежало

Пруссии, претендовавшей на роль объединителя.

В 1848 г. под влиянием событий во Франции в Германии развернулось

массовое демократическое движение, а в столице Пруссии Берлине было поднято

вооруженное восстание и шли уличные бои. Итогом выступлений стали некоторые

уступки монархии - образование парламента и принятие конституции в 1850 г.

Конституция состояла из 11 глав: " О короле", "О министрах", "О палатах" и

т.д. Глава "О правах пруссаков" содержала немало демократических положений:

равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища, свобода

совести, нация и преподавание, отказ от цензуры и ограничений свободы

прессы, • право на собрания и образование обществ, тайна переписки.

Однако не было предусмотрено гарантий реализации этих положений.

Глава государства, прусский король, обладал правом законодательной

власти, которую осуществлял совместно с ландтагом, единоличным правом

высшей исполнительной власти, назначения и отзыва министров, судей, членов

верхней палаты ландтага, правом объявления войны и заключения мира, являлся

верховным главнокомандующим.

41. Конституция Германии 1871г.

По новой германской конституции в состав новообразованной империи вошли

22 монархии (среди них Пруссия, Бавария и Саксония) и несколько вольных

городов, включая Гамбург. Конституция наделила эти государства

незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.

Главой империи – императором - был по конституции прусский король, и это

отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве. На

долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60%

населения страны. Император был главой вооруженных сил: «Император…от имени

империи объявляет войну и заключает мир» (ст. 11), назначал чиновников

империи: «Император назначает должностных лиц империи, заставляет их

присягать империи и дает в случае надобности распоряжение об их увольнении»

(ст. 18), включая главу правительства – имперского канцлера. Императору

предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от

Пруссии. Конституция давала ему возможность руководства министрами империи

и самой Пруссией.

Члены верхней палаты империи – Союзного совета – бундесрата –

назначались правительствами союзных государств: «Союзный совет состоит из

представителей государств, входящих в состав союза, между которыми голоса

распределяются таким образом, что… (Пруссия получает 17 голосов из 58)».[1]

Остальные государства имели в нем от одного до 6 депутатов.

«Представительство в союзном совете и руководство его делами принадлежит

имперскому канцлеру, который назначается императором», - так гласила 15

статья Конституции Германии.

Конституция предоставляла Союзному совету законодательную власть –

наряду и вместе с рейхстагом – и значительную исполнительную власть. Однако

решающее слово во многих вопросах было за президентом: «Имперское

законодательство осуществляется союзным советом и рейхстагом. Согласие

большинства в том или другом собрании необходимо для имперского закона и

устанавливает его. Если в союзном совете произойдет разделение мнений,

касательно законодательных проектов, относящихся к армии, флоту, … голос

президента является решающим, если он высказывается за сохранение

существующего устройства» (ст. 5). Бундесрат имел свой аппарат в лице

комиссий, специализированных по тем или иным областям общественной и

государственной жизни. Самое важное заключалось в том, что бундесрату было

предоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон.

Нижняя палата парламента сохранила название рейхстага. Он избирался

сначала на 3 года, затем (с1887 г.) на пять: «Рейхстаг образуется

посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов» (ст. 20).

Фактическая власть рейхстага была небольшой. Его неоднократные попытки

установить хотя бы минимальный контроль над исполнительной властью

неизменно завершались поражением.

Итак, статья 20 конституции декретировала введение всеобщего мужского

избирательного права, хотя сам Бисмарк относился к всеобщему голосованию

как институту вредному и опасному.

Всеобщее избирательное право было продиктовано чисто политическими,

точнее внешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить

аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном

объединении Германии нарушение исконной воли объединенных народов.

Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым

постановлением палаты верхней – бундесрата, и это не единожды делалось.

Итак, как уже было сказано выше, имперское правительство было

представлено в единственном лице – лице канцлера. Кабинета министров не

существовало. Министры, ведавшие определенным кругом дел, находились в

подчинении канцлера. Бисмарк писал: «Действительную ответственность в делах

большой политики может нести … только один-единственный руководящий

министр, а не анонимная комиссия с мажоритарным голосованием».

42. Германское гражданское уложение1896г.

Объединение Германии потребовало и унификации действующего права.

Германия под воздействием законодательства Наполеона пошла по пути-

кодификации своего права.

В 1876 г. было создано, а в 1900 г. вступило в действие Германское

гражданское уложение (ГГУ) - кодификация гражданского права. В значительной

мере оно базируется на римском праве. Кодекс построен по так называемой

"пандектной" системе. Первая книга кодекса содержит общие для всех

институтов нормы. Вторая книга рассматривает обязательства, третья - вещное

право, четвертая - семейное и пятая книга - наследственное право.

Отличительной чертой ГГУ является признание в качестве субъекта

гражданского права юридического лица, но он не определяет правоспособность

юридических лиц.

Вещное право, согласно ГГУ, делит все вещи на земельные участки и

движимые вещи, к последним относится все, что не является земельным

участком и его принадлежностью, прочно связанной с землей.

Выделяется целый ряд вещных прав: право собственности - владение,

пользование чужими вещами (земельные сервитута, узуфрукт, право застройки),

право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости,

ипотека и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право

преимущественной покупки, право охоты и т.п.).

Наиболее распространенным способом возникновения обязательств ГГУ

признает договор. Фиксируются принцип свободы договора, условия заключения

и расторжения договора.

В семейном праве единственной формой брака является гражданский брак.

Брачный возраст устанавливался для мужчин с 21 года, для женщин с 16 лет.

Развод допускался, но по строго определенному перечню оснований.

Имущественные отношения определялись брачным договором, хотя закон

предусматривает возможность раздельного права собственности на имущество.

Наследование могло быть по закону или завещанию. В принципе признавалась

свобода завещания, но законные наследники могли требовать выделения

обязательной доли. В число наследников по закону входили все родственники.

43. Становление буржуазных отношений в Япониии. Реформы Мейдзи.

Социально-экономическое и политическое развитие после реставрации Мэйдзи

1868 г. Капиталистическое развитие Японии в последней трети XIX в.

ускорилось. Реставрация власти императора сопровождалась отстранением от

руководства страной тех феодальных клик, которые противились проведению

назревших реформ. Реформы 1870—1880-х гг. вырвали Японию из международной

изоляции, приобщили к мировому хозяйству, способствовали капиталистическому

развитию и крупным переменам в социальном и политическом развитии.

Важную роль в ослаблении влияния феодальных кланов сыграла аграрная

реформа, по которой часть земли перешла крестьянам. Реформа создала простор

для развития товарного производства, хотя сельское хозяйство было отягощено

феодальными пережитками. Была проведена армейская реформа. Армия

комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности. Были созданы

военные академии и другие учебные заведения. Молодой японский капитализм

готовился к широкомасштабным планам экспансии на материке.

Уничтожение княжеств, введение префектур позволили преодолеть

раздробленность страны и консолидировать общенациональный рынок.

Слабость японской буржуазии определила большую роль государства в создании

казенных предприятий и арсеналов. В 1880— 1890-е гг. целый ряд

государственных заводов и фабрик был передан в аренду или продан частным

лицам. Образовались крупные фирмы (Мипуи, Мицубиси, Ясуда, Асано).

Предприятия нередко передавались в руки дворян, высших чиновников. Так

возникала тесная связь императорского двора, обуржуазившихся помещиков,

национальной буржуазии. За счет государства была создана система транспорта

и связи. Вместе с тем в промышленности преобладали мелкие предприятия. По

уровню технического развития Япония немного отставала от европейских

капиталистических держав.

44. Конституцтя Японской империи 1889г.

Преобразования политического строя завершились принятием в 1889 г.

конституции, которая создавалась по образцу прусской. Была восстановлена,

власть императора. Его' особа признавалась священной и неприкосновенной.

Как глава государства, император имел право объявления войны и мира,

заключения договоров, утверждения и издания законов, созыва и роспуска

парламента, назначения и увольнения гражданских и военных чиновников

высокого ранга. По конституции парламент состоял из двух палат — палаты

пэров и палаты представителей. В верхней палате была представлена

аристократия, члены императорской фамилии, высшие чиновники, назначенные

императором лица. Нижняя палата избиралась на основе ограниченного

избирательного права с учетом определенного имущественного ценза, женщины

избирательных прав не имели. Парламент утверждал бюджет, но его права в

этом вопросе были ограниченны. Правительство было ответственным не перед

парламентом, а перед императором.

45. Особенности государства США в конце 19-начала 20ВВ.

В начале XX века США становится крупнейшей мировой державой. Государственно-

правовое развитие Соединенных штатов Америки вобрало почти все наиболее

характерные черты эволюции современных либерально-демократических

государств. Обратимся к наиболее значительным из них.

В XX веке наиболее значительными были изменения, внесенные XIX поправкой

(1920 г.) к конституции, установившей равенство избирательных прав мужчин и

женщин во всех штатах, и XXVI поправкой (1971 г.), по которой возраст

избирателей был снижен до 18 лет. Принятый в 1974 г. федеральный закон об

избирательных компаниях впервые в истории США ввел в действие механизм

государственного финансирования выборов. Право на государственное

финансирование было предоставлено официальным кандидатам на пост

президента, но лишь после того как они соберут частные пожертвования на

сумму 5 тысяч долларов по крайней мере в 20 штатах, причем взносы крупнее

250 долларов не допустимы,

Также были проведены изменения в системе функционирования некоторых

государственных институтов, прежде всего президентства. Так, в 1951 году

была принята XXII поправка к конституции США, ограничившая время пребывания

на посту президента двумя сроками подряд, а XXV поправка (1967 г.)

предоставила право замещения должности президента при соответствующих

обстоятельствах вице-президенту.

Кроме того, в течение 1957-1965 гг. была принята целая серия законов "о

гражданских и избирательных правах", направленных на защиту правового

положения негритянского и цветного населения США, преодоления дискриминации

по цвету кожи. Анализируя изменения в государственном механизме США можно

выделить ряд основных тенденций этих изменений:

1. Диффузия (рассредоточение) источников формирования государственной

политики. Появляются различные "группы давления", так называемые лобби,

стремящиеся воздействовать на исполнительную и законодательную власть с

целью принятия тех или иных решений.

2. Усиление исполнительной власти, централизации ее в руках президента.

3. Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

46. «Новый курс» Рузвельта его сущность и значений.

Становление последней тенденции в значительной мере связано с

проведением политики "нового курса" президента Ф.Рузвельта и созданием

антикризисного механизма.

Острейший экономический кризис, охвативший Соединенные Штаты в 1929

году, привел к падению производства до 56 % отдокризисного, банкротству 40

% банков страны, появлению 17 млн. безработных, сокращению национального

дохода на 48 %. Правящая элита во главе с президентом Гувером, исповедуя

принципы невмешательства государства в экономику, не приняла никаких

существенных мер.

В 1932 г. президентом США стал Франклин Делано Рузвельт, кандидат от

демократической партии. Он выдвинул программу вывода страны из кризиса,

вошедшую в историю под названием "Нового курса". Она включала в себя

мероприятия по стабилизации денежной системы страны, поддержке

промышленности и сельского хозяйства, сокращению безработицы и выполнению

ряда социальных программ.

Для этого была проведена девальвация доллара, запрещен вывоз золота за

границу, укрупнена банковская система, банки получили крупные кредиты.

Промышленность была разделена на 17 групп, деятельность некоторых из них

регулировалась нормативными актами - так называемыми "кодексами честной

конкуренции", которые определяли: квоты выпускаемой продукции,

распределение рынков сбыта, цены,условия кредита, рентабельность, уровень

заработной

платы и пр. Контроль за их деятельностью возлагался на "Национальную

администрацию восстановления промышленности" (НИРАотангл. аббревиатуры).

В области сельского хозяйства задачей созданной "Администрации

регулирования сельского хозяйства" (англ.аббревиатура - ААА) стало

сокращение посевных площадей, поголовья скота и поднятие цен на

сельхозпродукцию до уровня 1909-1914 гг.

В целях сокращения безработицы была создана "Администрация развития

общественных работ". Безработных направляли в специально созданные

"трудовые лагеря", занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов,

аэродромов.

Серьезным изменениям подверглось трудовое право и социальное

законодательство. В 1935 г. был принят закон Вагнера, легализовавший в

общефедеральном масштабе деятельность профсоюзов. Запрещалось уголовное

преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных

забастовках. Предприниматели обязывались заключать с профсоюзами

коллективные договора и не принимать на работу рабочих, не состоящих в

профсоюзах (принцип "закрытого цеха"). Признавалось право забастовки, если

нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона было

создано Национальное управление по трудовым отношениям. Нарушители закона

подвергались судебному преследованию.

В 1935 г. был принят также общефедеральный закон о социальном обеспечении.

Были установлены выплаты пенсий по старости гражданам США от 65 лет,

имеющим определенный ценз оседлости и определенный уровень заработка. Для

формирования пенсионного фонда были установлены налоги на предпринимателей

в 1 % от выплаченной зарплаты и на доходы работников в 1 %. И тот и другой

налоги должны были увеличиваться на 0,5 % каждые три года.

В 1938 г. принимается закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий

максимальную продолжительность рабочего времени и минимальный уровень

заработной платы.

В период после Второй мировой войны в США предпринимались неоднократные

попытки ревизии "нового курса", но основные принципы государственного

регулирования экономики и социальных отношений не только сохранились и

получили дальнейшее развитие, но и были восприняты многими развитыми

государствами мира.

47. Падение третьей республики во Франции.

В 1871 г. реакционная буржуазия смогла взять власть в свои руки.

Устанавливается Третья республика. Но некоторое время все еще шла борьба

между сторонниками республики и монархистами за определение формы

государственного строя. Этим объясняется тот факт, что новая конституция

Франции была принята лишь в 1875 г.

48. Падение Третей республики во Франции.

Развитие политической системы Франции в XX веке происходило в условиях

поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и

группировок, что приводило не только к частным изменениям в политическом

режиме, но и глубоким реформам государственного строя. Однако, несмотря на

сложное, подчас критическое положение в стране, конституция 1875 г.

продолжала действовать вплоть до 1940 г. Ее конституционные законы и

определили государственное устройство во Франции периода Третьей

республики.

Характерной чертой политической системы Франции в период между двумя

мировыми войнами было ослабление роли парламента как органа, стоящего над

правительством. В условиях постоянных правительственных кризисов судьба

кабинетов стала решаться не столько парламентариями, сколько различными

непарламентскими организациями: политическими партиями,

предпринимательскими союзами и т.п. Депутаты парламента зачастую лишь

выполняли их указания.

Вступление Франции во Вторую мировую войну и поражение французских войск

привели к ликвидации Третьей республики. Большая часть страны была

оккупирована войсками фашистской Германии. В юго-восточной части было

образовано профашистское " правительство Виши" во главе с маршалом Петэном.

Самостоятельной роли это правительство не играло, но должно было

нейтрализовать французский флот и войска, находящиеся во французских

колониях.

49. Французкая конституция 1946г.Четвертая республика.

Новый референдум, прошедший в октябре 1946 г. утвердил переработанный

проект конституции.

В преамбуле конституции 1946 г. подтверждались права и свободы французов,

провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того,

провозглашались: равноправие всех граждан, вне зависимости от пола; право

на получение работы; право на организацию профсоюзов и стачек, заключение

коллективных договоров. Декларировалась социальная помощь детям, матерям,

престарелым. Конституция предусматривала возможность национализации.

Франция, согласно конституции, должна представлять собой парламентскую

республику.

Парламент состоял из двух палат: Национального собрания и Совета

республики. Нижняя палата - Национальное собрание - избиралась на основе

всеобщего и прямого избирательного права сроком на 5 лет. Только

Национальное собрание имело право принятия законов.

Совет республики избирался коммунами и депортаментами. Он получил право

рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием, имея право

отлагательного вето.

Высшим представителем государственной власти по конституции являлся

президент. Он избирался парламентом сроком на Улет, с правом переизбрания

еще на один срок. Его функции были ограничены в основном лишь

представительством Франции на международной арене, подписанием и

обнародованием законодательных актов.

Непосредственное государственное управление страной осуществлял Совет

министров во главе с его председателем. Председателя Совета министров и

членов правительства назначал президент после утверждения их кандидатур

парламентом.

Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным

собранием за проводимую политику. В случае вынесения абсолютным

большинством Национального собрания вотума недоверия правительству, оно в

полном составе уходит в отставку.

В случае, если в течение 18-ти месяцев пройдут две отставки правительства

.предусматривалась возможность досрочных выборов в Национальное собрание.

Однако принятие новой конституции не придало необходимой стабильности

политической системе Франции. Социально-экономические противоречия,

обостренные крушением колониальной империи, привели к крайней

дестабилизации внутренней жизни страны.

50. Пятая республика во Франции. Конституция 1958г.

В результате выступления правых военных в Алжире в апреле-мае 1958 г.

страна была поставлена на грань гражданской войны. В этих условиях

парламент был вынужден передать всю полноту государственной власти генералу

де Голлю как имевшему наибольший авторитет в стране и предоставить ему

чрезвычайные полномочия. По инициативе де Голля был подготовлен новый

проект конституции. В сентябре 1958 г. в его поддержку высказалось 79 %

населения страны, и в октябре 1958 г. новая конституция вступила в силу.

Новая конституция определила принципы государственного устройства так

называемой Пятой республики.

По новой конституции центром политической системы Франции стал президент.

Ему отводилась роль арбитра, призванного обеспечить нормальное

функционирование органов государственной власти, а также преемственность в

их политике. Президент не нес ответственности ни перед каким органом

государственной власти и никем не контролировался. Кроме того, он обладал

широкими полномочиями: назначал главу правительства и его членов, являлся

верховным главнокомандующим, имел право роспуска Национального собрания,

представлял Францию на международной арене и т.д.

Первоначально президент избирался коллегией выборщиков, но с 1962 г. были

введены прямые выборы.

Второе место в государственном механизме конституция отводит правительству

во главе с премьер-министром, на которое возлагается задача обеспечения

выполнения законов, руководство вооруженными силами и проведение

практической политики. Правительство было ответственно перед парламентом,

который мог выразить правительству недоверие.

Парламент республики образовывался из двух палат: Национального собрания и

Сената. Национальное собрание избирается всеобщим прямым голосованием,

Сенат обеспечивает представительство территорий и избирается косвенным

голосованием. Обе палаты практически равноправны. Парламент имеет право

принимать законы лишь в строго оговоренных в статье 34 конституции рамках

гражданского, уголовного, трудового права, организации суда и

судопроизводства, установлении налогов, принципов организации

государственного аппарата и т.д. Вопросы, выходящие за рамки

законодательных прерогатив парламента, регулируются нормативными актами

правительства.

Политический режим, установленный конституцией 1958 г., можно определить

как республику, сочетающую парламентскую и президентскую форму правлений, с

преобладанием полномочий президента. Эта политическая система Пятой

республики действует и на сегодняшний день.

51. Развитие Английского государства в новейшее время.

В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой

заключается в господстве на выборах двух основных партий. Но ее структура

претерпевает серьезные изменения.

После досрочных парламентских выборов 1923 г. на смену либеральной партии

приходит партия лейбористов, которая занимает место официальной оппозиции.

Но окончательно закрепиться в двухпартийном тандеме с консервативной

партией партия лейбористов смогла лишь после Второй мировой войны.

Значительные изменения в период после Первой мировой войны произошли в

государственном строе. Основные изменения были связаны как с определенными

реформами конституционного характера, так и, главным образом, с

модификацией прежних конвенций неписаной конституции.

Изменения прежде всего затронули избирательное право. В 1918г.

избирательное право было предоставлено всем мужчинам старше 21 года и

женщинам, достигшим 30-летнего возраста. Их доход должен составлять не ниже

5 ф.ст., женщина могла состоять в супружестве с человеком, имевшим такой

доход.

В 1929 г. женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами.

В 1948 г. был отменен двойной вотум (право англичанина голосовать дважды,

как по месту жительства, так и по месту нахождения недвижимости).

52. Образование Веймарской республики Конституция Германии 1919г.

В июле 1919 г. в городе Веймаре была принята конституция германского

государства,известная в истории как Веймарская конституция.

' Сохранив прежнее название, Германская империя провозглашалась

республикой с федеральной формой государственного устройства. Бывшие

союзные государства получили название "земель". Земли имели свои

законодательные собрания и конституции. Однако империя (федеральное

государство) имела подавляющее преимущество в полномочиях и компетенции по

отношению к землям. Существовала даже статья "имперской экзекуции", по

которой президент с помощью военной силы мог заставить отдельные земли

выполнять возложенные на них конституцией обязанности.

Германский парламент состоял из двух палат. Нижней палатой являлся

рейхстаг, верхняя палата именовалась рейхсрат (имперский совет). Рейхстаг

осуществлял высшую законодательную власть, депутаты избирались на 4 года на

основе всеобщего избирательного права.

Рейхсрат обеспечивал представительство земель и имел право отлагательного

вето.

Главой государства являлся президент. Он избирался сроком на 7 лет всеобщим

голосованием с неограниченным правом переизбрания. Президент имел довольно

широкие полномочия: мог распустить парламент и назначить новые выборы,

объявлять чрезвычайное положение, самостоятельно назначать главу

правительства и его министров, являлся главнокомандующим вооруженными

силами. Широкими правами наделялся и глава правительства - канцлер

Германии, которому поручалось "формулирование основных принципов политики".

Конституция декларировала широкие демократические права и свободы граждан:

свободу слова, печати, собраний и т.д., 8-ми часовой рабочий день, охрану

труда, пособия по безработиц

1969 г. избирательный возраст был снижен до 18 лет.

Наиболее глубокие изменения в государственном строе и политической системе

нашли отражение во взаимодействии высших исполнительных и законодательных

органов. Произошло значительное усиление роли исполнительной власти,

кабинета министров. В руках правительства сосредоточилась особая

законодательная власть, делегированная ему парламентом. Делегированное

законодательство - акты, издаваемые правительством, формально по поручению

парламента. В настоящее время количество актов делегированного

законодательства многократно превосходит количество законов, принятых

парламентом. Делегированное законодательство, по существу, стало

инструментом установления господства исполнительной власти в политической

системе Великобритании.

Верховенство кабинета министров в британской государственной машине еще

более усилилось в период Второй мировой войны, причем произошло

максимальное усиление роли премьер-министра. Он получил право без

консультаций с кабинетом осуществлять все важнейшие назначения и

перемещения внутри правительства. Определять порядок работы кабинета и

повестку дня, решать вопрос о созыве или роспуске палаты общин. Премьер-

министр может принимать единоличные решения по основным вопросам текущей

политики. В результате система "правления кабинета" трансформировалась в

систему "правления премьер-министра".

Парламент, несмотря на некоторое ослабление своих позиций, продолжает

осуществлять общий контроль за исполнительной властью, прежде всего через

депутатские запросы министрам и контроль за государственными расходами. А

любой правительственный законопроект проходит не менее 3-х чтений в палате

общин.

Особенностью Великобритании является сохранение в политической системе

таких институтов, как палата лордов и королевская власть.

В течение XX века роль и значение палаты лордов претерпели существенные

изменения, прежде всего в силу перераспределения полномочий в пользу палаты

общин. Так в 1949 г. был принят закон, сокративший до одного года вето

палаты лордов для нефинансовых биллей. Тем не менее, оставаясь высшей

судебной инстанцией, палата лордов сохраняет значительное политическое

влияние.

Своеобразное место в политической системе страны занимает корона, которая

продолжает оставаться символом ее стабильности. Формально сохраняются

многие прежние прерогативы и полномочия королевской власти - право

назначения премьер-министра, ни один законопроект не может стать законом

без подписи монарха, только монарх может созвать или распустить парламент,

только монарх может пожаловать титул пэра. Согласно английской неписаной

конституции, монарх должен действовать по совету министров, но в случае,

если проводимая ими политика, по его мнению, "разрушает базис английской

конституции", монарх может отказать в своем согласии на такую политику,

т.е. отправить в отставку кабинет министров, распустить парламент, не

утвердить законопроект и т.д. Но поскольку многие свои полномочия

английские монархи не использовали уже многие десятки лет, а другие

используются черезвычайно редко, можно говорить о скрытом характере

королевской власти.

54. Развитие государства и права Германии после Второй Мировой

войны.Обьединение ФРГ И ГДР в 1990г.

Принятие в мае 1949 г. парламентским Советом и утверждение оккупационными

властями конституции юридически и политически закрепило раскол Германии и

образование ФРГ.

Конституция провозглашает Федеративную Республику Германии демократическим,

правовым и социальным государством. Значительное место в ней отведено

правам и свободам граждан (свобода личности, равенство перед законом,

свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т.д.).

К числу основных принципов, на которых построена конституция ФРГ.

относятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития роль

исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по

отношению к землям.

В конституции был закреплен специальный механизм, призванный гарантировать

"охрану конституции^. Для этого предусмотрена возможность лишения отдельных

лиц конституционных прав, запрета политических партий в силу их

"антиконституционности", утверждалась недопустимость изменения ряда

основополагающих установок конституции.

Основными государственными органами ФРГ являются: бундестаг, бундесрат,

федеральный президент, федеральное правительство во главе с канцлером,

федеральный конституционный суд.

Бундестаг - нижняя палата парламента, избирается на 4 года всеобщим, прямым

и тайным голосованием, по смешанной избирательной системе. Существующий 5%-

ный барьер позволяет отсеять наиболее радикальные группировки как правого,

так и левого толка. Бундестаг является основным законодательным органом.

Бундесрат (верхняя палата парламента) - формируется из представителей

земель, его согласие необходимо для принятия законов, изменяющих

конституцию, границы и территорию земель, структуру земельных органов и

т.д.

федеральный президент избирается на 5 лет федеральным собранием. Обладает

ограниченными полномочиями: представляет на утверждение главу

правительства, назначает и увольняет федеральных судей и чиновников,

представляет страну на международной арене.

Реальное руководство исполнительной властью осуществляет федеральное

правительство во главе с канцлером. Канцлер, как правило глава партии,

победившей на выборах, утверждается парламентом. Имеет право

законодательной инициативы.

Конституционный суд ФРГ имеет исключительную роль в политической жизни

страны. Он осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов,

рассматривает споры о правах и обязанностях высших органов федерации,

отдельных земель, выносит решение о запрете политических партий в виду их

антиконституционности. Судьи конституционного суда избираются пожизненно:

50% - бундестагом и 50 % - бундесратом.

Параллельно с образованием ФРГ шло государственное строительство и в

Восточной Германии. В октябре 1948 г. было провозглашено образование ГДР

Но раздельное существование германских государстве продолжалось не слишком

долго. В результате глубоких изменений, происшедших в СССР и Восточной

Европе, сложились условия для объединения страны. 3 октября 1990 г.

произошло объединение ФРГ и ГДР .

57. Государство Японии новейшего времени.

К середине XIX в. конфуцианство, соединившись с синтоизмом, приобрело

политическое значение. Культ величия предков и преданности

господину, государю стал непосредственно относиться к японскому императору.

В Японии императорская династия была одна, и поэтому преданность императору

была вековой традицией и добродетелью. В XX в. в Японии резко возросло

число синтоистских храмов, значительная часть которых была посвящена павшим

в войнах. Синтоизм стал официальной государственной религией, которая

питала мощную волну национализма в стране накануне и после русско-японской

войны.

Восприимчивость японского общества к западным влияниям объясняется рядом

особенностей японской цивилизации и культуры.

Первое — это корпоративность. Преданность корпорации в лице вождя, хозяина

уходит корнями в далекое прошлое.

Второе — склонность к заимствованию, перениманию чужого опыта, идей и

знаний и способность соединять их с национальными традициями.

Восприятие культурного и технического опыта Запада не привело к забвению

норм японского образа жизни. Благодаря этим условиям создавался

благоприятный климат обновления. Это сказалось на разных сторонах жизни.

Были введены европейская система образования, календарь. Уже к началу XX в.

в Японии утвердилась западная мода — европейский костюм стал повседневной

формой чиновников. Западноевропейские обычаи в сочетании с японской

дисциплинированностью, чувством долга, почитания старших и корпоративной

ответственностью воспитали тип дисциплинированного работника.

Наем на работу в учреждениях, фирмах, предприятиях на пожизненный срок

создавал особую атмосферу доверия, ответственности за свою работу и

солидарности с хозяином, заинтересованности в процветании предприятия.

Опыт Японии предвосхитил важнейшую тенденцию второй половины XX в. — путь

модернизации для ряда других стран Восточной Азии.

58. Развитие государства и права Китая новейшего времени.

Согласно конституции 1982 года Китай является социолистическим

государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом

(через коммунистическую партию Китая) и основанным на союзе рабочих и

крестьян. в стране установлен социалистический строй. Вся власть

принадлежит народу, который осуществляет государственную власть через

Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и Местные собрания

народных представителей (СНП) различных ступеней, которые ответственны

перед народом и находятся под его контролем. Они создаются в провинциях,

автономных районах, уездах, городах и волостях.

Часть полномочий главы государства наряду с постоянным комитетом ВСНП

выполняет Председатель КНР (гражданин Китая, достигший 45 лет, имеющий

право избирать и быть избранным; он может занимать свою должность не более

двух сроков). В настоящий момент Представителем КНР является Ян Шанкунь

Высший исполнительный орган власти - Госсовет КНР, он формируется ВСНП

и ему подотчетен, состоит из премьера, заместителей и комиссий. Все члены

Госсовета могут также занимать свою должность не более двух сроков. В

настоящее время пост премьера занимает Ли Пен.

Наиболее крупными партиями, в КНР, являются: * Революционный комитет

Гоминдана Китая (РКГК), созданный в 1948 году его членами становятся лица,

имеющие исторические связи с Гоминданом. Главное направление деятельности -

содействие ускорению завершения великого дела обединения родины,

возвращение Тайвани КНР, усиление связей с деятелями Гоминдана на Тайвани,

в Сянчане (Гонконге) и Аомыне (Макао).

* Демократическая Лига Китая (ДЛК), содзана в 1941 году. Это самая

крупная демократическая партия страны. Большинство членов составляют

представители творческой интеллигенции, а одна из основных целей ДЛК

активное участие в создание в Китае социальной, материальной и духовной

культуры.

* Ассоциация демократического национального строительства в Китае (1945

год). В нее входят деятели промышленности и торговли. В своей работе

ассоциация делает уопр на организацию консультаций по вопросам

экономического совершенствования управления народного хозяйства, подготовку

специалистов в этой области. Ассоциация действует совместно со Всекитайской

Ассоциацией промышленников и торговцев.

* Китайская Ассоциация содействия развития демократии (1945 год).

Члены ее - деятели культуры и просвещения, издательские работники.

Ассоциация ставит задачу активно помогать налаживанию иформационной службы

в пограничных районах страны.

* Китайская партия справдливости (1925 год). Это партия проживающих за

пределами страны китайцев. Ныне большинство ее членов - репотреанты и

родственники китайцев, проживающих за рубежом. Основные направления работы

: налаживание связи с эмигрантами, содействие государственным организациям,

ведающими делами китайцев за рубежом, работа с репотреантами и многое

другое.

* Общество третьего Сентября (1944 год). Современное название партия

получила в 1945 году в честь победы над Японией. Члены общества - ученые и

специалисты в области естественных и технических наук.

. Лига демократического самоуправления Тайвани. Создана в 1947 году.

Главное направлени работы - установка и развитие контактов с

соотечественниками, содействие воссоединения Тайваня с Китаем.

59. Развитие государства и права в странах бывших колоний.

Англия, создавшая к середине XIX в. крупнейшую колониальную империю,

использовала довольно гибкую систему управления, во многих случаях

опираясь на местную верхушку (система косвенного управления).

С XVIII века сложилось деление колоний на завоеванные и переселенческие.

Соответственно сложилось и два типа колониального управления. Завоеванные

колонии, где преобладало "цветное" население, политической автономией не

обладали и управлялись от имени короны британским правительством.

Законодательные и исполнительные функции в этих колониях были сосредоточены

в руках губернатора. Представительные органы, если и создавались, то играли

лишь совещательную роль (Индия, африканские и большинство азиатских

колоний).

В переселенческих колониях большинство или значительную часть населения

составляли белые переселенцы. Эти колонии со временем приобрели

политическую автономию и статус доминионов. Они имели свою конституцию,

парламент, правительство, которое было подконтрольно губернатору,

назначенному метрополией.

В конце XIX в. появляется такая форма колониальной зависимости, как

протекторат. Формально независимые государства имели ограниченный

суверенитет в силу навязанных Англией договоров и присутствия колониальных

войск (Афганистан, Кувейт, Ирак).

Особое место в колониальной империи Британии занимает Ирландия. Будучи

старейшей английской колонией, в 1800 г. она была объединена в союз с

Великобританией. Было создано Соединенное королевство Великобритании и

Северной Ирландии. Ирландцы получили места в английском парламенте.

-----------------------

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.