РУБРИКИ

Хозяйство и быт Степной Скифии

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Хозяйство и быт Степной Скифии

Хозяйство и быт Степной Скифии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Гуманитарная гимназия № 2

Историко –географическое направление

Хозяйство и быт Степной Скифии

Научно –исследовательская работа

ученика 11-А класса

гуманитарной гимназии №2

Сиротина Дмитрия

Николаев , 2001 г.

ПЛАН

I . ВСТУПЛЕНИЕ .

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .

1 . Хозяйственная деятельность скифов :

а) скотоводство ;

б) земледелие ;

в) домашнее производство ;

2 . Быт :

а) жилище ;

б) одежда ;

в) утварь ;

г) пища ;

III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

ВСТУПЛЕНИЕ

Одним из основных этапов развития украинского общества является вопрос

развития скифов –кочевников , появившихся в начале VII в. до н.э. в степях

Причерноморья .появившись , скифы сразу обратили на себя внимание более

цивилизованных современников в странах Средиземноморья . Так , в одной из

книг Ветхого Завета читаем :«Вот , идёт народ из страны северной , и народ

великий поднимается от краёв земли ; держат в руках лук и копьё ; они

жестоки и немилосердны , голос их шумит , как море , и несутся на конях ,

выстроены , как один человек… Мы услышали весть о них , и руки , у нас

опустились , скорбь объяла нас…

Не выходите в поле и не ходите по дороге , ибо –меч неприятель , ужас со

всех сторон» .Пройдя огнём и мечем по странам Ближнего Востока , скифы

наконец осели в Северном Причерноморье , основав первое на территории

Украины крупное политическое объединение .

Когда персидский царь Дарий I пошёл походом на Скифию , чтобы наказать

скифов за их нападение на персидские земли ,то он был поражён тем ,что

скифы не покорились ему и не вступили с персами в открытый бой ,а убегали

от них ,опустошая свои собственные земли .Тогда могучий Дарий послал гонца

к скифскому королю Иданфирса ,через которого передал предложение сдаться

или вступить в открытый бой ,на что получил ответ ,что скифы не имеют ни

городов ,ни обрабатываемые земли, которые должны были защищать бы .

Единственное ,что заставило бы скифов воевать с персами –это отцовские

могилы .Если же персы желают воевать ,тогда пусть разыскивают те могилы и

пробуют разрушить их. Тогда и увидят ,будут ли скифы воевать за эти могилы

или нет .Вот как почитали скифы своих предков .Это далеко не единственная

черта , характеризующая скифов .Я заинтересовался именно скифами ,так как

их политическое объединение Великая Скифия находилась и на территории

Николаевщины .Однако нетронутых курганов скифов практически не осталось .

Один из курганов скифов был раскопан на территории Корабельного района

города Николаева в 80-е годы .Скифы являются одним из кочевых племён ,

которые поселились на территории Северного Причерноморья в период с VI-III

века до нашей эры .Одной из причин поселения скифов на территории Северного

Причерноморья является благоприятная погода этого региона . Природа степи

способствовала развитию многих отраслей хозяйства у скифов , например :

земледелие ,скотоводство .

Вся политическая власть Скифии принадлежала кочевникам –«царским

скифам».«Нас больше всех , и мы лучше всех», -утверждали они .Все прочие

скифские и нескифские племена Украины платили день «царским скифам».В споре

о том , «кто лучше всех» , «царские скифы» прибегали к неотразимому

аргументу –своей огромной , хорошо вооружённой и прекрасно

дисциплинированной коннице . Чтобы считаться настоящим воином , скиф должен

был испить крови первого убитого им врага . с противников снимали скальпы ,

из их черепов делали чаши , украшая золотом и серебром . Но превыше золота

и серебра ценились дружба и товарищество между воинами .

Скифское общество было обществом мужчин . Родословная велась по

отцовской линии . Имущество делилось между сыновьями . Многожёнство было

нормой . Юных жён часто убивали после смерти их мужа , чтобы положить в его

в могилу .

До сих пор в украинских степях высятся скифские могилы –курганы . Тут и

роскошное захоронения племенной знати , и убогие могилы простых людей . Так

что если судить по этим курганам , среди «царских скифов» существовало

заметное социально –экономическое расслоение .

Кроме военного грабежа , у скифов был ещё один немаловажный источник

обогащения –торговля с греческими колониями на Черномор-ском побережье .

Именно скифы первыми стали предлагать на рынок те товары украинской земли

что на долгие века останутся для неё традиционными ,-зерно , воск , мёд ,

меха , рабов . Взамен они получали вина , ювелирные изделия и другие

предметы роскоши , к которым быстро пристрастились .

Видимо , из этого же самого стремления к роскоши , к украшению жизни

возникло и высокооригинальное прикладное искусство скифов .

Декоративный «скифский стиль» легко узнаётся поего излюбленому мотиву

–животным . С неподражаемой грацией ведут свой вечный хоровод летящие олени

, кони , львы изящных скифских амфор .

Украина эпохи скифов –важная , хотя и отдаленная часть классической

Средиземноморской цивилизации . При посредничестве греческих колонистов

Причерноморья скифы не только вступили в контакт с Древней Элладой , но

сумели по достоинству оценить её . В то же время связи со Средиземноморским

миром втягивали скифов и в его конфликты .

Выбору научно –исследовательской работы на тему :« Хозяйство и быт

Степной Скифии»-способствовало ряд положений . Во –первых , каждый

уважающий себя человек обязан знать историю своих предков –тех , кто

положил начало формированию его народной этничности , и хочу донести

информацию о жизни скифов до учащихся моей школы . Во –вторых , поселения

скифов были обнаружены на территории Николаевщины –той части Украины , где

я родился ; так что история скифов тесно связана и с историей развития

Николаевщины да и всего юга украинских земель .

В –третьих , развитие скифов довольно интересно в хозяйственной

деятельности(земледелие , скотоводство , домашнее производство) и в

быту(жилище , одежда , утварь, пища).

Основная часть

Хозяйство

Скифы -наиболее яркие представители ранних евразийских номадов.

Поэтому все стороны их жизни ,в том числе хозяйство, носят

отчетливый отпечаток кочевого способа жизни .Здесь мы не касаемся

вопросов экономики, по отношению к которой хозяйство является

подчиненным попятием .За пределами работы также осталась проблема

взаимодействия Степной Скифии с античными центрами Северного

Причерноморья ,в экономическую систему которых входила экономика

номадов . Из всех сторон хозяйства отображены наиболее важные его

составляющие : скотоводство , земледелие и домашнее воспроизводство.

Скотоводство

Главным занятием скифского населения Степной Скифии долгое время

было КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО . Скифы , писал Геродот : “не основывают ни

городов , ни укреплений , но все они , будучими стрелками , возят свои

дома с собой , получая пропитание не от плуга, а от разведения

домашнего скота ...” . Кочевое скотоводство Степных Скифов основывалось

на разведении и круглогодичном содержании под открытым небом стадных

копытных (лошадей , овец , крупного рогатого скота) .В течении достаточно

долгого времени , т.е. весь период скифской архаики , этот вид

хозяйства был господствующим на всем Северном Причерноморье . Но с

середины V в. до н.э. в долине Днепра и на ближайших к ней участках

степи начинает возникать новая форма скотоводства -полукочевая ,

предполагающая зимнее содержание скота в загонах с подкормкой его

твердыми кормами . Длительное время - вплоть до гибели Великой Скифии

- эти два вида скотоводства сосуществовали , составляя экономическую

основу политического объединения именуемого Великая Скифия.

Но вернемся к кочевому скотоводству , определяющему хозяйственно-

культурный облик степи в период скифской архаики и сохраняющему

свое значение и в среднескифский период . Наиболее благоприятные

природные условия для ведение чисто кочевого скотоводства

существовали в самой южной и средней природных подзонах степи

(территории нынешней Одесской , Николаевской , Херсонской и Донецкой

областей) . В составе стада , определяемого по остатку костей в

погребениях и в насыпях курганов , преобладали животные , способные к

длительным перекочевкам - лошади и овцы , в меньшей мере

присутствует крупный рогатый скот . Об экстерьере животных можно

судить по изображениям на предметах скифской торевтики - в первую

очередь на Пекторали из кургана Толстая Могила , что на

Днепропетровщине (рис.1,1-2;4-6) на чаше из Братолюбовского кургана

на Херсонщине (рис.1;3) .

Сведений об организации скотоводческого хозяйства мало . Учитывая

особое значение качества пастбищ , расположение водопоев и

особенности выпаса лошадей и овец , можно предположить , что основная

направленность сезонных перекочевок кочевников - от водораздельных

пастбищ весной и летом - в долине рек , на подовые и пойменные

пастбища осенью и зимой . Возможным местом зимовки кочевников была

пропойменная зона Днепра . Не случайно Геродот писал , что Борисфен

(Днепр) “предоставляет прекраснейшие и изобильные пастбища для скота”.

Именно в этих районах по археологическим материалам прослеживается

возникновение первых зимовок скифов , затем превращающиеся в

стационарные поселения.

На рубеже V-VI вв. до н.э. в экономике Степной Скифии

происходят значительные изменения . Некогда плодородные пастбища

Северного Причерноморья под воздействием непомерного выпаса животных

и ряда других негативных влияний человеческой деятель- ности

ухудшаются . Вытаптывание пастбищ происходит в первую очередь на

водоразделах . Это закономерный процесс развития любого кочевого

общества . Также закономерности и поиски человеком лучших условий

существования и попытки изменить хозяйство , приспособившись к новым

условиям . Так на рубеже V и IV вв. до н.э. возникает полукочевое

скотоводство .

В стаде полуосёдлых скифов начинает преобладать крупный рогатый

скот , меньше становится лошадей и овец . По внешним признакам они

мало чем отличались от скота кочевых скифов (рис. 2;2-6) . В костных

материалах поселений полуосёдлых скифов фиксируются кости домашней

свиньи .

Кормовую базу полукочевого скотоводства составляли пойменные

пастбища , использование которых не требовало длительных перекочевок .

На левом берегу Днепра выделяются три массива плавневых пастбищ

-Великий Лук , Малая и Большая Плавни , на правом берегу -

Базавлукские плавни .

Ближе к ним в начале IV в. до н.э. и переселяется

большинство степных скифов . Здесь почти одновременно возникает более

100 поселений , селищ и городищ степных скифов . Обычно они

группировались вокруг городищ - укреплённого поселения , защищённого

земляным валом высотой более 2 м. Наиболее изучённым является

Каменское городище ,

расположенное на левом берегу Днепра в г. Каменка-Днепровская

Запорожской обл . За валами внутри территории городища располагалось

несколько разновременных посёлков . Переходящие к полукочевому образу

жизни скифы этим валом как бы отделялись от других , закрепляя за

собой пастбища обширной поймы . За пределами городища , на расстоянии

1-3 км по берегам небольших балок и над поймой формируется округа

городища , состоявшая из небольших незащищенных поселений , селищ ,

зимовок . В систему Каменского городища входит также Лысогорское

городище . В этой системе оно играло особую роль , которая

выражалась в поставке всему региону твердых кормов , о чем

свидетельствуют большие зерновые ямы этого памятника . С памятниками

оседлости Каменского региона связаны обширные курганы могильники -

Момай-гора , Солоха с группой курганов , Ильинские , Знаменские и др.

могильники .

Особую группу составляют скифские памятники о. Хортица , которые

группируются вокруг Савутинского городища , защищавшего единственный

на Днепре брод . Оно укреплено не только земляным валом , но и

сырцово-деревянными конструкциями на нём . Городище окружали поселения

и селища , а также безкурганные могильники .

Подобную структуру имел правобережный регион оседлости с

центральным Капуловским городищем , посёлками и селищами вокруг него

и курганами могильниками типа Кутянского , Никопольского ,

Капуловского, группы Чертомлыка и др .

Таким образом в Степной Скифии выделяются особые структуры

-эколого-экономические , состоящие из городища-центра , расположенного

на пересечении торговых путей , расселенческой зоны , в которой

сосредоточены неукреплённого поселения и селища , и зоны фильтрации

ресурсов с единичными и многочисленными погребальными памятниками . В

Степной Скифии таких районов пять : Каменский , Капуловский ,

Хортицкий , Приднестровский .Степное Побужье-Поингулье входило в

Ольвийский эколого-экономический район .

Оценивание в целом скотоводство степных скифов , отметим , что эта

отрасль имеет главную роль на каждом этапе развития хозяйства

степных скифов . Изменялись лишь формы её организации - если в

период скифской архаики существовало лишь кочевое скотоводство , то в

среднескифский период существуют две формы организации скотоводства-

кочевая и полукочевая .

Земледелие

Раскопки поселений Поднепровья свидетельствуют о том , что на

рубеже V-VI вв. до н.э. тут формируется новая отрасль экономики

Степной Скифии - земледелие . Земледелие степных скифов не связано со

способами обработки земли , применявшимися в Поднепровье в период

поздней бронзы . Земледелие скифов возникло из потребностей скифского

кочевого хозяйства и было ориентировано на производство твёрдых

кормов , столь необходимых для подкормки скота в зимнее время . По-

видимому , к IV в. до н.э. пастбища днепровской поймы перестали

обеспечивать кормами скот в зимнее время и появилась необходимость

в запасах пленчатого ячменя и проса . Именно эти культуры

преобладают в зерновых ямах городища Лысая Гора .

Палеоэкологическая ситуация в степи в этот период стала

причиной сложения “скифского” степного земледелия . В видовом

отношении среди культурных растений преобладали засухоустойчивые :

просо обыкновенное , ячмень пленчатый , в меньшей степени - полба . В

обработке земли использовался перелог . На небольшом участке целены

жгли травостой , потом при помощи ручного деревянного орудия (ни

одного плуга пока на

территории Степной Скифии не найденно) её обрабатывали и засеивали

. Через год-два участок запускали в перелог , который использовался

как пастбище . Приблизительно через десять лет участок вновь

обрабатівался .

Таким образом , земледелие степных скифов в IV в. до н.э.

играло вспомогательную роль в хозяйстве степных скифов и было

подчинено скотоводству . Объёмы его производства обеспечивали лишь

минима-льные потребности населения в кормовом зерне , и его вывозе

или о товарном характере земледелия в степи говорить не

приходится. Этим земледелие в степи по сути отличается от античной

земледельческой системы , ориентированном не только на внутренние

потребности античных центров Северного Причерноморья , но и на вывоз

определённой части хлеба в Грецию .

Домашнее производство

Все виды домашнего производства степных скифов - деревообработка ,

обработка камня , изготовление посуды , обработка скотоводческого сырья

, прядение и ткачество были полностью обеспечены собственным сырьём

. Зависимость от природных ресурсов обусловила концентрацию основных

видов домашнего производства степных скифов в Поднепровье . Именно в

пойме Днепра были сосредоточены леса-сырьё для деревообработки .

Использовалась древесина дуба , ясеня , бука , граба , клёна , берёзы ,

тополя, ольхи , липы , ивы . Способы обработки древесины степными

скифами довольно сложны - здесь и рубка , и раскол ствола дерева

при помощи клиньев , и лицовка поверхности долотом , теслом , и

гнутьё , и долбление . Т.е. деревообработка у степных скифов

достигала значительного уровня развития и находилась на стадии

превращения в ремесло .

Как и обработка дерева , обработка камня , была сосредоточена в

Степном Поднепровье , где расположены мощные выходы гранита и

песчаника . Уровень специализации в обработке этих материалов в

раннем железном веке оставался достаточно низким и это производство

не вышло за пределы домашнего .

Домашний характер имели прядение и ткачество , появившееся в

среде осёдлых скифов в среднескифский период . Сырьём для этих

видов домашнего производства были шерсть , конопля , крапива и ,

возможно , лён . Геродот так описывает сырьё для прядения и

ткачества у скифов : “ Растёт у них в стране конопля более всего

напоминающая лён , от которого отличается высотой и толщиной . Этими

качествами конопля немного превосходит лён . Она растёт и сама по

себе , и посеянная . Из неё скифы делают себе одежду , чрезвычайно

похожую на льняную . Тот , кто не очень хорошо её знает , не

различит - из льна эта одежда или из конопли ; тот , кто вовсе не

видал конопли , считает , что одежда льняная .“

Обработка скотоводческого сырья также

осуществлялась в рамках домашнего производства . Кочевники были

умелыми косторезами . Об этом свидетельствуют раскопки хозяйственного

комплекса на Каменском городище , мастером которого изготовлялись

костяные ручки к ножам и шильям , а также сами ножи , костяные

орудия для обработки кож . Сравнение материалов этой мастерской с

находками ножей с костяными ручками в погребениях Степной Скифии

позволяют говорить о том , что мастерская , обнаруженная на Каменском

городище , снабжала своими изделиями всё Степное Поднепровье .

Степные скифы обрабатывали шкуры животных , шили из них одежду

, умели валять войлок (о чём свидетельствуют находки войлока в

кургане Вишневая могила ) , делать верёвки из сухожилий лошадей ,

кожаную утварь из шкур , плетёные , крученые или шитые ремни для

упряжи , т.е. почти всё необходимое в скотоводческом хозяйстве

производилось в нём же .

Основные виды повседневной утвари также производились самими же

скифами . К среднескифскому периоду скифянки полностью усвоили способы

лепки посуды . К этому времени в скифском быту утвердились

наиболее рациональные формы посуды , удобные при кочевом и

полукочевом образе жизни (в основном горшки средних размеров и

небольшие миски ) , своя орнаментация посуды . Т.е. , к началу

среднескифского периода сформировался так называемый степной скифский

керамический комплекс . В основном эта посуда для приготовления

мясной и молочной пищи . Изготовление такой посуды не было

централизованным - каждая хозяйка могла вылепить необходимое ей

количество посуды и обжечь её на костре . Как видно из описанного

выше , у степных скифов ремесла как такового не было . Ремесленные

изделия , которые встречаются в скифских памятниках , в большинстве

случаев поступали сюда из Лесостепи или из античных центров

Северного Причерноморья .

Земледелие появилось в Степной Скифии в конце V - начале IV

вв. до н.э. - в начале как дополнительный компонент скотоводческой

экономики . Возникает оно из потребностей скотоводства - для

расширения кормовой базы последнего . Лишь в “позднескифское” время

земледелие под влиянием античности превращается в самостоятельную

отрасль экономики Нижнего Поднепровья .Земледелие степного региона на

протяжении всего периода существования Степной Скифии оставалось

дополнительной отраслью , ориентирован-ной на потребления внутри

общества . О его товарности и вывозе зерна за пределы Степной

Скифии говорить не приходится .

Б ы т

С хозяйством , способом жизни народа , неразрывно связан его быт

. Он играет роль связующего звена между производственной

(хозяйственной ) и непроизводственной сферой жизни . В связи с этим

изучение быта представляет особый интерес . Кроме того , быт , точнее

его основное составляющие - жилище , одежда , утварь , пища - достаточно

полно представлены археологически .

Ж и л и щ е

Одним из основных элементов материальной культуры , отражающих

приспособление человека к условиям обитания , является его жилище .

Подвижный образ жизни кочевников диктовал выбор лёгких строительных

материалов . Тип жилища отвечал не только требованиям окружающей

среды , но и техническому уровню эпохи , специфике местных

строительных материалов .

Первому периоду кочевания , когда кочевники не имеют определённой

территории для кочевания и передвигаются на значительные

расстояния , присущи единственный вид жилища - повозки с крытым

верхом . Существование у скифов таких передвижных жилищ фикси –

руется в первую очередь письменными источниками . Гиппократ подробно

сообщает о кибитках скифов : “ Наименьшие бывают четырёхколёсные , а

другие - шестиколёсные : они не проницаемы для света ни для ветров .

В эти повозки запрягают по две или три пары безрогих волов . В

таких помещаются женщины , а мужчины ездят верхом на лошадях “ .

Остатки повозок зафиксированы в 12 погребениях Степной Скифии .

Таким образом , жилище кочевника - скифа периода архаики

реконструируется как один из вариантов кочевнического крытого

войлоком или шкурами шалаша на повозке .

Во второй половине V-VI вв. до н.э. определяются пастбищные

территории . В местах , наиболее пригодных для зимнего выпаса скота

возникают зимовья . По - прежнему основным видом жилища является

повозка , плетеный верх которой снимается и превращается в наземное

жилище .

Позднее появляются сооружения с углублённой в землю основой -

полуземлянки или землянки . Следы подобных жилищ исследованы на

скифском городище Лысая Гора у г. Васильевка Запорожской обл .

Такая полуземлянка имела небольшое круглое в плане основное

помещение и круглое входное . Наземную часть сооружения можно

восстановить как конический шалаш , покоящийся на вертикальных стенах

без дополнительного крепления крыши .

В расположении входов в жилище Каменского и Лысогорского

городища проявляется одна общая закономерность . Большинство остатков

дверных проёмов располагается в южных или юго - западных , западных

стенах раскопанных жилищ . В соответствии с этнографическими данными

, например , по кочевым казахам , входы в жилище на зимовниках

располагались с подветренной стороны . В холодное время года в

Поднепровье преобладают восточные и северо - восточные ветры .

Сопоставляя “ розу ветров “ в холодную пору года и планы

строительных остатков , можно заметить , что скифы также располагали

входы в свои жилища с подветренной стороны . Жилища строились

самими скифами - специальных знаний для возведения столь простых

сооружений не требовалось .

Сведения об интерьере жилищ довольно скудны . Края полуземлянок

могли использоваться как круговые скамейки или лежанки . Земляная

скамейка или лежанка , расположенная в торцевой части одной из

полуземлянок городища Лысая Гора имела высоту 0,40 м . , в ширину

0,50 м . Подобное сооружение прослежено в землянке на поселение

Первомаевка .

В жилищах Каменского городища и на Лысой Горе выявлены остатки

очагов . Для жилых помещений городища Лысая Гора характерны

открытые очаги открытой формы . Очаг одной из полуземлянок был

обложен поставленными на ребро небольшими камнями . Изнутри они

обмазаны глиной , которая была прожжена на 2-3 см.

Для освещения жилищ использовались глиняные светильники . Один из

них найден в полуземлянке на поселении Лысая Гора . Он изготовлен

из лепного горшка с отбитым горлом и имел на стенках сквозные

отверстия для подвешивания . На внутренней поверхности сосуда -

толстый слой нагара . В качестве светильника использовались иногда

лепные чашечки , подобные находкам из материалов поселений у с. Нико

- лаевка .

О д е ж д а

Раскопки скифских погребений , как богатых , так и бедных ,

немногочисленные изображения скифов на предметах торевтики позволяют

реконструировать их одежду . Изображения на куль–обском, воронежском ,

гайманском сосудах , на “шлеме” из Передериевой Могилы позволяют

представить внешний облик скифа - воина . Остроконечные кожаные

башлыки закрывали голову . Кожаные безрукавки со свисающими острыми

концами пол , застеганные влево и опущенные мехом надевались поверх

рубах с длинными рукавами . Верхней одеждой были плащи из кожи

иногда даже человечьей : “ Многие из них делают из содранной кожи

верхние плащи с тем , чтобы носить , сшивая их , словно овчины ” .

Длинные кожаные штаны напоминающие шаровары и мягкая обувь без

каблука (или скифики ) завершали мужской костюм .

Женскую одежду восстановить труднее , так как изображения женщин

немногочисленны . Основным источником для восстановления женского

костюма остаются женские погребения . По положению бляшек в районе

головы можно восстановить головной убор - в виде кокошника или

конуса , обшитого золотыми бляшками . Изредка голову украшали повязки

- стленгиды , метапиды . Основу одежды составляло платье - рубашка с

длинными рукавами , поверх которого одевался плащ без рукавов ,

обшитый золотыми бляшками . Серьги , ожерелья , гривны и перстни из

золота , серебра и бронзы , стеклянные или пастовые бусы ,

многочисленные золотые нашивные бляшки (рис. 4) дополняли одежду

любой скифянки . Л.С. Клочко провёл реконструкцию скифского женского

костюма , что показано на

рисунке 3 .

У т в а р ь

Утварь степных скифов бедна и набор её подчинён образу жизни

и быта её создателей и потребителей . Предметы домашнего обихода

разделяют на группы по признакам функционально - бытового

предназначения , по материалам и техники изготовления . Наиболее

многочисленная посуда , разделенная на группы по материалам - лепная,

деревянная , каменная , металлическая . Прослеживается деление по

функциональному назначению - на столовую , кухонную или тару .

Анализ инвентаря погребений , связанного с погребением пищи дал

результаты , показывающие особенности быта различных слоёв насе –

ления . Причём , такое социальное расслоение в быту по погребениям

раннескифского периода не прослеживается . Замечено , что в наиболее

богатых погребениях скифской знати сооружались специальные помещения

- так называемые , хозяйственные ниши , в которых хранились пищевые

запасы погребённого .

При анализе инвентаря 26 ниш составлено представление о наборе

утвари наиболее богатых скифов . В хозяйственных нишах наиболее

богатых погребений хранились : посуда для варки ( котёл , котелок ,

железные крючки для мяса и щипцы ) и потребления ( блюда ,

подносы ) мяса или бульона ( деревянные чаши , иногда с обивками ) .

Отдельный блок составляла посуда для питья вина ( амфора , черпак ,

ситечко , килик , кувшин ) , молока или молочной водки (кожаные сосуды

, металлические или деревянные открытые сосуды ) .

Прослежены некоторые закономерности расположения хозяйственных ниш

в погребальном комплексе . Ниши с пищей располагались в области

головы погребённого , в то время как отсеки или отдельные ниши с

набором утвари для питья располагались в ногах (Двугорбая Могила ) .

Крайне редко хозяйственные ниши сооружались в дромосах. Сооружение

хозяйственных ниш с таким богатым набором инвентаря характерно для

погребений царского ранга или высшей скифской знати .

Менее богатые могли позволить себе простой набор инвентаря -

лепная керамика , деревянные сосуды , блюда или подносы для мяса и

греческая посуда для вина . Амфоры в таких курганах чаще всего

происходят из материалов тризны .

Типичный набор утвари рядовых погребений среднескифского

периода - лепной горшок и деревянное блюдо или поднос с частью

туши барана или коровы с одним - двумя железными ножами .

В наборе утвари как из погребений , так и из материалов

памятников оседлости , наиболее многочисленная группа лепной посуды .

Коллекция посуды , изготовленной без применения гончарного круга из

поселений среднескифского времени более многочисленна , но менее

разнообразна , по сравнению с керамическим комплексом архаического

периода . В погребениях IV в. до н.э. количество посуды, вылепленной

вручную уступает лишь амфорной таре , а в материалах памятников

оседлости ( за исключением Каменского городища ) оно чуть больше

или равно количеству амфор .

Именно в IV в. до. н.э. , с переходом к оседлости , скифские

женщины научились лепить посуду . В этот период появляется свой ,

чисто скифский набор лепной керамики - горшки особых форм и миски

.Они преобладают в материалах памятников IV в. до н.э. Горшки

разнообразны - с короткой дуговидной в разрезе шейкой , с горлом ,

отогнутым в виде раструба , с прямым горлом , с резко отогнутым

венчиком и почти цилиндрической шейкой , больших размеров ( рис. 5 ;

3,10,5,11 ) . Мисок немного , в основном это посуда с загнутым

внутрь венчиком и в форме перевёрнутого усечённого конуса .

Основные мотивы орнаментации сосудов скифской керамики - пальцево-

ногтевые вдавления , косые насечки по краям венчика , отпечатки

штампа или косые насечки в основании шейки ( рис. 5 ; 3,5,10 ) . В

среднескифский период почти полностью исчезает рельефный орнамент ,

крайне редко встречается прочерченный ( рис. 5 ; 11 ) .

Скифянки научились лепить сосуды , напоминающие формы греческих

гончарных - так появились лепные подражания античным формам

( рис. 5 ;6 ) . Некоторые из подражаний найдены в погребениях . Эти

находки свидетельствуют о сильном влиянии античного гончарного

производства на формирование скифского керамического комплекса .

Количество лепной посуды , имеющей аналогии в керамике фракийских

культур , по сравнению с периодом архаики заметно сокращается .

Группа состоит из горшков с короткой изогнутой шейкой , баночных

сосудов и мисок двух типов . Для посуды фракийского облика

характерен рельефный орнамент и тщательная обработка внешней

поверхности - заглаженная или заложенная поверхность .

В IV в. до н.э. на территории Степной Скифии появляются

первые сосуды меото-сарматского облика . Они более характерны для

керамики Елизаветовского городища . Два горшка , имеющие анологии в

керамике сарматских памятников найдены в скифских погребениях Крыма

.

Картографирование курганов IV в. до н.э. , в которых была

найдена лепная керамика , показывает их повышенную концентрацию

вблизи Днепровской поймы . Наиболее многочисленная коллекция таких

сосудов в таких могильниках , как Широкое , Шевченко , Любимовка ,

Вольная Украина , Гаймоново поле . Могильники , расположенные в “

открытой”

степи ( Носаки , Рясные Могилы , Златополь , Троицкое , Большая Белозёрка

) , дают единичные экземпляры лепных сосудов .

Соотношение основных разных в технологическом отношении групп

керамики (амфоры , столовая-чернолаковая керамика , простая гончарная,

лепная ) показывает различные уровни экономического развития регионов

Степной Скифии . Основная масса античной посуды поступала в Степное

Поднестровье , также много , как и в Поднестровье , керамики поступало

в Степной Крым , а вот Поднепровье , Побужье снабжалось античной

посудой в меньшем количестве . Причём , основная масса античного

импорта оседала в Поднепровье , в Левобережье .

В памятниках среднескифского периода греческая гончарная посуда

становится господствующей в группе столовой керамики , почти

полностью вытесняет лепную столовую посуду . Так количество

чернолаковой керамики в погребениях IV в. до н.э. увеличивается по

сравнению с предыдущим периодом более чем в 10 раз , количество

простой гончарной - почти в 9 раз .

Набор амфор из скифских погребений мало чем отличается от

амфорной тары хорошо изучённой по материалам античных памятников

Северного Причерноморья . Амфоры чаще всего встречаются в скифских

погребениях Поднестровья и Степного Крыма. В погребениях Крыма

амфора в ногах погребённого или в насыпи кургана - почти

обязательная деталь погребального комплекса ( коллекция гончарной

керамики из Акташского могильника ) . Меньше чем в Поднестровье или

в Крыму , но больше , чем в Поднепровье , амфор найдено в

погребениях Побужья . Равное количество погребений с амфорами на

Правобережье и Левобережье Днепра .

Амфорной тарой поселений Степной Скифии представлены все

основные центры виноделия Греции . В первой половине IV в. до н.э.

преобладали продукты , вывозившиеся в фасосской и гераклейской таре

. В слоях второй половины IV в до н.э. чаще встречаются фрагменты

синопских и херсонесских амфор . В материалах Каменского городища

много фрагментов амфор боснорского производства .

Часть амфорной тары имела клейма . Наиболее ранние клеймённые

амфоры появляются на Каменском городище - амфоры с о. Фасос .

Фрагменты амфор с фасосскими клеймами найдены в поселениях Маячка ,

Великая Знаменка и Высшетарасовка . Амфоры с гераклийским клеймением

встречаются на Каменском и Лысогорском городищах , на поселении

Князь-Григорьевка . Группа амфор с синопскими клеймами наиболее

многочисленна . Синопские клейма зафиксированы на амфорах Каменского

и Капуловского городищ и Волошского поселения . Крайне редко

встречаются амфоры с херсонесскими клеймами . Они найдены лишь на

Каменском и Лысогорском городищах . На Каменском городище найдено

много фрагментов амфор с монограммными клеймами . В целом коллекция

фрагментов амфор с клеймами подтверждает вывод о том , что

основными центрами , поставлявшими вино в Правобережную и

Левобережную Степную Скифию были о. Фасос , Гераклея , Пепарет ,

позднее - Синопа и Херсонес .

Иногда на стенках сосудов из памятников Степной Скифии

встречаются граффити . Так , на горле амфоры из Каменского городища

была процарапана большая “А” . На горле лепного сосуда из

материалов Каменского городища процарапаны знаки , напоминающие

магические .

Тара из Греции очень ценилась обитателями скифских поселений .

Многие амфоры имеют следы ремонта ( просверленные в стенках

отверстия , через которые “сшивались” стенки сосуда ) . Фрагменты

амфор , которые нельзя было отремонтировать использовались вторично

как инструменты -чаще всего -терочники или лощила для обработки кож

.

Посуда для питья вина ( а этот обычай уже прочно утвердился в

скифской среде ) представленабольшой группой чернолаковой керамики .

Широкие возможности импортанарядной греческой посуды затормозил

производство обитателями Северного Причерноморья своей лощевой лепной

керамики .Больше всего посуды для вина поступало в Поднестровье .

Количество погребений с чернолаковыми сосудами одинаково и в

Степном Крыму и в Поднепровье и в Побужье .

Чернолаковая керамика представлена в основном сосудами для вина.

Замечено что в конце V - первой половине IV вв. до н.э. в

Степное Причерноморье поступают кратеры и килики ( рис.6 ;2 ) . Чуть

позже в скифском быту появляются канфаровидные килики , а со второй

- третьей половины IV - канфары ( рис.6; 3,5 ) , и солонки ( рис.6 ; 4

) , часто имевшие штампованный орнамент ( рис.6 ; 1,7 ) . В материалах

памятников осёдлости фрагменты чернолаковой керамики встречаются

крайне редко .

Со второй половины IV в. до н.э. в степных скифских

погребениях появляются простая гончарная керамика - серо- и

красноглиняная .Чаще всего посуды этой группы встречаются в

памятниках Поднестровья и Степного Крыма . Стабильно невысокий

процент погребений с простой гончарной керамикой в Поднепровье и в

Побужье . Это сосуды для вина или для воды - сероглиняные кувшины (

рис.5 ; 9 ) .

Красноглиняные сосуды из погребений Степных Скифов - кувшины -

найдены в слоях городища Лысая Гора , Первомайского поселения и

поселения Чернеча , много фрагментов сероглиняных кувшинов и мисок

найдено на Каменском городище . Эти сосуды могут быть отнесены к

продукции Ольвии , где они распространены начиная с периода архаики

до первых веков н.э.

Деревянная утварь играет большую роль в обработке и потреблении

молочных продуктов . Чаще всего использовались неглубокие полусфери -

ческие чаши - для молока или бульона (рис.5 ; 7) . Их количество в

погребениях среднескифского периода по сравнению с захоронениями

более раннего времени заметно уменьшается . Количество же деревянных

блюд или подносов в погребениях среднескифского времени

увеличивается приблизительно в восемь раз . Встречаются в виде

скреплённых деревянных дощечек со слегка загнутыми бортами ( рис.6 ;

9 ) или блюда с высокими бортиками и выступающими бортиками по

бокам , подобные блюда из Трехбратнего кургана в Крыму ( рис.5 ;2 )

. Они использовались в качестве сосудов для готового вареного мяса

.

Металлическая утварь . Коллекция сосудов , изготовленных из металла

( бронзы , серебра , железа ) из погребений среднескифского периода

немногочисленна . В основном это бронзовые котлы . Большинство

происходит из курганов скифской знати . Скифские котлы литые ,

отличаются большими размерами (рис.6 ; 4 ) , их объёмы нередко

достигают 100 литров и больше . Котлы часто орнаментируются ( котёл

из Черномлыка ) . По-видимому , это сосуды лесостепного производства .

Для питья вина , кроме чернолаковых сосудов использовались

серебряные кубки , чаши , килики , ритоны и т.п. - т.е. парадная

посуда . Их коллекция не многочисленна . Чаще всего встречаются

серебряные или бронзовые килики на невысокой ножке с фигурными ,

возвышающимися над венчиками сосудов ручками ( рис. 5 ; 10,11 ) . Формы

античных и фракийских фиал повторяют серебряные чаши из Солохи ,

из кургана у села Владимировка .

Редкая находка в степных скифских погребениях - приспособление

для разлива вина - киафы - железные или бронзовые чашечки на длинной

ручке , которая иногда заканчивается лебединой головкой ( рис. 5 ; 8 )

. Иногда встречаются полусферические ковши с прикреплённой через

втулку деревянной или металлической ручкой . Последние , правда , могли

использоваться и для разлива бульона . В курганах , расположенных

ближе к античным центрам (чаще всего Побужье ) встречаются бронзовые

ситечки для процеживания вина - неглубокие широко открытые чашечки с

короткими фигурными или плоскими ручками , иногда также украшенными

птичьими головками ( рис.5 ; 6 )

Изучение всех видов утвари из погребений и материалов поселений

среднескифского периода позволяет получить представление не только

о материальной культуре степных скифов , но и о системе питания

этого народа .

П и щ а

Система питания один из наиболее консервативных элементов быта

и только по некоторым деталям можно судить о её изменениях . В

питании степных скифов присутствовала мясная , молочная и

растительная пища . В рационе степных скифов преобладало мясо -

костные остатки животных найдены в каждом третьем погребении

Степной Скифии IV в. до н.э. Встречались кости лошадей , овец и

крупного рогатого скота , редко - кости птиц .

При анализе системы питания замечены некоторые социальные

особенности потребителей . В отличии от рядовых могил , в

напутственной пище из богатых погребений (Мелитопольский ,

Александропольский , Краснокутский курганы , Гаймонова Могила , Малая

Цимбалка , Толстая Могила )отсутствует мясо крупного рогатого скота-

т.е. любимой , а может быть канонизированной пищей кочевника

остаётся конина .

О преобладании в рационе знатных скифов мясной пищи и

пренебрежение ими растительной пищи свидетельствуют некоторые данные

антропологии , в частности - патологические наросты на костях

позвоночника .

В костных кухонных остатках из материалов поселений и городищ

преобладают кости крупного рогатого скота . Основной способ

приготовления мяса - его варка . Геродот пишет ; “ Так как скифская

земля совершенно безлесна , то для варки мяса придумано у них

следующее : как только они cдерут шкуру с жертвенного животного ,

Они очищают кости от мяса и затем кладут мясо в котлы ( если

они у них окажутся ) местной выделки , похожие больше всего на

лесбосские кратеры . разве только много больших размеров . Бросив в

них мясо , варят его , поджигая снизу кости жертвенных животных .

Если же у них под рукой нет котла , они кладут всё мясо в

желудки жертвенных животных и , подлив воды , поджигают кости . Кости

горят прекрасно ,

а желудки легко вмещают мясо , очищенное от костей . И таким

образом бык варит сам себя , и остальные жертвенные животные – каждое

варит само себя .”

Новой составляющей системы питания степняков , перешедших к

полуоседлому способу ведения хозяйства становится мясо свиньи . Кости

этих домашних животных зафиксированы практически на всех поселениях

Приднепровья .

Основная утварь для приготовления мяса - котлы и ленные горшки

больших размеров . Для извлечения из котлов мяса использовались

щипцы ( рис. 6 ; 8 ) и крюки , для разделки - железные ножи с

костяными или деревянными ручками . Эта утварь встречается как в

хозяйственных нишах богатых погребений , так и в погребениях рядовых

скифов .

При разделки мяса скифы , подобно другим кочевым народам

соблюдали определённые правила . Например , в качестве напутственной

пищи погребённому обычно клали грудинку с отсечёнными костями

позвоночника или мясо передних конечностей .

У большинства кочевников соблюдался сезонный ритм питания .

Мясная пища преобладала осенью , когда перед зимовкой забивались

слабые и старые животные ,и зимой,

когда мясо долго хранится . В дневном рационе тяжёлая мясная пища

употреблялась вечером после трудового дня .

Сезонный характер мясной пищи принуждал скотовода к поискам

растительной пищи . Археологические данные позволяют определить

видовой состав зерновых культур .

В составе зерновых преобладали ячмень и просо - культуры хорошо

известные скотоводу и использующиеся для приготовления блюд из

толчёного зерна . Подсушенное на солнце зерно растирали на

зернотёрках (рис. 6 ;1 ) . Толченое зерно варилось в небольшом

количестве молока и воды .

Вопрос об употреблении степными скифами хлеба остаётся открытым

. Они несомненно знали выпечку хлеба из пресного теста . Но

отсутствие в материальной культуре жерновов позволяет нам высказать

предположение , что до состояния муки зерно скифы не размалывали и

мучные продукты в рационе степняков ещё не появились .

В целом растительная пища не отличалась разнообразием , но

потребности человека в белках растительного происхождения , углеводах

, минеральных веществах и витаминах обеспечивала .

Растительная пища кочевника , доставляемая путём собирательства,

чрезвычайно бедна : щавель , полевой лук , чеснок .

Широкое распространение у скифов получило вино греческого

производства , чему способствовали не только широкие возможности

греческого импорта , но и знакомство скифов с алкогольными напитками

типа молочной водки араки или кумыса . Молочные водки боле крепки

, чем виноградное вино , которое скифы сразу стали пить

неразбавленным и быстро пьянели , чем поразили греков . Спартанцы

желая выпить по-крепче, говорили - “Налей по-скифски “ .

Молочная пища . Молоко - универсальный продукт , который можно

употреблять в его естественном виде . Античные авторы преувеличивали

роль кобыльего молока в рационе кочевника . По удойности , пищевой

ценности , количеству вторичных продуктов кобылье молоко значительно

уступало овечьему ( в частности , по калорийности вдвое , а по

жирности - втрое ) . Из овечьего молока изготовлялся сухой сыр типа

бислага или арула у монголов , курата у киргизов . Сухой сыр ,

хранившейся века , найден в одном из алтайских курганов скифского

времени .

Хотя кобылье молоко по ряду качеств уступает другим видам

молока, оно не заменимо при изготовлении кумыса . В кобыльем молоке

, богатом сахаром и бедном жирами , за счёт специфической микрофлоры

с особой лёгкостью протекают процессы брожения , в результате

которых получается напиток , обладающий высокой калорийностью ,

повышенным содержанием витаминов , высокими вкусовыми качествами .

Считают , что кумысный грибок зародился в кожаном сосуде и затем ,

путём многолетнего отбора была получена закваска необходимого

качества . Много позже , кумысная закваска , попав в среду коровьего

молока , и постепенно обогатившись другими типами грибков ,

превратилась в новый вид кисломолочных продуктов.

Кроме того кумыс содержит алкоголь ( до 2,5 % ) , что повышает

его вкусовые качества по сравнению с другими молочными продуктами .

Лишь в условиях осёдлой жизни стал возможен обычай потребления

коровьего молока . В среднескифский период он находился на стадии

внедрения . Широкое использование коровьего молока для питания

человека стало боле реальным лишь благодаря улучшению пород

крупного рогатого скота , при котором человек добился развития

способность давать молоко в количествах , намного превышающих

потребности для вскармливания молодняка .

Оценивая в целом систему питания степных скифов , отметим

некоторые его особенности : выдвижение на первое место потребления

мяса крупного рогатого скота , появление в мясной пище свинины ;

знакомство с хлебом и увеличение доли зернового компонента в

питании степняков .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение хозяйства и быта степных скифов позволило заметить ,

что изменения в хозяйстве степных скифов связаны с изменением

природных ресурсов , которое чаще всего происходит под антропогенным

явлением .

Основной отраслью экономики Степной Скифии было скотоводства ,

которое существовало в двух формах - в виде кочевого (весь период

развития Степной Скифии )и полукочевого ( с конца V до III вв. до

н.э. ) . Показано , что в целом скотоводческая отрасль экономики

Степной Скифии могла обеспечивать необходимым только своё

собственное население , и что о товарном характере скотоводства

Степной Скифии говорить не приходится . Таким образом , земледелие

степных скифов в IV в. до н.э. играло вспомогательную роль в

хозяйстве степных скифов и было подчинено скотоводству . Объёмы его

производства обеспечивали лишь минима-льные потребности населения в

кормовом зерне , и его вывозе или о товарном характере земледелия

в степи говорить не приходится .

Изучение непищевой сферы экономики показало её развитие в виде

домашних промыслов, ориентированных на потребности лишь скифского

общества . Одним из основных элементов материальной культуры ,

отражающих приспособление человека к условиям

обитания , является его жилище . Подвижный образ жизни кочевников

диктовал выбор лёгких строительных материалов . Тип жилища отвечал

не только требованиям окружающей среды , но и техническому уровню

эпохи , специфике местных строительных материалов . Утварь степных

скифов бедна и набор её подчинён образу жизни и быта её

создателей и потребителей . Предметы домашнего обихода разделяют на

группы по признакам функционально - бытового предназначения , по

материалам и техники изготовления . Наиболее многочисленная посуда ,

разделенная на группы по материалам - лепная, деревянная , каменная ,

металлическая . Прослеживается деление по функциональному назначению -

на столовую , кухонную или тару . Оценивая в целом систему питания

степных скифов , отметим некоторые его особенности : выдвижение на

первое место потребления мяса крупного рогатого скота , появление в

мясной пище свинины ; знакомство с хлебом и увеличение доли

зернового компонента в питании степняков . Ни о каком развитие

ремёсел ( если считать ремесло , специализированном производством ,

оторванным от земледелия и скотоводства и ориентированном на

выпуске товара ) , в скифском обществе говорить не приходится .

Список используемой литературы :

1. Буйский С.Б. «Античные земледельцы нижнего Побужья»

2. Клюминцев В.Н. «Поселение земледельцев и скотоводцев позднего

бронзового века . Гранитно –степное Побужье»

3. Ахматова М.И. «Киммерийцы и скифы»

4. Ильинская В.А. и Тероножкин А.И. «Скифия VII-IV вв. до н.э.»

5. Рыбаков Б.А. «Геродотова Скифия»

6. Смирнов А.П. «Скифы»

7. Бунятин Е.П. «Древнейшие скотоводы украинских степей»

8. Мурзин В.Ю. «история скифов»

9. Флалко Е.Е. «Искусство скифов»


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.