РУБРИКИ |
Возникновение города на Неве |
РЕКЛАМА |
|
Возникновение города на Невесрублен из обтесанных сосновых бревен солдатами-плотниками за три дня - с 24 по 26 мая 1703 г. А 28 мая под пушечную пальбу основатель города поселился в своем новопостроенном дворце. Наплыв населения в Петербург был настолько велик, что в течение десяти с небольшим лет была застроена терртория между Адмиралтейством и Марсовым полем, а также и весьма протяженное побережье Невы от Финского залива и до Выборгской стороны. В 1710 г. напротив впадения в Неву р. Охты, т.е. на расстоянии 5 км. от "исходного пункта" Петербурга-Петропавловской крепости, появились первые деревянные здания Александро-Невской Лавры, а через два года между Адмиралтейством и Лаврой началась прокладка главной магистрали столицы - Невского проспекта. Таким образром, несмотря на разбросанность застройки и наличие в черте города обширных "пустопорожних"[35] мест, Петербург петровского времени охватил громадную территорию, не уступавшую в размерах крупнейшим европейским столицам. Это терреториальное распространение города, вызвавшее строительство больших прямолинейных проспектов, завершенных громадными шпилеобразными башнями, навсегда определила тот широкий размах, который свойственен Петербургу. В самом деле, представим себе обстановку, в какой происходило строительство Петербурга в первые годы после его основания. Десятки тысяч людей разной социальной принадлежности навсегда и весьма поспешно переселились в Петербург. Но в Петербурге они не имели готовых жилищ и даже самых необходимых строительных материалов. Указ Петра о запрещении каменного строительства во всей России, за исключением Петербурга, вышел только в 1714 году[36], поэтому в первые годы строительство велось из всяких материалов, находившихся под рукой. Дерево в бревнах и досках, глина для мазки деревянных стен и для изготовления сырцового кирпича, хворост и дерн для покрытия домов - все шло в дело. При отсутствии предварительно составленного генерального плана Петербурга такое строительство могло привести к непоправимому хаосу. Однако этого не произошло, и даже больше того - иностранцы, приезжавшие в Петербург в двадцатых годах XVIII в., с восторгом отзывались о новой петровской столице. Что же было сделано для того, чтобы предотвратить стихийное развитие города и сделать его удобным, благоустроенным и красивым? Среди строительных мероприятий петровского времени выделяются три главных, а именно: 1) государство приняло на себя руководство работами по осушению почвы и по прокладке улиц и набережных; 2) государство заняло опорные пункты городского плана, из которых главным был центр Петербурга; 3) чтобы обуздать стихию застройки улиц и кварталов, частным застройщикам были предложены образцовые дома с обязательством строить дом не внутри участка, а по "красной линии" улицы, что также имело важное противопожарное значение. Примерно в это же время выходили указы Петра о переходе к регулярной застройке, о широком применении посадки новых зеленых насаждений и сохранении старых, о строительстве набережных ("Набережной улице быть 7 сажен шириною и так погнутой, как сваями назначено"[37]) и их укреплении, а в последующем и об их облицовке гранитом; о проведении осушительных работ, замощении и освещении улиц в ночные часы. Все это составило целый кодекс строительных правил, характерных уже для нового города, регулярного в своем существе. Отсюда становится очевидным, что петровская эпоха явилась переломным периодом в истории русского градостроительства. $ 3. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Петровская эпоха явилась переломным периодом в истории русского градостроительства. Одновременно с решительным переломом во всех областях городского строительства произошли крупнейшие сдвиги и в самих художественных воззрениях русских зодчих. Для осуществления строительной программы, особенно широко развернутой в Санкт-Петербурге, требовались многочисленные архитектурные кадры. В начале XVIII в. Москва, обладавшая крупными зодчими, все же являлась хранительницей старины, и, следовательно, в новой обстановке, когда сам Петр стремился к европеизации русской культуры, было необходимо приглашение иностранцев. Снова, как и при Иване III, в Россию приезжают иностранные архитекторы. Большинство из них сосредоточилось в Петербурге, где под руководством самого Петра и Комиссии строений, возглавляемой Ульяном Сенявиным[38], осуществляются широкие строительные работы. Начиная с 1713 г. в Петербурге работают Шлотер, Шедель, Леблон, Матарнови и ряд других мастеров. Самый факт приглашения иностранных мастеров архитектурного дела был вызван исторической необходимостью и в свете задач, стоявших перед Россией петровского времени, был прогрессивным явлением. Отдельные иностранные архитекторы, особенно Трезини, Шедель и Леблон, сделали положительный вклад в русское зодчество. Однако нельзя преувеличивать творческого значения этих мастеров и тем более считать их проводниками западноевропейской художественной культуры, якобы воспринимавшейся в России без каких-либо существенных изменений. Следует также отметить, что далеко не все архитекторы, поступившие при Петре I на русскую службу, оправдали себя в проектной и строительной работе. Черезмерное доверие к иностранцам со стороны Петра открывало широко двери всем желавшим ехать в Россию, и, естественно, поэтому наряду со способными людьми в Петербург попадали посредственные или вовсе никуда негодные архитекторы-самозванцы. Общеизвестна неудача Расстрелли-отца, котрому пришлось отказаться от архитектурной карьеры и целиком заняться скульптурой[39]. По поводу восприятия Россией европейской культуры В.Г.Белинский говорил: "Петр великий, приобщив Россию к европейской жизни, дал через это русской жизни новую обширную форму, но отнюдь не изменил ее субстанционального основания точно также, как представители нового европейского мира, усвоив себе роскошные плоды, завещенные ему древним миром, отнюдь не сделались ни греками, ни римлянами, но развивались в собственных самобытных формах"[40]. Действительно, если подвергнуть анализу творчество архитекторов, прибывавших в Россию, то между их первыми и позднейшими работами нельзя не заметить значительной разницы. Так, например, Доминико Трезини, долгое время работавший при королевском дворе в Копенгагене, принес с собой в Петербург суровые формы скандинавского зодчества. Эта суровость нашла волплощение в колокольне Петропавловского собора, которая поднимается над равниной Невы подобно шпилеобразным башням Стокгольма, Таллина и Риги. Однако в дальнейшем под влиянием русского зодчества архитектурные формы Трезини заметно смягчились. Еще более наглядную эволюцию демонстрирует творчество Шеделя, который прожил в России 40 лет. Сравнение построек Шеделя показывает, как постепенно, но неуклонно продолжалось художественное мышление этого мастера, и как укреплялась связь его творчества с национальной русской архитектурой. Если первые работы Шеделя в Ораниенбауме и Петербурге еще примыкают к западным образцам, то его постройки для Киево-Печерской Лавры несут в себе чисто русскую мягкость и получают богатый орнамент, очень близкий к мотивам народного творчества. К сожалению, эта сторона в биографиях иностранных зодчих, работавших в России, остается еще малоизученной, но можно с полной уверенностью утверждать, что творчество иностранцев, попавших на русскую почву, не осталось неизменным. И даже больше того, оторванные от Родины и работавшие в течение многих лет в обстановке русской природы вместе с русскими плотниками, резчиками, литейщиками и каменных дел мастерами, попав наконец в страну, имевшую высокую национальную художественную культуру, эти архитекторы становились мастерами русского искусства. Со смертью Петра приглашение иностранцев надолго прекратилось[41]. Конечно, отношение к иноземным архитекторам в эпоху Ивана III было иным, ибо тем мастерам предлагали забыть их родной художес твенный язык, а у иностранцев эпохи Петра охотно учились, и тем не менее было бы ошибочным полагать, что иностранцы обладали полной творческой независимостью, ибо на них воздействовали запросы и требования русского национального быта. Апраксины, Головкины, Кикины, Шереметевы и ряд других аристократических фамилий, еще недавно покинувших Москву, формировали общественное мнение и в сильной степени влияли на иностранцев. Так, на русской почве в совместной работе с такими передовыми архитекторами, как Земцов или Иван Зарудный, и при воздействии русских запросов и требований переплавлялось художественное мышление иностранных мастеров, органически включившихся в национальное русское зодчество начала XVIII века. Смерть Петра, хотя и лишила Россию выдающегося государственного деятеля, но не изменила ее внешней и внутренней политики и не отразилась существенным образом на архитектуре и градостроительстве в целом. Петербургская архитектурная школа по-прежнему сохраняла ведущее значение в стране. Однако состав архитекторов сильно изменился ввиду возвращения петровских пенсионеров - первых русских архитекторов, получивших профессиональное образование за границей. Среди них особенно выделялись Коробов и Еропкин, а если вспомнить, что еще в 1720-х годах в самой России сложились такие крупные зодчие, как Иван Бланк, Земцов и Мичурин, то станет понятным, какими сильными национальными кадрами обладала Россия в послепетровское время. Планирование и прокладка улиц и магистралей Петербурга - явление в сущности уникальное. Основная масса архитекторов их планировку объясняет влиянием западноевропейских планировочных композиций, восходящих к лучевым магистралям Версаля и Рима. Однако нетрудно доказать своеобразие петербургской планировочной системы. Сравнение лучеобразных систем магистралей Рима, Версаля и Петербурга дает возможность сделать следующие заключения: если в Риме и Версале лучевые системы обладают симметрией, при которой средняя улица становится главной, то в Петербурге такой симметрии нет. Наоборот, решающую роль в петербургской лучевой композиции играет боковой, косо направленный Невский проспект. И это направление главной магистрали вполне себя оправдывает, ибо комплексы, окружающие Адмиралтейство, как и весь центр Петербурга, не обладают симметрией. Широко расходящиеся петербургские проспекты не дают возможности видеть их в целом. В Петербурге лучевая система рассчитана на прямо противоположный оптический эффект: если в Риме улицы ведут от планировочного узла, то в Петербурге они приводят к планировочному узлу. Великолепная Адмиралтейская башня, увенчанная сверкающей иглой, является оптической "целью" для трех петербургских проспектов и производит несравненно более сильное впечатление, чем римский обелиск или пустынный почетный двор Версальского дворца. Самое закрепление башней исходной точки трех лучевых проспектов - есть русское нововведение, впервые примененное в Петербурге. Широкий веер петербургских проспектов находит полное оправдание в композиции генерального плана Петербурга, так как эти проспекты прорезают насквозь левобережную территорию города и прочно держат кольцевые магистрали в наиболее существенных местах, а именно: в точках перегиба Фонтанки и Мойки. Лучевые магистрали Петербурга черезвычайно удобны и в транспортном отношении, на что указывает дальнейшее развитие этих проспектов. Таким образом, лучевая планировочная ситема Петербурга лишь при самом поверхностном рассмотрении может показаться вариантом версальской или римской системы. На самом деле она является независимым и живым решением, целиком принадлежащим русскому градостроительному гению. $ 4. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - ГОРОД-ВЕРФЬ И ГОРОД-ПОРТ. С самого своего возникновения Петербург стал крупнейшим центром судостроения. Последнее было затем долгое время ведущей отраслью промышленности города. Самым крупным и первым по времени возникновения предприятием в судостроительной промышленности была Адмиралтейская верфь. Спешное создание в устье Невы крупной судостроительной верфи диктовалось неотложностью строительства Балтийского флота, без чего невозможно было ни ведение успешной войны со Швецией на море, ни закрепление за Россией возвращенной от шведских захватчиков территории. Место для верфи было намечено как можно ближе к морю, но в тоже время на таком растоянии от Петропавловской крепости, чтобы верфь могла быть под защитой пушек последней. Строительство верфи было начато 5 ноября 1704 г. Уже весной 1706 г. на верфи было начато строительство мелких военных судов. В том же году было спущено на воду 18-пушечное бомбардирское судно и яхта “Надежда”. После разгрома шведов под Полтавой начинается перестройка верфи: замена деревянных сооружений каменными, устройство корабельных эллингов .Строительство линейного флота стало абсолютно необходимым. И к 1712 г. на верфи строилось уже 6 линейных 90-пушечных кораблей. Адмиралтейская верфь была самым крупным предприятием промышленности Петербурга. В 1709 г. на ней работало 900 человек. Кроме Адмиралтейской верфи в городе и его окрестностях были заложены и функционировали еще несколько государственных и частных верфей. В 1715 г. количество работавших на них людей достигало 10000 человек[42]. К концу первой четверти XVIII в. петербургская Адмиралтейская верфь стала одним из самых крупных судостроительных предприятий в Европе. Всего в первой четверти XVIII в. в России было построено около 900 военных судов, в том числе в Петербурге - 262. Из 48 линейных кораблей, имевшихся в русском флоте в конце царстовавания Петра I, 23 были построены в Петербургском Адмиралтействе, а из 305 галер и полугалер, 203 построены на Галерном дворе в Петербурге[43]. Русский флот к концу царствования Петра I стал, несмотря на незавершенность его строительства в объеме, необходимом для России, одним из сильнейших в мире, а русские линейные корабли были, по всеобщему признанию, “превосходны по конструктности и по добротности материала”[44]. Недаром английский матерый шпион и диверсант Джефферис сообщал в 1719 г. из Петербурга английскому правительству, что “корабли строятся здесь не хуже, чем где бы то ни было в Европе”. Но он не знал, как в том же 1719 г. смотрел сам Петр на выстроенный к этому времени в Петербурге Балтийский флот. В указе князю Галицыну относительно десантных операций на территории Швеции Петр писал, намекая на английский флот, курсирующий неподалеку, что надо “показать шведам, что мы на английские грозы не смотрим”[45], таким образом, оценивая достоинства русских кораблей и флота выше английских. Для дальнейшего развития морских торговых отношений с Европой через Петербург, Петром I был предпринят ряд мер. В 1710 г. запрещено было вывозить через Архангельск хлеб. Указ 1713 г. предписывал русским купцам привозить пеньку и юфть не в Архангельск, а в Петербург; это распространялось и на икру, клей, поташ, смолу, щетину и другие товары, составлявшие предмет государственной торговой монополии. Суровыми мерами, вплоть до переселения самих купцов из разных мест России на жительство в Петербург, ломалось сопротивление части русского купечества, стремившегося торговать с Западной Европой по-прежнему через Архангельск. В то же время велась борьба с иностранными, прежде всего голландскими и английскими, купцами, предпочитавшими Архангельск Петербургу. Обычная 5% пошлина была понижена в Петербурге до 3%. Борьба петровского правительства за перенос внещней торговли Западной Европы в конечном счете дала свои плоды. Если в Петербург в 1718 г. прибыло всего 52 торговых судна, а в Архангельск - 150, то в 1725 г. это соотношение изменилось коренным образом: в 1725 году в Петербург прибыло 450 торговых кораблей, а в Архангельск - лишь 50. В 1726 г. сумма петербургского экспорта составила около 2-х миллионов 403 тыс.рублей, а импорт около 1 млн. 550 тыс.рублей (В 1717 г. это соотношение было следующим: экспорт - 269 тыс.рублей; импорт 218 тыс.рублей)[46]. Баланс внешней торговли России первой четверти XVIII в., в частности через Петербург, был активным: экспорт значительно превышал импорт. Однако эта торговля велась не на русских судах, а на судах иностранных купцов - голландских, немецких и особенно английских. Около половины торговых оборотов петербургского порта было в руках английских судовладельцев и купцов. Расходы на фрахт были весьма высоки и съедали значительную часть доходов, получаемых от вывоза товаров. Поэтому при расчете за границей часто общий баланс платежей оказывался пассивным: Россия должна была больше платить, чем получать из-за границы. Петр хорошо понимал невыгоды для России, вытекающие из слабого развития торгового флота. Поэтому он много забот уделял делу развития русского торгового судоходства. Но не только при Петре I, но и при его преемниках, когда основной упор делался на развитие военного флота, торговый флот не получил большого развития, и русская морская торговля надолго закрепилась в руках англичан. Английские купцы, в отличие от купцов других стран, получили по договору право платить пошлину русскими деньгами и притом по выгодному курсу: 1 руб.25 коп. за ефимок; снижены были на 1/3 пошлины с английских сукон и других тканей; английские купцы получили ряд привелегий в самом Петербурге - право строить и снимать дома с освобождением их от постоев; подсудными они становились только Коммерц-коллегии и т.д. Договор был подписан на принципе наибольшего благоприятствования и формального равенства сторон, но Россия, имевшая незначительный коммерческий флот, не могла использовать многих преимуществ и льгот этого договора. Фактически все преимущества доставались английским купцам[47]. Однако, несмотря на ряд причин, тормозящих развитие внутренней и внешней торговли столицы, торговая жизнь города и его порта уже в середине XVIII и. достигла такого уровня, что Петербург занял по сумме торговых оборотов первое место в стране. Глубокой осенью, в ноябре 1703 года, в устье Невы вошел голландский корабль шкипера Выбеса, доставивший вино и соль. Петр I был необычайно рад первому морскому гостю. По его приказу шкипер и матросы были щедро награждены. ГЛАВА ТРЕТЬЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - СТОЛИЦА РОССИИ $ 1. ПЕРЕНЕСЕНИЕ СТОЛИЦЫ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО НА БЕРЕГА НЕВЫ Материалы, относящиеся к основанию Петербурга, не дают возможности установить все обстоятельства, связанные с превращением нового города в столицу. Но уже 28 сентября 1704 г. Петр I в письме А.Д.Меншикову с Олонецкой верфи писал: “Мы чаем кончая во втором или третьем числе будущего месяца отсель поехать, и чаем, аще бог изволит, в три дни или четыре быть в столицу (Питербурх)”[48]. Это было первое и единственное упоминание о новой столице в документах эпохи. Петр, строго регламентировавший жизнь государства во множестве указов, которые обычно сопровождались разъяснениями необхимости их издания, не издал указа о перенесении столицы. Из современных Петру I авторов один только Гавриил Бужинский посвятил Петербургу особое сочинение, названное им так: ”Слово, в похвалу Санктпетербурга и его основателя, государя-императора Петра Великого, говоренное и при поднесении его величеству первовырезанного на меди плана и фасада Петербургу”. В этом “Слове” Бужинский отмечает, что Петр прежде всего желал иметь крепость в устье Невы и приступил к ее постройке сразу же после завоевания ее берегов. Но этим намерения Петра не ограничились. На Неве он “не токмо крепости, но и самому престолу царскому благорассудии быти угодно”. Бужинский восхваляет местоположение нового города, указывает на его стратегическое и экономическое значение, напоминает о славной истории невских берегов. Вместе с тем он стремится защитить новую столицу от тех нападок, какие слышались в ее адрес. Враги преобразований утверждали, что Петербург далеко отстает от центра страны и сводит на нет его значение как столицы: Бужинский опровергает эти мысли, распространяемые по его образному выражению “ядовитыми ехиднами, изострившими свои аспидные зубы”. Однако в этой полемике он не раскрывает как можно было бы ожидать причин перенесения столицы из Москвы в Петербург. Не раскрываются они и в таком важном документе, как “Журнал или поденная записка”. Молчит о них и Феофан Прокопович, в своих сочинениях несколько раз затрагивавший тему Петербурга. Вовсе не касается вопроса о причинах перенесения столицы Петр в своей переписке, всегда служившей ему одним из средств пропаганды его преобразовательной деятельности. Не освещають вопроса о переносе столицы и иностранные авторы, хоты они и понимали, что в жизни русского государства наступает какой-то новый этап, начало которого они не могли не усмотреть в возни кновении нового столичного города. Отсутствие указа о перенесении столицы из Москвы в Петербург, умолчание этого крупного в истории государства события в современных ему источниках несомненно не было случайным. Несмортря на то, что Петр называл Петербург столицей еще в 1704 г., все правительственные учреждения, двор, дипломатические представительства продолжали оставаться в Москве. Сенат был первоначально учрежден также в Москве и был переведен в Петербург только в конце 1713 года. Двор переехал в новую столицу в 1712 году. Дипломатический корпус перезжал на берега Невы постепенно, и этот переезд был заверешен только в 1718 году. Центральные правительственные учреждения - приказы - оставались в Москве. По мере проведения в жизнь реформы центрального управления 1718-1721 г.г. новые учреждения - коллегии, за исключением трех: Иностранных дел, Военных и Адмиралтиейской - формировались и в первое время функционировали в Москве. Ряд из них - коллегии, ведавшие финансами, - оставался и впоследствии в Москве. То же следует сказать о Мануфактур-коллегии и Вотчинной коллегии (с 1727 г.). Главный магистрат до 1723 г. также находился в Москве. В старой столице оставалась и Юстиц-коллегия. Один из двух высших следственных органов - Преображенский приказ - постоянно оставался в Москве. С образованием коллегий, в Москве была организована контора Правительствующего Сената. Таким образом, Москва и после превращения Петербурга в столицу империи продолжала оставаться второй столицей не только по названию, но и фактически. Тем не менее центр политической жизни перемещался в Петербург. И это явилось следствием не только личного желания Петра, но всей системы преобразований первой четверти XVIII в. и прежде всего необходимости укрепления абсолютистского государства, национального государства помещиков и нарождавшегося класса купечества. Перенесение столицы было актом, осуществлявшим классовые интересы помещиков и купечества. Поэтому попытка Петра II, внука Петра I, в конце 20-х годов снова вернуть столицу в Москву не могла увенчаться успехом. $ 2. ДАЛЬНЕЙШАЯ ЗАСТРОЙКАИ ОБУСТРОЙСТВО ГОРОДА. Несмотря на принудительные меры переселения, строительство в городе в 1709 г. развивалось сравнительно медленно и только с устранением непосредственной военной угрозы темпы застройки значительно ускорились. По указу Петра для жилых домов архитектор Трезини разработал типовые проекты, ярко отразившие классовую структуру феодального общества. Дома для "именитых", "зажиточных" и "подлых" людей отличались друг от друга не только размерами, планировкой и этажностью, но и богатством архитектурного оформления их фасадов. Учитывая большое международное значение перенесения столицы в Петербург и значение Невы как основной транспортной магистрали города, правительство указами обязывало на берегах Невы и ее главных протоков строить каменные здания. В связи с этим на набержной от Летнего сада до Адмиралтейства строилось после 1709 г. большое количество монументальных каменных и мазанковых зданий, далеко превосходивших образцовые дома Трезини. Дома вельмож строились также на территории, расположенной от Летнего сада вверх по Неве. О характере архитектуры петровского Петербурга дают хорошее представление сохранившиеся до нашего времени архитектурные памятники того времени. К началу 80-х годов XVIII в.Петропавловская крепость уже значительно изменила свой первоначальный вид, как об этом можно судить по панораме Зубова. Земляные валы и бастионы начали заменяться кирпичными на каменном цоколе. С восточной стороны в крепость вели главные Петровские ворота, сооруженные архитектором Трезини в 1708 г. из дерева, а в 1718 г. выполнены по его же проекту из камня. Они сохранились до нашего времени. В 1718 г. у Невы на Сенатской площади начала строиться каменная церковь Исаакия Далматского (будущий Исаакиевский собор). Она была заложена вместо первоначально существовавшей деревянной церкви и к концу жизни Петра еще оставалась недостроенной (окончена в 1730 г.) В 1716 г. начала складываться многолучевая композиция планировки улиц, ориентированных на башню Адмиралтейства. Первым лучом явилась Миллионная улица (Халтурина). Второй луч - Невский проспект - был проложен в 1711 г. для улучшения связи Адмиралтейского острова со старой дорогой, которая вела из Москвы и Новгорода к берегам Невы. Следующие три луча доходили только до реки Мойки. Последний луч (шестой) - будущий Вознесенский проспект - в то время доходил только до реки Фонтанки. На Миллионной линии находился первый Зимний дворец Петра, построенный в 1711 г. и расширенный в 1725 г. Застройка вдоль набережной Невы и Миллионной линии тянулась до Царицына луга - современного Марсова поля - и заканчивалась у него мазанковым двухэтажным зданием Почтового двора, в котором приезжающие в Петербург могли останавливаться. Вся территория между Адмиралтейством и Фонтанкой, Невой и Мойкой была застроена и освоена. Мойку соединили с Фонтанкой, а также с Невой, для чего были прорыты три канала, получившие название Лебяжьей канавки, Красного канала и Зимней канавки. Намеченная и прорытая при жизни Петра сеть каналов в городе и на островах имела троякое назначение. Каналы служили на первых порах как дренажные магистрали, способствовавшие осушению территории города. Затем в основной своей массе были расширены и углублены, и стали служить постоянными транспортными магистралями, а во время наводнений - приемниками - распределителями излишков воды из Невы, тем самым уменьшая уровень поднятия воды. Вообще Петр I придавал большое значение наблюдениям за своенравной и капризной Невой. Регулярные изучения колебаний уровня в реке было начато по указанию Петра в 1715 г. Первый водомерный пост появился у Петропавловской крепости. Здесь была установлена специальная металлическая линейка с дюймовыми делениями - футшток. В дальнейшем наблюдения за уровнем воды в реке проводились у западного павильона Адмиралтейства в Кронштадте, а также и в ряде других мест на Неве. Возникновение и развитие ансамбля Летнего сада способствовало застройке берегов Фонтанки. Весь ансамбль его создавался на протяжении почти двух десятков лет. И уже в 1712 г., по словам современников, производил впечатление благоустроенного и большого парка. Из значительных архитектурных сооружений Летнего сада следует назвать Летний дворец Петра, построенный при впадении Фонтанки в Неву, который сохранился до наших дней: грот, изнутри и снаружи обильно украшенный скульптурой и лепкой, являвшийся первоклассным произведением садово-парковой архитектуры и некоторые другие. Благодаря энергичной деятельности Ивана Матвеева было осуществлено большое количество работ по планировке, посадке деревьев и устройству фонтанов в Летнем саду. Земцов руководил расстановкой по аллеям скульптур, завершая облик Летнего сада петровского времени. Фонтаны Летнего сада питались при помощи водопровода из Лиговского канала, прорытого в 1718-1721 гг. от речки Лиговки, и били под естественным напором. В 1720 году Петром, как загородная резиденция для отдыха, был построен небольшой дворец, получивший название Смольного дворца. Свое название он получил от находившегося неподалеку Смольного двора, на котором для нужд флота варилась смола. В 1710 г. по указу Петра началось строительство Александро-Невского монастыря. Целью этого строительства было увековеченье памяти Александра Невского, одержавшего убедительную победу над шведами. Монастырь начал свое существование в 1713 г. Основанием монастыря, в память об одном из наиболее чтимых в народе людей, Петр хотел придать новому городу особое значение. В 1723 г. в монастырь были доставлены "мощи" Александра Невского, что сыграло свою роль в деле укрепления положения Петербурга как столицы. При жизни Петра в столице начинает развертываться строительство каменных общественных зданий. К их числу следует отнести прежде всего здание Двеннадцати коллегий, Кунсткамеру и каменный Гостинный двор на Васильевском острове. После Полтавской победы начинается строительство в Петербурге и его окрестностях загородных домов и дворцов знати. Первой крупной резиденцией был Ораниенбаум (Ломоносов), начавший строиться в 1710 г. и законченный в 1725 г. Характерным примером пригородных дворцово-парковых ансамблей Петровского времени были Петергоф (Петродворец), начатый в 1705 г. Принадлежащий самому Петру композиционный замысел Петергофа был чрезвычайно прост. Территория парка была рассечена продольными и поперечными перспективами, соединявшими между собой Верхний дворец, Монплезир, павильон Марли и Эрмитаж. Группой архитекторов были созданы водные каскады и фонтаны Петергофа. На топких берегах Финского залива уже в петровское время была создана блестящая царская резиденция - мировой шедевр садово-парковой архитектуры. Начало XVIII столетия в истории развития русской архитектуры ознаменована чрезвычайно знаменательными творческими достижениями. За два десятилетия были созданы многочисленные архитектурные ансамбли и отдельные сооружения, частью сохранившиеся до нашего времени, свидетельствующие о мощном расцвете архитектурного гения русского народа. Монументальное церковное и дворцово-парковое строительство характеризует русскую архитектуру середины столетия. В ведущей тематике архитектуры эпохи со всей яркостью сказалась политика дворянского абсолютистского государства, приведшая к расцвету монументального дворцового и культового строительства. По мере застройки города и роста его населения, стали возникать многие дополнительные хозяйственные проблемы. Местный грунт и обилие осадков делали улицы непроходимыми в сырую погоду. Началом крупных работ по замощению улиц столицы нужно считать указ от 24 октября 1714 г. о привозе камня в Петербург. Этот указ вменял в обязанность привозить по 10-30 камней (в зависимости от величины судна) всем приходящим в город судам (каждый весом не менее 30 кг.) и по 3 камня всем приезжающим возам (от 15 до 20 кг. каждый). За каждый недовезенный камень полагался штраф в гривну. Первые работы по замощению основных магистралей выполнялись пленными шведами. Но государство не склонно было производить все работы за счет казны. Мощение улиц, рытье водоотводных кюветов вдоль них и посадка зеленых насаждений возлагалась на жителей, проживающих вдоль этих улиц. Затем, чтобы "мостили во всем против образцов, чтобы впредь не перемащивать было"1, следили офицеры полиции. Многочисленные водные протоки в городе вызывали необходимость строительства мостов. В 1711 г. существовал деревянный подъемный мост, соединявший Петропавловскую крепость с Городским островом2. Это был первый мост в городе. К 1723 г. только на Адмиралтейском острове их было уже 17[49]. При жизни Петра были устроены мосты через все водные протоки в черте тогдашнего города, не существовало лишь моста через Неву. Рост города и все более усложнявшееся его хозяйство заставило Петра серьезно заняться вопросами управления Петербурга. Указом от 7 июня 1718 г. была создана должность генерал-полицмейстера - начальника городской полиции. В функции городской полиции входило поддержание внутреннего порядка, отлов беглых солдат, матросов и крестьян, направление в богадельни престарелых и увечных, сбор налогов с жителей города, организация тушения пожаров и многое другое. Одним из крупных мероприятий в области городского хозяйства было устройство уличного освещения. Подводя итоги деятельности Петровского правительства в деле развития городского хозяйства Петербурга, следует отметить в этой области значительные успехи. Некоторые отрасли Петербургского городского хозяйства были либо совершенно новыми для России, либо получили в Петербурге небывалое для русских городов развитие. По своему благоустройству, планировке, системе застройки Пететербург ушел вперед от других городов России. Эти успехи однако были достигнуты за счет беспощадной эксплуатации трудящегося населения и без того отягощенного бесконечными повинностями и поборами. Реальных же результатов для себя трудовые слои населения не видели, так как слободы работных людей оставались неблагоустроенными. $ 3. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ НОВОЙ СТОЛИЦЫ. Промышленность Петербурга возникла и развивалась одновременно с возникновением и развитием самого города и отражала условия его возникновения и развития. Наибольший удельный вес в Петербурге и его окрестностях получили те отрасли промышленности, которые обслуживали нужды флота и армии, а так же были вызваны к жизни самим строительством города и его ростом. Значительное развитие получили также и отрасли промышленности, удовлетворявшие потребности царского двора и столичной аристократии. Массовый спрос удовлетворялся в основном быстро развивавшимся мелким товарным производством, а также работой ремеслинников на заказ и привозными товарами. Промышленные предприятия мануфактурного характера, работающие на массовый рынок, развиты были еще относительно слабо. Главными отраслями в оборонной промышленности Петербурга были судостроение и производство оружия. Все остальные отрасли, так или иначе связанные с военными нуждами, имели подсобное значение. Большого развития в Петербурге достигло кожевенное производство. Кожевенные предприятия возникали как частные так и казенные. Их продукция шла на нужды армии и флота, на экспорт и на внутренний рынок. Зарождение их относится к 1711 г. Вскоре после основания Санкт-Петербурга в нем возникли две бумажные мастерские-мануфактуры. Обе они обслуживали прежде всего нужды города как столичного, административного и все более растущего культурного центра. В разные годы при Петре I в Петербурге было основано 4 типографии. Петербург стал крупнейшим центром книгоиздания. Царский двор, правительственные учреждения и знать, жившая в городе, потребляли много свечей. В связи с этим в Петербурге получили заметное развитие воскобелильные и свечные предприятия. Первый стекольный завод был открыт в Петербурге в 1716 г. Он производил посуду, оконное стекло, зеркала и др. С 1725 г. в Петербурге возникла гранильно-шлифовальная фабрика, занимавшаяся не только шлифовкой и гранением стекла, но и драгоценных камней. Рост города, увеличение его населения привели к развитию предприятий пищевой промышленности. В Петербурге находилось большое число мукомолен, крупорушек, предприятий по выработке крахмала, растительного масла, пива, водки, табака и переработки сахара из привозного сахара-сырца. Очень существенным элементом развития города, помимо концентрации здесь мануфактур и ремесленного производства, являлась торговля. Петр I стремился превратить Петербург в "великий купеческий магазин"[50] и в то же время в основной торговый порт по связям со странами Западной Европы. В только что основанном и быстро растущем городе, каким был Петербург при Петре I, внутренняя и внешняя торговля были очень тесно связаны между собой. Само основание города на окраине России и его растущие внутренние потребности вызвали возникновение и быстрый рост торговых связей с остальной Россией, включение его в формирующийся российский рынок. Важнейшую роль в этих связях стали играть водные пути сообщения. Значительное внимание обращалось так же и на развитие сухопутных дорог, связывавших Петербург с различными торговыми центрами страны. Прокладываются дороги на реку Волхов и в Новгород, Москву, Нарву, Ригу и в другие места. Всячески поощрялся подвоз в Петербург из России продовольствия, сырья и различных товаров как для внутреннего потребления города, так и для экспорта. Указом 1725 г. строжайше запрещалось кому бы то ни было перекупать на дорогах перевозимое в Петербург под угрозой конфискации купленного. За помеху купцам в их торговле с Петербургом существовал ряд наказаний "смотря по вине"[51]. Запрещалось вести в городе торговлю (розничную) всем, кто не записался в купечество. Запрещалось иностранным купцам торговать друг с другом под угрозой штрафа в 1000 рублей[52]. Своеобразной мерой поощрения отечественного купечества был объявленный незадолго до смерти Петра I сенатский указ о пожаловании купцов в дворянское звание, поскольку "богатый купеческий человек государству для ради общенародной пользы полезнейший есть, нежели десять убогих шляхтичей... легионы попов, монахов и монахинь (если они не служат в церквях или школах)... непотребных гуляльщиков... тунеядцев"[53]. В области внешней торговли с Западной Европой, Петербург в результате исключительных мероприятий Петра I, стремившегося превратить его в "пристанище коммерции", занял первое место в России. Надзор за торговлей в Петербурге осуществляли таможни - внутренняя и портовая. Первоначально иностранные купцы имели право после прохождения таможенных процедур выгружать товары даже в своих домах, что приводило к всевозможным злоупотреблениям. Позднее, в 1723 г., были построены на Троицкой площади специальные таможенные склады, впоследствии они были выстроены также на Васильевском острове, Выборгской стороне, Петровском острове, на острове Буяне и в ряде других мест. В целях всемерного развития экспортной торговли и поддержки престижа русских купцов, правительство вводило при таможне строгую бракировку товаров. Однако эти меры не всегда достигали цели: обман имел место нередко как со стороны русских, так и иностранных купцов. Быстрое развитие внутренней и внешней торговли Петербурга привело к созданию в столице не только гостиных дворов, таможен, но и к учреждению в ней биржи - раньше Парижской, Берлинской и некоторых других. Зародилась она в 1703 году первоначально как собрание купцов у торговых рядов на Троицкой площади. Однако, несмотря на ряд причин, тормозящих развитие внутренней и внешней торговли столицы, торговая жизнь города и его порта уже в середине XVIII в. достигла такого уровня, что Петербург занял по сумме оборотов торговых первое место в стране. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. $ 1. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА. Среди национальных культурных центров, рост которых порождался экономическим развитием страны в начале XVIII в., новая столица заняла чрезвычайно видное место. Задачи укрепления русского государства властно требовали крупных мероприятий в области культуры. Правительство Петра проводило их с той же энергией, с какой оно строило заводы и фабрики для снабжения армии и усиления обороны страны. Новая столица стала главным средоточием вновь заводимых просветительных учреждений. Культурная жизнь столицы прежде всего определялась тем, что в ней были сосредоточены разннообразные школы нового светского типа. Укрепление абсолютистского государства ставило в области просвещения новые задачи - создание кадров для государственного аппарата, для реформированной армии и вновь создаваемого военно-морского флота. Первые важные шаги в этом направлении были предприняты Петром еще в 1701 г. учреждением в Москве Школы математических и навигационных наук и Пушкарской школы, где изучались артиллерия и инженерство. По мере роста новой столицы, в ней открывались новые и переводились из Москвы некоторые ранее возникшие учебные заведения. Образование в новой столице имело преимущественно светский и притом ясно выраженный практический характер. Для абсолютистского государства, для успешного завершения борьбы за выход на морской простор, для постройки флота, для развития мануфактур нужна была не церковная, а новая реальная наука. Но только с 1715 г. начинается быстрый рост просветительных учреждений в новой столице. В этом году была открыта Русская школа, а через два года - Морская академия. Обучение в ней включало арифметику, геометрию, ружейные приемы, артиллерию, навигацию, фортификацию, географию, рисование и танцы. Привилегированная военная дворянская школа стояла в центре внимания и забот правительства . Но потребности государства заставляли думать о подготовке специалистов некоторых профессий и из разночинцев. Российское шляхетство, которое охотно шло в Рыцарскую академию, не обнаруживало склонности корпеть над науками. Труд врача, учителя, переводчика, инженера, даже ученого в очень слабой мере манил к себе дворян, пренебрежительно относившихся к этим "неблагородным" занятиям. Поэтому одновременно с привилегированной школой столицы стали возникать и школы для разночинцев, как профессиональные, так и общеобразовательные. В петровские времена было заложено прочное начало медицинскому образованию, связанному с потребностями армии и флота. Крупнейший в стране центр школьного образования, Петербург стал главным центром русской науки, добившейся уже к середине XVIII в. крупнейших достижений. Необходимость развертывания в России научной работы для укрепления ее экономической и военной мощи была совершенно ясна для Петра I и его сподвижников. Важнейшим мероприятием Петра I для развития науки была организация Академии наук. Подготовка к этому делу велась с первых лет правления Петра I, но серьезные шаги в этом направлении были сделаны только после Полтавы и Гангута. В январе 1724 г. Петр I подписал в сенате "Определения об Академии", а 20 января он получил от лейб-медика Блюментроста составленный последним, по- видимому по Петровскому указанию, проект организации Академии, который и явился ее первым уставом. Как исследовательское учреждение Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. В математический класс входили кафедры: 1) теоретической математики; 2) астрономии, географии и навигации; 3) и 4) - две кафедры механики, которым Петр придавал большое значение. Физический класс состоял также из четырех кафедр: 1) физики теоретической и экспериментальной; 2) анатомии; 3) химии; 4) ботаники. Гуманитарный класс ограничивался тремя кафедрами: 1) красноречия и древностей; 2) истории древней и новой и 3) "права купно с политикою и этикою"[54]. В 40-х годах XVIII столетия в стенах Академии начал трудиться великий гений русской национальной культуры и науки М.В.Ломоносов. Значительную роль в развитии механики и техники играла основанная в начале XVIII в. в Петербурге токарная и инструментальная мастерские. А.К.Нартовым был изобретен токарно-копировальный станок с суппортом. "Это механическое приспособление,- писал Маркс о позднейшем изобретении суппорта в Англии,- заменяет не какое-либо особенное орудие, а самую человеческую руку, которая создает определенную форму, приближая острие режущего инструмента к материалу труда или направляя его на материал труда, например на железо"[55]. Изобретение суппорта явилось важнейшим этапом технической революции в области металлообработки. Заметное место в культурной жизни столицы принадлежало музеям. Большинство из них, возникнув самостоятельно, позднее вошло в систему Академии наук. Старейшим из музеев была Кунсткамера, первый в России научный музей. Начало Кунсткамеры было положено Петром I. Во время поездок за границу он внимательно знакомился с музеями Западной Европы. Европейские кунсткамеры того времени ставили себе целью не столько поучать, сколько развлекать посетителей. Под впечатлением увиденного, Петр решил открыть подобное заведение и в России. Задавшись такой целью, Петр стал везде собирать различные новые приборы, инструменты, машины, чучела животных, анатомические аномалии в спирту, одежду и т.д. Поначалу Петровская коллекция находилась в Летнем дворце. Но коллекция постоянно росла, и в 1719 году на набережной Васильевского острова был заложен фундамент будущей Кунсткамеры и Библиотеки, а в 1727 г., уже после смерти Петра, состоялось торжественное открытие Кунсткамеры на новом месте. К первой половине XVIII в. относится основание ботанических садов и небольшой зоологической коллекции. $ 2. ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР Крупнейший центр науки и просвещения, Петербург в первой половине XVIII в. сыграл значительную роль в развитии рускоого языка и в особенности - в разработке его норм. Развитие национального русского языка в XVIII в. сопровождалось прежде всего значительным обогащением его словарного фонда в связи с развитием производства, усложнением общественно-политической жизни и ростом знаний. Для обозначения новых технических, научных, политических, бытовых понятий нужны были новые слова. Самый простой путь решения вопроса заключался в заимствовании иностранных слов. В начале столетия этим, кстати, чрезвычайно злоупотребляли, вставляя иностранные слова к месту и не к месту: в речи, письмах, книгах. Петр Великий, борясь за доступность и общепонятность книги, настаивал на замене в книгах церковно-славянского языка русским, т.е. на приближение книжного языка к русской речи. Указом 1708 г. для светских книг был введен новый упрощенный гражданский шрифт. В дальнейшем трудами Ломоносова и его учеников была успешно разрешена задача разработки русского научного языка. Работа эта так же сопровождалась разработкой русской грамматики. В последующем Н.Н.Поповский, ученик Ломоносова, сказал с гордостью за русский язык: "Нет такой мысли, кою бы по- российски изъяснить было невозможно!"[56]. В литературной жизни столицы в первой четверти XVIII в. нашли яркое отражение новые взгляды, порождаемые социально-экономическим и политическим развитием страны. С Петербургом связана деятельность самых крупных русских литераторов первой половины XVIII в. Во времена Петра I здесь развернул чрезвычайно широкую литературную деятельность Феофан Прокопович, сподвижник императора. Главной формой его литературной деятельности явились проповеди, прославлявшие просвещение. Хотя они и произносились с церковного амвона, но носили в гораздо большей мере светский характер, чем церковный. Как поэт и драматург, Феофан не обладал большим дарованием, но умел ценить своих более даровитых современников. Ему же принадлежит и прощальная речь над гробом Петра Великого в Петропавловском соборе 8 марта 1725 г. "Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрым любимую, - любима и будет; сделал врагам страшное, - страшна и будет; сделал на весь мир славную, - славную и быти не перестанет. Оставил нам духовная, гражданская и воинская исправления. Убо оставляя нас разрушением тела своего, дух свой оставил нам"[57]. Поэты первой четверти XVIII в. и Ломоносов, крупнейший среди них, славили Родину, блестящие победы русского оружия и успехи русского просвещения, они укрепляли чувства национальной гордости, звали к новым подвигам, они были проникнуты уверенностью в том, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. И театральное искусство русского народа, имевшее многовековую историю, делает в первой четверти XVIII столетия значительные шаги в своем развитии. Петербургская театральная культура XVIII в. продолжала традиции, сложившиеся еще в Московской Руси. Но театр в Петербурге не повторял, а развивал эти традиции. С Петербургом связано создание нового литературно- художественного театра и новой драматургии. Петр I видел в театре одно из средств борьбы за светскую культуру, освобожденную от церковно-схоластического влияния. Поэтому он относился к организации театра как к делу, в развитии которого государство заинтересовано не менее, чем в школах, издании книг и других культурных мероприятиях. Для создания театра была выписана немецкая странствующая труппа во главе с антрепренером Иоганном Кунстом. Но Кунст не смог подготовить ожидавшегося от него репертуара. Театральное дело берет в свои руки сестра царя Наталья Алексеевна, страстная любительница театра и главный помощник Петра I в его театральной политике. В Петербурге спектакли начали ставиться в 1714 г. Помещался этот первый петербургский театр на теперешней улице Чайковского. Для представлений был приспособлен огромный пустой дом, где устроили партер и ложи. В театре ставились пьесы на злобу дня: о пользе учебы молодых дворян за границей, изобличении изменчивости Польши в войне со Швецией и т.д. Чтобы использовать подмостки в качестве своеобразной политической трибуны, между действиями пьесы разыгрывались короткие грубоватые интермедии. При Петре прекратились преследования скоморохов. То, что государство разрешило посещение театра, что даже в духовной школе, Славяно-греко- латинской академии устраивались спектакли, способствовало возрастанию интереса широких народных масс к театру. Так же в стране появляются бродячие труппы комедиантов, дававшие представления для народа. $ 3. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Как в области театра, так и в музыкальной жизни Петербурга XVIII в. ясно прослеживается стремление правящих кругов использовать средства искусства для укрепления авторитета государственной власти. По указу 1711 г. в каждой воинской части были созданы духовые оркестры из труб, валторн, гобоев, фаготов и литавр. Музыканты гвардейских полков, по свидетельству музыкального хроникера XVIII в. академика Я.Штелина, "должны были все предобеденное время с 11 до 12 часов посвящать публичным музыкальным упражнениям, причем трубачи и литовлисты размещались на башне петербургского Адмиралтейства, а гобоисты, фаготисты и валторнисты над церковной башне крепости С.-Петербург". В 1713 г. Петр издал распоряжение о переводе в Петербург хора государевых певчих - старейшего русского хорового коллектива. Певчие этого хора вместе с военными музыкантами участвовали в пышных официальных торжествах и церемониалах, которыми отмечались при Петре I военные победы и другие знаменательные события государственной жизни. С этими празднествами связано было развитие особого жанра торжественных хоровых песнопений - так называемых "приветственных" и "панегирических" кантов[58]. Музыка звучала на петровских ассамблеях, на которых дамы и кавалеры танцевали модные "галантные" танцы под аккомпанемент оркестра. Посещение ассамблей, как известно, было обязательным для столичного дворянства и рассматривалось Петром I как средство воспитательного воздействия. Подобными же воспитательными соображениями руководствовался он, заставляя петербургских дворян в виде обязательной повиности ходить на концерты инструментальной капеллы в доме тайного советника Бассевича. Среди образованной части столичного дворянства широко развивается любительское музицирование. Распространенными в домашнем быту инструментами были клавикорды, флейта, скрипка. Исполнялись сентиментальные песенки и небольшие инструментальные пьесы преимущественно танцевального склада - менуэт, сицилионы. Развитие живописи, скульптуры и графики в России в первой половине XVIII века также во многом было связано с молодым Петербургом, где в ту пору жили и творили многие мастера русского искусства. Сам Петребург стал настоящим городом-музеем, где было сосредоточено большинство наиболее важных художественных памятников, созданных живописцами, скульпторами и графиками в XVIII столетии. Петр I придавал большое значение изобразительному искусству: "Без живописца и градировального мастера,- говорил он,- обойтися невозможно будет понеже издания, которые в науках чиниться будут... имеют рисованый и градированы быть"[59]. И действительно, для печатания новых книг необходимы были "градировальные мастера", т.е. мастера гравирования; для широкого строительства молодого Петербурга нужны были архитекторы, для росписи стен, потолков и создания портретов - живописцы. Поэтому еще при Петре I возникает проект создания Академии художеств. В начале XVIII века при петербургской типографии была основана рисовальная школа при Канцелярии от строений, которые сыграли большую роль в подготовке молодых художников и вообще в развитии русского искусства. Если в древнерусском искусстве художники, как правило, старались выразить религиозные представления в абстрактных образах иконописи, то мастера XVIII века, наоборот, реальный мир, живого человека сделали основой своего искусства, источником творчества. Много нового внесли в историю русского искусства художники-граверы, работавшие в Петербурге. Разнообразной и общирной стала деятельность русских скульпторов и резчиков. Многие из них нашли применение своего труда на стройках Петербурга. Одним из первых русских скульпторов, работавших в молодом Петербурге, был выдающийся зодчий и скульптор Иван Зарудный, создавший скульптурные украшения для только что построенного Петропавловского собора. Отличительной особенностью русской портретной живописи и скульптуры было стремление художников к правдивому показу человека, несмотря ни на какие требования заказчика или условности стиля. Это было характерно для творчества всех лучших русских мастеров эпохи, и это отличало их искусство от искусства иностранцев. Таким образом, в культурной жизни Петербурга ярко проявились замечательные успехи русской культуры первой четверти XVIII века. Передовые деятели русской культуры, преодолевая преграды, которые ставил крепостнический строй, напряженно работали над развитием русской культуры и ее распространением. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызвать пристального внимания. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив свою отсталость от передовых стран Западной Европы. Одним из замечательных деяний Петра Великого в деле укрепления государства Российского было основание и строительство Санкт-Петербурга, который сегодня является одним из крупнейших промышленных, торговых и культурных центров России и мира. Бурный рост этого молодого города не был случайным. Петербург возник на исконно русской территории, в течение многих веков игравшей огромную роль в экономическом развитии Руси. Устье Невы еще в древности являлось не только важнейшим стратегическим пунктом на северо-западных подступах к русским землям, но и служило наиболее удобным выходом на широкие морские пути. Естественно, что возникший первоначально как крепость, Петербург стал с первых же лет превращаться в морской торговый порт, призванный обслуживать потребности всей страны. Параллельно с торговлей в городе развивалось военное и гражданское судостроение, мануфактурное производство. Значение Петербурга как крупного промышленного города также определялось его тесными хозяйственными связями с Москвой и основными областями Русского государства. Связи эти с каждым годом расширялись и крепли. Они обусловили развитие и других сторон жизни Петербурга. Для любой из них требовались специалисты. Петр I для этого дела не ограничивался приглашением специалистов из-за границы. Большими группами направлялись в европейские страны для обучения за государственный счет молодые дворяне и разночинцы. Русские занимались в Европе передовой техникой и наукой, но были далеки от того, чтобы считать себя только учениками, и отлично сознавали значение достигнутых Россией успехов. Празднуя спуск военного корабля в 1714 году, Петр обратился к присутствующим с такой речью: "Кому из вас, братцы мои, хоть во сне снилось лет тридцать назад, что мы с вами здесь, у Остзейского моря, будем плотничать и в одежде немцев, в завоеванной у них же нашими трудами стране построим город, в котором вы живете, что мы доживем до того, что увидим таких храбрых и победоносных солдат и матросов русской крови, таких сынов, побывавших в чужих странах и возвратившихся домой, столь смышленными, что увидим у себя такое множество иноземных художников и ремеслиников, доживем до того, что меня и вас станут так уважать чужестранные государи?"[60] Население города в XVIII веке росло почти исключительно за счет притока жителей из глубинных районов России. Трудовой народ шел сюда, надеясь найти работу. Купцов привлекал сюда первоклассный порт и широкий потребительский рынок. Дворяне ехали сюда в надежде попасть на службу в гвардию, в многочисленные государственные учреждения, сделать карьеру при дворе. Петербург притягивал к себе поднимающиеся к науке и знаниям молодые силы, складывающуюся в стране интеллигенцию. Структура населения молодой столицы отражала структуру населения всей страны, но в Петербурге более отчетливо, чем в других местах ,проявлялись новые тенденции в движении населения - рост числа лиц, живущих продажей своей рабочей силы, рост прослойки населения, которая предшествовала появлению промышленного пролетариата. Высокому темпу роста населения отвечал быстрый рост застройки города. Несмотря на то, что Петербург значительно отличался по своему облику от других русских городов благодаря применению самых передовых в XVIII веке принципов градостроительства, его планировка не исключила типичных черт, присущих другим русским городам. Хотя по единому строгому плану прокладывались широкие прямые улицы, возникали просторные площади, но в центре воздвигались, как это было в Москве и других крупных городах России, почти исключительно богатые особняки и дворцы-усадьбы, а трудовое население вытеснялось в слободы на окраинах. Архитектура Петербурга не копировала западноевропейских образцов, она стала глубоко самобытной, национальной и сохранила немало особенностей, присущих русской архитектуре предыдущих веков. Плеяда талантливых российских зодчих - Баженов, Воронихин, Захаров, Кокоринов, Растрелли, Росси, Стасов и другие - создала в Петербурге первоклассные творения. Архитектурные ансамбли молодой столицы явились выдающимися творческими достижениями мировой архитектуры, высоко поднявшими славу русского зодчества. Воспетая Пушкиным Невская столица стала со временем одним из прекраснейших городов мира. Тщетно было бы искать истоки культурной и общественно-политической жизни только в специфических петербургских условиях. Эта жизнь определялась общественными интересами всей страны, в том числе и Петербурга. Прогрессивные общественные движения, которые происходили в столице, передовая общественная мысль и культура, которые в ней развивались, были настолько же петербургскими, насколько и общероссийскими. Значение Петербурга, как и Москвы, определялось тем, что именно здесь развертывались общественно-политические течения, создавались те культурные ценности и общественные теории, которые отражали наиболее прогрессивные тенденции в развитии русского народа. В Петербурге развивалась русская наука и искусство нового времени, которые в последующем выдвинули Ломоносова и Пушкина, Крылова и Державина, Волкова и Лермонтова, Глинку и Брюллова. Реформы в области культуры имели передовой характер, были направлены на преодоление отсталости страны. В это время были заложены основы русской светской школы и науки, основана Академия наук, издано множество учебников и руководств, впервые стала выходить газета, возник общедоступный театр. Петр I и его аппарат ставили и выполняли общенациональные задачи, и в этом смысле его личное служение "государственному интересу", "общей пользе" не может не вызывать уважения. Проведенные им преобразования, в ряде случаев продолжившие или завершившие начатое до него, сделали Россию неизмеримо более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели ее в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликвидировать ее отсталость не смогли. Да это и нельзя было сделать при феодально- крепостническом режиме, убежденным сторонником и идеологом которого был Петр. Сын своего времени, воспитанник феодлаьной верхушки, он не мог совершить более того, что совершил. Но и то, что он сделал для развития экономики и государственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного искусства, культуры и быта, благодарная Россия, принявшая петровское наследие, осваивала и продолжает осваивать в течение вот уже почти двух столетий. В перспективе преобразования, несмотря на то, что они проводились за счет перенапряжения сил народных масс, в конечном итоге были выгодны и им, ибо созданное в годы их проведения могучее государство обеспечило стране национальную независимость, а утверждение России при Петре I на берегах Балтики способствовало развитию внешней торговли и производительных сил, в том числе и крестьянского хозяйства, а также установлению более тесных экономических и культурных связей с более развитыми странами Западной Европы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИСТОЧНИКИ: Анисимов Е.В. Податная реформа Петра I. Л., 1982. Богословский М.М. Петр I. Материалы для биографии, т. I -Y. М., 1940 - 1948. Булавинское восстание. Сборник документов. М., 1935. Водарский Я.Е. Население России в конце XVII - начале XVIII в.в. (численность, сословно-классовый состав, размещение). М., 1977. Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Л., 1945. Журнал или поденная записка блаженныя и вечнодостойные памяти государя императора Петра Великого с 1698 года даже до заключения Нейштатского мира. Ч. I. СПб., 1770 История Императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии... сочиненная Феофаном Прокоповичем. СПб., 1773. Полное собрание русских летописей в 46-ти т. М. 1842 Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке. Формирование бюрократии. М., 1974. Форстен Г.В. Балтийский вопрос в XVI и XVII столетиях. Сборник документов в 5-ти т. СПб., 1894. Хрестоматия по истории СССР. С древнейших времен до 1861 г. Пособие для учителей./ Сост.П.П.Епифанов. - М., 1980. Хрестоматия по истории СССР.// С.С.Дмитриев, М.В.Нечкина. Т.II. М., 1953. ЛИТЕРАТУРА: Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989. Анциферов Н.П. Быль и миф Петербурга. Пг., 1924. Аплаксин А.П. Казанский собор: историческое исследование о соборе и его описание. СПб., 1911. Белинский В.Г. Письмо из Бородина от безрукого к безногому инвалиду. Соч., ч. III, изд. 6, М. 1884. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII в.: Очерки. М., 1958. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., "Наука". 1983. Буганов В.И. Московские восстания конца XVII в. М., 1969. Бунин А.В. История градостроительного искусства. Т. I. М., "Стройиздат", 1979. Бутиков Г.П. Исаакиевский собор. Л., 1979. Вернадский В.Н. Историческое прошлое Ленинграда. Л., 1958. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорская земли Новгородского государства. Исторические записки в 12-ти т. Л. 1940. Герман Ю.П. Россия молодая. Исторический роман. М. "Правда". 1988. Голикова Н.Б. Политические процессы при Петре I. М. 1957. Голиков И.И. Деяния Петра Великого. Т.V. М., 1788. Гримм Г.Г. Архитектор Воронихин. Л. 1963. Дельбрюк Г. История военного искусства. Т.IV. М. 1938. Дружинин В.Н. Державы Российской посол. Л. "Советский писатель". 1982. Ерошкин Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М. "Учпедгиз". 1983. Заозерская Е.И. Мануфактуры при Петре I. М., 1957. Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России. М. 1981. История СССР. С древнейших времен до наших дней в 12-ти т. Под. ред. Б.Н.Пономарева. Т.III. М. 1967. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. СПб., 1914. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти т. М. 1994. Кафенгауз Б.Б. Россия при Петре I., М. "Учпедгиз". 1955. Ключевский В.О. Курс Русской истории. Ч.4. Соч. Т.4. М. 1958. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М. "Правда". 1990. Князьков С.И. Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого. М. "Планета". 1991. Ковиненская Н.И. История русского искусства XVIII в. М.-Л. "Искусство".1940. Краснобаев Б.И. Очерки историии русской культуры XVIII в. М. 1972. Кузнецов И.В., Лебедев В.И. История СССР. XVIII - середина XIX в.в. М. "Учпедгиз".1958. Ленин В.И. Возрастающее несоответстветие. Заметки публициста. Полн.собр.соч. Т. 18. Ленин В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам. Полн.собр.соч. Т. 15. Ленин В.И. О государстве. Полн.собр.соч. Т. 29. Ленин В.И. О "левом" ребячестве и о мелкобуржуазности. Полн.собр.соч. Т.36. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. Полн.собр.соч. Т. 45. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч. Т. 3. Лисовский В.Г. Андрей Воронихин. Л. 1971. Маркс К. Ретроспективный взгляд на крымскую кампанию. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч., Т. 10. Маркс К. Секретная дипломатия XVIII в. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. Т.8. Материалы по истории Гангутской операции, вып. 1-4, Пг, 1914-1918. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М. 1986. Нестеров Ф.Ф. Связь времен. М. "Молодая Гвардия". 1984. Никитин Н.П. Огюст Монферран. Л.О. Союза архитекторов СССР. Л., 1939. Никифоров Л.А. Внешняя политика России в последние годы Северной войны. Ништадтский мир. М. 1959. Никифоров Л.А. Русско-английские отношения при Петре I. М. 1950. Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. М., 1956. Очерки истории Ленинграда. Под.ред. М.П.Вяткина. М.- Л. 1955. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М. "Мысль". 1985. Палли Х.Э. Между двумя боями за Нарву. Эстония в первые годы Северной войны 1701-1704 г.г. Таллин., 1966. Перцик Е.Н. "География городов. (Геоурбанистика). М. "Высшая школа".1991. Платонов С.Ф. Петр Великий. Личность и деятельность. Л., 1926. Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. Т. II. М.-Л., 1933. Подъяпольская Е.П. Восстание Булавина. М., 1967. Покровский С.П. Внешняя торговля и внешняя торговая политика России. М. 1947. Пушкин А.С. Полн.собр.соч. в 16-ти т. Т. XI. М., 1949. Россия в период реформ Петра I. Сб.статей. М. 1973. Соловьев С.М. История России с древнейших времен кн. 7, 8. Т. 14-18. М., 1962-1963. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М. 1984. Тальман И.М. Турция накануне и после Полтавской битвы. М., 1977. Тарле Е.В. Северная война. М. 1953. Татищев В.Н. История Российская с самых древних времен. Т. VII. Л., 1968. Тельпуховский Б.С. Северная война 1700-1721 г.г. "Полководческая деятельность Петра I". М., 1946. Толстой А.Н. Петр Первый. Собр.соч. в 8-ми т. Т. VII-VIII. М. "Правда". 1972. Устрялов И.Г. История царствования Петра Великого. Т. III. СПб. 1858. Шмурло Е.Ф. Петр Великий в оценке современников и потомства. СПб., 1912. Шутой В.Е. Борьба народных масс против нашествия армии Карла XII, 1700-1709. Л., 1958. Энгельс Ф. Внешняя политика русского царизма. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. Т. 22. ----------------------- [1] Феофан Прокопович. История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии// Хрестоматия по истории СССР. Т. II. М. 1953. [2] Шафиров П.П. История Северной войны. Рассуждения, какие законные причины его царское величество Петр I... к начатию войны против короля Карла XII Шведского в 1700 г. имел.// Хрестоматия по истории СССР. Т.II. М. 1953. [3] Ломоносов М.В. Слово похвальное Петру Великому; Краткий российский летописец// Хрестоматия по истории СССР. Т.II. М. 1953. [4] См. Образование Российской империи. Реформы Петра I. Указы... // Хрестоматия по истории СССР. Т.II. М. 1953. [5] Перцик Е.Н. География городов (Геоурбанистика). М. 1991. Бунин А.В. История градостроительного искусства. В 2-х Т. М. 1979. [6] Аплаксин А.П. Казанский собор. Историческое исследование о соборе и его описание. СПб. 1911. Лисовский В.Г. Андрей Воронихин. Л. 1971. Бутиков Г.П., Хвостова Г.А. Исаакиевский собор. Л. 1979. Никитин Н.П. Огюст Монферанн. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны.// Л.О.Союза архитекторов СССР. Л. 1939. [7] Татищев В.М. История Российская с самых древних времен. В 8-ми т. Л.. 1968. [8] Голиков И.И. Деяния Петра Великого. В 12-ти т. М. 1788; Дополнения. В 18-ти т. М. 1789. [9] Щербатов М.М. Смотрения о пороках и самовластии Петра Великого. СПб. 1782; Статистика в рассуждении России. СПб. 1777; О повреждении нравов в России. СПб. 1789; Прошение Москвы о забвении ее. СПб. 1790. [10] Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12-ти т. М. 1994; Записка о древней и новой России. СПб. 1914. [11] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М. 1960; Публичные чтения о Петре Великом. М. 1984; Исторические письма. СПб. 1874; Взгляд на историю установления государственного порядка в России. М. 1875. [12] Ключевский В.О. Курс русской истории. В 9-ти т.М.-1987.. Исторические портреты. Деятели истороической мысли. М.1990.. Боярская дума Древней Руси. М.1919. [13] Кафенгауз Б.Б. Россия при Петре I. М.1955. Князьков С.И. Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого. М.1991. Палли Х.Э. Между двумя боями за Нарву. Эстония в первые годы Северной войны 1701-1704. Таллин. 1966. Буганов Л.И. Московские восстания конца XVII в. М.1969. Анциферов Н.П. Быль и миф Петербурга. Пг.1924. Подъяпольская Е.П. Восстание Булавина. М.1967. Щутой В.Е. Борьба народных масс против нашествия армии Карла XII. 1700- 1709. Л.1958. [14] Тельпуховский Б.С. Северная война 1700-1721 гг. Полководческая деятельность Петра I. М.1946. Павленко Н.И. Петр I. М.1976. Платонов С.Ф. Петр Великий. Личность и деятельность. Л.1926. [15] Тальман И.М. Турция накануне и после Полтавской битвы. М.1977. Шмурло Е.Ф. Петр Великий в оценке современников и потомства. СПб.1912. Никифоров Л.А. Внешняя политика России в последние годы Северной войны. Ништадтский мир. М.1959. Голикова Н.Б. Политические процессы при Петре I. М.1957. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра I. М.1986. [16] Покровский С.П. Внешняя торговля и внешняя торговая политика России. М.1947. Заозерская Е.И. Мануфактура при Петре I.М.1957. [17] Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII в. М.1958. Дельбрюк Г.П. История военного искусства. М.1938. Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России. М.1981. [18] Гримм Г.Г. Архитектор Воронихин. Л.1963. Красобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М.1972. Ковиненская Н.И. История русского искусства XVIII в. М.-Л. 1940. Перцик Е.Н. География городов. (Геоурбанистика). М.1991. [19] Бунин А.В. История градостроительного искусства. - М. 1979. [20] Толстой А.Н. Петр I. М.1972. Герман Ю.П. Россия молодая. М.1988. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М.1985. Дружинин В.И. Державы Российской посол. Л.1982. Пушкин А.С. Соч. в 16-ти т. М.1949. Нестеров Ф.Ф. Связь времен. М.1984. [21] Маркс К. Секретная дипломатия XVIII в. Маркс К., Энгельс Ф., Собр.соч. Т. VIII. С.296 [22] Маркс К. Секретная дипломатия XVIII в. Маркс К., Энгельс Ф., Собр.соч. Т.VIII. С. 298 [23] Полное собрание русских летописей. Т. III. С.62. [24] Там же. С.71. [25] Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорская земли Новгородского государства. Исторические записки. Т. VI. С.129. [26] Форстен Г.В. Балтийский вопрос в XVI и XVII столетиях. Т. II. СПб., 1894. С.149-150 [27] Маркс К. Секретная дипломатия XVIII века. Маркс К., Энгельс Ф., Собр.соч. Т.8. С.87. [28] Журнал или поденная записка блаженная и вечнодостойная памяти государя императора Петра Великого с 1698 года даже до заключения Нейштатского мира. ч. I. СПб., 1770. С.69 [29] История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии и сочиненная Феофаном Прокоповичем.... С.67 [30] Пушкин А.С. Полн.собр.соч. В 16-ти т.т. Т.XI. С.248 [31] Ведомости времени Петра Великого, вып.1, 1703-1707 гг. М.. 1903. С.82. [32] Письма и бумаги имп. Петра Великого. Т.III. С.55. [33] Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.7. С.248. [34] Бунин А.В. История градостроительного искусства. Т.I.. С.410 [35] Перцик Е.Н. География городов. С.117. [36] "Указы Петра Великого". С.20. [37] "Указы Петра Великого". С.24. [38] Ерошкин Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М.1960. С.68. [39] Бунин А.В. История градостроительного искусства. Т. I. М. 1979. С. 370. [40] Белинский В.Г. Письмо из Бородина от безрукого к безногому инвалиду. Соч., т. III, изд. 6, М. 1884. С. 261. [41] Перщик Е.Н. География городов. (Геоурбанизация). М. 1991. С. 113. [42] Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII в.: Очерки. С. 112. [43] Материалы по истории Гангутской операции. вып. 1-4. Пг., 1914-1918. С. 432. [44] Никифоров Л.А. Русско-английские отношения при Петре I. М. 1950. С. 96. [45] Описание дел Архива морского министерства. Т. II. СПб., 1879. С. 368. [46] Покровский С.П. Внешняя торговля и внешняя торговая политика России. М. 1947. С. 89. [47] Покровский С.П. Внешняя торговля и внешняя торговая политика России. М. 1947. С. 102. [48] Письма и бумаги имп. Петра Великого. Т. III. С. 162. 1 Хрестоматия по истории СССР С.С.Дмитриев, М.В.Нечкина. Т.II М.1953. С.191 2 Русская старина. 1882. Т.XXXVI, с.39. [49] Русская старина. 1882. Т.XXXVI, с.40. [50] Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого. Т.3. С.621. [51] Там же. С. 332. [52] Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого. Т. 3. С. 333. [53] Там же. С. 341. [54] Материалы для истории Академии наук. Т. I. СПб., 1885. С. 15. [55] Маркс К. Капитал. Т.I. 1982 . С. 391. [56] Поповский Н.Н. Речь, говоренная в начатии философических лекций. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в. Т.I. 1952. С.91. [57] Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868. С. 587. [58] Анциферов Н.П. Быль и миф Петербурга. Пг., 1924. С. 88. [59] Ковиненская Н.И. История русского искусства XVIII в. М.-Л.. 1940. С. 8. [60] Кафенгауз Б.Б. Россия при Петре I. М.1955. С.167 Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|