РУБРИКИ

Витте о путях развития России

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Витте о путях развития России

Витте о путях развития России

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

КОВРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

им. В.А. Дегтярева

Кафедра МН

Реферат

по дисциплине История экономических учений

на тему «С.Ю. Витте о путях развития национальной экономики»

Руководитель: Бойкова Ю.Н.

старший преподаватель

кафедры МН

Исполнитель: Горшкова М.М.

ст. гр. Э-105

КОВРОВ, 2007

План

ВВЕДЕНИЕ

Яркая и самобытная личность Сергея Юльевича Витте как государственного

мужа, реформатора, опытного экономиста и политика занимает особое место в

отечественной истории конца XIX — начала XX в. Он стремительно взошел на

политический олимп. С его именем связаны крупнейшие преобразования

капиталистической России: индустриальная модернизация, денежная реформа

1895-1897 гг., а также Портсмутский мир и Манифест 17 октября 1905 г.

С.Ю.Витте много полезного сделал для развития отечественной экономики,

реформирования политической системы, в сфере внешней политики.

Перед потомками предстает государственный деятель нового типа: это не

только энергичный и убежденный реформатор, но и талантливый практик, все

достоинства которого соответствовали потребностям переживаемой эпохи.

Именно поэтому исследованием деятельности С.Ю.Витте занимались многие

ученые. И в настоящее время программа развития России С.Ю.Витте не

потеряла своей актуальности. Его богатейший опыт как крупнейшего

государственного деятеля и выдающегося реформатора представляет большой

практический интерес.

Для суждения об актуальности деятельности С.Ю.Витте важную роль играет

масштаб этой личности как политика. В.И.Ленин называл его «\"великим

акробатом\"», «министром-клоуном», отдавая должное его незаурядной

политической ловкости и одновременно отмечая беззастенчивость в надувании

«общественности». С.Ю.Витте выявил зависимость финансовой политики от

иностранного капитала. Попытки Витте привлечь буржуазию в состав

производства рассматривается как свидетельство перехода буржуазии на

контрреволюционные позиции.

Главной целями реферата будет более подробное исследование личности и

экономической деятельности С.Ю.Витте и ее роли в развитии России.

Глава 1. С.Ю. Витте как личность и государственный деятель

Для оценки реформаторской деятельности С.Ю. Витте необходимо рассмотреть

основные черты личности этого человека.

1.1. Личность С.Ю. Витте

В истории России конца 19 - начала 20 в. фигура Сергея Юльевича Витте

занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, министр

финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров,

член Государственного совета - таковы основные служебные посты, на которых

проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а

во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления

внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным

символом возможностей и одновременно беспомощности мощной государственной

системы. Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с

личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода

заката монархии - Петра Аркадьевича Столыпина.

Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе в небогатой дворянской

семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на

физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1869 г.

начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался

учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником

службы движения казенной Одесской железной дороги.

Бюрократическая карьера С. Ю. Витте началась в 1889 г., когда ему был

предложен важный пост директора Департамента железнодорожных дел

Министерства финансов. В феврале 1892 г. С. Ю. Витте стал министром путей

сообщения, а в августе того же года занял один из ключевых постов в высшей

администрации, возглавив Министерство финансов, в компетенцию которого

входили все вопросы торговли, промышленности, кредита, налогообложения.

Ему подчинялись Государственный банк, Дворянский земельный банк,

Крестьянский поземельный банк, Монетный двор. На этом влиятельном посту С.

Ю. Витте оставался бессменно 11 лет, вплоть до августа 1903 г. С его

именем связано осуществление ряда важных экономических преобразований.

Принимая учение Ф. Листа, С. Ю. Витте не считал необходимым распространять

таможенную защиту на сельское хозяйство. “Из всех видов покровительства, -

писал он, - таможенная защита земледелия оправдывается наименее. Меры к

подъему сельского хозяйства должны быть иные: создание обширного

внутреннего рынка путем развития местной промышленности, уменьшения

накладных расходов, посредством развития техники и торговли

сельскохозяйственными продуктами и подъемом сельскохозяйственных знаний

для лучшего использования почвенных богатств и уменьшения расходов

производства”. Эти взгляды сановник будет пропагандировать многие годы, но

так и не сможет сформулировать конкретно принципы и механизмы, позволившие

бы в такой сельскохозяйственной стране, как Россия, достичь столь важной

цели.

При ближайшем участии С.Ю. Витте в империи были проведены крупные

экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и

ускорившие промышленное развитие России. В их числе: введение казенной

винной монополии (1894 г.), строительство Транссибирской железнодорожной

магистрали, заключение таможенных договоров с Германией (1894 г. и 1904

г.), развитие сети технических и профессиональных училищ. Узловым же

пунктом виттевской экономической программы стало проведение в середине

90-х годов денежной реформы, стабилизировавшей русский рубль и

стимулировавшей крупные инвестиции из-за границы в ведущие отрасли

промышленности. Будучи долгое время убежденным монархистом-славянофилом,

С. Ю. Витте далеко не сразу осознал необходимость преобразования экономики

России по западным образцам. Однако, став министром, довольно быстро

уверился в том, что ускоренное промышленное развитие страны - залог

государственной устойчивости.

1.2. Во главе финансового ведомства

1892 г. в служебной карьере С.Ю.Витте стал решающим. Дело в том, что

министр финансов И.А.Вышнеградский тяжело заболел, и в правительственных

кругах началась закулисная борьба за этот высокий пост. В конечном итоге

все закончилось тем, что Александр III освободил И.А.Вышнеградского от

занимаемой должности и 30 августа 1892 г. назначил С.Ю.Витте управляющим

Министерством финансов.

Должность министра финансов давала большие возможности и открывала широкие

перспективы в осуществлении задуманной С.Ю.Витте программы модернизации

экономики России, о чем убедительно свидетельствовали первые обстоятельные

докладные записки императору Александру III. Именно в этой должности, на

которой Сергей Юльевич проработал одиннадцать лет, до августа 1903 г., в

полной мере раскрылись его способности как реформатора, и был осуществлен

ряд смелых и актуальных преобразований государственного значения. При

Витте Министерство финансов приобрело исключительное влияние на все

стороны хозяйственной жизни государства. По масштабам и направленности

своей деятельности Министерство финансов больше напоминало министерство

экономики. В условиях модернизации отечественной экономики Министерство

финансов выполняло функцию генератора идей ускоренного промышленного

развития России. Задача преодоления отставания от Запада являлась главной,

стержневой во всей экономической политике С.Ю.Витте. Суть комплексной

программы перестройки всего хозяйства страны заключалась в следующих

составляющих: золотой рубль, индустриализация, протекционизм при

существенной роли государства в развитии рыночной экономики, активная

внешняя торговля с мощным коммерческим флотом, иностранные займы и

привлечение зарубежных капиталов, модернизация сельского хозяйства.

Государственная деятельность С.Ю.Витте была направлена на поддержку

крупной и средней промышленно-торговой буржуазии, которая выступала в роли

основной движущей силы экономического подъема капиталистической России.

В фундамент своей программы обновления отечественной экономики и конкретно

финансов Витте заложил такие направления, как покровительственный

таможенный тариф, выгодные для России торгово-экономические договоры с

зарубежными странами, модернизация национальных железнодорожных тарифов.

Большое внимание уделялось одновременно необходимости быстрейшего

пересмотра торгово-промышленного и фабрично-заводского законодательства,

которое явно не соответствовало требованиям нового времени. Решению

главной задачи, по замыслу министра финансов, должна была способствовать

политика поддержки предпринимательства.

Пути экономического развития России С.Ю.Витте тезисно изложил в

окончательном варианте проекта, который был представлен Государственному

совету 30 октября 1893 г. В проекте наряду с другими важными задачами

подчеркивалось значение усиления роли Департамента торговли и мануфактур,

акцента в политике Министерства финансов на промышленное развитие.

Министр финансов понимал актуальность проблемы таможенной защиты

отечественной промышленности в условиях ее становления и уделял этому

большое внимание. Проводя последовательную таможенную политику, он ввел

совершенно новое положение в таможенный тариф 1891 г. Суть новшества

заключалась в том, что министр финансов с согласия императора получил

право в отдельных случаях с конкретными зарубежными странами повышать

ставки тарифа. Кроме того, в 1891 году была установлена таможенная пошлина

на все иностранные товары в размере 33% к их стоимости, а некоторые из них

облагались запретительными пошлинами. По сравнению с 1868 годом импортные

пошлины на чугун повысились в 10 раз, на рельсы в 4,5 раза и т.д. В это же

время экспортные пошлины были весьма незначительными.[5]

Свою экономическую программу С.Ю.Витте смог осуществить только при наличии

в министерстве высококвалифицированных специалистов, которых тщательно

подбирал, готовил и воспитывал. Для него важнейшими требованиями были

научная компетентность, безупречный профессионализм, деловая хватка,

настойчивость в достижении поставленной цели. Умение подобрать

профессионалов - единомышленников обеспечивало эффективность и успех дела.

Безусловно, его мудрая кадровая политика, которую он проводил на всех

должностях, — одно из достоинств этого выдающегося государственного

деятеля. Он не скрывал своей гордости тем, что из числа его ближайших

сотрудников вышли известные финансисты, администраторы, государственные

деятели. Среди них: А.И.Путилов, в разное время исполнявший обязанности

управляющего Дворянского, Крестьянского и Азиатского банков;

В.И.Ковалевский, директор Департамента торговли и мануфактур; министры

финансов Э.Л.Плеске, И.П.Шипов, В.Н.Коковцев и другие.

Вопреки сопротивлению противников реформ, С.Ю.Витте упорно и

целенаправленно претворял в жизнь свою программу экономического

возрождения страны, демонстрируя здоровый практицизм, деловую хватку,

видение перспективы развития. С целью реализации задуманных реформ

министру финансов удалось через Государственный совет добиться увеличения

штатов своего ведомства. Представленный им документ «Об изменении штатов

Департамента торговли и мануфактур» был одобрен в ноябре 1893 г.

С.Ю.Витте был первым из российских министров финансов, который активно и

широко использовал государство для воздействия на экономику. При этом

Витте придавал большое значение активной борьбе за рынки сбыта на

восточных рубежах Российской империи, подчеркивал перспективы участия

промышленных товаров на мировом рынке. Проводниками экономической политики

Министерства финансов на Дальнем Востоке стали: Учетно-ссудный банк Персии

и Русско-Китайский банк.

Глава 2. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте

Для полного анализа взглядов на преобразование российской экономики

необходимо рассмотреть проекты и последствия реформ.

2.1. Народное отрезвление

Свои реформы Витте начал с того, что в 1894 г. ввел государственную

монополию на производство и продажу алкоголя (водки, вина и спирта) и

повысил цены и акцизы на спиртные напитки. “Питейная”, как тогда говорили,

монополия в пьющей России обеспечивала четвертую часть поступлений в

бюджет. За 1896-1902 гг. доходы государства выросли более чем в 16 раз. К

1897 г., по сравнению с началом 1890-х годов, доходы государства возросли

с 730 млн руб. до 1,5 млрд руб., причем в значительной степени благодаря

так называемым питейным сборам. Частным лицам разрешалось содержать только

оптовые склады пива, меда, вина, а также пивные лавки, винные погреба и

трактиры. Торговля вином, спиртом и водкой допускалась исключительно в

трактирах и погребах и облагалась налогом. Для примера: при стоимости

ведра водки 12,2 руб. пошлина государства составляла ни много ни мало 4,4

руб. Продажа спиртных напитков в розлив (столь популярная в то время в

России) была строго запрещена. Государство прибрало к рукам значительную

часть оптовой и розничной продажи спирта, хлебного вина и водочных

изделий.

Естественно, от этого существенно пострадал бизнес водочных и винных

заводов, а также частных распивочных заведений. Это признавал и сам Витте.

“Такую реформу можно было бы провести только при самодержавной власти. При

парламентском режиме это было бы немыслимо, так как реформа задевает

интересы высших лиц и людей с большим достатком”, — писал он в своих

мемуарах. В результате установления контроля государства над оборотом

алкогольных напитков в России не только пополнился бюджет, но и немного

уменьшилось пьянство. “Русский народ перестал пропиваться”, — говорил

Александр III. Согласно статистическим данным, до введения реформы на душу

населения приходилось 0,58 ведра водки в год, после введения монополии —

0,50. Среднее же ежегодное потребление в 1895-1900 гг. составило 0,51

ведра водки на душу населения. Но у реформы были и негативные последствия:

поскольку в казенных лавках, пришедших на смену частным кабакам, спиртное

продавалось только “на вынос”, в запечатанных бутылках, начало активно

развиваться уличное пьянство и хулиганство. Сложилась столь поражавшая

иностранцев культура потребления спиртного “залпом” (в основном на выходе

из лавки). В то же время качество спиртных напитков в империи резко

улучшилось. Именно при Витте был введен знаменитый стандарт крепости водки

(40 градусов), разработанный на основе исследований русского химика

Дмитрия Менделеева. Им же было установлено требование приготовления водки

исключительно из ректифицированного спирта с ее последующей холодной

очисткой углем. Уникальная в своем роде “питейная монополия”, которую не

отважились в то время ввести ни в одной стране, кроме России, внедрялась

постепенно на территории отдельных губерний. По всей империи она

распространилась только к 1904 г., т.е. через 10 лет после введения.

Интересно, что по уровню потребления алкоголя Российская империя

накануне первой мировой войны занимала одно из последних мест в мире

(всего 3,4 л в год на человека, сейчас — 7,9 л). Закончилась “питейная

монополия” в 1914 г., когда правительство России издало постановление о

приостановлении продажи алкоголя в связи с началом войны. Введение “сухого

закона” не только вызвало раздражение населения, но и ввело моду на

потребление кокаина и других наркотиков.

2.2. Налоговый пресс

Следующим шагом Витте после “питейной” реформы стало усиление

налогообложения. Во введенной им налоговой системе преобладали косвенные

налоги (акцизы, пошлины), в основном на товары широкого потребления

(керосин, спички, сахар, табак). В целом, косвенные налоги увеличились в

среднем на 42,7% (!). Эти меры отнюдь не снискали Витте славу в народе,

поскольку средний доход на душу населения в России был и без того крайне

малым, а ведь косвенные налоги, как известно, закладываются в цену товара.

Накануне Первой мировой войны средний ежегодный доход одного жителя (более

70% населения в аграрной России составляли крестьяне) равнялся 9 фунтам

стерлингов, в то время как во Франции — 37, в Великобритании — 49, а в

Германии — 30,9 фунтам стерлингов. Увеличение косвенного бремени не

способствовало улучшению материального положения населения. Тем не менее в

результате повышения налогов и введения “питейной монополии” бюджетный

дефицит Российской империи сменился превышением доходов над расходами. Во

времена Витте был также введен квартирный налог, повышен сбор с доходов от

банковских вкладов, изменен так называемый промысловый налог с прибыли

предприятий. До реформы ставка налога определялась в зависимости от

размера и профиля предприятия (тогда оно приобретало промышленное

свидетельство — нечто вроде современной лицензии). Дополнительным налогом

облагались акционерные общества. Он состоял из налога с капитала и

процентного сбора с прибыли. При этом процентный сбор взимался только в

том случае, если прибыль превышала 3% основного капитала. Дополнительный

налог не с акционерных компаний определялся исходя из средней прибыли. Для

сравнения: сейчас в Украине предприятия платят 25% только с прибыли, НДС,

а также массу других сборов в различные фонды. Налоговое поощрение

предпринимательства дало свои плоды: только за 1885-1913 гг. крупные

акционерные предприятия увеличили свои фонды в 11,1 раза. Средний рост

производственных фондов за эти годы составил 596%. Остальные налоги при

Витте были оставлены без изменения или понижены (к примеру, поземельный

налог, выкупные платежи крестьян, сбор с пассажиров и грузов, пошлина с

застрахованного от огня имущества). По инициативе Витте был отменен

паспортный сбор, наследственные пошлины на землю, пошлина с застрахованных

капиталов, сбор с ценных грузов, следующих по водным путям, и другие

незначительные сборы. Тем не менее характерной чертой налоговой политики

Витте, наряду со снижением или отменой некоторых налогов, являлось частое

повышение косвенных платежей (питейного и табачного акцизов, таможенных

пошлин), что вызывало много нареканий населения, хотя, безусловно,

способствовало наполнению бюджета. Для сравнения: в 1902 г. российский

бюджет в полтора и более раз превосходил по своим размерам госбюджеты

Англии, Франции, Германии.

2.3. Денежная реформа С.Ю. Витте

2.3.1. Проект финансовой реформы С.Ю.Витте

В поисках средств упорядочения и оздоровления финансов С.Ю. Витте далеко

не сразу приступил к реализации кардинальных мер в этой области.

Первоначально он был сторонником админитсративно-экономических

мероприятий, принципиально не менявших существующую денежную систему. В

январе 1893 года по его инициативе Особенная канцелярия по кредитной части

обратилась с циркуляром-предостережением к учреждениям коммерческого

кредита, в котором говорилось: «Некоторые заграничные биржевые центры в

широких размерах производят спекулятивные сделки на курс кредитного рубля,

с преобладающей тенденцией в сторону понижения, превращая своими

операциями кредитный рубль в предмет игры и ажиотажа и поддерживая тем

неустойчивость и постоянное колебание нашего курса. В этой спекуляции

участвуют, к сожалению, и биржевые сферы в России... Сделки эти усиливают

искусственное давление на наш курс, систематически производимое из

упомянутых заграничных биржевых центров. Под влиянием этой игры курс

кредитного рубля устанавливается вне прямого соотношения как с

действительными международными торговыми оборотами, так и с существующими

в России условиями денежного обращении, а постоянные колебания курса

наносят вред экономическим интересам страны, лишая торгово-промышленную

среду возможности правильного коммерческого расчета при всяких

предприятиях, так или иначе соприкасающихся с международным рынком»[4].

Действительно, среди европейских предпринимателей были широко

распространены опасения, что не гарантируемые русским правительством

инвестиции могут привести к существенным финансовым потерям за счет

удешевления денежной единицы.

Далее в указанном циркуляре объяснились наиболее распространенные методы

манипуляции с рублем: «Количество обращающихся за границей кредитных

билетов обусловливается потребностями торговли и русских путешественников.

Посему, дабы не держать вне оборота значительного запаса кредитных рублей,

на случай необходимости покрытия наличностью обязательств по заключенным

на срок сделкам, заграничные спекулянты, занимающиеся игрою на курсе

рубля, открывают себе специальные и объективные текущие счета в русских

банкирских учреждениях, которые в случае надобности и доставляют им

требуемое количество кредитных рублей, нередко пользуясь для сего

краткосрочными ссудами из Государственного банка, и, таким образом, питают

сказанную игру, заведомо клонящуюся во вред интересам народного и

государственного хозяйства России»[4].

Ряд шагов, предпринятых в течение 1893 года, свидетельствовали решимости

финансового ведомства установить контроль за свободным циркулированием

денежной наличности: были установлены таможенные пошлины, запрещены

сделки, основанные на курсовой разнице рубля, как и прочих ценностей,

записанных на эту валюту, наконец, усилен контроль за биржевыми операциями

в России и наложен запрет на производство биржевых сделок

маклерами-иностранцами. В русле этих же мер административного воздействия

находилась и введенная с начала 1893 года широкая практика

Государственного банка по покупке и продаже переводных векселей. Благодаря

этим мерам, колебания курса рубля стали уменьшаться. Однако, такие методы

контроля могли дать лишь кратковременный положительный результат.

Требовались кардинальные преобразования.

Какое-то время Витте даже предполагал преодолеть кризис денежной

наличности путем дополнительной эмиссии кредитных билетов. В феврале 1893

года Витте дал распоряжение о выпусках необеспеченных бумажных денег для

строительства Сибирской железной магистрали, чем вызвал панику среди

финансистов.

Позднее С.Ю. Витте писал, что когда он стал министром финансов, то уже не

сомневался, что денежное обращение, основанное на металле, есть благо.

Действительно, Витте довольно скоро понял ошибочность таких расчетов и

обратил свои взгляды на более глубокое изучение опыта предшественников,

пытавшихся заложить предпосылки для перехода к введению золотого

обеспечения рубля и замена бумажных денег на металлические.

Но если важнейший принцип реформирования финансовой сферы новым министром

был принят сразу, то конкретные пути его претворения в жизнь в первые

год-полтора его министерства служили предметом оживления дискуссий и

раздумий. Предстояло окончательно решить для себя и доказать другим, в

первую очередь, императору, в каком направлении осуществлять реформу: на

базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото). В пользу

второго варианта выступала традиция российского денежного обращения, как и

наличие значительных запасов серебра, накопленных в стране. Но привязка

кредитного рубля к биметаллическому эквиваленту таила в себе и большую

опасность: при высокой конъюнктуре одного из паритетов неуклонное снижение

стоимости другого могло не только привести к стабильности денежной

единицы, но даже усилить ее неустойчивость. Введение золотого обращения в

этом отношении представлялось предпочтительней, но и здесь была большая

опасность. Возможность массового оттока металла из обращения внутри страны

и за границу, недостаток резервов золота для свободного обмена, угроза

обесценивания - все это могло погубить самые благородные намерения.

Трезвый расчет и видение исторических возможностей России сделала С.Ю.

Витте убежденным сторонником монометаллизма.

Теоретическую основу его проекта денежной реформы составляла

товарно-металлическая теория денег, которая берет свои истоки в

классической политической экономии. Эта теория признает, что деньги есть

товар и что ценность денег определяется денежным материалом.

Разработка проекта реформы проходила в обстановке большой секретности. И

это было понятно: рассчитывать на благожелательное отношение к ней со

стороны сколько-нибудь широких слоев общества не приходилось. Витте

прекрасно понимал, что он бросает вызов могущественнейшим силам в лице

поместного дворянства и тесно связанным с ним придворным кругам. В полной

мере сказались его качества как государственного деятеля - интуиция и

твердый растет, непреклонная воля, настойчивость, знание механизмов власти

и умение пользоваться ими.

Основные положения проекта сводились к следующему:

1. Десятирублевая золотая монета нового чекана, содержащая в себе 1 зол.

78.24 доли чистого золота, представляет собой основную монету России и

законное средство платежа на неограниченную сумму. Устанавливалась

проба, терпимость в пробе и в весе золотой монеты. Золотые монеты

чекана 1885 года были обязательны к приему по всем платежам до изъятия

их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. и золотой

монете нового чекана.

2. Государственные кредитные билеты имеют силу законного средства платежа

на неограниченную сумму. Кредитные билеты включаются в пассив банка.

Разменный фонд передается в распоряжение банка и включается в его

актив. В актив банка включается также долг казначейства за кредитные

билеты. Эмиссия кредитных билетов осуществляется Государственным

банком только для коммерческих операций банка. За счет казначейства

кредитные билеты покрываются золотым на 50%. Билеты, выпущенные на

сумму свыше 1 млрд рублей, покрываются золотом полностью рубль за

рубль. Государственный банк обязан производить размен кредитных

билетов на золото без ограничений - в Петербургской конторе по

предъявлению, в прочих конторах и филиалах - в зависимости от

имеющегося у них золота.

3. Платежная сила серебра ограничивается 50 рублями.

4. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенным в

металлических рублях до издания настоящего закона, остаются

неизменными, то есть обязательства по этим займам подлежали оплате

новыми рублями в полуторном размере.

Таким образом, проект денежной реформы министерства финансов

предусматривал девальвацию рубля на одну треть и провозглашение золотого

монометаллизма.

В марте 1896 года С.Ю. Витте вошел с окончательным проектом денежной

реформы в Комитет финансов, а в апреле в Государственный совет.

2.3.2. Итоги денежной реформы

В общих чертах денежное обращение России в начале 20 века выглядело

следующим образом. Монетной единицей служил рубль, содержавший 0,7742 гр.

(17,424 доли) чистого золота, разделенный на 100 копеек. Главной монетой

являлась золотая, выпуск которой был не ограничен, и владелец золотого

слитка мог свободно представить его для чеканки монеты. Она

изготавливалась обязательно 900 пробы, а достоинство определялось в 15

рублей (империал, равноценный сорока франкам), в 10 рублей, в 7 рублей 50

копеек и в 5 рублей. Вспомогательной монетой в платежах служили серебряные

и медные монеты; первая изготавливалась двоякой пробы: 900-й достоинством

в рубль, 50 и 25 копеек и 500-й - в 20, 15, 10 и 5 копеек. Медная же

монета чеканилась достоинством 5, 3, 2, 1, 1/2 и 1/4 копейки. Чеканка

серебряной монеты за счет частных лиц не допускалась, и выпуск ее был

ограничен определенным пределом: количество ее в обращении не должно было

превышать суммы в 3 рубля на каждого жителя империи. Закон требовал

производить все расчеты на золотую монету и счетную единицу (рубль) и

устанавливал обязательный прием полновесной золотой монеты во всех

платежах на неограниченную сумму. Монетное дело в империи находилось в

ведении Министерства финансов, а сама монета чеканилась на Монетном дворе

в Петербурге.

Государственные кредитные банкноты выпускались Государственным банком в

размере, ограниченном потребностями денежного обращения, но непременно под

обеспечение золотом. Металлическое обеспечение устанавливалось в следующем

соотношении: до 600 млн. рублей билеты обеспечивались золотом наполовину,

а сверх этого предела - в соответствии рубль за рубль. Государственный

банк разменивал кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы.

Размен билетов как государственных денежных знаков обеспечивался

независимо от металлического покрытия выпусков всем достоянием

государства, а кредитные билеты обращались на тех же основаниях, что и

золотая монета, символом которой они служили. Достоинства кредитных

билетов установлены были в 500, 100, 25, 10 рублей, а также в 5, 3 и 1

рубль. На первое января 1900 года металлическое обеспечение составляло

189% суммы кредитных билетов, а на золотую монету уже приходилось 46,2%

всего денежного обращения.

Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало

экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного

производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой

степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию

страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер

достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом. В конце XIX -

начале XX века золотая единица преобладала в составе российского денежного

обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежной массы.

Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. внесли коррективы в эту

тенденцию, и с 1905 года эмиссия кредитных рублей опять стала возрастать.

Однако вплоть до перовой мировой войны России удалось сохранить в

неприкосновенности важнейший принцип валютной реформы: свободный обмен

бумажных денег на золото.

2.4. Преобразования С.Ю.Витте в аграрной сфере

С.Ю.Витте уделял внимание и аграрному вопросу, поскольку понимал, что

расширить границы внутреннего рынка можно прежде всего за счет роста

покупательной способности основной части населения — крестьянства, а это

можно сделать лишь путем замены общинного землевладения частным. Витте

даже удалось добиться принятия закона об отмене круговой поруки в общине.

Под председательством С.Ю.Витте в 1902 году было создано «Особое совещание

для определения нужд сельского хозяйства» с целью пересмотра ряда законов

по «крестьянскому вопросу», принятых еще 40 лет назад, чтобы «водворить

личную собственность в деревне». Это было вызвано всеобщим «оскуднением»

деревни, особенно в центральной России, падением платежеспособности

крестьянства, ростом революционных настроений на селе.

На местах были созданы губернские и уездные комитеты для анализа

сельскохозяйственного производства и выработки мер по «улучшению

благосостояния крестьян». Из этих комитетов в Особое совещание поступали

предложения по совершенствованию имущественного и гражданского положения

крестьян, уравниванию их с другими сословиями. Предлагалось постепенно

вводить крестьян от общинного к подворному и хуторскому хозяйству.

«Община, — писал Витте, — не источник выгод, а источник споров, розни и

экономической неурядицы... Этот порядок землепользования убивает основной

стимул всякой культуры — сознание и уверенность, что результатом работы

воспользуется сам трудившийся или близкие ему по крови и привязанностям

лица; у общинников, вследствие временности владения... хозяйственный

расчет, предприимчивость и энергия отдельных лиц бесцельны и в большинстве

случаев даже непреложимы»[3]. У общинников развиваются алчность и

небрежность. Социализм и коммунизм, по мнению Витте, развивающие общинные

традиции, способны вовсе убить всякую хозяйственную деятельность и

предприимчивость. Главным недостатком является временность владения

землей, от этого растет хищничество: «Все сводится к тому, чтобы «спахать

побольше, хотя и как-нибудь», нерасчетливой распашкой уничтожаются

кормовые угодья, а те, что остаются — лишены всякого ухода, и необходимые

для успешного хозяйства соотношения площади кормовой и пахотной нарушаются

в угрожающей прогрессии. В результате хищнических приемов хозяйства в

составе надела с каждым годом увеличиваются пространства неудобных земель

в виде заболоченных или заиленных лугов, истощенных и обратившихся в

пустыри пашен, разъеденных оврагами склонов балок, обнаженных пахотной

песков, заросших порослью и мхом сенокосов и пастбищ» [3].

Но в 1902-1903 годы меры по переводу крестьян от общинного землевладения к

подворному и хуторскому хозяйству были расценены как преждевременные.

Общинное землепользование было объявлено незыблемым, крестьянские

надельные земли — неотчуждаемыми, и в деревне все осталось по-прежнему.

Реализовать свои планы по крестьянскому вопросу Сергею Юльевичу Витте не

удалось. Позже к этим мероприятиям подошел вплотную Петр Аркадьевич

Столыпин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Каждый период времени в Российской истории влиял на дальнейшую жизнь

страны. Однако отдельные периоды определяли последующую жизнь народа на

долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были

вторая половина 19 века и начало 20 века; время развития революционного

движения, время кардинальных перемен в жизни нашей страны.

Огромный вклад в то, чтобы этот период стал переломным для Российской

экономики, внёс С.Ю. Витте, виднейший государственный деятель рубежа 19 и

20 веков. Благодаря его целеустремленности и организаторским способностям

Российская Империя смогла вступить на следующую ступень развития

экономики.

Путь С.Ю. Витте был отнюдь не простым, но, несмотря на это, он смог

привести в исполнение свои проекты.

Основные реформы Витте - это, во-первых, денежная реформа 1897 г., которая

позволила накопить достаточный золотой запас для сбережения размена

государственных кредитных билетов; во-вторых, введение винной монополии

для увеличения государственных доходов и сократить дефицит» госбюджета;

затем строительство крупной сети железных дорог, начатое с 1891 г.; а

также разработка и внедрение покровительственного тарифа.

Результаты реформ, проведенных Витте, были ошеломляющими. Увеличение ВВП

достигло 12% в год. Для сравнения: в 2003 г. рост ВВП в России составил

8,2%, в Украине — 9,3%, и это при наличии более существенного

экономического потенциала, чем в самодержавной Империи XIX в. Введение

золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало

экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного

производства Россия обгоняла все европейские страны.

И пусть даже его реформы отвергались обществом, но главное, что они

помогли развитию России, хотя не все шло гладко, но ведь никто не

застра-хован от ошибок.

Список использованной литературы.

1. Вощанова Т.П. История экономики: Учебное пособие. / Т.П. Вощанова,

Г.С. Годзина. - М.: Инфра, 2002 - с.115

2. Игнатьев А.В. С.Ю.Витте — дипломат. — М.: Международные отношения,

1989.

3. Курлова С.Ф. Человек, который делал хорошо все, за что брался.

(С.Ю.Витте и его программа развития России). // ЭКО. — 1992. — №9. —

с. 120 - 127.

4. Мельников М.В. Финансовая политика России в конце XIX века. Путь к

золотому рублю: Монография. — Ковров: КГТА, 2005. — 300 с.

5. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. / Под

ред. проф. М.Н.Чепурина. Издание 2-е, стереотипное. — М.:

Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом

«ЮстицИнформ», 1998. — 432 с.

6. Финансы: учебник для вузов. / Под. Ред. Л.А. Дробзиной. - М.: Финансы,

ЮНИТИ, 1999.-527 стр.

7. Юровский В.Е. Министр финансов Е.Ф. Канкрин. // Вопросы истории. - М.,

2000 г.- №1 - с. 143-145

3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.