РУБРИКИ

В царстве сарматских амазонок

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

В царстве сарматских амазонок

В царстве сарматских амазонок

Женщина несравненно злее мужчины

И умнее его ; доброта в женщине есть

Уже форма вырождения.

Ф.Ницше

III в.до н.э. стал поворотным моментом в истории причерноморских кочевников

и

Греческих городов-государств. Именно в этот период начинается массовое пере-

Селение сарматских (савроматских) племён в Скифию.

Что касается самого названия «савроматы» (или «саорманы») ,то оно

происходит от авестийского «саормани»(опоясанные мечом). Существование двух

названий одного народа- сарматы и савроматы-связано с элементарной

грамматической ошибкой, которая вследствии частого употредления

превратилась в правило.

Всё старшее поколение античных авторов-Гиппократ,Геродот,Скилакс,Скимн и

римские Публий Овидий Назон, Помпий Мела, Плиний Младший писали о

савроматах, и лишь с лёгкой руки Клавдия Птолемея,александрийского

географа,

математика, астронома, который в 179 г.н.э. впервые употребил название

«сарматы» ,старо племенное имя забылось. С II в.н.э. именно сарматы

упоминаются в произведениях античных авторов.

Ещё в конце V-IV в.до н.э. группа сарматских племён потеснила восточных

скифов и овладела правым берегом нижнего Дона и примыкающим к нему

побережьем. Позже скифы-некогда могучие хозяева причерноморских степей-

пришли в упадок. Историки традиционно объясняют это двумя основными

причинами.

Во-первых, начиная с III в. до н. э экологический кризис поразил

природную

среду проживания скифов. Увеличение поголовья скота привело к уничтожению

травянистого покрова степи. Это в свою очередь, стало причиной ослабления

господствующей в Причерноморье скифской орды. Часть её во главе с царём

Атеем переселились в Добруджу(причерноморская область современной Румынии )

и вступила в союз с тамошними эллинами ( в соседней Каллатии даже

чеканилась серебряная монета с именем Атея ).

(Правда, тогда непонятно, почему сарматы со всеми своими стадами

переселились в степную Скифию- регион пострадавший от экологического

бедствия ?!)

В качестве второй причины называют военно-политическое ослабление

скифов вследствие возрастания уровня их цивилизованности, перехода под

влиянием греков к полуосёдлому образу жизни . Как следствие, уменьшилась

присущая кочевникам воинственность, чем и объясняется

череда военных поражений скифов.

Римский писатель Помпей Трог рассказывает о том, что скифов из Азии

якобы отозвали женщины, которые объявили им через посланцев, что если их

загулявшие или , точнее сказать, завоевавшиеся мужчины не возратятся, то

они позаботяться прижить потомство с соседями, но не допустят, чтобы в

будущем скифское племя погибло по вине женщин. Итак, на первый план

выдвигались патриотические мотивы.Угроза подействовала. Однако вскоре после

возвращения скифской орды из азиатского похода начались ссоры между

племенами. (Вероятно, патриотический почин женщин уже начал воплощаться в

жизнь) Разногласия внутри орды вызвали отселение ее части на юг и восток,

что тоже ослабило военную мощь скифов.

В 339 г. в битве против македонского царя Филиппа, отца знаменитого

Александра Македонского, скифы потерпели сокрушительное поражение. В

сражении с македонянами погиб их 90-летний царь Атей.

Положение скифов еще более ухудшилось, когда в Ш в. до н.э. на

Северное Причерноморье хлынули волны новых варваров: с востока – сарматы,

с запада – фракийцы и кельты. В результате их резко возросшей активности

подверглась разрушению Ольвия. Так скифы, уже успевшие стать оседлыми и

перенять греческие традиции, попали в смертельные тиски.

Массовые вторжения сарматов в севернопричерноморские степи добили

ослабевших скифов. Как писал Диодор Сицилийский, сарматы опустошили Скифию

и. Поголовно уничтожая побежденных, обратили большую часть страны в

пустыню.

В чем причины кровавой резни, устроенной сарматами скифам? Ведь

известно, что по происхождению, языку и культуре – это родственные народы.

Сарматский язык – один из диалектов скифского языка, когда, когда-то

сарматы были частью скифской орды.

Вплоть до !У в. до н.э. сарматы относительно ладили со скифами.

Напри мер, вместе со скифскими воинами они активно участвовали в отражении

нашествия персидского царя Дария.

Так зачем же степнякам-сарматам было истреблять степняков-скифов?

Не проще было бы брать с них дань, как это свойственно кочевникам, или

включить их в состав своей орды, на худой конец – выгнать? Ведь ослабленная

экологическими бедствиями и поражениями от внешних врагов Скифская орда не

могла оказать серьезного сопротивление сарматам.

Возможно, крайняя жестокость сарматов обусловлена углубившимися

культурными различиями между когда-то близкими друг другу народами. Судя по

всему, сарматы целенаправленно истребляли скифов как «предателей» степного

образа жизни.

Политическое владычество сарматов в Скифии окончательно

утвердилось во время правления царя одного из сарматских племен Сайтафарна

и роксоланской царицы Амаги. Сарматы – варвары со «свежими» инстинктами –

почти 600 лет господствовали в степях Причерноморья, но в конце концов и

они не избежали участи скифов; со временем они также эллинизировались,

утратив свои степные традиции.

На сегодня существуют две главные версии происхождения сарматов.

Большинство ученых разделяет гипотезу о среднеазиатском происхождении

сарматских объединений. Считается, что они пришли из страны Кангъюй в

бассейне реки Амударьи, на границе с Китаем.

Особое мнение на этот счет имел выдающийся русский антиковед

М.Ростовцев. Он высказал точку зрения, согласно которой основное ядро

сарматов сформировалось в районе Донбасса и Слобожанщины.

Плиний Младший и Помпоний Мела утверждали, что сарматы – это

единый народ, разделенный на несколько родственных племен. Языги – авангард

сарматского нашествия на Скифию – расположились на территории западнее

Днепра до Паннонских степей (современная Венгрия). Аорсы заняли территорию

от Дона до Аральского моря. Сираки кочевали в переднекавказских степях.

Урги, саи и иксаматы заняли устье Дона. Там же обитали роксоланы (светлые

аланы). Аланы являлись последней волной сарматской миграции. Им удалось

захватить владения сираков и роксоланов и дольше всех кочевать в

черноморских степях. В Салтовском городище, которое находится неподалеку от

Харькова, аланы жили вплоть до УШ в. Само же название "«ланы"»упоминается в

источниках вплоть до Х!У в.

Главная особенность сарматского общества – ведущая роль женщины.

Так, Геродот описывал сарматов как воинственный народ, подчинявшийся власти

женщин. Их общественный строй можно определить как гинекократию –

аристократический матриархат. Сам факт существования подобного устройства

подтверждается не только античными источниками, но и археологическими

находками. До 20% всех найденных археологами захоронений сарматов

приходится на женщин-воинов. По сравнению с другими степными народами, хотя

бы с теми же скифами, это достаточно высокий процент. Таким образом,

греческие мифы об амазонках обретают реальную историческую почву!

(Несколько подробнее об этом мы расскажем ниже).

Во всем остальном культура и история сарматов обнаруживают

сходство с другими народами-кочевниками. Так, за исключением некоторых

деталей, сарматское искусство очень похоже на скифское. В звериный стиль

сарматы внесли следующие изменения: лев становится главным персонажем;

распространение получили также образы быка, оленя, пантеры (гепарда), коня

и зайца. В античном мире заяц выражал идею плодородия и символизировал

времена года, а у скифов заяц был символом удачи. Его можно видеть также на

персидских миниатюрах с изображением любовных сцен. А персы, напомним, как

и сарматы, - иранцы. Если обратиться к славянскому свадебному фольклору, то

в народных песнях присутствует мотив предварительного совокупления невесты

с зайцем, а потом уже с женихом. (Похоже, товарный знак «Плейбоя» имеет

давнюю историю!) На сарматских вещах встречаются изображения верблюда,

гадюки, рыбы, дракона, грифона, а также полулюди-полузвери и разные

чудовища. Излюбленными мотивами сарматского искусства были охота и грызня

зверей между собой.

Особенность погребального обряда сарматов – катакомбные могилы

(погребальные камеры). Покойника туда обычно клали в выпрямленном

положении, лицом вверх, с руками, вытянутыми вдоль тела. И только колдуний

(ворожей) хоронили на животе в окружении змей (на эт о указывают находки

змеиных скелетов). Для сарматских захоронений характерны посыпка из мела и

крупные куски мела (в сакральной индоевропейской триаде цветов – белый,

черный, красный – белый цвет символизирует смерть). На тот случай, если

покойник проголодается, к нему в могилу клали жертвенную тушу барана или ее

части.

Наглядный пример сарматского погребения представляет собой могила

Ш в.н.э., раскопанная в Венгрии. В усыпальнице-избе, сооруженной по

скифскому обычаю из толстых бревен, похоронен сарматский князь, окруженный

сокровищами: воз и кони, которые возили его до смерти и везли его к месту

вечного сна. В соседних могилах покоятся четыре княжеских дружинника с

отсеченными головами.

Военное искусство сарматов стояло на очень высоком уровне. Они

обладали достаточно совершенным на то время оружием. Защитой им служили

длинные панцири из железных или роговых чешуек – согласно Павсанию, они

изготовлялись из конских копыт.

А по более достоверной информации Страбона, сарматские шлемы и

панцири делались из сырой бычьей кожи, а щиты плелись из лозы. Из

наступательного оружия наибольшее распространение получили лук и копья

(римский поэт Валерий Флак писал о сарматских воинах, «метающих длиннейшие

копья»). Кроме этого, использовались также мечи. Длинный двуручный меч

с гардой в форме полумесяца назывался «карта».

Сарматская конница представляла собою грозную боевую силу. С

точки зрения итальянского исследователя Франко Кардини, именно сарматские

катафрактарии – тяжеловооруженные всадники в коротких черных плащах –

стояли у истоков западноевропейского рыцарства. Корнелий Тацит писал, что

сваленный на землю такой всадник без посторонней помощи подняться уже не

мог.

Тяжелая конница сарматов, шедшая в бой «пламени подобна» – в

доспехах из железа, ослепительно сверкавшего на солнце, наводила ужас на

всю Европу.

Во время Великого переселения народов аланы (сарматы) вместе с

готами и вандалами прошли через весь европейский континент и даже успели

повоевать в далекой Испании. Этот исторический факт отражен, между прочим,

в названии современной испанской провинции Каталонии – искаженное «Гото-

Алания». Кроме того, как известно, одна из современных северокавказских

республик официально именует себя Республика Алания.

Аланы не только познакомили Европу с тяжеловооруженной

конницей, они еще и сделали выдающийся вклад в развитие европейского

собаководства. Одной из самых известных и популярных пород собак является

дог. В буквальном переводе с латыни Caпis alaпis – «аланская собака».

Немецкие доги, эти «аполлоны среди собак», во Франции называются alaпt, в

Италии – аlaпо. Предки немецкого дока попали в Западную Европу с аланами,

которые использовали этих собак на полях сражений.

Еще ассирийцы и персы разводили боевых собак, похожих на

догов, - их изображения встречаются на каменных рельефах. Александр

Македонский также применял собак в боевых целях. Использовали догов и в

Древнем Риме. Скелет дога найден в слоях римского времени в Ольвии.

Доказано, что и скифы разводили догов. На знаменитой чаше из кургана Солоха

изображена именно эта порода собак.

Весьма любопытны религиозные обряды и представления сарматов.

Как и скифы, воинственные сарматские всадницы поклонялись мечу, вонзенному

в землю (Аммиан Марцеллин). Среди наиболее известных сарматских божеств

видим: женское божество, великую Богиня-Мать, которая является воплощением

творческой силы природы и всяческого благополучия; «страшную для зверей»

Гекаэргу (в переводе – Защитница, Лучница, Далеко Стреляющая) и ее сестру

Опис (Кара, Месть).

На фоне этих грозных богинь-воительниц мужские божества

выглядят довольно бледно и невыразительно: Санерг с неопределенными

функциями с Утофарн – опекун домашнего очага.

Возможно, пантеон сарматских богов каким-то образом отражал

реальное распределение обязанностей в семье. Среди античных авторов

бытовали две версии относительно происхождения этого необычного устройства.

Диодор Сицилийский рассказывает о том, что одна царица загордилась своими

военными успехами и провозгласила себя дочерью бога войны, а за мужчинами

оставила прядение и домашние женские занятия. Затем она издала законы,

которыми женщин поощряла к военной службе, а за мужчинами оставила

покорность и рабство. Детям мужского пола она калечила руки и ноги, чтобы

сделать их непригодными для войны.

Другие античные авторы утверждали, что окончательно матриархат у

сарматов сложился вследствие гибели мужчин в походах. Попытка подросших

мальчиков сбросить женское иго не увенчалось успехом. Когда женщины

одержали убедительную победу на поле битвы, мужское население трусливо

бежало в густые заросли и там погибло (вероятно, без женской заботы).

Опасаясь мести оставшихся в живых молодых мужчин, женщины постановили

сделать их хромыми.

Античные авторы сообщают нам также интересные подробности о

повседневной жизни сарматских амазонок. Так, согласно их рассказам,

сарматки на полевые работы выходили в полном вооружении и обязательно

опоясанные мечом. Они не употребляли в пищу хлеб (для кочевников, как

известно, характерно мясомолочное питание, а возможно, сарматки просто

следили за своей фигурой). При этом, по сообщениям этих же античных

авторов, они предпочитали кушать черепах, змей, ящериц, скорпионов.

Здесь уместно вспомнить о достаточно экзотическом внешнем

виде сарматов. В результате скрещения их с местными племенами сарматы

отличались еще более заметной круглоголовостью, чем скифы. Но по каким-то

причинами сарматы считали долгоголовость признаком благородства, поэтому

они стремились искусственно удлинить себе головы. Так, в сарматских

захоронениях часто встречаются прижизненно деформированные черепа.

На римского поэта Публия Овидия Назона, которому доводилось

сталкиваться с сарматами во время своего пребывания в Ольвии, их варварская

внешность, бородатые лица с длинными волосами и агрессивный, грозный вид

произвели отталкивающее впечатление.

А вот его соотечественник – римский историк Аммиан Марцеллин,

наоборот, любовался внешностью сарматов. Согласно его описанию, «почти все

они высокие и красивые, с достаточно белокурыми волосами, они наводят ужас

грозным взглядом своих очей и сами слишком подвижные благодаря легкому

вооружению.

А теперь представьте на минуту наших амазонок, этих красавиц-

атлеток: с одной грудью и искусственно удлиненными головами! Нашим

современникам они наверняка показались бы химерическими существами с другой

планеты.

Но, как ни странно, сарматки не слишком потеряли в своей

женской привлекательности, и не только потому что вели сверхактивный образ

жизни, но и потому, что очень внимательно следили за своей внешностью.

Одежда сарматок выражает их стремление к красоте и элегантности. Как и

персы, они носили шаровары и широкие плащи, которые застегивали

разнообразными фибулами (застежками) или на плече, или на груди. Как и у

скифок, их сорочка была подпоясана в талии. Захоронения показывают, что

свою одежду сарматки охотно украшали вышивками, обшивали ее на рукавах и

около пояса мелкими голубыми или зелеными бусинками. Одеяние более

зажиточных сарматок были обшиты позолоченными бляхами. Голову сарматки

покрывали вышитым платком – гиматионом. На ногах носили мягкие туфельки,

украшенные кораллами и золотыми бляхами. Сарматки были наверняка

кокетливыми модницами и обожали всевозможные украшения и ювелирные

безделушки.

Эти суровые женщины-воины пользовались бешеной популярностью

среди других кочевых племен …как невесты! В частности. Скифы желали иметь

детей именно от «амазонок». Правда, при этом они руководствовались

исключительно утилитарными соображениями, усматривая в таких браках

гарантию рождения здоровых потомков.

По свидетельству античных писателей, сарматские женщины ездят

верхом, стреляют из луков, метают дротики и не выходят замуж до тех пор,

пока не убьют трех врагов. Та, которая выходит замуж, перестает ездить

верхом, пока не появится потребность всеобщей мобилизации. У них нет правой

груди, ибо еще с детства их матери, раскалив медный инструмент,

прикладывают его к правой груди и выжигают ее, из-за чего она перестает

расти, а вся сила и богатство соков переходит в правое плечо и руку.

Делалось это якобы для удобства стрельбы из лука.

(Странно, почему в погоне за спортивными результатами

современные украинские лучницы и их тренеры до сих пор не догадались

последовать этому старому, проверенному историей рецепту сарматских

бабушек. Украинские спортсменки наверняка выигрывали был Олимпиады и иные

соревнования международного уровня).

Читателям, наверное, будет интересно узнать, что сила

натяжения обычных боевых луков достигало 40-60 кг(современных спортивных –

20 кг), а особенно дальнобойных – до 100 кг. Тетива же натягивалась 2-4

пальцами. Максимальная скорострельность достигала 10-12 выстрелов в минуту.

Если к этому добавить, что сарматы и скифы стреляли верхом, то можно себе

представить, какой колоссальной физической силой они обладали.

Академик Б.Рыбаков в своей книги «Язычество древних славян»

высказал предположение, что историческим прототипом известного сказочного

персонажа Бабы-Яги была «предводительница амазонок эпохи праславянско-

сарматских взаимоотношений около рубежа нашей эры». Само слово «Яга» он

возводит к «языг» (название одного из сарматских племен). Железную ступу

Бабы-Яги Б.Рыбаков трактует как скифский или сарматский походный котел.

Баба-Яга, или Яга Ягишна, - персонаж не только

восточнославянских сказок. У словенцев она носит имя Ежи-Бабы, в немецких

сказках – Фрау Холле, у греков – Калипсо. А вот у тюрок совсем наоборот.

Баба-Яга, которую тюрки называли Бабй-Ага, - это, во-первых, мужчина, а во-

вторых, добрый волшебник, который летал в ступе и приносил людям счастье.

Где опуститься Бабай-Ага, там с того времени место вчиталось священным. По

мнению исследователя тюркской культуры Аджи Мурада, Бабай-Ага является

прообразом Будды.

Баба-Яга также Мать змеев, противников Богатыря, и жрица смерти.

В сказках содержится весьма красноречивая характеристика этой людоедки:

«костяная нога, волосяной язык». Ее избушку на курьих ножках окружает забор

из человеческих костей; в качестве засова Баба-Яга использует человеческую

ногу, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.

…Под влиянием античных авторов в средневековье и в Новое время

продолжались активные, хотя и безуспешные поиски страны воинственных

девственниц, целомудренных одногрудых красавиц. Их искали в Германии,

Чехии, на севере Европы. В ХУП в. их вроде бы видели на Кавказе. Легенды о

храбрых воительницах имели хождение также в Китае, Японии, Индии, арабском

мире.

Сразу после открытия Америки европейские колонисты тщетно

пытались отыскать там американских амазонок. (Кстати, река Амазонка

получила свое название именно в честь этих свирепых воительниц).

Видимо, сама идея «женского царства» настолько поразила

воображение человечества (в первую очередь его мужской половины), что оно

желало собственными глазами увидеть общество под властью женщин.

Однако именно в украинских степах был осуществлен уникальный

социальный эксперимент, именно там сбылась мечта всех воинствующих

феминисток. Власть мужчин была свергнута, в обществе установилось

господство сестер по оружию.

Человеческая цивилизация до сих пор держалась на порабощении и

самой беспощадной и циничной эксплуатации женщин – это является

неопровержимым историческим фактом. Но сегодня данное положение вещей самым

радикальным образом меняется. Во всем мире сильный пол деградирует и сдает

завоеванные веками позиции. Рождаемость мужчин падает, состояние их

здоровья с каждым годом ухудшается, продолжительность жизни неуклонно

снижается. Похоже, уже недалеко тот час, когда женщины, опираясь на

преимущества перед мужчинами, возьмут бразды правления в свои нежные ручки.

Грядет настоящая феминистическая революция, которая возродит

царство Бабы-Яги, мифических амазонок – этих древних феминисток

радикального толка. Но, как и любая другая революция, феминистическая едва

ли ограничится простым восстановлением попранной половой справедливости и

установлением реального равенства между мужчинами и женщинами. Равновесие

сил между полами возможно только как временное и неустойчивое состояние.

Вряд следует ожидать построения женщинами царства свободы,

равенства и братства (сестринства), как о том неустанно твердят феминистки.

Можно с большой долей вероятности предположить, что вместо равноправия

неизбежно установится новое неравенство. Ведь воля к власти присуща не

только мужчинам, но и женщинам. Просто в отличие от более прямолинейных

мужчин, женщины склонны к обходным, а значит, и более эффективным путям

достижения своих целей.

Нелишне будет напомнить, что социалистическое движение тоже

начиналось как борьба за эмансипацию трудящихся, а закончилась диктатурой

пролетариата и его авангарда – тоталитарной партии коммунистов.

Но как бы там ни было, сам факт, что среди всех народов мира

именно сарматы наиболее последовательно воплотили в жизнь феминистическую

утопию или, по крайней мере, приблизились к ее реализации, должно стать

предметом гордости всех украинских феминисток и не только их.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.