РУБРИКИ |
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы |
РЕКЛАМА |
|
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работыУчебно-методическое пособие для самостоятельной работыМинистерство общего и профессионального образования Российской Федерации Московская государственная текстильная академия имени А.Н.Косыгина ____________________________________________________ Кафедра истории История Отечества Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы Москва 1998 __________________________________________________________ Учебно-методическое пособие включает в себя освещение этапов российской истории с древних времен до наших дней, выделяет основные проблемы исторического развития. Каждый раздел имеет задания для самоконтроля в виде тестов и проблемных вопросов. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих историю Отечества, а также для преподавателей в целях оказания помощи при организации самостоятельной работы студентов. Пособие подготовлено преподавателями кафедры истории МГТА: доктор исторических наук профессор Павликов К.Ф. - разделы 1,17, руководитель авторского коллектива; кандидаты исторических наук доценты Рябушкина М.Ф. - разделы 2,16; Луковцева Т.А. - разделы 3,6,14; Макеев А.Н. - разделы 4,12; Мокшина И.С. - разделы 5,10; Вдовина А.А. - разделы 7,11; Фролов В.П. - разделы 8,13; Минина М.С. - разделы 9,15. Ответственный редактор доктор исторических наук профессор Павликов К.Ф. Тема I. Россия и мировой исторический процесс. Историю России можно познать только исходя из задач изучения общей истории человечества. Общая история человечества носит название всеобщей (или всемирной) истории. На научном языке слово история (от греч. “historia” - рассказ о прошедшем) понимается как: 1) процесс развития природы и общества, движение во времени, и 2) как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников. Содержанием истории, как специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, то есть жизнь человечества в ее развитии и результатах. Человеческое общество выражается в разнообразных союзах людей, родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят один в другой, наконец, разрушаются, - возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом. Успехи людского общежития, приобретение культуры не являются результатом одного народа, а созданы совместными усилиями всех народов, постоянно взаимодействующих друг с другом. В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения, перемещались сцены исторической жизни, но нить исторического развития не прерывались. Изучая историческое прошлое человечества, мы прежде всего выстраиваем хронологическую последовательность сменяющих друг друга этапов: первобытное общество, рабовладельческие государства, феодальные и буржуазные страны, и т.д. В развитии исторической общности людей также выделяются последовательные этапы: на физиологических основах кровной связи строилась первобытная семья, семьи образовывали род, который потом разрастался в племя, а из племени или союза племен составлялась народность или народ. Наконец, народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в политических связях, в верховной власти и законе. В государстве народ становится историческим феноменом с выраженным национальным характером и сознанием своего значения в составе мирового сообщества. Тем самым государства и народы становятся участниками непрерывного, последовательного исторического процесса. Все, что совершается, происходит во времени, которое необратимо. Признавая правомерность и логичность поступательного, формационного подхода, следует отметить, что развитие человеческой общности значительно богаче. Мировое сообщество представляет собой совокупность народов, живущих на различных уровнях развития производительных сил, культуры, даже в рамках одного государства. Возникает суждение о многомерности социальной действительности. Следует учитывать цикличный характер временного измерения; сутки, времена года, цикл жизни человека от рождения к зрелости и смерти, смену поколений. История свидетельствует, что судьба многих народов также носит цикличный характер: становление, расцвет и гибель государств Древнего Востока, Древних Афин и Рима, исчезновение целых народов, таких как скифы, сарматы, шумеры, майя и др. С этой точки зрения исторический процесс - это смена целого рода цивилизаций, существовавших в различное время в различных регионах планеты. Под цивилизацией понимается качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни того или иного народа или группы стран на определенном этапе развития. Уровень материальной , духовной, социальной жизни, уровень достигнутого человеческим трудом и разумом называют также культурой. Поэтому некоторые историки определяют цивилизацию как уровень культуры. Так, В.О.Ключевский указывает: степень “выработки человека и человеческого общежития”, ”достигнутую тем или другим народом, обыкновенно называют его культурой или цивилизацией : признаки, по которым историческое изучение определяет эту степень, составляет содержание особой отрасли исторического ведения, истории культуры или цивилизации.1) На современном этапе __________________________________________________________ 1) Ключевский В.О. Сочинения: в 9-ти тт. Т.1. Курс русской истории. Ч.1. - м.: Мысль, 1987. - С.34-35 общеисторического развития истории выделяют два основных типа цивилизаций: западноевропейская, технологическая и восточная, традиционная. Западноевропейская сложилась на базе государств Западной Европы и основывалась на древнеримской и древнегреческой культуре. Ей свойственны частная собственность на землю, быстрое развитие товарно-денежных рыночных отношений, высокий уровень развития промышленности, ранее чем в других районах мира складывание капиталистических отношений. В основе преобразовательной деятельности в странах Западной Европы и принявших этот тип цивилизации лежит прежде всего рационализм человека, а в основе вероучения бог-человек, Христос, спаситель и преобразователь. В сфере отношений общества с окружающей действительностью лежит принцип активной преобразовательной деятельности человека. Восточная сложилась на базе культуры Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта и государств мусульманского Востока. Характерными особенностями восточной цивилизации являются общественный характер землепользования, преклонение человека перед природой, носящее больше созерцательный, чем преобразовательный характер, почитание традиций прошлого. Развитие капитализма в этих странах было поздним и часто незавершенным. В основе большинства восточных религий лежит обожествление природы, второстепенная роль человека по отношению к природе, деятельность направленная более на нравственное самоочищение человека, нежели на преобразование окружающей действительности. Суммируя оценки различных цивилизаций, можно сделать следующие выводы: - цивилизация отдельной страны или народа носит характер частного; - мировые цивилизации, западную и восточную можно отнести к особенному; - общемировую цивилизацию с ее общими закономерностями и общечеловеческими ценностями можно рассматривать как общее. Для исторической науки, таким образом, необходимым является непременное использование этих трех категорий. Это относится и к изучающим историю России. Процесс становления человечества как единой цивилизации ставит нас перед вопросом об итогах отечественной истории, о месте России в мировой цивилизации. За свою более чем тысячелетнюю историю государство российское прошло сложный путь развития, на что влияли как внутренние, так и внешние факторы. Как найти в истории России общие черты, присущие той или иной цивилизации? Эти вопросы ставились давно. Можно выделить четыре точки зрения. 1. Россия является частью западной цивилизации. Эту позицию развивали в 30-40-х гг. ХIХ в. русские историки и литераторы К.Д.Кавелин, Н.Г.Чернышев-ский, Б.И.Чичерин и др., получившие название “западников”. Они считали, что Россия по своей культуре, экономическим связям, христианской религии лежит ближе к Западу, чем к Востоку, и должна стремиться к сближению с Западом. Период Петровских преобразований сделал значительный шаг в этом направлении. 2. Россия является частью восточной цивилизации. На этой точке зрения стоят многие современные западные историки. Так, американский историк Д.Тредголд, определяя принадлежность России к восточ американой цивилизации, отмечает следующие общие черты: для восточного общества характерен политический монизм- сосредоточенность власти в одном центре; социальный монизм, означающий, что права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью; слабо выраженный принцип собственности, которая всегда условна и не гарантирована властью; произвол, суть которого в том, что властвует человек, а не закон. Именно такая модель общества, считает Тредголд, возникла и укрепилась в процессе становления Московского государства в ХV - XVII вв. С реформ Петра I Россия начала сдвиг к западной модели. И только к 1917 г. ей удалось вплотную подойти к рубежу, разделяющему западную и восточную модели, но Октябрьская революция вновь отдалила Россию от Запада. 3. Россия является носителем самобытной славянской цивилизации. Историки и ученые этого направления, названные “славянофилами”, такие как Н.Киреевский, С.Хомяков, К.Аксаков, Ю.Самарин, в 40-е гг. XIX в., когда Россия стояла на пороге реформ, отстаивали самобытность, “славянский характер” русского народа. Славянофилы считали особенностями русской истории православие, общинный быт, коллективистский характер труда. В результате вели- кого переселения народов в начале новой эры восточные славяне оказались на девственной, нетронутой земле в отличие от их сородичей по арийской ветви - франков и германцев, расселившихся в бывших провинциях Римской империи и положивших начало истории Западной Европы. Таким образом, русское государство развивается из самого себя. Этими первичными условиями жизни русских славян, по словам В.О.Ключевского, определялась и сравнительная медленность их развития и сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава. 4. Россия является примером особой евроазиатской цивилизации. Сторонники этой теории, имевшей хождение в 50-х гг. ХХ века, опирались на географической положение России, многонациональный ее характер и многие общие черты как восточной, так и западной цивилизации, проявляющиеся в российском обществе. Выбор пути развития, приобщение к западной или восточной модели общественного устройства для современной России имеет особое значение. Он будет определять путь выхода из кризиса, в котором находится наша страна. Чтобы оценить место России в мировом цивилизационном процессе, необходимо проследить тот исторический путь, который прошло государство Российское. Задания для самоконтроля 1. Проблемные вопросы: а) постарайтесь обосновать и разделить понятия “история”, “исторический процесс”, “исторический прогресс”; б) сформулируйте понятие “цивилизация”, что общего и различного между “цивилизацией” и “культурой”; в) что такое формационный и цивилизационный подходы к изучению истории, оцените историю России с точки зрения того и другого подхода; г) в чем отличие между западной и восточной цивилизациями, к какому типу цивилизации отнести Россию? д) что сближает и разделяет Россию от западной, технологической цивилизации? е)какое значение имеет пространственный фактор для развития государства? 2. Тесты для самоконтроля. а) Выделите основные черты истории: 1. система научного знания; 2. собрание сочинений; 3. опыт деятельности человека. б) Отметьте основные понятия, употребляемые в исторической науке: 1. пространство; 2. время; 3. галактика. в) Характерные черты западной цивилизации: 1. невмешательство в природу; 2. технологическое развитие; 3. информатизация. г) Какие виды религии присущи восточной цивилизации: 1. лютеранство; 2. ислам; 3. буддизм. д) К какому типу цивилизации принадлежит Россия: 1. западной; 2. восточной; 3. евроазиатской. 3. Работа с первоисточниками Как вы оцените суждение известного русского историка В.О.Ключевского, считавшего, что история “учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо ее или вопреки ей, тот всегда в конце концов жалеет о своем отношении к ней.”( Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. - М.: 1968. - С.266) Уясните актуальность сказанного В.О.Ключевским в 1895 г.: “ Здесь историческое изучение своими конечными выводами подходит вплоть к практическим потребностям текущей минуты, требующей от нас, от каждого русского человека отчетливого понимания накопленных народом средств и допущенных или вынужденных недостатков своего исторического воспитания. Нам, русским, понимать это нужнее, чем кому-либо. Вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобно которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времени падения Римской империи. Но народ, создавший это государство, по своим духовным и материальным средствам еще не стоит в первом ряду среди других европейских народов. По неблагоприятным историческим условиям его внутренний рост не шел в уровень с его международным положением. Мы еще не начали жить в полную меру своих народных сил, чувствуемых, но еще не вполне развернувшихся, не можем соперничать с другими ни в научной, ни в общественно-политической, ни во многих других областях. Достигнутый уровень народных сил, накопленный запас народных средств - это плоды многовекового труда наших предков, результаты того, что они успели сделать. Нам нужно знать, чего они не успели сделать; их недоимки - это наши задачи.” (Ключевский В.О. Сочинения: в 9-ти тт. Т.1. Курс русской истории. Ч.1. - М.: 1987. - С.60-61). Тема II. Древняя Русь. Древняя Русь - далекая и таинственная. Давайте попытаемся заглянуть за века и побольше узнать о наших предках, их суровой жизни, занятиях, верованиях. С VI века славяне заселяли юго-западный угол Восточно-Европейской (Русской) равнины, Прикарпатье. Отсюда в VII-VIII вв. восточные славяне расселялись по линии Днепр -Волхов, по которой с севера на юг проходил великий торговый путь “из варяг в греки”. Он был стержнем, вокруг которого шло объединение русских земель в единое государство. Восточные славяне объединились в единое государство в IX веке. Летописец XII в., монах Киево - Печерского монастыря Нестор связывает образование древнерусского государства с призванием в Новгород варяжских князей: Рюрика и его братьев. Важную роль в расширении и укреплении государства сыграли князья: Олег, Игорь и его жена Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Киевская Русь была раннефеодальным государством. Новые феодальные порядки сочетались с остатками (пережитками) родового строя. В конце Хв. на Руси официально было введено христианство. В конце XI века появились письменные законы “Русская Правда”, “Правда Ярославичей”. С 30-х гг. XIIв. начался период феодальной раздробленности, который продолжался до конца XVв. Киевская Русь распалась на ряд княжеств, наиболее крупными были: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская республика. В XIIIв. на Русь напали монголо-татары, установившие свое господство над ней до XV века. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие проблемы: 1. Расселение восточных славян. Славяне в XV веке заселили Восточно-Европейскую равнину, Прикарпатье. Здесь были наиболее благоприятные условия для проживания: не очень холодный климат, плодородная земля. Отсюда в течение VII -VIII вв. славяне расселились по линии Днепр- Волхов. По этой линии с севера на юг проходил великий торговый путь из “варяг в греки”. Он сделался главным стержнем, вокруг которого шло объединение русских земель в единое государство. Попытайтесь объяснить его значение для складывания русского государства. В IX - X вв. восточные славяне занимали уже обширные земли к западу и востоку от этой линии, западную часть Русской равнины от Черноморского побережья на юге до Финского залива и озера “Неве” (Ладожского) на севере. Здесь жили племена уличей, тиверцев, хорватов, дулебов, волынян, бужан, полян, древлян, драговичей, северян, радимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян. Попытайтесь найти на исторической карте их расселение и сравнить с современными областями. 2. Занятия восточных славян. Главным занятием восточных славян было земледелие. Средние области Руси занимали тогда непроходимые дремучие леса, у которых приходилось отвоевывать участки для пашни. Примитивными орудиями труда, топором, мотыгой, бороной-суковаткой люди расчищали участок, обрабатывали землю. 2-3 года участок давал неплохой урожай, потом переходили на новый участок. Такая система называлась подсечным земледелием. На юге, в степной полосе, использовалась другая система земледелия - “перелог”, при котором участок использовали до тех пор, пока не истощался, потом переходили на другой участок. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, капусту, морковь, репу, огурцы. Славяне занимались также охотой, рыболовством, бортничеством. Разводили лошадей, свиней, коров. Селились по берегам рек. Здесь возникали русские города: Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород-Великий, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов. Попытайтесь объяснить, почему у восточных славян не было постоянной обработки одних участков земли. 3. Общественно-политические формы организации восточных славян. До расселения славянских племен по Русской равнине они жили в формах первобытнообщинного строя. Славяне жили большими коллективами родственников - родами. Род имел общее имущество, его члены были равноправными. Свои дела решали на общем собрании - вече. Здесь из числа лучших выбирали старейшин и военных предводителей. Старейшина был верховным судьей, разбирал споры, определял наказание. Распространена была кровная месть. Несколько родов объединялись в племя, во главе которого стоял князь. Несколько племен составляли более крупные образования - межплеменные союзы. Постепенно, с ростом производительных сил, шел процесс распада первобытнообщинного строя. Выделяются отдельные (парные) семьи, которые объединяются в соседскую общину. Ее владения делились на общественные и личные. Появление личной собственности привело к имущественному неравенству. Бывшая родо-племенная знать захватывала большие участки земли. Началось формирование феодального общества, антагонистических социальных групп: феодалов и попавших к ним в зависимость крестьян. Разберитесь, в чем состоят основные причины складывания феодальных отношений, возникновения крепостного права. 4. Образование древнерусского государства “Киевская Русь”. Племена восточных славян объединились в единое государство в IХxв. Летописец начала XIIв., монах Киево-Печерского монастыря Нестор связывает образование древнерусского государства с призванием в Новгород варяжских князей: Рюрика и его братьев. После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил князь Олег, который в 882г. объединил Новгородские земли с Киевскими и сделал г.Киев столицей нового государства. Олег подчинил кривичей, полян, древлян, северян, радимичей, а также финские племена - чудь, весь, мерю, мурому. Его преемником стал князь Игорь, подчинивший уличей и тиверцев. Длительную борьбу он вел с древлянами, где и был убит в 945г. Его жена Ольга жестоко отомстила древлянам, однако была вынуждена упорядочить сбор дани. Территориальный рост и укрепление Киевской Руси продолжались при Святославе Игоревиче и при Владимире Святославовиче. В состав государства вошли земли вятичей. Власть Руси распространилась на Северные Карпаты. В состав государства были включены Червенские города и Карпатская Русь. В княжение Ярослава Владимировича были присоединены юго-западные земли Руси, Черниговская и Тмутараканские земли, южная Финляндия. Определите, с какой целью была приглашена в Новгород варяжская дружина, кто становится князем присоединенных племен и земель? 5. Государственное управление в Киевской Руси. Киевская Русь была раннефеодальным государством. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю. Он управлял государством при помощи военной дружины. В отдельных частях Руси правили местные князья, подвластные ему. Население облагалось данью. Вооруженные силы состояли из дружины великого князя, дружин местных князей, бояр и народного ополчения, которое набиралось в годы войны. Использовались и войска наемников. Имелся и флот, состоявший из судов, выдолбленных из дерева. В древнерусском государстве были еще сильны пережитки родового строя. Подумайте, на какие средства существовал государственный аппарат и органы власти? 6. Принятие христианства. В конце Хв. на Руси официально было введено христианство. Введение единой религии способствовало объединению отдельных земель в единое государство. Ранее славяне были язычниками и неохотно, а иногда и с сопротивлением, принимали христианскую веру. Сначала христианство проникало в среду знати. В 988г. князь Владимир (Святой), крестившийся сам, начал крестить своих бояр, затем весь народ. С принятием христианства возникла на Руси церковь - особая феодально- религиозная организация. Принятие христианства имело большое значение: были значительно расширены связи с другими странами, русская культура приобщилась к более высокой византийской культуре. Определите, почему Русь приняла христианскую веру, а не другую. 7. Законы древнерусского государства. Наряду с обычным правом у славян в конце XIв. появились письменные законы: “Русская Правда” при Ярославе Мудром, “Правда Ярославичей” при его сыновьях. Законы разбирали споры между свободными людьми, устанавливали наказания, не одинаковые для разных категорий людей. Законы выражали заботу государства о жизни и имуществе феодалов. В начале XIIв. появился “Устав Владимира Мономаха”, в котором появились новые статьи о купле-продаже, займе, закладе, наследовании и опеке. Попытайтесь уяснить, с какой целью издавались русские законы и какое они имели значение для укрепления государства. 8. Русские земли в период феодальной раздробленности. Период феодальной раздробленности начался с 30-х гг. XIIв. и продолжался до конца XVв. Древнерусское государство распалось на отдельные самостоятельные княжества. Главной политической силой разъединительного процесса было местное боярство. К этому времени сложилось крупное боярское землевладение, по богатству часто не уступающее Киевскому князю. Господство натурального хозяйства привело к слабым связям между отдельными княжествами. Между боярами и местными князьями шла острая борьба за власть. В Новгороде и Пскове бояре сумели подчинить себе князя, там установились боярские феодальные республики. В других землях победили князья, власть установилась в форме монархии. Феодальная раздробленность явилась новой формой государственно- политической организации, сменившей ранне-феодальную монархию. Она была неизбежным этапом в истории. В XIIIв. Русь была завоевана монголо-татарами, иго которых продолжалось до XV века. Определите основные причины феодальной раздробленности. Задание для самоконтроля. 1. Проблемные вопросы. 1. Происхождение восточных славян, их занятия, быт, общественный строй, верования? 2. Основные предпосылки образования древнерусского государства “Киевская Русь”? 3. Причины и последствия принятия христианства на Руси? 4. Роль первых законов древнерусского государства в его укреплении? 5. Русь в период феодальной раздробленности, причины междоусобной войны? 6. Почему славяне миновали рабовладельческую стадию развития общества? 7. Что представляет собой норманская теория о происхождении древнерусского государства? 8. Основные военные походы русских князей в IX-XIвв. 9. Политические портреты русских князей IX-XIвв. 2. Тесты для самоконтроля. а) Год призвания князя Рюрика с дружиной в Новгород? 1) 910 г. 2) 862 г. 3) 882 г. б) Как называлось народное собрание в Древней Руси? 1) вече 2) сход 3) съезд в) Как назывались крестьяне, берущие в аренду землю у феодала под обработку? 1) смерд 2) закуп 3) холоп г) В каком году князь Олег повесил свой щит на врата Царьграда? 1) 882 г. 2) 911 г. 3) 907 г. д) Какой князь “отмстил неразумным хазарам” и разрушил Хазарский каганат? 1) Олег 2) Святослав 3) Владимир Мономах 3. Работа с первоисточниками. Повесть временных лет (отрывок). “ Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли они за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля... Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик...! (Повести Древней Руси, М., 1983, - С.131-132). Вопросы к тексту. 1. Что в тексте сказано про варягов, кто они такие, чем занимались? 2. Почему славяне решили пригласить к себе варягов? 3. Какие варяжские князья пришли на Русь, где стали править? 4. Наглядные пособия. Таблица 1. Разложение первобытнообщинного строя |Родовая об- |Соседская |Военная де- |Госуда | |щина |община |мократия |рство | |Матриархат |Парная | | | |Патриархат |семья | | | | | | | | | | | | | Таблица 2. Этапы развития государства “Киевская Русь”. |1 этап. |2-я пол. |Рюрик(862-879), Олег(879-912), Игорь | |Начальный |IXв.-кон.Хв. |(912-945), Ольга (945-969), | | | |Святослав(969-972)* | |II этап. |кон. Хв. - |Владимир(980-1015), Ярослав Мудрый | |Расцвет |сер.Хв. |(1019-1054) | |III этап. |сер.XIв.-нач.XIIв|Изяслав(1054-1078), Всеволод(1078-1093),| |Упадок |. |Святополк(1093-1113), Владимир | | | |Мономах(1113-1125), Мстислав(1125-1132) | Тема III. Московская Русь. Изучение истории возникновения и развития русского централизованного государства - Московской Руси имеет большое значение для понимания особенностей цивилизационного развития России; специфики ее государственности, духовной культуры, внешней политики, своеобразия социально-классовой структуры. История Московской Руси - одна из интереснейших страниц отечественной истории. К этому времени относится деятельность таких выдающихся государственных деятелей как Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Василий III, __________________________________________________________ * здесь и далее годы княжения Иван IV. Это время Сергия Радонежского и митрополита Алексея, Нила Сорского и Иосифа Болоцкого, Патриарха Никона и протопопа Аввакума. Это время появления выдающихся самозванцев, таких как Григорий Отрепьев - Лжедмитрий I. Основные проблемы 1. Причины и особенности образования русского централизованного государства. При решении этой проблемы рассмотрите и оцените такие параметры как: а) степень экономического развития русских земель, их экономической взаимосвязи и взаимопомощи; б) наличие политических предпосылок к объединению, какие кон кретно силы (сословия, группы людей, личности) выступали за объединение, какие - против; в) степень духовного единства Русских земель; г) значение внешних политических факторов в процессе объединения (явилась ли борьба с монголо-татарами катализатором центростремительных тенденций). 2. Причины и значение победы русских войск на поле Куликовом При анализе всех факторов, приведших к победе, обратите внимание не только на военно-тактические преимущества русских войск, но также и на то, что их успеху способствовало вступление Золотой Орды в полосу политической нестабильности и феодальной раздробленности. Это позволило Дмитрию Донскому в период борьбы с Мамаем привлечь на свою сторону хана Тохтамыша. На исход сражения повлияло также то, что с Мамаем не смог соединиться литовский князь Ягайло (союзник Мамая) со своим войском и не смог принять участие в битве. 3. Особенности цивилизационного развития Русского государства в XVI в. Эту проблему необходимо глубоко осмыслить. Сравните основные тенденции и явления исторического развития Европы и России в XVI веке, выявите существенные различия в экономическом, социаль но-политическом и духовном развитии. Объясните причины этих явлений. 4. Причины Смуты в конце ХVI - начале Х VII века и ее сущность. При изучении литературы, обратите внимание на то, что события смутного времени - это единый комплекс взаимосвязанных явлений - политических (династический кризис), социальный (разложение государственного порядка, начало народных волнений) и национальных (польско-шведская интервенция, угроза потери национальной независимости, национальное возрождение). 5. Особенности социально-экономического и политического развития России в XVII веке. Смутное время потрясло старые основы, разрушило старые устои. XVII век стал колыбелью новой России. Поэтому в процессе изучения социально- политической и духовной истории XVII века следует учитывать, что именно тогда начался процесс абсолютизации государственной власти, сформировалась система крепостного права, зародилась мануфактурная промышленность, завершилось формирование сословий и сословных интересов, определились основные внешнеполитические задачи, усилилось влияние западной культуры, были заложены основы формирования армии нового типа. Все это необходимо подтвердить конкретными фактами. Задания для самоконтроля 1. Проблемные вопросы 1) На базе каких общественно-экономических отношений формировалось русское централизованное государство: капиталистических или феодальных? 2) Обоснуйте известное высказывание В.О.Ключевского о том, что Московское государство родилось на поле Куликовом. 3) Почему Иван III первым из московских князей смог называть себя “государь всея Руси”? 4) Почему в Европе XVI век стал временем появления мануфактур, фермерства, первоначального капиталистического накопления, раскрепощения крестьян, возникновения буржуазии и пролетариата, а в России феодально- крепостнические отношения продолжали развиваться по восходящей линии? 5) Чем отличается крепостничество от крепостного права? 6) Какие сословия были заинтересованы в ограничении права крестьян переходить от владельца к владельцу в конце XVI века? 2. Тесты для самоконтроля а) Сергий Радонежский был 1) митрополитом 2) настоятелем монастыря 3) патриархом б) На стороне Дмитрия Донского участвовали 1) войска Олега Рязанского 2) литовские отряды 3) генуэзская пехота в) Поместье отличается от вотчины тем, что 1) поместные земли не передаются по наследству 2) вотчинные земли не передаются по наследству 3) вотчина больше поместья г) Службой по прибору называлась 1) стрелецкая служба 2) дворянская служба 3) рекрутская служба д) Реформы Никона привели к 1) изоляции русской церкви от других православ ных церквей 2) установлению единообразия в обрядах русской церкви и других православных церквей 3) усилению католического влияния на русскую пра- вославную церковь е) Династический кризис в конце XVI в. возник в связи с тем, что 1) у Ивана IV не осталось наследников по мужской линии 2) у Федора Иоанновича не осталось наследников по мужской линии 3) у Бориса Годунова не осталось наследников по мужской линии 3. Исправьте ошибку 1) Установление крепостного права - Судебник 1550 г. 2) Переяславская Рада - 1649 г. 3) Венчание Ивана IV на царство - 1551 г. 4) 1380 г. - противостояние русских и монголо-татарских войск на реке Угре 5) 1497 г. - Судебник Ивана IV 6) 1613 г. - создание II Ополчения под руководством Минина и Пожарского 7) Воцарение Романовых - 1633 г. 4. Проверьте знание карты а) Найдите на карте города, которые отошли к Швеции по Столбовскому мирному договору. б) Покажите на карте территорию Украины, вошедшую в состав России после Переяславской Рады. 5. Работа с первоисточниками Задание: Прочитайте приводимый ниже отрывок из послания Ивана Грозного князю Андрею Курбскому и охарактеризуйте политические взгляды царя (Текст приводится по изданию: ”Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года” - М.;1987г.) “... Писание твое (Андрея Курбского) принято и прочитано внимательно. Змеиный яд у тебя под языком, и поэтому хотя письмо твое и наполнено медом и сотами, но на вкус оно горше полыни... В слепоте твоей злобы ты не способен видеть истину... Вы ведь еще с юности, подобно бесам, поколебали мое благочестие и державу, полученную мной от Бога и от моих прародителей, взяли под свою власть. А это ли совесть прокаженная - держать свое царство в руке и не давать господствовать своим рабам? Это ли противно разуму - не хотеть быть под властью своих рабов?.. Так обстоит дело с мирскими делами; и в духовных же и церковных делах, если я и совершил небольшой грех, то только из-за вашего же соблазна и измены; кроме того, и я - человек; нет ведь человека без греха, один Бог безгрешен; это ты только считаешь себя человеком, равным ангелу. А о безбожных народах что и говорить! Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. А русские самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи. А ты этого в своей злобе не смог понять,, считая благочестием, когда самодержавие находится под властью известного попа1 и под вашим злодейским повелением. ....Как же ты не смог понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться?.. Неужели же ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен де лать правитель, как не разбирать споры своих подданных? Как же тебе не стыдно именовать мучениками злодеев, не разбирая, за что они пострадали?.. ....Разве же это противно разуму - сообразоваться с обстоятельствами и временем? Вспомни величайшего из царей, Константина2: как он, ради царства, убил собственного сына! А князь Федор Ростиславович3, как он, ваш предок, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым. ....И всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым являть милосердие и кротость, злым - жестокость и расправы. Если же этого нет, то он - не царь, ибо царь _______________________________________________________________ 1) Известного попа - царского духовника Сильвестра 2) Константин Великий (306-337 гг.) - византийский император, казнивший в 326 г. своего сына Криспа 3) Федор Ростиславович Черный - князь ярославский, предок Курбского, участник многих междоусобных войн, в 1293 г. приводил на Русь татар, разоривших многие города заставляет трепетать не добро творящих, а зло. Хочешь не бояться власти? Делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных...” Тема IV. Эпоха Петра Великого Конец XVII - первая четверть XVIII вв. связаны с царствованием и преобразованиями выдающегося государственного деятеля, полководца и дипломата Петра I. Знание фактов этого периода истории, процессов, которые протекали в это время, позволяют выявить проблемы, стоявшие перед страной, и как они решались. В эпоху Петра практически во всех сферах жизни российского общества произошли качественные изменения, наложившие отпечаток на последующие периоды в истории России. Следует иметь в виду, что историография петровской эпохи обширна. В ней присутствуют различные точки зрения и на реформы, проведенные Петром I, и на его личность. При всех разнообразных подходах и оценках этого времени авторы не отрицают того, что в петровский период было сделано много положительного для развития российского государства. Изучая источники и литературу, обратите внимание на наиболее важные проблемы: 1. Объективные причины преобразований в России начала XVIII в. Анализируя их, важно уяснить, что к началу XVIII века остро встали проблемы динамичного развития российского государства. Сравнив степень социально-экономического развития России в конце XVII в, с передовыми странами Западной Европы, станет ясно, что российское государство крайне нуждалось в радикальных преобразованиях практически во всех сферах общественного бытия, чтобы занять достойное место в системе европейских государств. Необходимо уяснить и позицию Петра I. В чем он видел главное условие модернизации страны? Ответ на этот вопрос будет очевиден, если вспомнить попытки российского государства в XVI и XVII вв. пробиться к Балтийскому и Черному морям. Отсутствие удобных морских коммуникаций, нежелание ряда западноевропейских стран, чтобы Россия их имела, сдерживало развитие нашей страны. Выход России к теплым судоходным морям был жизненно важной целью. 2. Реформы Петра I. Анализируя последовательность преобразований Петра I в различных сферах российской жизни, следует обратить внимание на то, что стало поводом к радикальным реформам в военной, экономической и социальной областях, в системе управления государством. Этим поводом стало противостояние современной армии Швеции в Северной войне, в ходе которой решалась задача выхода к побережью Балтийского моря. Первым крупным шагом Петра в комплексе преобразований стала военная реформа, основу которой составила система рекрутских наборов, создание регулярной армии. Экономические реформы. При рассмотрении этой проблемы следует обратить внимание на то, что реформа армии и строительство военного флота закономерно повлекли за собой преобразования в области экономики, налогов и финансов. Анализируя направления экономического развития страны, следует уяснить, какие важнейшие для государства отрасли производства получили приоритетное развитие и каковы особенности экономической реформы. Необходимо выделить роль государства в экономической жизни страны. Реформа государственного аппарата. При анализе этой проблемы важно обратить внимание на отношение Петра I к государству, важнейшему институту российского общества и его роли в осуществлении преобразований. Идея Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|