РУБРИКИ

Тобольская губерния

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Тобольская губерния

Тобольская губерния

ВВЕДЕНИЕ

Наш край – это частица России, бывшая Тобольская губерния - территория

современной Тюменской области – самой большой области в стране. Без

изучения социально-экономических аспектов Тобольской губернии не возможно

воссоздать картину становления капитализма в российской глубинке. Нам

необходимо выявить особенности провинции, которая долгое время оставалась

окраиной рыночных отношений, не смогла выйти за рамки торгового

капитализма, а её промышленность в первой половине 19 в. оставалась на

мануфактурном уровне. Возможно, отставание в развитии провинции является

одной из причин столь быстрого крушения капиталистического строя в России.

Сейчас в нашем обществе идёт перестройка всей экономической системы.

Страна ищет пути выхода в свободное рыночное пространство, в русло здоровых

отношений, основанных на частной собственности. В связи с этим раскрытие

данной темы позволит провести аналогию с современностью, что поможет

избежать повторения ошибок. Ведь именно сейчас в нашем обществе идёт тот же

процесс, что и в первой половине 19в – накопление первоначального капитала

и закладываются основы, на которые будет опираться экономика будущего.

В Тобольской губернии впереди всех наших сословий по весу и значению в

обществе становилось купечество. В городах купцы были основной движущей

силой общества, наиболее влиятельной частью населения, покровительствующей

культуре, просвещению, являвшееся ценителями искусства и филантропами.

Деятельность этих людей должна стать показательным примером для современных

бизнесменов. Естественно, что общество хочет видеть свои передовые слои

высокообразованными, с хорошими манерами, а для этого им нужно впитать

лучшие традиции предпринимателей прошлого.

В современном российском обществе существует проблема создания среднего

слоя, которая была актуальна и в 19 в. Средний слой – самый многочисленный

класс, который находится между богатейшей и беднейшей частью населения.

Процветание среднего класса – основа благосостояния общества. Там, где

существуют сословные перегородки здорового общества не бывает. Между

Россией купеческой и Россией мещанской лежала пропасть, которая создавалась

двухсотлетним отторжением податных сословий. Крушение самодержавной системы

стало трагическим концом для крупной буржуазии. Абсолютизм так и не понял,

что в проведении своей политики он, в первую очередь, должен был опираться

на средний слой. Судьба мещанства – это судьба не состоявшегося в России

среднего класса.

Хронологические рамки работы включают период с начала 19в. до реформ

1860-х годов. Выбор обусловлен тем, что в это время наступает кризис

феодализма, который явился почвой для зарождения рыночных отношений.

Необходимость изучения этого времени связана с тем, что в дореформенный

период начинается процесс накопления первоначального капитала, а именно

накопление денежных богатств для развития промышленного капитализма. После

1860 года начинается другой этап развития капитализма, поэтому изучение

первой половины 19 в. даст возможность понять процессы, происходящие в

пореформенный период.

Территориальные границы данной работы ограничиваются городами

Тобольской губернии: Тобольск, Тюмень, Тара, Ялуторовск, Ишим, Берёзов,

Сургут, Обдорск, Тюкалинск, Курган…

Новизна работы заключается в том, чтобы рассмотреть экономическое

развитие Тобольской губернии в первой половине 19 в. с учётом сложной

социальной структуры общества и степени участия этих социальных слоёв в

торгово-промышленной деятельности, что было невозможно в условиях

классового подхода.

Цель данного исследования состоит в следующем: изучить

предпринимательскую деятельность городских слоёв Тобольского губернского

общества первой половины 19 в. и её влияние на экономическую жизнь региона.

Перед исследованием ставится ряд задач:

1) Охарактеризовать политику царской администрации и динамику её

изменения в сфере деятельности городских предпринимательских слоёв;

2) Раскрыть дифференцированность экономической политики центра в

отношении городских сословий, занимающихся предпринимательством;

3) Выявить особенности экономической политики в Тобольской губернии;

4) Рассмотреть участие городских предпринимательских слоёв в торговой

деятельности;

5) Проследить как происходило участие городских предпринимательских

слоёв в развитии промышленности;

6) Изучить роль отдельных личностей в торгово-промышленной

деятельности.

Основным источниковым фондом работы являются опубликованные и

неопубликованные материалы.

Опубликованные материалы представлены преимущественно распорядительной

документацией центральных государственных органов. Это законодательные

акты:

Областная реформа 1775г. – «Об учреждениях для управления губерниями

Всероссийской империи и Городская реформа 1785г. – Жалованная грамота на

права и выгоды городам российской империи, изданные при Екатерине II.

В этих положениях впервые делается попытка определения социально-

правового статуса торгово-промышленного населения.

Манифесты от 1800г, 1807г., 1832г., предоставляющие купечеству «Новые

выгоды, отличия и преимущества…»

Гильдейская реформа Канкрина 1824г. – «Дополнительное постановление об

устройстве гильдий и торговые прочих состояний», которые предоставляет

торговцам мещанского и крестьянского сословий на рынке и в промыслах права,

равные купеческим, но без личных преимуществ.

Внутренняя торговля характеризуется следующими постановлениями:

«Правила о свободе внутренней торговли солью 1820г.», «Правила для соляного

управления в Сибирских губерниях», положение об инородцах»…

Внешняя торговля представлена такими документами, как «Указ 1800г. «О

сборе пошлин с привозных и отпускных товаров в Кяхтинской таможне»,

утверждавший правила торговли с китайцами; «Указ 1855г., устанавливающий

свободную торговлю с Китаем»…

С целью поощрения Сибирской промышленности был издан указ «О раздаче

даром земель под фабрики и заводы в Сибири от 1839г.» Эволюция

государственной политики в развитии виноградной промышленности

прослеживается с помощью ряда законов: «Указы 1754-1756г.г., закрепляющие

за казной и дворянством право на винокурие», «Закон 1843г., разрешающий

частным лицам устройство винокуренных заводов в Сибири и раздачу казенных

заводов в аренду», «Указ 1847г. преобразовывающий откупную систему в

систему акцизно-откупного комиссионерства»…

Отдельную группу составляют статистические источники. Сведения об

ярмарочных торговых оборотах, количестве ярмарок в губернии, движении

товаров содержат Памятные книги для Тобольской губернии; Статистическое

обозрение, составленное Сибирским комитетом; о том какие виды сырья

использовались местной обрабатывающей промышленностью пишет Гагемейстер Ю.

в книге «Статистическое обозрение Сибири».[1]

Группу неопубликованных материалов составляют документы Государственного

архива Тюменской области: фонд И-2 (Тюменская городская дума) и Тобольского

филиала ГАТО: фонд И-8 (Тобольская городская управа), фонд И-152

(Тобольское общее губернское управление), фонд И-329 (Тобольское губернское

правление), фонд И-479 (Тобольский губернатор). Они представлены в основном

отчётной документацией местных органов, которые помогают воссоздать картину

регламентации центральными властями городской торговли, позволяют выяснить

состав торговцев и промышленников, владельцев заведений. А также

присутствуют решения местных органов относительно торговли в городах;

докладные и деловая переписка, характеризующие злоупотребления местного

чиновничества; постановления и циркуляры Сибирских генерал-губернаторов в

отношении деятельности местных чиновников, их перевода на другую должность.

Поставленная проблема начала изучаться ещё в дореволюционной литературе.

Следует выделить Кизеветтера А.А., занимающегося исследованием

законодательства о городах России.

Ряд авторов – Ядринцев Н.М., Завалишин И., Боголепова М. В своих трудах

описали состояние Сибирского региона. При этом они акцентировали своё

внимание на географическом положении края, его сырьевой базе, видах

промышленного производства, которое могло развиваться в этих условиях и

видах деятельности местного населения.[2]

После революции в связи с координальным изменением методологических основ

исторической науки, тема не только перестала бать популярной, но и была

закрыта для исследования. Если отдельные авторы и обращались к этой теме,

то рассматривалась она только с заранее заданным негативным оттенком.

Такое положение просуществовало до начала 60-х годов. Но в 60-70 годы

советские историки лишь коснулись данного аспекта в связи с обсуждением

вопроса об особенностях капиталистического развития Сибири. Изменение общей

ситуации в исторической науке повлияло и на развитие региональных

исследований – начинают проводиться конференции, издаются сборники (Вопросы

истории Сибири).

Но в работах этого периода основное внимание отводится аграрному вопросу,

т.к. Сибирь это сельскохозяйственный регион.

Статья Бородавкина А.П., Рабиновича Г.Х., Сухотиной Л.Г. посвящена эволюции

капитализма в Сибири. В очерке Бородавкина А.П., Говоркова А.А. речь идёт о

преобладании торгового капитала над промышленным.[3]

В 60-70 годы появились работы общего характера по истории Сибири и

современной Тюменской области.[4]

О процессе складывания обрабатывающей промышленности в Западной Сибири, её

характеру по отдельным производствам пишет Копылов Д.И. в нескольких своих

статьях. Автор рассматривает развитие ведущей отрасли обрабатывающей

промышленности – кожевенной.[5]

С середины 80-х годов изучение экономических проблем истории края

отличается отказом от описательности, поворотом истории к изучению

экономики края как многомерного процесса. Однако раскрыть проблему на

основе классового подхода не представлялось возможным, хотя источниковая

база исследований укрепилась и расширилась, стали известны новые факты

экономической деятельности, роль отдельных личностей в указанных вопросах.

В трудах историков эта тема специально не рассматривалась, но некоторые

авторы затрагивали ряд сюжетов при освещении других проблем.

Исследованием социально-экономического статуса сибирских городов и основных

тенденций правительственной политики в отношении этих городов занималась

Рабцевич В.В.[6]

Рассматривает вопрос о способах накопления первоначального капитала в

Сибири, проблему превосходства торгового капитала над промышленным

Шпалтаков В.П.[7]

Только с начала 90-х годов после окончательного отказа от марксиско-

ленинского подхода в изучении событий стало возможно всестороннее

исследование предпринимательской деятельности. Это позволило историкам по-

новому осветить уже известные факты, ввести в научный оборот

неопубликованные материалы. Обозначился интерес не только к экономическим

аспектам, но и социальным основам предпринимательства.

Важной вехой стали общие работы по истории российского и сибирского

предпринимательства, выпущенные в первой половине 90-х годов, вышла

энциклопедия по истории сибирского купечества, в «Очерках истории Тюменской

области». Сделана попытка отобразить поставленный вопрос на примере

деятельности конкретных личностей.[8]

В рамках Сибирского региона идёт интенсивное изучение вопроса

дореформенного предпринимательства. В тезисах научно-практической

конференции «Словцовские чтенич» опубликован ряд очерков, касающихся

некоторых моментов поставленной темы.

Филь С.Г. является автором публикаций о коммерческой деятельности

действительного статского советника в отставке Поклёвского-Козелл А.Ф.

Интерес представляет статья Васильевой Л.В., в которой речь идёт о

социальной базе формирования предпринимательских слоёв в Сибири. Обращает

на себя внимание очерк Прокутиной Л.В., повествующий о видах деятельности

тоболь

ского мещанства.[9]

В 1998 году вышла монография Ю.М. Беспаловой, в которой исследуются

психологические аспекты Западно-Сибирского предпринимательства, какое

влияние оказали культурные и духовные ценности на их благотворительную и

меценатскую деятельность.[10]

Однако изучение этой проблемы до сих пор носит фрагментарный характер,

несомненно требуются обобщающие работы. Такие работы появляются, но в

основном на общероссийском материале, где Сибирь освещена недостаточно.

Сейчас журнал «Отечественная история» начинает публикацию

исследовательского проекта Института российской истории «Российское

предпринимательство 16- начало 20 в.в.»[11]

ГЛАВА I.Политика центральных и местных органов власти в сфере

предпринимательской деятельности

1.Политика царской администрации в отношении городских

предпринимательских слоев

Государственная политика в области предпринимательской деятельности

осуществлялась в условиях сложной социальной структуры общества.

В предпринимательстве в разной степени были задействованы следующие

городские слои: купцы, мещане, городские крестьяне, чиновники, дворяне…

Впервые к определению социально-правового статуса городских сословий

обратилась Екатерина II.

Первым шагом в этом направлении была областная реформа 1775г. – «Об

учреждениях для управления губерниями Всероссийской империи»1, имевшая

целью сделать город опорой самодержавия, охватить разветвленной сетью

административных центров зависимое население. По этой реформе зависимое

городское население делилось на две основные категории: купцов и мещан.

Следующим шагом стало Городское положение 1785г. или «Жалованная

грамота на право и выгоды городам Российской империи»2, которая определяла

права и обязанности купечества, мещанства и являлась попыткой регламентации

торгово-промышленной деятельности горожан.

Реформы городского управления 1775 и 1785г.г. были направлены на

закрепление за городами статуса центров предпринимательской жизни. Чтобы

ускорить процесс урбанизации, городским слоям представлялось больше

привилегий, чем сельским. Горожане облагались налогом в два раза меньшим,

чем сельское население.

Наибольшей предприимчивостью из всех городских сословий отличались

купцы.

Формально по Городовому положению 1785г. купечество считалось податным

городским сословием.1 Но на практике купечество не выполняло повинности

податных слоев освобождены от уплаты подушной подати, а за дополнительную

плату и от рекрутской повинности. С другой стороны при всем своем

покровительстве государство не предоставило купцам дворянских привилегий,

т.е. купечество продолжало оставаться значимым объектом казенного

обложения.

В Сибири в отличие от России купечество как особый сословный строй

сложился к концу 18в. С этого же времени запись желающих по 3-м гильдиям

производилась ежегодно с учетом объявляемого «По совести» капитала.

Термин гильдия в России того времени означал установленное государством

имущественно-правовое деяние купеческого сословия. Закон обеспечивал каждой

гильдии определенные права и налагал ряд ограничений, которые были вызваны

тем, что упомянутые суммы капитала указывались самими купцами, а это

затрудняло налогообложение. Купцы часто занижали размер объявляемого

капитала. Достигнув уровня необходимого для определенной гильдейской

ступени, купец скрывал остальное для уменьшения процентного налога.2

С одной стороны государство боролось с этим злом, разработав методику

мелочной регламентации не только торговых дел, но и образа жизни купцов (их

жилищ, средств транспорта, одежды) С другой стороны утаивание части

капитала было, в некоторой степени, «узаконено» распоряжениями

правительства. В частности, в 97 пункте Городового положения 1785г.

говорилось: «При написании купцов в гильдии проверка объявленного по

совести капитала запрещалась, и того для нигде и ни под каким видом об

утайке капитала доноса не принимать и следствия не чинить.1

Купцы 1-й гильдии имели право торговать на крупных ярмарках и в

«различных» пограничных портах и таможнях2, где в обычаях была торговля не

на деньги, а меновая, когда продаваемые товары складывались в разные кучи и

купцы, ходя между ними, приценивались, обменивали «гуртом» одну кучу на

другую.

Купцы 2-й гильдии имели право торговать только на российских и

сибирских ярмарках. Каждый уездный город в 1-й половине 19в. имел свою

ярмарку.

Самой многочисленной категорией были купцы 3-й гильдии, имевшие право

торговать только в своем городе и уезде.

Имущественный ценз для купцов 1-й гильдии составлял от 10 до 50 тыс.

руб., для 2-й гильдии – от 5 до 10 тыс. руб. и для 3-й – от 1 до 5 тыс.руб.

Сибирское купечество изучаемого периода видело основу своего

процветания не в торговле «за семью моралями», а в обслуживании

непосредственных нужд местного населения. Не было, пожалуй, такого уголка в

Сибири, куда бы не добирался купец.3

Правительственная политика в отношении городских предпринимательских

сословий была организована на началах корпоративности. Даже в рамках одного

купеческого сословия существовало деление на три гильдии, которые обладали

разным объемом прав.

Изучая общие тенденции в управлении сибирскими городами, Рабцевич В.В.

заключает: «Политика центральных властей задавалась целью регламентировать

все существовавшие виды торговой деятельности. В этой связи действовали

подробные правила, определяющие объем торговых прав купцов, мещан,

городских крестьян.1

Имущественные права купцов определялись ежегодным гильдейским

расписанием. В 1834г. было введено положение о купеческих книгах,

предназначенных для фиксирования объема частной торговли купцов.2

Цель этого нововведения – контроль за магистратом и коммерческим судом.

Кроме того, для учета имущественной состоятельности купцов велись

«капитальные» книги, в которых каждый купец лично подписывался под суммой

объявленного им «по чистой совести» капитала. Такой контроль применялся

государством в связи с тем, что процентные взносы с капиталов шли в казну.

Гильдейская подать легла в основу всей системы торгово-промышленных

обложений в России. «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о

торговле прочих состояний», изданное в 1824г. превратило гильдейскую подать

из однопроцентного налога с прибыли в неизменный оклад, взимаемый за

свидетельство на право торговли. С введением этих свидетельств, а также

билетного сбора с излишнего против положенного числа лавок посословное

торгово-промышленное обложение приняло форму сословно-патентной системы.3

Налоговое обложение государством купеческого сословия производилось

следующим образом: в начале каждого года купец объявлял сумму своего

капитала, с которого в казну уплачивался определенный процент, причем

одинаковый для всех. В 1775г. он равнялся 1, в 1797г. –1,2 и в 1810г. –

1,7%, но в 1812 подскочил до 4,5% и ниже уже не опускался.1

Контролируя купеческую торговлю, правительство только в 1811г.

разрешило заключать сделки в уездных городах Сибири на сумму 5тыс. руб.

Кроме того, это постановление разделило мещанское сословие на торгующих

и посадских. Эта мера была принята для того, чтобы с одной стороны

«охранять пользу купечества», а с другой стороны, чтобы не стеснять торгово-

промышленную деятельность мещан.2

Государство ограничивало юридическую свободу предпринимательских слоев.

Для причисления в другие сословные общества требовалось получение

увольнительных от своих обществ, все жители городов наследственно

прикреплялись к определенному месту жительства. Также ограничивалась

свобода перехода в другие города и передвижение по территории страны, что

затрудняло хозяйственную –деятельность. Для отлучки на расстояние свыше 30

верст нужно было запастись паспортом, а для этого рассчитаться ко времени

отъезда с податями и повинностями, с частными долгами, найти двух

поручителей за предстоящие непредвиденные платежи, получить разрешение от

своего общества.3

Разрешение на выезд должна была брать даже купеческая верхушка и члены

магистратов и дум.4

Основой системы налогообложения предпринимателей, существовавшей в

последние 10 лет перед реформой 1861, были сбор за свидетельства на право

торговой или промышленной деятельности и сбор за билеты на право содержания

лавок и промышленных заведений (сверх 3-х, на которые выдавались бесплатные

билеты). При капитале более 15тыс. рублей сбор за свидетельства с

некоторыми процентными надбавками составлял 660руб., от 6 до 15 тыс. –

264руб. и от 2,4 до 6 тыс. – 66руб. в год. За билеты при капитале более 6

тыс. руб. уплачивался дополнительный сбор: в столицах (Москве и Петербурге)

– по 30 руб., в прочих местностях – по 23 руб.

Также существовал сбор за свидетельства на право содержания мелких

торговых и промышленных заведений, принадлежащих крестьянам и мещанам, а

также приказчичьи свидетельства.

Самым существенным недостатком данной системы налогообложения было то,

что его основное бремя падало н мелких предпринимателей, а это в

значительной степени затрудняло развитие промышленности и торговли на самой

ранней стадии.

Очевидное несоответствие между состоятельностью предпринимателя и

размерами его обложения правительство пыталось компенсировать некоторыми

льготами. Одной из таких льгот было освобождение от уплаты гильдейского

сбора владельцев так называемых домашних заведений – мелких промышленников.

Другой льготой было освобождение на 1 год от выборки торгового

свидетельства лиц, состоявших в гильдиях и имевших намерение открыть

промышленные предприятия. Серьезность таких намерений подтверждалась

удостоверениями, подписанными губернаторами.1

Чтобы выделить купечество в особое сословие Городовым положением 1785г.

вводится институт «именитых граждан». Это звание присваивалось оптовым

торговцам, банкирам, судовладельцам с капиталом свыше 50 тыс.руб. Такие

лица не входили в состав гильдий и учитывались в разделе 5-м обывательской

книги.2

В 1800г. для купцов устанавливается звание коммерции советника, как

знака особого отличия. Это звание давало его обладателям права 8-о класса

штатной службы, т.е. этим лицам была дана возможность получить привилегии,

близкие к дворянским.

В 1807г. вышел манифест « О дарованных купечеству новых выгодах,

отличиях и преимуществах и новых способах к распространению и усилению

торговых предприятий», который подчеркнул разницу между «действительными»

купцами, которые здесь были названы «первостатейными» или негоциантами и

обычными подрядчиками, откупщиками и лавочниками. К 1-м относились только

оптовые торговцы.

Кроме того Манифест устанавливал правила для образования товариществ,

исключал из гильдий иностранных купцов, вводил бархатные книги для

записывания родов именитого купечества, объявлял льготы купечеству,

разрешал носить шпаги первостатейным купцам1…

В 1810г. объявлен Манифест «О способах к лучшему устройству суконных

фабрик», который устанавливал звание мануфактур-советника для купцов.

Состоявших в 1-й гильдии 12 лет подряд и кто производил на собственной

фабрике более 100 000 аршин сукна ежегодно. Этот титул предоставлял те же

права, что и коммерции-советнику. Получившие звание коммерции или

мануфактур-советника могли переходить в разряд почетных граждан, который

был введен в 1832г. Звание потомственного и личного почетного гражданина

давало ряд прав: освобождение от рекрутской повинности, подушного оклада и

телесных наказаний… Почетными гражданами могли становиться также купцы 1-й

гильдии после 10-летнего пребывания в ней. Почетные граждане пользовались

«правом титуловаться, как и дворяне, и ваше благородие». Таким образом,

почетные граждане являлись промежуточной прослойкой между дворянством и

купечеством и сыграли определенную роль в формировании слоя городских

предпринимателей.1

Кроме того, купцы, которые вели торговлю с заграницей в течение 5 лет

не менее, чем на 50 тыс.руб., получали звание торгового гостя и в

«почестях» приравнивались к 7-у классу штатной службы. Эти преимущества

распространялись и на членов купеческих семей.2

Наличие таких привилегий повышало общественный статус купечества в

условиях сословного строя, облегчало ведение коммерческой деятельности,

создавало дополнительные возможности накопления капитала. Такая политика

государственного протекционизма смогла усилить стремление предпринимателей,

вышедших из крестьянского или мещанского сословий, вступать в гильдии.3

После издания Манифеста 1775г. термин мещанство получил общерусское

значение.

Исследованием корней происхождения мещанского сословия занимается

Шилкина С.З. Она отмечает: «… в русский язык слово «мещанин» в значении

житель посада, мелкий торговец и ремесленник попало в 14в. через Украину и

Белоруссию из Польши. В переводе с польского означает «горожанин» («место»

по-польски город). Там мещанами называли горожан вообще, представителей

торгово-ремесленной части города. На Руси в 16- 1-й половине 18в. мещанами

называли выходцев из польских городов и горожан Украины и Белоруссии. В

1671-72г.г. в Москве была основана Мещанская слобода, в которой жили

выходцы из польских владений. Занимались ее жители различными ремеслами.

Название среднего рода люди или мещане – есть следствие трудолюбия и

добронравия»4.

В Жалованной грамоте городам все мелкие ремесленники и торговцы, не

желающие записываться в купеческие гильдии или цеха, были «поименованы»

мещанами и, в отличие от гильдейцев, были обязаны уплачивать подушную

подать, которая составляла 8 рублей в год и внутренние городские сборы,

отбывать рекрутскую повинность.

Термин мещанство имел три значения: «городовые обыватели», «среднего

рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Теперь мещане составляли

отдельное сословие городских жителей – «мещанское общество». Звание

мещанина было наследным и потомственным.1

Принадлежность к мещанам оформлялась записью в годовой обывательской

книге. Это звание было наследственным и потомственным.

Для записи в мещане необходимо было иметь в городе недвижимую

собственность, заниматься торговлей или ремеслом, нести податные

обязанности и исполнять городские общественные службы. При соблюдении этих

условий записаться в мещане мог каждый желающий.

В свою очередь, лишить мещанства мог только суд и мещанское общество.

Выйти из мещан горожанин мог и по собственному желанию с согласия

мещанского общества. Мещанство по Грамоте получало право корпоративного

объединения, в частности сословного самоуправления. Имели специальный орган

управления – мещанскую управу и мещанский суд по мелким гражданским делам.2

Для мещан занимающихся «мелочной» торговлей, определялось три формы

отчетных документов: кассовая книга для ежедневного учета прихода и

расхода; товарная – для записи всех полученных товаров; расчетная – для

учета долгов и счетов. Торгующие в розницу вели еще книгу регистрации

торговых документов. Документ, принимавшийся у мещан в качестве

доказательства городского гражданства, одновременно свидетельствовал об

имущественном положении.1

Существовала сложная система учета хозяйственных операций. В финансовой

документации отражались имена и сословная принадлежность участников сделок,

названия товаров, стоимость, вид сделок и т.д. Финансовая отчетность по так

называемым гербовым сборам, т.е. налогам на векселя и контракты – месячная,

по третям года и годовая – призвана была, кроме всего, давать оперативную

информацию о характере сделок.2

В 1824г. Александр I заметно «подсек» предпринимательскую инициативу

мещан. Он издал закон, обязывающий покупать мещанские торговые

свидетельства, в которых фиксировались все виды деятельности, способ

торговли, перечень товаров… Цена мещанских свидетельств была непомерно

высокой: при сохранении 8 руб. подушной подати в год мещанин в данном

случае должен был платить от 40 до 120 руб. в зависимости от класса

местности. Для основной массы мещан такие оклады были непосильны и через 2

года они были отменены, но сам принцип фискальной политики не изменился.3

Одновременно с 1824г. торгующим мещанам дозволялось производить

розничную торговлю, заключать частные сделки, брать подряды и откупа на

сумму не свыше 4тыс. рублей.4

Правовой статус мещан был ограниченным, так как они не представляли для

казны такого фискального интереса, как купцы.

Города Тобольской губернии в экономическом отношении носили

полусельскохозяйственный характер. На окраинах городов проживали городские

крестьяне, которые занимались сельским хозяйством и промыслами. Они

являлись главными поставщиками сельскохозяйственной продукции на городские

рынки.

Интерпретируя Полное собрание законов, Тарловская В.Р. дает следующее

представление о социальном статусе городских крестьян:

«Поселившиеся в городах крестьяне в своем большинстве разрывали связь

со своим сословием. В силу существовавших правил они долгое время вынуждены

были еще обращаться к местам своей прописки за получением паспортов.

Несмотря на то, что Городское положение 1785г. расширяло доступ в

городские сословия, правительство стремилось к распространению сословий.

Дети крестьян, родившиеся в городе получали городскую прописку, но

продолжали числиться крестьянами и не могли входить в состав городского

общества.1

Тем не менее, крестьяне не спешили записываться в другие городские

сословия, так как размер подушного сбора, который платили горожане, был

вдвое выше, чем у крестьян.2

До 1812г. крестьянам не разрешалось заниматься торговлей за пределами

своего уезда, открывать фабрики и заводы. Общегосударственной реформой

1812г. были приняты «Дополнительные правила для дозволения крестьянам

производить разными товарами торговлю с получением на сие право

свидетельств с платежом определенных пошлин»3, т.е. теперь крестьяне могли

держать лавки в городах.

С 1812г. по 1822г. крестьянские права были расширены, им разрешалось

заводить в деревнях фабрики и заводы, кроме того, участники ярмарочной и

базарной торговли освобождались от платежа всяких пошлин и покупки торговых

свидетельств.1

В 1824г. вводится сословно-патентная система обложения торговли и

промыслов, которая предоставляла право за определенные пошлины заниматься

стационарной торговлей всем желающим2 «…дозволено ввозному торговцу

переходить в торговый разряд во все продолжение года со взносом токмо

дополнительных пошлин…»3

Несмотря на повышение нормы взноса в казну, крестьяне воспользовались

предоставленным им правом заниматься постоянной торговлей в городах. В

случае чего, торговые крестьяне начинают играть более заметную роль в

непериодической торговле, а к концу 50-х годов 19в. стали успешно

конкурировать с гильдейским купечеством, постепенно монополизируя торговлю

в своих руках.4

Таким образом, городские торговые крестьяне становятся активными

участниками экономической жизни городов Тобольской губернии.

Правительство отводило городским торговым крестьянам роль поставщиков

сельскохозяйственной продукции на городские рынки.

В 1810-20-х годах наблюдалось сокращение численности гильдейского

купечества и рост числа крестьян-промышленников. Повышение экономической

роли крестьянских торговых элементов потребовало от правительства изменения

законодательства.

Рындзюнский П.Г., анализируя общие тенденции государственной политики в

сфере предпринимательской деятельности городских слоев дореформенной

России, обратил внимание на Гильдейскую реформу Канкрина (министр

финансов):… «в 1824г. было издано «Дополнительное постановление об

устройстве гильдий и о торговле прочих состояний», в котором торговцы-

крестьяне и торговцы-мещане получали на рынке и в промыслах права, равные

гильдейским купцам, но без личных преимуществ, имевшихся у купцов

(получения почетных званий, орденов, ношение мундира и прочие).1 Царская

администрация лишала возможности получить личные привилегии мещан и

городских крестьян в связи с тем, что это могло привести к обновлению

кадров буржуазии, размыванию сословных граней и возникновению угрозы

самодержавию.

Рассмотрим расписание цен свидетельств на право торговли или промысла и

билетов на лавки:

| |Свидетельства |За особый билет на |

| | |лавку |

|1 |2 |3 |

|За право торговли купцам |2200 руб. |В столицах 100, в |

|I.1-й гильдии | |прочих местах 75 руб.|

|В цене свидетельства заключается по| | |

|45 с капитала – 2000руб., наводного| | |

|и сухопутного сообщения – 200 руб. | | |

|Итого: 2200 руб | | |

|II. 2-й гильдии: |880 руб. |Также как I. |

|4% с капитала – 800 руб.; | | |

|наводные, сухопутные сообщения – 80| | |

|руб. | | |

|III.3-й гильдии |220 руб. |Также как I и II |

|2,5 % с капитала – 200 руб.; | | |

|наводные, сухопутные сообщения – 20| | |

|руб. | | |

|в льготных губерниях в цене |132 руб. |50 руб |

|свидетельства заключается 1,5% с | | |

|капитала – 120 руб.; | | |

|наводные, сухопутные сообщения 12 | | |

|руб. | | |

|IV. За право торгующего мещанина: -|120 руб. |50 руб. |

|в столицах; | | |

|В губерниях, портовых и пограничных|80 руб. |30 руб. |

|городах, где есть таможенные места;| | |

| | | |

|в льготных губерниях; |60 руб. |20 руб. |

|в уездных городах и местечках |60 руб. |20 руб. |

|V.за право торгующих крестьян: | |В столицах 100 руб. |

|1-го рода |2.600 руб. |В прочих местах 75 |

|2-го рода |1100 руб. |руб. |

|3-го рода |400 руб. |В столицах 75 руб. |

|4-го рода |150 руб. |В прочих 50 руб. |

|5-го рода |40 руб. | |

|6-го рода |25 руб. | |

|VI.Приказчик 1-го класса |80 руб. | |

|Приказчик 2-го класса |40 руб. | |

Данные таблицы показывают, что самой высокой была цена крестьянских

свидетельств первого рода, а самая низкая у крестьянских свидетельств

шестого рода. Не выходя за границы одного сословия, правительство

предоставляет разные возможности для торговой деятельности. Тем самым

пытаясь втянуть в рыночные отношения широкие слои населения, в которых

видело новые объекты фискального обложения.

Стоимость свидетельств для мещан и для купцов 3-й гильдии варьировалась

в зависимости от местности, где происходила торговля. Но цена свидетельств

для купцов 3 гильдии примерно в 2 раза выше, чем у мещан.

Цена свидетельств за право торговли купцов 1 и 2 – й гильдий оставалась

стабильной. Причём свидетельство для купцов 1-й гильдии стоило в 2,5 раза

больше, чем для 2-й гильдии.

Государство стимулировало развитие торговли и промыслов, чтобы

удовлетворить свой фискальный интерес, то есть собирать налоги в рамках

каждого сословия.

Участники торгово-промышленной деятельности различались сословными

правами, социальным статусом и степенью участия в предпринимательской

деятельности.

Наиболее втянутыми в рыночные отношения являлись представители

купечества. Ядром мелкого и среднего предпринимательства были мещане.

Торговые городские крестьяне постепенно монополизируют торговлю на

городских рынках. По закону 1815 года чиновникам запрещалось заниматься

предпринимательством, поэтому только уйдя в отставку, некоторые из них

вступали на этот путь. У военных не хватало времени на торгово-промышленную

деятельность, они находились на государственной службе, за которую получали

высокое жалованье. Тем не менее, отставные военные, как и чиновники,

приняли небольшое участие в предпринимательстве. Малочисленное дворянство в

силу того, что не обладало в Сибири ни большой собственностью, ни землёй и

не имело психологического настроя, слабо проявило себя в торгово-

промышленной деятельности.

С 1731 по 1820 годы продажа соли была монополией казны. В основном

ямышевская соль привозилась из Тобольска в Сургут и Берёзов (ежегодно до

1000 пудов) и продавалась в казённых лавках по 19-20 копеек за пуд.

Государство получало с каждого проданного пуда соли примерно 10 копеек

прибыли. В 1820 году издаются «Правила о свободе внутренней торговле

солью»,1 что означало отмену государственной монополии на соль.

В 1822 году были изданы правила для соляного управления в Сибирских

губерниях. Право вольной продажи соли предоставлялось людям всех состояний,

за исключением служащих по соляному управлению, чиновников и служителей, их

семейств.

Устанавливалась вольная и казённая продажа соли. Оптовые подряды на

развоз казённой соли не допускались.2

В связи с этим доходы казны от продажи соли на севере начали

сокращаться, а к 1835 году среди доходных статей «соляные» деньги здесь уже

отсутствуют.

Государственные органы всячески стремились сохранить рыболовные угодья

края за аборигенными жителями. Для этого они в 1805 году запрещают

заключать арендные договора более, чем на 1 год, требуют в обязательном

порядке согласия аборигенных старшин и князцов на эти акты.1

В 1831 году подтверждаются правила свободной торговли с иногородцами,

изданные Сперанским М.Н. в 1820 году. Необходимость этого возникла в связи

с тем, что местная полиция подвергла эту торговлю, главным из которых было

то, что к иногородцам можно было проникать только по билетам, выданным

земской полицией. Ясачная комиссия установила, что торговля по билетам

перешла в одни руки и цены выросли в 5 раз. От остяков посыпались жалобы на

действия местной полиции и ясачная комиссия сочла эти жалобы

справедливыми.2

В 1844 году вышел закон, устанавливающий сроки торговли с инородцами: с

1 июля по 1 сентября, был введён запрет торговцам иметь склады и магазины у

инородцев. В то же время на основе «Положения об инородцах» учреждались

казённые магазины. Это мероприятие преследовало двоякую цель: во-первых,

«доставление необходимого пособия по продовольствию и промыслам кочующих и,

во-вторых, умерение вольных цен на необходимые потребности.»3

Особое место занимала русско-китайская торговля, объём которой

составлял не менее 60% всего азиатского торга. Центром русской торговли с

Китаем была Кяхта.

В 1800 году был утверждён тариф для торговли с Китаем, установивший

более низкие пошлины, чем европейский тариф.4 Так, чай отпускался в Россию

с пошлиной от 5 до 12 рублей с пуда, а по европейской границе по 60 рублей

с пуда…Кяхтинский тариф был более льготным, чем европейский, что

подчёркивало заинтересованность России в торговле с Китаем. Кроме того,

указ 1800 года «О сборе пошлин с привозных и отпускных товаров в Кяхтинской

таможне»1 утверждал правила торговли с китайцами, которых должны

придерживаться Кяхтинская таможня и купечество.

Правительство ещё в царствование Петра I пыталось организовать для

китайской торговли компанию наподобие Ост-Индской, а кяхтинские купцы сами

объединились в общества, которых к 1800 году насчитывалось шесть:

Московское, Тульское … и Тобольское (назывались по принадлежности к

губернии). Причиной создания компаний было то обстоятельство, что купцы не

имели достаточных капиталов для торговых операций, а назывались компаниями,

потому, что каждая сначала торговала «особенными» товарами, которых не было

у остальных: например, Тобольская и Иркутская привозили белку, песцов,

лисицу, мерлушку и юфть.2

Русско-китайская торговля носила меновой характер. По правилам 1800

года мена с китайцами производилась исключительно товарами по ценам,

назначавшимися с общего согласия купечества, избранными с обеих сторон

представителями – «компаньонами». Покупка и продажа товаров за деньги была

строго запрещена. Вести торговлю с Китаем могли только русские подданные.3

В 1824 году вышел указ о запрете свободной торговли с Азией4, который

преследовал понизить цены китайских товаров и повысить цены на российские,

а также оградить российские товары от конкуренции.

Западно-Сибирским торговцам представили некоторые льготы в азиатской

торговле: с 1829 года купцам третьей гильдии дозволено было право

заграничной азиатской торговли5 Это же право в 1835 году было

распространено и на крестьян, торговавших по свидетельствам третьего

класса.1

В 1855 году устанавливалась свободная торговля с Китаем по «вольным»

ценам, разрешалась покупка китайских товаров на золотую и серебрянную

монету, правда в определённых размерах, не более 1/3 ценности мануфактурных

товаров.2

В Ритчевский рассматривал таможенно-тарифную политику правительства.

Вот что он отмечал: «…Со времени Екатерины II постепенно сглаживаются

крайности покровительства и опёки промышленности и торговли, и главным

средством поощрения их становилось регулирование тарифов. В 1800 году был

значительно усилен таможенный тариф 1797 года, а в 1801 году, со

вступлением на престол Александра I, последовали многие облегчения. Для

установления равновесия между вывозом и привозом в 1810 году издан тариф

строго запретительского характера. Только после 1815 года таможенная

политика резко изменилась, что особенно выразилось в новом, чрезвычайно

свободном тарифе 1819г. – это был самый низкий тариф, который Россия когда-

либо имела, по которому разрешены были к ввозу все ранее запрещенные

товары, с наложением на них умеренных пошлин. По поводу этого тарифа

Канирин заявил: «…тариф убил русскую промышленность. В этой связи

правительство в 1822г. возвращается к прежней запретительной системе.

При дальнейших переработках тарифа до 1850г. продолжали придерживаться

строго охранительной системы. С изданием тарифа 1850г. правительство

перешло к более умеренной охранительной системе: промышленность поощрялась

уменьшением пошлин на главные фабричные материалы, понижались пошлины,

проносящие вред правильной торговле»1.

Таможенно-тарифная политика нашла протекционисткий характер. Она

преследовала цель – закрыть доступ в Россию иностранным товарам.

В 1754-56г.г. были приняты законы, превращавшие винокурение в

заповедное поле предпринимательства казны и дворян.2 В первой трети 19 в.

винными откупщиками и арендаторами казенных заводов в Тобольской губернии

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.