РУБРИКИ

Ставрополье в древности

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Ставрополье в древности

Ставрополье в древности

Лицей №104

г. Минеральные Воды

Реферат

по

Истории

«Ставрополье в древности»

Ученика

11 «А» класса

Балабан Ю.

Преподаватель

Дирина Л. Р.

План:

Ставрополье в Древности

Каменный век

Кобанская культура

Майкопсая культура

Племена скифов

Знаете ли вы, что весь Кавказ, включая и наше Ставрополье, в науке

понимается как одно ищ мест обитания древнейшего человека. Самые ранние

находки следов деятельности человека в нашем регионе относятся к

древнекаменному веку – нижнему палеолиту. Это примитивные каменные орудия:

режущие кремневые пластины и отщепы. Известны и археологические находки и

на территории Ставрополья, относящиеся к более поздней эпохе – верхнему

палеолиту. На территории края, в его современных границах, памятники

неолита единичны.

В IV тысячелетии до н. э. На Кавказе появляются металлические изделия

из меди и ее сплавов. В науке принято считать, что эпоха ранних металлов

начинается с использования меди, отсюда и название энеолит, что значит

медно – каменный.

В начале III – тысячелетия до н. э. На территории Пятигорья и

Ставропольской возвышенности жили племена так называемые майкопской

культуры. Культура получила свое название от местонахождения кургана Ошад,

раскопанного учеными в 1897 году в Майкопе.

С 1973 года ведутся широкие исследования археологических памятников в

степных, центральных и северо - восточных районах и на Кавминводах,

развернувшихся в связи с мелиорацией края. Наряду с каменными топорами в

это время использовались и предметы из бронзы и меди. Мастера уже умели

обрабатывать драгоценные металлы – серебро и золото, что видно из раскопок

курганов Майкопа. Со времени открытия Майкопского кургана установилась

точка зрения на развитие майкопского общества как патриархально – родового,

с ярко выраженной властью родоплеменных вождей. Основываясь на анализе

погребального материала установили, что было три слоя общества: вождь

племени, родовые старейшины и патриархальные рабы.

Второе тысячелетие до н. э. Майкопской археологической культурой уже

не связывается. Видимо в это время местные племена Центрального

Предкавказья, называемые учеными как племена майкопской культуры, были на

стадии актуально исчезновения. В наших территория на обширных пространствах

Северного Кавказа климат довольно резко изменился в сторону похолодания,

засухи, что подорвало, что подорвало сложившиеся хозяйственные культуры.

Ареал этой культуры определялся весьма широко. На юге – вплоть до Главного

Кавказского хребта, на западе – до верхней Лабы, на востоке – до скалистых

хребтов Дагестана. На севере и северо – западе границы северо – кавказской

культуры общности эпохи бронзы определяются очень приблизительно.

Самым распространенным видом погребальных сооружений северокавказской

культуры являются курганы, при строительстве которых, устройстве погребений

широко используется камень. Им укреплялось кольцо в центре насыпи,

окружающее погребение, устраивавшееся в яме. Погребальные ямы зачастую

забрасывались камнем.

Исследователи древней истории Северного Кавказа считают, что именно

во втором тысячелетии были освоены высокогорные луга, на которых в теплое

время года выпасают скот. На зиму его отгоняли на равнину. Так оформлялось

характерное в дальнейшем для Кавказа полукочевое скотоводство.

В меньшей степени население этой культуры занималось земледелием. К

тому времени относят найденные на Ставрополье бронзовые серпы. Из метала

делались различные бытовые вещи, начиная от крупных топоров и молотков,

кончая тонкими иглами, изготавливались медные и бронзовые и медные

застежки.

Признаки социального расслоения общества того времени почти не

прослеживаются. Резкие контрасты в устройстве погребальных сооружений и в

инвентаре погребений, столь бросающиеся в глаза в майкопской культуре,

здесь почти неизвестны.

С XIV – XIII вв. до н. э. В горах и ущельях Центрального Кавказа

складываются черты новой, кобальской культуры, знаменитой достижениями в

области обработки бронзы и благородных металлов. Эта культура исконно

кавказского населения названа по имени селения Верхний Кобан, находящегося

в ущелье реки Гизельдон. В ареал кобанской культуры попадает, главным

образом, горная и предгорная часть нашего края: Пятигорье и Верхнее

Прикубанье.

На территории Ставрополья открыто несколько кобанских поселений и

могильников. Для этой культуры характерна посуда определенных форм: миски,

с округлыми, плавно загнутыми во внутрь краями, кубки, одноручные кувшины и

бокалы. Кобанское прикладное искусство поражает универсальностью рисунка,

острой наблюдательностью и поистине блестящим мастерством художника.

Во втором тысячелетии до н. э. Был открыт способ получения железа из

руды, причем на заре железного века он был единственным, продержавшийся в

течение многих столетий. Это сыродутный процес, иначе кричный, так как

полученный железный вар назвали крицей. Развивается и кузнечное ремесло.

Внедрение железа ускоряло развитие земледелия и скотоводства. Еще со

времен неолита прогресс земледелия долго был ограничен возможностями

каменных мотыг, серпов, затем медных и бронзовых орудий. В земледельческих

племенах намечалось выделение ремесленников, занятых выработкой железа,

кузнечеством, производством различных изделий из бронзы, драгоценных

металлов, гончарством. Кричная варка и само изготовление железных предметов

порождали неуверенность в положительном результате, а потом сами мастера

вынуждены были обставлять свое дело множеством религиозных запретов.

История Ставрополья в раннем железном веке неразрывно связана с

историей выдающегося народа юга – скифами. О могущественных конниках –

лучниках, задававших тон в сложных политических отношениях Востока,

рассказывает Библия древнегреческие историки.

Геродот повествует о 28 летнем господстве скифов в Азии. Нарушив союз

с Ассирией, в 612 году до н. э. Они с мидянами разрушили ее столицу Ниневию

– крупнейший город древнего мира.

Следовательно, с самого начала своей истории скифы связаны с

Предкавказьем и с территорией Ставрополья. Это передвижение скифов в

Предкавказье, затем в Приозовье.

С конца VII – начала VI века до н. э. Культура степного юга Восточной

Европы становится однородной, лишь незначительно отличаясь в различных

районах. Она по праву может считаться скифской. Сосредоточено множество

незначительных предметов быта и оружия: металлических, золотых и серебряных

сосудов, оружия украшенного золотой и серебряной поделкой. В Прикубанье и

на Ставрополье открыты поразительные по богатству и значению памятники.

Погребения устраивались с варварской роскошью и богатством.

Использованная литература:

1. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.