РУБРИКИ

Средняя школа в последние десятилетия Российской империи

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Средняя школа в последние десятилетия Российской империи

Средняя школа в последние десятилетия Российской империи

Cредняя школа в последние десятилетия

Российской империи

Успехи пореформенного развития среднего образования были

несомненны. Если в 1856 г. насчитывалось всего 78 гимназий и реальных

училищ, то к концу века – более 300, а к началу Первой мировой войны –

около 700. Теперь средние школы открывались не только в губернских, но и

уездных центрах. Школы располагались в специально выстроенных зданиях,

украшавших города своей архитектурой. Дети занимались в просторных классных

комнатах и кабинетах- лабораториях.

Однако в начале ХХ в. российское общество в целом

отрицательно относилось к казенной школе. Учащиеся и их семьи были

недовольны засильем классицизма и казарменной дисциплиной в гимназиях, тем,

что для выпускников реальных и специальных училищ были недоступны

университеты, а у женщин отсутствовала возможность получить университетское

образование.

О неблагополучии в средней школе свидетельствовало

ученическое движение, возникшее на рубеже ХIХ – ХХ вв. Создавались

нелегальные организации учащихся. Только в 1895 – 1904 гг. существовало

почти 150 союзов учащихся в 98 городах. Часть из них занималась

просветительством (например, петербургский Северный союз учащихся средних

школ). Учащиеся того времени требовали ввести «свободную школу» (т.е.

ликвидировать ограниченный доступ в средние и высшие учебные заведения);

изменить программы; отменить внешкольный надзор, обыски, унизительные

наказания; разрешить кружки, ученическое самоуправление.

Правительство также беспокоили проблемы образования.

Власти не могли игнорировать требования общественности и вынужденно шли на

отдельные и порой временные уступки.

Последняя серьезная попытка реформировать среднее

образование в императорской России была предпринята по инициативе министра

просвещения графа Павла Николаевича Игнатьева в 1915-1916 гг. По замыслу

авторов проекта средняя школа должна была состоять из двух ступеней – с

трехлетним и четырехлетним сроками обучения. При этом для первой (базовой)

ступени согласовывались курсы первых трех классов гимназий, высших

начальных училищ (в городах) и четырехклассных народных школ (в сельской

местности). Это означало, что окончивший первую ступень любой школы или

училища мог без экзаменов продолжить заниматься в гимназии на второй

ступени. В перечень дисциплин, преподаваемых на базовой ступени, входили

закон Божий, русский язык, математика, история, география, естествоведение,

гимнастика, танцы, ручной труд, пение и рисование.

На второй ступени (четвертый – седьмой классы гимназии)

учитывались индивидуальные интересы учащихся: устанавливались три отделения

– новогуманитарное, гуманитарно-классическое и реальное. В каждом из них

углубленно изучали соответствующие профилю предметы: на новогуманитарном –

русский и иностранные языки, историю; на гуманитарно-классическом – древние

языки; на реальном – физику, математику или естествоведение.

Впервые целью среднего образования становилось гармоничное

развитие всех способностей человека, чтобы молодые люди приобрели

необходимые «сведения и навыки для дальнейшей практической и научной

деятельности». Другой важной целью школы провозглашалось воспитание

«здорового патриотизма», сознательной любви к родине и желания служить на

ее благо. Для этого нужно было расширить курсы русской словесности,

отечественной истории и географии, краеведения.

Однако консервативно настроенный «педагогический персонал»

вкупе с консерваторами из числа депутатов Государственной думы графа

Игнатьева резко критиковали. Шквал нападок заставил правительство отклонить

этот проект.

Тем не менее, уровень грамотности населения России

оставался одним из самых низких в Европе. Средний уровень грамотности

составлял 21,1 %. Грамотное население сосредоточилось в крупных городах.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.