РУБРИКИ

Средневековые государства XIV-XV вв.

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Средневековые государства XIV-XV вв.

Средневековые государства XIV-XV вв.

4.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА в XIV—XV вв. § 1. Политическая история

' В истории Казахстана особое место занимают XIV—XV века, когда завершался

процесс сложения собственно казахской народности из различных тюркоязычных

и монголоязычных этнических групп, восстанавливалась государственность на

местной этнической основе. Борьба народов насильственно включенных в

монгольские улусы стран и областей за самостоятельное развитие, изменения в

их внутренней жизни ускорили процесс распада Золотой Орды и государства

Чагатаидов, в состав которых входила территория Казахстана после

установления монгольского господства. Постепенно преодолевались тяжелые

экономические последствия монгольского завоевания: возрождались земледелие,

городская жизнь, ремесленное производство на юге Казахстана, земледелие на

юго-востоке, росло поголовье скота, восстанавливались торговые связи

степных районов Центрального Казахстана и Семиречья с оазисами юга

Казахстана и Средней Азии. Происходили определенные сдвиги в развитии

общественных отношений.

Послемонгольский период (XIV—XV вв.) характеризуется этнической

консолидацией кочевого, полукочевого и оседло-земледельческого населения

огромной территории Восточного Дешт-и Кыпча-ка, Семиречья и Южного

Казахстана (в персо- и тюркоязычных источниках XIV—XVI вв. эта часть

Казахстана называлась Туркестаном). Развитие исторического процесса по пути

формирования единой народности и ее государственности протекало в трудных

условиях преодоления политической раздробленности региона. Начальный этап

этого сложного периода в истории Казахстана характеризуется распадом

монгольских улусов — владений Чингизидов в Дешт-и Кыпчаке и Средней Азии

(Мавераннахре); конечный — образованием собственно казахского государства —

Казахского ханства. Эволюция форм политической жизни региона в

послемонгольское время шла через обособление нескольких государств,

возникших на местной этнической основе, — Ак-Орды, Могулистана, Ханства

Абулхай-ра (Государства кочевых узбеков), Ногайской Орды. Следует отметить,

что сохранявшаяся государственная разобщенность населения Казахстана в

XIV—первой половине XV вв. сыграла свою роль в появлении такой особенности

этнического пути формирующейся казахской народности, как сложение трех

жузов. Существенно также, что на данном этапе исторического развития

процессы этнополити-ческой эволюции в рамках упомянутых государств были в

определенной степени общими для формирующихся соседних тюркских народов —

казахского, узбекского, киргизского, татарского, ногайского и др.

На территории Восточного Дешт-и Кыпчака в середине XIII — первой трети XV

в. существовало государство Ак-Орда (Белая Орда). По Рашид ад-Дину (XIV

в.), восточную часть улуса Джучи (левое крыло) получил один из старших

сыновей Джучи Орда (Орда-Еджен, Орда-Ичен) вместе со своими тремя братьями

еще при отце. По Абулгази (XVII в.), эти земли выделены Орде его младшим

братом Бату-ханом в середине XIII в. Преемники Орды были фактически

самостоятельными правителями, по словам Рашид ад-Дина, «независимыми

государями своего улуса», лишь номинально признававшими себя вассалами

потомков Бату-хана.

Территория Ак-Орды ко времени ее наибольшего подъема во второй половине

XIV в. сформировалась постепенно, по мере ослабления зависимости от Золотой

Орды. В улус Орда-Еджена первоначально входили земли северо-восточной части

Семиречья, Прииртышье, степи до Улутау и Кентау. В междуречье Яика, Иргиза,

Тобола и Сарысу, в приаральских степях и низовьях Сырдарьи находился улус

еще одного сына Джучи, Шайбана. Ставка Орды в середине XIII в., по

свидетельству Плано Карпини, была на Иртыше и в районе озера Алаколь. В XIV

в. власть правителей из рода Орда-Еджена распространилась и на улус

Шайбана, т. е. фактически на всю территорию современного Казахстана, за

исключением территории Семиречья, входившей в государство Чагатаидов, затем

в Могулистан. Политический центр Ак-Орды переместился на юг Казахстана,

столицей стал город Сыгнак. В связи с этими событиями, очевидно, связано

изменение названия государства: ряд современных исследователей называют это

государственное образование на территории Казахстана Кок-Ордой (Синей

Ордой). Видимо, первоначально владения Орда Ичена назывались Кок-Ордой, а

Шайбана — Ак-Ордой (возможно, Ак-Ордой назывались и все владения Бату-хана,

включая и улус Шайбана). После вхождения улуса Шайбана в состав владений

потомков Орды название «Ак-Орда» перешло на все государство. В исторических

источниках оно известно с XV в. (Му'ин ад-Дин Натан-зи и другие авторы). С

конца XI V в. земли Ак-Орды назывались также Узбекским улусом.

Ак-Орда возникла и оформилась как самостоятельное государство в

послемонгольский период в условиях постепенного хозяйственного возрождения,

усиления позиций местной тюркской и тюркизи-рованной знати. Она была

населена тюркоязычными племенами, издавна обитавшими в степях Казахстана, а

также переместившимися сюда во время нашествия Чингисхана из

восточныхрайонов. Среди последних были как тюркские роды и племена, так и

тюркизирован-ные монгольские племена. Здесь обитали кыпчаки, найманы,

уйсуны (ушуны), аргыны, карлуки, кереиты (киреи), канглы, конграты, ман-

гыты и многие др.

В Ак-Орде вполне определились формы условного землевладения и

собственности в оседлых районах. В кочевых районах право крупной знати

распоряжаться пастбищами при частной собственности на скот и сосредоточение

в руках степной знати огромных стад превращало их в фактических

собственников и пастбищных угодий, формально считавшихся в общинном

владении. В источниках встречаются сведения о наличии в Ак-Орде таких форм

землевладения знати, как инджу,

мильк, сойургал, были известны тарханные пожалования. Зафиксированы

источниками некоторые формы эксплуатации рядовых кочевников и земледельцев:

трудовое население Ак-Орды платило в пользу ханов и знати налоги купчур,

зякет, тагар, было обременено разного рода повинностями. Войны и усобицы

осложняли положение народных масс. Во главе государства стоял хан из рода

Орда-Еджена, которому подчинялись удельные владетели из Джучидов (огланов)

и крупной кочевой знати (беков, эмиров, бахадуров), осуществлявших в

пределах своих уделов и подвластных племен административно-политическую

власть.

• Политическая история Ак-Орды характеризуется на первом этапе длительной

борьбой за освобождение территорий Восточного Дешт-и Кыпчака из-под власти

Золотой Орды, позднее вмешательством акордынских ханов в дела Золотой Орды,

а на заключительном этапе своей истории — борьбой против агрессии правителя

Маверан-нахра эмира Тимура иТимуридов. Окончательно порвать с номинальной

зависимостью от Золотой Орды удалось к середине XIV в. ханам Ерзену и

Мубарак-ходже (1320—1344 гг.). Значительно укрепилась Ак-Орда при хане

Урусе, правившем в 60—70-х гг. XIV в. На него пала основная тяжесть борьбы

и защиты Ак-Орды от агрессии Тимура.

В последней трети XIV — начале XV вв. Ак-Орда, как и соседнее государство

Могулистан, подвергалась неоднократным вторжениям войск эмира Тимура.

Эмир Тимур родом из тюркизированного монгольского племени барлас,

выдвинулся в период феодальных усобиц и войн в Маверан-нахре в 60-х гг. XIV

в. В 1370 г. он захватил власть и правил в Средней Азии единолично в

течение 35 лет. Эти годы заполнены захватническими, грабительскими походами

в соседние области и страны, попытками создать мировую империю. Кровавые

завоевательные войны велись им самыми жестокими и варварскими методами.

Объединение Средней Азии Тимуром шло одновременно с грабительскими,

захватническими набегами его войск на территорию Восточного Дешт-и Кыпчака,

Семиречья и Тянь-Шаня. На севере и западе завоевательным планам Тимура

препятствовала могущественная Золотая Орда. Но прежде чем сломить ее, Тимур

обрушил меч на ближайших к Мавераннахру соседей — Ак-Орду и Могулистан. Они

оказались первыми объектами агрессии Тимура за пределами Средней Азии.

Стремясь помешать укреплению хозяйственной и политической независимости Ак-

Орды и Могулистана, Тимур предпринял в 70—80-х гг. около десятка набегов на

территорию этих государств. В итоге оба государства были ослаблены в

значительной степени, масса населения была физически истреблена или угнана

в плен, разграблены материальные ценности, сократилось поголовье скота, еще

более пришло в упадок оседло-земледельческое хозяйство. Агрессивная

политика Тимура в отношении Ак-Орды и Могулистана тормозила этническую

консолидацию и государственное развитие формировавшихся в народности

казахских и киргизских племен. Формально степные территории не были

присоединены к империи Тимура, но жизненно важный для кочевников Восточного

Дешт-и Кыпчака район Южного Казахстана с его городами Сыгнаком.Отраром,

Саураном, Ясы, Сайрамом был потерян. Самостоятельности Ак-Орды и

Могулистана был нанесен ощутимый удар. В Ак-Орде захватил власть ставленник

Тимура Тохтамыш. Опираясь на материальные и военные ресурсы Ак-Орды,

Тохтамыш в 1380 г. завоевал западную часть Улуса Джучи и попытался

освободиться от опеки Тимура. Но в результате трех больших походов войск

Тимура в 1389, 1391 и 1395 гг. Золотая Орда была разгромлена. Во время

походов на Золоту Орду войска Тимура разграбили население Казахстана,

Кавказа и Южной Руси. Были разрушены все крупные города Золотой Орды в

Поволжье и Крыму (Сарай-Берке, Астрахань, Азов и др.), что подорвало

хозяйственную жизнь этих областей и транзитную торговлю. Значительный

экономический урон понесли и города Южного Казахстана. К концу жизни Тимура

созданная им путем бесконечных войн держава включала, кроме Мавераннахра,

Туркестана (Южный Казахстан) и Хорезма, территории Ирана, Ирака,

Афганистана, Закавказья и часть Индии. Зимой 1404—1405 гг. Тимур вновь

выступил в направлении Могулистана, направив через Южный Казахстан огромное

войско на Китай, но в феврале 1405 г. умер в Отраре.

В результате захватнических войн Тимура и внутренних усобиц в конце XIV —

начале XV вв. Ак-Орда значительно ослабла. На некоторое время в

1423/24—1428 гг. власть своей династии в Ак-Орде восстановил внук Урус-хана

Барак, но вскоре он погиб, и правление на территории большей части Ак-Орды

перешло к Шайбаниду Абул-хайру. Потомки Урус-хана и Барака во второй

четверти XV в. сохранили свою власть в южных районах Казахстана.

Государственное объединение Ак-Орда, фактически самостоятельное в

политическом отношении, экономически независимое, с собственной

внешнеполитической ориентацией, со своей династий-ной линией правителей-

ханов, сыграло важную роль в политической консолидации этнических групп,

племен и народов на территории Восточного Дешт-и Кыпчака и Туркестана на

рубеже XIV—XV вв.

Юго-Восточный Казахстан в середине XIV — начале XVI вв. входил в

государство Могулистан, образовавшееся на северо-востоке Средней Азии, в

Семиречье и Восточном Туркестане в результате распада государства

Чагатаидов. Причины возникновения государства Могулистан были идентичны

причинам обособления других государственных образований, возникших в

процессе распада монгольских владений Чингизидов в регионе Средней Азии,

восточной части Дешт-и Кыпчака и Восточного Туркестана. Непрочные, огромные

монгольские улусы-государства, искусственно интегрировавшие области с

различным хозяйственно-социальным, политическим, культурно-историческим

уровнем развития, населенные разнородными этническими общностями, со

временем дробились на феодальные владения с более определенной исторически

обусловленной, хозяйственной и этнической основой. Этому способствовали

постепенное восстановление, хотя и неравномерное, производительных сил, кон-

солидационные тенденции в этнических процессах, все более определявшиеся в

ходе антимонгольской борьбы. Возрастала роль местной феодальной знати,

стремившейся к утверждению своей власти в государстве.

Одним из этапов на пути обособления было государство Хайду,

возникшее в 70-х гг. XIII в. на территории улусов Угэдэя и Чагатая,

простиравшееся от Алтая до Сырдарьи и Амурдарьи. В середине XIV в.

упомянутые выше причины привели к распаду этого государства. В западной

части (Мавераннахре) феодальная раздробленность 50—60-х гг. была постепенно

преодолена, здесь возникло Государство эмира Тимура. В восточной части,

Могулистане, феодальная знать во главе с представителем крупного племени

дуглатов эмиром Пуладчи в 1347—1348 гг. поставилаханом нового государства

чагатаида Тоглук-Тимура, которому удалось стать основателем устойчивой

династии правителей Могулистана, затем, в XVI в., государства Могулия в

Кашгарии.

Границы государства Могулистан изменялись на протяжении полуторавекового

-периода существования. В его состав входил собственно Могулистан и на

правах вассального владения часть Восточного Туркестана, называвшаяся в

источниках Манглай-Субе. Этот район был наследственным уделом дуглатского

эмира Пуладчи и его потомков. Историко-географический термин «Могулистан»

(Мого-листан) образован от этнонима «могул» («могол»), как произносился в

Средней Азии и Казахстане и писался в тюркоязычных и персоя-зычных

исторических сочинениях этноним «монгол». Так стали называть еще во время

Чагатайского улуса обширный регион Юго-Восточного Казахстана, Киргизстана и

северной части Восточного Туркестана из-за более прочного, чем в оседло-

земледельческом Мавераннахре, сохранения там кочевнических традиций и

относительно большего числа, по сравнению с другими районами,

переместившихся туда монголов.

Границы собственно Могулистана тянулись «на 7—8 месяцев пути» от

Ташкентского и Туркестанского вилайетов на западе до озера Баркуля и города

Хами на востоке; от Балхаша, Тарбагатая и Черного Иртыша на севере до

Ферганы и земледельческих оазисов Кашгарии на юге. Удел Манглай-Субе

включал территорию Кашгарии и южной части Киргизии с городами Кашгар,

Хотан, Кашан, Аксу, Аксикет, Атбаши и'др. В составе населения Могулистана

было множество тюркскихи тюркизированных монгольских племен: дуглаты

(дулаты) канглы (бекчики), киреиты (киреи), уйсуни, аркенут, баарины, арла-

ты, барласы и др., составивших тюркоязычную этнополитическую общность с

названием «могулы» (моголы). Значительная часть этих племен, обитавших на

территории Семиречья, вошла впоследствии в состав казахской народности,

другая часть, размещавшаяся в При-тяньшанье и Восточном Туркестане, — в

состав киргизов и уйгуров.

В Могулистане политическим главой государства и верховным собственником

земли был хан. Здесь так же, как и в Ак-Орде, были известны такие формы

условного землевладения знати, как икта, инджу, сойургал. В кочевых районах

земля находилась в общинном пользовании. Концентрация скота в руках крупной

знати (источники сообщают о десятках и даже сотнях тысяч голов скота,

принадлежавших одному владельцу) вела к фактической собственности ее и на

пастбища в кочевых районах. Право владения пастбищами нередко закреплялось

строительством крепостей.

Углублялись противоречия между кочевой знатью Могулистана и рядовыми

кочевниками, а также оседлыми земледельцами Кашгарии. Последние попадали

под власть кочевой знати, получавшей от ханов в уделы целые районы, нередко

с городами, с правом сбора налогов в свою пользу. Источники называют

несколько видов налогов, взимавшихся с городского и сельского,

земледельческого и кочевого населения: калан, купчур, зякет, татар, бадж и

харадж и др. Население несло различные повинности: военную, транспортную,

трудовую (бигар), почтовую и т. д. Частые войны и усобицы за

перераспределение владений не способствовали облегчению положения народных

масс. В управлении государством хану помогал улусбек (традиционно он был из

эмиров племени дуглат), при хане имелся совет знати. ЧиновныйСаппарат был

развит больше в оседло-земледельческой части государства, особенно по части

сбора налогов и организации военных сил.

Политическая история Могулистана заполнена феодальнымивой-нами,

усобицами, отражением нападений со стороны соседних государств, главным

образом систематических вторжений Тимура на территорию Притяньшанья. Первые

могулистанские ханы Тоглук-Тимур (1347—1362) и Ильяс-Ходжа делали попытки в

60-х гг. восстановить власть Чагатаидов в феодально-раздробленном

Мавераннах-ре. Но уже в 70—80 гг. правителям Могулистана хану Хызр-Ходже

(1388—1389), эмиру Камар ад-Дину дуглату, Енге-торе и другим пришлось

вести, как отмечалось выше, долгую и упорную борьбу против агрессии Тимура.

В ходе этой борьбы была предпринята попытка объединения разрозненных сил с

Ак-Ордой, также страдавшей от вторжения войск Тимура. Совместная борьба

против захватнических притязаний этого завоевателя имела большое значение

для установления экономических, хозяйственных и других контактов населения

Восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья. В результате изнурительной борьбы с

агрессией Тимура Могулистан распался на уделы. Хызр-Ходжа-хан вынужден был

признать себя вассалом Тимура. В первой половине XV в. усилилась феодальная

раздробленность в государстве. Тимуриды в этот.период не оставляли

притязаний на Семиречье и Кашгарию.

Несколько упрочилось положение При сыне Хызр-Ходжа-хана Мухаммад-хане

(1408—1416 гг.). При нем Могулистан стал независимым от Тимуридов, ему

удалось освободить от их власти земли в долинах Чу и Таласа. Уменьшились на

время усобицы и распри. В целях централизации государства Мухаммад-хан

упорно насаждал в Могулистане ислам. Все чаще восточные рубежи Могулистана

стали подвергаться нападениям ойратов (западная часть монголов, в

среднеазиатских источниках они назывались калмаками). Многократно сражался

с ними Вайс-хан (правил с перерывами в 1418—1428). Он вынужден был

перенести свою ставку из Турфана в местность Илиба-лык в Семиречье. После

Вайс-хана все более обнаруживались признаки упадка Могулистана.

В междоусобной борьбе верх одержала группировка знати во главе с

улусбеком Мир Мухаммад-Шахом дуглатом, поддержавшим сына Вайс-хана Есен-

Бугу (1433—1462). При Есен-Буге в конце 50-х гг. в Семиречье откочевала из

Восточного Дашт-и Кыпчака часть казахов во главе с султанами Джаныбеком и

Гиреем. Завершавшийся процесс формирования тюркских и тюркизированных

племен Семиречья в

казахский Старший жуз, а вместе с племенами всего Казахстана — в казахскую

народность, а также процесс консолидации тюркских и тюркизированных племен

Притяньшанья в киргизскую народность явились важным фактором постепенного

обособления Юго-Восточного Казахстана и Киргизии и распада Могулистана. На

определенном этапе развития это государство сыграло важную роль, создав

известные гарантии самосохранения и развития крупных этнических групп,

подготовив условия для последующего генезиса этнически однородных

государств в регионе.

Ослабление и распад Могулистана вызваны и другими политическими и

социально-экономическими причинами. Среди них — раздробленность страны на

уделы (улусы) династические распри Чагатаидов и войны племенной знати,

недовольство народных масс постоянной нестабильностью, поборами,

выливавшимися в кочевой среде в массовые откочевки. Несколько укрепил

положение в государстве хан Юнус (1462—1487), но в 1472 г. он потерпел

поражение от ойратов, вторгшихся в Семиречье, бежал на Сырдарью. В 80-х гг.

ему удалось захватить Сайрам и Ташкент. Сын Юнус-хана Султан Ахмад-хан в

1474 г. основал в восточной части Могулистана фактически независимое

владение. Его брат Султан Махмуд-хан (1487—1508) вел войну с казахскими

ханами в Семиречье и районе присырдарьинских городов. Последний из

правителей Могулистана, внук Юнус-хана Султан Саид-хан в 1514 г. отобрал у

вассального правителя могулис-танских ханов Абу Бекр-мирзы дуглата Кашгарию

и основал в Восточном Туркестане новое государство — Могулию. Казахские

роды и племена Семиречья с 60-х гг. вошли в состав Казахского ханства.

В 20-х гг. XV в. на степных пространствах Казахстана обособилось в

результате распада Ак-Орды и усобиц Джучидов ханство наиболее сильного из

них, Шайбанида Абулхайр-хана. В исторической литературе это государство

имеет и другие названия — Государство кочевых узбеков, Узбекское ханство.

Распри Джучидов, наиболее крупными из которых были Джумадук хан, Махмуд

Ходжа-хан, Мустафа-хан и др., завершились гибелью хана Ак-Орды Барака и

избранием на ханство в 1428 г. Шайбанида Абулхайра, сына Давлат-Шайх-

оглана. Абулхайру удалось создать самостоятельное ханство и удерживать

власть в течение сорокалет на обширной территории степных районов

Казахстана. Территория ханства Абулхайра простиралась от Яика (Урала) до

Балхаша на востоке, от низовий Сырдарьи и Аральского моря на юге до

среднего течения Тобола и Иртыша на севере.

Этнический состав населения ханства был таким же сложным, как и состав

населения Ак-Орды. В него входили в основном те же племена, что и в это

политическое объединение. В конце XIV — первой половине XV вв. эти племена

были известны под общим этнополитическим именем «узбеки». Источники

называют в их числе такие этнические группы (по терминологии письменных

источников того времени иль, улус, аймак, тайфа и др.), как кыпчаки, найма-

ны, мангыты, карлуки, кунграты, канглы, уйшуны, уйгуры, курлауты, дурмены,

кенегесы, утарчи, буркуты, кушчи, кият, ктай, джат и др. Это были тюркские

племена в основном кыпчакского и карлукского происхождения, потомки

населения раннесредневекового Дешт-и Кыпчака и Юго-Восточного Казахстана,

таких, как канглы, уйсуни, карлуки, а также давно уже тюркизированные

монгольские. Несколько позднее многие из этих этнических групп стали

известны как племена казахского Среднего жуза. Упомянутые племена и

племенные объединения были близки между собой по уровню экономического

развития, общественным отношениям, культуре.

Ханство Абулхайра не стало централизованным государством, оно

подразделялось на несколько этнотерриториальных, этнополи-тических групп,

владений (улусов) во главе с Чингизидами разных линий и верхушкой кочевых

племен. Усобицами и войнами был заполнен весь период правления Абулхайра. В

30-х гг. он разбил на Тоболе Шайбанида Махмуд-Ходжа-хана, в присырдарьнских

степях одержал верх над Джучидали Махмуд-ханом и Ахмед-ханом (из потомков

Тука-Тимура), захватил Орду-Базар. В 1446 г. Абулхайр разбил Мустафу-хана.

В числе продолжавших сопротивление противников Абулхайра источники называют

Джучидов Ибак-хана, Буреке-султа-на, правнуков хана Ак-Орды Уруса Джаныбека

и Гирея.

В угоду поддерживавшей его знати кочевых племен Абулхайр-хан вел

завоевательные войны за пределами своего ханства — в Средней Азии, на юге и

юго-востоке Казахстана. В 1430 г. на короткое время он захватил Хорезм,

разграбил Ургенч. В 1446 г. Абулхайру удалось отобрать у Тимуридов и

потомков акордынских ханов ряд городов на Сырдарье и в предгорьях Каратау-

Сыгнак, Сузак, Ак-Курган, Узгенд, Аркук. Города были розданы в виде уделов

(сойургал) поддерживавшим его вождям племен, в частности, мангытам. Это

значительно укрепило авторитет Абулхайра среди одной части знати, обострило

отношения с другой.

Сыгнак стал столицей ханства (до того ханскими ставками были города Тара

и Орду-Базар). В 50-х гг. Абулхайр-хан совершал грабительские набеги на

Самарканд и Бухару, вмешиваясь во внутренние усобицы Тимуридов

Мавераннахра. В 1457 г. Абулхайр, в свою очередь, потерпел под Сыгнаком

жестокое поражение от ойратов, вторгшихся в пределы Юго-Восточного и Южного

Казахстана. В конце 50-х — начале 60 гг. в западную часть Могулистана от

Абулхайра откочевала часть племен во главе с султанами Джаныбеком и Гиреем,

против которых он предпринял поход в 1468 г., но по пути умер. После смерти

Абулхайр-хана государство распалось. Преемник хана Абулхайра Шайх Хайдар-

хан был убит сразу же в развернувшейся междоусобной борьбе многочисленных

Джучидов. Внуку Абулхайра Мухам-маду Шайбани пришлось вести долгую и

упорную борьбу за власть в степи, а главное — в южных городах региона

Средней Сырдарьи и Каратау с казахскими ханами.

Отсутствие прочных связей между отдельными частями государства,

постоянные династийные распри и усобицы за раздел территории и вместе с тем

сопротивление эксплуатации и гнету со стороны рядовых кочевников,

выражавшееся в откочевках массы людей на другие территории, ослабили

ханство Абулхайра и привели к распаду. Практически действовали те же

причины, что и в Могулистане. Как и там, здесь также шел процесс

консолидации племен в обособленные этнополитические структуры.

С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов из рода Абулхайра на

территории Восточного Дешт-и Кыпчака прекратилась. Часть кочевых узбеков

(групп из племен кыпчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и других) ушла во

главе с ними в начале XVI в. в Мавераннахр. На территории Казахстана

оставшиеся племена отошли под власть казахских ханов. Воспользовавшись

ослаблением государства Тимуридов, Шайбаниды захватили власть в Средней

Азии.

Одним из крупных государственных объединений, возникших в ходе распада

Золотой Орды, была Ногайская Орда. Она занимала в XIV— XV вв. часть

территории Западного Казахстана. Первоначально, с конца XIV в., это

объединение племен между Уралом и Волгой называлось «Мангытским юртом», по

названию одного из наиболее крупных его племен. Обособление Ногайскуй Орды,

как полунезависимого владения, началось еще при Едыге, который был крупным

деятелем в Золотой Орде, фактически державшим в своих руках власть в ней

около 15 лет (1396—1411). Едыге воевал с Тохтамышем, ставил подставных

ханов в Золотой Орде, в период феодальных смут и усобиц пытался усилить

Ногайский улус. Был убит в 1419 г. Позднее вожди мангытов ориентировались

на восточных соседей, были союзниками Абулхайр-хана. Окончательно Ногайская

Орда обособилась к середине XV в., усилившись при сынеЕдыге Hyp ад-Дине

(1426—1440).

Границы Ногайской Орды, как и других кочевых государств, менялись в

зависимости от внешнеполитической обстановки. Ко второй половине XV в.

ногаи вышли за пределы левобережья Урала и стали занимать кочевья

«узбеков», продвигаясь все дальше к востоку и югу. Занятый сырдарьинскими

городами, набегами в Среднюю Азию, Абулхайр не противодействовал ногайцам.

Они могли пополнить контингент его кочевых подданных. Кочевья ногаев на

северо-востоке простирались уже до Сибири (земли юго-восточнее Тюмени

назывались Ногайской степью), на юго-востоке они временами кочевали у

Сырдарьи, берегов Аральского моря. Здесь их правители Ваккас-. бий мангыт,

Муса-мирза, Ямгурчи и др. помогли Абулхайру в захвате городов на Сырдарье.

Позднее ногайцы то воевали, то вступали в союзные отношения с казахскими

ханами. В середине XVI в. Хакк-Назар-хана называли в источниках «ханом

казахов и ногаев».

Этнический состав Ногайской Орды до определенного периода, периода

завершения консолидации тюркских народностей региона, был близок к составу

племен Ак-Орды и Ханства Абулхайра. В составе его были тюркские и

тюркизированные монгольские племена и племенные объединения. Помимо

мангытов, в Ногайскую Орду входили кыпчаки, канглы, кунграты, найманы,

уйшуны, карлуки, ктай, аз(ас), алшин, тама и др. Ногайская Орда возникла

как этнопо-литическое объединение; входившие в нее племена составили основу

ногайской народности, сформировавшейся к концу XV в.

Во второй половине XV в. появилось название народности «ногаи», под

которым они стали известны соседним народам.

В ногайском обществе XIV—XVI вв., как и в других обществах окружающего

кочевого мира, существовали раннефеодальные отношения, при этом сохранялись

многие черты патриархально-родового уклада. На высшей ступени сословной

лестницы находились князья, ханы, мурзы, султаны, баи; они стояли во главе

орд, улусов, аулов, решали все экономические вопросы жизни соплеменников.

Владея огромным богатством, а оно заключалось главным образом в

многочисленных табунах лошадей, верблюдов, отарах овец, стадах крупного

рогатого скота, ногайская степная аристократия распоряжалась и кочевьями,

пастбищами, охотничьими угодьями, хотя формально на них сохранялась родовая

общинная собственность.

В Ногайской Орде сложилась устойчивая улусная система политической

организации власти и управления. Князь в Орде имел наследственную власть,

военную, дипломатическую, административную, Орда состояла из нескольких

улусов, каждый из которых объединял множество родоплеменных групп. Во главе

улусов стояли мурзы, нередко обладавшие неограниченной властью в своих

владениях, распоряжавшиеся лучшими и наиболее удобными улусными пастбищами.

Улусные рядовые кочевники-скотоводы обязаны были кочевать со своими

мурзами, вносить подать, являться с оружием во время военных походов.

Набеги, войны с соседями приносили степной аристократии большие доходы.

Орда могла выставить до 300 тыс. воинов.

В XVI в. устанавливаются торгово-экономические и политические связи

Ногайской Орды с Русским государством. История Ногайской Орды теснейшим

образом связана с историей соседних ханств Поволжья и Сибири, Средней Азии

и Казахстана. Особенно близко связана история ногайцев с историей кочевых

узбеков и казахов. Часть ногайцев, кочевавшая от Эмбы до Сырдарьи,

находилась в постоянных контактах с казахами.

После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России и в связи

с междоусобицами среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась

на несколько самостоятельных орд. Часть ее населения на территории

Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов. Ногайские орды в период

раздробленн остов XVI—XVIII вв. за пределами Казахстана находились в

определенных отношениях с Крымским ханством и Российским государством. На

северо-востоке часть ногайских родов отошла под власть сибирских

владетелей. Владения Ногайской Орды в этом направлении доходили до Иртыша,

граничили с территорией Сибирского ханства.

Сибирское ханство с 60-х гг. XV в. до конца XVI в. вместе с территориями

Западной Сибири, землями по Оби, Тоболу, Ишиму, охватывало и часть

территории современного Северо-Восточного Казахстана, земли правобережья

Иртыша. До этого в XIV в. здесь существовало Тайбугинское политическое

объединение тюркских племен, главенствующую роль среди которых играли

киреиты. Южнее в XIV — начале XV вв. располагались земли Ак-Орды; до Иртыша

и Алтая доходили владения ханов Могулистана.

Основное население Сибирского ханства составляли тюркоязыч-ные племена,

известные под собирательным этнонимом «сибирские татары», и угорские

племена. В источниках упоминаются владения ханов Сибирского ханства (из

династии Шайбанидов) на среднем течении Тобола, Ишима, Иртыша, землях до

Ямышевского озера. Территории юго-восточнее по Иртышу занимали уже в XVI в.

ойраты (джунгары или калмаки). На северных территориях распавшегося в:

начале XVI в. государства Могулистан, по верхнемутечению Иртыша, к востоку

от Тарбагатая, в верховьяхИли, шел процесс политического объединения

ойратских племен. Сибирские ханы и ойратские тайши в XV—XVI вв. были

постоянными соперниками казахских ханов на северных и восточных границах

Казахстана, которым приходилось в долгой борьбе отстаивать свои земли.

§ 2. Экономика и культура

Основным занятием населения Казахстана в XIV—XV вв. оставалось, как и в

предшествующие века, кочевое скотоводство. Кочевники разводили овец и

лошадей, верблюдов, в отдельных районах — крупный рогатый скот, например, у

ногайцев и каракалпаков в западных и южных землях, в поймах рек и

предгорьях. В этих же местах население занималось и земледелием, богарным и

поливным, также рыболовством и повсюду — охотой. Лошадь являлась основным

средством передвижения во время перекочевок и в военных походах.

Овцеводство было распространено повсеместно. Кроме основного продукта

питания мяса, оно давало кожи, шкуры, шерсть, применявшиеся для

изготовления одежды, постельных принадлежностей, ковров, войлочных изделий,

для утепления юрты и т. д. Домашние ремесла по обработке животноводческого

сырья удовлетворяли потребности кочевников в предметах одежды и быта.

Отдельные мастера изготовляли более сложные предметы — конскую сбрую,

металлические украшения, военное снаряжение (мечи, копья, луки, стрелы),

арбы, детали юрты и т. д.

Соотношение выделившихся в ходе эволюции скотоводческого хозяйства трех

его типов — кочевого, полукочевого и оседлого — издавна существовавших на

территории Казахстана, на протяжении -веков не оставалось неизменным. Оно

менялось не только в зависимости от экологических условий, но и от

политических событий, миграций племен и народов, в свою очередь, связанных

с этими условиями и событиями. Эти события и условия могли даже повлиять на

изменение маршрутов кочевании, издавна сложившихся в соответствии с

естественно-географическими условиями и историческими традициями. В силу

традиций кочевые роды и племена Ак-Орды и Ханства Абулхайра переходили на

зиму из кочевий в отдельных районах Восточного Дешт-и Кыпчака в долины

Сырдарьи и ее притоков, в предгорья Каратау и Приаралья.

Территории нередко приходилось удерживать силой в борьбе с правителями

соседних государств. Традиционные маршруты кочевий ногайских скотоводов от

зимних стоянок в устье Волги и на северовосточном побережье Каспийского

моря до летних вверх по Волге, Уралу, Эмбе в соответствии с политической

обстановкой сдвигались как в сторону Приаралья и низовий Сырдарьи на

востоке, так и вдоль побережья Каспия на юг, к Кумской низменности — на

запад. В Семиречье маршруты кочевий были более короткими. Источники

называют наиболее известные из пастбищных угодий: джайляу Улуг-Жулдуз и

Кишик-Жулдуз в бассейне р. Или, пастбища равнины Абиш Между Чарыном и

Чиликом и др.

В XIV—XV вв. произошли коренные изменения в общем балансе хозяйственных

занятий населения Юго-Восточного Казахстана. Длительное господство

монгольских ханов и феодалов, приток еще в XIII в. новых многочисленных

кочевых племен с востока, постоянные междоусобные войны в Чагатайском

улусе, в государстве Хайду за перераспределение владений, а с этими войнами

были связаны длительные и частые перемещения монгольских войск, к концу XIV

в. уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуру в Семиречье.

Исчезла аграрная округа вокруг городов, а затем исчезли и сами древние

города Баласагун, Алмалык, Алматы, Тараз, Каялык, Ики-Огуз и др.

Повсеместно возобладало кочевое скотоводство, оно превратилось в главную

отрасль хозяйства местного населения. Следы земледельческой жизни еще

сохранялись в XIV—XV вв. в Западном Семиречье в долинах Чу и Талас, в

округах исчезнувших городов. Письменные источники сообщают о строительстве

в XV в. новых поселений, караван-сараев, крепостей, например, по сведениям

Мухаммад Хай-дара, в районе Иссык-Куля. Но в целом, в период вхождения

региона Юго-Восточного Казахстана и Киргизии в государство Могулистан

городская жизнь здесь так и не возродилась. Поэтому в экономической и

политической жизни этого государства важное значение имели оседло-

земледельческие районы и города Кашгарии. Борьба за них часто вызывала

междоусобные войны в Могулистане. В конце XV в. могульским ханам,

вмешавшимся в борьбу казахских ханов, шайба-нидских правителей и последних

Тимуридов за власть над городами в бассейне Средней Сырдарьи, удалось

подчинить на время Ташкент и Сайрам. Жизненные интересы населения кочевых

районов Семиречья, необходимость сбыта продуктов скотоводства и получения

предметов городского ремесленного производства и земледельческой продукции

ориентировали их на экономические связи с населением земледельческих

областей также и Южного Казахстана и Средней Азии.

Определенный подъем городской и земледельческой жизни в XIV—XV вв.

происходил на землях Южного Казахстана. Источники упоминают о строительстве

в Отраре, Сауране, Сыгнаке, Дженде, осуществленном ханами Ак-Орды Ерзеном,

Мубарак-Ходжой, Уру-сом. Возводились жилые постройки, культовые и

общественные здания. Восстанавливались крепостные стены и укрепления,

строительство которых ранее было запрещено монгольскими властями. Наиболее

значительным сооружением на рубеже XIV—XV вв. является возведенный эмиром

Тимуром мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городеЯсы (Туркестане). Складывался

новый архитектурный стиль, совершенствовались строительные методы,

развивались ремесла, связанные со строительным делом (изготовление кирпича,

облицовочных материалов, в частности поливных изразцов). В городах

развивалось ремесленное производство. В Отраре, например, археологическими

раскопками выявлены усадьбы и мастерские гончаров, кузнецов, ткачей,

хлебопеков и др. Большим разнообразием цвета и орнаментовки отличалась

местная керамика. Работали монетные дворы Сыгнака (столица ханов Ак-Орды),

Отрара, Сарайчика (столица Ногайской Орды). Восстанавливалась и продолжала

развиваться жизнь в земледельческой округе Сыгнака, Ясы, Саурана, Сайрама и

других городов. На поливных землях выращивались зерновые культуры (пшеница,

ячмень), а также огородные и бахчевые; распространено было виноградарство и

садоводство. Продукция земледельцев и городских ремесленников служила

предметом обмена в хозяйственных связях населения Южного Казахстана и

Восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья. Торговля была одной из наиболее

существенных сторон жизнедеятельности городов Южного Казахстана. Оживилась

и транзитная торговля на пути из Европы через Крым, низовья Дона, далее в

Сарайчик, Отрар, Сайрам с выходом на древние торговые пути из Средней Азии

через Семиречье на Алтай и в Восточный Туркестан.

Торговый взаимообмен скотоводов степных районов Восточного .-Дешт-и

Кыпчака и Семиречья с земледельческим и городским насе-.лением Южного

Казахстана и Средней Азии положительно воздействовал как на рост городского

и земледельческого хозяйства на юге, так и скотоводческого в степи.

Выгодное положение региона Южного Казахстана на стыке оседло-

земледельческогомира скочевой степью, на перекрестке магистральных торговых

путей сделали его центром хозяйственно-культурных, экономических контактов

соседствующих народов. Они способствовали заимствованию кочевниками и

земледельцами друг у друга элементов материальной культуры, быта,

хозяйственных навыков, социальных норм, форм государственной организации,

военного искусства, вели к культурному обмену. Через эти города шло

распространение среди степной аристократии мусульманской культуры,

письменности, книжного образования.

Регион Южного Казахстана (по терминологии источников того времени —

Туркестана), особенно его северная часть, были традиционным политическим и

экономическим центром всех государствен-. ных образований на территории

Казахстана. Присырдарьинские города Сыгнак, Отрар, Ясы (Туркестан), Сайрам,

Сауран, Сузак и др. постоянно были в центре военных столкновений правителей

сосед--них государств. За них сражались с Тимуридами, правившими в Средней

Азии (Мавераннахр), ханы Ак-Орды на рубеже XIV—XV вв., Абулхайр-хан — в

40—60 гг. XV в.; за них сражались с узбеками щайбанидами первые казахские

ханы. Здесь правители Восточного Дергг-и Кыпчака раздавали владения своим

вассалам, собирали налоги, опирались на местные города в борьбе за власть в

степи, осуществляли строительство. Здесь находились их родовые усыпальницы

(знак владения территорией). Свой вклад в развитие городской и

земледельческой культуры на юге Казахстана, как и на юго-востоке в прошлом

внесли далекие и близкие предки казахской народности, как и сами казахи в

XV—XVII вв.

.Процесс феодализации общественных отношений в кочевых ско-товодческих

районах Ак-Орды, Ногайской Орды, Ханства Абулхайра и Могулистана происходил

медленно, при значительном сохранении .уиережитков родоплеменной

организации кочевников. Последнее было связано с ростом удельного веса

кочевого скотоводства, рестав-йрацией патриархальных черт в организации

управления, в формах Землевладения, эксплуатации подвластного населения в

период монгольского господства.

Существовавшая улусная система общественной организации на- селения

позволяла кочевникам иметь в общинном владении определенную территорию с

пастбищными угодьями и водоемами, предотвращала столкновения сдругими

улусными объединениями родопле-менных групп. Право на кочевые улусы и

соответствующие им территории имели все члены правящей династии (огланы,

султаны, мирзы). Многочисленная знать, возглавлявшая родоплеменные группы

(улусбеки, эмиры, баи, карачи), приобретала иммунитетные права

(тарханство). В источниках отмечены другие формы землевладения, земельной

собственности: инджу (ханские земли), мульк — частновладельческие земли,

встречавшиеся в земл едельческих оазисах, вакф— земли мусульманских

учреждений и духовенствав районах распространения ислама, в южных городах

Казахстана. Более упорядоченной стала система взимания налогов и податей с

оседлого населения. Институт «родовой помощи» у кочевников скрывал

различные формы зависимости и эсплуатации бедных богатыми.

Интенсивно развивался в XIV—XV вв. начавшийся ранее процесс образования,

объединения, становления тюркскихлитературных языков трех основных

диалектных групп: карлукско-уйгурской, уйгурско-огузской и кыпчакско-

огузской. Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского

языка. Местная тюркская среда сравнительно легко поглотила монгольские

элементы.

На кыпчакском языке в XIII—XIV вв. было создано большое количество

литературных памятников, развивалось устное народное творчество. Кыпчаки и

другие тюркские племена имели свою устную поэзию. Образцы фольклора

(загадки, афоризмы, пастушеские песни) сохранились в памятнике кыпчакского

языка «Кодекс кумани-кус». В XIV—XV вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы

кыпчакской группы тюркских языков выделился казахский язык. В эту подгруппу

кроме казахского входят ногайский и каракалпакский языки. В Дешт-и Кыпчаке,

в Ногайской Орде развивалось творчество певцов (жы-рау), известны имена

Сыпыра-жырау и Кодана-Тайши (XIV в.), Аса-на-Кайгы и Казтугана (XV—XVI

вв.), воспевавших идею единства народа, любовь к родине. Складывался

кыпчакский героический эпос.

В оседло-земледельческой полосе Южного Казахстана становился

господствующей религией ислам, распространяли свое влияние суфийские ордена

«ясавийя» и «накшбандийя»; кочевое население придерживалось шаманизма и

культа предков.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.