РУБРИКИ

Сословно-представительная монархия в России

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Сословно-представительная монархия в России

почти три четверти и определили те социальные силы, которые в будущем

играли наиболее активную роль в истории земских соборов.

Крайне скудны сведения о соборах 70-80-х годов 16 века.

После смерти царя Фёдора Ивановича в начале 1598 года был собран

земский собор, на котором присутствовало 417 человек: члены боярской думы,

верхи духовенства во главе с патриархом, дворяне и посадские. Ввиду

прекращения старой династии Рюриковичей по предложению патриарха

собравшиеся «обрали ... на царство» Бориса Годунова.

В начале 17 века, в годы польско-шведской интервенции и народных

волнений, земские соборы носили характер узких по составу, наспех собранных

заседаний, выдававших свои решения за мнение «всей земли».

Очень пёстрое по классовому составу совещание, собранное Д. Пожарским в

Ярославле во время похода второго ополчения на Москву в 1612 году, называло

себя также земским собором («Советом всея земли»).

Собор, собравшийся в январе 1613 года, после изгнания польских

интервентов из Москвы, был наиболее многолюдным из всех земских соборов

(700-800 человек). Это был единственный Земский собор , на котором

присутствовали представители стрельцов, казаков и даже черносошных

крестьян. На соборе развернулась борьба различных группировок, предлагающих

кандидатуры В.В. Голицына, Д.Г. Трубецкого, Д.М. Пожарского, И.В.

Воротынского и даже В. Шуйского.

Победила группировка, поддерживавшая кандидатуру Михаила Романова, сына

«тушинского» патриарха Филарета, связанного родственными узами с династией

Рюриковичей. Шестнадцатилетний малограмотный Михаил Романов импонировал

некоторым боярам, один из которых (Ф.И. Шереметьев) выразил эту мысль в

частном письме в таких словах: «Выберем де Мишу Романова, он ещё молод и

разумом не дошёл ... и будет поваден» [4]. 7 февраля 1613 года большинство

собора высказалось за Михаила Романова, ставшего основателем новой царской

династии.

Первая половина 17 века явилась периодом расцвета сословно-

представительной монархии, когда важнейшие вопросы внутренней и внешней

политики государства решались с помощью земских соборов.

В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и

тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений

правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки

господствующего класса. Земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613

года по конец 1615 года, в начале 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. На

этих соборах основными вопросами были: изыскание финансовых средств для

пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.

С 20-х годов 17 века государственная власть несколько окрепла, и

земские соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с

вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в

1636-1637 годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах были приняты

решения о дополнительных налогах на ведение войны.

На многолюдном соборе 1642 года члены Боярской думы, верхи духовенства,

а также представители провинциальных дворян, стрелецких голов и торговых

людей занимались изысканием средств помощи казакам, захватившим в устье

Дона мощную крепость крымского хана Азов. Разрешение вопроса «за Азов с

турским и крымским царём разрывать ли, и Азов у донских атоманов и казаков

принимать ли» зашло в тупик. После длительных пререканий сословных групп,

входящих в состав собора, было вынесено решение отказать казакам в помощи.

На этом же соборе представители поместного дворянства и городов подали

челобитные, выражая свои сословные притязания.

Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях

городских восстаний летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные от

дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без

урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить

белые (т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на

непорядки в управлении и в суде.

Специальная комиссия Боярской думы во главе с боярином князем Н.И.

Одоевским подготовила проект «Соборного Уложения» - кодекса законов

самодержавной монархии 17 века, в котором были учтены пожелания помещиков и

посадской верхушки.

Проект «Соборного Уложения» обсуждался членами Земского собора,

созванного в сентябре 1648 года, и был окончательно утверждён 29 января

1649 года.

Восстание псковских городских низов в 1650 году заставило правительство

срочно созвать Земский собор.

Земские соборы 1651 и 1653 годов были связаны с разрешением вопроса о

войне с Польшей. На соборе 1653 года был положительно решён вопрос о

воссоединении Украины с Россией.

Все последующие земские соборы были неполными и являлись фактически

совещаниями царя с представителями определённых сословий. Земские соборы

способствовали укреплению самодержавной власти царя и государственного

аппарата. Созывая Земский собор, правительство расчитывало на получение от

его членов информации о положении дел на местах, а также на моральную

поддержку с их стороны различных внешнеполитических, финансовых и прочих

мероприятий правительства.

Дворяне-помещики и посадские через земские соборы разрешали свои дела,

минуя приказную волокиту. Земский собор собирался чаще всего в одной из

кремлёвских палат ( Грановитой, Столовой и других ). Открывали собор дьяк

или сам царь. Дьяк зачитывал «письмо» (повестку) для собора (например, на

соборе в 1642 году). Ответ на вопросы повестки давался по «отдельным

статьям» каждым сословием. На Земском соборе 1649 года бояре и духовенство

заседали отдельно от остальных депутатов.

Земские соборы становились иногда ареной борьбы группировок

господствующего класса, отдельных сословий. Характерен в этом отношении

Земский собор 1642 года, на котором каждая сословная группа, не желавшая

нести военную или материальную тяжесть войны с Турцией и Крымом, ссылалась

друг на друга. Впрочем, между помещиками и верхами посада на ряде земских

соборов установилась своеобразная солидарность («единачество») на почве

общего недовольства несовершенством законодательства и государственного

аппарата, засилья бояр.

Продолжительность земских соборов была различной: от нескольких часов

(1645 год) и дней (1642 год) до нескольких месяцев (1648-1649 года) и даже

лет (1613-1615, 1615-1619, 1620-1622 года).

Решения Земского собора оформлялись в соборный акт - протокол за

печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже.

Падение роли земских соборов тесно связано с глубокими социально-

экономическими сдвигами, произошедшими в Русском государстве к середине 17

века. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального

хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной

монархией, бюрократическим аппаратом приказов и воевод. Правительство уже

не нуждалось в моральной поддержке «всей земли» своих внутриполитических и

внешнеполитических начинаний. Удовлетворённое в своих требованиях

окончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к

земским соборам. С 60-х годов 17 века земские соборы переродились в более

узкие по сост

оссии.

Подавляющее большинство дореволюционных историков относило

возникновение приказов уже к концу 15 века, связывая их происхождение с

разросшимися функциями «Казны», ростом значения в деле управления Боярской

думы, механическим переводом в Москву органов управления присоединённых

княжеств.

История приказной системы управления привлекала и советских историков (

С.В. Бахрушина, М.Н. Тихомирова, Л.В. Черепнина, П.А. Садикова, А.А.

Зимина, И.И. Смирнова, Н.Е. Носова, С.О. Шмидта, А.Н. Леонтьева и других ).

Впервые в советской историографии вопросы возникновения приказной

системы управления поставил А.А. Зимин, связавший создание приказной

системы с реформами Ивана Грозного в 50-х годах 16 века.[5]

Осуществление отдельных функций государства в 15 веке поручалось

боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Постепенно

эти нерегулярные поручения («приказы») получали более постоянный характер.

Появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской

дьяки. Первоначально в 15 веке эти должностные лица осуществляли свои

задачи без вспомогательного аппарата. Но с усложнением задач им давались

«для письма» (с начала 16 века) чиновники помельче - подьячие, объединённые

в особом помещении-канцелярии - «избе», «дворе». Процесс образования «изб»,

«дворов» - канцелярий растянулся на несколько десятилетий (с конца 15 века

и до середины 16 века) и был неодновременным. Должностные лица, не имевшие

своих канцелярий - «изб», вели делопроизводство в уже сложившихся «избах»,

«дворах». Так, в первом из возникших «дворов» (Казённом) впредь до

образования соответствующих «изб» велись разрядные, поместные, разбойные,

ямские и другие дела.

Каждая «изба» или «двор» вместе с возглавлявшим её должностным лицом

представляла зародыш будущего приказа. С середины 16 века «избы» -

канцелярии стали превращаться в постоянно действующие центральные

бюрократические государственные учреждения - приказы. Это нашло отражение и

в увеличении круга их задач, появлении чиновничье-бюрократической иерархии

и внутренней структуры, складывании определённых приказных порядков

деятельности и форм делопроизводства.

Важнейшим звеном аппарата централизованного государства была армия,

состоявшая из феодальных ополчений князей и бояр - вассалов великого князя

московского, а также служилых людей - дворян и детей боярских. Объединение

русских земель вокруг Москвы, борьба русского государства с татарами,

турками, Ливонским орденом, польскими и литовскими феодалами требовали

постоянного усилия и усовершенствования вооружённых сил.

Ряд первых центральных государственных учреждений русского

национального государства имели военное назначение. К этой группе

относились Разрядный, Поместный приказы, а также Оружейная палата.

Во второй половине 16 века появились другие приказы этой группы:

Стрелецкий, Пушкарский, Каменных дел, Оружейный, Бронный, Аптекарский.

Разрядный приказ возник при дьяке «с разрядом»[6]. О разрядном дьяке мы

находим намёки ещё в росписи воевод новгородского похода 1478 года, а о

существовании разрядного приказа сохранились известия с 1531 года. В одной

из разрядных книг сообщается о том, что в лето 7039 (1531 года ) «князь

великий наложил опалу свою на князя Ивана Воротынского ... и велел их с

Тулы дьяку Афанасию Курицыну привести к Москве в Разряд»[7]

Разрядный приказ ведал личным составом армии русского государства:

заведовал её комплектованием, учётом, денежными и поместными окладами. На

особых смотрах, проводимых приказом для дворян и детей боярских,

определялась способность их к воинской службе. Каждого нового служилого

человека («новика») на смотре «верстали» на военную службу, т.е. определяли

размер его земельного и денежного жалованья. Первоначально существовало до

25 «статей» этого «верстания»; к концу 16 века их число было сведено до 6.

Для определения в «статью» учитывались происхождение, опыт предыдущей

службы и т.д.

Служилые люди обязаны были выходить на смотры и войну «конны, людны и

оружны», т.е. выставлять вооружённых слуг или холопов, вначале «по силе», а

со временем издания Уложения о службе 1555 года «со ста четвертей добрые

угожей земли человек на коне и в доспесе в полном, а в дальний поход о дву

конь». Смотря по службе приказ увеличивал или уменьшал оклад служилых

людей, повышал или понижал их в чине. За неисправную службу или отсутствие

(«нетство») приказ мог не только понизить, но и отобрать данные за службу

«в оклад» земли.

Этот приказ тщательно вёл книги всем служилым людям в государстве с

обозначением их поместного и денежного жалованья. Списки дворянам и детям

боярским, составлявшиеся при «разборе», «верстании» и «раздаче» им

жалованья, назывались «десятнями».

Разрядный приказ давал распоряжения относительно похода и содержания

войска, заведовал постройкой крепостей, пограничных городов, включая их

население и земли, а также ведал пограничной службой.

Кроме военных функций, разряд имел чисто административные функции по

делам личного состава государственного аппарата. Он назначал наместников и

волостелей, воевод, послов, судей приказов, осуществлял суд над

чиновниками, не оправдавшими доверия, разбирал местнические дела. Уже во

второй 16 века Разрядный приказ приобрёл значение важнейшего приказа

Русского государства. В конце 16 века ему были окончательно подчинены

сохранившиеся ещё от феодальной раздробленности областные разряды

(Новгородский, Смоленский, Рязанский), которые приобрели в дальнейшем

характер военно-окружных управлений.

В 17 веке Разрядный приказ имел довольно сложную структуру. Приказ

подразделялся на 5 территориальных столов (Московский, Владимирский,

Новгородский, Севский, Белгородский) и столы специального назначения:

денежный и приказный.

Из территориальных столов важнейшим считался Московский. Он ведал

комплектованием личного состава приказов, воевод, укреплениями пограничных

линий, разбирал местнические дела.

Все остальные территориальные столы вели учёт рядового состава армии в

пределах определённого военного округа («Разряда»). Здесь велись списки

состава служилых - десятни, смотренные списки служилых людей, акты приёма и

передачи городов воеводами (росписные списки). Белгородский и Севский

столы, кроме того, заведовали пограничным военно-административным

управлением. Связь Разряда с другими приказами осуществлял приказный стол.

С деятельностью Разрядного приказа связан Поместный приказ,

возникновение которого было также обусловлено ростом значения служилого

дворянства. Если Разрядный приказ устанавливал поместный «оклад» (земельное

жалованье за службу), то наделение («дача в оклад») осуществлял Поместный

приказ. До образования этого приказа и то и другое производил Разрядный

приказ.

Поместный приказ вырос из должности поместного дьяка, упоминаемого ещё

в конце 15 века. Учреждение при этом дьяке сложилось позднее и образование

его было связано, по-видимому, с поместной реформой 1555 года. В этом же

году впервые упоминается и поместная изба. В 1577 году впервые встречается

упоминание Поместного приказа.

Поместный приказ заведовал государственными землями, раздаваемыми в

поместья. Всякий, кто определялся на службу, подавал в Разрядный приказ

челобитную с просьбой выделить ему земельное поместье.

В приказе велись книги с обозначением размеров всех поместий. Эти книги

назывались даточными.

Приказ посылал писцов, дозорщиков, межевщиков и других чиновников для

составления различных учётных документов: писцовых, переписных, окладных,

дозорных, приправочных, межевых и других книг. Здесь же выдавались акты на

право владения землёй: жалованные, вводные, отказные грамоты.

Поместный приказ рассматривал споры по земельным делам служилых людей,

собирал подати с земель, находившихся в его владениях.

Возрастание в 17 веке роли и значения помещиков-дворян в армии и

гражданском государственном аппарате (приказы и воеводы), увеличение

размеров поместного землевладения, постепенное сближение поместного и

вотчинного землевладения делало Поместный приказ одним из важнейших

приказов государства.

В начале 17 века приказ провёл описание земель с целью восстановления

нарушенных во время интервенции и крестьянской войны прав помещиков.

Писцовые и переписные книги помогали рассматривать многочисленные земельные

тяжбы между помещиками и вотчинниками. Кроме того, эти книги являлись

документами, на основании которых производилось налоговое обложение.

Поместный приказ вёл активную борьбу с возросшими побегами феодально-

зависимых крестьян, посылая на места с широкими полномочиями специальных

сыщиков.В период подавления крестьянской войны под руководством Степана

Разина приказ рассылал сыщиков на территории, подведомственные другим

приказам.

Исполнительный аппарат приказа подразделялся на несколько

территориальных столов: Московский,

Ря**************************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

********************************************************** получавших

за свою службу не земельное, а денежное, а иногда и натуральное (хлебное)

жалованье. Это были стрельцы - пехотинцы, вооружённые огнестрельным оружием

и проживавшие в особых городских слободах. С их появлением связано создание

Стрелецкого приказа, впервые упоминаемого с 1571 года.

В 17 веке возросло число стрельцов, которые принимали активное участие

не только в охране границ государства и войнах, но использовались для

караульной и полицейской служб, борьбы с пожарами. Наряды стрельцов несли

караулы в Кремле и на московских улицах. Стрельцы проживали особыми

слободами и занимались в свободное от службы время ремеслом, мелкой

торговлей. Каждый полк имел свою канцелярию - стрелецкую избу.

Возглавлявшие стрелецкие полки полковники были не только командирами, но и

судьями для стрельцов.

Все дела по службе, содержанию, управлению и суду стрельцов осуществлял

Стрелецкий приказ. Ему же была подведомственна и часть казаков.

После стрелецкого мятежа 1697-1698 годов Пётр Первый приступил к

ликвидации стрелецких войск. Компетенция стрелецкого приказа изменилась: он

стал заниматься административно-хозяйственными делами, что и вызвало его

преобразование в 1701 году в Приказ земских дел, наследовавший функции

упразднённого ещё в ноябре 1699 года Земского приказа по полицейскому

управлению Москвой.

В конце 15 века возникла Оружейная палата - арсенал Русского

государства, ведавший изготовлением и хранением оружия. С 1511 года

известна должность оружничего, возглавлявшего эту палату. Для заведования

Оружейной палатой был создан Оружейный приказ. Руководство изготовлением

ручного, холодного и огнестрельного оружия, а также предохранительного

снаряжения (брони, шлемы, панцири и др.) осуществлял известный с 1573 года

Бронный приказ.

Развитие артиллерии в Русском государстве в Ливонскую войну привело к

образованию Пушкарского приказа (известен с 1577 года), который стал

главным артиллерийским управлением. Приказ имел и некоторые военно-

инженерные функции: строил укрепления на границах.

Деятельность Пушкарского приказа переплеталась с приказом Каменных дел,

или Каменным. Приказ Каменных дел был учреждён приблизительно в конце 1583

- начале 1584 года и заведовал «записными» каменщиками, кирпичниками и

другими ремесленниками строительного дела, проживавшими отдельными

слободами в городах. В его ведении находились каменоломни и кирпичные

сараи. Приказ руководил постройкой укреплений.

Службой и жалованием наиболее привилегированной части казаков,

находящихся на службе Русского государства, ведал в 1613-1643 годах Казачий

приказ.

Иноземный приказ ведал не только иноземцами находящимися на службе

Русского государства, но и русскими людьми, служащими в полках нового

(«иноземного») строя. Приказ проводил пожалования иноземцев землями и

крестьянами, осуществлял суд над иностранцами. Для разбирательства судебных

дел в приказе существовали толмачи и переводчики.

Появление полков нового строя вызвало учреждение и специальных

приказов. Наиболее важным из них был Рейтарский приказ (1649-1701 года),

который ведал рейтарскими полками: их комплектованием, снабжением,

обучением и судом.

В последние десятилетия 17 века Рейтарский и Иноземный приказы имели

одного начальника и общих дьяков.

Рядовой состав солдатских, драгунских и рейтарских полков формировался

из насильно набираемых даточных людей от тяглового (крестьянского и

посадского) населения, а также из добровольцев - «охочих» людей из вольного

населения. Вместо даточных, набираемых с определённого числа дворов, можно

было платить определённый сбор на содержание этих полков. Этим занимались

два существовавших почти одновременно приказа: сбора даточных людей (1633-

1654 года) и сбора ратных людей (1637-1654 года).

Возросшее в 17 веке производство вооружения осуществлялось

предприятиями и мастерами, подведомственными Пушкарскому приказу, Оружейной

палате и созданному в 1647 году Ствольному приказу.

Чрезвычайными мерами по укреплению южных границ Русского государства и

строительству городов руководил Приказ городового дела (1638-1644 года).

Близким к военной организации Русского государства был Аптекарский

приказ, основанный в конце 16 века. Первоначально он являлся придворным

учреждением, обслуживавшем царя, царскую фамилию и близких ко двору лиц. В

17 веке приказ превратился в государственный центр медицинского дела.

Значительную группу приказов составляли так называемые дворцовые

приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем и

царского хозяйства. Так как вопросы дворцового хозяйства не подлежали

рассмотрению в Боярской думе, то у великих князей рано появилась

потребность в создании специального аппарата дворцового управления.

Один из самых древних приказов Русского государства - Казённый приказ -

был не только дворцовым, но и общегосударственным учреждением. Первое

упоминание о Казённом дворе относится к 1493 году (опальный князь Андрей

Васильевич Большой сидел в «тюрьме на Казённом дворе»), но следы

существования этого учреждения встречаются гораздо раньше. Само упоминание

Казённый приказ впервые упоминается в 1512 году.

Являясь главой Казённого приказа - важнейшего дворцового ведомства,

сложившегося как общегосударственное учреждение ранее многих других

ведомств, казначей уже со второй половины 16 века осуществлял и

общегосударственные задачи: он ведал дипломатическими сношениями, ямскими,

поместными, холопьими и другими делами. Здесь же на Казённом дворе

находился и печатник - хранитель «большой государственной печати»,

прилагаемой к важнейшим общегосударственным документам (и прежде всего

документам дипломатического характера).

Ещё в первой половине 16 века в помощь казначею по отдельным

государственным функциям появились соответствующие дьяки: ямской,

посольский, поместный. Первоначально они подчинялись казначею и их

делопроизводство велось на Казённом дворе, но с течением времени они

обособляются на своих «дворах» или в приказах как начальники

соответствующих самостоятельных государственных учреждений. Но даже после

образования самостоятельных Посольского, Поместного, Ямского и Холопьего

приказов казначей продолжал играть огромную роль в общегосударственных

делах, особенно в вопросах внешней политики.

Гораздо меньшее значение имели другие дворцовые приказы, возникшие из

соответствующих «путей». Уже с 1501 года встречается первое упоминание о

Дворцовой избе, которая с 1572 года именуется приказом Большого дворца. Его

возглавляли дворецкий и двое дьяков. Задача приказа заключалась в снабжении

двора великого князя (царя) всем необходимым и пополнении его казны. Приказ

заведовал великокняжеским хозяйством, обслуживающим персоналом двора,

управлял дворцовыми землями и дворцовыми крестьянами.

В конце 15 - начале 16 века сложился Конюшенный приказ, ведавший

царской конюшней и конюшенными слободами.

Упоминаются в 16 веке Ловчий и Сокольничий приказы; во главе их нередко

стоял один боярин. Со второй половины 16 века известен Постельничий приказ,

заведовавший великокняжеской (царской) спальней.

Все лица, возглавлявшие дворцовые приказы (дворецкий, конюший, ловчий,

сокольничий, постельничий), были боярами.

С образованием Русского централизованного государства возросли и его

международные связи. Это повлекло за собой появление должности посольского

дьяка (1486 год).

Все важнейшие решения по вопросам внешней политики по-прежнему

принимали царь, «поговоря с братьею и бояры», т.е. местом общего

руководства внешней политикой была Боярская дума. Переговоры с послами вела

специальная комиссия из бояр и посольского дьяка, который вскоре стал

думным дьяком. Посольский дьяк выступал посредником между Боярской думой и

послами. Он вёл дипломатическую переписку и присутствовал на заседаниях

Боярской думы. Для переписки первоначально использовался канцелярский

аппарат Казённого двора, где происходили заседания думской комиссии и

посольского дьяка с послами.

Впервые Посольская изба упоминается в 1549 году, впоследствии она

именуется Посольским приказом. В 16 веке в нём находились подьячие,

переводчики (для письменного перевода) и толмачи (для устного перевода).

В 17 веке аппарат Посольского приказа значительно вырос. В приказе

появились структурные части - повытья, возглавляемые старшими подьячими.

Три повытья ведали сношениями с Западной Европой, а два - с Азией. Кроме

того, в составе приказа числились площадные подьячие, золотописцы (для

росписи дипломатических грамот), переводчики, толмачи, приставы, сторожа.

Посольский приказ имел несколько степеней: великие послы, лёгкие послы (

посланники ), гонцы, посланцы.

Однако Посольский приказ оставался в основном исполнительным органом

царя и Боярской думы, которым принадлежало решающее слово во всех вопросах

внешней политики.

Во второй половине 17 века во гл

окрестное население обязано было поставлять

определённое количество лошадей, подвод, корма; оно же осуществляло и

ямскую гоньбу. Каждым «ямом» заведовал ямщик, при котором был особый ямской

двор.

С образованием централизованного русского государства значение ямской

службы возросло: по дорогам, идущим от Новгорода, Смоленска, с юга от «яма»

к «яму» ехали к царскому двору иностранные послы. От Москвы по этим же

дорогам пробирались великокняжеские и царские воеводы и чиновники.

Уже в 1490 году упоминается ямской дьяк Тимофей Маклаков. Ямские дьяки

заведовали ямщиками и ямской службой, разрешали споры между ямщиками и

населением, утверждали выборы ямщиков, посылали учреждать новые «ямы».

В централизованном государстве ямская служба значительно усложнилась.

Население выбирало для ямской службы особых ямских охотников, которые

селились при ямских дворах слободами.

Первоначально при ямских дьяках не было специального учреждения, и они,

как и некоторые другие дьяки, заведовавшие отдельными отраслями управления,

пользовались канцелярским аппаратом Казённого приказа. В 1550 году впервые

упоминается Ямская изба, а с 1574 года- Ямской приказ.

В 17 веке Ямской приказ сохранил значение одного из важнейших приказов

государства. В его ведении находилась ямская служба, управление ямскими

землями, сбор денег на подмогу ямщиков, выписка подорожных и надзор за

дорогами в государстве.

Недовольство широких масс усилением феодального гнёта, возрастание

значения в государстве поместного служилого дворянства повлекло за собой

создание группы судебно-полицейских приказов: Разбойного, Земского,

Холопьего и Судных.

Со времени введения повсеместно губных учреждений Судебником 1550 года

возникла необходимость постоянного центрального государственного

учреждения, осуществлявшего руководство губными органами и надзор за их

деятельностью. В 1555 году была составлена Уставная книга Разбойного

приказа.

Разбойный приказ утверждал в должности губных старост, целовальников и

дьяков во всём государстве, санкционировал приговоры губных органов,

являлся второй инстанцией для рассмотрения разбойных и татиных дел на

территории всего государства, кроме Москвы и Московского уезда.

В 17 веке Разбойному приказу принадлежало общее руководство полицейской

расправой по разбойным, татиным и приводным делам. Во главе приказа стояла

следственно-судебная коллегия из боярина (окольничего), дворянина

(стольника) и двух дьяков. Приказ имел разветвлённую сеть местных органов -

губных старост и губ, осуществлял надзор за содержанием тюрем во всём

государстве. В чрезвычайных случаях приказ посылал надельщиков и сыщиков из

центра. Приказ существовал до 1701 года.

Разбойные и татиные дела по Москве и Московскому уезду велись Земским

приказом. Первое упоминание о нём относится к 1564 году.

Земский приказ в Москве осуществлял полицейские функции: наблюдал за

безопасностью и порядком, вёл борьбу с корчемством и пожарами, следил за

содержанием в чистоте улиц и за городским благоустройством, собирал налоги

с московского тяглового населения и судил его. Земский приказ проводил

переписи дворов и церквей. В конце 17 века он был объединён со Стрелецким

приказом, с которым разделял полицейские функции по Москве.

С усилением феодального гнёта к середине 16 века связано появление

Приказа холопьего суда (Холопьего приказа), ведавшего делами о поступлении

в холопство, судом о кабальном холопстве и т.п. В связи с ограничением

крестьянских переходов от одного феодала к другому (заповедные годы) с 80-х

годов 16 века и введением срока сыска беглых (урочных лет) в 1597 году

приказ стал принимать челобитные от бояр и служилых людей о беглых холопах,

вести переписку о розыске беглых с местными властями (воеводами).

В 17 веке приказ осуществлял юридическое оформление индивидуального

закрепления крестьян, регистрацию дворовых всех вотчинников и помещиков,

всякого рода кабал и крепостей. В Холопьем приказе писались кабальные на

холопов, оформлялись на них «крепости», рассматривались тяжбы бояр и

служилых людей из-за холопов. Сюда же подавались заявления («явки») о

беглых. В приказ с челобитными с просьбой освободить их от холопства

обращались и холопы.

В тесной связи с реформами 60-х годов 16 века находилось создание

группы судных (судебных) приказов в 90-е годы: Московского (1598 год),

Владимирского (1593 год), Дмитровского (1595 год), Казанского (1591 год).

Каждый из этих приказов заведовал судом служилых людей определённой

территории государства, неподсудных местным властям по указу 1549 года.

Судебная обособленность дворян и детей боярских в особых судебных

приказах являлась одним из проявлений возросшего значения помещиков и

поместного землевладения в Русском государстве.

В 17 веке из четырёх территориальных судных приказов продолжали

действовать Владимирский и Московский, которые являлись привилегированными

судами для представителей всех групп господствующего класса феодалов.

Указом 1699 года оба эти приказа были объединены в один под названием

«Судный».

Несколько особо от этой группы стоял Челобитный приказ, возникновение

которого тесно связано с возвышением поместного дворянства и усилением

власти московского царя. По решению Земского собора 1549 года дворяне и

дети боярские получили право обращаться к суду самого царя. Это решение

было закреплено в 64 статье Судебника 1550 года. Для приёма и разбора

потока челобитных, поступавших на имя царя в 1550 году, был учреждён

Челобитный приказ во главе с видным деятелем «Избранной рады» А.Ф.

Адашевым. В этот приказ поступали все челобитные на имя царя. Часть жалоб

направлялась на рассмотрение царя, а другая передавалась в соответствующие

учреждения. Приказ принимал апелляционные жалобы на решения должностных лиц

и государственных учреждений и, следовательно, являлся своеобразным

контрольным органом государства.

«Уложение» 1649 года отменило порядок прямой подачи челобитных царю,

что сократило функции этого приказа и привело к его фактическому

упразднению. Указом 1685 года Челобитный приказ был присоединён к

Владимирскому судному.

Челобитные, недовольных решениями Поместного и Холопьего приказов,

передавались в специально созданный в 1619 году Приказ сыскных дел, который

являлся высшим судом по земельным и холопьим делам.

В 1625 году из Приказа сыскных дел был выделен приказ Приказных дел -

орган особых поручений в области управления, финансов и т.д. Располагая

значительными средствами, этот приказ выдавал жалованье ратным людям,

укреплял города, осуществлял надзор за деятельностью дозорщиков, выполнял

ряд других более мелких поручений, вплоть до реставрации икон Успенского

собора.

Рядовые провинциальные служилые люди были недовольны засильем думных

чинов и высшей приказной бюрократии в первые годы правления царя Михаила

Фёдоровича.

Идя навстречу пожеланиям этой части господствующего класса,

правительство создало в 1619 году «Приказ, что на сильных бьют челом». Во

главе этого приказа за всё время его существования (он был упразднён в 1639

году вскоре после смерти Филарета) правительство ставило влиятельных лиц

(князя И.Б. Черкасского, боярина Б.М. Лыкова и других; в 1631-1632 годах

судьёй этого приказа был Д.М. Пожарский).

С ликвидацией наместников по земской реформе 1555-1556 годов платимый

тяглым населением в их пользу налог («кормовой оброк») стал поступать

государству. В связи с этим приём «кормового оброка» ещё до земской реформы

в Москве от земских старост и целовальников поручался по совместительству

дьякам уже существовавших приказов. Эти дьяки назывались «кормленными». По

мере возрастания налоговых поступлений и усложнения задач казённой,

посольской и поместной «изб» взимание кормленного оброка в 60-70-е годы 16

века обособляется в приходные кассы - «избы», называемые четвертями

(«четями»).

Несмотря на то, что во главе четей иногда по-прежнему стоят дьяки

других приказов, в 70-90-х годах 16 века они являлись самостоятельными

финансовыми приказами с более постоянной подведомственной им территорией,

которая подчинялась им не только в финансовом, но и в административно-

судебном отношении.

Деньги, собранные четвертными приказами, выдавались служилым людям в

форме жалования раз в четыре года.

С начала 17 века четвертные приказы носят территориальные названия:

Новгородская или Нижегородская (1601 год), Галицкая (1606 год), Устюжская

(1611 год), Владимирская (1629 год) и Костромская (1629 год) четверти.

Четвертные приказы были не только финансовыми, но и территориальными.

Они ведали населением городов и уездов, управлением и судом. Новгородской

четверти были подведомственны 65 городов, Галицкой и Устюжской - по 22

города, Владимирской - 26 городов, Костромской - 21 город.

Ещё в 1597 году для заведования кабацким делом и кабацкими сборами на

территории всего государства была учреждена новая четверть (Приказ новой

четверти).

В тесной связи с возросшими задачами Русского государства (увеличением

войска, усложнением государственного управления) находилось и учреждение

финансовых приказов. В середине 16 века был введён ряд общегосударственных

налогов, преимущественно военного назначения: на городовое, засечное,

ямчужное (пороховое) дело. Сбор этих налогов был поручен созданному

примерно в 1533-1534 годах финансовому Приказу Большого прихода. Кроме

прямых налогов, впоследствии приказ заведовал сбором таможенных пошлин, а

иногда и ямских денег.

В 17 веке Приказ Большого прихода ведал сбором прямых и косвенных

налогов с большей части государства. Он же сдавал на откуп бани, лавки,

гостиные дворы и погреба, взимал плату с клеймения товаров, с мер «чем

всякие товары и питья меряют», ведал таможенными сборами. Иногда этому

приказу передавались даже ямские сборы.

В отличие от других финансовых приказов Приказ Большого прихода был

чисто финансовым, не управляющим никакой территорией. В 1680 году дела

этого приказа были переданы в Приказ Большой казны. Этот приказ возник в

1622 году и ведал он сборами налогов с городского населения, занятого

торговлей и ремеслами. В отношении к этому населению приказ выполнял

административные и финансовые функции. В ведении Приказа Большой казны

находился и Денежный двор, который распоряжался чеканкой монеты.

Для сбора различных чрезвычайных налогов, главным образом на содержание

администрации, создавались специальные приказы. По решению Земского собора

1616-1618 годов был создан Приказ сбора пятинных и запросных денег,

действовавший с большими перерывами (1616-1618, 1632-1637 года), а затем

передавший свои полномочия чисто военному Приказу сбора ратных людей. В

1659 году Приказ сбора ратных людей был преобразован в Приказ денежного

сбора, которому был поручен сбор особого чрезвычайного налога (десятой

деньги). Этот приказ просуществовал до 1680 года. В 60-х годах существовал

Приказ денежной раздачи.

Иногда на содержание армии производились натуральные сборы

продовольствия. С 1655- по 1683 года существовал Хлебный приказ, а в 1672-

1696 годах - Приказ сбора стрелецкого хлеба.

Условно к группе финансовых приказов можно причислить Печатный приказ.

Начальник этого приказа - думный дьяк-печатник, у которого печать висела на

шее, прикладывал её к документам. Со всех предъявленных в приказ документов

взимались печатные пошлины.

Скрепляя государственной печатью и регистрируя каждый попавший в него

документ, Печатный приказ был важным звеном в системе бюрократического

государственного аппарата России 17 века с его развитым бумажным

делопроизводством.

Расширение территории государства вызвало образование группы чисто

территориальных приказов.

В 1637 году управление Сибирью, находившееся в ведении Казанского

приказа, обособилось в ведомство особого Сибирского приказа. Сибирский

приказ назначал и смещал сибирских воевод, дьяков и других служилых людей;

ему подчинялись размещённые по сибирским городам стрельцы и другие ратные

люди; приказ заведовал сбором ясака с нерусских народов, денег, хлеба и

соли с русского населения, размещением ссыльных и надзором за ними.

Активная внешняя политика 50-70-х годов 17 века вызвала образование

ряда территориальных приказов по управлению присоединённых земель. Временно

оккупированные русскими войсками земли Литвы и Прибалтики управлялись

территориальными приказами княжества Литовского (1655-1667 года) и

Лифляндских дел (1660-1666 года). Присоединённые к России смоленские земли

управлялись Приказом княжества Смоленского (Смоленского приказа), созданным

в 1637 году и подчинённым в 1680 году Посольскому приказу.

Воссоединённая с Россией Украина получила в составе Русского

государства автономное управление. Сношение с Украиной осуществлял

созданный в 1662 году Малороссийский приказ; ему же подчинялись московские

воеводы и русские отряды на Украине. В 1687 году Малороссийский приказ был

подчинён Посольскому приказу и находился в его составе до начала 18 века.

Города, в которых были расположены некоторые русские полки (Сумской,

Ахтырский, Харьковский, Острожский), в финансовом отношении попадали в

ведомство приказа Великой России (или Великороссийский), учреждённого в

1687 году и существовавшего до начала 18 века.

В 17 веке имелась значительная группа дворцовых приказов, из которых

наибольшее значение имел Приказ Большого дворца, ведавший обширными,

разбросанными по территории всего государства землями.

При этом приказе сложилась система «дворов», заведовавшая снабжением

царского дворца всем необходимым: Кормовой, Хлебный, Житенный, Сытенный.

Продолжали функционировать и некоторые другие ранее известные приказы: всю

первую половину века существовали Ловчий и Сокольничий приказы, весь век -

Конюшенный, Постельничий и Казённый; в связи с развитием приказного

аппарата последний постепенно теряет своё общегосударственное значение,

превращаясь в личную казну царя, хранилище золотых и серебряных изделий,

драгоценных материй и т.п.

Возникли также некоторые новые дворцовые приказы: Приказ золотых и

серебряных дел, Царская мастерская и Царицына мастерская печати.

Особо хочу остановиться на характеристике Приказа тайных дел и

Монастырского приказа.

Вышеупомянутым Приказом тайных дел первоначально заведовал тайный дьяк,

при котором находилось 6-7 подьячих. К концу существования Приказа во главе

его стояла целая дьячная коллегия (тайный дьяк и дьяки Челобитного и

Стрелецкого приказов; число подьячих возросло до 15). Основной функцией

Приказа тайных дел был контроль за деятельностью приказов. Этот контроль

мог носить явный характер и проявляться в затребовании для «ведома»

(контроля) различных дел, сведений, отчётности из других приказов, в

проверке приказного делопроизводства при непосредственном участии царя.

Тайный контроль заключался в посылке подьячих Приказа с секретным наказом о

контроле некоторых послов, которые «много чинять не к чести своего

государя», или воевод, допускавших «много неправд ... над ратными людьми».

Известной формой контроля за государственным аппаратом (как приказом,

так и воеводами) было рассмотрение Приказом челобитных, поданных лично

царю. После рассмотрения дела по челобитной в Приказе тайный дьяк

докладывал о нём царю. По царскому указу дело, минуя Боярскую думу,

разрешалось в Приказе тайных дел или передавалось для исполнения в один из

других приказов.

Приказ тайных дел рассматривал политические дела различной важности,

начиная с дел о лицах, связанных с опальным патриархом Никоном и некоторыми

вожаками раскола (Аввакум), и кончая делом холопа боярина Бориса Морозова,

некоего Сумарокова, который, стреляя с чердака боярского двора по галкам,

сидевшим на трубе Чудова монастыря, случайно попал пулей в государевы

хоромы.

Деятельное участие принимал Приказ тайных дел в деле Степана Разина и

его сподвижников. Приказ следил за ходом розыска. Царь составил памятную

записку с десятью вопросами для бояр, руководивших следствием по делу

Разина. В Приказ запрашивали различные материалы этого процесса:

расспросные и пыточные речи, очные ставки и т.д.

Приказ осуществлял и другие функции самого разнообразного характера:

вёл личную переписку царя, заведовал некоторыми полками иноземного строя,

царской благотворительностью, сыском руд (медной - в Олонецком уезде,

серебряной - на реке Мезени), руководил деятельностью Записного приказа,

Аптекарского, Гранатного и Потешного дворов, ведал не вошедшими в состав

дворцовых земель царскими обширными подмосковными имениями (Измайловым,

Черкизовым, Котельниками, Люберцами и другими), постройками в селе

Семёновском, ремонтом церкви в селе Коломенском, промышленными заведениями

царя, некоторыми его торговыми операциями (персидским торгом), был личной

кассой царя.

Приказ тайных дел помещался во дворце, и царь часто бывал в этом

Приказе. Здесь он имел свой стол с особым письменным прибором, принимал

участие в составлении бумаг, требовал отчётов, слушал доклады, рассматривал

дела и т.п. Возглавлявшие приказ тайные дьяки пользовались большим влиянием

в государственных делах. Приказ был упразднён в 1676 году.

На протяжении 17 века помещики и вотчинники продолжали вести борьбу с

духовными феодалами за обладание землями и крестьянами. В челобитных,

подаваемых царю, дворяне и дети боярские выступали против судебных

привилегий монастырей и подведомственных им лиц. Стремясь к укреплению

единовластия, царь Алексей Михайлович встал на сторону светских

землевладельцев. По Уложению 1649 года был учреждён Монастырский приказ -

гражданское учреждение, во главе которого стояли думный дворянин или

окольничий и два дьяка. Суду этого приказа были подчинены все монастыри и

духовные лица, а также их крепостные. Епархиальные власти подлежали суду не

только Монастырского приказа, но и приказов вообще. Мелкие иски

епархиальных чиновников и крестьян подлежали суду воевод.

В Уложении было сделано исключение для патриарха и его владений, где по-

прежнему суд производили патриарх и патриаршие приказные люди. Однако на их

приговор разрешено было подавать апелляционные жалобы царю и Боярской думе.

Монастырский приказ имел широкие административные функции: определял и

отрешал от места настоятелей, келарей, казначеев монастырей, выбирал

священнико******************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

******************************************************************боре

1666 года, заключалось в том, что Никон «бранил» Монастырский приказ.[8]

Оппозиция церковников Монастырскому приказу была настолько велика, что

церковный собор, осудивший патриарха Никона, отверг и этот приказ. В 1677

году приказ был упразднён, а его финансовые и контрольные функции были

переданы в Приказ Большого дворца.

17 век был веком расцвета и падения приказной системы управления. На

протяжении века существовало до 80 центральных бюрократических учреждений -

приказов разного значения, функций и величины.

Важной особенностью приказной системы управления является крайняя

пестрота и неопределённость функций приказов. Почти каждый приказ 16-17

веков выполнял не только функции управления: в его ведении находились также

определённые территории (волости, города, селения), налоги с которых

поступали на содержание приказа и выполнение его задач, а население их

судилось в приказе.

Этой сложностью определения функций приказов объясняются и трудности

классификации приказов. Все созданные классификационные схемы можно считать

условными.

Во главе каждого приказа стоял начальник - «судья»; иногда

возглавлявшее приказ лицо носило специальное наименование (казначей,

печатник, дворецкий, оружничий и т.п.). Судьи приказов в 17 веке

назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян,

думных дьяков. Шёл процесс бюрократизации верхушки феодального класса -

думных чинов[9]. Некоторые думные люди управляли сразу несколькими

приказами. Любимец царя Алексея Михайловича боярин Б.И. Морозов был

«судьёй» пяти приказов: Стрелецкого, Большой казны, Новой четверти,

Иноземного и Аптекарского.

С созданием приказов в Русском государстве появилось обширное бумажное

делопроизводство. В процессе практической деятельности приказов сложились

формуляры определённых видов документов, порядок их оформления и движения

как внутри каждого приказа, так и между ними. Делопроизводство требовало

известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник

приказа. Поэтому в помощники судьям в приказы назначались дьяки. Судьи

некоторых приказов (чаще всего финансовых, где существовала бухгалтерская

документация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались из рядового

дворянства, иногда из духовного звания и даже крупного купечества

(«гостей»). Дьяки были фактическими вершителями дел в приказах. Вместе с

судьями они обсуждали дела и выносили приговоры. Если требовался «доклад»

царю, то он вырабатывался под руководством дьяка, который присутствовал при

самом «докладе». Со слов царя дьяк делал на «докладе» «помету» (резолюцию),

составлявшую основу царского указа.

Дьякам в приказах подчинялись подьячие - канцелярские служители из

дворян и детей приказных людей.

Крупные приказы подразделялись на столы, а столы - на повытья. Столы

возглавлялись дьяками, повытья - старшими подьячими. Некоторые приказы

делились только на повытья. Столы носили названия по роду деятельности; по

территориям; по подведомственным территориям и фамилиям старших подьячих.

В определении характера управления в приказах среди историков не было

единомыслия: одни считали его коллегиальным, другие - единоличным. В

действительности в приказах существовал особый, приказной характер

управления, заключавшийся в том, что спорные дела судья рассматривал вместе

с дьяками, а дела, не носящие спорный характер, они рассматривали каждый в

отдельности. Характерной особенностью приказного делопроизводства была

крайняя централизация управления: в приказах разрешались не только важные,

но и сравнительно второстепенные дела.

Приказная система с её централизацией и бюрократизмом, бумажным

делопроизводством и бесконтрольностью порождала волокиту, злоупотребления и

взяточничество. К концу века приказная система пришла в упадок: её заменила

более прогрессивная система управления - коллегиальная.

местное управление.

С образованием централизованного государства меняется и местное

управление. Вводится регламентация наместнического управления. Особенно

наглядно это выступает в Белоозерской уставной грамоте, данной Иваном 3

населению Белоозерского княжества в 1488 году, вскоре после присоединения

его к Русскому государству. Первые статьи этой грамоты определяют

количество «корма», взимаемого с каждой «сохи».

Одна из статей этой грамоты запрещала наместнику самому собирать сборы;

для этого белоозерцы выбирали сотских.

Грамота регламентировала и деятельность наместничьего штата.

По примеру Белоозерской грамоты с конца 15 - начала 16 века наместникам

и волостелям выдавались так называемые «доходные списки», подробно

регламентирующие размеры кормов.

Сроки кормлений с конца 15 - начала 16 века сокращались до 1-3 лет.

Назначенный на кормление наместник или волостель за это время пополнял свои

«животы» (имущество) и с восстановлением «достатка» возвращался в столицу

исполнять бездоходные поручения великого князя, ожидая новой кормовой

очереди.

Ограничение власти кормленщиков - наместников и волостелей - являлось

составной частью мероприятий, проводимых великокняжеской властью в целях

укрепления централизованного государства. Эти мероприятия не только

совпадали с пожеланиями поместного дворянства, но находили поддержку и

сочувствие черносошного крестьянства. И те и другие были заинтересованны в

улучшении прежде всего деятельности суда и того звена государственного

управления, в котором корыстолюбие кормленщиков проявлялось особенно остро.

По Белоозерской уставной грамоте наместник и его тиуны судили вместе с

сотскими и «добрыми» людьми из населения. В Судебнике 1497 года этот

порядок был узаконен.

В связи с военными нуждами и укреплением обороноспособности государства

во второй половине 15 века «городовое дело», т.е. заботы о строительстве и

укреплении городов, стало важнейшей и повсеместной обязанностью населения.

Появляются особые должностные лица местного управления - городовые

приказчики, оттеснившие наместников-кормленщиков вначале от военно-

административного, а затем от ряда отраслей земельного, финансового и даже

судебного управления.

В начале 16 века институт городовых приказчиков (так стали называться

бывшие городчики и городничие) становится распространённым звеном местного

управления. Основным назначением городовых приказчиков было заведование

строительством и укреплением городов, надзор за строительством мостов и

дорог («мостовое и ямское дело»), производством «зелья» (пороха), хранением

боеприпасов, оружия, продовольствия, сбор народного ополчения и т.п.

Назначаемые великим князем из поместного служилого дворянства городовые

приказчики не зависели ни от наместника, ни от Боярской думы. Они

подчинялись непосредственно великому князю по ведомству казначея, в

заведовании которого находились первоначально военно-административные дела

и прежде всего учёт и хранение всех государственных запасов оружия и

боеприпасов. С образованием Разрядного приказа городовые приказчики по

характеру их главных функций попали, по-видимому, в его ведение.

Со второй четверти 16 века функции городовых приказчиков значительно

расширились. Им был поручен надзор за великокняжеским земельным фондом в

городах и уездах, за описанием земель, раскладка и сбор ряда

общегосударственных денег, надзор за косвенными налогами (таможенными и

мытными сборами). Городовые приказчики получили право «ковать в железо» и

сажать в тюрьму неплательщиков государственных налогов.

Всё чаще городовые приказчики принимали участие в наместничьем суде как

по уголовным, так и по гражданским делам.

Институт городовых приказчиков был первым дворянским органом местного

управления Русского централизованного государства.

Конец 15 - первая половина 16 века ознаменовались ломкой социально-

экономических отношений в Русском государстве. В этих условиях значительную

остроту приобрели участие в ересях и побегах, индивидуальные

террористические акты и групповые выступления «лихих людей».

Кормленщики не были заинтересованы в борьбе с «лихими людьми». Рост

преступности был для них даже выгоден, так как в случае поимки они имели от

суда лишние доходы.

Вначале правительство пыталось усилить карательные меры против «лихих

людей» с помощью введения в состав суда наместников выборных от населения.

В 1539-1541 годах правительство по просьбе населения выдало наместникам так

называемые губные грамоты, в которых устанавливался порядок организации и

деятельность новых «губных» органов.

Первые губные грамоты получило население Белоозерского и Каргопольского

уездов в октябре 1539 года. По этим грамотам преследование, ловля и казнь

«лихих людей» в каждом уголовно-полицейском округе («губе») возлагались на

выборные «губные» органы.

С 1555 года губные органы были введены повсеместно. В каждом губном

округе (волости, а в последствии уезда) из дворян или детей боярских

выбирался губной староста. Для утверждения в должности избранный являлся в

Разбойный приказ, где получал соответствующий наказ. Аппарат губного

старосты, состоящий из старост, десятских и «лучших» людей, вскоре был

заменён несколькими «целовальниками», избираемыми из крестьянской и

посадской верхушки и утверждаемыми на месте «целования креста» с обещанием

верной службы. При каждом губном старосте во второй половине 16 века

появилась губная изба, делопроизводство в которой вёл губной дьяк.

В 16 веке губные органы появились даже в вотчинах привилегированных

землевладельцев (например, в землях Троице-Сергиевского монастыря). Для

общих обысков устраивались съезды губных старост всего уезда. Первоначально

губные старосты выбирались бессрочно, а затем - погодно. Компетенция губных

старост расширилась. Кроме разбойных дел в их ведение попали дела о татях,

убийствах, заведовании тюрьмами.

Таким образом, институт губных старост вслед за городовыми приказчиками

способствовал упразднению кормленщиков.

Этого требовало и поместное дворянство, заинтересованное в увеличении

государственных средств и ликвидации произвола кормленщиков-бояр.

В феврале 1551 года крестьяне Плесской волости Владимирского уезда

получили уставную земскую грамоту, согласно которой они могли с помощью

выбранных ими «излюбленных голов» и «целовальников» собирать дважды в году

(на Покров и Пасху) оброк - «кормленный откуп» и отвозить его в Москву.

Должность наместника для них упразднялась. Грамота подробно перечисляла все

поборы с населения, поступавшие теперь в ведение государства. В 1552 году

такая же грамота была дана населению Важского уезда.

Повсеместно земская реформа была проведена в государстве лишь в 1555-

1556 годах.

С этого времени в уездах и волостях, где ещё отсутствовало помещичье

землевладение, крестьяне черносошных и дворцовых земель, а также посадские

люди в городах получили право выбирать из своей среды «излюбленных голов»

(старост), а также «лучших людей» (целовальников или земских судей).

Делопроизводство земского старосты и целовальников вёл выборный земский

дьяк. Округом каждого земского старосты чаще всего была волость или город.

В осуществлении своих функций земский староста и целовальники опирались

на ранее выборные должности крестьянской общины - сотских, пятидесятских,

десятских.

Все должностные лица земского самоуправления выбирались на

неопределённый срок и население их могло «переменить». Позднее для них были

введены ежегодник выборы.

В ведении земских органов находились сбор подати - «откупа», а также

разбор гражданских и второстепенных уголовных дел (крупными уголовными

делами ведали губные органы) среди черносошных крестьян и посадских людей.

В центральных уездах с развитым землевладением, где население было уже

несвободным, земские органы нередко отсутствовали и управление

осуществлялось городовыми приказчиками и губными старостами, выполнявшими

административно-полицейские и финансовые функции.

Кроме этих местных органов управления, существовали и другие -

таможенные и кабацкие выборные головы и целовальники, осуществлявшие сбор

косвенных налогов. При них находились соответствующие дворы (таможенные и

кружечные) и избы (таможенные и кабацкие).

С конца 16 века появились местные органы, заведовавшие ратными людьми,-

разрядные избы, а в некоторых городах - стрелецкие и казачьи избы.

Крестьянская война и польско-шведская интервенция в начале 17 века

потребовали создания твёрдой власти на местах. По росписи городов и уездов

в 1614 году видно, что в 103 городах с уездами были уже назначены воеводы,

в 1616 году - в 138, а в 1625 году - в 146 городах. Воевода стал основным

звеном местного управления.

Претенденты на место воевод - бояре, дворяне и дети боярские - подавали

на имя царя челобитную, в которой просили назначить на воеводство, чтобы

«покормиться». Однако официально воевода за свою службу получал, помимо

вотчин, поместные денежные оклады. Воевода назначался Разрядным приказом,

утверждался царём и Боярской думой и подчинялся тому приказу, в ведении

которого находился соответствующий город с уездом.

Срок службы воеводы длился обычно 1-3 года.

В большие города назначали нескольких воевод; один из них считался

главным. В небольших городах был один воевода. В слободах и волостях

воевода осуществлял свою власть с помощью приказчиков.

Воевода имел приказную или съезжую избу, в которой производились все

дела по управлению городом и уездом. Приказная изба возглавлялась дьяком.

Здесь хранились государевы грамоты и печать, приходные и расходные книги и

росписи разных податей и сборов, сами сборы (государева казна). В крупных

городах приказные избы разделялись на столы, находящиеся в ведении

подьячих. Число подьячих в съезжих избах было различно. В приказной избе

были также приставы, надельщики, рассыльщики и сторожа, которые приводили в

исполнение приказания воеводы.

При смене воевод сдавались все дела и казённое имущество по описям и

книгам (сдаточным описям или росписным спискам).

Каждый воевода получал из приказа наказ, определявший круг его

деятельности.

Воевода управлял вверенной ему территорией. Он осуществлял охрану

феодальной собственности, боролся с укрывательством беглых, с нарушением

казённого интереса (корчемства), со всяким несоблюдением порядка вообще

(бой, пожар, мор), ведал городовым и дорожным делом, надзирал за судом

губных и земских старост. Административно-полицейский надзор воеводы

простирался и на личную жизнь местного населения. В крупных городах

полицейский надзор за населением, укреплениями и караулами осуществлял

подчинённый воеводе городничий (бывший городовой приказчик).

Широкими были финансовые полномочия воеводы. В писцовые книги, которые

составлялись для финансовых отчётов, заключали описание земель по

количеству и качеству, доходность земель (урожайность), повинности в пользу

землевладельца-феодала. Там, где за основу исчисления брались дворы (в

городах), в писцовые книги заносились сведения о них.

После окончания польско-шведской интервенции из Москвы во все концы

государства для определения платежеспособности населения посылались

дозорщики, составлявшие дозорные книги. Воеводы обязаны были оказывать этим

финансовым агентам из центра всяческое содействие.

Сборы государственных налогов проводили выборные лица: прямых -

старосты и целовальники, косвенных (таможенных и кабацких сборов) - головы

и целовальники. Воеводы осуществляли финансовый контроль за деятельностью

этих выборных властей. В съезжую избу обычно свозились все собранные

деньги.

Воевода обладал большими военно-административными функциями. Он набирал

на службу служилых людей - дворян и детей боярских, вёл их списки с

указанием имения, жалованья, исправности службы каждого, производил

периодические смотры и отправлял их на службу по первому требованию

Разрядного приказа.

Ведал воевода и местными служилыми людьми «по прибору»: стрельцами,

пушкарями и т.п.

Ответствен был воевода за все городские учреждения, крепостные пушки,

различные военные и казённые съестные припасы, которые он принимал и сдавал

по описи.

На окраине государства воевода заведовал также и пограничным делом: он

высылал разъездные «станицы» и «сторожи» в степи, устраивал «засеки»,

острожки и засечные крепости.

В разной степени подчинения у воеводы находился ряд должностных лиц:

осадный голова (комендант крепости), засечные, острожные, стрелецкие,

казачьи, пушкарские, объезжие, житничьи и ямские головы.

Наказы, которые получали воеводы из приказов, были неопределённы и мало

конкретны: «как пригоже», смотря по «тамошнему делу», «как бог вразумит».

Это приводило к произволу воевод, отождествлявших управление с ограблением

народа. Воеводы не довольствовались добровольными приношениями. На

протяжении 17 века из городов, уездов, волостей Русского государства в

столицу поступали слёзные челобитные от населения на поборы и лихоимство

воевод.

Неограниченным произволом отличались воеводы Сибири. Почти каждая смена

сибирских воевод заканчивалась следствием (сыском) об их злоупотреблениях с

привлечением в качестве соучастников дьяков, подьячих и т.п.

В 17 веке продолжали существовать обе формы «самоуправления» - губная и

земская. В каждом округе (губе) ведал губной староста, его помощниками были

целовальники. Судопроизводство и делопроизводство по губным делам

проводилось в губной избе дьяком и подьячими. В ведении губных старост

находились тюрьмы с тюремными служителями (целовальниками, сторожами),

палачи, а также выборные от населения сотские и десятские. Губного старосту

свободное население округа выбирало из дворян и детей боярских;

целовальники выбирались из черносошных крестьян или посадских. Круг

деятельности губных органов в 17 веке значительно вырос. Кроме разбойных,

татиных дел и душегубства, в их ведение попали фактически все уголовные

дела: поджоги, насилия, сыск беглых и т.п.

Статья 21 «Уложения» 1649 года подчёркивала самостоятельность губных

дел от воевод, однако в начале губные старосты находились под надзором, а

затем попали в полное подчинение воевод. Ещё в начале 17 века шуяне

жаловались царю, что воевода «в губные дела вступаетца». Впоследствии

воевода сделался прямым начальником губного суда, а губной староста - его

помощником.

Земские органы «самоуправления» - земские старосты и целовальники -

избирались черносошными крестьянами и посадскими людьми на сходах в

городах, станах, волостях и погостах. Эти органы ведали раскладкой податей

между населением, надзирали за тем, чтобы тяглецы не уклонялись от несения

тягла. Земские органы осуществляли и некоторые полицейские функции, следили

за сохранением спокойствия, за соблюдением таможенных сборов и т.п.

Делопроизводство по земским делам велось в земской избе, где хранились

окладные земские книги.

В полицейском отношении земские органы были полностью подчинены

воеводам. Правительство пыталось отстранить воевод от влияния на земские

органы, но безуспешно. В наказах воеводам запрещалось «денежные сборы и в

мирские дела вступаться и воли у них в их мирском окладе и в иных делах

отымати»[10].

Помимо губных и земских органов, в 17 веке существовали и другие

выборные органы. В каждом уезде находилось несколько таможен, возглавляемых

таможенными целовальниками; таможни уездов подчинялись таможенному голове,

при котором существовала таможенная изба. Кружечные дворы и кабаки

возглавлялись соответствующими головами и целовальниками. Кроме того,

выборными были ларечные старосты, житейные и мельничные целовальники и

другие. Все они попали под надзор воевод.

Значительно расширилась в 17 веке сфера деятельности суда, который

превратился в одно из главнейших звеньев карательной политики государства.

Имущественные наказания (денежные штрафы и конфискации) были оттеснены на

задний план жестокими наказаниями. По «Уложению» 1649 года смертная казнь

применялась в шестидесяти случаях.

особенности управления украиной в 17 веке.

Существовавшие ранее особенности управления отдельными частями Русского

государства почти совершенно исчезли. Отличия в управлении в 17 веке

зависели только от социального состава населения. Так, например, в

местностях с преобладанием крепостного населения (царские, патриаршие,

монастырские и владельческие) совершенно отсутствовали земские органы

«самоуправления»; в царских волостях вместо воевод и его агентов управляли

особые приказчики и т.п.

Некоторое исключение составляла воссоединённая с Россией в 1654 году

Украина. Составляя часть Русского государства, она пользовалась известной

автономией, т.е. имела особое управление, войско, суд, налоговую систему,

таможенные границы и т.д.

Общее управление Украиной осуществляли некоторые центральные

учреждения. Первоначально это был Посольский приказ, где украинскими

(«малороссийскими») делами заведовало особое повытье, а с 1662 года -

Малороссийский приказ.

Во главе Украины находился гетман, который выбирался на казачьей раде и

утверждался царским правительством. Гетман осуществлял на Украине верховное

управление и суд. Большое влияние на политику гетмана оказывала так

называемая старшинская рада - совещательный орган, состоявший из казацкой

верхушки. В состав этой рады входили важнейшие должностные лица Украины:

генеральный судья, генеральный писарь (глава гетманской канцелярии),

генеральный обозный (глава артиллерии), войсковой подскарбий (глава

финансов), 2 генеральных есаула (помощники гетмана по военным делам),

генеральный хорунжий (хранитель военного знамени), генеральный бунчужный

(хранитель гетманского бунчука).

В территориальном отношении Украина делилась на 17 «полков». На каждой

территории «полка» размещался казачий полк во главе с выборным или

назначенным гетманом полковым, который управлял населением «полка» с

помощью полковой казачьей старшины (писаря, есаула, обозного, хорунжева и

т.п.). Полк делился на сотни. Во главе сотни стоял сотник, избираемый

населением сотни или назначаемый гетманом.

В полковых и сотенных городах население избирало городовых атаманов.

Вся казачья администрация Украины избиралась из представителей казачьей

старшины и богатого казачества.

В городах, где преобладало не казачье торгово-ремесленное население,

существовало средневековое купеческое «самоуправление» в виде магистратов и

ратуш, во главе их стояли бурмистры, а в состав входили райцы (советники).

Крестьяне в сёлах выбирали войтов (старшин) и лавников (присяжных

заседателей).

вывод.

Существовавшая в России сословно-представительная монархия с Боярской

думой, приказами и воеводами к концу 17 века не соответствовала социально-

экономическому строю страны.

Задачи внешней политики, развитие мануфактурной промышленности,

внутренней и внешней торговли, борьбы с преступностью требовали

неограниченной самодержавной власти, более стройной и гибкой системы

бюрократического аппарата государства в центре и на местах.

В первой четверти 18 века сословно-представительная монархия

превратилась в абсолютную, приказы и воеводы были заменены возглавляемой

Сенатом системой бюрократических учреждений - коллегий, а на местах -

губернаторами и другими должностными лицами. Русское государство

превратилось в Российскую империю.

16.12.1996 года

Москва

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России.

М.,

Высшая школа, 1968.

1. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в 16 - 17 вв. М.,

Наука, 1978.

1. Памятники Русского права. М., Госюриздат, 1957.

1. История СССР. С древнейших времён до наших дней. Т.2. М., Наука, 1966,

Т.3., 1967

1. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России.

Л., Наука, 1969

.

-----------------------

[1] Г. Котошихин . О России в царствование Алексея Михайловича . СПб . ,

1884 , стр . 141 .

[2] Судебники 15-16 веков . М.-Л. , 1952 , стр. 351 .

[3] Г. Котошихин . О России в царствование Алексея Михайловича . Спб . ,

1906 , стр . 126 .

[4] А. Барсуков . Род Шереметьевых . кн . 2 . Спб . , 1882 , стр . 311 .

[5] А.А. Зимин. О сложении приказной системы на Руси. «Доклады и сообщения

Института истории», вып.3., М., 1954; А.А. Зимин. Реформы Ивана Грозного.

М.,1960.

В исследовании «Образование приказной системы управления в Русском

государстве» (М., 1961) А.Н. Леонтьев в отличие от А.А. Зимина относит

складывание системы приказов к первой половине 16 века и считает, что

приказы возникли из разросшихся функций ряда существовавших в то время

ведомств (дворцовые учреждения, Казна, Боярская дума).

[6] «Разряд» - войсковая роспись ратных людей с обозначением занимаемых ими

должностей .

[7] Н.Ф. Лихачёв. Разрядные дьяки. Спб., 1888, стр. 119.

[8] См.: «Акты Археологической экспедиции", т.4, номер 115; т.3, номер 217.

[9] Если в 1613 году думные чины возглавляли лишь 1/3 приказов, то к 80-м

годам 17 века - уже почти 4/5 приказов (см.: Н.В. Устюгов. Эволюция

приказного строя Русского государства в 17 веке. В сб. «Абсолютизм в

России». М., 1964, стр. 167).

[10] «Акты исторические», т. 5, номер 16 (из наказа Чердынскому воеводе в

1677 году).

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.