РУБРИКИ |
Шпора по истории |
РЕКЛАМА |
|
Шпора по историибогатые или бедные крестьяне. Бедняки не могли или не хотели кормиться на своём клочке земли, поэтому землю продавали зажиточным и уходили в город. Более половины крестьян, вышедших из общины свою землю продали. Отчасти это помогло ослабить проблему малоземелья, так как уменьшалось аграрное перенаселение. За десять лет проведения реформы собственниками стали менее 10 % сельских тружеников. Проблемы, связанные с сельской беднотой, Столыпин надеялся решить с помощью массового переселения. Таким образом он литсл ислаиить проолему малоземелья в центре страны. Правительство поощряло заселение Сибири, Дальнего Востока, степного края. Переселенцам оплачивали проезд, предоставляли кредиты и пособия, освобождали от налогов, наделяли землёй. За годы реформы переселилось более 3 млн. человек. Часто земли отводил^в глухих, удалённых от железных дорог районах. Финансовая помощь правительства оказалась недостаточной. Нужно было вложить много труда и денег, чтобы основать хозяйство. Не выдержав тяжёлых условий, возвратилось почти 18 % крестьян. Переселенческая политика не дала ожидаемых результатов. Столыпинские преобразования создали возможности для дальнейшего развития сельского хозяйства, но не решили проблем деревни. Возможно, для этого не хватило времени. В 1911 г. Столыпин был смертельно ранен эсером Д.Г.Богровым. После смерти Столыпина в правительстве не нашлось сил, способных продолжить политику реформирования. 25. Аграрный вопрос в России в ХХв. Реформы Столыпина. П. А. Столыпин — премьер-министр России с июня 1906 г., один из авторов избирательного закона 3 июня 1907 г., позволившего сформировать III Государственную думу и подавить революционное движение. Под его руководством было начато осуществление ряда реформ, в частности предусматривавших введение всеобщего начального образования, строительство железных дорог и развитие других видов транспорта, расширение местного самоуправления и т. д. (можно дать более развернутую характеристику личности и взглядов Столыпина). Среди разработанных правительством Столыпина проектов реформ наибольшее значение имели предложения об аграрных преобразованиях (указ от 9 ноября 1906 г. и др.). Их цели: продвинуть Россию по пути буржуазных реформ, не изменяя ее политического строя, расширить социальную основу самодержавной власти за счет создания слоя зажиточных крестьян — собственников земли, по возможности не затрагивая собственности помещиков, и, в конечном итоге, избежать новых революционных потрясений. Основные направления аграрных преобразований: предоставление крестьянам права выхода из общины с получением в личную собственность общинных земель; передача Крестьянскому банку части государственных удельных земель для продажи крестьянам (банк также скупал с этой целью помещичьи земли); стимулирование переселения крестьян из Центральной России в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. Реформа коснулась в основном лишь части крестьян (кулаки, зажиточный слой). Основная масса крестьян воспротивилась насильственному разрушению общины. Переселенческая политика удалась лишь частично. Трудности, с которыми сталкивались переселенцы на новом месте, вынуждали многих из них возвращаться обратно. Аграрная реформа в целом способствовала созданию рынка свободных рабочих рук, приобщению части крестьян к товарному производству, т. е. продвижению России по пути капиталистического развития. Однако реформа не смогла смягчить социальные противоречия в обществе. Напротив, усилившееся расслоение российской деревни вело к революционизированию ее беднейшей части. Реформа вызвала противодействие со стороны и левых и правых сил. Убийство Столыпина в 1911 г., потеря властью интереса к проведению преобразований, противодействие крестьян (в силу традиционной, общинной психологии) не позволили завершить реформу. В 1912—1914 гг. в стране происходит подъем общественно- политического движения. Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война и вовсе остановила процесс реформирования в сельском хозяйстве. В наше время реформы П. А. Столыпина вызывают широкий интерес, ученые по-разному оценивают их характер и значение. 26. Февральская революция 1917г. Падение монархии. Причины революции: нерешенность сложных проблем, стоявших перед страной в начале века; ухудшение материального положения населения города и деревни в результате мировой войны и вызванной ею экономической разрухи; рост недовольства в армии поражениями в войне, бездарным военным руководством, плохим обеспечением вооружением и продовольствием; быстрое революционизирование армии. Кризис “верхов” был налицо (невозможность справиться с ситуацией, рост коррупции и произвола чиновников, заговор и убийство Григория Распутина и т. д. События нарастали стремительно. В январе усилилось забастовочное движение. Начавшаяся 18 февраля забастовка рабочих Путиловского завода 25 февраля переросла во всеобщую. Наряду с экономическими стали выдвигаться политические лозунги. 25—26 февраля произошли кровавые столкновения с войсками, началось вооруженное восстание. Государственная дума была распущена (указ от 26 февраля). 27 февраля столица оказалась во власти восставших, деятельность органов власти оказалась парализована. Был создан Временный Исполком Петроградского Совета рабочих депутатов (Н. С. Чхеидзе, М. И. Скобелев, А. Ф. Керенский) и одновременно сформирован Временный комитет членов Государственной думы, а затем и Временное правительство во главе с Г. Е. Львовым. В стране сложилось двоевластие. Были обнародованы программы обоих органов власти, провозглашавшие ряд демократических прав и свобод. Приказ № 1 по Петроградскому гарнизону содержал положения о демократизации армии. Николай II отрекся от престола. Однозначно определить характер февральской революции нельзя. В ней одновременно действовал ряд потоков: пролетарский, крестьянский, национально-освободительный, антивоенный (в армии). В ходе революции решались антифеодальные, антикапиталистические, общедемократические и узкоклассовые задачи. Важнейший итог событий февраля 1917 г. — свержение под давлением левых сил самодержавной власти, появление возможности демократического развития страны. 27. Россия от Февраля к Октябрю 1917г.:борьба за выбор путей общ. Развития Февральские события в Петрограде всколыхнули страну, повсюду создавались органы местного самоуправления. Временное правительство, которое должно было действовать лишь до созыва Учредительного собрания и в силу этого было вынуждено лавировать между основными политическими силами, действовавшими в стране, не спешило с решением основных проблем: аграрного и национального вопросов, удовлетворением социальных требований рабочих. Рост недовольства политикой Временного правительства порождал кризисы правительства. Произошел раскол революционных сил. Апрельский кризис: демонстрации под антивоенными лозунгами. Министр иностранных дел П. Н. Милюков, выступавший за неукоснительное выполнение Россией союзнического долга, вынужден подать в отставку. Сформировано коалиционное правительство (эсеры А. Ф. Керенский, В. М. Чернов, меньшевики И. Г. Церетели, М. И. Скобелев и др.). 4 апреля — возвращение в Петроград из эмиграции лидера большевиков В. И. Ленина и провозглашение им курса на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, выход из войны и отказ в доверии Временному правительству (“Апрельские тезисы”). Усилились леворадикальные настроения, выросло число сторонников большевиков. Июльский кризис правительства связан с неудачами на фронте. Антиправительственная демонстрация в Петрограде расстреляна. Падение авторитета Временного правительства. Создано второе коалиционное правительство во главе с Керенским, которое поддержали лидеры эсеров и меньшевиков в Советах. Двоевластие кончилось. Большевики (VI съезд партии, июль—август 1917 г.) провозгласили окончание мирного периода развития революции и взяли курс на подготовку вооруженного восстания. Альтернативы развития страны — демократия, военная диктатура, революционная диктатура. Назревание заговора в целях установления военной диктатуры Л. Г. Корнилова, поддержанного Керенским. Подавление военного мятежа. Рост влияния левых революционных сил, падение авторитета меньшевиков и эсеров. Распад революционного лагеря на два — умеренный (кадеты, правые эсеры, анархисты) и леворадикальный (большевики, левые эсеры, часть анархистов). Большевизация Советов (осень 1917 г.), которые превращались в органы подготовки вооруженного восстания, революционизирование масс, неспособность Временного правительства контролировать ситуацию, катастрофическое падение его авторитета — все это облегчало большевикам путь к власти. 28. Нарастание общенационального кризиса в России осенью 1917г. Ленин и другие лидеры большевиков всё ещё скрывались, в Петрограде полулегально прошёл VI съезд РСДРП (б). В соответствии с указаниями Ленина была изменена тактика большевиков. Лозунг "Вся власть Советам" на время сняли. Провозгласили курс на вооружённый захват власти для установления диктатуры пролетариата. 12 августа в Москве начало работать Государственное совещание, организованное Керенским для обсуждения положения в стране. На совещании присутствовали представители буржуазии, духовенства, офицерства, бывшие депутаты Государственной думы, руководство советов. Меньшевики и эсеры выступали за сохранение Советов и проведение реформ. Многие участники совещания склонялись к открытой диктатуре. Самой заметной фигурой на совещании стал генерал Корнилов. Он требовал ввести смертную казнь в тылу, установить военный порядок на железных дорогах, фабриках и заводах. Его предложения были поддержаны большинством участников совещания. Вернувшись в Ставку, Корнилов предпринял попытку государственного переворота. 21 августа немцы взяли Ригу. Корнилов потребовал для себя особых полномочий и двинул на Петроград конный корпус генерала Крымова. 26 августа ультиматум Корнилова был передан Керенскому. Премьер-министр объявил о смещении Корнилова с поста Главнокомандующего и потребовал себе диктаторских полномочий. Министры-кадеты ушли в отставку. 27 августа Керенский и Корнилов объявили друг друга врагами народа. Угроза военной диктатуры на время превратила Керенского в главу революции. Он получил поддержку левых сил. Началась забастовка на железных дорогах и телеграфе. Большевики приступили к организации отрядов Красной гвардии. К 30 августа войска были остановлены, Корнилов арестован. После выступления Корнилова большевики завоевали лидерство в Петроградском и Московском Советах. 9 сентября председателем Петросовета стал выпущенный из тюрьмы Л.Д.Троцкий. Большевизация Советов позволила сторонникам Ленина вновь выдвинуть лозунг "Вся власть Советам". Теперь это означало призыв к вооружённому восстанию. Ослабли позиции умеренных социалистов. Меньшевики потеряли лидерство в Советах. Эсеры разделились на правых и левых. Наибольшее влияние имели левые эсеры. Они по главным вопросам поддерживали большевиков. Соглашение с левыми эсерами укрепило позиции сторонников Ленина. Лидером новой партии стала М.А.Спиридонова. Керенский попытался изменить обстановку в стране. 1 сентября он объявил Россию республикой и образовал Директорию (Совет пяти) под руководством главы правительства. В стране на некоторое время установился режим личной власти Керенского. С 14 по 22 сентября в Петрограде по решению ВЦИКа работало Всероссийское Демократическое совещание. Поводом для его открытия послужил вопрос об образовании нового коалиционного правительства. Большинство мест на совещании имели меньшевики и эсеры. 20 сентября из состава совещания выделили постоянный орган - Временный совет республики (Предпарламент). Он должен был действовать до Учредительного собрания как совещательный орган. Реальной силой и властью Предпарламент не обладал. Большевики покинули сначала Демократическое совещание, а затем и Временный совет республики. После долгих переговоров 26 сентября Керенскому удалось сформировать третье и последнее коалиционное Временное правительство из социалистов, беспартийных и нескольких левых кадетов. Положение нового правительства было очень непрочно. Правые считали Керенского предателем. Левые во главе с Лениным отказали ему в поддержке. 29. Становление советской полит.системы После Октября 1917 г. до весны 1918 г. шло становление советской власти на местах (“триумфальное шествие советской власти”)/ Одновременно происходила большевизация Советов; в деревне, где было сильно влияние эсеров, меньшевиков и других партий, она протекала медленнее. В центре были созданы: система народных комиссариатов (их возглавили А. И. Рыков, Н. А. Семашко, Л. Д. Троцкий и др.); система советских судов и революционных трибуналов. Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК). 12 (25) ноября 1917 г. были проведены выборы в Учредительное собрание. Получив лишь четверть мест в нем, большевики 5 (18) января 1918 г. разогнали Учредительное собрание, закрыли оппозиционные газеты, объявили вне закона партию кадетов. Укреплялся режим диктатуры, ликвидиройалась многопартийная система. III съезд Советов: объединение Советов рабочих и крестьянских депутатов; принятие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (объявление России федерацией и государством диктатуры пролетариата). Не признавшие новое правительство меньшевики и эсеры требовали создания нового, социалистического правительства с их участием (Викжель). Большевики пошли на союз лишь с левыми эсерами (протест Л. Б. Каменева и др., Я. М. Свердлов стал председателем ВЦИКа). Предпринимаются первые попытки выступить с войсками против большевиков (мятеж КеренскогоКраснова, мятеж юнкеров в столице, создание Добровольческой армии на Дону и т. д.). Во главе Белого движения встали А. М. Каледин, Л. Г. Корнилов, М. В. Алексеев, А. И. Деникин и др. В июле 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР: провозглашение создания нового государства — Российской Социалистической Федеративной Советской Республики; утверждение в стране диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства; отказ от всеобщего избирательного права, предоставление демократических свобод рабочим, крестьянам и солдатам; новый флаг и герб РСФСР. В июле 1918 г. в Екатеринбурге были расстреляны царь Николай II и его семья. Первые социальные преобразования большевиков: установление 8-часового рабочего дня; принятие декретов о ликвидации гражданских чинов и сословий, о браке и семье и др.; введение рабочего контроля на предприятиях. Экономическая политика была направлена на ликвидацию частной собственности (национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности, банков, транрпорта, закон о социализации- земли), свертывание товарно-денежных отношений, переход к нерыночной системе хозяйства, централизованное распределение продукции, что соответствовало уравнительно-распределительным представлениям большинства малограмотного и малоимущего населения России. Для руководства национализированными предприятиями был создан ВСНХ. В апреле 1918 г. была введена монополия внешней торговли. Стремясь выйти из мировой войны, большевики начали переговоры со странами германского блока. Развернулась ожесточенная дискуссия о заключении сепаратного мира: сохранить власть, заключив мир, или, ориентируясь на мировую революцию, продолжать войну (позиции В. И. Ленина, Н. И. Бухарина, Л. Д. Троцкого). Возобладала точка зрения Ленина. 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске на крайне тяжелых для России условиях был подписан мирный договор с Германией (“похабный мир”). Так в нашей стране начала воплощаться социалистическая идея о скором построении нового, бесклассового общества путем применения жестких мер и решительных действий в борьбе за власть 30. Гражданская война: интервенция в России: причины, сущ-ость,этапы, итоги. Политика «военного коммунизма» Гражданская война (1918—1922) как наиболее острая форма социального противоборства, вооруженная борьба за власть между различными социальными группами была продолжением революционного процесса. В России она усугублялась военной интервенцией. Основные этапы войны: весна — осень 1918 г.— мятеж белочехов; первые иностранные десанты в Мурманске и на Дальнем Востоке; поход армии П. Н. Краснова на Царицын; создание эсерами и меньшевиками Комитета Учредительного собрания в Поволжье; восстания эсеров в Москве, Ярославле, Рыбинске; усиление “красного” и “белого” террора; создание Совета рабоче-крестьянской обороны в ноябре 1918 г. (В. И. Ленин) и Реввоенсовета (Л. Д. Троцкий); провозглашение республики единым военным лагерем; осень 1918 г. — весна 1919 г. — усиление иностранной интервенции в связи с окончанием мировой войны; аннулирование условий Брестского мира в связи с революцией в Германии; весна 1919 г. — весна 1920 г. — выступление армий белых генералов: походы А. В. Колчака (весна—лето 1919 г.), А. И. Деникина (лето 1919 — весна 1920 г.), два похода Н. Н. Юденича на Петроград; апрель — ноябрь 1920 г. — советско-польская война и борьба с П. Н. Врангелем. С освобождением Крыма к концу 1920 г. закончились основные военные действия. В 1922 г. был освобожден Дальний Восток. Страна стала переходить к мирной жизни. Так, большевики отстаивали социализм, часть меньшевиков и эсеров были за Советы без большевиков. Среди белых были монархисты и республиканцы (либералы); анархисты (Н. И. Махно) выступали то на одной, то на другой стороне. С самого начала Гражданской войны военные конфликты затронули почти все национальные окраины, в стране усилились центробежные тенденции. Победа большевиков в Гражданской войне была обусловлена: концентрацией всех сил (чему способствовала политика “военного коммунизма”); превращением Красной Армии в реальную военную силу во главе с рядом талантливых военачальников (за счет использования профессиональных военных специалистов из числа бывших царских офицеров); целенаправленным использованием всех экономических ресурсов оставшейся в их руках центральной части Европейской России. Белые армии потерпели поражение, не сумев объединить все антибольшевистские силы, действовать согласованно, а также привлечь на свою сторону колеблющихся крестьян (часто в их тылу шла партизанская война), а также представителей нерусского населения. Произвол, карательные экспедиции, погромы, невыполненные обещания также не способствовали завоеванию поддержки широких масс города и деревни, у которых не вызывало энтузиазма обещание реставрации старых порядков. Проблемы Гражданской войны до сих пор вызывают пристальный интерес у историков и порождают многочисленные дискуссии. Но урок этой страницы истории ясен: Гражданская война — величайшая трагедия всего народа, повлиявшая на судьбы не только отдельных людей, но и целых поколений. Ее жестокость и жертвы оставили тяжкий след в истории России, наглядно продемонстрировав пагубность противостояния и насилия. Проведение политики “военного коммунизма” было вызвано как идеологией большевизма (отрицание частной собственности, рыночного товарообмена и денежного обращения, замена их централизованным производством и распределением, директивными методами управления экономикой), так и условиями военного времени (кризис экономики, голод, вызвавший отток рабочей силы из городов, нарушение экономических связей между промышленным Центром и другими районами страны и т. д.). Система чрезвычайных мер “военного коммунизма” включала в себя: ускорение темпов национализации, ликвидацию частных банков, частной торговли, домовладений и другой собственности; введение карточек и талонов на продукты питания и промтовары; всеобщую трудовую повинность, трудовые мобилизации (декабрь 1918 г.); уравнительную оплату труда; введение продразверстки (январь 1919 г.); внедрение “потребительских коммун” в сельском хозяйстве; ужесточение директивного управления; “коммунизацию быта”. В период “военного коммунизма” был осуществлен переход к однопартийной системе (подавление левоэсеровского антибольшевистского выступления 6 июля 1918 г.), развязан в ответ на покушения на жизнь руководителей партии, в том числе Ленина, “красный террор” (действия ВЧК). Установление диктатуры пролетариата влекло за собой господство насильственных методов, характерных для всякого революционного преобразования, но в условиях России носивших особенно жесткий характер. 31. Эконом и полит.кризис в Сов России в начале 20-х годов. Переход к НЭПу Внутреннее положение в стране в результате Гражданской войны и проведения политики “военного коммунизма” было крайне тяжелым: экономический кризис (сокращение производства, падение национального дохода и т. д., снижение уровня жизни народа); политический кризис (недовольство населения, особенно крестьянства, политикой правительства — продразверсткой, уравниловкой, всевластием комиссаров); расслоение внутри правящее партии на руководство и партийную массу; появление различных оппозиционных групп (группа “демократического социализма”, “рабочая оппозиция”); определенное разочарование неудачами быстрого, “военно-коммунистического” способа построения нового общества и т. д. Показателем наступавшего глубокого кризиса служили вооруженные выступления с участием казаков и -крестьян (Украина, Поволжье, Сибирь, Северный Кавказ). Наиболее крупное восстание произошло в Тамбовской губернии летом 1920 г. Возникла угроза новой гражданской войны. В 1920 г. шли поиски путей преодоления кризиса. VIII Всероссийский съезд Советов, утвердив курс на продолжение “военно- коммунистической” политики, преобразование народного хозяйства на основе плана ГОЭЛРО, с другой стороны, призвал опираться на “старательного крестьянина”, воздерживаться от массового создания коммун и совхозов в деревне, бороться с излишней централизацией и бюрократизмом. X съезд партии (март 1921 г.) утвердил важнейшие направления новой экономической политики: замена продразверстки продналогом, позволившим оставлять в хозяйстве продукты для продажи на рынке; разрешение вести частную торговлю; создание мелких частных предприятий, допущение государственного капитализма (концессии, аренда небольших промышленных предприятий и земли); замена натуральной оплаты труда денежной, зависевшей от количества и качества труда; введение хозяйственного расчета на предприятиях; отмена всеобщей трудовой повинности, организация бирж труда. Нэп означал переход к рыночным отношениям, но в условиях господства государственной формы собственности и централизованных методов управления подобная политика не могла быть реализована в полной мере. Нэп принес ощутимые результаты — оживление производства и торговли, восстановление разрушенного хозяйства (был почти достигнут довоенный уровень развития экономики). Но внутренние противоречия новцй политики, непоследовательность в ее проведении предопределили ее свертывание. В партийном руководстве шли дискуссии о судьбах нэпа (позиции В. И. Ленина, Н. И. Бухарина, Л. Д. Троцкого и др.). Характер и значение нэпа обсуждается учеными и политиками-и в наше время. Переход к нэпу означал и смену внешнеполитического курса. В начале 1920-х гг. были предприняты усилия по прорыву экономической и дипломатической блокады Советского государства: подписание в 1921— 1922 гг. торговых соглашений с рядом ведущих стран; участие России в Генуэзской и Гаагской конференциях (1922). Направленность внешней политики менялась в связи с отказом от курса на немедленную мировую революцию и необходимостью перехода к мирному сосуществованию и экономическому сотрудничеству с другими государствами. 32. Соц-эконом преобразования в 30-е годы. К концу 1930-х гг. в СССР сложился тоталитарный режим, имевший ряд общих черт с подобными режимами в других странах. Во главе тоталитарного режима стоит единоличный лидер харизматического типа, принимающий все важнейшие решения. В 1930-х гг. в СССР окончательно утвердился культ личности Сталина. Сложился огромный бюрократический аппарат, который тесно сросся с партийной элитой, образовав административно-командную систему управления со строгой вертикальной иерархией власти, пронизывающей все сферы жизни. Утверждение системы Советов означало слабость представительной власти, сосредоточение функций управления в исполнительных комитетах, отсутствие независимой судебной власти. В экономике тоталитаризм означал огосударствление собственности, централизацию управления, уравнительное распределение. Отсутствие рыночных отношений диктовало необходимость повседневного вмешательства партийно-государственного аппарата в решение хозяйственных вопросов. Государство нуждалось в послушных исполнителях, поэтому поощрялась уравнительная психология. Провозглашенные Конституцией СССР демократические права и свободы в реальной жизни оказывались малоосуществимыми. Общая грамотность и квалификация тружеников были еще низки. Происходило отчуждение людей от собственности и реальной власти. Постепенно вырабатывался тоталитарный тип личности, вписывающийся в общую картину единомыслия, подчинения даваемым свыше установкам. В таких условиях ревозможно было говорить о правовом государстве и гражданском обществе. Психологию людей советского общества отличали такие парадоксальные черты, как во многом искреннее стремление к новым достижениям, пафос и энтузиазм (стахановское движение, ударный труд на стройках и т.д.) и одновременно страх, непонимание смысла раскулачивания, политических репрессий. Практика национальных отношений также не соответствовала провозглашенным Конституцией принципам федерализма, независимости, суверенитета. 33. Полит система СССр в 30-е годы. Формирование режима личной власти и культа личности Сталина. Политический режим, сложившийся стране в годы НЭПа, носил авторитарный характер. В реальной российской политике авторитаризм выражался в централизации власти, командном методе руководства, безусловном исполнении воли правящей компартии. Лидером, пользующимся безусловным авторитетом в партии был В. И. Ленин. Однако, в период его болезни (1922-1923) и особенно после смерти (21 января 1924) ситуация в верхних эшелонах власти значительно усложнилась. Ленин не оставил после себя преемника. С одной стороны сформировавшийся авторитарный режим остался без верхушки властной пирамиды. С другой стороны, политическая традиция большевизма официально отрицала вождизм, традиционно отождествляя это явление с народничеством. У партийных лидеров (Троцкого, Каменева, Зиновьева, Сталина, Бухарина) оставался единственный выход, чтобы разрешить эту проблему, - битва за единоличную власть. Эту битву выиграл член политбюро, бывший нарком по делам национальностей, генсек ЦК РКП(б) И. В. Сталин. Сразу же после смерти Ленина, стремясь упрочить свое положение, Сталин выступил инициатором так называемого «ленинского призыва» в партию. С февраля по август 1924 года в партию было принято 203 тыс чел, что увеличило ее состав в 1,5 раза. Интеллектуальный уровень партии резко упал. Исподволь, опираясь на отдельные высказывания Ленина, Сталин начинает подменять центральную идею большевизма - идею мировой рев-ции - на не менее эффективную теорию возможности строит-ва соц-ма в одной, отдельно взятой стране. Более того, дав партии эту новую установку, позволяющую выпутаться из щекотливой ситуации, когда пролетариат европейских стран не очень спешил совершать мировую рев-цию, Сталин указал на виновника создания этой неприятной для большевиков ситуации - Л. Д. Троцкого с его теорией «перманентной рев-ции» и предложениями об относительной демократизации правящей партии. Присвоив себе ф-ции главного блюстителя ленинизма, насаждая культ Ленина, Сталин тем самым, с одной стороны, укреплял вождистские настроения в партии и обществе, с другой - как бы автоматически переносил на себя и ленинский авторитет и те его кач-ва, которыми он сам не обладал 34. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. К концу 1930-х гг. Советский Союз по общему объему промышленного производства вышел на первое место в Европе и второе место в мире. В ранее необжитых районах поднялись сотни новых городов, вступили в строй тысячи новых заводов. Миллионы людей трудились cамоотверженно, воспринимали успехи и заботы страны как свои собственные, верили, что они строят новый мир. Успехи в экономике достигались ценой огромного напряжения сил и самоограничения при сохранении серьезных диспропорций в народном хозяйстве. И в третьей пятилетке (1938—1942) упор делался на развитие тяжелой индустрии. Между тем и в этой отрасли сохранялись слабая дисциплина, недостаточная профессиональная подготовка и текучесть кадров. Многие новостройки возводились трудом заключенных. К этому времени в стране окончательно сложился политический режим с полностью огосударствленной экономикой, командно-административными методами управления. Духовная и культурная жизнь общества находилась под постоянным идеологическим контролем. Для психологической атмосферы в обществе было характерно сочетание массового энтузиазма, веры в лучшее будущее со страхом перед неизвестностью, непониманием причин проводимых репрессий. Сложной и противоречивой была и международная обстановка. Попытки, СССР создать систему европейской безопасности окончились неудачей. Начавшиеся 12 августа 1939 г. англо-франко-советские переговоры о взаимопомощи в связи с возможной германской агрессией зашли в тупик. Контакты же с Германией увенчались подписанием 23 августа 1939 г. договора о ненападении и секретного протокола о разделе “сфер интересов” в Восточной Европе (по существу, предполагался четвертый раздел Польши). Историки и политики по- разному оценивают этот договор. Заручившись поддержкой СССР, Германия 1 сентября напала на Польшу. Через день Англия и Франция объявили войну Германии. Вторая мировая война началась. 17 сентября части Красной Армии вступили в Западную Украину и Западную Белоруссию. 28 сентября Польша перестала существовать как суверенное государство. В тот же день в Москве был подписан советско-германский договор “О дружбе и границе”. В секретных приложениях к нему были уточнены сферы влияния. Союз с Гитлером подтолкнул СССР на вооруженный конфликт с Финляндией. Продолжавшиеся четыре месяца (ноябрь 1939 — март 1940 г.) боевые действия носили ожесточенный характер. Потери Красной Армии составили более 120 тыс. человек. Война закончилась подписанием мирного договора. Была установлена новая граница, расстояние между ней и Ленинградом увеличилось до 150 км. Летом 1940 г. произошло новое изменение границ СССР. В его состав были включены Северная Буковина и Бессарабия, республики Прибалтики. Понимая, что войны с Германией избежать нельзя. Советский Союз готовился к защите. Ассигнования на оборону, составлявшие в 1939 г. 25,6% государственного бюджета, в 1940 г. возросли до 32,6%, а в начале 1941 г. достигали уже 43,4%. Накануне войны прошли испытания новые образцы военной техники. Однако не был налажен их массовый выпуск. На востоке страны создавались предприятия-дублеры, которые в случае войны могли бы заменить разрушенные или захваченные врагом. 35. Начало ВОВ. Причины поражен Красн арм. 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия, нарушив договор о ненападении, начала войну против СССР. Для Сталина вторжение немецко-фашистских полчищ стало полной неожиданностью. Он был убежден в неминуемости войны с Германией, но считал, что она начнется в более поздние сроки. К нападению на Советский Союз Германия готовилась заранее. В декабре 1940 г. была принята Директива № 21 (план “Барбаросса”). По этому плану германские вооруженные силы должны были разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии. Вдоль границы с СССР враг сосредоточил 70% своих войск, а также войска союзников. Гитлер и его окружение не сомневались в победе. Наступление велось на трех направлейиях: московском, ленинградском и киевском. Несмотря на упорное сопротивление наших войск, героизм и мужество бойцов и командиров Красной Армии, за первые три недели войны агрессор продвинулся в глубь страны на 350—600 км. Начало войны для СССР было крайне неудачным. Из 170 дивизий, находившихся в приграничных районах, 28 были уничтожены, а 70 потеряли до половины людей и боевой техники. Более 3 млн военнослужащих попало в плен. Ответственность за случившееся Сталин переложил на группу генералов, обвинив их в трусости, бездействии, сознательном развале травления войсками. А ведь именно он запретил осуществлять перегруппировку сил в приграничных округах для приведения их в боевую готовность, возложив контроль за исполнением своих указаний на Л. П. Берию и его аппарат. Командующий Белорусским военным округом, преобразованным в Западный фронт, генерал Д. Г. Павлов, начальники штаба и связи были осуждены и расстреляны. Для отпора врагу 22 июня была объявлена мобилизация военнообязанных, в европейской части страны введено военное положение. Была образована Ставка Главного Командования (позже — Ставка Верховного Главнокомандования). 30 июня 1941 г. был создан Государственный Комитет Обороны под председательством И. В. Сталина. На время войны этот орган сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Его решения имели силу закона и подлежали беспрекословному исполнению всеми организациями и гражданами СССР. Были приняты меры по перестройке тыла и всей экономики на военный лад. Среди причин тягчайших поражений Красной Армии в начальный период войны выделяют: численное превосходство врага, обрушившего на СССР 5- миллионную армию, высокомеханизированную, имевшую опыт проведения крупных военных операций; просчеты политического и военного руководства (хотя оно и располагало точными сведениями) в определении времени нападения и главного направления удара; резкое ослабление командирского корпуса вследствие массовых репрессий. В итоге военные действия лета и осени 1941 г. поставили страну на грань катастрофы. 36. Основные этапы ВОВ. Летом и осенью 1941 г. Красная Армия вела тяжелые оборонительные бои, препятствуя продвижению вражеских полчищ на Москву, Ленинград, Киев. Длившееся два месяца (август—сентябрь) Смоленское сражение помешало реализации гитлеровского плана “молниеносной войны”. Советское командование получило возможность развернуть подходившие из глубокого тыла части, укрепить оборонительные рубежи Москвы. Но опасность для столицы сохранялась. Группа армий “Центр” планировала взятие Москвы, создав для этого значительный перевес сил (операция “Тайфун”). В середине октября, преодолев ожесточенное сопротивление советской армии и неся большие потери, немецкие войска вплотную подошли к Москве (на не которых участках до 25—30 км). В эти трагические дни командующим Западным фронтом, оборонявшим столицу, был назначен Г. К. Жуков. Героическими усилиями советских войск и народного ополчения враг был остановлен, а затем в ходе контрнаступления Красной Армии отброшен от Москвы на 100—250 км. Победа в Московской битве развеяла миф о непобедимости гитлеровских войск и означала провал “блицкрига”. Германское руководство поняло, что предстоит затяжная война. Исход битвы за Москву предотвратил вступление в войну на стороне Германии Японии и Турции. На Украине нашим войскам удалось на некоторое время задержать на подступах к Днепру группу армий “Юг”. Однако вскоре ситуация обострилась. Чтобы избежать окружения, необходимо было оставить Киев. Несогласие Сталина на этот шаг обернулось для. наших войск трагическими последствиями — в немецкий плен попало более 650 тыс. человек, а Киев удержать так и не удалось. В начале сентября 1941 г. немецкими войсками группы армий “Север” был блокирован Ленинград. Оборона города продолжалась 900 дней, но он выстоял. Советское командование неоднократно пыталось прорвать кольцо блокады, однако не имело для этого достаточно сил. Весной и летом 1942 г. по настоянию Сталина вместо активной стратегической обороны, как предлагал Генеральный штаб, решили провести наступление по всем фронтам, чтобы заставить вермахт израсходовать свои резервы и добиться победы над Германией уже в 1942 г. Однако действия наших войск по прорыву блокады Ленинграда, в Крыму и под Харьковом были неудачными. После 8 месяцев героического сопротивления, задержавшего продвижение противника на Кавказ, был сдан Севастополь. Немцам удалось начать крупное наступление в районе Курска, захватить Ростов. Овладев стратегической инициативой, немецко-фашистские войска за несколько недель продвинулись на расстояние около 400 км. Успешво действовали они и на кавказском направлении. 28 июля 1942 г. Верховный Главнокомандующий, нарком обороны Союза ССР издал приказ № 227, известный также под названием “Ни шагу назад”. Причинами отступления наших войск объявлялись трусость и паникерство, отсутствие порядка и дисциплины. На всех фронтах этим приказом вводились штрафные батальоны и штрафные роты для солдат и младших офицеров, создавались заградительные отряды. 37. Обьединение усилий антифашистских сил мирового сообщества в годы войны. Антигитлеровская каолиция. Расчеты Гитлера, развязавшего войну против СССР, на международную изоляцию Советского государства не оправдались. В день начала фашистской агрессии премьер-министр Великобритании У. Черчилль, несмотря на свой антикоммунизм, заявил: “Всякий, кто сражается против Гитлера, — друг Англии; всякий, кто воюет на его стороне, — враг Англии”. Начавшиеся советско-английские переговоры о совместных действиях в войне против Германии завершились подписанием 12 июля 1941 г. в Москве соглашения. Обе стороны обязались не заключать сепаратный мир с Германией. Позже было подписано соглашение о торговле и кредитах. Заявление о том, что его страна окажет “всю возможную помощь Советскому Союзу” в борьбе с гитлеризмом, сделал и президент США Ф. Рузвельт. Он же в соответствии с законом о ленд-лизе дал согласие предоставить СССР первый беспроцентный заем в 1 млрд долларов. Общие принципы национальной политики США и Великобритании в условиях второй мировой войны были изложены в Атлантической хартии (август 1941 г.). В этой англо-американской декларации, разработанной при встрече Рузвельта и Черчилля, были определены цели союзников в ройне. 24 сентября 1941 г. к этой хартии присоединился и Советский Союз, выразив свое согласие с ее основными принципами. Складыванию антигитлеровской коалиции способствовало проведение осенью 1941 г. Московской конференции с участием представителей СССР, США и Великобритании по вопросу о военных поставках. Было подписано трехстороннее соглашение о поставках в СССР вооружений, военного снаряжения и продовольствия. Значительную роль в развитии военно-политического сотрудничества сыграла подписанная в Вашингтоне в январе 1942 г. “Декларация Объединенных Наций”, к которой присоединились 26 государств, находившихся в состоянии войны с Германией. Процесс создания коалиции завершился подписанием советско-английского договора от 26 мая и советско- американского соглашения от Ц июня 1942 г. о союзе в войне против Германии и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. Первыми совместными действиями союзников стали оккупация Ирана, а также оказание давления на Турцию с целью добиться ее благожелательного нейтралитета. Следует особо отметить важную роль союзнических поставок по ленд-лизу. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашистской Германией. Хотя и с большой задержкой, союзники выполнили требование СССР об открытии второго фронта. В ходе зимней кампании 1945 г. получила развитие координация действий вооруженных сил союзников по антигитлеровской коалиции. Когда в Арденнах англоамериканские войска оказались в тяжелом положении, советские армии по просьбе Черчилля ранее запланированного срока перешли в наступление широким фронтом от Балтики до Карпат, оказав тем самым эффективную помощь союзникам. Как страны антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритания решали вопросы о судьбе побежденной Германии, наказании нацистских преступников и послевоенном устройстве мира на конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме. Однако при реализации ряда этих договоренностей после войны, в ходе выработки условий послевоенного урегулирования в Европе, возникли разногласия, приведшие к противоборству СССР и прежних союзников, биполяризации мира и “холодной войне”. 38. Победоносное завершение ВОВ и Второй мировой войны. Уроки и итоги войны. Цена победы. Победа в Великой Отечественной войне не была дарована нашему народу великой личностью или счастливым случаем. Она была достигнута кровью и безвозмездными жертвами советских людей. Источниками Победы были: сплоченность советского общества, дружба народов СССР, вставших на защиту своего многонационального государства; героизм, мужество и стойкость бойцов и командиров Красной Армии, проявленные в боях на советско-германском фронте; самоотверженный труд рабочих и крестьян, инженеров и конструкторов — всех тружеников тыла, ковавших “оружие Победы”; военное искусство выдающихся советских полководцев — Г. К. Жукова, А. М. Василевского, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева и др.; материально-техническая и военная помощь по ленд-лизу союзников по антигитлеровской коалиции. В достижении победы над врагом важную роль сыграла КПСС, мобилизовавшая советский народ на отпор агрессору. Главные итоги и всемирно-историческое значение Победы: был разгромлен фашизм; народы Европы, да и всего мира (учитывая претензии нацистов на глобальное господство) избавились от угрозы порабощения. Победа открыла перед человечеством возможность жить в мирных условиях, вселила в сердца людей надежду на окончательное избавление от войн. После войны СССР стал одной из ведущих держав мира. Если в 1941 г. дипломатические отношения с Советским Союзом поддерживали 26 государств, то в 1945 г. уже 52. СССР расширил свою территорию на западе и на Дальнем Востоке. Под его влиянием изменился общественный строй в ряде стран Восточной Европы, активизировалась национально-освободительная борьба народов колониальных и полуколониальных стран. Победа досталась СССР дорогой ценой. Война унесла до 28 млн человеческих жизней, в том числе на фронтах наши потери составили, по последним данным, 8 млн 668 тыс. 400 человек (по другим оценкам — до 10 млн). Бцла уничтожена треть национального богатства страны (для сравнения: Англия потеряла 0,8%, Франция — 1,5%, а США — 0%, получив за время войны 117 млрд долларов чистой прибыли). Мы понесли большие потери, чем^Германия, людские потери которой составили 5,5 млн человек. Это, в частности, объясняется тем, что война более трех лет велась на нашей территории. К тому же СССР вел оборонительную войну, а фашистская Германия — захватническую, в программу которой входило истребление максимального количества советских людей. 39. Изменение в расстановке полит. Сил в мире после Второй мировой. Холодная война. В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско- милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международный отношениях неизмеримо возросли. СССР стал одним из признанных лидеров мирового сообщества. В послевоенный период имевшиеся между СССР, США и Великобританией противоречия вспыхнули с новой силой. США выступили с претензией на мировое господство, используя для давления на СССР и другие страны имевшуюся у них монополию на атомное оружие. 1946 год стал поворотным в процессе создания новой системы международных отношений: от политики сотрудничества бывшие союзники перешли к конфронтации. Считается, что с речи У. Черчилля в Фултоне (США) в международной политике началась эра “холодной войны” — идеологического, политического и военно- стратегического противостояния капиталистической и социалистической систем. Это противостояние проявилось уже при решении германской проблемы: создании на территории Германии двух государств — ФРГ и ГДР (1949), и даже еще раньше — в связи с обращением президента США Г. Трумэна к Конгрессу (доктрина “сдерживания и отбрасывания коммунизма”) и “планом Маршалла” (оказание экономической помощи странам Европы). Этот план поставил под угрозу влияние СССР в странах Восточной Европы, чего сталинское руководство не могло допустить. Оно дало понять этим странам, что их присоединение к “плану Маршалла” будет рассматриваться СССР как враждебное действие. Развязывание “холодной войны” привело к созданию в 1949 г. Организации Североатлантического договора (НАТО), а затем, в 1955 г., — Организации Варшавского Договора (ОВД), к участию СССР в корейском конфликте. Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгие годы стали отношения между двумя сверхдержавами — СССР и США. Противостояние между ними определяло приоритеты экономической политики, выделение значительных ресурсов на военные цели. В 1949 г. в СССР была создана атомная бомба. Это сыграло решающую роль в изменении соотношения сил в мире. Все послевоенные годы Советский Союз неизменно заявлял о том, что он осуждает пропаганду новой войны и выступает за запрещение производства и хранения атомного оружия. 12 марта 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира; пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества. СССР навязывал восточноевропейским социалистическим странам свою модель преобразований. Любое противодействие или отклонение от этой модели воспринималось сталинским руководством явно враждебно. По этой причине произошел полный разрыв отношений с Югославией (1948). Только летом 1953 г., уже после смерти Сталина, были предприняты первые шаги по нормализации советско-югославских отношений. 40. Основные тенденции соц-эконом и общественно-полит развития СССР в 1945- 1952г Победа в войне вывела СССР в разряд ведущих держав. Однако во внутренней политике страны не произошло заметных изменений. Не сбылись надежды на демократические преобразования советской системы. Режим личной власти Сталина достиг своего апогея. Стране предстояло ликвидировать тяжелые последствия войны, перевести экономику на мирные рельсы, восстановить разрушенное народное хозяйство. На четвертую пятилетку (1946—1950) ставилась основная задача: “восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах”. Героические усилия советских людей, перераспределение средств из легкой и пищевой промышленности и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности, полученные с Германии репарации, бесплатный, но весьма эффективный труд заключенных позволили в кратчайшие сроки (к 1948 г.) достичь довоенного уровня промышленного производства. Были восстановлены важнейшие отрасли земледелия, а его валовая продукция в 1950 г. составила 97% от довоенного уровня. И это в условиях, когда в 1946 г. почти все зерновые области страны охватила страшная засуха. Трагедия послевоенного голода, особенно тяжело сказавшегося в деревне, тщательно замалчивалась. В городах несколько вырос уровень жизни советских людей. В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные и промышленные товары, проведена денежная реформа, происходило снижение розничных цен. Некоторые внешне позитивные, демократические изменения произошли в общественно- политической жизни страны: отмена чрезвычайного положения; упразднение ГКО; проведение выборов в Советы всех уровней; XIX съезд партии и др. В то же время происходило ужесточение политического режима, усиление идеологического контроля в области литературы, кино, театрального дела, музыки; нарастание новой волны репрессий (“Ленинградское дело”, “дело врачей”, процессы по делам молодежных групп и др.). В проходивших в то время дискуссиях по проблемам развития различных отраслей науки, призванных развивать свободомыслие, творческую активность ученых, “сила аргументов подменялась аргументами силы”. Из естественных наук наибольший ущерб был нанесен биологии. Были разгромлены генетика, кибернетика. Тяжелое положение сложилось и в гуманитарных науках. В исторической науке безраздельно господствовали оценки и формулировки, данные в “Кратком курсе истории ВКП(б)”. Лишь в области фундаментальных наук (теоретическая физика, химия, математика) имелись значительные достижения, позволившие ликвидировать атомную монополию США, осуществить рывок в освоении космоса, в развитии отечественного авиастроения. Эти достижения связаны с именами выдающихся ученых: И. В. Курчатова, С. П. Королева, А. Д. Сахарова, Ю. Б. Харитона, Я. Б. Зельдовича, И. Е. Тамма, А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, О. К. Антонова и др. 41. Советское общ-во в 1953-1964г. Курс на демократизацию общ.жизни. 42. Реформы 1965. Нарастание кризисных явлений в 70-80г Пленум ЦК КПСС (март 1965 г.) принял новый порядок планирования сельскохозяйственного производства: планы закупок сельхозпродукции стали устанавливаться на пятилетку; закупочные цены повысились; за сверхплановую продукцию платили полторы цены; сократились налоги; поощрялось развитие личного подсобного хозяйства. Намеченные меры дали результаты: темпы роста легкой промышленности, базирующейся на сельскохозяйственном сырье, и пищевой промышленности удвоились. На следующем пленуме ЦК партии (сентябрь 1965 г.) было принято решение о проведении экономической реформы в промышленности. Суть ее: расширение хозрасчета на предприятиях; сокращение числа плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; недопущение изменения плановых заданий без согласования с предприятиями. В подготовке и реализации реформы активную роль играл А. Н. Косыгин. Первые ее итоги были обнадеживающими. Но позже стали вносить корректировки, дополнения, до неузнаваемости исказившие ее сущность. К началу 1970-х гг. реформа фактически сошла на нет. Причина неудачи в том, что реформы не пошли вглубь, не затронули основ хозяйственного механизма. И в сельском хозяйстве и в промышленности сохранялась прежняя система экономических и общественных отношений. Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Упали темпы роста производительности труда. Планы по большинству показателей не выполнялись. В целом экономика стала невосприимчивой к нововведениям, качество значительной части продукции перестало соответствовать современным требованиям. Правда, на ряде направлений мы не уступали, а даже превосходили США: в исследованиях космоса, по некоторым фундаментальным открытиям. Но по ряду показателей, в том числе по использованию микроэлектронной техники, наше отставание было значительным. Только небольшая часть советской экономики, а именно предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией. Экономика страны была предельно милитаризована. Из года в год военно-промышленный комплекс наращивал свою мощь. Военные расходы росли в полтора-два раза быстрее, нежели национальный доход. Чрезмерная нагрузка на народное хозяйство привела к серьезным диспропорциям. Гражданская промышленность несла потери. Научно-технические разработки оборонных исследований были засекречены. Трудовые коллективы не проявляли заинтересованности в освоении новой техники. По этой причине в промышленности к началу 1980-х гг. было автоматизировано или комплексно механизировано лишь 10—1&% предприятий. В годы девятой пятилетки (1971—1975) экономический рост фактически прекратился. .Видимость благополучия обеспечивалась за счет распродажи богатств страны (нефть, газ). Наиболее слабой отраслью в 1970-х — начале 1980-х гг. оставалось сельское хозяйство. Старая система управления не позволяла руководителям колхозов и совхозов вести дело самостоятельно. К тому же закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику высокими. Введенная гарантированная денежная оплата труда в колхозах обернулась ростом социального иждивенчества. За бесхозяйственность, трудности в аграрном производстве пришлось расплачиваться золотом, импортируя зерно в значительных объемах (в 1979—- 1984 гг. в среднем около 40 млн т в год). Не увенчалась успехом и специально разработанная пленумом ЦК КПСС (май 1982 г.) Продовольственная программа. Несмотря на негативные явления в экономике, уровень жизни советского народа до середины 1970-х гг. медленно повышался, а затем более чем пятилетие не снижался. Росли денежные доходы населения, увеличивались общественные фонды потребления, делались серьезные, правда недостаточные финансовые вложения в медицину, образование, спорт. Однако рост денежных доходов не был обеспечен увеличением производства товаров и услуг. Это вело к возникновению дефицита, к скрытому росту цен, что стало экономической предпосылкой расцвета спекуляции, образования теневой экономики, доходы которой составляли многие миллиарды. К началу 1980-х гг. выявилась неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы, отчетливо проявились кризисные явления в экономике и социальной сфере. 43. Перестройка СССР и ее последствия К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества — от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет “Скрытых резервов” в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это, Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом стала гласность — объективное освещение всех сторон жизни общества. На Первом Съезде народных депутатов (май—июнь 1988 г.) Горбачев был избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. — Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли КПСС), ликвидирована однопартийная система рукозодства страной, стали возникать различные партии и общественные движения. 44. От перестройки в СССр к демократ. России(1991-1993г) Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б. Н. .Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что на деле означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени народ все более отказывал в доверии, М. С. Горбачеву, стремительно падал авторитет КПСС. Перестройка, основывавшаяся на идеях демократического социализма, потерпела неудачу. Убедительная победа Ельцина на президентских выборах в России 12 июня 1991 г. свидетельствовала о расшатывании основ старой государственной власти. Августовские события 199.1 г. привели к кардинальному изменению ситуации в России. Все органы исполнительной власти Союза ССР, действовавшие на ее территории, перешли в непосредственное подчинение российскому президенту. По его указанию были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала существовать как правящая, государственная структура. Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет, реальная же власть все больше сосредоточивалась в руках президента. Так, осенью 1991 г. все основные законодательные акты вводились в действие не постановлениями парламента, а его указами. К весне 1992 г. резко изменилось соотношение политических сил. Возникшая в парламенте оппозиция-стремилась к ослаблению президентских структур, установлению контроля над правительством. Сторонники президента предложили распустить парламент и прекратить деятельность Съезда народных депутатов. Чтобы устранить достигшие, опасных пределов противостояние законодательной и исполнительной власти, Ельцин объявил об особом порядке управления страной. В России фактически вводилось президентское правление. На 25 февраля был назначен референдум о доверии президенту, и его проекту конституций. Хотя референдум упрочил позиции президента, конституционный кризис не был преодолен. Напротив, он принимал все более угрожающий характер. Оппозиция не скрывала своего намерения ограничить власть и полномочия президента. Тогда президент указом от 21 сентября 1993 г. “О поэтапной конституционной реформе в России” объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по вопросу принятия новой Конституции и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). Последовавшее за этим противостояние президента и парламента закончилось трагическими событиями октября 1993 г. в Москве, потрясшими всю Россию. Окончательный ответ, кто виноват в случившемся, —за историей. 45. Становление новой российской гос-венности Вступившей на путь независимости России предстояло решать принципиальные вопросы, государственного устройства, социального и духовного возрождения. В прошлом, располагая почти 60% населения и экономического потенциала СССР и занимая 76% его территории, она не имела полноценной государственности: собственной столицы, собственной Академии наук, собственного МВД. После распада СССР Россия стала одной из ведущих держав мира. У государственной власти и ее союзников — демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства и старой партийно- хозяйственной номенклатуры, действовавшей в Советах и хозяйственных структурах. Задачей первостепенной важности, стоявшей перед многонациональным Российским государством, было укрепление его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Края и области также повели открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. Возникла ситуация, когда претензии республик и других национальных образований на особый статус, а тем более на выход из России могли привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями к ней и к своим соседям. В этих условиях правительство РФ проводило непоследовательную политику. Так, не были разоружены незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной реслублики. С целью сохранить единство России и учесть интересы всех ее народов был подготовлен и в марте 1992 г. подписан большинством субъектов Федерации Федеративный Договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Из конституционной федерации Россия превратилась в конституционно-договорную. Субъектами Федерации стали не только республики, но и края и области, а также приравненные к ним города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Дальнейшее становление новой российской государственности было связано с разработкой собственной Конституции вместо устаревшей, принятой еще в 1978 г. Однако парламентская оппозиция всемерно препятствовала этому. И только результаты референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (12 декабря 1992 г.) позволили принять новый Основной Закон страны. Конституция РФ максимально деполитизирована, в ней не определяется общественный строй государства. Заявлено, что Российская Федерация — демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Президент по Конституции имеет чрезвычайно широкие полномочия. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С принятием новой Конституции не закончилось реформирование общества и государства в России. Оно продолжается и сегодня. Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|