РУБРИКИ

Школа в годы войны

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Школа в годы войны

Школа в годы войны

Школа в годы войны.

Условия работы школы в период войны были очень тяжелыми. Миллионы

советских детей на временно оккупированных территориях вообще не учились. В

тылу число учащихся увеличилось за счет эвакуированных детей. Большинство

школ работало в две-три смены, не хватало учебников, тетрадей, учебных

пособий. В стране численность учащихся 5-10-х классов сократилась в 2-2,5

раза. Было закрыто свыше 6 тысяч средних школ. Центральной задачей было

обеспечение всеобуча. Несмотря на громадные расходы на нужды фронта, за

1941-1945 годы в стране было построено и введено в действие больше 8 тысяч

школ и восстановлено, отремонтировано и приспособлено для занятий свыше 9

тысяч школ. Во время войны более 1 млн. детей или потеряли или временно

лишились своих родителей. Широко развернулось движение за усыновление

осиротевших детей. К 1945 году в стране работало 6 тысяч детских домов. В

1943 году были учреждены Суворовские военные училища, Нахимовские военно-

морские училища.

Основной контингент учащихся составляли ученики младших классов.

Большинство детей старшего школьного возраста вместе с взрослыми трудились

на фабриках и заводах или учились в ремесленных училищах и школах ФЗО,

которые готовили кадры для народного хозяйства.

Забота государства об охвате обучением всех детей и подростков,

которые по разным причинам прекратили посещение школы, выразилась в

организации новых видов учебно-воспитательных заведений. С 1 сентября 1943

года стали функционировать школы рабочей молодежи (ШРМ). Осенью следующего

года были образованы подобные школы для сельской молодежи (ШСМ).

Впервые такие школы были созданы в Ленинграде зимой 1941-1942 годов. В

годы блокады у ленинградских учащихся не было чернил, не хватало бумаги,

помещение не отапливалось, а полуголодные подростки продолжали заниматься

после работы.

По решению Ленгорсовета в декабре 1942 года в городе открылись 52

школы рабочей молодежи. Некоторые школы находились у самой линии фронта.

Решением Ленгорисполкома с 1 сентября 11943 года учащиеся вечерних школ в

дни занятий стали получать дополнительно 50, а потом 100 г хлеба, 7 г. жира

и 300 г. овощей.

Школы рабочей молодежи, возникнув по всей стране в годы войны, сыграли

важную роль в повышении образовательного уровня и подготовке кадров

квалифицированных рабочих.

В условиях войны были пересмотрены учебные программы, скорректированы

учебные планы. Некоторые предметы (рисование, пение) могли временно

исключаться из учебных планов, в которых увеличивалось число часов на

русский язык литературу и математику. По постановлению ГКО о Всеобщем

обучении с сентября 1941 года в школах была начата военно-допрызывная

подготовка учащихся старших, а в 1942-43 учебном году введен новый предмет

- военное дело.

С 1943-1944 учебного года в городских школах было введено раздельное

обучение, охватившее около 20 % школ страны. Особое внимание уделялось

укреплению дисциплины организованности школьников. Этому способствовало

введение в 1944 году "Правил для учащихся". В 1944-45 учебном году был

осуществлен переход к обучению детей в общеобразовательных школах с 7-

летнего возраста, а также были введены экзамены на аттестат зрелости,

выпускные экзамены за курс 7-летней школы и переводные экзамены в 4-6-х и

8-9-х классах. Стала применяться цифровая пяти-бальная система оценки

знаний. Были учреждены золотые и серебряные медали для выпускников средней

школы.

В условиях войны произошли изменения в составе педагогических кадров,

среди которых составляли более 70%. Свыше 180 тысяч учителей ушли на

фронт, часть осталась на захваченной территории.

В 1942 году число вузов, готовивших педагогические кадры, сократилось

вдвое по сравнению с довоенным периодом. Нехватка учителей приводила к

тому, что отдельные предметы в ряде школ не преподавались. По решению

правительства учителя, работавшие не по специальности или мобилизованные на

производство, стали возвращаться в школы. При всех педагогических учебных

заведениях и средних школах стали действовать ускоренные курсы (3-8

месяцев), готовившие преподавателей 1-7 классов. В 1943 году была повышена

заработная плата учителям и другим работникам начальной и средней школы и

был учрежден почетный знак "Отличник народного образования". Стали

восстанавливаться педагогические вузы и училища, возросла численность

студентов заочных отделений педагогических вузов.

Признанием значения народного образования и педагогической науки было

решение о создании Академии педагогических наук РСФСР, принятое

правительством осенью 1934 года.

Большую роль в улучшении совершенствовании учебного процесса сыграли

меры по увеличению выпуска и улучшению качества учебников и детской

литературы. В тяжелейшие для нее времена страна издавала для детей

произведения Пушкина, Лермонтова, Горького, Шекспира, Гете, книги, без

которых невозможно приобщение к основам мировой культуры. Вместе с тем

страна вынуждена была издавать книги, которые учили детей делать убежища и

распознавать самолеты врага, бороться с зажигательными бомбами и оказывать

первую помощь при ранениях и ожогах. В октябре 1944 года состоялся первый

праздник, положивший начало традиционной неделе детской книги.

Учебный процесс был тесно связан с трудовым. Школьники принимали активное

участие в сельскохозяйственных работах. В 1942 году 77 тысяч учащихся

старших классов заменили ушедших на фронт механизаторов. За 4 года войны в

сельскохозяйственных работах приняло участие более 14,5 млн. учащихся.

Учащиеся всех возрастов участвовали в сборе металлолома, вещевых и

продуктовых посылок воинам, помогали ухаживать за ранеными в госпиталях,

собирали средства в Фонд обороны страны. В прифронтовой полосе школьники

трудились на строительстве оборонительных сооружений, создавали санитарные

дружины и отряды связи. 36 тысяч школьников в годы войны были награждены

орденами и медалями.

В чрезвычайно сложных условиях работали коллективы ленинградских школ.

При каждой школе было от 1 до 6 групп учеников младших классов, которые

занимались в бомбоубежищах. В декабре 1941 года положение в школах крайне

осложнилось. Не было электричества, дров, керосина. От голода умирали

учителя и ученики. К январю 1942 года в младших классах осталось 36 тысяч

учеников, а в последующие два месяца их число резко сократилось.

В конце 1941- начале 1942 годов большинство школ вынуждены были

прекратить занятия. В зимние месяцы 1941/42 учебного года они продолжались

в 39 школах. Чтобы не срывать уроки из-за артиллерийских обстрелов, занятия

проводились в бомбоубежищах. Учителя и ученики, не прекращавшие занятий,

получали в школе тарелку супа без вырезки талонов из продовольственных

карточек.

С 1 по 10 января 1942 года для ленинградских школьников были устроены

новогодние елки. На них побывало около 50 тысяч детей.

С мая 1942 года возобновились занятия в 148 школах, в которых

насчитывалось более 65 тысяч учеников - практически все школьники,

находившиеся в Ленинграде. Многие дети сначала не имели сил, чтобы учиться,

и, благодаря регулярному 3-кратному питанию, организованному в школах, они

постепенно втягивались в учебу. В 1942 году 10 класс в осажденном городе

окончили 542 ученика. Для них 30 июня был устроен общегородской праздник во

Дворце пионеров.

Во время 1942/43 учебного года в Ленинграде работали 84 школы, в 863

классах которых учились 26584 ученика. В 1943/44 учебном году число школ

достигло 124, и в них занимались 36 тысяч учеников. В 1944/45 учебном году

работало уже 200 школ, а число учащихся превысило 100 тысяч.

Свыше 5 тысяч школьников города за активное участие в его обороне было

награждено медалью "За оборону Ленинграда".

В самые трудные для страны моменты школа стремилась не только уберечь

от опасности, обогреть их, накормить, но и не переставала думать о

человеке, который будет жить после войны.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.