РУБРИКИ

Русская православная церковь и иноверные и инославные исповедания в России в XVIII и XIX веках

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Русская православная церковь и иноверные и инославные исповедания в России в XVIII и XIX веках

Русская православная церковь и иноверные и инославные исповедания в России в XVIII и XIX веках

Русская православная церковь и инославные и иноверные исповедания в

России в XVIII и XIX веках.

Русская православная церковь отличается от всех других поместных

православных и вероисповедных христианских церквей, за исключением римско-

католической, многомиллионным составом своих членов, обширностью

занимаемого ею пространства, разнообразием народностей, к которым

принадлежат ее члены, множеством установлений, входящих в ее устройство,

многосторонней самостоятельной деятельностью и отношениями к различным

поместным церквам. Русская церковь основана в 988 г. Получив первоначальное

иерархическое устройство от Константинопольской церкви, она, в течение

более чем 9 веков своего существования, постепенно увеличивалась в своем

составе, развивалась в своем строе, приобретала самостоятельность и

независимость от константинопольской иерархии, и в XV веке стала

автокефальной. С 988 по 1589 г. она имела устройство митрополитанское, с

1589 по 1720 г. - патриаршее, а с 1721 г. имеет синодальное. Во главе

устройства русской церкви стоит в Санкт-Петербурге Святейший

Правительствующий Синод (см. Синод). Он состоит из присутствия и

учреждений, при нем находящихся. Присутствию Святейшего Синода,

составляющемуся из иерархов высшей степени, принадлежат все виды власти

самостоятельной, автокефальной православной церкви во всех пределах

Российской Империи и областей, в ее состав входящих, по всем предметам,

сторонам, делам и отношениям православного церковного устройства,

управления и суда. Через Святейший Синод действует в управлении

православной русской церковью самодержавная верховная власть, учредившая

его по каноническом сношении с патриархами восточных православных церквей.

В определенных правилами Вселенской церкви, государственными законами

страны, целями и назначением православной веры пределах, Святейший Синод

обладает властью законодательной, распорядительной, административной,

надзирающей и судебной и сносится с управлениями поместных православных

церквей. Действуя под надзором представителя верховной государственной

власти - Синодального обер-прокурора, он сносится с правительствующим

Сенатом ведениями непосредственно, а с верховной властью и высшими

государственные и центральными установлениями - через посредство обер-

прокурора. Для осуществления разных видов власти по различным предметам и

сторонам церковной жизни (относительно учения, богослужения, суда,

управления и заведования должностями и учреждениями, учебными заведениями,

имуществом и прочим) при Святейшем Синоде в Санкт-Петербурге существуют:

Синодальная канцелярия, духовно-учебный комитет, духовно-училищный советы,

хозяйственное управление, контроль и управления Синодальных типографий,

обер-прокурор и канцелярия его, два отделения в Москве и Тифлисе, под

названием Московской и Грузино-имеретинской Синодальных контор. Состоя под

высшей властью Святейшего Синода и его учреждений, как главного или

центрального духовного правительства, русская православная церковь

разделяется на епархии, которые имеют значение церковных административно-

судебных областей. Епархии в России учреждены и учреждаются вновь по

соглашению церковной и государственной власти. Пределы епархий, по общему

правилу, совпадают с пределами губерний и областей. Число епархий

увеличивалось постепенно. Ныне оно простирается до 66; из них 64 в пределах

России, одна (Алеутская) в Америке и одна, под названием японской

православной церкви, в Японии. Вне епархии, как части церкви, взаимно одна

от другой независимы и самостоятельны в административно-судебных

отправлениях, и состоят непосредственно в ведении Святейшего Синода, за

исключением епархий Закавказского края (их 4), которыми заведует Грузино-

имеретинская Синодальная контора. Каждая епархия находится под

непосредственной властью епархиального архиерея и имеет, определенное

правилами церкви и законами государства, устройство. Епархиальный архиерей

назначается, при соучастии Святейшего Синода, властью Государя. Русские

епархиальные архиереи носят титул митрополитов (их 4), архиепископов

(неопределенное число) и епископов, но в пределах своих епархий обладают,

независимо от титула, равной властью. Епархиальный архиерей - главный в

епархии учитель веры и нравственности, главный священнослужитель и

правитель по всем видам власти, администратор, судья, надзиратель и

руководитель в проповедании слова Божия, богослужения, управления всеми

предметами, учреждениями и должностными лицами. Он имеет право входить в

Святейший Синод с представлениями о необходимости изменений в действующих

законах и правилах по церковным предметам, издавать и утверждать, в

согласии с общими правилами и законами, и в развитие их, руководящие

правила и инструкции для епархиальных учреждений и должностных лиц,

утверждать уставы церковно-приходских попечительств, братств и обществ для

духовно-просветительных целей в пределах епархии. В состав общего строя

русской епархии входят: епископ-викарий (в немногих епархиях - по 2 и даже

по 3), как помощник епархиального архиерея, кафедральный собор - для

священнослужения архиерея, духовная консистория (их 60) - для управления и

суда, епархиальный училищный совет - для заведования церковно-приходскими

училищами и школами грамотности, попечительство о бедных духовного звания -

для призрения заштатных священноцерковнослужителей, их вдов и сирот, и для

опеки над сиротами-детьми духовенства, духовная академия (в 4 епархиях, с

900 студентами), духовная семинария (58, с 19 000 учащихся), духовные

училища (183, с 32 000 учащихся), епархиальные женские училища (49, с 13

300 учащимися) и женские училища духовного ведомства (13, с 2100

ученицами), архиерейский дом (их 66) и временные съезды епархиального

духовенства. В епархиях Закавказского края нет консисторий и семинарий:

епархиальные архиереи действуют здесь посредством состоящих при них

канцеляриях и переносят важные дела для окончательного разрешения и

утверждения в Грузино-имеретинскую Синодальную контору, которая имеет

значение общей для всех 4 епархий консистории. В трех епархиях существуют

духовные правления (холмское, великоустюжское и сарапульское), отчасти

имеющие значение консисторий. Епархии подразделяются на благочиннические

округа. Разделение епархии на округа и изменение их пределов зависит от

епархиального начальства. В каждом округе должно состоять от 15 до 35

приходских церквей. В благочинническом округе существуют должности

благочинного, депутата духовенства и духовника духовенства, в большей части

епархий, по распоряжениям епархиального архиерея - благочиннические советы,

а в некоторых - и съезды духовенства. Вне епархиального строя русской

церкви стоят церкви и духовенство ведомства придворного и военного, а также

монастыри-лавры (4) и ставропигиальные монастыри (6). Церкви и духовенство

придворного ведомства находятся в ведении духовника Их Величеств, военного

- в заведовании протопресвитера военного и морского духовенства, лавры и

ставропигиальные монастыри - в непосредственном ведении Святейшего Синода.

Церкви военного ведомства бывают переносные и постоянные; на военные суда

назначаются временно иеромонахи. Число православного населения в пределах

Российской Империи простирается до 80 миллионов обоего пола. Оно

распределяется по церквам - приходским, соборным, общественных и

государственных учреждений (учебных и благотворительных установлений,

полков, тюрем и т. п.) и монастырским. Приходов во всех епархиях ныне

числится около 37 000; соборных церквей, с прихожанами и без них - 720;

церквей при общественных и государственных учреждениях - около 2000.

Монастырей, штатных и заштатных, мужских 440, с 8000 монахов и 7500

послушников, женских - 250, с 7000 монахинь и около 17 000 послушниц. К

церквам принадлежат миряне и лица белого духовенства; монашествующие

состоят в монастырях и отчасти при архиерейских домах и духовно-учебных

заведениях. Прихожане церквей приходских и соборных составляют из себя

общества, для участия в заведовании имуществами и хозяйством церквей и для

благотворительной и духовнопросветительной деятельности. Духовенство белое

и монашествующее есть особое состояние в государстве. К православному

вероисповеданию в России принадлежит, главным образом, русское население

(великороссы, малороссы и белорусы), занимающее по преимуществу внутренние

губернии империи, но рассеянное по всем областям и окраинам обширного

неизменного пространства государства. Русское население Империи в огромном

большинстве своего состава твердо сохраняет исконную преданность

православной вере, закону Божию и церкви, любовь к храмам и богослужению. В

этих свойствах русского православного народа заключается неистощимый

источник стремлений его и русского правительства к "миру всего мира" и "к

благосостоянию и соединению всех церквей", о чем ежедневно молится

православная церковь. Приверженцы образовавшегося в русской церкви в конце

XVII века раскола, называющие себя староверами или старообрядцами,

разделяются на несколько, неодинаковых по числу приверженцев, групп. Эти

группы - поповцы, беглопоповцы и беспоповцы. Общее их число, по отчету обер-

прокурора Святейшего Синода за 1894 и 95 годы, простирается до 13

миллионов. Особенно сильна числом приверженцев, материальным богатством,

множеством моленных и организацией, сходной с устройством православной

церкви, категория старообрядцев, "приемлющих австрийское или белокриницкое

священство". В этой категории принадлежит до 2/3 всех русских староверов,

официально называемых раскольниками. Центром приверженцев "австрийской

иерархии" служит Рогожское кладбище в Москве; во главе их стоит уроженец

Тагильского завода, Пермской губернии, именующий себя "Савватием,

архиепископом московским и всея России"; под его ведением находится

несколько лиц, называемых среди приверженцев их епископами (см. Раскол).

Беспоповцы дробятся на множество разного названия толков и согласий. Между

ними есть такие, которые образовались в XVII и XVIII веках - федосеевцы,

филипповцы, даниловцы, спасовцы, перекрещенцы, нетовцы, немоляки, бегуны,

неплательщики и прочие; есть и новые, явившиеся в недавнее время -

чистяковщина, пасхальники, отрицатели водного крещения и т. п. От

"староверческих" вероисповедных "толков" отличаются, по своему положению в

государстве, секты, признаваемые наиболее вредными в общественном отношении

- молокане, духоборцы, хлысты, субботники и жидовствующие, мормоны,

штундисты, "чтецы", "адвентисты 7-го дня" (хилиасты), еленушкина или

серафимовская секта (в Псковской губернии). Таким образом, в среде довольно

значительной части русского народа существует религиозное, не

соответствующее началам православия брожение, к умиротворению которого

направлена миссионерская деятельность православной церкви и учреждены

единоверческие церкви и приходы, с разрешением обрядов и богослужения по

старопечатным книгам. Русская православная церковь стоит лицом к лицу не

только с "расколом", но и к различным и многочисленным вероисповеданиям,

христианским и нехристианским, покровительствуемым или дозволенным по

государственному законодательству. Кроме православных, раскольников и

сектантов, в России живут христиане различных вероисповеданий (римско-

католического, евангелическо-лютеранского, евангелическо-аугсбургского,

реформатского разных видов, армяно-грегорианского, армяно-католического) и

нехристиане, вероисповеданий еврейского (талмудисты и караимы),

магометанского (сунниты и шииты), буддийского (ламаиты и шаманисты),

Конфуциева учения и др. языческих. Среди инородцев и иноверцев живут и

православные. В Финляндской епархии их около 50 тысяч, в Рижской епархии -

около 255 000, в Холмско-варшавской епархии - около 410 000, в

западнорусских епархиях - около 4 000 000, в Грузинском экзархате - около 1

300 000 душ. Среди инородцев, живущих в приволжских, приуральских и

сибирских епархиях, православная вера постепенно распространяется и

утверждается посредством введения православного богослужения на

инородческих языках и наречиях, распространения проповеди слова Божия и

книг священных, богослужебных, учебных и духовно-нравственного содержания

на тех же языках, а также посредством учреждения инородческих училищ под

ведением церкви и через священно- и церковнослужителей, и учителей,

приготовленных церковью из среды инородцев. Положение православной церкви в

России до некоторой степени определяется числом населения империи,

принадлежащего к другим вероисповеданиям: католическому - 10 725 000 душ,

лютеранскому - около 4 1/2 миллиона, реформатскому - около 22 000,

армянскому - около 800 000, еврейскому - около 4 миллионов, магометанскому

- около 11 700 000, к языческим - около 700 000 душ. Православная русская

церковь в отношении к иноверцам и русским раскольникам и сектантам

действует посредством благовестнических миссий. Для поддержания ее

миссионерской деятельности существует миссионерское общество, с советом в

Москве и с комитетами в епархиях. Миссии разделяются на внутренние,

действующие в России, и заграничные. В епархиях противораскольнические и

противосектантские миссионеры состоят под руководством и управлением

епархиальных архиереев. Миссии по отношению к инородцам-иноверцам имеют

особую организацию, примененную к условиям инородческого быта: таковы

миссии Астраханская, Киргизская, Алтайская, Чукотская, Камчатская и прочие.

Из заграничных миссий одни имеют целью благовестие православной веры среди

иностранных подданных, исповедующих язычество (Японская и Пекинская), а

другие - удовлетворению религиозных потребностей православных русских и

иностранных подданных и поддержание единения русской церкви с иными

поместными (Иерусалимская, Элладская, Константинопольская и те церкви,

которые состоят при дипломатических миссиях). В среде членов православной

церкви учение веры и нравственности утверждается и укрепляется

проповедованием слова Божия в церквах при богослужении и при исполнении

треб, беседами внебогослужебных, преподаванием Закона Божия во всех учебных

заведениях, воспитанием и образованием детей и юношества в многочисленных

подведомственных церкви учебных заведениях - школах грамотности и церковно-

приходских, духовных училищах, семинариях и академиях - руководительной

пастырской деятельностью в среде взрослых, деятельностью духовно

просветительных братств и обществ и богословской литературой. Православная

богословская и церковно-историческая литература во всех отраслях и видах

развивается в России в новейшее время в такой степени и объеме, как ни в

одной из поместных православных церквей, и по своим достоинствам не

уступает литературе заграничных инославных христианских вероисповеданий.

Учебная литературная деятельность сосредоточивается по преимуществу около

духовных академий и семинарий, а общепросветительская развивается, главным

образом, трудами пастырей церкви. Для поощрения ученой и учебной литературы

учреждены ученые степени с отличительными знаками и денежные премии. Для

предупреждения уклонений ее от начал православия существует духовная

цензура. Право цензуры принадлежит, под главным ведением Святейшего Синода,

санкт-петербургскому и московскому духовным цензурным комитетам, духовным

академиям и епархиальным преосвященным или уполномоченным от них лицам.

Русская церковь поддерживает общение, сношения и отношения с заграничными

православными церквами, в особенности: с Константинопольской,

Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской, Элладской, Сербской,

Черногорской, Болгарской и Румынской, а временно и случайно - и с прочими.

Отношения эти выражаются в обмене по разным случаям посланиями между

Святейшим Синодом и представителями высших властей других поместных

церквей, в содержании и пределах поместных церквей церковных учреждений

(миссий, подворьев, храмов с притчами), в оказании пособий и пожертвований

деньгами, утварью, книгами и т. п., в доставлении богословского образования

присылаемым из-за границы лицам и прочим. Содержание церкви и духовенства

получается из различных источников. Приходское духовенство, сельское и

городское, содержится на добровольное вознаграждение за требоисправления,

обработкой церковных земель или доходами с них и, в некоторых местах,

процентами с капиталов, если они пожертвованы на содержание причтов.

"Причты более бедных приходов получают (весьма ограниченное) содержание от

казны, но, к сожалению, еще далеко не все" (отчет обер-прокурора за 1894 и

1895 г., стр. 427). Святейший Синод располагает специальными средствами,

годовой итог которых достигает 7 000 000 рублей. Эти средства - процентный

сбор с доходов всех церквей Империи, проценты с типографского и духовно-

учебного капиталов, составившихся также от церквей, и пособие от казны на

духовно-учебные заведения. Эти доходы и расходуются на духовно-учебные

заведения и на типографии. Из государственного казначейства, по

государственной росписи, в последние годы ассигнуется на содержание

центральных учреждений при Святейшем Синоде, архиерейских домов,

кафедральных соборов, викарных епископов, духовных консисторий, монастырей,

городского и сельского духовенства, миссионеров, духовно-учебных заведений,

церковно-приходских школ и духовных учреждений за границей до 18 миллионов

рублей. См. "Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за

1890 - 1895 г." (Санкт-Петербург, 1891 - 98); Иван Преображенский,

"Отечественная церковь по статистическим данным, 1840 - 1891" (Санкт-

Петербург, 1897); И. Покровский , "Русские епархии в XVI - XIX веках"

(Казань, 1897); А. Доброклонский, "Руководство по истории русской церкви"

(выпуск 4, синодальный период, 1700 - 1890 годы, Москва, 1893 г.: статьи и

ежегодные обозрения состояния церкви в духовных журналах - "Церковных

Ведомостях", "Церковном Вестнике" и прочих. М. Горчаков.

Все существующие в России и состоящие из русских подданных

христианские инославные церкви, т. е. неправославного, а иных исповеданий

(римско-католического, армяно-католического, армяно-грегорианского,

евангелическо-лютеранского, евангелическо-аугсбургского, евангелическо-

реформатского, архангельского евангелического прихода, представляющего

собой соединение лютеранского и реформаторского исповедания, евангелических

братьев в Сарепте и Остзейском крае, шотландских колонистов в Каррасе,

базельских колонистов в городе Шуше, колонии Гнаденбург в Терской области,

менонистов, баптистов), а также лица нехристианских иноверных исповеданий

(караимы и евреи, магометане, ламаиты и другие язычники) пользуются правом

свободного исповедания своей религии (с известными ограничениями, например,

относительно религиозных процессий), но без права проповеди своего

вероучения. В организацию инославных и иноверных исповеданий русским

законодательством внесено много элементов государственной церковности.

Ведение метрических записей о рождении, браке и смерти предоставляется

духовенству всех инославных церквей и иноверных религиозных обществ, кроме

ламаитов, о метриках которых в уставе иностранных исповеданий ничего не

говорится. Для всех христиан и нехристиан, кроме раскольников и баптистов,

обязательна религиозная форма браков; все брачные дела подсудны духовным

установлениям соответствующих исповеданий. В инославных церквах существует

духовная цензура для книг духовного содержания. Многие из этих правил ведут

к совершенной невозможности возникновения и развития у нас в инославных

церквах новых сект. Относительно перехода из одного вероисповедания в

другое русское законодательство устанавливает очень много ограничений. Всем

вообще христианам воспрещается безусловно переход в нехристианские веры;

православным воспрещен выход из православной церкви. Переход из одного

инославного исповедания в другое не запрещается безусловно, но и не

предоставляется свободному усмотрению; он допускается не иначе, как с

разрешения министра внутренних дел, по просьбам, принесенным ему без

всякого участия духовенства того исповедания, в которое проситель перейти

желает, и в этом разрешении министр может по своему усмотрению отказать.

Переход нехристиан в православные церкви допускается по общему правилу,

только с особо на каждый раз Высочайшего разрешения, испрашиваемого через

министра иностранных дел (Устав иностранных исповеданий, статья 8).

Исключение составляют только евреи, могущие переходить в иностранные церкви

с разрешения министра внутренних дел, и все нехристиане Кавказского края,

получающие эти разрешения от главноначальствующего гражданской частью. Не

исповедовать никакого вероучения у нас вовсе не допускается. Всем

христианам безусловно воспрещаются браки с язычниками. С евреями и

магометанами русское законодательство разрешает вступать в брак, из

христиан, только одним лютеранам, и то с соблюдением следующих условий: 1)

венчание только в лютеранской церкви; 2) крещение детей в лютеранском или

православном исповедании; 3) испрошение со стороны последователей

лютеранского исповедания разрешения местной консистории и 4) отказ жениха-

нехристианина от многоженства. Все католическое духовенство получает

содержание из казны. Во всех протестантских исповеданиях прихожане обязаны

делать взносы на содержание пасторов. Приходы армяно-грегорианской церкви

обязаны давать своему приходскому духовенству постоянное содержание, и

кроме того духовенство получает по определенной таксе вознаграждение за

требы. Раввины еврейские получают содержание от прихода; размер его

определяется договором раввина с приходом. В магометанских шиитских и

сунитских приходах содержание приходского муллы обязательно для прихода.

Размер этого содержания определяется приходским сходом. Управление

духовными делами инославных и иноверных исповеданий сосредоточено в

министерстве внутренних дел по департаменту духовных дел иностранных

исповеданий. См. Н. Суворов , "Курс церковного права" (т. II, Ярославль,

1890); "Церковные Ведомости", 1899, № 26, стр. 1041 - 1042, и № 27, стр.

1088 - 1089.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.