РУБРИКИ |
Революционная деятельность Льва Тихомирова |
РЕКЛАМА |
|
Революционная деятельность Льва ТихомироваРеволюционная деятельность Льва ТихомироваОглавление |Введение………………………………………………………………………………………... |3 | |Глава 1. Биография и начало революционной деятельности Льва | | |Александровича Тихомирова…………………………………………………………………………………….. |5 | |1.1. Биография Льва Александровича Тихомирова………………………………………. |5 | |1.2. Экономические и политические предпосылки образования “Земли и |9 | |воли”……… | | |1.3. Состав “Земли и Воли”………………………………………………………………… |12 | |Глава 2. Лев Тихомиров - член Исполкома “Народной воли”……………………………… |17 | |2.1. Революционная ситуация в России в конце 70-х - 80-х годах ХIХ |17 | |веке…………… | | |2.2. Организационные основы и политическая программа “Народной |21 | |воли”………….. | | |2.3. Революционная деятельность “”Народной воли”……………………………………. |24 | |Заключение…………………………………..………………………..………………………... |28 | |Список использованной литературы и источников………………………..………………... |29 | Введение Льва Александровича Тихомирова часто сравнивают с Федором Михайловичем Достоевским. Отказ М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева от своих убеждений можно объяснить возрастным “плавным поправлением”. Тихомиров и Достоевский - резко порвали с революционным прошлым. Жизнь Льва Тихомирова четко делится на две части: вот он, прекрасный революционер, член Исполкома “Народной воли”, один из основных лидеров и, что главное, теоретиков народовольцев, а вот - консерватор, яростный защитник самодержавия и православия, ведущий публицист проправительственных журналов. Если можно согласиться с обвинениями в предательстве, то с отсутствием убеждений и беспринципностью согласиться трудно. Лев Александрович согласовал с голосом сердца, а не с общественно- политическим учением и конъюнктурой. Ни бывшие соратники, ни новые союзники не простили ему “двуличия”, революционеры от него отвернулись, как от предателя, а лидер крайне правого черносотенного движения В. Н. Пуришкевич при встрече не подал руки бывшему подпольщику. В советский период , как впрочем и сегодня, личность Льва Тихомирова привлекала многих историков, публицистов и философов. К числу работ, посвященных судьбе и взглядам Льва Тихомирова, можно отнести исследования Назарова В. К., Костылева В. Н., Бурина С. Н., Полевина Ю. А. и др. (Назаров В. К. Загадочный Лев Тихомиров. // Вопросы философии. - 1992 - № 5; Бурин С. Н. Действие Тихомирова. Судьбы безвестные: С. Нечаев, Л.Тихомиров, В. Засулич - М. 1992 г.; Полевин Ю. А. Новые материалы о народовольцах А. Ю. Михайлове, А. П. Прибылевой-Корбе и Л. А. Тихомирове. М., 1979 г.; Костылев В. Н. Выбор Льва Тихомирова. // Вопросы истории. - 1992- № 6-7). Об участии Льва Тихомирова в революционном движении и его “ренегатстве” пишет в своих воспоминаниях Фроленко М. Ф., Фигнер В. Н., Плеханов Г. В. (Фроленко М. Письма вредакцию. - Каторга и ссылка - 1932 г.; Фигнер В. Н. Лев Тихомиров., М. 1932; Плеханов Г. В. Новый защитник самодержавия или Горе Тихомиров). При написании работы были использованы такие источники, как воспоминания Льва Тихомирова, воспоминания участников революционного народнического движения, а также журналы “Каторга и ссылка” за 1924-1928 года. В работе были рассмотрены разные точки зрения на произошедшие события: оценка народнического движения, данная во времена Советской власти, современные исследования и отношения к событиям непосредственно самих участников, таких как Лев Тихомиров, Вера Фигнер, Андрей Желябов и др. Разрыв Льва Тихомирова с революционными идеалами уже само по себе ставшее заметным явлением общественно-политической борьбы конца 80-х начала 90-х годов XIX века, явилось, однако, лишь первой ступенью его новой карьеры. “Вторым Катковым” называли Тихомирова-монархиста его бывшие товарищи по революционному движению и имели для этого ряд оснований. Ряд его работ, в том числе и четырехтомный труд “Монархическая государственность”, многочисленные брошюры, статьи, в которых он не только доказывал утопичность революционных и либеральных программ, но и обосновывал необходимость для России самодержавия, совершающего “прогрессивную революцию”, позволяет говорить о Тихомирове как о едва ли не самом крупном (после М. Н. Каткова) публицисте и идеологе самодержавной власти. Не смотря на то, что имя Льва Тихомирова, довольно часто упоминается в работах историков, публицистика его как монархиста, его связи и окружение, идеи, которые он разделял и проповедовал, изучены лишь в самых общих чертах. Таким образом, целью данной работы является исследование не только жизненного пути и общественно-политической деятельности Льва Александровича Тихомирова, но и показать на его примере, как диаметрально изменилось мировоззрение человека и произошло отступничество от революционно- демократических убеждений в пользу идеологии неограниченной монархии. Из методов исследования при написании работы нужно выделить диалектический, индуктивный, а также синтетический метод. Данная работа может быть использована как пособие на уроках истории, посвященных революционному народническому движению 60-х-70-х годов в России, а также на уроках философии, посвященных проблеме пути развития государства. Глава 1. Биография и начало революционной деятельности Льва Александровича Тихомирова 1.1. Биография Льва Александровича Тихомирова. 19 (по старому стилю 31) января 1852 года в городе Геленджике в семье военного врача Александра Александровича Тихомирова и Христины Николаевны (урожденной Каратаевой) родился третий сын. Он был назван Лев в честь умершего брата. Предки Льва Александровича были родом из Тульской губернии и почти все принадлежали к духовному званию. Его отец, Александр Александрович, закончил духовную семинарию, первым учеником. Однако он решает не поступать в Духовную академию и едет в Москву, где поступает в Московскую медико- хирургическую академию. (Преобразованную в последствии в медицинский факультет Московского университета). Закончив ее в 1840 году, отец Льва Александровича служит в Московском, Феодосийском, Новороссийском военных госпиталях. В 1842 году он был переведен в Геленджик, где он женился на вдове своего академического товарища Семена Ивановича Соколова. О своем детстве и юности Лев Александрович позднее вспоминал в своих мемуарах: “Я с детства был мальчик болезненный, физически мало развитой, неловкий, хотя выносливый. В отношении духовном я был чрезвычайно способным, чрезмерно развитым, в девять лет зачитывался романами. Фантазия была развита до болезненности ... обижался легко; был очень самолюбив и тщеславен ... В юности, как и в молодости, я много мучился ложным сознанием своей якобы бесхарактерности и беспамятности. Это последнее качество на самом деле вовсе не было мне свойственно ... Недостатком воли я также, в сущности, не страдал. Когда я ясно знал, чего хотеть, я шел к этому желаемому очень упорно, иногда, даже резко”.[1] По воспоминаниям Льва Александровича Тихомирова можно судить, что он еще в детстве интересовался глубокими политическими проблемами, и уже в детстве была подорвана вера в идеальность существующего политического строя и, вероятно еще подростком Лев Тихомиров задавался если не революционными идеями, то, по крайней мере, убеждениями: “В детстве я был очень набожен, ребенком я с полной верой молился ... я также очень любил Россию, почему не знаю, но я гордился ее громадностью ... я чувствовал идеал всемогущего, всевысочайшего царя, повелителя для всех и всего. Таковы были основы. Но затем все, абсолютно все, что только приходилось читать, узнавать, слыхать от других, согласно и ежедневно подрывало эти основы тем успешнее, что я привык рассуждать чуть ли не с пеленок ... я уже десяти лет рассуждал, кто прав: Циммерман или Моисей, бог или Караяни ... эта готовность, решимость рассуждать, вне всякого соответствия со способностью рассуждать, могли привести только к полному хаосу в моей голове”.[2] В 1864 году Лев Александрович Тихомиров поступил в Александровскую гимназию, и, продолжая традиции своего отца, закончил ее с золотой медалью. В августе 1870 года он стал студентом юридического факультета, но вскоре он переводится на медицинский. Его сразу же захватывает движение студентов- радикалов. Уже осенью 1871 года Лев Тихомиров вошел в кружок “чайковцев”. Они издавали революционную литературу и были инициаторами “хождения в народ”. В кружке Льва Тихомирова очень любили, называли ласково “Тигрыч”. Тогда у Льва Александровича завязалась горячая дружба с Сергеем Силычом Синегубом. Вот стихотворение Льва Тихомирова, посвященное “чайковцам”: Я помню дом за Невскую заставой, Там жили бедность, дружба и любовь, Друзьям нужда казалася забавой, - И вместо дров их часто грела кровь.[3] Летом 1873 года Лев Тихомиров переезжает в Санкт-Петербург для обучения методам ведения пропагандистской работы. Но в ночь на 12 октября того же года он был арестован на квартире С.Синегуба. Четыре года Тихомиров проводит в Петропавловской крепости и Доме предварительного заключения, пока в октябре 1877 года не предстал вместе с другими “чайковцами” на “процессе 193-х”, где был оправдан. После пережитых злоключений авторитет Тихомирова в революционной среде резко вырос. У него начинается роман с Софьей Перовской, чуть не закончившийся браком. “В тюрьме я считался ее женихом. Это был один из множества тюремных романов ... я же считал себя очень сильно привязанным”[4], – пишет Лев Александрович об этом периоде. После освобождения Лев Тихомиров пытался вернуться в Университет, но был уволен формально “за невзнос платы”, хотя было очевидно, что причиной этому послужила его причастие к революционной деятельности. В Петербурге он знакомится с уроженкой Орла, учащейся на женских курсах, Екатериной Дмитриевной Сергеевой, с которой он обвенчался летом 1880 года, использовав фальшивый паспорт на имя Алещенко. У них родились сыновья Николай и Александр (впоследствии епископ Тихон, расстрелянный в годы советской власти), дочери Надежда и Вера. Лев Тихомиров входит в народную организацию “Земля и Воля”, а летом становится членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции организации “Народной воли”. Подготовкой террористических актов он не занимался, сосредоточившись на пропагандистской и публицистской деятельности, сотрудничая не только в подпольных изданиях, но и в легальной периодике. (“Отечественные записки”, “Русское богатство”, “Слово”). Лев Александрович становится крупнейшим идеологом и теоретиком “Народной воли”. Однако уже в 1880 году Тихомиров хочет выйти из Исполнительного комитета, но товарищи его не пускают, и, в качестве своеобразной “компенсации” он получает временный отпуск для поправления здоровья. После убийства Александра II он составляет обращение народовольцев к новому императору с угрозой повторения судьбы отца, если власть не будет передана народу. Но в 1882 году царская полиция разгромила некогда мощную организацию. Летом этого же года супруги Тихомировы порознь покидают Россию. Встречаются они уже в Женеве, где Лев Александрович налаживает отношения с революционной эмиграцией, предлагая Г.В.Плеханову объединить “Черный передел” с остатками “Народной воли”. Он даже выпускает в 1883-1886 годах вместе с П. Л. Лавровым “Вестник “Народной воли” в Париже. Спокойная, хотя и полунищенская жизнь в эмиграции располагала к переосмыслению жизненного пути. Постепенно Лев Тихомиров отдаляется от революционной деятельности. 12 мая 1888 года он закончил свою книгу “Почему я перестал быть революционером”. В августе книга вышла небольшим тиражом в Париже, а спустя 7 лет - в Москве. Лев Александрович направляет экземпляр товарищу министра внутренних дел В. К. Плеве вместе с прошением о возвращении на Родину. 12 октября 1888 года Лев Тихомиров обращается с письмом к Александру III, которому семь лет назад угрожал смертью. 10 октября он получил ответ в Российском посольстве: амнистия и пять лет гласного надзора. 16 января 1889 года Тихомиров уезжает из Парижа, вскоре за ним возвращаются в Россию жена с сыном Сашей. По возвращению в Россию Лев Александрович посещает Санкт-Петербург и Новороссийск, но потом обосновывается в Москве, где устраивается на постоянную работу в редакцию “Московских ведомостей”. 12 июля 1890 года по высочайшему повелению с Тихомирова был снят полицейский надзор. Вместе с К.Н.Леонтьевым, он мечтает об объединении в тайную общественную организацию для противодействия освободительному движению. Лев Тихомиров пишет ряд работ, в которых излагает новый взгляд на актуальные проблемы, но главным трудом его жизни по праву является капитальная “Монархическая государственность”, в которой он выступает за сочетание самодержавия и народного представительства. В своем труде Лев Александрович указывает на то, что необходимо бороться не только с революционно-демократическим движением в стране, но и с либеральной оппозицией, противостоящей самодержавию, за неограниченную монархию, т. к. либерализм, по его мнению, - “главный виновник революционизирования русского общества”[5]. Очень важным моментом в государственной политике Лев Тихомиров считает “воспитание умов”, на уровне от земских школ до Университетов. Самодержавие он называет “лучшее наследие всей истории человечества”[6]. Поддерживая крайне правые политические силы, Тихомиров во время Первой русской революции 1905-1907 годов, однако, не вступает ни в одну из черносотенных организаций, предпочитая, находится вне “партийных дрязг”. В 1907-1913 годах Лев Александрович Тихомиров находится на посту главного редактора “Московских ведомостей”. Еще до революции 1917 года вместе с тяжело заболевшей женой он уезжает в Сергиев Посад, где работает над сборником воспоминаний “Тени прошлого”. В 1919 году Лев Тихомиров отказывается от политической деятельности. Новая революционная власть не отомстила своему врагу “за предательство”. В отличие от большинства оставшихся в России после революции лидеров черносотенного движения, расстрелянных как заложники в годы красного террора, Тихомиров умер своей смертью 16 октября 1923 года в Сергиевом Посаде, называвшимся тогда Загорском. 1.2. Экономические и политические предпосылки образования “Земли и воли”. Отмена крепостного права в феврале 1861 года стала первой в ряду прогрессивных реформ Александра II и явилась переломным периодом в социально-экономической и политической жизни Российской империи; тем не менее в 1875-1882 годах в 28 “великорусских” губерниях произошло 275 крестьянских волнений. В этих условиях на арену борьбы за интересы крестьян выступила революционно-народническая интеллигенция 70-х годов. Важнейшую роль в образовании организации сыграли два течения, сформировавшиеся в 70-х годах: лавристское и бакунистское. Идеи П.Л.Лаврова излагались на страницах журнала “Вперед”, издававшегося сначала в Женеве, а потом в Лондоне. (Лавров был редактором данного журнала). В основе его идеологии лежит идея развития личности. По мнению Лаврова, было необходимо “слить” интересы личности с интересами общественными. Его течение больше известно как “пропагандистское” течение – идея долговременной пропаганды революции среди крестьян. Бакунин был родоначальником русского анархизма и отвергал всякую государственную власть. Свои мысли он изложил в работе “Государственность и анархия”. По мнению Бакунина, бунт гораздо эффективнее подготавливает народ к социальному перевороту, чем пропаганда. Эти два течения дали мощный толчок к развитию революционного движения в России, в частности к образованию “Земли и воли”. “Возникновение революционной народнической организации “Земля и воля” неразрывно связано с хождением в народ. … Это движение привело к созданию организации, которая стремилась связать свою судьбу с судьбой народа”[7]. “Хождение в народ” возникло и развивалось стихийно и приняло впоследствии огромный размах. Оно подразумевало под собой не только пропаганду, но и участие революционеров в жизни народа. Но, в конце концов, большинство народников разочаровалось в “хождении в народ”, - они были поражены разницей между принесенными жертвами и ничтожным результатом. Порой пропагандисты сталкивались с полным непониманием среди крестьян. Большинство участников “хождения в народ” разочаровалось в крестьянстве как в движущей революционной силе. В 1873-1874 годах возникли массовые революционные кружки среди студентов Петербурга, Москвы, Харькова, Киева, Одессы и других городов. Лев Тихомиров в своих воспоминаниях написал об этом периоде следующее: “ ... вся Россия, т.е. Россия образованная, была тогда настроена как-то революционно. Правительство было в полном презрении”[8]. Среди активных участников этих кружков были будущие землевольцы, такие как Н. А. Морозов, Д. А. Клеменц, И. Тищенко, М. А. Натансон, С. М. Кравчиский. Как уже было сказано, Лев Александрович в этот период занимался революционной деятельностью в кружке “чайковцев”. К 1874 году у пропагандистов возникла мысль об объединении в общую организацию, и в начале зимы 1874-1875 годов они образовали “Всероссийскую социально-революционную организацию”, так называемый кружок “москвичей”. В неё входили русские студентки, учившиеся в Цюрихе, члены революционного кружка студентов-грузин, русские студенты и рабочие. “Москвичи” считали своей главной задачей пропаганду среди рабочих, как среди “посредников” между крестьянством и интеллигенцией. Широкую деятельность организация развернуть не смогла, т.к. в 1875 была разгромлена. Организация “москвичей” дала толчок к образованию “Земли и воли”. На опыте “хождения в народ” у народников возникла мысль о создании конспиративной, централизованной организации с определившейся программой и организационной структурой, какой и стала впоследствии “Земля и воля”. Идеологической основой народничества являлась теория русского крестьянского социализма, родоначальниками которой были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Основную идею народников. Основная идея народников состояла в том, чтобы поднять крестьянство на социальную революцию против основ современного общества. Наиболее ярко эти идеи отразились в идеологии “Земли и воли”. В основе лежала идея, что Россия может миновать капиталистический путь развития и прийти к новому социальному строю через общинное землепользование. Основное революционное требование “Земли и воли” - требование скорейшего насильственного переворота. На месте существующего государства землевольцы хотели создать иное, которые бы определялось “Народной волей” и обязательно осуществляло широкое общинное и областное самоуправление. Землевольцы также считали, что только экономическая революция сможет покончить с существующим строем. В этом смысле программа “Земли и воли” очень близка к идеям Бакунина. Лев Тихомиров в своих мемуарах сформулировал основную идеологическую направленность организации так: “ “Земля и воля” была кружком народническим. По программе, кружок должен был создать народно-революционное движение. Только для этого существовала организация интеллигенции. Всякие “улучшения” правительственного строя отрицались, “конституция” считалась хуже, вреднее, нежели “абсолютизм”, ибо она объединит “эксплуататоров”, буржуазию: “Земля и воля” ставила целью ниспровержение всего государственного строя, а вовсе не правительства”[9]. Первая программа организации состояла из пяти основных принципов, основанных на народных требованиях: “1. Переход всей земли в руки сельского рабочего сословия и равномерного ее распределения (Мы убеждены, что две трети России будут владеть землей на общинном начале) и равномерное ее распределение. 2. Разделение Российской Империи на части соответственно местным желаниям. 3. Перенесение всех общественных функций в руки общины, т.е. полное ее самоуправление. ... Требования наши могут быть осуществлены только посредством насильственного переворота. Орудием же подготовки и совершения его ... служат: 1. агитация, как путем слова так и главным образом путем дела (бунты, стачки ...) и 2. дезорганизация государства, которая дает нам надежду на победу при той силе организации, которую мы создаст агитация в ближайшем будущем ”.[10] Планировалось также установить связи с войсками, в первую очередь с офицерами, рассчитывая в конечном итоге на переход армии на сторону народа, связи в административных учреждениях, с целью ослабления борьбы с революционным движением, а также проведение террористических актов. Вопросы разработки устава “Земли и воли” широко изложены на страницах воспоминаний Льва Тихомирова. Он писал в частности: “Согласно духу устава, Михайлов, фактически уже почти бывший начальником, вводил систематически самую строгую конспирацию. Каждый член должен знать лишь то, чем занимается, а все остальное должен лишь иметь возможность узнать, если понадобиться ... По внешности “Земля и воля” представляла организацию столь сильную и стройную, как еще не было в России”[11]. Основными положениями устава были следующие: принесение каждым членом на пользу организации всех своих сил, благ, связей, согласие членов кружка с общей программой и обязательство ей следовать, отсутствие частной собственности, сохранение тайны о деятельности кружка, подчинение меньшинства большинству и т.д. Вся организация делилась на множество групп, основные пять были: 1) интеллигентская 2) рабочая 3) редакционная 4) типографская 5) дезорганизаторская. За всеми делами следила “Администрация” (она также называлась “Комиссия”), являвшаяся Центром основного кружка. В “Администрацию” могло входить от 3 до 5 человек, и она занималась вопросами создания недостающих групп, добывания средств, ведением отчета об общем положении дел и т.п. ”Администрация” была распорядительным и исполнительным органом “Земли и воли”. 1.3. Состав “Земли и Воли”. Среди историков до сих пор продолжаются споры по поводу даты основания организации. Возможно, что в 1875 году существовал кружок, ставший основой “Земли и воли”. По авторитетному свидетельству Веры Фигнер, название организации закрепилось в 1878 году, когда появился подпольный печатный орган. Кравчинский писал: “Земля и воля” - вот тот девиз, который написали на своём знамени … наши предшественники, социалисты-народники 60-х годов”.[12] В кружок в основном входили разночинная интеллигенция и студенты, зрелая молодёжь. С землевольцами сотрудничали грузины, армяне. Значительную часть (около 21%) составляли женщины. “Нигде в мире женщина не работала в освободительном движении так тесно рука об руку с мужчиной, как в народническом движении России”[13]. Количество участников постоянно менялось, но действительных членов можно выделить около 90 человек. Основные и активные члены (порядка 30 человек) составляли так называемый “центральный кружок” организации . Лев Александрович вступает в организацию в начале 1878 года, а в мае этого же года становится членом “центрального кружка”. Вот что он пишет об участниках “Земли и воли”: “... в этом кружке, скоро принявшем название “Земли и воли” были подобраны люди в революционном смысле очень полезные: Александр Михайлов Преображенский (кажется, Алексей) Тищенко Никандр Мощенко Михаил Родионович Попов Осип Аптекман Моисей Зунделевич Александр Васильевич Квятковский Андриан Михайлов Георгий Плеханов Харизоменов Оболешев (Сабуров) Лизогуб Василий Игнатов Бух (младший)”.[14] Создание и укрепление боевой централизованной организации позволило землевольцам развернуть большую революционную деятельность. Лев Александрович Тихомиров вступил в организацию “Земля и воля” в 1878 году. Члены организации по-разному отнеслись к вступлению Льва Александровича, это можно видеть из описаний, которые они ему дали. Вот как описывает Льва Тихомирова революционер С.Н.Бурин: “Коренастый человек лет 33, ниже среднего роста, с широким, украшенным рыжевато-каштановой растительностью лицом и непрерывно движущимися из стороны в сторону глазами. Такие лица встречаются сотнями среди смешанного населения Новороссийского края и Северного Кавказа. Но глаза его, несмотря на их неприятную беготню, несомненно блистали умом. Одет он был очень неряшливо. Платье его, которое, по-видимому, никогда не чистилось, было испещрено жирными пятнами, следами пищи ... Вопросы, которые задавал мне Лев Тихомиров, изобличали в нем очень умного человека, который отлично знал, где лежат узловые пункты революционного движения, и не говорил пустых слов.”[15] В.И.Сухомлин сказал о Льве Тихомирове следующие слова: “Сам Тихомиров как человек мне чрезвычайно понравился - подкупала простота его обхождения, отсутствие всякого “генеральства”. По внешности это был типичный русский интеллигент из семинаристов или разночинцев ”.[16] Менее лестный портрет Тихомирова дает революционерка Ольга Любатович: “... худой, с бритым, ради конспирации, по-департаментски, подбородком и английскими баками человек, с маленькими выцветшими серыми глазами и полинялыми жидкими волосами, казался стариком, хотя ему вряд ли было за 30”.[17] Гораздо позже, уже будучи убежденным монархистом и консерватором, Лев Александрович, вспоминая свою молодость и участие в революционном движении трезво оценивал деятельность “Земли и воли”. Но несмотря на радикальную перемену мировоззрения, он высоко оценивал достоинства “Земли и воли” как организации: “ Она [ организация ] вобрала в себя все сколько-нибудь крупное в революционной среде. Число членов было значительно, и, кроме членов, немало людей примыкало к нему по системе подгрупп, на каждом частном деле. ... Кружок имел разнообразные и хорошие связи по всей России. ... Кружок имел имя и доверие, вследствие чего получал деньги от сочувствующих ... “Земля и воля” не имела конкурентов, потому что южная организация Осинского была уничтожена, а затем все мелкие кружки неоспоримо признали если не главенство, то превосходство “Земли и воли” ”[18] . Вместе с достоинствами организации Лев Тихомиров отмечает также ее недостатки, послужившие причиной, по его мнению, к кризису и распаду “Земли и воли”: “Как ни экзаменовали в “Земле и воле” вновь поступающих, однако, исполняли это больше для формальности, и на самом деле внутри кружка царствовал глубокий раздор ... это был тот же раздор, что по всей революционной России”[19]. Лев Александрович считал, что причиной развала организации стал принцип, лежавший в основе всего революционного движения 60-70-х годов ХIХ века: “... излюбленный принцип того времени: “цель оправдывает средства”, вообще говоря, чрезвычайно подрывал силу тогдашней организации. В уставе “Земли и воли” безусловное подчинение кружку было развито в высшей степени, но никогда у нас, в кружке чайковцев ... не было такого, в сущности, возмутительного обмана и злоупотребления, как в “Земле и воле”. ... Мы считали себя некоторой аристократией революции: ведь нас и принимали вне общих правил, без голосования. Сверх того, мы и не ломали кружка, не навязывали ему ничего, а только сами делали свое дело”. [20] В конце жизни Лев Александрович, переосмысливая свой жизненный путь, сравнивает свою идеологию с взглядами Дмитрия Александровича Клеменца, землевольца, одного из организаторов “хождения в народ”: “Он, как и я, хотел революции, в том числе и ниспровержения правительства, не потому что был конституционалистом ... не думаю, чтобы Клеменц был особенно определенным социалистом. Я же, могу сказать, и совсем им не был. Лозунг времени был социализм, но я, в сущности, хотел только материальной обеспеченности народа. Теории социалистов я уже знал в это время, но не был ни за одну, хотя все-таки считал себя социалистом. Мой социализм, в сущности, сводился к государственной регуляции частной собственности”. [21] Нетрудно заметить, что ситуация в стране в 60-70-е годы становилась все более напряженной, и причиной этому послужили различные факторы: разочарование крестьян в реформе 1861 года, что привело к волне крестьянских волнений по всей стране, распространение идей М. А. Бакунина и П. Л. Лаврова, организация “хождения в народ”, и наконец, как следствие всего этого образование мощной подпольной организации “Земля и воля”. Из биографии Льва Александровича Тихомирова, видно, что еще в самом начале своей студенческой молодости он стал активным участником революционного движения, и выйдя из тюрьмы, он был уже всеобще признанным и авторитетным революционером, членом доминирующей в то время антиправительственной организации. Глава 2. Лев Тихомиров - член Исполкома “Народной воли” 2.1. Революционная ситуация в России в конце 70-х - 80-х годах ХIХ в. За 15 лет аграрная реформа 1861 года стала терять свой положительный заряд. В 1870-х годах противоречия российской действительности стали обостряться, и в первую очередь в сельском хозяйстве: борьба нарождающихся капиталистических отношений и старой полуфеодальной системы, которая была еще очень сильна в России. Усилились противоречия между буржуазией и пролетариатом, помещиками и крестьянами. Высокие выкупные платежи, отнятые “отрезки” земли, многочисленные денежные повинности - все это приводило к стремительному обнищанию крестьян. Отсутствие технических достижений в этой области приводило к чрезвычайно низкой производительности труда, и как следствие, к неурожайности. Формировался сельский пролетариат - все больше и больше крестьян, разорившись, уходили искать заработок в город. Все вместе привело Российскую Империю к глубокому аграрному кризису. Ход и поражение в русско-турецкой войне привело к обнищанию страны. Миллионы рублей тратились на закупку оружия и боеприпасов; в деревнях царила нищета из-за высоких поборов в пользу армии и огромного числа призывников из крестьян - после позорного мира Россия осталась с разоренной казной. В условиях такого экономического кризиса начался новый рост крестьянского движения: 1877 - 161 1878 - 25 (12 - 14) 1860 - 186 1879 - 50 (20 - 29) 1861 - 1859 1880 - 47 (20 - 34) 1862 - 864 1881 - 72 (21 - 12) 1863 - 509 1882 - 28 (14) [22] Появление акционерных обществ, образование банков, влияние иностранного капитала, концентрация рабочей силы в столицах приводило к развитию капитализма в промышленности и экономики. Естественно, в этих условиях была необходима рабочая сила. Но жесточайшая эксплуатация труда рабочих, отсутствие рабочего законодательства приводили к стачкам и волнениям среди рабочих: 1877 - 16 1880 - 26 1878 - 44 1881 - 25 1879 - 54 1882 - 22 [23] Положение в экономической и политической жизни в Российской Империи все более накалялось. Естественно, что выше перечисленное не могло не отразиться на настроениях в обществе и привело к новой волне стремительного роста общественного движения, в первую очередь в революционно-народнической среде. Большое значение общественной активности сыграли два судебных процесса: “процесса 193-х” и дела Веры Засулич. “Процесс 193-х” обнаружил яркие факты жестокости властей и несостоятельности всего политического порядка в России. Выстрел Веры Засулич открыл землевольцам новый взгляд на террор как на средство политической борьбы. Лев Тихомиров пишет об этом событии: “ Но вот к нам в Москву пришла весть об оправдании Веры Засулич, о демонстрациях, о ее “освобождении” из рук полиции. В Петербурге запахло нам чуть не революцией”[24]. В это же время, подпольная революционная организация “Земля и воля” переживала кризис: еще более обострились противоречия по вопросам программы, методов борьбы, агитации и т.п. Бесконечные аресты, приговоры, репрессии - все это вызывало у революционеров желание ответных действий. Террористические акты, направленные против представителей власти, с начала 1878 года приобретают систематический характер. В это время положение в землевольческих поселениях в народе еще более ухудшилось. Многие стали рассматривать террор уже не как средство самозащиты, а как метод политической борьбы. Первыми сторонниками террористических позиций стали Н. А. Морозов и А. И. Желябов. Категорически против террористической деятельности выступал Г. В. Плеханов. Когда неудача поселений в деревне стала очевидной, члены “Земли и воли” все больше склонны были считать политический террор “осуществлением революции в настоящем”[25], одним из главных средств борьбы с произволом, чинимым самодержавием. Мне кажется необходимым перечислить террористические акты, совершенные землевольцами в 1878-1879 годах, для того чтобы дать представление о том, насколько распространились идеи террора среди участников организации: 24 января 1878 года Вера Засулич совершает покушение на петербургского градоначальника Трепова, открывая таким образом новую, уже террористическую страницу, в истории революционного движения в России. 1 февраля 1878 года в Киеве был убит полицейский агент шпион Никонов. 23 февраля там же стреляли в товарища прокурора окружного суда М. М. Котляревского. 25 мая в Киеве революционерами был убит начальник одесского жандармского управления Г. Э. Гейкинг. 13 марта 1879 года, около Летнего сада едва не был застрелен шеф жандармов А. Р. Дрентельн. 2 апреля 1879 года землеволец Александр Соловьев совершил неудачное покушение на Александра II и в конце мая был повешен в Петербурге. Надо сказать, что план цареубийста Соловьева вызвал резкую критику со стороны землевольцев. Лев Тихомиров, Н. А. Морозов, А. А. Квятковский объявили себя противниками этого плана, даже будучи сторонниками политического террора, а “деревенщик” М. Р. Попов даже грозился убить Соловьева. После покушения 2 апреля 1879 года напуганное террористом правительство стало вводить экстренные меры: все западные губернии Российской Империи были объявлены на военном положении, что предоставило губернаторам неограниченные полномочия. Начали действовать военные суды, велась реакционная политика. По свидетельству Осипа Аптекмана, за одну неделю в Санкт-Петербурге были произведены сотни арестов и высылок, а конспиративная квартира “Земли и воли” была захвачена полицией. После серии таких невиданных до сих пор по своей дерзости преступлений стало очевидно, что в революционном движении, и в первую очередь в “Земле и воле” на первое место как способ борьбы за переустройство общества выходит политический террор. Обострение борьбы внутри “Земли и воли” не могло не привести к созданию тайной фракционной группы, названной Львом Тихомировым “Террористической подгруппой”. Девизом этой суборганизации стал клич: “Свобода или смерть”. Таким образом был сделан новый шаг в оформлении “политиков” (сторонников политического террора). Членами группы были: В. Зеге, фон Ляуренберг, А. Б. Арончик, Н. Морозов, Е. Д. Сергеева (жена Льва Александровича). Группа стремилась расширить террористическую деятельность, имела свою кассу, и даже организовала динамитную мастерскую во главе с Н. И. Кибальчичем. Окончательное разделение землевольцев на “деревенщиков” (сторонников тактики “хождения в народ”) и “политиков” произошло во время Липецкого (17- 20 июня 1889 года) и Воронежского (21-24 июня 1889 года) съезда землевольцев. На воронежском, последнем съезде “Земли и воли” принимало участие 10 “деревенщиков” - Г. В. Плеханов, С. Л. Перовская, О. В. Аптекман, Н. А. Короткевич, О. Е. Николаев, М. Р. Попов, В. Н. Фигнер, Е. Д. Сергеева, Г. М. Тищенко, С. А. Харизоменов, и 9 “политиков” - Н. А. Морозов, А. И. Желябов, Лев Тихомиров, М. Н. Ошанина, А. И. Баранников, А. А. Квятковский, Н. Н. Колодкевич, М. Ф. Фроленко, А. Д. Михайлов. После долгих и горячих споров по коренным вопросам программы, тактики действий, расходования бюджета единогласно было принято постановление об основных принципах революционной борьбы: “Так как русская народно-революционная партия с самого возникновения и во все время своего развития встречала ожесточенного врага в русском правительстве, так как в последнее время репрессалии правительства дошли до своего апогея, съезд находит необходим[ым] дать особое развитие дезорганизационной группе в смысле борьбы с правительством, продолжая в то же время и работу в народе в смысле поселений и народной дезорганизации”[26]. То есть фактически, признавались террористические методы борьбы при продолжении ведения агитации среди народа. Финансовые средства “Земли и воли” были разделены следующим образом: на террористическую деятельность выделялось 1/3 бюджета, на деревенскую - 2/3. И “политики” и “деревенщики” старались укрепить свои позиции и привлекали к себе новых сторонников. Лев Александрович писал о Воронежском съезде, что Андрей Желябов активно склонял некоторых членов организации на свою сторону: “Особенно хлопотал он около Софьи Перовской”[27]. 15 августа 1879 года в дачном пригороде Санкт-Петербурга - Лесном собрался последней съезд “Земли и воли”. Здесь, на лесной поляне, окончательно решилась судьба организации. С этого дня “Земля и воля” перестала существовать - на ее месте были образованы две самостоятельные революционные партии. Члены организации издали специальный документ, названный федеральной конституцией, который регулировал условия раздела. Было решено, что ни одна из сторон не возьмет себе старое название. “Деревенщики” унаследовали “землю”. Созданная ими организация стала носить название “Черный передел”. “Политики” унаследовали “волю” - в Петербурге, на Лештуковом переулке, на квартире Веры Фигнер состоялось Учредительное собрание “политиков”. На собрании присутствовало около 15 человек и они решили назвать свою новую организацию “партией Народной воли”. За “политиками”, называвшимися отныне “народовольцами”, осталась землевольческая типография и запас шрифта, а также паспортное бюро. Чернопередельцам передавались типографские принадлежности, хранившиеся в Смоленске. Окончательное разделение несколько затянулось и произошло в конце 1879 года специальными уполномоченными. Так прекратила свое трехлетнее существование организация “Земля и воля”, а возникновение “Народной воли” стало одним из крупнейших событий в революционной истории России. 2.2. Организационные основы и политическая программа “Народной воли”. Важной заслугой “Народной воли” перед российским революционным движением была дальнейшая разработка принципов централизованной революционной организации и осуществление этих принципов на практике. Во главе организации стоял и был ее центром Исполнительный комитет “Народной воли”. Он существовал и во времена “Земли и воли” был связан с ней через суборганизацию “Свобода или смерть”. В. И. Ленин писал об Исполнительном комитете: “... Та превосходная организация, которая была у революционеров 70-х годов и которая нам всем должна бы была служить образцом, создана вовсе не народовольцами, а землевольцами ”[28]. Народовольцы получили уже оправдавшие себя принципы, а не готовую организацию. О значимости ИК “Народной воли” Лев Тихомиров писал следующее: “По всероссийскому влиянию, только один Исполнительный комитет Народной воли впоследствии превзошел “Землю и волю”[29]. Устав “Народной воли” зафиксировал руководящую роль ИК во всех делах организации, а внутри его - безусловное подчинение меньшинства большинству. Общее собрание членов ИК выбирало более узкий постоянно действующий распорядительный орган - “администрацию” в составе пяти членов и трех кандидатов, а также редакторов газеты и других должностных лиц. Обычно большинство решений принималось всеми членами ИК, находившимися в тот момент в Петербурге. Самопополнение ИК производилось путем голосования на его общих собраниях. Одновременно в Исполнительном комитете было порядка 20- 22 человек. Из них следует отметить десять участников Липецкого съезда, которые, собственно, и учредили Исполнительный комитет: Н. А. Морозов, А. И. Желябов, Л. А. Тихомиров, М. Н. Ошанина, А. И. Баранников, А. А. Квятковский, Н. Н. Колодкевич, М. Ф. Фроленко, А. Д. Михайлов, С. Г. Ширяев. В августе - сентябре 1879 года ИК пополнили еще 13 человек. Таким образом, Лев Александрович, пользующийся большим авторитетом во времена “Земли и воли”, в эпоху “Народной воли”, стал одним из основных лидеров революционного движения в России - он стал членом Исполнительного комитета “Народной воли”. Программные статьи в “Народной воле” отразили взгляды большинства членов Исполнительного комитета. В процессе обсуждения новой программы выявилось различное понимание как целей политической борьбы, так и ее форм. Проект программы обсуждался не только в Исполнительном комитете: с ними знакомились остальные члены “Народной воли”, его посылали провинциальные группы. После учета разных мнений и внесения поправок “Программа Исполнительного комитета” была напечатана в подпольной типографии организации - в третьем номере “Листка “Народной воли”. Главным публицистом подпольного издания в течение всего времени существования организации оставался Лев Александрович Тихомиров. Лев Тихомиров стал признанным теоретиком “Народной воли”. В “Программе Исполнительного комитета” особо было отмечено, что народовольцы по своим убеждениям - социалисты и народники, но в отличие от своих предшественников народовольцы считали, что сначала необходимо совершить демократический государственный переворот, и только после этого проводить социалистические преобразования. Народовольцами предлагалось “популяризировать во всех слоях населения идею демократического политического переворота, как средство социальной реформы”[30]. Народническое движение таким образом выводилось на некоторое время из кризиса, вызванного несостоятельностью землевольческих поселений в деревне; открывался новый перспективный путь в революционном народническом движении. Для осуществления политического переворота предполагалось создать цепь тайных обществ по всей России, подчиненных ИК. В программе также говорилось о важной роли приобретения связей в администрации, войсках, обществе, народе - в общем, во всех сферах жизни. Что же касается роли народа в совершении государственного переворота, то она по программе рассматривалась как довольно важная, но вспомогательная. Народ должен был осуществить активное содействие перевороту. В секретной инструкции ИК были перечислены важнейшие пункты действий по подготовке восстания: “ 1. создание Центральной боевой организации, способной начать восстание; 1. создание провинциальной революционной организации, способной поддержать восстание; 1. обеспечить восстанию поддержку городских рабочих; 1. подготовить возможность привлечения на свою сторону войска или парализования его деятельности; 1. заручиться сочувствием и содействием интеллигенции - главного источника сил при подготовительной работе; 1. склонить на свою сторону общественное мнение Европы”[31]. Любопытно заметить, что в программе отсутствует пункт о работе среди крестьян. Также нужно указать, что террор не занимал главенствующего места в политической борьбе. Он расценивался как способ поднять революционный дух народа и сформировать пригодные к бою силы, но все же террор не объявлялся основным средством достижения политических целей партии. В программе говорилось, что необходимо выждать наиболее “благоприятный” момент для осуществления переворота (крестьянские волнения, банкротство государства, поражение в войне и т. п.). В такой момент было необходимо провести серию террористических мероприятий, посредством которых уничтожить около 10-15 человек из правящих верхов, что приведет, с одной стороны, к панике среди правительства, и с другой стороны, возбудит народные массы. В создавшихся условиях заранее подготовленные боевые силы начинают восстание и овладевают главными правительственными учреждениями. По существу это был план, рассчитанный на приведение в жизнь узкой организацией профессиональных революционеров. После победы восстания власть, согласно программе ИК, должна была перейти на короткое время к Временному правительству, которое, в свою очередь, должно было способствовать созыву Учредительного собрания. Разногласия возникали по поводу того, кто примет на себя роль осуществлять экономический переворот после совершения переворота государственного. Одни считали, что этим должен заниматься народ вместе с Временным правительством (А. Желябов, Н. Кибальчич), другие считали, что это дело Учредительного собрания. Сторонником второго пути был Лев Тихомиров. 2.3. Революционная деятельность “”Народной воли”. 10 - 11 августа 1879 года начались новые казни революционеров - были казнены И. Я. Давиденко, Д. А. Лизогуб и другие. На это последовала немедленная реакция народовольцев, и 26 августа ИК утвердил постановление о цареубийстве, вследствие чего последовала череда покушений на Александра II. Вот хроника “охоты” народовольцев за царем-освободителем. Осенью 1879 года были предприняты попытки устроить крушение поезда по возвращению царя из Крыма в трех местах железнодорожного пути.(под Одессой, в Александровске, в 40 километрах не доезжая до Москвы).Однако все время народовольцев преследовали неудачи: через Одессу император не поехал, под Александровском взрывное устройство дало осечку, а 19 ноября под Москвой взорвался поезд не с царем, а с его прислугой. Много невинных людей погибло. 5 февраля 1880 года произошел взрыв в царской резиденции - Зимнем дворце. Число жертв исчислялось десятками. Об этом покушении Лев Тихомиров написал в своих мемуарах “Пребывание Халтурина в Зимнем дворце”. 1 марта 1881 года было осуществлено тщательно спланированное и хорошо подготовленное покушение. Около трех часов дня карета Александра II, двигаясь по Инженерной улице, приблизилась к набережной Екатерининского канала. Народовольцы были уже там. Н. Рысаков, оказавшийся первым, метнул бомбу. Она разнесла заднюю часть кареты и убила случайно проходящего мимо мальчика. Император вышел из кареты, в это время полицейские уже схватили Рысакова. Но стоявший в нескольких шагах И. Гриневицкий бросил вторую бомбу между собой и царем. Смертельно ранены оказались и Александр II, и сам метальщик. В 4 часа утра над Зимним дворцом поднялся траурный флаг - знак смерти императора. Убийство императора заставило содрогнуться не только Россию, но и всю Европу. В случайно убитом мальчике и лежащим с раздробленными ногами, умирающем царе вся общественность увидела ужасающий лик революционной свободы. После смерти Александра II были проведены массовые задержания и аресты народовольцев. По делу “первомартовцев” были осуждены А. Желябов, С. Перовская, Н. Кибальчич, Т. Михайлов, Г. Гельфман, Н. Рысаков. Всем подсудимым был объявлен один приговор - смертная казнь. Только беременной Гесе Гельфман, под давлением общественности, казнь была заменена на пожизненное заключение. Остальные были повешены утром 3 марта 1881 года на Семеновском плацу, где 33 года назад готовилась казнь петрашевцев. 4 марта 1881 года члены Исполнительного комитета в связи с казнью своих товарищей поклялись “продолжать дело народного освобождения”[32] и предъявили новому императору свои требования. Непосредственным автором обращения, названного “Исполнительный комитет Александру III” стал Лев Александрович Тихомиров. Далее следует выдержка из этого письма - в ней как нельзя лучше отражены боевой и моральный настрой народовольцев и их политическая программа. “ ... Мы решаемся обратиться к вам немедленно, ничего не выжидая, так как не ждет тот исторический процесс, который грозит нам в будущем реками крови и самыми тяжелыми потерями. Кровавая трагедия, разыгравшаяся на Екатерининском канале, не была случайностью и ни для кого не стала неожиданностью. После всего произошедшего в течение последнего десятилетия она являлась совершенно неизбежной, и в этом ее глубокий смысл, который обязан понять человек, поставленный судьбою во главе правительственной власти. Вы знаете, ваше величество, что правительство покойного императора нельзя обвинить в бездействии. У нас вешали правого и виноватого, тюрьмы и отдаленные губернии переполнялись ссыльными. Целые десятки так называемых “вожаков” переловлены, перевешаны. Они гибли с мужеством ... , но движение не прекращалось, оно безостановочно росло и крепло. Напрасно правительство истребляло Ковальских, Дубровиных, Осинских, Лизогубов. Напрасно оно разрушало десятки революционных кружков. Из этих несовершенных организаций путем естественного отбора вырабатываются только более крепкие формы. Появляется, наконец, Исполнительный комитет, с которым правительство до сих пор не может справиться. Императорское правительство подчинило народ крепостному праву ... Все реформы его приводят лишь к тому, народ впадает все в большее рабство, все больше эксплуатируется. Оно довело Россию до того, что в настоящее время народные массы находятся в состоянии полной нищеты и разорения. ... цареубийство вызывает в огромной части населения радость и сочувствие ... Цареубийство очень популярно в России. Из такого положения может быть только два выхода: или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу. В интересах родной страны, во избежание напрасной гибели сил, во избежание тех страшных бедствий, которые всегда сопровождают революцию, Исполнительный комитет обращается к вашему величеству с советом избрать второй путь. Мы не ставим вам условий. Пусть не шокирует вас наше предложение. Условия ... созданы не нами, а историей. Мы не ставим, а только напоминаем их. Этих условий, по нашему мнению, два: 1) общая амнистия по всем политическим преступлениям прошлого времени, так как это были не преступления, но исполнение гражданского долга; 2) созыв представителей от всего русского народа для пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни и переделки их сообразно с народными желаниями. ... выборы должны быть произведены при следующей обстановке: 1) депутаты посылаются от всех классов и сословий безразлично и пропорционально числу жителей; 2) никаких ограничений, ни для избирателей, ни для депутатов не должно быть; 3) избирательная агитация и самые выборы должны быть произведены совершенно свободно. Итак, ваше величество, решайте. Перед вами два пути. От вас зависит выбор. Исп[олнительный] ком[итет], 10 марта 1881 г.”[33] Становится ясным, что спустя десять лет, на рубеже 70-80-х годов XIX века, в Российской империи вновь началось обострение конфликтов между государственной властью и обществом, затронувшее разные слои населения - крестьянские волнения, рабочие стачки, студенческое движение. В этих условиях постепенно ослабевает и распадается некогда могущественная организация “Земля и воля”, и ей на смену приходит еще более мощная и законспирированная организация “Народная воля”. Лев Александрович Тихомиров становится членом Исполнительного комитета “Народной воли” и показывает себя как блестящий публицист и руководитель этой организации. Заключение Еще в самом детстве на Льва Александровича сильно повлияла литература, которой он зачитывался, и которая шла в разрез со всем, что ему приходилось слышать о всемогущем царе, о неоспоримости существующего режима. В студенческие годы его захватывает водоворот подпольного общественного движения, потом годы тюрьмы, и выйдя из нее, Лев Тихомиров становится членом “Земли и воли” - самой мощной антиправительственной организации того времени и одним из самых авторитетных людей в революционной среде. Проходит несколько лет: противоречия между землевольцами усиливаются, “Земля и воля” раскалывается, и уступает место своей еще более мощной “наследнице” - организации “Народной воли”, которая стала представлять реальную угрозу существующему государственному строю. В это время Лев Александрович Тихомиров становится не только основателем и одним из руководителей “Народной воли”, но и одним из основных лидеров революционного движения в России в 70-х-80-х годах. Такой итог можно подвести всего за 25 лет жизни Льва Тихомирова. Список использованной литературы и источников 1. П.С. Ткаченко. Революционная народническая организация “Земля и воля” (1876-1879гг.). - М.: Высшая школа, 1961. 2. С.С. Волк. Народная воля: 1879-1882. - М.-Л.: Наука, 1966. 3. “Народная воля” и “Черный передел”: Воспоминания участников революционного движения в Петербурге в 1879-1882 гг. / [Сост. В. Н. Гинев, А. Н. Цамутали]. - Л.: Лениздат, 1989. 4. “История Государства Российского”: Жизнеописания. Т.2. XIX век. Вторая пол. / М. А. Опалинская, С. Н. Синегубов. - М.: Кн. палата, 1998. 5. А.И. Барабанова, Е.А. Ямщикова. Народовольцы в Петербурге. - Л.: Лениздат, 1984. 6. Советский Энциклопедический Словарь. Изд-е 3-е. - М.: Советская энциклопедия, 1985 г. 7. Воспоминания Льва Тихомирова. - М.-Л.: Госиздат, 1927 г. 8. Б.Н. Парамонов. О ненужности покаяния. // “Звезда” - 1994. - № 4. 9. “Каторга и ссылка”. - 1924 №4, 1926 № 3, 1925 № 4, 1928 № 12. 10. В.Н. Костылев. Выбор Льва Тихомирова. // “Вопросы истории”. - 1992. - № 6-7. ----------------------- [1] Цит. по: История государства Российского: Жизнеописания. ХIХ век. Вторая пол. / М.А. Опалинская - М.: “Кн. палата”, 1998.с. 144. [2] Цит. по: История государства Российского: Жизнеописания. ХIХ век. Вторая пол. / М.А. Опалинская - М.: “Кн. палата”, 1998.с. 145. [3] Письмо С.С.Синегуба Льву Тихомирову. // Каторга и ссылка - 1925 г. - № 4(17) - с.82. [4] Воспоминания Льва Тихомирова. Москва-Ленинград, ”Госиздат”, 1927 г., с. 98-99. [5] Костылев В. Н. Выбор Льва Тихомирова. // Вопросы истории. - 1992 г. - № 6-7., с. 38. [6] Там же, с. 43. [7] П.С. Ткаченко. Революционная народническая организация “Земля и воля” 1876-1879 годов. М.:”Высшая школа”, 1961, стр. 38. [8] Воспоминания Льва Тихомирова. Москва-Ленинград, ”Госиздат”, 1927 г., с. 97. [9] Воспоминания Льва Тихомирова. Москва-Ленинград, ”Госиздат”, 1927 г., с. 125. [10] Цит. по П.С. Ткаченко. Революционная народническая организация “Земля и воля”, М., 1961, стр. 107-108. [11] Воспоминания Льва Тихомирова. Москва-Ленинград, ”Госиздат”, 1927 г, с. 123. [12] Цит. по П.С. Ткаченко. Революционная народническая организация “Земля и воля”, М., 1961, стр. 78. [13] Там же, стр. 79. [14] Воспоминания Льва Тихомирова. Москва-Ленинград, ”Госиздат”, 1927 г., с. 88-89. [15] Цит. по: История государства Российского: Жизнеописания. ХIХ век. Вторая пол. / М.А. Опалинская - М.: “Кн. палата”, 1998.с. 147. [16] Там же, с.148. [17] Там же, с. 148. [18] Воспоминания Льва Тихомирова. Москва-Ленинград, ”Госиздат”, 1927 г., с. 124. [19] Там же, с. 124-125. [20] Там же, с. 131-132. [21] Воспоминания Льва Тихомирова. Москва-Ленинград, ”Госиздат”, 1927 г., с. 132. [22] Цит. по С. С. Волк. Народная воля. 1879-1882. Изд-во: “Наука”, Москва - Ленинград, 1966., с. 49. . (В скобках указано количество губерний, в которых произошли волнения). [23] Цит. по С. С. Волк. Народная воля. 1879-1882. Изд-во: “Наука”, Москва - Ленинград, 1966., с. 51. [24] Воспоминания Льва Тихомирова. Москва-Ленинград, ”Госиздат”, 1927 г., с. 98. [25] Цит. по “ “Народная воля” и “Черный передел” ” / под ред. В. Н. Гинева. “Лениздат”, 1989 г., с. 15. [26] Цит. по “ “Народная воля” и “Черный передел” “ / под ред. В. Н. Гинева. “Лениздат”, 1989 г., с. 14. [27] Воспоминания Льва Тихомирова. Москва-Ленинград, ”Госиздат”, 1927 г., с. [28] Цит. по: С. С. Волк. Народная воля. М.-Л. “Наука”. 1966 г., с. 251. [29] Воспоминания Льва Тихомирова. Москва-Ленинград, ”Госиздат”, 1927 г., с. 124. [30] Цит. по “ “Народная воля” и “Черный передел” “ / под ред. В. Н. Гинева. “Лениздат”, 1989 г., с. 18. [31] Там же, с. 18-19. [32] Цит. по: А. И. Барабанова, Е. А. Ямщикова. Народовольцы в Петербурге. Лениздат, 1984 г., с. 158. [33] Цит. по “ “Народная воля” и “Черный передел” “ / под ред. В. Н. Гинева. “Лениздат”, 1989 г., с. 330 - 333. |
|
© 2000 |
|