РУБРИКИ

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ИРЛАНДИИ

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ИРЛАНДИИ

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ИРЛАНДИИ

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ИРЛАНДИИ.

Острейший социально-политический кризис в Северной Ирландии до сих

пор продолжает приковывать внимание мировой общественности. В чем же его

причины? Ответ кроется в многовековой истории борьбы ирландского народа

против англичан, в коварной политике лондонских правящих кругов по принципу

«разделяй и властвуй», в расколе страны в 1921 г., в сложившейся в

результате этого запутанной внутриполитической и социально-экономической

обстановке в провинции, являющейся ныне средоточием жгучих противоречий –

экономических, политических, классовых, социальных, национальных,

культурных, религиозных.

Особенностью истории Ирландии является весьма тесное переплетение

религиозных противоречий с политическими и этническими процессами.

Национальное развитие страны несет на себе отпечаток колониального

прошлого, когда политика английских властей приобрела религиозную окраску,

а церковь стала играть активную роль в системе управления.

Можно выделить несколько периодов, характеризующих роль религиозного

фактора в политической и общественной жизни Ирландии.

На стадии разложения первобытнообщинного строя ирландцы, как и другие

народы, обожествляли силы природы, звезды, леса, долины, реки, ручьи.

Почитался также сонм полубогов, так называемых сидов, напоминавших добрых

фей. По представлениям древних ирландцев, сиды активно вмешивались в жизнь

людей, участвовали в сражениях, вступали в любовные связи с людьми,

различными способами помогали им. Верили ирландцы и во множество духов,

воплощавшихся в различные существа, в зароки, запреты и заклинания, сны и

разные приметы. Важную роль в общественной жизни языческой Ирландии играли

жрецы – маги и прорицатели, которые, как и у кельтов Галлии, назывались

друидами. Они были хранителями и толкователями религиозных и родовых

обычаев и учителями юношества.

В процессе разложения первобытнообщинного строя и складывания

феодальных отношений все большую популярность среди знати стало приобретать

христианство. Немаловажное значение в распространении христианства на

острове имела миссионерская деятельность Патрика (373 – 463 гг.),

объявленного впоследствии католической церковью святым. В 432 – 1152 гг. в

стране существовала независимая «кельтская церковь», которая имела

своеобразные черты, отличающие ее от традиционных для католицизма порядков

и обычаев. Ее организация была приспособлена к клановому строю, и духовные

должности стали монополией определенных семей. Епархия епископа обычно

совпадала с территорией клана, а сам он избирался из людей угодных вождю и

связанных родовыми узами с членами кланов. Целибат (безбрачие духовенства)

не соблюдался, приходские священники жили в кланах и больше подчинялись

местным обычаем, чем порядкам католической иерархии. Епископы не обращались

в Рим для утверждения в должности, причитающиеся папе платежи за духовные

бенефиции собирались нерегулярно. Вожди часто присваивали церковное

имущество и доходы, а также облагали духовенство обычными для мирян

поборами. Монастырские общины в Ирландии сами избирали себе аббатов, не

соблюдая устав Бенедикта Нурсийского, регулировавший жизнь католических

монастырей в средневековой Европе. В 1152-1531 гг. «кельтскую церковь»

заменил католицизм феодального типа, выступавший союзником английской

экспансии. В конце 11-го века в Западной Европе значительно возросло

влияние папства. Ирландская церковь стала одним из объектов его

теократической политики, проводимой под знаком «очищения и единства». Синод

в Келлсе в 1152 г. признал главенство папы над ирландской церковью, осудил

браки среди духовенства и конкубинат (внебрачное сожительство), объявил

десятину обязательным для всех церковным побором, подтвердил независимость

католического духовенства от поборов и юрисдикции светских властей и создал

четыре архиепископства –Арма, Дублин, Кашел и Туам, оставив старшинство за

архиепископством Арма. Однако, несмотря на это, низшее духовенство

придерживалось старых церковных порядков.

Через три года после синода в Келлсе в Рим прибыл посол английского

короля Генриха II Плантагенета с просьбой разрешить завоевать Ирландию и

завершить подчинение ирландской церкви.

Первое вторжение английских колонизаторов на территорию Ирландии

произошло в 1169 году. Особенно активизировалось завоевание после 1485

года. Когда Генрих VIII, порвав с Римом в 1534 г. стал главой англиканской

церкви, и в Англии установилась государственная вера – протестантизм захват

Ирландии начал сопровождаться насильственным насаждением протестантской

веры, а также массовой конфискацией земель у ирландцев-католиков и

заселением их протестантами.

В XVIII веке в руках католического населения Северной Ирландии

осталась только одна седьмая часть земли.

В соответствии с принятыми законодательными актами, католики лишались

права голоса и возможности быть избранными в парламент и муниципальные

органы, получить профессию, занимать должности в армии, флоте, продвигаться

по службе, носить оружие. Они не могли открывать школу или учиться в ней,

им было запрещено даже исполнять народные песни и танцы. Католики были

лишены возможности издания и продажи книг, газет, облагались специальными

налогами.

Таким образом, с самого начала захвата Ирландии в основу проводимой

английскими колонизаторами политики был положен принцип «разделяй и

властвуй» по религиозному, национальному и классовому признакам. Принятые

законы, направленные против католического населения Ирландии, лишали его не

только политических, но и элементарных человеческих прав, усиливая раскол

на религиозной почве. Привилегии получал лишь тот, кто принимал

протестантское вероисповедание. Несмотря на это, ирландские крестьяне

остались приверженцами католической церкви, католиками были и многие англо-

ирландские лорды, ирландские вожди. Так в Ирландии после реформации

появились две церкви: одна – чужеземная, официальная, другая - преследуемая

английскими властями, но признаваемая большинством жителей острова.

Период 1782-1916 гг. характеризовался приспособлением католической

церкви, осуществлявшей контроль в сфере духовной жизни большинства

населения, к колониальным порядкам. Протестантизм, удерживавший

значительные политические позиции, продолжал играть роль опоры британского

господства.

В 1916-1972 гг. католицизм на юге и протестантизм на севере благодаря

усилиям буржуазно-националистических кругов получили статус официальных,

привилегированных религий, закрепляя тем самым искусственное расчленение

Ирландии. Наметившееся в 60 –начале 70-х годов XX в. признаки ослабления

религиозных барьеров не получили своего развития в условиях обострения

кризиса в Северной Ирландии.

В 1966 году представители ирландских профсоюзов совместно с

лейбористами Северной Ирландии во время встречи с министрами юнионистского

правительства предложили совместный меморандум «Права граждан Северной

Ирландии», к котором были разработаны основные требования, связанные с

проведением избирательной реформы, включением представителей католического

меньшинства в назначаемые правительством органы, устранением дискриминации

на религиозной или политической основе в вопросах занятости, жилища и др.

Встреча с представителями правительственного кабинета показала, что

юнионистское правительство не намерено считаться с растущим движением масс

в стране, с требованиями, выдвинутыми авторитетными и влиятельными

организациями. В 1969 году правительством было принято решение об

использовании войск против демонстрантов в Северной Ирландии, где в течение

трех дней продолжались сватки борцов за гражданские права с полицией. Это

решение знаменовало собой новый этап в развитии политического кризиса в

Северной Ирландии. В 1971 году в стране был введен закон об интернировании,

в соответствии с которым органы власти могут не только осуществлять аресты

без суда и следствия, но и заключать арестованных в тюрьмы или ссылать в

концлагеря без конкретных обвинений. В результате значительно возросло

число арестованных. От террора и насилия в первую очередь пострадал рабочий

класс. 90% убитых в Северной Ирландии являлись представителями рабочего

класса. Основная масса задержанных также рабочие.

Общественная жизнь Северной Ирландии до сих пор продолжает сохранять

конфессиональную оболочку. Способствующая этому политика администрации и

протестантских юнионистских партий подвергается резкой критике со стороны

прогрессивных организаций и свободомыслящих общественных деятелей. Успех

борьбы за гражданские права, за социальный прогресс для всего населения

Северной Ирландии в значительной степени зависит от того, как скоро и

насколько эффективно они сумеют разрушить искусственно созданный

религиозный барьер.

Ремизов Дмитрий Сергеевич

10а класс, школа №392.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

И НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

ИРЛАНДИИ.

Санкт-Петербург

2000

Список используемой литературы:

1. Религии мира. История и современность. Москва 1990 г.

2. И. Д. Бирюков. Ольстер. Кризис британской империалистической политики.

Москва 1985 г.

3. В. М. Татаринцев. Северная Ирландия: напряженность сохраняется. Москва

1972.

4. И. А. Крывелев. История религий. Москва 1988.

5. Н. П. Грибин. Трагедия Ольстера. Москва 1980.

6. И. Г. Рыбалкина. Истоки Северо-Ирландского кризиса. Москва 1981.

7. О. Л. Шахназаров. Ирландия: нерешенные проблемы. Москва 1986.

8. История Ирландии. Москва 1980.


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.