РУБРИКИ |
Реформация |
РЕКЛАМА |
|
РеформацияРеформацияПлан реферата 1. Вступление………………………………………………………2 2. Реформация в Германии………………………………………..2 а) Католическая церковь в Германии перед Реформацией………….2 б) Немецкая Реформация. Мартин Лютер…………………………..3 в) Начало раскола Реформации……………………………………….5 г) Народное направление в Реформации. Томас Мюнцер……………6 д) Начало крестьянской войны………………………………………...8 д’) ”Статейное письмо”…………………………………………….8 д’’) Борьба восставших крестьян против господ…………………9 е) Завершение Крестьянской войны. Причины поражения…………10 ж)”Аугсбургское вероисповедование”………………………………..11 3. Реформация в Швейцарии……………………………………..12 а) Предпосылки Реформации в Швейцарии…………………………..12 б) Ульрих Цвигли и его учения…………………………………………12 в) Цвинглиская Реформация в Цюрихе и ее итоги……………………14 г) Кальвинистское вероучение и церковь……………………………..15 д) Историческое значение и судьбы Швейцарской Реформации……16 4. Реформационное движение в Нидерландах…………………..17 а) Усиление феодально-католической реакции……………………….17 б) Кальвинизм в Нидерландах…………………………………………..18 в) Иконоборческое восстание………………………………………….18 5. Реформация в Италии…………………………………………..19 6. Реформация в Англии……………………………………………20 7. Реформация во Франции………………………………………...21 а) Периоды французского Реформационного движения……………..22 б) Буржуазное направление в Реформации……………………………22 в) Дворянское направление в Реформации ……………………………23 г) Гражданские войны………………………………………………….25 д) Нантский эдикт 1598г……………………………………………….26 8. Заключение………………………………………………………..26 Вступление В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально- экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. В узком значении слово Реформация ( от лат. Reformatio- преобразование)-это борьба за реформирование римско- католической церкви, переживавшей в XIV-XVI в.в. тяжелейший кризис. В широком смысле реформация представляла собой первую значительную битву нарождавшейся буржуазии против феодализма и его идеологической основы- вероучения церкви, которая не отвечала больше предприимчивому духу Нового времени. В отличии от гуманистического движения, ориентировавшего на наиболее образованную часть общества, деятели Реформации обращались за поддержкой к различным слоям населения в водоворот реформационного движения были вовлечены горажани, крестьяне, ученые- богословы, студенты, обедневшее дворянство и даже коронованные особы. Мысль о необходимости церковных реформ высказывалась задолго до Реформации. Обеспокоенные нравственным и политическим упадком папства, моральным разложением духовенства, многие богословы и священники пытались изнутри востановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость Реформации. Аналогично попытки частных лиц в XIV-XV в.в. ( Виклиф в Англии, Гус в Чехии, Савонарола в Италии) также не принесли успеха. Папство неистово боролось с любым проявлением ереси. Несчастных мужчин сжигали как еретиков, а женщин также- по обвинению в колдовстве. Строптивых монархов отлучали от церкви. Но инквизиция так и не смогла подавить дух возмущения против римско-католической церкви. Все больше и больше росла неприязнь крестьян к церкви как крупнейшему землевладельцу. Европейские монархи, чьи алчные взгляды были устремлены на огромное церковное имущество, поощряли этот дух недовольства. Главным очагом европейской Реформации была Германия. Реформация в Германии Католическая церковь служила в средние века идеологической опорой всего феодального строя. Она учила, что мир и весь существующий в нём порядок, в том числе и общественный строй, созданы богом и не подлежат никакому изменению, а на долю масс остается лишь покорность властям. Постулировалась идея об исконной «греховности» человека. Согласно этому учению, человек греховен по самой своей природе и собственными силами не способен “Спастись“ т.е. искупить свою греховность. Только церковь может дать через свои таинства (крещение, покаяние, причащение и др.) недостающую человеку «благодать» и обеспечить ему вечное «спасение». Папы и высший католический клир вполне сознавали значение своего учения и своей организации в феодальном мире. Папский Рим не без основания считал себя оплотом существующего строя. Отсюда претензии высшего католического духовенства во главе с папой на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе светскую власть, использовать влияние в целях своего обогащения. Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцы индульгенций заполняли страны Европы. Претензии католической церкви вызывали недовольство даже крупных светских феодалов, но в значительно большей степени — жителей. городов, в которых зарождалась новая, буржуазная идеология. В XV и XVI вв. притязания церкви встречали решительный отпор со стороны королевской власти в тех странах, которые встали на путь государственной централизаций. В раздробленной же Германии папы по-прежнему претендовали на значительную власть. Правда, некоторые германские князья к началу XVI в. начали понемногу ставить в зависимость от себя среднее духовенство своих княжеств. Один из князей даже утверждал, что он сам является папой в своих землях. Не случайно впоследствии значительная часть князей активно поддержала Реформацию. Однако в непосредственно подвластных ему территориях высшее духовенство Германии обладало и значительной светской властью. Огромные суммы денег шли из германских земель в папскую казну через разветвленную папскую агентуру — прежде всего духовных князей и всякого рода сборщиков. Это обстоятельство в немалой степени содействовало тому, что реформационное движение, почва для которого подготовлена была и в других странах Европы, началось ранее всего именно в Германии и объединило здесь наиболее широкие слои населения. Нетрудно себе представить, насколько особое положение церкви в Германии усложняло и обостряло внутреннюю обстановку. Неверно было бы, однако, полагать, что рост неприязни к официальной церкви в немецком обществе означал обмирщение общественного сознания. Напротив, рубеж XV и XVI вв. отмечен всплеском массовой религиозности. Кризисные явления в обществе сказывались на психологическом состоянии людей. Повсеместно распространились эсхатологические ожидания, обостренно переживалась бренность земного мира. Жажда покарать конкретных носителей зла обрушивала гнев толпы на евреев и «ведьм». Забота о спасении души в ожидании «последних дней» приобретала первостепенное значение. Но обмирщенная, «погрязшая в грехе» церковь, оказалась не в состоянии удовлетворить религиозные чаяния верующих. Отсюда расцвет неортодоксальных религиозных течений и крепнущее убеждение в необходимости радикально преобразовать — «реформировать»— официальную церковь. Требования церковной реформы содержались в каждой из выдвигавшихся тогда программ политических преобразований. Правда, каждая социальная группировка понимала реформу по- своему, вкладывая в нее особый смысл. Все же в требовании церковной реформы все разрозненные элементы общественной оппозиции нашли на некоторое время свое общее выражение. Немецкая Реформация Мартин Лютер Специфика экономического, социального и политического развития ряда германских земель, переживаемая в начале XVI в. эра бурного экономического и социального подъема в сочетании с неблагоприятными условиями общего национального развития были причиной того, что Реформация -событие, общее для многих европейских стран, — приняла в Германии характер широкого общественного движения, стала первой крупной битвой против феодализма в Европе. С началом реформационного движения было связано выступлением Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций , Мартин Лютер (1483—1546) родился в городе Эйслебе (Саксония) — одном из крупных в то время центров медной промышленности. Его отец был состоятельным владельцем плавилен и меднорудных разработок. Лютер вырос в среде недовольного своим положением бюргерств, обстановке нараставшей общей оппозиции католическому духовенству. В восемнадцать лет он поступил в Эрфуртский университет, близко познакомился с членами радикального кружка гуманистов и одно время находился под их влиянием. Однако, окончив университет, Лютер поступил в августинский монастырь, там окончательно и сложилось его мировоззрение. События «безумного года» в Эрфурте, свидетелем которого Лютер был, внушили ему скептическое отношение к народным мятежам. Тогда же он перебрался в недавно основанный университет в столице и получил вскоре степень доктора богословия. Чтобы правильно разобраться в системе политико-юридических взглядов М. Лютера, надо, во-первых, учесть, что уже к середине 20-х годов XVI в. он резко выступил против крестьянско-плебейского, революционного лагеря Реформации; во-вторых, отграничивать то, что в лютеровских суждениях прямо связано со “злобой дня”, от того, что содержит глубинный теоретический смысл; в-третьих, провести различие между субъективно преследовавшимися самим М. Лютером целями и исторической ролью, которую объективно сыграли высказанные им идеи. Один из исходных пунктов лютеровского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея “всесвященства”). Только лишь богу - существу совершеннейшему - обязаны люди (от пап и князей до последнего крестьянина и плебея) повиноваться рабски, служить верноподданически. В сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. Эта трактовка М. Лютером основоположений христианства в условиях Реформации фактически являлась едва ли не первой раннебуржуазной версией принципа равноправия. Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Будучи в конечном счёте производным от воли божьей, естественное право тем не менее представляет собой качественно иной феномен, чем право божественное. Опирающейся на него светской власти естественное право дозволяет управлять единственно внешним поведением людей, имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся, по М. Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов. В своей концепции государства М. Лютер предусмотрел - и это очень важно для понимания её теоретического значения, - что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а отправляет её как бремя, возложенное на него богом. Вообще христианский “управитель должен считать себя слугой, а не господином народа”. М. Лютер, однако, был чрезвычайно далёк от того, чтобы проповедовать необходимость демократического переустройства тогдашней германской государственности. Он наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости. Система лютеровских политико-правовых воззрений пронизана противоречиями. Идея усиления роли светской власти, её независимости от папства, которое являлось космополитическим институтом, “работала” на утверждение регионального княжеского абсолютизма. Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом - всё это способствовало насаждению культа государства; суеверная вера в государство надолго становилась характерной чертой господствовавшего в Германии политического сознания. Внутренняя религиозность, за которую ратовал М. Лютер, не предполагала сколько-нибудь серьёзного изменения общественно-политического строя той поры: не требовалось упразднять эксплуатацию крестьян феодалами, ликвидировать абсолютистские режимы, устранять духовное порабощение верующих и т. п. Однако в напряженной обстановке Германии тезисы Лютера оказали, по словам Энгельса, воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха. Вокруг них объединились все «многообразные взаимно перекрещивающиеся стремления» разных слоев оппозиции. Каждая группировка вкладывала в тезисы Лютера свои социальные требования, а не то, что имел в виду их автор. Сам Лютер не остался в стороне от поднявшейся бури всеобщего движения. Только опираясь на это движение, он мог занять твердую позицию против римской курии, которая хотела с ним быстро покончить. Лютер отказался явиться в Рим на допрос и суд, а попытки папского легата кардинала "Каэтана добиться от духовных и светских властей ареста Лютёра потерпели полную неудачу. На состоявшемся лётом 1519 г. Лейпциге диспуте между Лютером и воинствующим папистом, профессором богословия Экком, Лютер в ответ на обвинение его в гуситской “ереси” смело заявил что в учении Гуса имелись истинно христианские положения и что решения соборов не обязательно выражают божественную волю. Это был уже полный разрыв со всей католической традицией. Лютер писал, что если мы вешаем воров, казним разбойников, сжигаем фанатиков, то почему не броситься с оружием в руках на этих главарей разврата, на этих кардиналов, пап свору римского Содома. 15 июня 1520 г. папа Лев Х издал буллу с угрозой отлучить Лютера. В ответ на это 10 декабря перед городскими воротами Виттенберга Лютер при помощи студентов университета устроил костер из книг некоторых схоластов, сборников канонического права, работ Экка. В пламя полетел и один из печатных экземпляров буллы. В начале января 1521 г. Лютер вместе со всеми своими сторонниками был отлучен от церкви. Решительная позиция, занятая Лютером в борьбе с папским Римом, поставила его в первые годы Реформации в цёнтр общенародного движения против католичёского духовенства. Начало раскола Реформации. В 1520г. и в начале 1521 г. имя Лютера сделалось настолько популярным в разных слоях немецкого народа, что папский представитель вынужден был признать в своем донесении в Рим: «Девять десятых Германии кричат «Лютер!»; остальная десятая — по меньшей мере — «Смерть римскому двору!» Однако тогда же стал выявляться разнородный характёр тех требований, которые связывали с лютёровской "Реформаций" разные слои оппозиции. На Лютера Ссылались Римский папа и католические богословы (Карикатура XVI) многие народные проповедники, выдвигавшиё далеко идущие требования о преобразовании общественного строя. Первые надежды стали возлагать на Лютера деятели рыцарской оппозиции (выдающийся гуманист фон Гуттен и известный рыцарь Франц фон Зиккинген Гуттен считал что рыцари призваны играть ведущую роль в освободительной войне немецкого народа, и стремился убедить всех немцев довериться рыцарству. Задачи поднятого Реформацией движения Гуттен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой войне, которая приведет к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобожденной от папского засилья империи. Ближайшие годы показали, что эти мечты идеологов рыцарства обречены на провал. .В.1522 г. Рыцарское восстание потерпело полное поражение. Результатом провала рыцарей, присоединиться к которым Лютёр отказался, был уход оппозиционной их части из лагеря Реформации, что положило начало распаду всего лагеря. В 1521г. Лютер продолжал бороться за Реформацию со всей непримиримостью. В этом году ему пришлось столкнуться с императорской властью. Император Священной Римской империи Карл V стремился превратить империю во всемирную католическую монархию Габсбургов. В Реформации Карл V усматривал опасное для его планов движение. На Вормсском рейхстаге 1921 г. на котором присутствовал император, вызванному туда Лютеру было предъявлено категорическое требование отречься от своего учения. Но Лютер занял твердую позицию и, согласно легенде, решительно заявил: “На этом я стою и не могу иначе”. Уже после официального закрытия рейхстага, был издан эдикт, провозглашающий над Лютером имперскую опалу. От действия Вормсского эдикта Лютера спас Фридрих Саксонский, тайно укрыв его в своем замке Вартбург близ Эзенаха. С этого времени все больше и больше выявлялось стремление Лютера связать судьбу Реформации с интересами Князей. По мере того как стали обнаруживаться расхождения разных примкнувших к Реформации социальных групп, Лютер, отражавший настроения консервативной части бюргерства, не мог уже оставаться центральной фигурой всеобщего народного подъема. Среди более активных и радикальных слоев бюргерства нарастало недовольство намерением Лютёра ограничить Реформацию, лишь областью религиозного учения и держаться в стороне от политической борьбы. Народное направление в Реформации. Томас Мюнтер. Настоящим же показателем раскола лагеря Реформации являлось определившееся и оформившееся в эти годы ее народное направления. Выразителем народного революционного понимания Реформации стал Томас Мюнцер. Мюнцер родился, по-видимому, около 1489 г. в городке Штольберге в Южном Гарце. Отец его, возможно, был мастером монетного дела. Мюнцер учился в университетах Лейпцига и Франкфурта-на-Одере, получил степень бакалавра богословия. Впервые годы Реформации Мюнцер выступает приверженцем и сторонником Лютера. Однако в 1520 г., прибыв по рекомендации Лютера в качестве священника и проповедника в саксонский город Цвиккау, Мюнцер не только обнаружил в совместной с лютеранами борьбе против францисканцев более резкий тон и решительные методы, но и показал, что исходит из иных классовых позиций, привлекая на свою сторону подмастерьев и беднейшие слои населения и вкладывая в понимание Реформации новое, революционное содержание. Крестьянско-плебейский лагерь, который возглавил Томас Мюнцер, обратил реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви. Пик этой революционной борьбы - Крестьянская война в Германии (1524- 1526 гг.). Социальные и политико-правовые идеи восставших крестьянских масс были наиболее определённо изложены в “12-ти статьях” и в “Статейном письме”. Первый документ состоял из относительно умеренных и конкретных требований. В нём, в частности, говорилось о необходимости выборности и сменяемости духовных лиц общинами, об обязательности отмены крепостного права, об уменьшении размера податей, оброков и барщины, об устранении произвола в управлении и судах и т. д. Содержание “Статейного письма”, вышедшего из ближайшего окружения Т. Мюнцера, было куда радикальнее. Авторы этого письма заявили, что крайне бедственное положение народа больше терпеть нельзя. Всем крестьянским общинам надо объединиться в “христианский союз и братство”, сообща устранить любыми средствами (в том числе и насильственными) тяготы, создаваемые простым людям духовными и светскими господами. В “христианском союзе и братстве”, который должен будет охватить всю страну, установится справедливый общественный строй; его принципом явится служение “общей пользе”. Поскольку “Статейное письмо” задачу учреждения такого союза связывало с народными массами, постольку вполне логично допустить, что в них оно видело и носителя власти при новом социальном порядке. Мысль о том, что власть следует передать простому народу, шла, несомненно, от Т. Мюнцера, по мнению которого лишь обездоленному люду чужды эгоистические цели и он движим общими интересами, стремится к “общей пользе”. Т. Мюнцер прорицал лютеровское понимание существовавшего светского государства как организации, устанавливающей и охраняющей с помощью юридических законов “гражданское единство” между разными конфликтующими слоями общества с их различными потребностями и религиозными верованиями. Он считал, что М. Лютер, обосновывая изъятие из ведения светского государства всех общезначимых дел религиозно-этического плана, фактически оправдывал узурпацию данного государства социальными верхами, которые распоряжались им вовсе не ради поддержания “гражданского единства”, а в целях удовлетворения своих корыстных партикулярных интересов. Волю и цели бога способно осуществить только то государство, которое сообразует своё бытие с общей целью мирового развития, целью всего сущего. Для того, чтобы сбросить “безбожников с трона правления” и выдвинуть на их место людей низших и простых, надо воспользоваться мечом. Это, по Т. Мюнцеру, неизбежно и законно. Другого средства нет, пока светские и духовные князья грубой силой подавляют трудящихся крестьян. Новый строй тоже будет вынужден прибегнуть к мечу, ибо ему придётся защищать власть общественного целого над эгоистическими социальными группировками. Т. Мюнцер был реалистически мыслившим революционным вождём и не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где простой трудящийся народ и впрямь окажется источником и субъектом политической власти. Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей; в известной степени эти идеи восходят к соответствующим представлениям таборитов. Отчётливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы. Как теолог (хотя он и приблизился к атеизму) Т. Мюнцер черпал доказательства правоты своих убеждений в Библии, как человек активного революционного действия он стремился к практическому воплощению на земле “царства Божьего” - общественного строя, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. Значение мюнцеровского учения заключается в том, что первоочередной задачей он считал революционное освобождение народа от эксплуатации и удовлетворение его повседневных нужд. Нападая на собственность и отвергая частные интересы, Мюнцер практически имел в виду ту собственность, которая являлась исходным пунктом угнетения народа и «шкуродерства», т. е. собственность крупных землевладельцев и богачей вообще. Укрепление трудовой мелкокрестьянской собственности Мюнцер, наоборот, считал необходимым условием освобождения бедного человека от феодального подчинения и его возвышения к «истинной» вере. Особенно энергично Мюнцер отстаивал общинную крестьянскую собственность от посягательств крупных феодалов. Тесная связь Мюнцера с широкими массами народа в их борьбе против эксплуататоров сделала его вождем крестьянско - плейбейского лагеря, который рассматривал Реформацию как путь к революционному переустройству общества. Начало крестьянской войны. Общественное движение в Германии XVI в. достигло своего кульминационного пункта в Крестьянской войне 1521-1525гг. Волнения, начались на юго-западе Германии в июне 1524 г. Быстро обнаружилась связь мятежных крестьян с реформационным движением в городах. Большинство крестьянских руководителей в этом первом районе восстания были склонны к переговорам с господами и являлись противниками революционной тактики. Однако пропаганда связанных с Мюнцером анабаптистов стала организующим фактором стихийно начавшихся здесь крестьянских волнений. Статейное письмо. В кругах, близких к Мюнцеру, в конце 1524 или начале 1525 г. была составлена Первая программа революционного крестьянства — «Статейное письмо», послужившее введением ко всем разнообразным требованиям и жалобам крестьянских общин. Так как до настоящее времени, — говорится в этом документе — на бедных простых людей городов и деревень... налагались большие тяготы со стороны духовных и светских господ и властей, которых те и мизинцем не трогали, то из этого следует, что подобного бремени и отягощения невозможно ни переносить, ни терпеть, если только простои бедный человек не хочет пустить совсем по миру с нищенским посохом себя самого, свое потомство и потомство потомства. Объединившемуся народу, говорится далее, необходимо «освободиться полностью». Мирное решение этой задачи допускалось бы только в том случае, если бы все объединились в целях переустройства жизни на основе принципов «общей пользы». В условиях же существования указанных тягот дело не обойдется без кровопролития. Дальше говорится, что все, кто уклонился и отказался вступить в братское объединение и заботиться об «общей пользе», должны быть поставлены вне общества. Те, которые не служат общей пользе, сами не должны пользоваться услугами других членов общества. Их следует считать отторгнутыми членами, они должны быть подвергнуты «светскому отлучению». В силу этого все замки знати и все монастыри, являющиеся источником предательства и народного гнета, должны быть немедленно объявлены в «светском отлучении». Только там, где дворянство, монахи или священники откажутся от особого положения, направятся в обыкновенные дома, как другие «чужие люди», и захотят вступить в братское объединение, они должны; быть дружески и добровольно приняты вместе со своим имуществом и получать все, что полагается им по «божественному праву». Документ не содержит никаких конкретных предложений по, разрешению спорных вопросов с господами и никакой просьбы облегчения тягот. Его составители заявляли о полном устранении силами народа феодальных господ и упразднении зависимости от них крестьян. Объединенный народ ликвидирует вражеские очаги и установит тот порядок, который он считает справедливым, полагая, что и все прочие должны иметь то, что им принадлежит согласно «божественному праву». В основу этой программы положен принцип передачи власти народу т. е. тот принцип , на котором настаивал Мюнцер. Борьба восставших крестьян против реформации. На юге Германии стихийно образовалось большое число отрядов восставших крестьян. Господская партия (местные феодалы, верхушка городов и австрийские власти) стремилась разложить ряды восставших путем переговоров и словесных обещаний. Многие вожаки отрядов оказались столь наивными, что поверили господам. Однако группы восставших отвергали подобные попытки господ и призывали крестьянские массы к борьбе. Эти группы не были объединены—и неодинаково представляли себе цели борьбы, но следовали призывам «Статейного письма». С начала 1525 г. восстание перекинулось на Верхнюю Швабию, образовались крупные крестьянские отряды. Внушительные силы повстанцев располагались, непосредственной близости от центра Швабского союза — города Ульма. Здесь велась пропаганда умеренности и мирной тактики , а некоторые руководители начали переговоры с господами и заключили перемирие на которое господская партия, занятая собиранием сил для разгрома крестьянских отрядов, смотрела как на средство выиграть время. Пока же крестьянские массы разоряли замки и монастыри, вступали в контакт с социальными низами городов. В кругах руководителей была составлена сводка крестьянских требований. Так возникла ставшая знаменитой программа «12 статей». Как во введении, так и в самих статьях говорится о мирных намерениях крестьян и их стремлении только к смягчению феодального гнета. «12 статей» получили большое распространение среди восставших крестьян были напечатаны и сделались их официальной программой. Однако намерения составителей статей внести в среду крестьян дух соглашательства с господами не увенчались успехом. Крестьянские массы сочетали конкретные требования «12 статей» с революционной тактикой «Статейного письма». Таким образом, «12 статей», несмотря на их умеренный тон, получили значение программы антифеодальной борьбы. Нарастание революционного настроения наблюдалось и в городах. Восставшие крестьяне. Заглавный лист брошюры “12 статей” Господа выражали опасение, что дальнейшее успехи революционных сил приведут к отпадению и средних слоев горожан, а это приведет к подрыву мощи всей княжеско-феодальной системы. Военные силы Швабского союза возглавил трухзес (название придворной должности стольника в Германии) Георг фон Вальдбург. В первые же дни апреля юн перешёл в наступление и начал по одиночке рассеивать крестьянские отряды. Некоторые из них оказали войскам союза серьезное сопротивлением. Спасло его лишь то, что ему удалось дезориентировать крестьян переговорами с отдельными вожаками отрядов и действуя всюду шантажом и предательством, внести раскол в ряды восставших. К концу апреля 1525г. основные силы крестьян были разбиты, после чего фон Вальдбург смог направить свои войска на север Германии. Завершение Крестьянской войны и причины поражения. Начальные очаги Крестьянской войны были подавлены к началу лета, волнения продолжались по всей Вёрхней Германии. Войскам Швабского союза приходилось то и дёло сталкиваться с сопротивлением. В неравном бою 15 мая 1525 г. отряды восставшие были разбиты. Мюнтер был схвачен и подвергнут жестокой пытке в присутствии князей, но никого из своих сторонников не выдал. После пыток он был казнен. .Замечательным предводителем восставших крестьян Тироля, боевые действия которых Расправа с восставшими крестьянами. (Гравюра XVIв) продолжались в 1526 г. и позже, был Михаил Гайсмайер революционер и мыслитель. В начале 1526 г. Гаисмайер составил для Тироля «Земское устройство» — программу коренных политических преобразований, один из выдающихся документов Великой Крестьянской войны. Цель этой программы установление в Тироле народной республики на глубоко дёмократичёской основе. Наряду с общими антифеодальными требованиями «Земское устройство» Гайсмайера содержало пункты о демократизации суда, о призрении бедных за счет десятины, о роспуске монастырей и превращении их зданий в госпитали и приюты для детей. Предусматривалось, что государство, устранив и истребив господ и угнетателей народа, должно будет запретить крупные купеческие компании и развить большую хозяйственную деятельность по организации горного дела, по подъему сельского хозяйства и развитию новых культур, по строительству дорог и мостов. Государство должно регулировать использование полей, лугов и недр земли. Принципы, лежащие в основе программы Гайсмайера, восходят к положению Мюнцера о том, что «власть должна быть отдана простому, народу» и лозунг «общей пользы» есть требование устранения всех, господ и угнетателей народа Причины поражения Крестьянской войны. С подавлением восстания в Тироле завершился последний акт Крестьянской войны. За победителями неизменно шли палачи. На крестьян, оставшихся в живых, налагались огромные контрибуции, совершенно их разорявшие. История Крестьянской воины, образующей вместе со всем общественным движением эпохи Реформации первый этап буржуазной революции в Европе, показывает, что главной силой в борьбе с феодализмом был крестьянско- плебейский лагерь. Поражение восставших крестьян имело тяжелые последствия для всего немецкого народа. Причину поражения великого восстания немецкого крестьянства в XVI в. Энгельс видел в разрозненности крестьянских выступлений и неумении всех слоев оппозиции возвыситься над» местными и провинциальными интересами, в том, что «...даже крестьяне и плебеи в большинстве районов Германии не смогли объединиться для совместных действий...». Объективно перед восставшими немецкими крестьянами и городским плебсом стояли две главные задачи: 1) ликвидация феодальной эксплуатации; 2) преодоление политической раздробленности страны. Положительное решение этих задач устранило бы препятствия к переходу Германии на путь буржуазного развития. В этих условиях решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства: окажется ли бюргерство способным не только участвовать в антифеодальном восстании, но и возглавить его? Ход событий показал, что, несмотря на объективную заинтересованность "Передовых элементов бюргерства (уже в какой-то мере обуржуазившихся) в победе над феодализмом, в целом оно оказалось неспособным возвыситься над местной ограниченностью и освободиться от опутывавших его связей с миром феодальных отношений для того, чтобы выступить руководителем всех антифеодальных сил. Аугсбургское вероисповедание. В начале Крестьянской войны Лютер призывал крестьян и господ к взаимным уступкам. Он специально ездил в Тюрингию, чтобы силой своего авторитета заставить восставших отказаться от вооруженной борьбы. Однако это ему не удалось — радикальные идеи Мюнцера вызывали в Тюрингии большой отклик. Убедившись в безрезультатности своих усилий, Лютер окончательно выбрал сторону тех, кто любыми средствами готов был подавить крестьянскоё движение. Он пишет печально известный памфлет «Против разбойничьих а грабительских шаек крестьян», где повстанцам посвящены, например, такие слова: «Каждый, кто может, должен рубить их, душить и колоть, тайно и явно, так же как убивают бешеную собаку». С этого момента Лютер окончательно связывает свою судьбу с самой консервативной — княжеско-бюргерской — линией в Реформации. Разгром радикального крыла Реформации во главе с Мюнцером способствовал дальнейшему распространению лютеровского учения. Во многих городах Германии закрываются монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону Реформации переходят некоторые немецкие князья, заинтересованные в секуляризации церковных владений. Первым из них стал великий магистр Тевтонского ордена Альбрехта. Весной 1525 г. он распустил Орден, провел секуляризацию своего княжества и принял титул гёрцога Прусского. Князья, поддерживавшие Реформацию, стали решительно проводить секуляризацию. Их пример мог стать слишком притягательным и для тех, кто пока еще поддерживал католическую церковь. Поэтому католическое большинство на рёйхстаге 1529 г. потребовало прекратить секуляризацию и подтвердило Вормсский эдикт. Сторонники Лютера заявили протест, отчего их стали называть протестантами .На следующий год на рейхстаге в Аугсбурге ближайший соратник Лютера, известный гуманист, ученый и теолог Филипп Меланхтон_(1497—1560), представил императору систематическое изложение основ реформированного христианства, известное под названием «Аугсбургское вероисповедание». В этом документе наряду с положением о том, что князь, а не папа является главой церкви устанавливалась 'обрядовая и внешняя сторона лютеранского культа. Обрядность была создана в духе буржуазного требования «дешевой церкви». Упразднялась внешняя пышность католического культа, почитание икон и мощей; вместо торжественной католической мессы вводилась простая литургия, в которой большое место занимала проповедь, а из семи таинств оставлено было только два — таинство крещения и причащения. Самый факт создания церкви и церковной организации верующих свидетельствовал об отступлении Лютера от первоначального принципа «оправдания только верой». «Аугсбургское вероисповедание» было составлено так, что все еще оставались возможности искать пути к компромиссу с католической церковью. Однако рейхстаг решительно отверг учение протестантов и потребовал привлечь их к имперскому суду. Назревал вооруженный конфликт. Реформация в Швейцарии Предпосылки Реформации в Швейцарии. К началу XVI в. города заметно усилили нажим на свои сельские округи, на союзные земли и фогтства, урезая их административно-судебные права и вольности. В отдельных случаях крестьяне добивались своих целей. Берн в конце XV в. отменил в сельских областях серваж, унифицировал статус разных групп крестьян. В целом социально-экономическое развитие порождало осложнения и конфликты, обстановка в стране накалялась. Последние десятилетия XV и начало XVI в. отмечены цепью волнений и восстаний из-за наемнических пенсий, злоупотреблений властей в городах и сельских округах. В 1513—1515 гг. прошла серия восстаний против коррупции властей кантонов Цюрих, Люцерн, Золотурн и других, их злоупотреблений с пенсиями, выплачивавшимися вербовщиками семьям погибших наемников. Продолжался нажим кантональных властей на церковь. В конце XV в. они присвоили себе функции назначения священников, установления им оплаты, распоряжения некоторыми церковно-монастырскими землями. Однако решение религиозного вопроса в целом в разных кантонах оказалось различным. В лесных кантонах патриархальный традиционализм, особенно широко развитое в них военное наемничество, влияние главных католических вербовщиков — Франции, Габсбургов, папы римского — стабилизировали социально- экономический застой и католицизм. Лесные кантоны остались в стороне от Реформации. Иная обстановка сложилась в большинстве городских кантонов и близких к ним по уровню развития союзных землях. В них пробивались ростки раннебуржуазных отношений, усиливалась оппозиция обуржуазившихся слоев бюргерства к правящей патри-цианско-цеховой олигархии. Военное наемничество прогрессивные социальные слои расценивали как отвлечение рабочих рук, препятствие для развития производства, источник коррупции властей и обогащения остатков враждебного городам дворянства. Успехи гуманизма, светского образования подрывали и без того поколебленный авторитет католицизма. Интересы этих слоев органично вписывались в прогрессивные тенденции социально-экономического развития Европы. Среди них зрели идеи выхода за узкие рамки отдельных кантонов, превращения Швейцарии в территориально более широкую федерацию под эгидой Цюриха и Берна, Оплотом гуманизма и светской культуры стал Базельский университет. В первой трети XVI в. с ним связывались имена Эразма Роттердамского, Себастьяна Бранта, Беатуса Ренануса. Близкие к ним издатели Фробен и Амербах публиковали труды гуманистов, а затем и реформаторов. Ульрих Цвингли и его учение. Ульрих Цвингли, сын зажиточного сельского старосты, родился в 1484 г. Окончил латинскую школу в Берне. Прошел курс обучения в Венском и Базельском университетах. Установил прочные связи с Эразмом Роттердамским и другими гуманистами. В 1506 г. он стал священником в Гларусе, в 1515 г. как полковой священник был свидетелем битвы при Мариньяно. Тяжелые впечатления от нее укрепили у Цвингли отвращение к военному наемничеству. Уже в 1516 г. он начал высказывать отдельные реформационные идеи. Окончательно принять реформацию его побудило выступление Лютера в 1517 г., знакомство с сочинениями великого германского реформатора. В 1519 г. Цвингли был приглашен священнослужителем в собор Цюриха. Здесь он начал свою реформационно-проповедни-ческую деятельность. Богословская доктрина Цвингли впитала в себя ряд общереформационных положений: признание Священного писания главным источником божественной истины, отрицание церковной иерархии, монашества, целибата и др. Если Лютер на первое место ставил тезис об оправдании верой, был склонен делить сферы жизни человека на мир внешней и внутренней религиозности, отличался жесткостью и прямотой в своих определениях, то для Цвингли характерны большая терпимость, гуманность, определенная диалектичность. Его философскому принципу было присуще не механическое разделение категорий, а их синтез. Природа и общество, естественное право и божественное право, познание и вера для него были не противоположностями, а разными сторонами глобального явления. Отсюда его тезис: «Верю, чтобы познать». Знакомство с теорией евхаристии (таинство причастия) нидерландских богословов Вессела Хансфорта и Корнелиса Хуна, собственные размышления побудили Цвингли увидеть в евхаристии лишь акцию напоминательного значения о жертве Христовой. Центральное место в доктрине Цвингли занимала идея божественного провидения; божественное предопределение рассматривалось как ее составная часть. Оно не персонифицировано и может распространяться на всех подлинных членов истинной церкви. Такие и подобные им трактовки, республиканский дух цвинглианства и предопределили расхождения между Цвингли и Лютером. Исходный тезис социально-экономического и этического учения Цвингли гласил: все, чем владеют люди, в том числе и богатство, есть милость божия, и надо суметь этим благочестиво распорядиться. Лишнее нужно отдавать безвозмездно навсегда или на срок. Но в человеческом обществе властями узаконена частная собственность, ссуды под проценты. Эти нормы надо выполнять. Крестьянина не должно обременять личной несвободой, но он обязан безропотно нести установленные повинности, наемный работник — добросовестно трудиться, а должник — платить проценты. Нерабочими днями являются лишь воскресенья, и предназначены они не для пьяного разгула, безделья, а для молитвы, воспитания детей в духе истинной веры и благонравия. Такие нормы отвечали чаяниям прогрессивного бюргерства, нарождающейся буржуазии, обеспечивали покорность трудового люда. Необходимость государства и законов Цвингли выводил из признания библейской традиции о первородном грехе и греховности общества. Светские власти и законы созданы по господней воле для пресечения пороков и преступлений. Но они праведны лишь постольку, поскольку выражают и осуществляют предначертания законов божественных. В противном случае они становятся беззаконием, а власти подлежат отрешению и замене. Следуя политическим взглядам Аристотеля, реформатор лучшей формой государства считал аристократическую. Цвингли учитывал и швейцарские политические реалии. В условиях формального ежегодного «переизбрания властей народом» на первый план выходило не тираноборчество, а создание, опираясь на народную поддержку и с участием цвинглианской церкви, такого аппарата светской власти и форм ее функционирования, которые бы соответствовали божественным законам. На этом тернистом пути Цвингли, как и всем реформаторам, пришлось не раз вступать в острые конфликты с властями и терпеть горькие неудачи. Цвинглианская реформация в Цюрихе. Учение Цвингли нашло живой отклик среди бюргерства, городского плебса, а также крестьянства кантона Цюрих и его фогтств. В 1522 г. магистрат отменил посты, безбрачие духовенства, порвал связи с епископом Констанцским. В своих январских «67 тезисах» 1523 г. Цвингли заявлял о готовности передать дело реформы в руки магистрата, отрицал всякие притязания на светскую власть, выражал согласие идти на уступки в вопросах о феодальных повинностях крестьян. Он соглашался вести переговоры о крещении детей, формах причастия с оживившимися в Цюрихе анабаптистами. Магистрат вел себя осторожнее. В 1523 г. проводилась секуляризация церковно-монастырских имуществ в кантоне, постепенно закрывались монастыри. Повинности бывших монастырских крестьян остались неизменными, но использовались на нужды городской благотворительности. Этим вбивался клин недовольства между крестьянами и городским плебсом. Цвингли вышел победителем из двух религиозных диспутов 1524 г. Реформация в Цюрихе успешно развивалась в духе его учения. Прекратилось служение мессы, иконы и предметы культа были удалены из церквей, светские лица получали причащение под обоими видами. Проводились некоторые социально-политические реформы в духе цвинглианства, например запрет военного наемничества и получения пенсий от иноземных государей. Большинство мест в магистрате перешло к представителям прогрессивных слоев бюргерства и цехов. Цвинглианство объявлялось обязательным для всех жителей кантона. Проводил эти меры и контролировал их исполнение магистрат, однако не без споров и конфликтов с церковью. Противники Цвингли приписывали ему стремление узурпировать светскую власть. Отвергая эти упреки, Цвингли заявлял, что он имеет целью лишь «духовное узаконение государства» посредством тесного контакта властей Цюриха с ним как с «уполномоченным проповедником». К 1526 г. Реформация завершилась в Цюрихе, но продолжала распространяться по стране и к 1528 г. победила в Берне и Базеле. Берн сделал известные уступки крестьянам своей округи, более демократическим по составу стал его магистрат. Политический строй и порядки в Базеле остались неизменными. Цвинглианство восторжествовало также в Шаффхаузене, Санкт-Галлене, Гларусе, здесь города стали насаждать его в своих сельских округах и фогтствах. Конфессионально-политический раскол Швайцарии достиг предела. Сложились Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|