РУБРИКИ

Происхождение русской нации

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Происхождение русской нации

Происхождение русской нации

Министерство Образования Российской Федерации

Новосибирский Государственный Технический Университет

Курсовая работа

по дисциплине “ Политология ”

на тему:

Происхождение русской нации

Факультет:МТ

Группа:МЭ-21

Выполнила : Петрова И. В.

Проверил: Немзоров

Оценка:

Новосибирск 2002

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

2

2.Древнейшие сведения о славянах 5

3.Славяне Восточной Европы в 6-7 вв.Анты 8

4.Восточныславяне накануне образования Древнерусского государства

11

5.Неславянское население Восточной Европы и его взаимоотношения с

восточными славянами 15

6.Образование древнерусской народности 20

7. Литература

25

Русские сыграли огромную роль в историческом развитии народов Европы , во

всемирной истории , как свидетельствуют древнейшие письменные источники .

Они создали свое могущественное государство – Киевскую Русь , игравшее на

Востоке Европы ту же роль ,что на Западе государство Карла Великого . В

годину нашествия Батыя Русь спасла Западную Европу от «кровавого болота

монгольского рабства» (К.Маркс) .Став могущественной мировой морской

державой в результате войн и преобразований Петра I , Россия в следующем

столетии вступила на путь революционной борьбы с самодержавием и

крепостничеством , и настала пора , когда на арену борьбы с царизмом и

капитализмом вышел русский рабочий класс .

В процессе складывания новой исторической общности –

советский народ- значение русского народа социалистической эпохи

чрезвычайно велико . Советские люди – не «Иваны , не помнящие родства» .

Нам дорого наше прошлое . Вот почему мы оглядываемся на исторический путь

русского народа , пройденный им в труде и борьбе и , прослеживая его ,

обращаемся к первым страницам русской истории . «Откуда есть пошла Русская

земля , кто в Киеве нача первее княжити , и откуду Русская земля стала

есть» .

«Откуда пошла Русская земля»- этот вопрос интересовал первых

русских летописцев , и этими словами начинается наша древняя летопись

«Повесть временных лет» . Первые русские летописцы , известные нам , Никон

, Иван ,Нестор , Сильвестр ,и безвестные творили свои произведения на

берегах Днепра –Славутича в Киеве , в Новгороде на берегу Волхова , и все

они начинали повествование с того , «откуда Русская земля стала есть» .

С чего же начинается история русского народа ? Прежде всего о

самом понятии народ . Термин народ перед нами выступает в двояком

значении . Говоря народ , мы часто под этим термином подразумеваем основную

массу населения , трудящихся , трудовой люд ,составляющий большинство

населения , говорящего на определенном языке и считающего себя единым

этническим массивом .

Есть и другое значение термина народ , когда под ним

подразумевается какое-то определенное этническое образование : русский

народ , английский народ ,узбекский народ , корейский народ и т.д.

Что же представляет собой понятие народ , когда мы

употребляем его для обозначения какого-то этнического образования ? Можно

ли термин народ связать с какой-либо формой этнического образования ,

которая различна на разных стадиях развития человеческого общества , и

только с ней , с этой определенной формой ; или термин народ применим по

отношению к различным формам и типам этнических объединений ? Термин народ

очень емкий и применим к самым различным формам этноса . Мы говорим русский

народ и имеем в виду русских времен Киевской Руси , времен былинного

Владимира Красное Солнышко и летописного Владимира Мономаха .Мы говорим

русский народ и имеем в виду русских людей Московского государства ,

времен Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина , Степана Разина и протопопа

Аввакума . А между тем в первом случае речь идет о древнерусской

народности , а во втором – о русской , или великорусской , народности .

Мы говорим о русском народе времен Полтавской баталии и Бородинского боя ,

обороны Севастополя и героев Шипки , о русских времен Пушкина и Толстого

, Чехова и Горького , Ломоносова и Менделеева , Попова и Яблочкова ,

Репина и Сурикова , а русские люди той поры сложились в русскую нацию

.Наконец , мы говорим о русском народе социалистической эпохи , о русских

нашего времени : о Калинине и Кирове , Чапаеве и Куйбышеве , Стаханове и

Изотове , Папанине и Чкалове , Громове , Жукове и Матросове , Королеве и

Курчатове , Гагарине и Титове .

А в этом случае речь идет о русской нации эпохи

социализма , о социалистической русской нации . Т.е. русский народ может

быть приложим и применяется к этническим образованиям разного характера-

древнерусской народности , русской , или великорусской , народности ,

русской нации эпохи капитализма , социалистической русской нации .

Следовательно , понятием народ наука пользуется для обозначения этнических

образований эпохи феодализма , капитализма и социалистического общества .

Но это понятие народ не распространяется на этнические

общности , имевшие и имеющие место до классового общества ,

рабовладельческого или феодального . Понятие народ не может быть

применимо по отношению к этническим общностям доклассового , первобытного

общества . Это относится не только к первобытной орде нижнего и среднего

палеолита , но даже к племени – первой этнической общности в истории

человечества . К роду , к союзу племен , возникающему на последней ступени

первобытного общества , понятие народ тоже неприменимо .

Итак , говоря о начальном этапе истории русского народа ,

мы имеем в виду тот ее период , когда на смену летописным «племенам» ,

племенам восточных славян «Повести временных лет» приходит этническая

общность восточных славян времен Киевской Руси , Древнерусского

государства-древнерусская народность . Поэтому и рассмотрение вопроса о

происхождении русского народа мы должны начать с древнейшей истории славян

, с выделения из массы славянского населения Европы восточных славян и

слияния их в новую этническую общность , характерную для эпохи феодализма

, в единую древнерусскую народность , являвшуюся предком всех трех

восточнославянских народностей, а впоследствии и наций –русской , или

великорусской , украинской и белорусской .

В 1954 г , когда вся наша страна отмечала 300-летие

воссоединения Украины с Россией , были опубликованы тезисы , посвященные

этой славной годовщине . В них подчеркивалось : «Русский , украинский и

белорусский народы ведут свое происхождение из единого корня –

древнерусской народности , создавшей древнерусское государство –Киевскую

Русь» . Далее в тезисах указывалось : «Постепенно из единой древнерусской

народности образовались три братские народности – русская , украинская и

белорусская с присущими им особенностями языка , культуры и быта .

Несмотря на все исторические превратности и великие испытания , русский

, украинский и белорусские народы сохранили и пронесли через века сознание

единства происхождения , близости языка и культуры , сознание общности

своей судьбы»

Древнерусская народность явилась тем этническим образованием

восточных славян , которое возникло в период зарождения и утверждение

феодализма , в эпоху возникновения государства , в процессе формирования

расширявшим свою территорию , включая в состав Руси неславянские

этнические элементы . Этот процесс восходит к очень отдаленным временам ,

когда еще не было письменных источников , когда исследователь должен

обращаться к данным языка , подвергнувшегося тщательному исследованию

лингвиста , к вещественным памятникам , добытым кропотливым трудом

археолога, к данным антропологии . Поэтому закономерным является вопрос –

какое содержание следует вкладывать в понятие происхождение народа , в

интересующем нас случае – происхождение русского народа ?

Нельзя понимать под этим определением какой-то этнический

взрыв , какое-то одноактное явление , которое , и только оно одно , может

и должно быть названо «происхождением русского народа» .Если говорить не

об исключениях , а о закономерностях развития этнических общностей ,

то народ вечен и не может ни «родиться» , ни «умереть» . У любого народа

есть и свои предки , и свои потомки , существование которых выходит за

хронологические рамки «происхождения» , и , говоря о «происхождении

русского народа» , мы понимаем не сравнительно ограниченный отрезок

времени в истории восточных славян , а все те этапы их этнического развития

, которые могут быть прослежены по любым видам дошедших до нас источников

, и эти поиски не могут быть ограничены ни во времени , ни в

пространстве .

Говоря о происхождении русского народа , о формировании

древнерусской народности , мы не должны и не можем ограничиваться узкими

хронологическими рамками . И поэтому нам надо начинать с поисков

древнейших сведений о славянах .

Древнейшие сведения о славянах.

Прежде, чем привести данные, проливающие свет на древнейшие судьбы

славянства , необходимо остановиться на некоторых общих принципах ,

которые следует положить в основу изучения интересующих нас вопросов . В

основе этнических принципов лежит ряд признаков , в том числе такие ,как

материальная и духовная культура , быт , обычаи , традиции и пр., наконец

, сознание единства , но основой любого этнического образования в первую

очередь является язык . Именно язык , а не культура и не расовый тип

является важнейшим , определяющим признаком этнической общности .

Язык является продуктом ряда эпох , в течение которых он непрерывно

развивается и обогащается . Язык связан с производственной деятельностью

человека и связан непосредственно . Изменения в производстве влекут за

собой изменения в языке . Поэтому язык находится в состоянии непрерывного

изменения . Следовательно , хотя историческое развитие языка не совпадает

со сменой общественно-экономических формаций , тем не менее история языка

тесно и неразрывно связана с историей общества , начиная с самых отдаленных

времен .

Попытка осветить древнейший период истории славян , используя лишь один

археологический материал , не может дать положительных результатов , так

как нельзя считать неразрывно связанными и обусловливающими друг друга не

только культуру и язык . Не всегда совпадают даже понятия археологическая

культура , гораздо более широкое , чем обычное понятие культуры , и язык .

Одна и та же ( или во всяком случае чрезвычайно близкие друг к другу )

материальная культура может принадлежать племенам , различным по языку ,

и один и тот же язык распространяется среди племен различных

археологических культур . Отсюда следует вывод , что в основу поисков

древнейших предков славян , обычно именуемых «протославянами» (более

древний период ) и «праславянами» (период более поздний) , должен быть

положен анализ славянских языков . Таков первый принцип , положенный в

основу изучения древнейшего периода в истории славянства .

Второй принцип заключается в следующем . Нельзя ограничить разыскания

о древнейших судьбах славян каким-то определенным периодом , объявив его

, и только его , временем происхождения славян , этиогенеза славян .

Поиски предков исторических славян не могут быть ограничены по времени .

При современном уровне наших знаний мы можем проследить древнейшие судьбы

славянства , начиная только с определенного времени , и более отдаленные

эпохи пока что недоступны для исследователя .

Следовательно , проблема происхождения славян , этногенеза славян ,

должна сводиться к тому , каким наиболее ранним периодом можно датировать

известные нам на данном этапе развития науки о языке древнейшие сведения о

славянской речи . При этом надо учесть , что следует говорить именно о

языке славян , а не об отдельных его элементах , восходящих к

индоевропейской языковой общности .

Настает пора, и в руках исследователей появляется еще один вид

источников - письменные. В письменных источниках славяне выступают под

названием венедов. О венедах знали еще в Древней Греции.

Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, мы можем сделать

вывод , что венеды обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря.

Южная граница от Северных склонов Карпат шла на Восток вдоль лесостепной

полосы, в юго-западной части которой венеды были соседями даков, а в юго-

восточной - сарматов.

Принадлежность венедов к славянам не вызывает сомнений.

Остановимся еще на одном виде источников, который не может не

учитываться при попытке изучения древнейшей истории славян. Речь идет о

данных антропологии. Антропологи пришли к вывод,что на территории

исторического славянства в первые века нашей эры в основном были

распространены те же европиоидные расовые типы, что и в эпоху познего

неолита и бронзы.

При поисках археологических культур, которые можно связать со

славянами, наиболее правильным является путь от известного к неизвестному.

Путь этот прослеживается примерно таким образом. Хорошо известно, что в 9-

11вв. в Среднем Приднепровье жили восточные славяне, русские, создавшие

свое Древнерусское государство, свою своеобразную древнерусскую культуру,

отложившуюся в специфических археологических памятниках : жилище ,

керамике, типе поселений, украшениях и т. п. Археологи ищут более ранние

культуры, из которых выросла, эволюционировала, культура Киевской Руси. Но,

идя таким путем- от памятников Киевской Руси 10-11вв. к памятникам 8-9вв.,

а от них – к археологическим культурам 6-7 вв. на территории Восточной

Европы,- мы должны будем признать, что достоверно принадлежавшие славянам

памятники, более древние, нежели 6 в., пока точно не установлены.

Отсюда делаетя вывод, что славяне пришли в Поднестровье,

Побужье, Приднепровье поздно, не ранее 6в. и , вытесняя и ассимилируя

балтов финно-угров, довольно быстро, в 8-9 вв., заселили обширные

прстранства Восточной Европы до верховьев Оки, Дона, Волги, Западной Двины,

Волхова, Ильменского, Ладожского и Белого озер.

Полагают, что компонентом культуры славян является милоградская

культура раннего железного века, распространенная главным образом на

побережье Днепра. Тип жилища, изгороди, кровли, формы земледелия и пр.,

характерные для создателей милоградской культуры, сближают их со славянами.

Область распространения милоградской культуры соответствует области

славянской гидронимики и лингвогеографии.

Но вот настает пора венедов, пора письменных источников, первые

века новой эры и времяб непосредственно им предшествовавшее. Область

расселения венедов огромна: на севере и северо-востоке это Балтийское море

и земли феннов(саамов); на юге и юго-востоке - Карпаты , земли даков, и

сарматская лесостепь и степь; на западе-Висла.

В поисках археологических культур прото- и праславян следует

учитывать и такие вопросы, как проблема моно- и поликультуры, т. е. Можно

и нужно ли связывать славян только с одной определенной археологической

культурой, или славяне могли быть создателями и носителями разных

археологических культур. Следует также учесть возможность изменения и

падения культуры в силу изменившихся условий, наличие нескольких волн

славянских переселений, волн, отличающихся, археологической культурой, и

многое другое, что со временем будет вводиться в научное обращение.

Славяне Восточной Европы в 6 – 7 вв. Анты.

Если в письменных источниках венеды оставили о себе память в виде

нескольких не очень ясных строк , то с течением времени число их

увеличивается, сведения о славянах становятся все более богатыми и

отчетлтвыми. И объясняется это обстоятельство тем, что славяне были

вовлечены в великое переселение народов, подошли к границам Восточно-

Римской имерии , сокрушили и прорвали ее оборонительные линии, вторглись

на территорию Византии и в короткий , срокославянив ее , вышли к берегам

Черного ,Адриатического и Эгейского морей.Византия потому заговорила о

славянах, что с ними ее пришлось сражаться и заключать союзы, приглашать к

себе на службу и поселять на своих землях, усупать им целые области и

отражать их обычное право в своем законодательстве.

Настала пора, и славянские поселения появились в Пелопеннесе, проникли

в северную часть Апеннинского полуострова и в Малую Азию и побудили

византийского императора Константина Багрянародного (10в) с грустью

константировать , что вся страна ославянилась. В этом грандиозном процессе

переселений и передвиженийславян приняли учасие и славяне Восочной Европы.

В источниках говорится о том, что наименование племени венедов менялось

соответсвенно различным родам и местностям, все же преимущественно они

называются склавенами и антами.

О расселении славян и антов вплоть до низовьев Дуная сообщает источник

6 в. Именуется в виду “Стратегикон”, преписываемый обычно императору

Маврикиюю. В той части “Стратегикон”, где речь шла о славянах и антах

указывается, что “их реки вливаются в Дунай”.

Не может быть сомнений в том, что деление славян 6 в. склавинов

(греч. Форма именования славян) и антов является отнюдь не этническим

расчленением,- славянский мир еще един, и лишь намечаются некоторые

особенности, приведшие со временем к выделению из общего славянского мира

славян западных, южных и восточных. Поэтому по отношению к началу

интенсивных славянских передвижений, переселений и расселений следует

говорить не о восточных или западных славянах, а о славянах, живущих к

западу от Днестра, и славянах, живущих к востоку от него, славянах

Восточной Европы.

Видимо, передвижения , расселения и переселения венедов и их потомков-

славян и антов, охватившие огромную территорию, а также мололюдность их

поселков, большие расстояния между ними, что вполне естественно, если

учесть непрерывное расширение в те времена области расселения славян, и

создали такое представление у Прокопия.

Славяне и анты представляют собой отнюдь не народ, а “совокупность

бесчисленных племен”.

Анты не признают над собой власти ни иноземцев, ни соплеменников, и

лишь на время интересы обороны или совместных военных подходов заставляют

их объединяться под властью одного вождя.

Антам присуще исключительное гостаприимство и радешие к иноземцам.

У антов существовало рабство, но оно очень отличалось от того

рабства, которое имело место в Византии. Источником его являлся плен и

только плен.

Единственное деление среди этого вооруженного народ- это деление

возрастное: на старших по возрасту и уже поэтому более опытных,искушенных в

битвах,и молодежь.

Византийские источники,хоть и очень скупо,но все же говорят об

одежде, о внешности славян и антов. В бой они идут в рубашках и шароварах,

но “иные не носят ни рубашек,ни плащей ,а одни только штаны , подтянутые

широким поясом на бедрах”.

Каким был социальный строй у антов в 6-7 вв.? Каковы общественные

отношения которые рисуют византийские источники?

Вооруженный народ, народоправство, собрания племен и их союзы,

патриархальное гостеприимство и патриархальное рабство, накопление богатств

в результате воин - все это свидетельсвует о том, что общественный строй

антов следует охарактеризовать как развивающуюся из родового строя “военную

демократию”.

В результате исследований было установлено определенное единство

культуры славян 6-7 вв. на всей территории, занимаемой славянами и

антами.Этой областью единства материальной культуры славян явилась обширная

территория, охватывающая Днепровское Право- и Левобережье, верхнюю Оку,

Полесье, Поднестровье, Восточную и Южную Польшу, Восточную Румынию,

Чехославакию от границы c CCCР до Южной Моравии . Эта территория, которая

определена как область обитания славян и антов в источниках 6-

7вв.,территория древней славянской топонимики ,которая непрерывно

расширялась.

Все поселения славян 6-7 вв. Восточной Европы , а их между Днепром и

Прутом и в соседней Румынии известно уже более сотни, как правило , не

укреплены .

Располагаются поселения или на склонах пойменных терас, подходя к

разделу реки, или на возвышенных останцах, в пойме, среди болот.

Мнения археологов по поводу культуры славян Восточной Европы в 6-8

вв. расходятся. И. И. Ляпушкин считает только эту культуру славянской. Им

высказано мнение о полном единстве культуры славян , что является

результатом их этнического единства. Точка зрения И. И. Ляпушкина о

единстве культуры славян не разделяется П. Н. Третьяковым , сомневающимся

в том,

“настолько ли велика была в то время общность славянской культуры, как это

утверждает И. И. Ляпушкин”. П. Н. Третьяков

отвечает, что у славян на территории Польши имело место керамика и

пражского типа, и иная, но обе отличались от керамики германцев.

6-7 вв., времена антов, являлись той эпохой, когда славяне быстро

расселялись по обширным просторам Восточной Европы. Видимо, уже тогда, и

только тогда, общеславянский язык стал распадаться на диалекты, давшие

начало более поздним отдельным славянским языкам.

Очень немногое, что нам известно о языке славян Восточной Европы,

заставляет прийти к выводу о появлении в 6-7 вв. в их речи черт,

характерных для сложившегося позднее древнерусского языка. Характерно, что

анализ топонимики Псковской земли, восходящей еще ко временам кривичей

говорит о том, что в их диалекте имели место древние черты, сохранившиеся у

западных славян и имевшие место в литовском языкеК этим особенностям

относятся дзеканье, сочетание tl и dl, перешедшие в сочетания кл и гл

вместо л.

Поэтому можно предположить, что уже в 6-7 вв. в языке славян

Восточной Европы намечались черты, характерные для древнерусского языка 9-

12вв. Существовал общеславянский язык с диалектными зонами. Их было 2-

северная (лесная) и южная. Такое же деление характерно не только для всего

славянства, но и для славян Восточной Европы. Это имело место и в языке, и

в материальной культуре.

Из всего изложенного еще не следует вывод об окончательном распаде

общеславянской общности в 6-7 вв. Она сохранялась гораздо позднее, в 10-

12 вв., что отнюдь не исключало наличия отдельных славянских языков.Такое

же единство сохраняет и культура славян в средние века.

Восточные славяне накануне образования древнерусского государства.

Что представляют собой славянские этнические общности?

В современной исторической науке их обычно весьма условно называют

племенами. Племя является этническим образованием эпохи первобытного

общества, и самой важной отличительной чертой племени является наличие

кровно-родственных связей. Между тем летописные кривичи, словене, вятичи,

тиверцы и другие расселялись на таких обширных прстранствах, что кровно-

родственные связи как нечто объединяющее исключались. На смену им приходили

связи территориальные, политические. Учитывая

это и памятуя,что в нашей литературе за восточными славянами

закрепилось наименование племя- племена, будем пользоваться этим термином,

вкладывая в него определенное содержание- территориальные объединения

восточных славян, восходящие к племенам эпохи первобытно-общинных

отношений.

На смену старым письменным объединениям пришли новые

территориальные, политические.

Археологи прослеживают специфические группы, несколько

отличающиеся по материальной культуре, типу погребений и прочее, на

территории, занятой, по летописи, одним племенем.Такая расплывчатость

терминов род, племя свидетельствует о том, что во времена составления

начальных летописных сводов, послуживших основой для”Повести временных

лет”,они уже отмирали, и собственно потомучто отмирал сам родоплеменной

быт.

Летописные “племена” славян Восточной Европы являлись

территориальными этническими образованиями , и , быть может, особенности их

местности отразились в названиях племен.

Какова же картина расселения восточных славян по данным

современной советской архиологической науки?

Поселения славян на юго-западе Восточной Европы, как правило,

не имеют искусственных укреплений, но они труднодоступны,т. к.

располагаются среди болот и топей.Городищ немного. Все жилища типа

полуземлянок.Среди железных иделий- ножи, серпы, топоры, удила и т.д.

Изделий из цветных металлов мало. Это главным образом перстни, браслеты,

фибулы, кольца, подвески. Господствует трупосожжение, бескурганные

могильники, а в бассейне Днепра- небольшие курганы.

Вряд ли сейчас кто-либо будет сомневаться в том, что до 8в., а,

возможно, кое-где и позднее верховья Днепра, Оки,Западной Двины были

заселены балтами. Распространенные в верховьях Днепра и Западной Двины

длинные курганы содержат в себе инвентарь балтов. Позднее в длинных

курганах появляются славянские вещи

В материальной культуре славян Восточной Европы той поры

местные различия почти не наблюдаются. Можно говорить лишь о том, что если

на юге жилищем является полуземлянка с печью-каменкой, то жилищем славян в

лесной полосе была рубленая изба. Вэтом отношении славяне лесной полосы

Восточной Европы были ближе к западным славянам, нежели к славянам

лесостепной полосы Восточной Европы.

6-7 вв. в истории славян Восточной Европы были временем

интенсивного расселения. Поэтому местные особенности в их культуре почти не

прослеживаются, и трудно говорить о специфической культуре каждого

восточнославянского “племени” в отдельности.

Каковы же особенности отдельных восточно-славянских племен тех

времен?

Выделить древности полян, которые давали бы возможность говорить

об их серьезном отличии от других племен, очень трудно. В культуре юго-

западных славянских племен Восточной Европы: полян, древлян, волынян,

дреговичей, хорватов,-в такой,как она рисуется по материалам могильников 10-

11вв., много общего.

Соседям полян на западе являлись древляне.В земле древлян

преобладают курганные погребления не горизонте и выше горизонта.Погребений

в ямах очень мало, и встречаются они главным образом на юге.По реке Тетерев

они пока что вовсе неизвестны. В древлянских курганах чаще других вещей

всречаются простые перстнеобразные височные кольца, более тонкие чем у

полян, небольшие височные кольца с заходящими концами.Курганы древлян

пришли на смену бескурганным погребениям с трупосожжением и курганам с

урнами, представляющим собой коллективные погребения.На юге граница земли

древлян шла по линии Житомир-Изяслав, на востоке-Житомир-Овруч, на севере-

Овруч-Горынь (левый берег низовья).На западе древлянская земля граничила с

Валынью. Древнейшими городами древвлян являлись летописные Овруч,

Искоростень и Малин.

Западными соседями древлян были волыняне.”Повесть временных

лет” подчеркивает, что население Побужья, Волыни носило разные названия и

названия эти менялись.

Дуллебы – древнее название славянского населения края, название

еще племенное. Бужане- новое наименование того же славянского населения,

обусловленнле территорией, им занимаемой, по реке Бугу. И наконец, волыняне-

наименование политическое, происходящее от города Воляня, стоящего у

впадения Гучвы в Западный Буг, у села Грудек Грубешовского повета в Польше,

так же, как словене ильменские стали новгородцами, поляне-криевлянами,

посеймские северяне-курянами, вятичи-рязанцами, кривичи,жившие по реке

Полоте,-полочанамии т. д.

На территории Волыни встречаются курганы с погребениями на горизонте и

выше горизонта,а на юге концентрируются погребения в ямах.

Землей волынян являлось Полесье к западу от Ясельды и Горыни. Примерно

по Ясельде проходила граница между волынянами и дреговичами.

Еще дальше на юго-запад лежала земля хорватов.Наличие хорватов на юге

и на западе славянского мира является, как и в ряде подобных случаев,

свидетельством расселением славян в 5-7 вв.

К северу от древлян лежала земля дреговичей. Древнейшие памятники

дреговичей представлены поселениями и могильниками с трупосожжением, с

керамикой пражского типа. В 11-12 вв. в дреговических курганах появляются

трепоположения.Встечаются погребения и на материке, и в ямах.

Подводя некоторый итог обзору древностей полян, волынын, древлян,

дреговичей и хорватов, мы должны отметить большое сходство их материальной

культуры, что выражается в сходстве погребального инвентаря.Хорошо

прослеживаются связи с западными славянами.

На самом юго-западе восточнославянского мира лежали земли уличей и

тивирцев.Их земли тянулись по Днестру и доходили до Дуная и Черного моря.

Едва ли не самой крупной этнической группой восточных славян

являлись кривичи. Территория их расселения огромна. Земля кривичей

раскинулась от Верхнего Понеманья до Костромского Поволжья, от Псковского

озера до верховьев Сожа и Десны, от Наровы до Березины .

Древнейшими памятниками земли кривичей являются длинные курганы.

Они являются коллективными кладбищами, содержащими по нескольку погребений

с труросожжением.

В формировании кривичей приняли участие и пришлые славяне, и

местные балты.

К северу и северо-востоку от кривичей обитали ильменские

словене.Погребальными сооружениями словен обычно считают сопки.

Для словен характерны ромбощитковые височные кольца.У ильменских

словен наблюдаются связи с западнословянским миром.Они проявляются в

некоторых особенностях материальной культуры и языка.

Что представляла собой юго-восточная группа славян-радимичи,

вятичи, северяне?

Территория радимичей охватывает междуречье Ипути и Сожа, части

Гомельской,Могилевской и Чернеговской областей. Там в основном селились

радимичи. Но радимическая колонизация проникает на юго-восток до верхнего

течения реки Пслы, где между Суджей и Обоянью, у села Гочева, было найдено

свыше сотни радимических погребений.

Несматря на то, что область радимичей не так велика, на

этой территории обнаружено несколько местных вариантов погребального

обряда, что говорит об обособленных районах, соответствующих племенам, в

совокупности составляющих радимичей.

Соседями радимичей на востоке были вятичи. Они занимали земли

по верхнему течению Оки, по Жиздре, Угре, Упе, Зуше, доходя на севере до

верховьев Москвы-реки, а на востоке до верховьев Дона и Тихой Сосны.

Курганы вятичей невелики, без камней в основании. Костяки

лежат на уровне почвы на берегу, в гробу или реже в бревенчатом срубе-

гробовище головой в направлении захода солнца.Более поздние вятические

курганы обнаружены на востоке, в пределах Рязанской области, что говорит о

продвижении вятичей на восток, к Дону и Рязани.

Южнее радимичей и вятичей, на Левобережье Днепра , по

Десне,Сейму и Суле, жили северяне. На территории земли летописных северян в

9-10 вв. выделяются три района, отличающиеся друг от друга специфическим

характером погребений.

На западе земли северян в области ямных погребений

вещественных находок мало. Нередки курганы со срубными камерами.

Отдельные группы восточных славян, не составляя компактных

масс населения, перед образованием Древнерусского государства и в период

его складывания и расцвета появляются на юге, юго-востоке и юго-западе: в

Белой Веже на Дону, у бывшей станицы Цимлянской, в Тмутаракани на Тамани, в

Корчеве в Крыму, на острове Березань, в низовьях Волги.

Общность культуры славян сохраняется и в середине века. Она

проявляется в сходстве керамики всех славянских земель. Такое однообразие

керамики тем более характерно, что местная посуда до расселения славян,

например, на территории Баалканского полуострова или за Эльбой была

совершенно иного типа.

Между тем славяне с самого начала их истории сознавали свое

единство, что подтверждается и письменными источниками. Это характерно и

для западных славян: поляков, чехов, словаков; и для южных славян: сербов,

хорватов, болгар, словецев; и для славян восточных от времен формирования

древнерусского государства и до складывания трех братских народов:

русского, украинского и белорусского.

6-10 вв.были временем интенсивного расселения славян на

обширных просторах Восточной Европы. Именно в этот период началось

обособлоние восточной ветви славянских языков.

Рассовые типы, распространенные среди восточных славян,

имели место и среди соседних племен и уходят к рассовым типам гораздо более

древних эпох. Распространение славянских языков на территории Восточной

Европы не всегда сопровождалось массовым переселением. Имело место

поглощение славянами неславянского населения, его обрусение, приведшее к

появлению среди славян, особенно на востоке и северо-востоке, сложившихся

уралолапоноидных (монголоидных) расовых типов.

Говоря об эволюции расовых типов восточных славян уже в

историческую эпоху, следует отметить характерные изменения: постепенное

округление черепа и уменьшение его массивности, потемнение волос и радужной

оболочки глаз, появление на востоке монголоидных черт .

В 8-9 вв. складывается язык восточных славян, древнерусский

язык, но сами восточные славяне еще не консолидировались в единую

древнерусскую народность, так как хотя язык и является основой любого

этнического образования, но стать единственным определяющим признаком

народности, а тем более нации он не может. Народность складывается на

определенном этапе социально-экономического развития, в эпоху классового

общества, и ее определяет ряд признаков, среди которых язык является

важным, ведущим, но не единственным признаком.

Неславянское население Восточной Европы и его взаимоотношения с восточными

славянами.

Мы поступили бы неправильно , если , говоря об этническом составе

Древнерусского государства . о формировании древнерусской народности ,

ограничились бы только восточными славянами .

В процессе складывания древнерусской народности приняло участие и

другое , неславянское , население Восточной Европы . Имеются в виду меря

, мурома ,мещера , весь , голядь ,водь и др ., неизвестные нам по названию

, но прослеживаемые по археологическим культурам , племена финно-угорских

, балтийских и пр . языков , которые с течением времени полностью или почти

полностью обрусели и , таким образом , могут считаться историческими

компонентами восточного славянства . Их языки при скрещивании с русским

языком исчезли , но они обогатили русский язык и пополнили его словарный

состав .

Материальная культура этих племен также внесла свой вклад в

материальную культуру Древней Руси .

«Повесть временных лет» перечисляет народы , которые дань дают Руси :

чудь , меря ,весь , мурома , черемись , мордва , пермь , печера ,ямь ,

литва , зимигола , корсь , норома , либь(ливы) . Никоновская летопись к

числу данников Руси ямь(емь) и либь (ливов) , летописец имел в виду

современную ему ситуацию , т.е. конец XI-начало XII столетий .

Часть перечисленных племен не была так органически связана с русскими

и Русью (литва, корсь, зимигола, либь , ямь) ,как другие , ассимилированные

славянами (меря , мурома ,весь ) .Некоторые из них впоследствии создали

свою государственность (литва) или стояли накануне ее создания (чудь) и

сложились в народности литовскую и эстонскую .

Поэтому в основном мы остановимся только на тех племенах , которые

были наиболее тесно связаны с восточными славянами , с Русью и русскими

, с Древнерусским государством , а именно : меря ,мурома ,чудь ,весь

,голядь ,мещера , карелы .

Племена Поволжья и Прибалтики отнюдь не были дикарями . Они прошли

сложный и своеобразный путь , рано узнали бронзу , рано освоили земледелие

и скотоводство , вступили в торговые и культурные связи с соседями , в

частности с сарматами , перешли к патриархально-родовым отношениям ,

познали имущественное расслоение и патриархальное рабство , познакомились

с железом .Племена балтийских языков с самой глубокой древности ,

доступной лингвистическому анализу , заселяли Понеманье , Верхнее

Поднепровье , Поочье и Поволжье и большую часть течения Западной Двины .

На востоке балты доходили до Московской , Калининской и Калужской областей

, где они в глубокой древности обитали чересполосно с финно-уграми ,

аборигенами края . Повсюду на данной территории широко распространена

балтская гидронимия .

Для культуры балтов , земледельцев и скотоводов характерны наземные

постройки столбовой конструкции .

В средней части Белоруссии в эпоху раннего железа и до середины I тыс

. н.э. были распространены поселения со штрихованной керамикой .

Основным занятием жителей этих поселений было подсечное земледелие ,

сочетающееся со скотоводством .

Повсюду у балтов господствовал первобытно-общинный строй с

патриархальной родовой организацией .Основной хозяйственной и социальной

единицей являлась большая патриархальная семья , т.е. семейная община .Ее

господство было обусловлено самим типом хозяйства . Подсечное земледелие

требовало общинного , коллективного труда .

Расселение славян по землям балтоязычных племен обусловило

славянизацию последних . На древнюю культуру балтов наслаивалась славянская

культура .

Культурная и языковая связь балтов и славян обусловлена либо древней

балто-славянской общностью , либо длительным соседством и общением .Следы

участия балтов в формировании восточных славян обнаруживаются в

погребальных обрядах (восточная ориентировка погребения , змеиноголовые

браслеты , особые платки , закалываемые фибулами , и др. ) , в гидронимии .

Каменные курганы ятвягов с сожжениями и погребениями не встречаются ни у

восточных балтов , ни у славян . В период образования Древнерусского

государства процесс ассимиляции балтов славянами на его территории в

основном был завершен . Среди балтов преобладал долихокранный , широко- и

среднелицый расовый тип , видимо , светлопигментированный , вошедший в

состав славянского населения в качестве субстрата .

На обширном пространстве восточные славяне соседствовали с различными

финно-угорскими племенами , впоследствии обрусевшими . Некоторые из них

сохранили свой язык и свою культуру , но были такими же данниками русских

князей , как восточно-славянские племена .

Во второй половине I тыс.н.э. восточные славяне пришли в

соприкосновение с эстонскими племенами . В это время у эстов

господствовали подсечное земледелие и скотоводство .

Связи между эстами и восточными славянами установились давно, во

всяком случае не позднее 8в. н. э., когда на юго-востоке Эстонии к западу

от Псковского озера появляются курганы и сопки кривичей и ильменских

словен. Они проникают на территорию распространения каменных могил эстов.

В славянских курганах , обнаружены в Эстонии , находят некоторые предметы

материальной культуры эстов.

Существенное значение в истории населения Восточной Европы сыграла

весь. ”Повесть временных лет” сообщает, что ”на Белеозере седять весь” ,

но, по-видимому, весь продвигалась на восток с южного берега Ладожского

озера.

Культура веси в общем однородна. Веси принадлежат небольшие курганы

юго-восточного Приладожья, расположенные одиночками или многочисленными

группами. Материальная культура характеризует как племя, занимавшееся в 11

в. подсечным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и

бортничеством.Сохранился первобытно-общинный строй, патриархально-родовой

быт.

Постепенно все больше и больше среди веси распространяются

славянские вещи и памятники христианского культа. Потомков веси усматривают

в современных вепсах. Памятью о веси являются такие названия , как Весь-

Егонская (Весьегонск) , Черепо-Весь (Череповец).

Вепсы , насчитывающие 35 тыс. человек, являются сейчас самой

многочисленной из упоминаемых в летописях народностей, ассимилированных

славянами.

Трудно проследить историю карел в период, предшествующий

образованию Древнерусского государства и на начальных этапах его истории.

Общественный строй карел причудливо сочетал в себе архаические

(пережитки матриархата) и прогрессивные черты (накопление богатств)

Прибалтийские племена находились под большим влиянием восточных

славян, русской культуры.И чем дальше на восток, тем влияние являлось все

более и более ощутимым. С момента вхождения в состав Древнерусского

государства оно стало решающим. Об этом говорит прежде всего словарный

состав языка всех прибалтийских финно-угров и балтов, где очень много.

Если прибалтийские финно-угры долгое время сохраняли и

сохраняли свой свой язык, культуру, языковые и этнографические особенности

по настоящее время, то приволжские и прикамские восточные финно- угорские

племена, такие как меря, мурома, мещера, белозерская весь, а может быть, и

некоторые другие, имена которых до нас не дошли.

Обрусение мери, муромы, мещеры, веси являлось результатом не

завоевания, а мирного и постепенного расселения славян на восток,

многовекового соседства, взаимного обогощения культуры и языка, причем в

результате скрещения распространялись русский язык и русская культура.

Влияние восточных славян испытывала на себе и мордва, особенно

эрзя, в земле которой славянские вещи и славянский обряд трупосожжения

вместе с самими славянами появляются в 8-9 вв.

Что касается северо-востока(перми, печеры и югры), то появление

здесь русских следует отнести ко времени не позже 10-начала 11вв. Уже в

1032 г. новгородец Улеб ходил к Железным Воротам.

Русское влияние ощущается и среди мари (черемис, цармис), и

камских, или волжских, болгар и в Хазарии. С камскими болгарами восточные

славяне познакомились также очень давно.

Русские проникали и дальше на юго-восток, в Нижнее Поволжье, о

чем пишут восточные источники, сообщающие о целом районе столицы хазарии

Итиля, населенном славянами, о судьях для славян, совершающих суд по

языческим обычаям.

Обрусело болгаро-хазарское население степей Подонья. Русской

Белой Вежей стала хазарская крепость Саркел, превратившаяся в ремесленный и

торговый центр, в город.

Русское влияние распространилось на Тамень, на Северный

Кавказ, где кабардинцы усвоили русскую письменность.

Всюду в степях, до Белой Вежи и Тмутаракани, распространялся

длинноголовый европиоидный расовый тип с незначительной примесью

короткоголового.В то же самое время среди степняков-кочевников преобладают

монголоидные расовые типы.

На самом юго-западе Руси, в междуречье Днепра и Прута, восточные

славяне смешивались с романизированными потомками древнего гето-дакийского

населения края.Это были далекие предки волохов.

На огромном пространстве от Наровы и берегов Ладожского и

Онежского озер до нижнего Дона и Тамани, от Западной Двины до низовьев Оки

и Средней Волги шел процесс ассимиляции восточными славянами племен

балтийских, финно-угорских, иранских и тюркских языков .

Сталкиваясь на протяжении ряда столетий с русскими, соседи

восприняли их более высокую материальную и духовную культуру, в свою

очередь обогатив ее своим вкладом. Это наблюдается в жилище, утвари,

одежде. Такова этническая карта Восточной Европы накануне образования

Древнерусского государства и на начальном этапе складывания древнерусской

народности.

Образование древнерусской народности.

Язык- основа любого этнического образования, в том числе

народности, но язык является не единственным признаком , дающим

возможность говорить о данном этническом образовании, как о народности.

Народность характеризуется не только общностью языка, отныдь не устраняющей

местные диалекты, но и единой территории, общими формами хозяйственной

жизни, общностью культуры, материальной и духовной, общими традициями,

бытовым укладом, особенностями психического склада, так называемым

”национальным характером”. Для народности характерно чувство национального

сознания и самопознания.

Народность складывается на определенном этапе общественного

развития, в эпоху классового общества. Складывание восточных славян в

особую ветвь славянства датируется 7-9 вв., т. е. Относится к тому времени,

когда образовывается язык восточных славян, а началом формирования

древнерусской народности следует считать 9-10 вв.-время возникновения на

Руси феодальных отношений и образования Древнерусского государства.

8-9вв. в истории восточного славянства были временем

разложения первобытно-общинных отношений. При этом переход от одного

общественного строя – первобытно-общинного, доклассового, к другому, более

прогрессивному, а именно классовому,феодальному обществу, в конечном счете

был результатом развития производительных сил, эволюции производства,

которая в свою очередь в основном явилась следствием изменения и развития

орудий труда, орудый производства.

8-9 вв. были временем серьезных изменений орудий

земледельческого труда и земледелия в целом. Появляется рало с полозом и

усовершенствованным наральником, соха с асимметричными железными сошниками

и присошником.

Наряду с развитием производительных сил в области

сельсохозяйственного производства и усовершенствованием земледельческой

техники огромную роль в разложении первобытно-общинных отношений сыгроло

общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности от

сельского хозяйства.

Развитие ремесла в результате постепенного улучшения

техники производства и появлении новых орудий ремесленного труда, отделение

ремесла от других видов хозяйственной деятельности- все это явилось

величайшим стимулом распада первобытно-общинных отношений.

Рост ремесла и развитие торговли подрывали устои первобытно-

общинных отношений и способствовали возникновению и развитию феодальных.

Возникает и развивается основа феодального общества-

феодальная собственность на землю.

Формируются различные группировки зависимого люда.Среди

них рабы - холопы, робы (рабыни), челядь.

Огромную массу сельского населения составляли свободные

общинники, обложенные только данью. Дань перерастала в оброк. Среди

зависимого населения насчитывалось немало закабаленного люда, потерявшего

свою свободу в результате долговых обязательств.Это кабальный люд выступает

в источниках под названием рядовичей и закупов.

На Руси начало формироваться классовое раннефеодальное

общество. Там, где произошло деление на классы, неизбежно должно было

возникнуть и государство. И оно возникло.

Государство создается там и тогда, где и когда имеются

условия для его появления ввиде деления общества на классы. Складывание

феодальных отношений у восточных славян не могло не обусловить образование

раннефеодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское

государство со стольным городом Киевом.

Создание Древнерусского государства было в первую очередь

следствием тех процессов, которые характеризовалисобой развитие

производительных сил восточных славян и смену господствующих у них и

приоизводственных отношений.

Мы не знаем, сколь велика была территория Руси той поры,

в какой мере включала она в себя восточно-славянские земли, но очевидно,

что, кроме среднеднепровского, киевского центра , она состояла из ряда

слабо связанных друг с другом земель и племенных княжений.

Слиянием Киева и Новгорода завершается образование

Древнерусского государства.

Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это

произошло потому, что он был древнейшим центром восточнославянской

культуры, с глубокими историческими традициями и связями.

Конец 10 столетия ознаменовался завершением

объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской

Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира

Святославовича(980-1015г.).

В 981 г. к Древнерусскому государству присоединилась

земля вятичей , хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее

независимости.Спустя три года, в 984 г., после битвы на реке Пищане, власть

Киева распространилась и на радимичей. Так было закончено объединение всего

восточного славянства в едином государстве. Русские земли были объединены

под властью Киева, ”мати градом Русьским”.

По летописному рассказу принятие Русью христиансва

относится к 988 г. Оно имело очень большое значение, так как способствовало

распространению письменности и грамотности,

Сближало Русь с другими христианскими странами, обогащало русскую культуру.

Упрочилось международное положение Руси, чему немало

способствовало принятие Русью христианства. Укрепились связи с Болгарией,

Чехией, Польшей, Венгрией. Завязались отношения с Грузией и Арменией.

Русские постоянно жили в Константинополе. В свою очередь греки приезжали на

Русь. В Киеве можно было встретить греков, норвежцев, англичан,

ирландцев,датчан, болгар, хазар, венгров, шведов, поляков, евреев, эстов.

Народность- этническое образование, характерное для

классового общества. Хотя общность языка является определяющей и для

народности, но нельзя ограничиться этой общностью при определении

народности, в данном случае древнерусской народности.

Древнерусская народность сложилась в результате

слияния племен, племенных союзов и населения отдельных областей и земель

восточных славян, ”народцев”, и объединила она весь восточнославянский мир.

Русская, или великорусская , народность14-16 вв.

явилась этнической общностью лишь части, хотя и большей, восточных

славян.Она формировалась на обширной территории от Пскова до Нижнего

Новгорода и от Поморья до границы с Диким Полем.

Древнерусская народность явилась этническим предком

всех трех восточнославянских народностей:русских,или великороссов,украинцев

и белорусев,-и складывалась она на грани первобытного и феодального

общества, в эпоху раннего феодализма.Русские, украинцы и белорусы

сформировались в народности в период высого развития феодальных отношений.

Теперь нам предстоит рассматреть вопрос о

появлении в эпоху раннего феодализма принципиально новой этнической

общности- древнерусская народность.

Прежде всего следует остановиться на древнерусском

языке .В языке всех славян в 9-11вв. было еще очень много общего.

Сохраняя много общего со славянскими языками ,

древнерусский язык в то же время уже отличался от других славянских

языков.

В древнерусском языке имелись уже десятки тысяч

слов, между тем как и к древнему, общеславянскому языку восходит не более

двух тысяч.

Образование Древнерусского государства

сопровождается заменой племенных связей, хотя и в стадии их разрушения ,

связями территориальными.

В 9-10 вв. в древнерусском языке происходят

большие изменения.Обогощается его словарный состав, совершествуется

грамматический строй, изменяется фонетика.

На Руси было, собственно, два языка литературы:

древнеславянский письменно-литературный язык и собственно-древнерусский

литературный язык. В основу древнеславянского письменно-литературного языка

лег македонский диалект болгарского языка8-9вв.

Основой древнерусского литературного языка был

народный разговорный язык. В создании общерусского разговорного языка ,

хотя сохраняющего диалектные особенности , но тем не менее ставшего речью

всей Русской земли, решающую роль сыграли народные массы.

Перейдем к вопросу о складывании

территориальной общности древнерусской народности.Как мы уже видели, 9-

10вв. были временами территориального складывания восточного славянства.

Характерной особенностью этого процесса является совпадение этнических и

государственных границ, границ расселения восточных славян и Древнерусского

государства.

Территориальное объединение восточных славян

как единого этнического образования было столь прочным, что , например,

западные рубежи восточнославянских наций наших дней-украинской и

белорусской, являющихся потомками древнерусской народности, в основном

совпадают с этническими границами восточных славян на западе и с рубежами

Древнерусского государства 9-11 вв.

Культура Киевской Руси, материальная и

духовная культура русских времен Древнерусского государства однородна и

едина.Об этом говорит древнерусский архитектурный стиль, общие черты

которого отнюдь не перекрываются местными вариантами и локальными

особенностями.

Понятия русский и христианин, православный,

начинают совпадать. Совпадают понятия язык (народ) и вера(религия).

Ярко проявлялись и особенности психического

склада русского народа:трудолюбие, мужество, стойкость, выносливость,

мудрость, гостеприимство,благожелательность, доброта и свободолюбие,

характеризующее русский народ везде, на всех этапах истории нашей Родины.

Яркими памятниками древнерусского патриотизма ,

отражающими чувство самосознания русского народа, являются и ”Повесть

временных лет”,и ”Слово о законе и благодати ” митрополита Илариона, и ”

Память и похвала Иакова Мниха”, и другие жемчужины древнерусской

литературы.

Единство древнерусской народности было настолько

прочным, что даже после страшного Батыева нашествия, когда установился

трехвековой тяжкий гнет, когда обширные пространства Руси на западе и юге

стали добычей литовских князей, польских и венгерских королей, когда

наступил государственный распад древнерусской народности, в разных концах

Русской земли сохранилось очень много общего в языке и культуре .

Память об общем происхождении из единого корня

навсегда сохранилась в сердцах братских народов.Несмотря на все

исторические испыиания, русский, украинский и белорусский народы сохранили

и пронесли через века сознание единства происхождения, близость языка и

культуры, общность своей судьбы.

То общее, что объединяеь великоросса, украинца и

белоруса, есть результат не только общности происхождения, уводящий нас в

седую даль времен, на в незыблемых связей, установившихся между населением

различных уголков Руси еще на заре истории русского народа и его

государства, во времена Киевской Руси. В этом огромное значение Киевской

руси в истории славянских народов Восточной Европы .

Список литературы:

1.Ю. В. Юрхин, ПОЛИТОЛОГИЯ

2.В. В. Мавродин, Происхождение русского народа


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.